Концепция развития технического творчества в МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

Нестерова Дарья Николаевна

В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Концепция развития технического творчества в МБУ ДО «Дом творчества «Вектор»

В современных условиях техническое творчество - это основа инновационной деятельности. Творчество – это специфичная для человека деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и уникальностью. Поэтому процесс развития технического творчества является важнейшей составляющей современной системы образования.

Развитие системы технического творчества детей и молодежи, адаптированной к современному уровню развития науки, техники и технологий, рассчитанной на все социально-возрастные категории детей и молодежи является одной из приоритетных задач системы регионального образования.

Проведенное исследование образовательного пространства технического творчества в районе показало, что в системе образования в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка функционирует 1учреждение дополнительного образования детей - дом творчества «Вектор», которое реализует дополнительные общеобразовательные программы технической направленности.

Таблица - Объединения технической направленности

№ п/п

Объединение технической направленности

Возраст учащихся

Количество групп

Количество учащихся

Дошкольный возраст

1

«Монтессори»

С 1,5 года

2

20

2

«Развивающие игры»

С 3 лет

10

100

3

Конструирование «Юный архитектор»

3-7 лет

10

100

Младший школьный возраст

4

Лего-студия

До 10 лет

4

28

5

Развитие творческого мышления

7-9 лет

2

20

6

Уроки технического творчества

7-10 лет

2

20

Средний школьный возраст

7

Компьютерный центр «Эврика»

7-14 лет

7

42

8

«В мире ИТ»

7-14 лет

6

30

9

«Мультипликация»

7-14 лет

1

6

10

«Флеш-анимация»

7-14 лет

1

6

11

«Начально-техническое моделирование»

11-16 лет

7

64

12

«Модельеры»

12-18 лет

2

20

13

«Робототехника»

С 10 лет

2

6

14

Фото-студия «Зенит»

12-15 лет

1

8

15

Ментальная арифметика

4-14 лет

6

60

Итого

65

530

Таблица - Объединения технической направленности

№ п/п

объединение технической направленности

возраст учащихся

цели и задачи программы

Дошкольный возраст

«Монтессори»

с 1,5 года

При помощи монтессори-оборудования развитие самостоятельного поиска решения пространственных задач

«Развивающие игры»

С 3 лет

Такие авторские игры, как «Блоки Дьенеша», «Сложи узор» Б.П. Никитина, «Цветные счетные палочки Кюизинера»,  «Квадрат Воскобовича», «Рамки и вкладыши Монтессори». Игры направленные на развитие логического мышления, формирование математических представлений.

Конструирование «Юный архитектор»

3-7 лет

Работа с конструкторами, направленные на развитие  пространственного

мышления и азов черчения.

Младший школьный возраст

Лего-студия

До 10 лет

Развитие мелкой моторики, конструкторских способностей, познавательных качеств, эстетического вкуса, логической последовательности, воображения и креативности

Развитие творческого мышления

7-9 лет

Способствуют развитию таких качеств, как:

Эвристичности (решение задач с помощью логики, мышления, творчества), креативности, мобильности, независимости, экспрезентности (способность делать верные заключения), системности, способности к обобщению материала и т.д.

Уроки технического творчества

7-10 лет

Учатся работать линейкой, циркулем. Делают на бумаге развертки геометрических тел и всевозможных деталей для моделирования.

