Дополнительная общеобразовательная программа художественной направленности студии «Волшебная бумага»
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
студии «Волшебная бумага»
Для детей от 7 до 12 лет.
Срок реализации программы -2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_bumaga.docx | 34.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества г. Покров»
РЕКОМЕНДОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:
Методическим советом Директор МБУДО ЦРТДиЮ г. Покров
МБУДО ЦРТДиЮ г. Покров __________________ Н.В. Сергеева
Протокол № ___ «___»________20__ г. Приказ № _____ «___» _______20___г.
Дополнительная общеобразовательная программа
художественной направленности
студии «Умелые ручки»
Для детей от 7 до 12 лет.
Срок реализации программы -2 года.
Автор:
Педагог дополнительного образования
Сиденкова Е.В.
г. Покров
2018 г.
Пояснительная записка
Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Как помочь ребёнку открыть себя наиболее полно? Как создать условия для динамики творческого роста и поддержать пытливое стремление ребёнка узнать мир во всех его ярких красках и проявлениях? В этом поможет бумагопластика– один из самых простых, увлекательных и доступных способов работы с бумагой. Здесь ребёнку даётся возможность реально, самостоятельно открыть для себя волшебный мир листа бумаги, постичь свойства, структуру. Большая роль овладении бумагопластикой отводится коллективным работам. За короткий промежуток времени на занятии ребёнок может сделать одну или две фигуры, он выразил себя технически, но морально не удовлетворён. Но если ребёнок создаёт коллективно одну большую картину, он получает конечный результат гораздо быстрее и воспринимает готовую работу целостно, как свою собственную. Система работы с бумагой построена по принципу от простого к сложному. Овладение рядом технологий требует терпения и аккуратности, а поделки тщательности в исполнении, ведь мастерство – это всегда упорный труд и воображение.
Программа предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.
Бумага, как материал для детского творчества, ни с чем не сравнима (легкость обработки, минимум инструментов). Способность бумаги сохранять придаваемую ей форму, известный запас прочности позволяет делать не только забавные поделки, но и вполне нужные для повседневного обихода предметы (закладки, упаковки для подарков, подставки под карандаши, пеналы и т.д.).
Любая работа с бумагой – складывание, вырезание, плетение – не только увлекательна, но и познавательна. Бумага дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. Дети постигают поистине универсальный характер бумаги, открывая ее поразительные качества, знакомятся с самыми простыми поделками из бумаги и с приготовлениями более сложных, трудоемких и, вместе с тем, интересных изделий. Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.
Бумажная пластика выполняется в определённой последовательности: выбор сюжета, составление эскиза, подбор бумаги, изготовление деталей, раскладывание их, наклеивание деталей, оформление.
Студия "Бумагопластика" комплектуется обучающимися от 7 до 12 лет. Реализация программы рассчитана на 2 года. На 1 году обучения предусматривается 2 занятия в неделю по 2 часа. На 2 году обучения предусматривается 3 занятия в неделю по 2 часа.
Цели и задачи.
Цель – создание условий для самореализации ребенка в творчестве, воплощения в художественной работе собственных неповторимых черт, своей индивидуальности.
Задачи:
- формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью объемных форм;
- совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами при работе с бумагой;
- развивать смекалку, изобретательность и устойчивый интерес к творчеству;
- формировать творческие способности, духовную культуру и эмоциональное отношение к действительности;
- развивать мелкую моторику рук.
Формирование представлений:
- познакомятся со свойствами и возможностями бумаги как материала для художественного творчества;
- познакомятся с основами знаний в области композиции, формообразования;
- познакомятся с основными видами работ из бумаги (вырезки, плетения, оригами, аппликация, объемное конструирование);
Формирование навыков:
- овладеют основными приемами работы с бумагой: складывание, сгибание, вырезание, гофрирование, склеивание;
- научатся последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и способов изготовления, готовое изделие);
- научатся работать нужными инструментами и приспособлениями;
- научатся самостоятельно решать вопросы конструирования и изготовления бумажных (выбор материалов, способов обработки, умения планировать, осуществлять самоконтроль);
- овладеют основными техническими приемами макетирования;
- изучат приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы;
- освоят основные приемы учебно-исследовательской деятельности в рамках разработки творческих проектов.
