Программа индивидуального обучения "Цветочная мозаика"
Программа предназначена для обучения одаренных детей флористическому искусству, рассчитана на 1 год обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ind_programma.docx | 41.93 КБ |
Предварительный просмотр:
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
663340, Красноярский край, город Норильск, район Кайеркан, ул. Победы, дом 7
тел: (3919)39-17-14, факс:(3919) 39-39-63, Е-mail: ddt_@ mail.ru
«ПРИНЯТО» на заседании методического совета от «___» _________________ 2017г. Протокол № ____ | УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБУ ДО «ДДТ» от «___»_______________2017 г. № ____ |
Программа индивидуального обучения
«Цветочная мозаика»
Срок реализации: 1 год
Направленность: художественная
Вид деятельности: аранжировка и флористика
Составитель:
педагог дополнительного образования
Е.В. Пустынцева
Норильск
Пояснительная записка
Флористика очень увлекательный вид творчества. Это искусство завораживает как взрослых, так и детей, и является прекрасным и очень полезным времяпровождением. В руках умельца с душой художника хрупкие лепестки цветов и причудливые коряги из леса превращаются в необыкновенные композиции и картины, открывающие вечную красоту природы. Работа с современными флористическими и природными материалами таит в себе необыкновенные возможности, поэтому такое художественное творчество способствует приобщению обучающихся к живой природе.
Одним из важных направлений флористического искусства является работа с современными пластичными материалами: самозастывающей полимерной глиной (керамическая флористика), фоамираном (фом-арт). Эти новые направления декоративно-прикладного искусства можно представить как метапредметное взаимодействие и интеграцию различных областей. Так как при работе с полимерной глиной учащиеся приобретают не только навыки изобразительного искусства и художественного творчества, но и знакомятся со строением цветка, физическими свойствами глины, химическим составом (если полимерная глина изготавливается самостоятельно), экономический расчет позволяет определять стоимость компонентов изделия, а для участия в творческих проектах обращаются к литературным и музыкальным образам. При изготовлении композиций из фоамирана обучающиеся откроют для себя законы скульптуры, живописи и флористики. В процессе метапредметного подхода происходит не только межпредметное взаимодействие, но и понимание детьми взаимосвязи и взаимозависимости всех жизненных процессов, систем, законов.
Важным компонентом программы индивидуального обучения является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Занимаясь научно-исследовательской деятельностью, обучающиеся осваивают аналитические, поисковые, синтезирующие навыки научной работы. Таким образом, у них формируется объективная самооценка, активизируется самостоятельность, развиваются творческие способности. Во время исследовательской деятельности учащимися решается творческая, исследовательская задача, где определяются основные этапы, характерные для научного исследования. Во время выполнения научно-исследовательской работы юные исследователи придерживаются следующих этапов:
· мотивация научно-исследовательской работы;
· выбор направления и темы исследования (формируемые метапредметные умения: способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях);
· постановка цели, задач и гипотезы (формируемые метапредметные умения: постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка результатов своей деятельности);
· фиксирование и предварительная обработка данных (формируемые метапредметные умения: умение находить информацию в различных источниках)
· обсуждение результатов исследования (формируемые метапредметные умения: умение работать в группе, выполняя различные социальные роли; представлять свои взгляды, убеждения, вести дискуссию)
· результаты исследовательской деятельности (формируемые метапредметные умения: умение выражать свои мысли)
· представление исследовательской работы (подготовка рефератов, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях).
Цель программы:
Развитие коммуникативной компетенции обучающихся посредством включения в научно-исследовательскую деятельность.
Задачи программы
- Формирование навыков работы с современным флористическим материалом, изучение способов и приемов составления цветочных композиций с помощью метода проектов;
- Формирование умения проводить самостоятельные исследовательские поиски в области флористического дизайна и цветочной аранжировки;
- Развитие речевой, языковой, социокультурной учебно-познавательная компетенции;
- Формирование общечеловеческих нравственно-ценностных ориентаций, экологического самосознания; становление внутренней культуры личности;
- Развитие коммуникационного взаимодействия, сотрудничества и толерантности.
Ценность программы заключается в том, что обучающиеся научатся ставить перед собой исследовательские задачи в области мира природы и получат возможность находить пути их решения.
Ее актуальность основывается на постоянно растущем интересе обучающихся к флористическому искусству. Цветочные композиции из современных декоративных материалов становятся все более модными и актуальными и с успехом используются в создании современных интерьеров.
Режим организации занятий
Программа «Цветочная мозаика» рассчитана на 1 год обучения. Количество занятий в год – 36 часов.
