Опытно-методическая разработка «Ватная ёлочная игрушка»

Лысенко Елена Александровна

ВВЕДЕНИЕ

-Обоснование актуальности темы. Данная тема является необходимой для изучения обучающимися по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в курсе предмета «Работа в материале», продолжает тему «Авторские игрушки в технике папье-маше» и дается для ознакомлением с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации,  контраста авторской игрушки, выполненной ручным способом с промышленной механизированной игрушкой, который необходим  для дальнейшего понимания ценности художественного замысла в современной жизни, а также дает представление об общности художественных промыслов и их различиях.

-Предмет исследования – обучение предмету «Работа в материале»

-Объект исследования - процесс обучения в 4 классе (5-летний срок обучения) художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

- Гипотеза: если вести изучение данной темы от теории к копированию, переработке и воплощению в материале образцов ватной елочной игрушки, это будет способствовать наилучшему усвоению изучаемого материала.

-Цель работы: научить изготавливать авторскую ватную елочную игрушку

- Задачи:

- познакомить с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации;

- развивать умение анализировать предметы искусства;

-развить умение строить свою работу от эскиза до его реализации в материале;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

- Ожидаемый результат: обучающиеся изучив тему «Ватная ёлочная игрушка» научатся изготавливать авторскую игрушку из ваты.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


 Достижение поставленной цели  возможно только при  умении педагога превратить урок-лекцию по изучение темы в увлекательное путешествие в мир ватной ёлочной игрушки. Грамотное владение педагогом современными образовательными технологиями и атмосфера сотрудничества с группой учащихся и с каждым в отдельности, проведение исторических и культурных параллелей между советскими и современными образцами ватной ёлочной игрушки – все это и позволит добиться поставленной цели. 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

 

Изучение данной темы начинается с проведения путешествия в мир ватной ёлочной игрушки с помощью подготовленной презентации в специально-оборудованном классе.

Изучение материала темы проходит в виде уроков комбинированного типа, включающих в себя повторение пройденного и объяснение нового материала, актуализацию полученных знаний, мониторинг освоения материала урока.   Занятия построены по принципу  поэтапности  и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности. Целесообразность данной формы урока диктуется возрастными и психологическими  особенностями (11-14 лет) ребёнка, а также  задачами, решаемыми на данном этапе развития  художника.

 План  каждого урока данной темы составляется с учётом преемственности учебного материала и возможностей его усвоения  учениками. Грамотно  определенные цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока,  позволяют педагогу контролировать уровень усвоения  материала и вносить (по необходимости)  нужные  коррективы.  

На уроках используются:

- специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация «Ватная ёлочная игрушка», иллюстрирующая изучаемую на уроке тему при помощи слайдов с изображением ватной елочной игрушки различного периода;

- методический фонд работ обучающихся и преподавателя;

-таблица с рецептом приготовления клейстера для ватного папье-маше;

-специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация с фото-мастер классом по изготовлению ватной ёлочной игрушки – козы;

- музыкальная подборка новогодних композиций для создания атмосферы творчества.

Уроки проходят в специально оборудованном классе: достаточное количество посадочных мест, столов, компьютер, мультимедийный проектор, стереосистема, специально подготовленная компьютерная презентация на тему урока.

На изучение данной темы в учебном плане отводится 12 часов:

- знакомство с историей ватной ёлочной игрушки (1 час);

- секреты приготовления правильного клейстера для ватного папье-маше (0,5 часа);

- выполнение новогодней ватной ёлочной игрушки вместе с преподавателем по фото мастер-классу (3,5 часа);

- разработка эскиза авторской ватной игрушки (2 часа);

- выполнение в материале авторской ватной игрушки по собственному эскизу (6 часов);

- выставка и обсуждение творческих работ (1 час).

Результатом изучения обучающимся темы «Ватная ёлочная игрушка» являются две ёлочные игрушки, созданные по образцу и по собственному замыслу одновременно. Формой проверки – выставка творческих работ.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

         Грамотно построенная проектная творческая работа обучающихся  по теме «Ватная ёлочная игрушка» умело направляемая преподавателем, использующим личностно-ориентированные методы обучения непременно дает высокие результаты в обучении на художественном отделении ДШИ. Применение разнообразных форм проведения уроков внутри данной темы (урок-экскурсия, урок-мастерская, урок-выставка) позволяет достичь 100% решения поставленных задач, предъявляемых ФГТ.

