Сообщение на тему: "Самообразование-эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов"

Якименко Татьяна Васильевна

Методический материал для педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_temu_samoobrazovanie.docx33.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования                                                                                    дом детского творчества станицы Гривенской

Сообщение на тему:

«Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»

 Якименко Татьяна Васильевна,

Педагог дополнительного образования,

МБУ ДО ДДТ ст.Гривенской,

 

2018 год.

       Здравствуйте,  коллеги. Меня зовут Якименко Татьяна Васильевна. Я работаю в МБУДО ДДТ ст. Гривенской педагогом дополнительного образования. Веду объединения «Кройки и шитья» и «Дизайн одежды».

 Тема моего доклада «Самообразование – эффективный способ повышения педагогического мастерства педагогов»

Одна из главных задач современной системы образования – повышение качества образования.

Совершенствование педагогического мастерства педагога играет немалую роль в качестве образования. Сегодня обществу нужен педагог компетентный, всесторонне подготовленный, владеющий педагогическим мастерством.  

    Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагогическое мастерство связано с личностью педагога, с комплексом качеств, которые способствуют обеспечению высокого уровня самоорганизации профессиональной деятельности.

                                                        "Учитель учится всю жизнь" - это известная истина. Но уже через несколько лет работы педагоги делятся на тех, кто спокойно движется по накатанной дорожке, используя старые приемы, планы, фразы и т.д., и тех, которые постоянно ищут и вносят что-то новое в свою образовательную программу. Одним из показателей профессиональной компетентности преподавателя является его способность к самообразованию. Поток профессиональной информации не только растет, но и качественно обновляется, поэтому саморазвитие признается ведущей ценностью образования.

 

         Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогики и психологии.

  Изучение проблемы педагогического самообразования обогатилось в последнее время большим числом  практических рекомендаций, на основании

  Однако, как бы ни были высоки способности педагога  к  самообразованию, не всегда  этот процесс реализуется на практике. Причины, которые называют педагоги это отсутствие времени, нехватка источников, отсутствие  стимулов. Что же должно подтолкнуть к самосовершенствованию? Творчеству нельзя научить, но можно создать условия, которые помогут включиться в процесс.  

     Мотивы, побуждающие педагога к самообразованию:

      - Ежедневная работа с информацией. Готовясь к занятию, выступлению, родительскому собранию, классному часу, мероприятию, и др. у педагога возникает необходимость поиска и анализа новой информации.

    - Желание творчества. Педагог-профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появляться новое, работа должна вызывать интерес и доставлять удовольствие.

      - Стремительный рост современной науки, особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой. Изменения, происходящие в жизни общества, в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение. Если не усваивать новую информацию, может сложиться образ учителя как несовременного человека.

            - Общественное мнение. Педагогу не безразлично, считают его "хорошим" или "плохим". Никто не хочет быть плохим учителем!

      - Материальное стимулирование. Наличие категории, премии, надбавки зависит от квалификации и мастерства педаога. Без постоянного усвоения новых знаний не добиться более продуктивной работы, которая, естественно, оплачивается выше.

Основные принципы самообразования:

  • непрерывность, целенаправленность.
  • единство общей и профессиональной культуры, взаимосвязь и преемственность, доступность,
  • опережающий характер, перманентность перехода от низкой ступени к высшей, вариативность и др.

    Основные направления, в которых педагогу необходимо заниматься самообразованием.      

     Специфика педагогической деятельности такова, что для эффективной деятельности преподавателя должен владеть знанием собственного предмета, методиками его преподавания, психологией и педагогикой, иметь общий высокий уровень культуры. Этот перечень далеко не полон. Но без этих навыков преподаватель не может эффективно учить и воспитывать. Попробуем перечислить основные направления, в которых преподаватель должен совершенствоваться и заниматься самообразованием.

