Концепция развития технического творчества в МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»
В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kontseptsiya_razvitiya_tehnicheskogo_tvorchestva_v_rayone.docx | 30.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Концепция развития технического творчества в МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»
В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.
Развитие системы технического творчества детей и молодежи, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, рассчитанной на все социально-возрастные категории детей и молодежи является одной из приоритетных задач системы регионального образования.
Проведенное исследование образовательного пространства технического творчества в районе показало, что в системе образования в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка функционирует 1учреждение дополнительного образования детей - дом творчества «Вектор», которое реализует дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.
Таблица - Объединения технической направленности
№ п/п | Объединение технической направленности | Возраст учащихся | Количество групп | Количество учащихся | |
Дошкольный возраст | |||||
1 | «Монтессори» | С 1,5 года | 2 | 20 | |
2 | «Развивающие игры» | С 3 лет | 10 | 100 | |
3 | Конструирование «Юный архитектор» | 3-7 лет | 10 | 100 | |
Младший школьный возраст | |||||
4 | Лего-студия | До 10 лет | 4 | 28 | |
5 | Развитие творческого мышления | 7-9 лет | 2 | 20 | |
6 | Уроки технического творчества | 7-10 лет | 2 | 20 | |
Средний школьный возраст | |||||
7 | Компьютерный центр «Эврика» | 7-14 лет | 7 | 42 | |
8 | «В мире ИТ» | 7-14 лет | 6 | 30 | |
9 | «Мультипликация» | 7-14 лет | 1 | 6 | |
10 | «Флеш-анимация» | 7-14 лет | 1 | 6 | |
11 | «Начально-техническое моделирование» | 11-16 лет | 7 | 64 | |
12 | «Модельеры» | 12-18 лет | 2 | 20 | |
13 | «Робототехника» | С 10 лет | 2 | 6 | |
14 | Фото-студия «Зенит» | 12-15 лет | 1 | 8 | |
15 | Ментальная арифметика | 4-14 лет | 6 | 60 | |
Итого | 65 | 530 |
Таблица - Объединения технической направленности
№ п/п | объединение технической направленности | возраст учащихся | цели и задачи программы |
Дошкольный возраст | |||
«Монтессори» | с 1,5 года | При помощи монтессори-оборудования развитие самостоятельного поиска решения пространственных задач | |
«Развивающие игры» | С 3 лет | Такие авторские игры, как «Блоки Дьенеша», «Сложи узор» Б.П. Никитина, «Цветные счетные палочки Кюизинера», «Квадрат Воскобовича», «Рамки и вкладыши Монтессори». Игры направленные на развитие логического мышления, формирование математических представлений. | |
Конструирование «Юный архитектор» | 3-7 лет | Работа с конструкторами, направленные на развитие пространственного мышления и азов черчения. | |
Младший школьный возраст | |||
Лего-студия | До 10 лет | Развитие мелкой моторики, конструкторских способностей, познавательных качеств, эстетического вкуса, логической последовательности, воображения и креативности | |
Развитие творческого мышления | 7-9 лет | Способствуют развитию таких качеств, как: Эвристичности (решение задач с помощью логики, мышления, творчества), креативности, мобильности, независимости, экспрезентности (способность делать верные заключения), системности, способности к обобщению материала и т.д. | |
Уроки технического творчества | 7-10 лет | Учатся работать линейкой, циркулем. Делают на бумаге развертки геометрических тел и всевозможных деталей для моделирования. | |
средний школьный возраст | |||
Компьютерный центр «Эврика» | 7-14 лет | Развитие компьютерной грамотности и программирования | |
«В мире ИТ» | |||
«Мультипликация» | |||
«Флеш-анимация» | |||
«Начально-техническое моделирование» | 11-16 лет | Изготовление различные автомоделей и их управление | |
«Модельеры» | 12-18 лет | Создание эскизов, выкроек моделей одежды, пошив и представление моделей | |
«Робототехника» | С 10 лет | Изучение языка программирования, создание моделей и их управление | |
Фото-студия «Зенит» | 12-15 лет | Развитие зрительного восприятия, фотографического видения композиции и компьютерная обработка фотографий |
Т.о., в учреждении реализуются 15 программ технической направленности в них занимаются 530 учащихся в возрасте от 1,5 до 18 лет, что составляет лишь 15,5 % от общей численности учащихся МБУ ДО ДТ «Вектор», 15,5 %учащихся в общеобразовательных учреждениях района. На сегодняшний день складывается система работы по развитию технического творчества детей и молодежи. Функционируют объединения технической направленности для учащихся различных возрастных категорий, причем каждая из программ имеет свою специфику, выражающуюся в целеполагании и задачах. Причем, сложилась определенная система, связанная с возрастными особенностями и личностными предпочтениями учащихся.