Формы и методы занятий.
Формы проведения занятий.
- традиционные;
- комбинированные;
- практические занятия;
- лекции;
- игры;
- конкурсы;
- соревнования;
- ярмарки;
- выставки.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция);
- наглядный;
- практический
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятие:
- фронтальный;
- индивидуально-фронтальный;
- групповой;
- индивидуальный.
Ожидаемые результаты.
В результате обучения по данной программе дети:
- уметь обращаться с инструментами, оборудованием;
- научится различным технологиям работы с бумагой;
- научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия из бумаги;
- овладеть навыками культуры труда;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение, мелкую моторику рук и глазомер, творческие способности и фантазию;
- приобретут навыки работы в коллективе.
Для подведения итогов проводятся различные массовые формы работы, такие, как выставки, дни открытых дверей, соревнования, отчетные работы.
Первый год обучения.
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие | 1 | 1 |
2 | Инструменты и материалы, оборудование. Правила безопасности труда. | 1 | 1 |
3 | Происхождение бумаги | 1 | 1 |
4 | Виды и техника вырезания | 1 | 5 |
4 | Бумажные комочки | 1 | 5 |
5 | Аппликация (обрывная, из ладошек, фантиков) | 2 | 16 |
6 | Плетение | 1 | 5 |
7 | петли | 2 | 8 |
8 | Объемная аппликация | 3 | 23 |
9 | Поделки из бумажных гармошек | 1 | 5 |
10 | Торцевание | 2 | 14 |
11 | Оригами | 6 | 40 |
Всего часов | 21 | 123 |
Второй город обучения.
№ | Тема | Количество часов | |
теория | практика | ||
1 | Вводное занятие Инструменты и материалы, оборудование. Правила безопасности труда. | 2 | 1 |
2 | Аппликация | 8 | 58 |
3 | оригами | 8 | 46 |
4 | квиллинг | 6 | 45 |
5 | Папье-маше | 2 | 19 |
6 | конструирование | 3 | 18 |
7 | Всего часов | 29 | 187 |
Сентябрь.
№ | Тема | часы |
1 | Вводное занятие. | 2 |
2 | Инструменты, материалы. Правила безопасности при работе. | 2 |
3 | Происхождение бумаги. Виды бумаги. Свойства бумаги. | 2 |
4 | Вырезание. Виды и техника вырезаний. Вырезание по шаблону | 2 |
5 | Виды и техника вырезания. Симметричное вырезание | 4 |
6 | Бумажные комочки «Цветик семицветик» | 2 |
7 | Бумажные комочки «Гроздь винограда» | 2 |
8 | Бумажные комочки «сердце» | 2 |
Всего часов | 18 |
Октябрь.
№ | Тема | часы |
1 | Аппликация. Виды аппликаций. Аппликация из ладошек: «Ежик» | 2 |
2 | Аппликация из ладошек: «Дерево дружбы» | 2 |
3 | Открытка ко Дню учителя «Букет роз» | 2 |
4 | Отрывная аппликация: «Теремок». | 2 |
5 | Отрывная аппликация: «Листопад» | 2 |
6 | Коллективная работа «Вспоминания о лете». | 2 |
7 | Аппликация из фантиков: «Машина», «Барышня». | 2 |
8 | Аппликация из фантиков: «Клоун» | 2 |
Всего | 16 ч |
Ноябрь.
№ | Тема | часы |
1 | Стенгазета «День народного единства». | 2 |
2 | Шахматное плетение: «Коврик». | 2 |
3 | Шахматное плетение: «Листья» | 2 |
4 | Шахматное плетение: «Корзина». | 2 |
5 | Петли «Ромашка», «Хризантема». | 2 |
6 | Петли «Домашние птицы» | 2 |
7 | Петли. Аппликация «Пруд» | 2 |
8 | Аппликация. «Павлин» | 2 |
9 | Оформление выставки | 2 |
Всего часов | 18 |
Декабрь.