1.        Профессиональное (предмет преподавания);

2.        Психолого-педагогическое (ориентированное на учеников и родителей);  

3.        Психологическое (имидж, общение, искусство влияния, лидерские качества и др.);    

4.        Методическое (педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения);    

5.        Правовое;  

6.        Эстетическое (гуманитарное);  

7.        Историческое;

8.        Иностранные языки;

9.        Политическое    

10.        Информационно-коммуникативные технологии;      

11.        Охрана здоровья;  

12.        Интересы и хобби.

       В чём заключается суть процесса самообразования? Педагог самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в развитии личности и профессиональной деятельности.

                    Источники получения знаний:      

1.        Телевидение;  

2.        Газеты, журналы;    

3.        Литература;

4.        Интернет      

5.        Видео, аудио;      

6.        Семинары и конференции;    

7.        Мастер - классы;      

8.        Мероприятия по обмену опытом;  

9.        Экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия;    

10.        Курсы повышения квалификации;  

      Все источники можно разделить на способствующие личностному росту и способствующие профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому и другому одновременно.

                Формы самообразования педагога.

Сегодня используются самые разнообразные формы организации самообразования педагога:

1) специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);

2) повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период):

- в рамках курсовой подготовки в,

с использованием дистанционных технологий

3) групповая самообразовательная работа:

- работа методических объединений, творческих групп (проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег)

- проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений

4) индивидуальная самообразовательная работа с помощью:

- средств массовой информации,

- вычислительной и оргтехники,

- библиотек, музеев,

- осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности

- формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).

          Составляющие процесса самообразования педагога:

  Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать, писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов?

1.        Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приёмы обучения.

2.        Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.      

3.        Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.      

4.        Совершенствовать свои знания в области психологии и педагогики.      

5.        Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни.      

6.        Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.;

   

                   Продуктивность процесса самообразования

      Самообразование педагога будет продуктивным, если:      

1.        В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию;

2.        Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагог  понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности;  

3.        Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала;    

4.        Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности;

5.        Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству;

6.        Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

                            Результат самообразования.

   Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

     Каковы могут быть результаты самообразования учителя:

• повышение качества преподавания предмета;

• разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;

• разработка новых форм, методов и приёмов обучения;

•доклады, выступления;

•разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;

•выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;

•разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;

•создание комплектов;

•педагогических разработок;

•обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

 Технология организации самообразования

1 этап - установочный, предусматривает создание определенного настроя на самостоятельную работу;

2 этап - обучающий, на котором педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой;

3 этап - практический, во время которого происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ;

4 этап - теоретическое осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов;

 5 этап - итогово-контрольный, на котором педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты.

                   Порядок работы над темой самообразования:

  1. Выбор темы (проблемы)  индивидуальной научно-методической  работы:
  2. Детальное ознакомление с проблемой посредством литературных источников:
  3. Уточнение темы и разработка предварительного варианта плана индивидуальной научно-методической работы
  4. Выбор и разработка моделей, инновационных технологий педагогической деятельности

5. Внедрение инноваций в практику своей педагогической деятель­ности.6. Анализ и оценка результатов индивидуального опыта работы над научно-методической темой (проблемой), формулирование выводов и предложений.

7.  Литературное оформление работы,  отчет о полученных результатах перед коллегами.

       Процесс моего самообразования как педагога я реализую следующими действиями:

  1. Систематически прохожу курсы повышения квалификации.

2.Участвую в педагогических семинарах, конференциях, мастер классах, мероприятиях по обмену опытом с коллегами,  как на базе ДДТ, так и района.  

3.Посещаю занятия коллег и участвую в обмене опытом;

4.Совершенствую свои знания в области кройки и шитья, моделировании и украшении одежды.  

5.Участие в выставках, конкурсах.

6.Участвую в проведение открытых уроков;

7.Изучаю информационно-компьютерные технологии;

8.Выкладываю свои разработки в сети интернет.

    Заключение

       Подводя итог, можно сказать, что чем больше информации, методов и инноваций использует педагог в своей работе, тем больше положительного эффекта от его работы. Но самое главное – это желание педагога работать над собой и способность  творить, учиться, экспериментировать и делиться своими знаниями и опытом, приобретенными в процессе самообразования.