Количество занятий в неделю - 1 час.
Занятия проводятся один раз в неделю.
В процессе обучения предполагается следующая система оценки. Результатом практических навыков умений, а также знаний теории будут служить исследовательские и творческие проекты.
Кроме того, планируется провести серию диагностических тестов в начале, середине и конце учебного года по выявлению уровня обученности, воспитанности, приобретение личностных качеств и исследовательских способностей. Также предполагается проведение различных обучающих упражнений по выявлению личных индивидуальных и исследовательских способностей.
Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо иметь просторный, хорошо освещенный кабинет, оснащенный компьютерной техникой, кроме того в кабинете должны быть в наличии стеллажи или подсобные помещения для хранения материалов, инструментов, оборудования.
Для работы требуются следующие материалы и инструменты: искусственные, засушенные цветы, природный материал, бумага, картон, пластилин, клей ПВА, клей «Мастер», проволока, флористическая губка «Оазис», ножи, кусачки, плоскогубцы, секаторы, кисти, краски, клеевой пистолет.
Учебный кабинет должен быть оснащен:
- Методическими и дидактическими материалами;
- Аудио- и видеотекой;
- Фондом детских работ и работ профессионалов;
- Коллекцией растений (гербарием);
- Коллекцией материалов нерастительного происхождения (глина, перья, минералы).
- Собрание книг, альбомов, журналов, справочников, диапозитивов, видеофильмов, помогающих проиллюстрировать учебную тему
- Компьютером.
Результативность освоения программы
В результате изучения данной программы предполагается развитие личных индивидуальных способностей обучающихся:
- Поднятие уровня самооценки, посредством метода похвалы и анализа творческих достижений учащихся;
- Умение нестандартно мыслить, т.е. способность к умению выдвигать новые нестандартные идеи, быть оригинальным.
Развитие общих исследовательских способностей, таких как
- Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях
- Постановка целей, планирование, самоконтроль, оценка результатов своей деятельности
- Умение правильно задавать вопросы и давать определение понятиям;
- Умение собирать информацию и классифицировать ее.
- Умение делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи.
- Подготовка рефератов, участие в конкурсах, в научно-практических конференциях
Развитие профессиональных навыков и умений, таких как
- Нестандартное применение природного и современного флористического материала при выполнении творческих и исследовательских проектов;
- Создание новых техник и приемов при изготовлении работ из современного флористического материала.
Учебно-тематический план
№ | Название разделов, тем. | Общее кол-во часов | В том числе | |
теории | практики | |||
I | Введение | 1 | 1 | |
II | В мире исследований | 16 | 5 | 11 |
III | Современная флористика | 12 | 4 | 8 |
IV | Развитие индивидуальных способностей | 6 | 2 | 4 |
V | Подведение итогов | 1 | 1 | |
36 | 13 | 23 |
Содержание программы
Программа индивидуального обучения «Цветочная мозаика» состоит из разделов:
- Введение
Знакомство с планом работы на год; инструктаж по правилам ТБ и ППБ, правила поведения в ДДТ; первичное диагностирование.
- В мире исследований
Выбор темы исследования, ее формулировка. Постановка цели, задач, гипотеза исследования. Предмет и объект исследования. Постановка проблемы. Формирование идеи.
Выбор методов исследования. Поиск вариантов решения. Сбор информации и ее обобщение (анализ информации).
Практическая работа. Практическое выполнение работы (разработка исследовательского проекта – темы вариативны). Организация и проведение исследования. Оформление проекта. Применение информационных технологий в исследовании. Подготовка доклада. Защита результатов исследования.
- Современная флористика
Понятия: пластический материал для изготовления цветов, керамическая флористика, холодный фарфор, фоамиран, бумага ручной работы. Знакомство с новыми видами материалов и инструментов: самозастывающая глина, фоамиран- пластичная замша, молды, стеки, каттеры. Правила закрутки лепестков, растяжка края, способы прорезания. Новые цветочные образы. Разновидности фоама, способы обработки (горячий, холодный) Ознакомление с альтернативными технологиями.
Практическая работа. Отработка навыков раскатывания глины. Изготовление мелких и крупных цветов из холодного фарфора. Изготовление цветов и растений из пластичной замши. Составление композиции, декоративное оформление флористическими аксессуарами. Создание творческих проектов «Керамическая флористика», «Цветочная пластика».
Развитие индивидуальных способностей.
Развитие исследовательских способностей, умения проводить самостоятельные исследования. Используя информационно-коммуникационные технологии, задания и упражнения на развитие личностных качеств.
