ЭССЕ «ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ «ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА» ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТИТЕКЛИ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ»
Рассказ о личном опыте работы в системе дополнительного образования в декоративно-прикладном направлении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе об опыте работы в системе дополнительного образования детей | 113.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 549
с углубленным изучением английского языка
Красносельского района Санкт-Петербурга
ЭССЕ |
«ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ
«ФОРМУЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УСПЕХА»
ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ТИТЕКЛИ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ»
Санкт-Петербург
2017 год
О СЕБЕ
Приветствую Вас, коллеги и хочу рассказать о своей работе в системе дополнительного образования детей. Работаю педагогом дополнительного образования в течение 5 лет в ГБОУ СОШ № 549 Красносельского района Санкт-Петербурга. Первая категория. Высшее образование. Двое детей.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
Любовь к детям, творчество и сотворчество - это слагаемые педагогического мастерства.
Педагогические идеи в преподавании –
- «от простого к сложному» и «все новое – это хорошо забытое старое».
- добровольность занятий для детей,
- доступность материала
- доступность по уровню сложности заданий, их персонификация.
Любой педагог может завоевать уважение учеников, их родителей, коллег только благодаря глубоким знаниям, серьёзному отношению к работе и вниманию к подопечным. Учащиеся ценят не официально педагогическое, а чисто человеческое отношение к ним - подлинный интерес к их быту, увлечениям. Для поддержания высокого авторитета необходима высокая культура преподавателя — интеллигентность, отзывчивость, доброжелательность, умение не только пошутить, но и понять шутку в свой адрес и правильно реагировать на неё, уметь прощать, иногда не замечать некоторые промашки учащихся.
Именно учащиеся заставляют нас быть такими, какие мы есть. И я благодарна им за это. Ведь они «закалили» меня и многому научили. Научили принимать их такими, какие они есть, быть терпимей к ошибкам других, но требовательней к самой себе. Воспитывая их, я изменилась сама.
Ценю в работе моменты свершения, успеха, радости, которые вдохновляют. Когда мои ученики начинают говорить всё уверенней, начинают спорить и задавать вопросы, начинают побеждать на конкурсах, я понимаю – точка успеха достигнута. Они поняли, к чему ведут их увлечённость и трудолюбие.
Своими принципами педагогической этики я считаю:
- Требовательность педагога. В этом проявляется уважение к человеку, вера в нераскрывшиеся и еще неясные самому учащемуся способности и возможности. Выдвигаемые требования должны быть посильны для учеников. Требовательность педагога к учащимся приводит к успеху только тогда, когда сочетается с требовательностью к себе. Педагог не имеет права быть не готовым к занятию, проявлять небрежность к выполнению своих обязанностей.
- Умение логически, литературно правильно и образно излагать свой предмет.
- Умение заинтересованно, внимательно и доброжелательно выслушивать ответы, сомнения, вопросы и даже явно нелепые предложения учащихся. Педагог не должен требовать стандарта, добиваться именно той формулировки мысли, которую он ожидает услышать, наоборот, надо поощрять как оригинальную форму выражения истинной мысли, так и сами нешаблонные, оригинальные высказывания, методы решения задач и т.д.
- Избегание раздражающе действующего на учащихся поведения: робости, неуверенности, беспомощности, постоянных нравоучений, кокетства, демонстрации своего умственного превосходства, эрудиции, любования самим собой.
- Справедливая оценка знания, поведения, человеческих качеств учащихся. Педагогу, как и всякому человеку, трудно относиться ко всем своим учащимся одинаково, с точно выверенной мерой симпатии. Однако следует стремиться к равной доброжелательности, заинтересованности в их судьбе.
- Умение признавать свои ошибки, оговорки, неправильные поступки. Педагог должен уметь извиняться за проступки перед учащимися. Это не роняет его достоинства, а, наоборот, убеждает учащихся в высоких нравственных качествах наставника.
О ПРОГРАММЕ «ХОББИ-КЛУБ»,
КОТОРУЮ Я ИСПОЛЬЗУЮ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Понимание процессов, происходящих в образовании, педагогической науке и в социальной сфере нашло свое отражение в моей двухгодичной программе дополнительного образования детей «Хобби-клуб».
В основе концепции программы лежит
- уважение к личности ученика,
- стремление сберечь и развить его индивидуальность, его веру в собственные творческие силы,
- поднятие самооценки учащихся.
Данная программа имеет художественную направленность.