№ | Тема | часы |
1 | Аппликация. «Зимушка-зима» | 2 |
2 | Аппликация: «Елочка» | 2 |
3 | Аппликация: игрушки на елку. | 2 |
4 | Объемная игрушка «Снеговик». | 2 |
5 | Объемная игрушка «Дед Мороз», «Снегурочка». | 2 |
6 | Украшение класса к Новому году. «Гирлянды», «Шары», «Фонарики» | 2 |
7 | Аппликация «Символ года». | 2 |
8 | Аппликация: «Снежинка» | 2 |
9 | Аппликация: «Новогодняя открытка» | 2 |
10 | Всего часов | 18 |
Январь.
№ | Тема | часы |
1 | Аппликация: «Бумажный ангел» | 2 |
2 | Открытка к Рождеству. | 2 |
3 | Аппликация «Рождественская свеча» | 2 |
4 | «Вифлеемская звезда» | 2 |
5 | Бумажные гармошки: «Сороконожка» | 2 |
6 | Бумажные гармошки: «Змея» | 2 |
7 | Бумажные гармошки: «Звезда морских глубин» | 2 |
Всего часов | 14 |
Февраль.
№ | тема | часы |
1 | Торцевание: «Медвежонок» | 2 |
2 | Торцевание: «Сердечко» | 2 |
3 | Торцевание «Цыпленок» | 2 |
4 | Торцевание: «кактус» | 2 |
5 | Открытка ко дню Защитника отечества | 2 |
7 | Коллективная работа «Весенняя пора» | 6 |
Всего часов | 16 |
Март.
№ | тема | часы |
1 | Оригами «Самолет», | 2 |
2 | Оригами «Корабль» | 2 |
3 | Оригами: открытка к 8 Марта. | 2 |
4 | Оригами «Собака» | 2 |
5 | Оригами «Птица счастья» | 2 |
6 | Оригами «Домашние животные» | 4 |
7 | Оригами «Предметы быта» | 2 |
Всего часов | 16 |
Апрель.
№ | тема | часы |
1 | Круговое оригами «Цветы» | 2 |
2 | Круговое оригами: Люди» | 2 |
3 | Круговое оригами: «Панно» | 4 |
4 | Круговое оригами «Кусудама» | 4 |
5 | Круговое оригами: «Шар» | 2 |
Всего часов | 16 |
Май.
№ | тема | часы |
1 | Модульное оригами «стрекоза» | 2 |
2 | Модульное оригами «золотая рыбка» | 4 |
3 | Модульное оригами «Ромашка» | 2 |
4 | Модульное оригами: «Змейка» | 2 |
5 | Коллективная работа «Яблоко» | 2 |
6 | Оформление выставки | 2 |
Всего часов | 14 |
Сентябрь.
№ | Тема | часы |
1 | Вводное занятие. Инструменты, материалы. Правила безопасности при работе. | 2 |
2 | Аппликация «1 сентября» | 2 |
3 | Поздравление детей-инвалидов с Днем Знаний | 2 |
4 | Аппликация «Золотая осень» | 4 |
5 | Аппликация: «Грибная пора» | 6 |
6 | Аппликация: «Бабочка» | 2 |
7 | Аппликация: «Стрекоза» | 4 |
Всего часов | 22ч |
Октябрь.
№ | Тема | часы |
1 | Объемная аппликация: «Карнавал животных» | 2 |
2 | Объемная аппликация: «Коровушка» | 2 |
3 | Цветы ко дню Учителя | 2 |
4 | Объемная аппликация: «Динозавр» | 2 |
5 | Объемная аппликация: «Цыпленок» | 2 |
6 | Объемная аппликация: «Ракета» | 4 |
7 | Объемная аппликация: «Тоннель» | 6 |
Всего | 20 ч |
Ноябрь.
