Опытно-методическая разработка «Ватная ёлочная игрушка»
ВВЕДЕНИЕ
-Обоснование актуальности темы. Данная тема является необходимой для изучения обучающимися по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в курсе предмета «Работа в материале», продолжает тему «Авторские игрушки в технике папье-маше» и дается для ознакомлением с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации, контраста авторской игрушки, выполненной ручным способом с промышленной механизированной игрушкой, который необходим для дальнейшего понимания ценности художественного замысла в современной жизни, а также дает представление об общности художественных промыслов и их различиях.
-Предмет исследования – обучение предмету «Работа в материале»
-Объект исследования - процесс обучения в 4 классе (5-летний срок обучения) художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
- Гипотеза: если вести изучение данной темы от теории к копированию, переработке и воплощению в материале образцов ватной елочной игрушки, это будет способствовать наилучшему усвоению изучаемого материала.
-Цель работы: научить изготавливать авторскую ватную елочную игрушку
- Задачи:
- познакомить с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации;
- развивать умение анализировать предметы искусства;
-развить умение строить свою работу от эскиза до его реализации в материале;
-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
- Ожидаемый результат: обучающиеся изучив тему «Ватная ёлочная игрушка» научатся изготавливать авторскую игрушку из ваты.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Достижение поставленной цели возможно только при умении педагога превратить урок-лекцию по изучение темы в увлекательное путешествие в мир ватной ёлочной игрушки. Грамотное владение педагогом современными образовательными технологиями и атмосфера сотрудничества с группой учащихся и с каждым в отдельности, проведение исторических и культурных параллелей между советскими и современными образцами ватной ёлочной игрушки – все это и позволит добиться поставленной цели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучение данной темы начинается с проведения путешествия в мир ватной ёлочной игрушки с помощью подготовленной презентации в специально-оборудованном классе.
Изучение материала темы проходит в виде уроков комбинированного типа, включающих в себя повторение пройденного и объяснение нового материала, актуализацию полученных знаний, мониторинг освоения материала урока. Занятия построены по принципу поэтапности и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности. Целесообразность данной формы урока диктуется возрастными и психологическими особенностями (11-14 лет) ребёнка, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития художника.
План каждого урока данной темы составляется с учётом преемственности учебного материала и возможностей его усвоения учениками. Грамотно определенные цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока, позволяют педагогу контролировать уровень усвоения материала и вносить (по необходимости) нужные коррективы.
На уроках используются:
- специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация «Ватная ёлочная игрушка», иллюстрирующая изучаемую на уроке тему при помощи слайдов с изображением ватной елочной игрушки различного периода;
- методический фонд работ обучающихся и преподавателя;
-таблица с рецептом приготовления клейстера для ватного папье-маше;
-специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация с фото-мастер классом по изготовлению ватной ёлочной игрушки – козы;
- музыкальная подборка новогодних композиций для создания атмосферы творчества.
Уроки проходят в специально оборудованном классе: достаточное количество посадочных мест, столов, компьютер, мультимедийный проектор, стереосистема, специально подготовленная компьютерная презентация на тему урока.
На изучение данной темы в учебном плане отводится 12 часов:
- знакомство с историей ватной ёлочной игрушки (1 час);
- секреты приготовления правильного клейстера для ватного папье-маше (0,5 часа);
- выполнение новогодней ватной ёлочной игрушки вместе с преподавателем по фото мастер-классу (3,5 часа);
- разработка эскиза авторской ватной игрушки (2 часа);
- выполнение в материале авторской ватной игрушки по собственному эскизу (6 часов);
- выставка и обсуждение творческих работ (1 час).
Результатом изучения обучающимся темы «Ватная ёлочная игрушка» являются две ёлочные игрушки, созданные по образцу и по собственному замыслу одновременно. Формой проверки – выставка творческих работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотно построенная проектная творческая работа обучающихся по теме «Ватная ёлочная игрушка» умело направляемая преподавателем, использующим личностно-ориентированные методы обучения непременно дает высокие результаты в обучении на художественном отделении ДШИ. Применение разнообразных форм проведения уроков внутри данной темы (урок-экскурсия, урок-мастерская, урок-выставка) позволяет достичь 100% решения поставленных задач, предъявляемых ФГТ.
