Мозаика

ТАРАН   ГЕННАДИЙ   СЕРГЕЕВИЧ
РАССМОТРЕНО                                                                                 УТВЕРЖДАЮ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАЛНАХСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ»
 
 
 
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
«ЖИВОПИСЬ»
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ – 3 ГОДА
 
 
 
ПРЕДМЕТНАЯ ОБЛАСТЬ:
ВАРИАТИВНАЯ   ЧАСТЬ
 
ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПО В.02. КОМПОЗИЦИЯ   ПРИКЛАДНАЯ
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ: 3 ГОДА
 
 
СОСТАВИТЕЛИ:
Г.С.Таран
Преподаватель ТДШИ
 
РЕЦЕНЗЕНТ: 
Т.А.Шеверева
Член Союза художников РФ
директор МБУ «Норильская художественная галерея»
 
2013
 
 
 
 
 
 
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Педагогическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Директор 
МБОУ ДОД «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол № 37 «01» сентября 2014 г.
от «30 мая»2014 г. от «01» сентября 2014 г. _______________С.Э.Ужегов
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Педагогическим советом
МБОУ ДОД «ТДШИ» Директор 
МБОУ ДОД «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол № 03 «01» сентября 2015 г.
от «29 мая»2015 г. от «01» сентября 2015 г. _______________С.Э.Ужегов
ОБСУЖДЕНО ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Педагогическим советом Директор МБУ ДО «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол  № 03 «01» сентября 2016 г.
от «30 мая»2016 г. от «01» сентября 2016 г. _______________С.Э.Ужегов
ОБСУЖДЕНО
ПРИНЯТО УТВЕРЖДАЮ
Методическим советом Педагогическим советом Директор МБУ ДО «ТДШИ»
Протокол № 02 Протокол  № 03 «01» сентября 2017 г.
от «30 мая»2017 г. от «01» сентября 2017 г. _______________С.Э.Ужегов
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Сведения о затратах учебного времени и графике промежуточной аттестации;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- Методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
II. Содержание учебного предмета
-  Сведения о затратах учебного времени;
- Учебно-тематический план;
 - Годовые требования по классам;
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
V. Методическое обеспечение учебного процесса
- Методические рекомендации педагогическим работникам;
VI. Списки литературы и средства обучения
 
 
 
Структура программы учебного предмета
 
        I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
 
II. Содержание учебного предмета
           - Сведения о затратах учебного времени;
-Учебно-тематический план;
  - Годовые требования. Содержание разделов и тем;
 
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
 
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
 
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 
VI. Списки рекомендуемой методической  литературы 
 
1. Пояснительная записка
 
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основании  и с учетом  федеральных государственных  требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного  искусства  «Живопись». На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации №156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержаний, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе». 
Учебный  предмет «Композиция прикладная»  занимает важное место в комплексе  предметов  программ разработанных  для художественных школ и школ искусств. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство включает художественную обработку предметов обихода, их художественную отделку, внутреннее убранство помещения. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только  служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время  полезны и красивы. Обычная чашка, ковер, платок, украшенные вышивкой или росписью, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить своему назначению. Одним из увлекательнейших видов декоративно-прикладного искусства является  «мозаика». Следует заметить, что «мозаика» буквально переводится как «собрано  из  кусков». Обучение мозаике процесс творческий, состоящий из различных компонентов как индивидуальных, психологических, так и личностных. Только совместная деятельность преподавателя и учащегося, позитивный диалог, сотворчество, способны добиться положительных результатов в обучении.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание  условий для познания  учащимися  приемов  работы в различных материалах, техниках,  на выявление и  развитие потенциальных  творческих способностей  каждого  ребенка,  на  формирование основ целостного восприятия эстетической   культуры через  пробуждение    интереса   к национальной культуре.
Программа нацелена на изучение одного из древнейших  видов декоративно-прикладного творчества «Мозаика» Искусство мозаики и сегодня актуально и современно, находится в постоянном развитии, появляются новые технологии, материалы, совершенствуются приемы кладки, материалы инструментарий. На сегодняшний день  мозаика доступна любому возрасту. В программе «Композиция прикладная» () задания,  составленные  исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную  плоскость, сообразуясь   с  композиционным центром   формата,   учатся   обращать внимание на выразительность пятна,  линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии,   учатся  создавать своими руками  предметы,  в которые вкладывают  свои знания  об окружающем   мире,  фантазию.  Знакомство  с традиционными   видами  ремесел также  играет  важную   роль в  передаче традиций из поколения в поколение. 
Учитывая  возраст детей,  программа  предполагает использование разных  форм  проведения  занятий:   просмотр тематических  фильмов, прослушивание музыки, применение  игровых приемов  обучения, выполнение  коллективных   работ.  По  ходу занятий  учащиеся  посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой,  раскрывающей секреты прикладного творчества.
 