Новизна программы состоит в использовании такого нового для ДПИ материала как фольга пищевая.
Фольгапластика – новый вида искусства, поэтому в программе органично чередуются занятия по рисунку, живописи, композиции, скульптуре и фольгапластике. Все выполняемые работы – станковые. Все занятия опробованы на практике. Собраны традиционные и современные техники и сюжеты, даются основные понятия изобразительного искусства, небольшой экскурс в историю искусства, понятный и интересный для начальных классов. Темы выполняемых работ соотносятся с праздниками и временем года.
Актуальность данной программы - в органическом сочетании таких видов работы с детьми, как беседа, диалог, восприятие искусства. В разнообразной практической деятельности, в которой применяются самые современные художественные материалы и техники рисунка, а также отработанные в процессе длительной педагогической практики.
Целью данной программы является создание условий для творческого развития способностей и вкуса обучающихся, что достигается благодаря конкретным, соответствующим ей методам преподавания, стилю общения с детьми, средствами обучения различным техникам творческой деятельности.
Задачи:
Воспитательные задачи:
-содействовать проявлению целостного оптимистического мироощущения,
-формировать представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой национальной культуре,
-эстетически воспитывать учащихся, формировать потребность в изобразительном искусстве, воспитывать уважительное отношение к труду художников,
-воспитывать сознание того, что вклад России в мировую культуру – наследие, достойное уважения и сохранения в веках,
-знакомство с традиционной культурой и искусством России для активации познавательного процесса отечественного и мирового искусства.
Обучающие задачи:
-обучать основам живописной грамоты, формировать навыки передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению, умение пользоваться художественно-выразительными средствами живописи,
-познакомить с разнообразными техниками и приемами изобразительного искусства, графическими и живописными материалами, на примерах выдающихся работ мастеров прошлого и настоящего,
-обучать основам рисования с натуры, по памяти и воображению, обращая особое внимание на изучение и передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции,
-обучать основам теории и практики живописи акварельными и гуашевыми красками,
-формировать пространственные представления, художественно-образное восприятие действительности.
Развивающие задачи:
-развивать творческие способности и склонности учащихся, фантазию, зрительно-образную память. Эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности,
-развивать эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности, формировать понимание ее красоты и гармонии цветового пространства,
-развивать цветоощущение, художественно-творческую активность, умение строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами,
-развивать ассоциативное восприятие путем постановки задачи передать средствами изобразительного искусства впечатления, полученные при прослушивании музыкальных произведений,
-углублять развитие творческого воображения на основе соотношения индивидуального и коллективного творчества.
Отличительной особенностью данной образовательной программы является курс фольгапластики – нового вида искусства, сочетающего принципы плетения из лозы, народного и ювелирного искусства, флористики. Программа разработана с учетом доступности и дешевизны используемых материалов. Это позволяет судить о программе, как о универсальной и интересной в практике дополнительного образования.
Возраст обучающихся по программе от семи лет, реализуется она за два года в групповой форме обучения.
Формы и методы организации занятий: это игра, конкурс, праздник, экскурсия, выставка, обсуждение работ. Каждое занятие начинается с беседы. После беседа-диалог учителя с учащимися.
Ожидаемые результаты:
1 год обучения:
Дети будут уметь:
- рисовать с натуры, по памяти и воображению,
- практически работать акварельными и гуашевыми красками,
- строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
Владеть:
- навыками передачи цветом предметов с натуры, по памяти, по представлению, умениями пользоваться художественно-выразительными средствами живописи, рисунка, скульптуры.
Знать:
- что вклад каждого народа в мировую культуру – наследие, достойное уважения и сохранения в веках,
- традиционную культуру и искусство России,
- основы живописной грамоты,
- разнообразие техник и приемов изобразительного искусства, графические и живописные материалы, на примерах выдающихся работ мастеров прошлого и настоящего.
Иметь:
- представление об общечеловеческих ценностях, свойственных каждой национальной культуре,
- уважительное отношение к труду художников,
- эстетическое восприятие предметов и явлений окружающей действительности,
- развитое цветоощущение, художественно-творческую активность.
2 год обучения:
Дети будут уметь:
- работать с фольгой,
- стилизовать изображаемые предметы,
- строить сюжет, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами.
-вводить в композицию природные и промышленные материалы.
Владеть:
- навыками передачи на плоскости формы предметов с натуры, по памяти, по представлению, умениями пользоваться художественно-выразительными средствами фольгапластики.