БИБЛИОГРАФИЯ
- http://luckytoys.ru/articles/view/18/istoriya_vatnoi_elochnoi_igrushki_148.html
- http://sonnenspiel.livejournal.com/53677.html
- http://www.svoimi-rukamy.com/neskolko-master-klassov-sozdaniya-elochnih-igruchek.html
- http://klin-vk.livejournal.com/63701.html
- http://www.maylex.net/vatnoe-papier%20-%20mache
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_na_temu_elochnaya_igrushka_iz_vaty.docx | 25.92 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казённое учреждение дополнительного образования «Студенокская детская школа искусств»
Железногорского района Курской области
Опытно-методическая разработка
«Ватная ёлочная игрушка»
выполнила: преподаватель изобразительного искусства высшей категории, заместитель директора по УВР МКУ ДО «Студенокская ДШИ»
Лысенко Елена Александровна
Студенок 2016
ВВЕДЕНИЕ
-Обоснование актуальности темы. Данная тема является необходимой для изучения обучающимися по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество» в курсе предмета «Работа в материале», продолжает тему «Авторские игрушки в технике папье-маше» и дается для ознакомлением с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации, контраста авторской игрушки, выполненной ручным способом с промышленной механизированной игрушкой, который необходим для дальнейшего понимания ценности художественного замысла в современной жизни, а также дает представление об общности художественных промыслов и их различиях.
-Предмет исследования – обучение предмету «Работа в материале»
-Объект исследования - процесс обучения в 4 классе (5-летний срок обучения) художественного отделения ДШИ по дополнительной предпрофессиональной программе в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество»
- Гипотеза: если вести изучение данной темы от теории к копированию, переработке и воплощению в материале образцов ватной елочной игрушки, это будет способствовать наилучшему усвоению изучаемого материала.
-Цель работы: научить изготавливать авторскую ватную елочную игрушку
- Задачи:
- познакомить с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации;
- развивать умение анализировать предметы искусства;
-развить умение строить свою работу от эскиза до его реализации в материале;
-воспитывать мотивацию к учебной деятельности.
- Ожидаемый результат: обучающиеся изучив тему «Ватная ёлочная игрушка» научатся изготавливать авторскую игрушку из ваты.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Достижение поставленной цели возможно только при умении педагога превратить урок-лекцию по изучение темы в увлекательное путешествие в мир ватной ёлочной игрушки. Грамотное владение педагогом современными образовательными технологиями и атмосфера сотрудничества с группой учащихся и с каждым в отдельности, проведение исторических и культурных параллелей между советскими и современными образцами ватной ёлочной игрушки – все это и позволит добиться поставленной цели.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучение данной темы начинается с проведения путешествия в мир ватной ёлочной игрушки с помощью подготовленной презентации в специально-оборудованном классе.
Изучение материала темы проходит в виде уроков комбинированного типа, включающих в себя повторение пройденного и объяснение нового материала, актуализацию полученных знаний, мониторинг освоения материала урока. Занятия построены по принципу поэтапности и постепенности усложнения задач, где чередуются словесные и практические виды деятельности. Целесообразность данной формы урока диктуется возрастными и психологическими особенностями (11-14 лет) ребёнка, а также задачами, решаемыми на данном этапе развития художника.
План каждого урока данной темы составляется с учётом преемственности учебного материала и возможностей его усвоения учениками. Грамотно определенные цели и конкретные задачи, организующие деятельность ребёнка на каждом из этапов урока, позволяют педагогу контролировать уровень усвоения материала и вносить (по необходимости) нужные коррективы.
