Программа индивидуального обучения "Цветочная мозаика"

Пустынцева Елена Викторовна

Программа предназначена для обучения одаренных детей флористическому искусству, рассчитана на  1 год обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ind_programma.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7

тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru

«ПРИНЯТО»

на заседании

методического совета

от «___» _________________ 2017г.

Протокол № ____

УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБУ ДО «ДДТ»

от «___»_______________2017 г. № ____

Программа индивидуального обучения

«Цветочная мозаика»

Срок реализации: 1 год

Направленность:   художественная

Вид деятельности:  аранжировка и флористика

Составитель:

педагог дополнительного образования

                  Е.В. Пустынцева

Норильск

Пояснительная записка

 

Флористика очень увлекательный вид творчества. Это искусство завораживает как взрослых, так и детей, и является прекрасным и очень полезным времяпровождением.  В руках умельца с душой художника хрупкие лепестки цветов и причудливые коряги из леса  превращаются в необыкновенные композиции и картины, открывающие вечную  красоту природы. Работа с современными флористическими и природными материалами таит в себе необыкновенные возможности, поэтому  такое художественное творчество способствует приобщению обучающихся к живой природе.

Одним из важных направлений флористического искусства является работа с  современными пластичными материалами: самозастывающей полимерной глиной (керамическая флористика), фоамираном (фом-арт). Эти новые направления декоративно-прикладного искусства можно представить как метапредметное взаимодействие и интеграцию   различных областей. Так как  при работе с полимерной  глиной учащиеся приобретают не только навыки изобразительного искусства и художественного творчества, но и знакомятся со строением цветка,  физическими свойствами глины, химическим составом (если полимерная глина изготавливается самостоятельно), экономический расчет позволяет определять стоимость компонентов изделия, а для  участия в творческих проектах обращаются к литературным и музыкальным образам. При изготовлении композиций из фоамирана обучающиеся откроют для себя законы скульптуры, живописи и флористики. В процессе метапредметного подхода происходит не только межпредметное взаимодействие, но и понимание детьми взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов.

Важным компонентом программы индивидуального обучения является  учебно-исследовательская деятельность учащихся. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, обучающиеся осваивают аналитические, поисковые, синтезирующие навыки научной работы. Таким образом, у них формируется объективная самооценка, активизируется самостоятельность, развиваются творческие способности. Во время исследовательской деятельности учащимися решается творческая, исследовательская задача, где определяются основные этапы, характерные для научного исследования. Во время выполнения научно-исследовательской работы юные исследователи придерживаются следующих этапов:

·   мотивация научно-исследовательской работы;

· выбор направления и темы исследования (формируемые метапредметные умения: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях);

· постановка цели, задач и гипотезы (формируемые метапредметные умения: постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка результатов своей деятельности); 

· фиксирование и предварительная обработка данных (формируемые метапредметные умения: умение находить информацию в различных источниках)

· обсуждение результатов исследования (формируемые метапредметные умения: умение работать в группе, выполняя различные социальные роли; представлять свои взгляды, убеждения, вести дискуссию)

· результаты исследовательской деятельности (формируемые метапредметные умения: умение выражать свои мысли)

· представление исследовательской работы (подготовка рефератов, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях).

Цель программы:

Развитие коммуникативной компетенции обучающихся посредством включения в научно-исследовательскую деятельность.

Задачи программы

  • Формирование навыков работы с современным флористическим материалом, изучение способов и приемов составления  цветочных композиций с помощью метода проектов;
  • Формирование умения проводить самостоятельные исследовательские поиски в области флористического дизайна и цветочной аранжировки;
  • Развитие речевой, языковой, социокультурной учебно-познавательная компетенции;
  • Формирование общечеловеческих нравственно-ценностных ориентаций, экологического самосознания; становление внутренней культуры личности;
  • Развитие коммуникационного взаимодействия, сотрудничества и толерантности.