№ | Тема | часы |
1 | Оригами: «Звезда» | 2 |
2 | Оригами: «Зоопарк» | 4 |
3 | Оригами «Птицы» | 2 |
4 | Оригами: «Лилия» | 2 |
5 | Оригами: «Картина» | 4 |
6 | Оригами: «Кусудама» | 4 |
7 | Оригами: «Кусудама» | 4 |
8 | Оригами: «Кусудама» | 4 |
9 | Подготовка к выставке | 2 |
всего | 28 ч |
Декабрь.
№ | Тема | часы |
1 | Аппликация. «Зимушка-зима» | 4 |
2 | Аппликация: «Елочка» | 2 |
3 | Аппликация: игрушки на елку. | 4 |
4 | Объемная игрушка «Символ года». | 2 |
5 | Объемная игрушка «Дед Мороз», «Снегурочка». | 2 |
6 | Украшение группы к Новому году. «Гирлянды», «Шары», «Фонарики» | 4 |
7 | Аппликация «подарок другу». | 2 |
8 | Аппликация: «новогодние маски» | 4 |
9 | Новогодний карнавал в студии | 2 |
10 | Всего часов | 28ч |
Январь.
№ | Тема | часы |
1 | Модульное оригами: «Солнышко» | 4 |
2 | Модульное оригами: «Ягода» | 4 |
3 | Модульное оригами: «Грибок» | 4 |
4 | Модульное оригами: «Цыпленок» | 4 |
6 | Модульное оригами: «Ваза» | 4 |
7 | Коллективная работа: «Лебедь» | 6 |
Всего часов | 26ч |
Февраль.
№ | тема | часы |
1 | Квиллинг: «Цветочки» | 2 |
2 | Квиллинг: «Подарок ко Дню всех влюбленных» | 4 |
3 | Квиллинг: «Листочки» | 2 |
4 | Квиллинг : «Бабочка» | 4 |
5 | Квиллинг: «Шары» | 4 |
6 | Квиллинг: Подарок к 23 февраля. Праздничный концерт мальчикам. | 2 |
7 | Квиллинг: «Самолет» | 6 |
8 | Подготовка к выставке | 2 |
Всего часов | 26ч |
Март.
№ | тема | часы |
1 | Квиллинг: «Игрушки» | 2 |
2 | Квиллинг: «Подарок маме». Праздничный концерт для девочек. | 4 |
3 | Квиллинг: «Панно» | 6 |
4 | Квиллинг: «Рамка для фотографии» | 4 |
5 | Квиллинг: «Гроздь винограда» | 4 |
6 | «Квиллинг: «Весенняя картина» | 6 |
Всего часов | 26ч |
Апрель.
№ | тема | часы |
1 | Папье-маше: «Чашка» | 4 |
2 | Папье-маше «Пасхальное яйцо» | 2 |
3 | Папье-маше: «Самолет» | 6 |
4 | Папье-маше: «Овощи» | 4 |
5 | Папье-маше: «Луноход» | 6 |
Всего часов | 22ч |
Май.
№ | тема | часы |
1 | Конструирование: «Орден победы». Письма с фронта. | 2 |
3 | Конструирование: «Паровоз» | 4 |
4 | Конструирование: «Замок» | 4 |
5 | Конструирование: «Торт» | 4 |
6 | Конструирование: «Чудо животное» | 2 |
7 | Оформление выставки | 2 |
Всего часов | 18 | |
Всего часов | 216 |
Список литературы
Список литературы, использованной педагогом для разработки программы и организации образовательной деятельности:
- Антонова М. Р. Лепим, клеем, вырезаем. – М.: Эксмо, 2007. – 128 с.
- Балчин Д. Чудесные поделки своими руками. – Белгород.: ООО «Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2008. – 96 с.
- Васина Н.С. Бумажная Симфония. – М.: Арис-Пресс ,2009. – 128 с.
- Вешкина О. Б. Декупаж. Стильные идеи шаг за шагом. – М.: АСТ: Астрель, 2010. - 64 с.