средний школьный возраст

Компьютерный центр «Эврика»

7-14 лет

Развитие компьютерной грамотности и программирования

«В мире ИТ»

«Мультипликация»

«Флеш-анимация»

«Начально-техническое моделирование»

11-16 лет

Изготовление различные автомоделей и их управление

«Модельеры»

12-18 лет

Создание эскизов, выкроек моделей одежды, пошив и представление моделей

«Робототехника»

С 10 лет

Изучение языка программирования, создание моделей и их управление

Фото-студия «Зенит»

12-15 лет

Развитие зрительного восприятия, фотографического видения композиции и компьютерная обработка фотографий

Т.о., в  учреждении реализуются 15 программ технической направленности в них занимаются 530  учащихся в возрасте от 1,5 до 18 лет, что составляет лишь 15,5 % от общей численности учащихся МБУ ДО ДТ «Вектор», 15,5 %учащихся в  общеобразовательных учреждениях района. На сегодняшний день складывается система работы по развитию технического творчества детей и молодежи. Функционируют объединения технической направленности для учащихся различных возрастных категорий, причем каждая из программ имеет свою специфику, выражающуюся в целеполагании и задачах. Причем, сложилась определенная система, связанная с возрастными особенностями и личностными предпочтениями учащихся.

Во многих случаях объединения технической направленности выполняют важную профилактическую функцию, обеспечивая возможность для обучения, воспитания и творческого развития детей. В анализируемый период отмечалась тенденция увеличения среди учащихся объединений технического творчества количества детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Вместе с тем необходимо отметить, что возникла необходимость в новых объединениях технической направленности  и работе с детьми и молодежью в данном направлении.

Во-первых, все происходящие в жизни учреждения события необходимо отражать в видео материалах: как мы живем? Что происходит с нашими детьми? Каких успехов они добиваются? Какие добрые дела совершают наши волонтеры? Такие материалы будут выставлены на обсуждение, что будет способствовать формированию общественного  мнения, позитивного имиджа организации, а также воспитанию чувства гражданской ответственности учащихся. Для этого просто необходимо создание киностудии с соответствующим оборудованием.

Во-вторых, работая с компьютерами, возникает необходимость не только в изучении языков программирования и освоения разнообразных программ, чем, собственно, и занимаются дети, но и в работе с «железом», самими механизмами, которые обеспечивают бесперебойность работы оборудования.

В-третьих, в районе на базе «Станции юных техников № 2» существовал картингинговый парк, судомоделирование, которые в данный момент утрачены, но существует объективная потребность в их возрождении.

Важнейшим аспектом при развитии технической направленности является мотивация учащихся, а она связана с работой по профессиональной ориентацией учащихся, которая в настоящий период как систематизированная работа не осуществляется. Школьники должны знать,  какие профессии востребованы, какие просто модные, а каким у них предрасположенность, прежде сделать такой важный в жизни шаг, как выбор профессии и соответствующего учебного заведения. В связи с этим возникла идея профессиональной ориентации школьников района через ознакомление школьников с профессиями будущего (ресурс «Атлас новых профессий «Давай заглянем в будущее»). Планируется организовать обсуждение среди учащихся таких вопросов, как: какие профессии будут востребованы в будущем? какие профессии будущего уже существуют? Такое обсуждение возможно в формате форума - открытого очного мероприятия, где учащиеся смогут «прожить» в этой профессии, испытать реальные переживания, а также возрождение педклассов  на базе ДТ «Вектор».

В-четвертых, востребованной среди учащихся и их родителей является такая программа как «Ментальная математика», которая способствует развитию интеллектуальных процессов детей: мышления, внимания, памяти, и, несомненно, положительно отразится на их будущем. В этом году Дом творчества предложил платные услуги по обучению «Ментальной арифметике». За парты сели  80 детей.

Занятия ментальной арифметикой помогают тренировать нейронные связи головного мозга ребенка, а также развивают скорость и качество его мышления. Более того, ребенок сможет развить и другие качества. Например, фотографическую память, богатое воображение, концентрацию внимания, быстроту реакции, аналитическое и творческое мышление. В век информационных технологий очень важно иметь гибкое креативное мышление, которое как раз и помогает развить ментальная арифметика. Овладев этой методикой, дети одновременно используют оба полушария мозга, совмещая логику и воображение, что помогает найти выход из различных нестандартных ситуаций.

И мы надеемся, что наши дети, которые занимаются Ментальной арифметикой  – это дети, которые изменят мир.