        Ценность программы заключается в том, что обучающиеся  научатся ставить перед собой исследовательские задачи в области мира природы и получат возможность находить пути их решения.

        Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающихся к флористическому искусству. Цветочные композиции из современных декоративных материалов становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных интерьеров.

Режим организации занятий

        Программа  «Цветочная мозаика» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 36 часов.

Количество занятий в неделю - 1 час.

Занятия проводятся один раз в неделю.

        В процессе обучения предполагается следующая система оценки. Результатом практических навыков умений, а также знаний теории будут служить исследовательские и  творческие проекты.

        Кроме того, планируется провести серию диагностических тестов в начале, середине и конце учебного года по выявлению уровня обученности,  воспитанности, приобретение личностных качеств и исследовательских способностей. Также предполагается проведение различных  обучающих упражнений по выявлению личных индивидуальных и исследовательских способностей.

Условия реализации программы

        Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.  

        Для работы требуются следующие материалы и инструменты: искусственные, засушенные цветы, природный материал, бумага, картон, пластилин, клей ПВА, клей «Мастер», проволока, флористическая губка «Оазис», ножи, кусачки, плоскогубцы, секаторы, кисти, краски, клеевой пистолет.

        Учебный кабинет должен быть оснащен:

  • Методическими и дидактическими материалами;
  • Аудио- и видеотекой;
  • Фондом детских работ и работ профессионалов;
  • Коллекцией растений (гербарием);
  • Коллекцией материалов нерастительного происхождения (глина, перья, минералы).
  • Собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему
  • Компьютером.

Результативность освоения программы

В результате изучения данной программы предполагается развитие личных индивидуальных способностей обучающихся:

  • Поднятие уровня самооценки, посредством метода похвалы и анализа творческих достижений учащихся;
  • Умение нестандартно мыслить, т.е. способность к умению выдвигать новые нестандартные идеи, быть оригинальным.

Развитие общих исследовательских способностей, таких как

  • Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
  • Постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка результатов своей деятельности
  • Умение правильно задавать вопросы и давать определение понятиям;
  • Умение собирать информацию и  классифицировать ее.
  • Умение делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
  • Подготовка рефератов, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях

Развитие профессиональных навыков и умений, таких как

  • Нестандартное применение природного и современного флористического материала при выполнении творческих и исследовательских проектов;
  • Создание новых техник и приемов при изготовлении работ из современного флористического материала.

Учебно-тематический план

Название разделов, тем.

Общее кол-во часов

В том числе

теории

практики

I

Введение

1

1

II

В мире исследований

16

5

11

III

Современная флористика

12

4

8

IV

Развитие индивидуальных способностей

6

2

4

V

Подведение итогов

1

1

36

13

23

Содержание программы

Программа индивидуального обучения «Цветочная мозаика» состоит из разделов: 

  1.  Введение

            Знакомство с планом работы на год; инструктаж по правилам ТБ и ППБ, правила поведения в ДДТ; первичное диагностирование.

  1. В мире исследований

                  Выбор темы исследования, ее формулировка. Постановка цели, задач, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования. Постановка проблемы. Формирование идеи.

Выбор методов исследования. Поиск вариантов решения. Сбор  информации и ее обобщение   (анализ информации).

Практическая работа. Практическое выполнение работы (разработка исследовательского проекта – темы вариативны). Организация и проведение исследования. Оформление проекта. Применение информационных технологий в исследовании. Подготовка доклада. Защита результатов исследования.

  1. Современная флористика

Понятия: пластический материал для изготовления цветов,  керамическая флористика, холодный фарфор, фоамиран, бумага ручной работы. Знакомство с новыми видами материалов и инструментов: самозастывающая глина, фоамиран- пластичная замша,  молды, стеки, каттеры. Правила закрутки лепестков, растяжка края, способы прорезания. Новые цветочные образы. Разновидности фоама, способы обработки (горячий, холодный) Ознакомление с альтернативными технологиями.