Развитие воображения во флористике. Современные флористические образы и воображение. Интеллектуальная игра «На что похож цветок?»
Практическая работа. Сочинение фантастических образов растений с применением современных декоративных материалов. Игра «Изобрази растение».
Развитие фантазии. Цветочный образ в литературном и художественном творчестве.
Цветок - как символ добра и волшебства. Интеллектуальная игра «Волшебный цветок». Загадки и пословицы о цветах т растениях.
Практическая работа. Сочинение сказки по собственному замыслу о волшебном цветке.
Развитие мышления (логического, конструкторского, творческого).
Практическая работа. Составление поговорок, загадок с использованием известных приемов направленного мышления.
- Подведение итогов.
Подведение итогов работы за год; итоговая диагностика.
Проведение диагностических тестирований планируется проводить вначале года (первичное), в середине года (текущее) и в конце года (итоговое).
Методическое обеспечение программы
Логика построения программы «Цветочная мозаика» обусловлена системой последовательной работы по овладению обучающимися основами исследовательской и проектной деятельности: от осмысления сути исследовательской деятельности, от истоков научной мысли и теории, от творческой и уникальной деятельности выдающихся ученых – к изучению составных частей исследовательской деятельности. Необходимо, чтобы занятия побуждали к активной мыслительной деятельности, учили наблюдать понимать, осмысливать причинно-следственные связи между деятельностью человека и наукой, тем самым вырабатывать собственное отношение к окружающему миру.
Теоретические и практические занятия способствуют развитию устной коммуникативной и речевой компетенции обучающихся, умениям:
- вести устный диалог на заданную тему;
- участвовать в обсуждении исследуемого объекта или собранного материала;
участвовать в работе конференций, чтений.
Программа обеспечивает реализацию следующих принципов:
- последовательность (материал излагается от простого к более сложному);
- наглядность (на занятиях используются иллюстрации, открытки, таблицы, работы учащихся);
- индивидуальность (задания строятся по усложненным схемам для углубленного изучения материала);
- актуальность (программа максимально приближена к современным условиям жизни).
Могут быть использованы такие методы обучения как объяснительно-иллюстративный, исследовательский, частично-поисковый, проблемный, проектный.
Проектная деятельность включает проведение опытов, исследований, наблюдений, экскурсий, заседаний, олимпиад, викторин, игр, практических упражнений, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.
Приемы работы:
- работа с литературой (чтение, конспектирование отдельных тезисов);
- работа с раздаточным материалом (проведение сравнительных анализов, составление таблиц, схем);
- рассматривание, сравнение, измерение, наблюдение;
- обработка собранного материала;
- проведение экспериментов в лабораторных и естественных условиях;
- написание научной работы.
Методы контроля: консультация, доклад, защита исследовательских работ, выступление, выставка, презентация, мини-конференция, научно-исследовательская конференция, участие в конкурсах исследовательских работ.
Технологии, методики:
- проблемное обучение;
- моделирующая деятельность;
- поисковая деятельность;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии.
На занятиях используются следующие дидактические материалы:
- обучающая литература по фитодизайну;
- литература по педагогике и психологии;
- иллюстрации, репродукции, открытки, схемы, таблицы, работы учащихся и педагога.
- ТСО (аудио и видеоматериалы).
Литература для педагогов
- Немов Р.С. Психология в 3 кн. – 4-е издание – М.: ВЛАДОС ИМПЭ
им. А.С. Грибоедова 2001 – кн.з. Психодиагностика.
- Воскобойников В.М. Как определить и развить способности ребёнка.
С-Пб.: «РЕСПЕКС», 1996.
- Малышенко С.А. Авторская программа «Аранжировка и флористика». - Красноярск 2003.
- Пшеницына И.М. Авторская программа «Школа прикладного творчества – аранжировка цветов и фитодизайн». - Норильск 1995.
- Хессайонс Д.Г. Всё об аранжировке цветов. - М.: «Кладезь» 1998.
Литература для обучающихся
- Черныш И.В. Поделки из природных материалов. М.: «Аст-пресс», 2000г.
- Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природных материалов, Ярославль: Академия развития: Академия, Ко : Академия Холдинг, 2000г.
- Стецюк В.Г. Картины из сухих цветов, Москва: «Аст-пресс» 2002г.
- Шевырева Н.А., Коновалова Т.Ю. Уроки флористики. Сухоцветы: аранжировка, ассортимент, техника. М.: ЗАО «Ритон +», 2003г.