На уроках используются:
- специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация «Ватная ёлочная игрушка», иллюстрирующая изучаемую на уроке тему при помощи слайдов с изображением ватной елочной игрушки различного периода;
- методический фонд работ обучающихся и преподавателя;
-таблица с рецептом приготовления клейстера для ватного папье-маше;
-специально подготовленная преподавателем компьютерная презентация с фото-мастер классом по изготовлению ватной ёлочной игрушки – козы;
- музыкальная подборка новогодних композиций для создания атмосферы творчества.
Уроки проходят в специально оборудованном классе: достаточное количество посадочных мест, столов, компьютер, мультимедийный проектор, стереосистема, специально подготовленная компьютерная презентация на тему урока.
На изучение данной темы в учебном плане отводится 12 часов:
- знакомство с историей ватной ёлочной игрушки (1 час);
- секреты приготовления правильного клейстера для ватного папье-маше (0,5 часа);
- выполнение новогодней ватной ёлочной игрушки вместе с преподавателем по фото мастер-классу (3,5 часа);
- разработка эскиза авторской ватной игрушки (2 часа);
- выполнение в материале авторской ватной игрушки по собственному эскизу (6 часов);
- выставка и обсуждение творческих работ (1 час).
Результатом изучения обучающимся темы «Ватная ёлочная игрушка» являются две ёлочные игрушки, созданные по образцу и по собственному замыслу одновременно. Формой проверки – выставка творческих работ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Грамотно построенная проектная творческая работа обучающихся по теме «Ватная ёлочная игрушка» умело направляемая преподавателем, использующим личностно-ориентированные методы обучения непременно дает высокие результаты в обучении на художественном отделении ДШИ. Применение разнообразных форм проведения уроков внутри данной темы (урок-экскурсия, урок-мастерская, урок-выставка) позволяет достичь 100% решения поставленных задач, предъявляемых ФГТ.
БИБЛИОГРАФИЯ
- http://luckytoys.ru/articles/view/18/istoriya_vatnoi_elochnoi_igrushki_148.html
- http://sonnenspiel.livejournal.com/53677.html
- http://www.svoimi-rukamy.com/neskolko-master-klassov-sozdaniya-elochnih-igruchek.html
- http://klin-vk.livejournal.com/63701.html
- http://www.maylex.net/vatnoe-papier%20-%20mache
МКУ ДО «Студенокская ДШИ»
УРОК ПО ПРЕДМЕТУ
«РАБОТА В МАТЕРИАЛЕ»
на тему «Ватная ёлочная игрушка»
подготовила преподаватель изобразительного искусства высшей категории, зам. директора по УВР МКУ ДО «Студенокская ДШИ» - Лысенко Елена Александровна
Цель: Познакомить обучающихся с ватной ёлочной игрушкой.
Задачи:
- познакомить с советской ёлочной игрушкой из ваты, ее историей и этапами развития и трансформации;
- развивать умение анализировать предметы искусства;
- воспитывать мотивацию к учебной деятельности
Продолжительность урока: 45 минут
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Ватная ёлочная игрушка». Образцы работ обучающихся и преподавателя из методического фонда.
План – конспект урока:
- Организация урока (5 мин.)
- Приветствие
- Проверка готовности учащихся к уроку
- Сообщение темы урока (1 мин)
- Введение в тему (6 мин)
- Ребята! Изучение новой темы посвящено любимому всеми празднику – Новому году. Зимним праздником Новый год стал согласно указу Петра I от 20 декабря 1699 года о введении нового летоисчисления от Рождества Христова. Первого января предписывалось устраивать фейерверки, иллюминацию и украшать улицы, дворы, ворота и крыши домов еловыми, сосновыми или можжевеловыми деревьями и ветками. Никаких игрушек на этих хвойных ветках тогда не было. Появление елочных украшений связано с пришедшей из Германии традицией устанавливать в доме под Рождество украшенную елочку во второй половине 19 века.