Знать:
- что вклад каждого народа в мировую культуру – наследие, достойное уважения и сохранения в веках,
- традиционную культуру и народное искусство России,
- основы ювелирного дела,
- разнообразие техник и приемов пластики, на примерах выдающихся работ мастеров прошлого и настоящего.
Итоги реализации программы:
- Выставки творческих работ (сменная экспозиция в школе) – 1 раз в месяц, участие в районных и городских выставках – 4 раза в год.
- По каждой теме обсуждение и анализ работ. Анализ творческих работ - 1 раз в год (итоговый).
- Анализ мотивов прихода детей в кружок и уход из нее – в конце года.
- Беседы с родителями – в течение года.
- Непрерывное наблюдение за детьми – в течение года.
Обучение рисованию.
Аппликация и объемные поделки из бумаги, картона и ткани.
Лепка из пластилина барельефов и скульптур, изготовление поделок в технике «папье-маше».
Бескаркасные поделки в технике «фольгапластика».
Каркасные поделки в технике «фольгапластика», применение флористических материалов.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ
Анализируя и обобщая свой педагогический опыт в течение пяти лет, пришла к необходимости постоянной эмоциональной мотивации учеников различными средствами:
- целеполагание в начале занятия: эмоциональная вовлеченность, воображение, разработка эскиза;
- логичное обсуждение средств достижения цели: возможные материалы, разные способы решения задачи;
- сосредоточенная работа: спокойная и доброжелательная атмосфера, личностный подход;
- рефлексия в конце занятия: мини-выставка работ, взаимоанализ - озвучивание положительных моментов в работе каждого ученика, корректные замечания;
- помощь в получении общественного признания. На уровне группы – проведение бесед и игр для выработки доброжелательного отношения у учащихся друг к другу. На уровне школы – сменные экспозиции работ учеников и вручение дипломов на «линейках» за победы в выставках декоративно-прикладного искусства районного, городского и всероссийского уровня.
ОБМЕН МОИМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ
Делюсь педагогическим опытом на школьных, районных мастер-классах, провожу мастер-классы на городских выставках-конкурсах, выступаю на городских семинарах.
Мастер-класс в ГБОУ СОШ №549 «Изготовление матрешки в технике аппликации из ткани и бумаги»
Мастер-класс в ГБОУ СОШ №549 «Изготовление яблока в технике оригами из бумаги
РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ
Победы в районных конкурсах:
- конкурс детских рисунков «Крым и мы»
(2014 г.),
- конкурс детских рисунков «Природа в творчестве поэта» (2014 г.),
-выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная 70-летию со Дня Победы, в номинации «Фольгапластика» (2015 г.),
-выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная 75-летию высадки морского десанта на берегах Финского залива (смешанная техника)
(2016 г.),
-выставка декоративно-прикладного творчества, посвященная 75-летию высадки морского десанта на берегах Финского залива (фольгапластика) (2016 г.).
- фестиваль художественного творчества «Красносельское созвездие -2017»; декоративно-прикладное творчество, смешанная техника (2017 г.).
Победы в городских конкурсах:
- конкурс детского художественного творчества «Рождество в Петербурге»; коллекция елочных игрушек, фольгапластика (2016 г.),
-выставка детского творчества «Мозаика талантов» (2016 г.),
- выставка детского творчества «Мозаика талантов» (2017 г.).
Лауреаты городских конкурсов:
- конкурс детского художественного творчества «Рождество в Петербурге»; 4 человека, фольгапластика (2016 г.),
- конкурс детского творчества «Шире круг 2016»; 2 человека, фольгапластика (2016 г.),
- конкурс детского творчества «Шире круг 2017»; 1 человек, фольгапластика (2017 г.),
- выставка детского творчества «Мозаика талантов»; 2 человека (2017 г.).
Лауреаты всероссийского конкурса:
-лауреаты Всероссийского героико-патриотического фестиваля детского и юношеского творчества «Звезда спасения», в номинации «Художественное творчество»; 5 человек, (2017 г.).
Я являюсь лауреатом:
- городской выставки творческих работ педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» (2013-2014 г.г.),
- городской выставки творческих работ педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» (2015-2016 г.г.),
-городской выставки детского творчества «Мозаика талантов» в номинации «Мастерство» (2016 г.),
- городской выставки творческих работ педагогов дополнительного образования «Мастерство и творчество» (2017-2018 г.г.).