Практическая работа. Отработка навыков раскатывания глины. Изготовление мелких и крупных цветов из  холодного фарфора. Изготовление цветов и растений из пластичной замши. Составление композиции, декоративное оформление флористическими аксессуарами. Создание творческих  проектов «Керамическая флористика»,  «Цветочная пластика».

Развитие индивидуальных способностей.

Развитие исследовательских способностей, умения проводить самостоятельные исследования. Используя информационно-коммуникационные технологии, задания и упражнения на развитие личностных качеств.

Развитие воображения во флористике. Современные флористические образы и воображение. Интеллектуальная игра «На что похож цветок?»

Практическая работа. Сочинение фантастических образов растений с применением современных декоративных материалов. Игра «Изобрази растение».

Развитие фантазии. Цветочный образ в литературном и художественном творчестве.

Цветок - как символ добра и  волшебства. Интеллектуальная игра «Волшебный цветок». Загадки и пословицы о цветах т растениях.

Практическая работа. Сочинение сказки по собственному замыслу о волшебном цветке.

Развитие мышления (логического, конструкторского, творческого).

Практическая работа. Составление поговорок, загадок с использованием известных приемов направленного мышления.

  1. Подведение итогов.

Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.

Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).

Методическое обеспечение  программы

Логика построения программы «Цветочная мозаика» обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской и проектной деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.

Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:

  • вести устный диалог на заданную тему;
  • участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;

участвовать в работе конференций, чтений.

Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

- последовательность (материал излагается от простого к более сложному);

- наглядность (на занятиях используются иллюстрации, открытки,  таблицы, работы учащихся);

- индивидуальность (задания строятся  по усложненным схемам для углубленного изучения материала);

- актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни).

Могут быть использованы такие методы обучения как объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный.

Проектная деятельность  включает проведение опытов, исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, практических упражнений, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Приемы работы:

  • работа с литературой (чтение, конспектирование отдельных тезисов);
  • работа с раздаточным материалом (проведение сравнительных анализов, составление таблиц, схем);
  • рассматривание, сравнение, измерение, наблюдение;
  • обработка собранного материала;
  • проведение экспериментов в лабораторных и естественных условиях;
  • написание научной работы.

          Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.

         Технологии, методики:

  •         проблемное обучение;
  •         моделирующая деятельность;
  •         поисковая деятельность;
  •         информационно-коммуникационные технологии;
  •         здоровьесберегающие технологии.

На занятиях используются следующие дидактические материалы:

  • обучающая литература по фитодизайну;
  • литература по педагогике и психологии;
  • иллюстрации, репродукции, открытки, схемы, таблицы, работы учащихся и педагога.
  • ТСО (аудио и видеоматериалы).

Литература для педагогов

  1. Немов Р.С. Психология в 3 кн. – 4-е издание – М.: ВЛАДОС ИМПЭ

          им. А.С. Грибоедова 2001 – кн.з. Психодиагностика.

  1. Воскобойников В.М.  Как определить и развить способности ребёнка.

         С-Пб.: «РЕСПЕКС», 1996.

  1. Малышенко С.А. Авторская программа  «Аранжировка и флористика». - Красноярск 2003.
  2. Пшеницына И.М. Авторская программа «Школа прикладного творчества – аранжировка цветов и фитодизайн». - Норильск 1995.
  3. Хессайонс Д.Г. Всё об аранжировке цветов. - М.: «Кладезь» 1998.

Литература для обучающихся

  1. Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М.: «Аст-пресс», 2000г.
  2. Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природных материалов, Ярославль: Академия развития: Академия, Ко : Академия Холдинг, 2000г.
  3. Стецюк В.Г. Картины из сухих цветов, Москва:  «Аст-пресс»  2002г.
  4. Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка, ассортимент, техника. М.: ЗАО «Ритон +», 2003г.