Сообщение на тему: "Самообразование-эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов"
Методический материал для педагога
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu_samoobrazovanie.docx | 33.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования дом детского творчества станицы Гривенской
Сообщение на тему:
«Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»
Якименко Татьяна Васильевна,
Педагог дополнительного образования,
МБУ ДО ДДТ ст.Гривенской,
2018 год.
Здравствуйте, коллеги. Меня зовут Якименко Татьяна Васильевна. Я работаю в МБУДО ДДТ ст. Гривенской педагогом дополнительного образования. Веду объединения «Кройки и шитья» и «Дизайн одежды».
Тема моего доклада «Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»
Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования.
Совершенствование педагогического мастерства педагога играет немалую роль в качестве образования. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.
Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.
"Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы и т.д., и тех, которые постоянно ищут и вносят что-то новое в свою образовательную программу. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.
Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом практических рекомендаций, на основании
Однако, как бы ни были высоки способности педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые называют педагоги это отсутствие времени, нехватка источников, отсутствие стимулов. Что же должно подтолкнуть к самосовершенствованию? Творчеству нельзя научить, но можно создать условия, которые помогут включиться в процесс.
Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:
- Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, мероприятию, и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.
- Желание творчества. Педагог-профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.
- Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.
- Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!
- Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педаога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.
Основные принципы самообразования:
- непрерывность, целенаправленность.
- единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность,
- опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.
Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.
Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподавателя должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков преподаватель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.
1. Профессиональное (предмет преподавания);
2. Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);
3. Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);
4. Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);
5. Правовое;
6. Эстетическое (гуманитарное);
7. Историческое;
8. Иностранные языки;
9. Политическое
10. Информационно-коммуникативные технологии;
11. Охрана здоровья;
12. Интересы и хобби.
В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.
Источники получения знаний:
1. Телевидение;
2. Газеты, журналы;
3. Литература;
4. Интернет
5. Видео, аудио;
6. Семинары и конференции;
7. Мастер - классы;
8. Мероприятия по обмену опытом;
9. Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия;
10. Курсы повышения квалификации;
Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.
Формы самообразования педагога.
Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:
1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):
- в рамках курсовой подготовки в,
с использованием дистанционных технологий
3) групповая самообразовательная работа:
- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)
- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений
4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:
- средств массовой информации,
- вычислительной и оргтехники,
- библиотек, музеев,
- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности
- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).
Составляющие процесса самообразования педагога:
Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?
1. Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.
2. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
3. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
4. Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.
5. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.
6. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.;
Продуктивность процесса самообразования
Самообразование педагога будет продуктивным, если:
1. В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;
2. Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;
3. Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;
4. Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;
5. Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;
6. Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Результат самообразования.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.
Каковы могут быть результаты самообразования учителя:
• повышение качества преподавания предмета;
• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
• разработка новых форм, методов и приёмов обучения;
•доклады, выступления;
•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
•создание комплектов;
•педагогических разработок;
•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).
Технология организации самообразования
1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;
2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;
3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;
4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов;
5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.
Порядок работы над темой самообразования:
- Выбор темы (проблемы) индивидуальной научно-методической работы:
- Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
- Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы
- Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности
5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятельности.6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.
7. Литературное оформление работы, отчет о полученных результатах перед коллегами.
Процесс моего самообразования как педагога я реализую следующими действиями:
- Систематически прохожу курсы повышения квалификации.
2.Участвую в педагогических семинарах, конференциях, мастер классах, мероприятиях по обмену опытом с коллегами, как на базе ДДТ, так и района.
3.Посещаю занятия коллег и участвую в обмене опытом;
4.Совершенствую свои знания в области кройки и шитья, моделировании и украшении одежды.
5.Участие в выставках, конкурсах.
6.Участвую в проведение открытых уроков;
7.Изучаю информационно-компьютерные технологии;
8.Выкладываю свои разработки в сети интернет.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инноваций использует педагог в своей работе, тем больше положительного эффекта от его работы. Но самое главное – это желание педагога работать над собой и способность творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.