        

БИБЛИОГРАФИЯ

- http://luckytoys.ru/articles/view/18/istoriya_vatnoi_elochnoi_igrushki_148.html

- http://sonnenspiel.livejournal.com/53677.html

- http://www.svoimi-rukamy.com/neskolko-master-klassov-sozdaniya-elochnih-igruchek.html

- http://klin-vk.livejournal.com/63701.html

- https://vk.com/club88296473

- http://www.maylex.net/vatnoe-papier%20-%20mache

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Студенокская детская школа искусств»

Железногорского района Курской области

Опытно-методическая разработка

 «Ватная ёлочная игрушка»

выполнила: преподаватель изобразительного искусства высшей категории, заместитель директора по УВР МКУ ДО «Студенокская ДШИ»

Лысенко Елена Александровна

Студенок 2016

ВВЕДЕНИЕ

-Обоснование актуальности темы. Данная тема является необходимой для изучения обучающимися по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в курсе предмета «Работа в материале», продолжает тему «Авторские игрушки в технике папье-маше» и дается для ознакомлением с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации,  контраста авторской игрушки, выполненной ручным способом с промышленной механизированной игрушкой, который необходим  для дальнейшего понимания ценности художественного замысла в современной жизни, а также дает представление об общности художественных промыслов и их различиях.

-Предмет исследования – обучение предмету «Работа в материале»

-Объект исследования - процесс обучения в 4 классе (5-летний срок обучения) художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»

- Гипотеза: если вести изучение данной темы от теории к копированию, переработке и воплощению в материале образцов ватной елочной игрушки, это будет способствовать наилучшему усвоению изучаемого материала.

-Цель работы: научить изготавливать авторскую ватную елочную игрушку

- Задачи: 

- познакомить с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации;

- развивать умение анализировать предметы искусства;

-развить умение строить свою работу от эскиза до его реализации в материале;

-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.

- Ожидаемый результат: обучающиеся изучив тему «Ватная ёлочная игрушка» научатся изготавливать авторскую игрушку из ваты.

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


 Достижение поставленной цели  возможно только при  умении педагога превратить урок-лекцию по изучение темы в увлекательное путешествие в мир ватной ёлочной игрушки. Грамотное владение педагогом современными образовательными технологиями и атмосфера сотрудничества с группой учащихся и с каждым в отдельности, проведение исторических и культурных параллелей между советскими и современными образцами ватной ёлочной игрушки – все это и позволит добиться поставленной цели.  

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Изучение данной темы начинается с проведения путешествия в мир ватной ёлочной игрушки с помощью подготовленной презентации в специально-оборудованном классе.

Изучение материала темы проходит в виде уроков комбинированного типа, включающих в себя повторение пройденного и объяснение нового материала, актуализацию полученных знаний, мониторинг освоения материала урока.   Занятия построены по принципу  поэтапности  и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности. Целесообразность данной формы урока диктуется возрастными и психологическими  особенностями (11-14 лет) ребёнка, а также  задачами, решаемыми на данном этапе развития  художника.

 План  каждого урока данной темы составляется с учётом преемственности учебного материала и возможностей его усвоения  учениками. Грамотно  определенные цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока,  позволяют педагогу контролировать уровень усвоения  материала и вносить (по необходимости)  нужные  коррективы.  

На уроках используются:

- специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация «Ватная ёлочная игрушка», иллюстрирующая изучаемую на уроке тему при помощи слайдов с изображением ватной елочной игрушки различного периода;

- методический фонд работ обучающихся и преподавателя;

-таблица с рецептом приготовления клейстера для ватного папье-маше;

-специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация с фото-мастер классом по изготовлению ватной ёлочной игрушки – козы;

- музыкальная подборка новогодних композиций для создания атмосферы творчества.

Уроки проходят в специально оборудованном классе: достаточное количество посадочных мест, столов, компьютер, мультимедийный проектор, стереосистема, специально подготовленная компьютерная презентация на тему урока.

На изучение данной темы в учебном плане отводится 12 часов:

- знакомство с историей ватной ёлочной игрушки (1 час);

- секреты приготовления правильного клейстера для ватного папье-маше (0,5 часа);

- выполнение новогодней ватной ёлочной игрушки вместе с преподавателем по фото мастер-классу (3,5 часа);

- разработка эскиза авторской ватной игрушки (2 часа);

- выполнение в материале авторской ватной игрушки по собственному эскизу (6 часов);

- выставка и обсуждение творческих работ (1 час).