Во многих случаях объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей. В анализируемый период отмечалась тенденция увеличения среди учащихся объединений технического творчества количества детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Вместе с тем необходимо отметить, что возникла необходимость в новых объединениях технической направленности и работе с детьми и молодежью в данном направлении.
Во-первых, все происходящие в жизни учреждения события необходимо отражать в видео материалах: как мы живем? Что происходит с нашими детьми? Каких успехов они добиваются? Какие добрые дела совершают наши волонтеры? Такие материалы будут выставлены на обсуждение, что будет способствовать формированию общественного мнения, позитивного имиджа организации, а также воспитанию чувства гражданской ответственности учащихся. Для этого просто необходимо создание киностудии с соответствующим оборудованием.
Во-вторых, работая с компьютерами, возникает необходимость не только в изучении языков программирования и освоения разнообразных программ, чем, собственно, и занимаются дети, но и в работе с «железом», самими механизмами, которые обеспечивают бесперебойность работы оборудования.
В-третьих, в районе на базе «Станции юных техников № 2» существовал картингинговый парк, судомоделирование, которые в данный момент утрачены, но существует объективная потребность в их возрождении.
Важнейшим аспектом при развитии технической направленности является мотивация учащихся, а она связана с работой по профессиональной ориентацией учащихся, которая в настоящий период как систематизированная работа не осуществляется. Школьники должны знать, какие профессии востребованы, какие просто модные, а каким у них предрасположенность, прежде сделать такой важный в жизни шаг, как выбор профессии и соответствующего учебного заведения. В связи с этим возникла идея профессиональной ориентации школьников района через ознакомление школьников с профессиями будущего (ресурс «Атлас новых профессий «Давай заглянем в будущее»). Планируется организовать обсуждение среди учащихся таких вопросов, как: какие профессии будут востребованы в будущем? какие профессии будущего уже существуют? Такое обсуждение возможно в формате форума - открытого очного мероприятия, где учащиеся смогут «прожить» в этой профессии, испытать реальные переживания, а также возрождение педклассов на базе ДТ «Вектор».
В-четвертых, востребованной среди учащихся и их родителей является такая программа как «Ментальная математика», которая способствует развитию интеллектуальных процессов детей: мышления, внимания, памяти, и, несомненно, положительно отразится на их будущем. В этом году Дом творчества предложил платные услуги по обучению «Ментальной арифметике». За парты сели 80 детей.
Занятия ментальной арифметикой помогают тренировать нейронные связи головного мозга ребенка, а также развивают скорость и качество его мышления. Более того, ребенок сможет развить и другие качества. Например, фотографическую память, богатое воображение, концентрацию внимания, быстроту реакции, аналитическое и творческое мышление. В век информационных технологий очень важно иметь гибкое креативное мышление, которое как раз и помогает развить ментальная арифметика. Овладев этой методикой, дети одновременно используют оба полушария мозга, совмещая логику и воображение, что помогает найти выход из различных нестандартных ситуаций.
И мы надеемся, что наши дети, которые занимаются Ментальной арифметикой – это дети, которые изменят мир.