- Вье О. Оригами: самолеты из бумаги. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. - 144 с.
- Гридина В.Т., Завязкин О.В. Читай, рассуждай, отгадывай. – М.: ЗАО «БАО-ПРЕСС», 2006. – 320 с.
- Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ : Астрель, 2007. – 240 с.
- Горнова Л.В., Бычкова Т.Л. Студия декоративно-прикладного творчества: программы, организация работы, рекомендации. _ Волгоград: Учитель, 2008. – 2005 с.
- Джилл Дикинсон. 55 идей для детского праздника. – М.: ЗАО «Издательская группа «Контэнт», 2008. – 128 с.
- Евладова Е.Б. Дополнительное образование детей. – М.: Гуманитраный изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 349 с.
- Игры и развлечения для детей. – СПб.: Сова, 2007. – 142 с.
- Ковязина Т.Н., Галицина Н.Е. Организация социально значимой деятельности в учреждениях дополнительного образования: социально – образовательные программы. – Волгоград: Учитель, 2010. – 153 с.
- Коротеева Е. И. Веселые друзья – фантики: аппликация из фантиков. М.: Издательство «Никола-Пресс», 2009. – 80 с.
- Лебедева Е. Г. Простые поделки из бумаги и пластилина. – М.: Айрис-Пресс, 2007. – 176 с.
- Лысаков В.Г. 100 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318 с.
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки». – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007. – 144с.
- Митчелл. Д. Оригами: Животные из бумаги – Издательсто «Ниола-Пресс», 2006. – 96 с.
- Пипер А., Фишер А. Поделки из бумажной бечевки. – М.: Издательство Арт-Родник, 2007. – 30 с.
Периодическое издание.
- Журнал «Детская коллекция идей» № 2, №3, №4, №5. – М.: ЗАО « ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», 2005.
- Журнал «Все дети талантливы» № 3. – М.: ОАО «ГАММА», 2011.
- Журнал «Девчонки – мальчишки» № 06, №08, № 10. – М.:2011
- Журнал «Девчонки – мальчишки» №05, №06, №07, №08, №12. – М.: 2012
- Журнал «Девчонки – мальчишки» № 02, №03, №04,№07,№10. – М.: 2013
- Журнал «Радуга идей». № 2, № 3 – М.: 2014
Список литературы, рекомендованной для родителей и детей:
- Сержантова Т.Б. 366 моделей по оригами. – М.: Айрис-пресс, 2010. -192 с.
- Соколова С.В. Оригами для дошкольников. Методическое пособие. С-Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. – 64 с.
- Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка. – Ярославль.: «Академия развития», 2008. – 224 с.
- Третьякова Л.В., Хромова И.В. Работа с семьей в учреждениях дополнительного образования: аукцион методических идей. – Волгоград: Учитель, 2009. – 218 с.
- Трофимова М.В., Тарабарина Т.И. И учеба, и игра изобразительное искусство» Популярное пособие для родителе и педагогов - Ярославль: «Академия развития», 2007. – 240 с.
- Уолтер Х. Цветы из бумажных лент. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008.- 32 с.
- Уолтер Х. Узоры из бумажных лент. – М.: Издательсво «Ниола – Пресс», 2008.- 112 с.
- Уолтер Х. Популярный квиллинг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2008. – 104 с.
- Фришман И.И. Педагогу дополнительного образования об организации общественной активности детей и молодежи.- М.: УЦ Перспектива, 2009. – 196 с.
- Хофман К. Фигурки из бумаги. Поделки из бумажных гармошек. - М.: Издательство АРТ-РОДНИК, 2007. – 30 с.
- Чен Н.В. Замечательные поделки своими руками. – Белгород.: ООО Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2008. – 237 с.
- Чернова Н.Н. Волшебная бумага. – М.: АСТ, 2007. – 207 с.
- Чиотти Д. Оригинальные поделки из бумаги – М.: ООО ТД «Издательство Мир книг», 2009 – 96 с.