Результатом изучения обучающимся темы «Ватная ёлочная игрушка» являются две ёлочные игрушки, созданные по образцу и по собственному замыслу одновременно. Формой проверки – выставка творческих работ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

        Грамотно построенная проектная творческая работа обучающихся  по теме «Ватная ёлочная игрушка» умело направляемая преподавателем, использующим личностно-ориентированные методы обучения непременно дает высокие результаты в обучении на художественном отделении ДШИ. Применение разнообразных форм проведения уроков внутри данной темы (урок-экскурсия, урок-мастерская, урок-выставка) позволяет достичь 100% решения поставленных задач, предъявляемых ФГТ.

        

БИБЛИОГРАФИЯ

- http://luckytoys.ru/articles/view/18/istoriya_vatnoi_elochnoi_igrushki_148.html

- http://sonnenspiel.livejournal.com/53677.html

- http://www.svoimi-rukamy.com/neskolko-master-klassov-sozdaniya-elochnih-igruchek.html

- http://klin-vk.livejournal.com/63701.html

- https://vk.com/club88296473

- http://www.maylex.net/vatnoe-papier%20-%20mache

МКУ ДО «Студенокская ДШИ»

УРОК ПО ПРЕДМЕТУ

«РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ»

на тему «Ватная ёлочная игрушка»

подготовила преподаватель изобразительного искусства высшей категории, зам. директора по УВР МКУ ДО «Студенокская ДШИ» - Лысенко Елена Александровна

Цель: Познакомить обучающихся с ватной ёлочной игрушкой.

Задачи:

- познакомить с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации;

- развивать умение анализировать предметы искусства;

- воспитывать мотивацию к учебной деятельности

Продолжительность урока: 45 минут

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Ватная ёлочная игрушка». Образцы работ обучающихся и преподавателя из методического фонда.

План – конспект  урока:

  1. Организация урока (5 мин.)
  1. Приветствие
  2. Проверка готовности учащихся к уроку
  1. Сообщение темы урока (1 мин)
  2. Введение в тему (6 мин)

- Ребята! Изучение новой темы посвящено любимому всеми празднику – Новому году. Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку во второй половине 19 века.

Ватные игрушки появились в России одновременно с другими елочными украшениями — в XIX веке. Это была альтернатива дорогим стеклянным шарам. Их изготавливали на продажу мастера в артелях, но их можно было смастерить и самим. Дамские журналы публиковали подробные описания, как это делается, а в магазинах продавались вырубные листы с изображениями лиц ангелов, детей, дедов-морозов — эти изображения можно было вырезать и приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками.


Рассказ «История ватной ёлочной игрушки от XX века до современности» (25 мин.)

В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия — ведь елку наряжали на Рождество, а этот религиозный праздник был в Советском Союзе запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество на Новый год. Производство елочных украшений возродилось быстро — ведь были живы мастера, которые занимались этим еще в начале века. В том числе снова был налажен выпуск ватных елочных игрушек.

В Москве были организованы две артели — «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — «скелетики» для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой,  и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие
чешуйки. Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки.

Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие — мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившиеся конкурсы новых образцов.

Однако XX век — век конвейера и массового производства. А технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. Ватных игрушек, сделанных в 30-е и 40-е годы прошлого века, осталось совсем немного. Этому поспособствовал еще тот факт, что помещали такие украшения обычно на нижних ветвях елки, чтобы дети могли потрогать их и даже поиграть с ними. В результате продолжительность жизни ватных игрушек резко сокращалась. Зато в последние годы, когда все больше людей обращается к старинным традициям рукоделия, к нам вновь возвращается и ватная игрушка — такая уютная, милая и домашняя, напоминающая о зимней сказке с белыми пушистыми сугробами!

Актуализация опорных знаний (3 мин)

- Ребята, вы видите сами из истории развития ватной елочной игрушки, что механизированная игрушка никогда не сравнится с рукодельной, авторской. Эти  неяркие, но по-своему изысканные елочные игрушки – настоящие произведения искусства.

Промышленный прогресс, казалось, не оставил рукодельной ватной игрушке шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах.

Итог урока (5 мин.) Рассматривание и обсуждение выставки работ из методического фонда.