Ватные игрушки появились в России одновременно с другими елочными украшениями — в XIX веке. Это была альтернатива дорогим стеклянным шарам. Их изготавливали на продажу мастера в артелях, но их можно было смастерить и самим. Дамские журналы публиковали подробные описания, как это делается, а в магазинах продавались вырубные листы с изображениями лиц ангелов, детей, дедов-морозов — эти изображения можно было вырезать и приклеить на ватную игрушку, сделанную своими руками.
Рассказ «История ватной ёлочной игрушки от XX века до современности» (25 мин.)
В XX веке, после революции, история елочных игрушек прерывается почти на два десятилетия — ведь елку наряжали на Рождество, а этот религиозный праздник был в Советском Союзе запрещен. Но в 1935 году советское правительство решило вернуть детям волшебный зимний праздник и снова у нас стали наряжать елки, только уже не на Рождество на Новый год. Производство елочных украшений возродилось быстро — ведь были живы мастера, которые занимались этим еще в начале века. В том числе снова был налажен выпуск ватных елочных игрушек.
В Москве были организованы две артели — «Художественная игрушка» и «Все для ребенка». Ватные игрушки в этих артелях делались из скрученного прессованного хлопка. Существовали специальные каркасы — «скелетики» для изготовления человечков и животных. Реалистично раскрашенную фигурку покрывали крахмальным клейстером со слюдой, что делало ее жесткой, и посыпали стеклянным снегом, придававшим вате сходство с мерцающим искрящимся снежным покровом. Для получения такого искусственного снега выдували шар с тончайшими стенками и сбрасывали в специальный ящик, где он рассыпался на мелкие
чешуйки. Лицо в виде маски делали из мастики, папье-маше или воска, затем грунтовали, окрашивали и кистью вручную писали глаза, брови, губы, ватным тампоном румянили щеки.
Костюм выкраивали из белой или заранее окрашенной ваты. Податливый, удобный в работе материал позволял изготавливать большое количество фигурных, сюжетных игрушек, которые отражали советскую тематику. Здоровые, румяные лыжники и конькобежцы, пограничники, полярники, пионеры, фигурки зверей и персонажи любимых детских сказок. Модели этих игрушек наряду с профессиональными художниками и скульпторами Т. Гидиримской, В Громчевской, О. Траубер создавали также лучшие рабочие — мастера производства. Такую возможность давали регулярно проводившиеся конкурсы новых образцов.
Однако XX век — век конвейера и массового производства. А технологию изготовления ватной игрушки механизировать так и не удалось. Поэтому в 1950-х годах ватная игрушка исчезла с прилавков магазинов. Ватных игрушек, сделанных в 30-е и 40-е годы прошлого века, осталось совсем немного. Этому поспособствовал еще тот факт, что помещали такие украшения обычно на нижних ветвях елки, чтобы дети могли потрогать их и даже поиграть с ними. В результате продолжительность жизни ватных игрушек резко сокращалась. Зато в последние годы, когда все больше людей обращается к старинным традициям рукоделия, к нам вновь возвращается и ватная игрушка — такая уютная, милая и домашняя, напоминающая о зимней сказке с белыми пушистыми сугробами!
Актуализация опорных знаний (3 мин)
- Ребята, вы видите сами из истории развития ватной елочной игрушки, что механизированная игрушка никогда не сравнится с рукодельной, авторской. Эти неяркие, но по-своему изысканные елочные игрушки – настоящие произведения искусства.
Промышленный прогресс, казалось, не оставил рукодельной ватной игрушке шансов на выживание, но уже в 1990-е годы она обрела вторую жизнь в работах талантливых петербургских художников: Дины Хайченко, Лины Беликовой, Ирины Сульменевой и др. Начав с поиска новых современных форм елочных украшений, они включили почти забытый, еще недавно казавшийся маловыразительным материал в арсенал современного искусства. Великолепные ватные светильники, декоративные панно, прелестные мелочи для украшения интерьера прочно обосновались в художественных галереях и дизайн-салонах.
Итог урока (5 мин.) Рассматривание и обсуждение выставки работ из методического фонда.