          2.Срок реализации учебного предмета
 
Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная» - 5 лет  в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  «Живопись» с 4 по 8 класс.
 
          3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная»  при 5-летнем   сроке   обучения   составляет  462 часа.   Из  них:  297 часов – аудиторные занятия,  165 часов - самостоятельная работа.
 
            4. Форма проведения учебных занятий
 
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями  и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся,  программой  предусмотрены  методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
 
 
          5. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
 - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
-  формирование  у  детей  младшего  школьного возраста  комплекса начальных знаний,  умений и навыков в области  декоративно-прикладного творчества;
-  формирование  понимания художественной  культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками  декоративно-прикладного  творчества и основами художественного мастерства;
научить практическим  навыкам создания объектов в  одном из видов декоративно-прикладного творчества;
научить  приемам  составления  и использования  композиции в различных материалах и техниках;
научить  творчески  использовать полученные  умения и практические навыки;
научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
 
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес  к  изобразительному  и декоративно-прикладному творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие доброжелательное отношение друг к другу, сотворчеств. 
 
            6.Обоснование структуры программы
 
Обоснованием структуры  программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит  следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными  направлениями строится основной  раздел программы «  содержание учебного предмета».
 
            7. Методы обучения
 
Для воспитания и развития навыков  творческой  работы учащихся  в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1.объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские  (исследование свойств  бумаги, красок,   а также возможностей других материалов).
Предложенный  в настоящей программе  тематический  ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного  предмета, применять разработанные им методики. Применение   различных   методов и  форм   (теоретических    и практических   занятий,  самостоятельной работы  по сбору натурного материала и т.п.) должно четко  укладываться в схему поэтапного  ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой  пройденной  темы становится изделие, выполненное в материале.
 
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
 
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к  библиотечным фондам  и фондам аудио  и видеозаписей  школьной библиотеки.  Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом   для сбора дополнительного  материала по изучению  видов народных  ремесел, техник работы с материалами, а также информацию  о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд  укомплектовывается  печатными и электронными изданиями  основной, дополнительной,  учебной  и  учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным  ремёслам, а также альбомами по искусству.   Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
 
             
 
II. Содержание учебного предмета
 
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами    работы с различными материалами, а практическая  часть основана на применении теоретических  знаний в учебном и творческом процессе.  За годы освоения программы  дети получают  знания о многообразии декоративно-прикладного  искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.
 
Содержание  программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
 
 
             1. Сведения о затратах учебного времени
 
             Предусмотренные на освоение учебного предмета «Прикладное творчество», на максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся.
 
Распределение по годам обучения
Классы 4 5 6 7 8
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 2 2 2 1
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам 66 66 66 66 33
Общее количество часов на аудиторные занятия 297
Количество часов на самостоятельную работу (в неделю) 1 1 1 1 1
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам 33 33 33 33 33
Общее количество часов на самостоятельную работу 165
Максимальное количество часов (в неделю) на аудиторные занятия и самостоятельную работу 3 3 3 3 2
Общее максимальное количество часов по годам на аудиторные занятия и самостоятельную работу 99 99 99 99 66
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 462
 
Консультации проводятся с целью подготовки к контрольным урокам, зачетам, просмотрам, творческим конкурсам. Консультации могут проводиться рассредоточено или за счет резервного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей.
            Резерв учебного времени может использоваться как перед промежуточной (экзаменационной) аттестации, так и после ее окончания с целью обеспечения учащихся самостоятельной работой на период летних каникул. Для полноценного  усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной   работы.   На   самостоятельную   работу   отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений  к изученным  темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие  обучающихся   в  творческих   мероприятиях  города и образовательного заведения.  Для эффективного выполнения домашней работы   все  задания   выполняются в  специальном   «Альбоме домашних заданий». Объем самостоятельной работы в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания. Объем времени на самостоятельную работу может определяться на основе сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей учащегося.
 
         2. Учебно-тематический план
         4 год обучения (4 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
            99              33     66
1
 
 
 
 
Задания  по  цветоведению Урок             12         4         8
2
Задание  на  «теплое -  холодное»
Урок            20             5         10
3
Знакомство  с   понятием  фон,
контраст.
Урок             18                6          12
4
«Слон»
Мозаика  из
бумаги. Урок             18                6          12
5
 
 
 
«Кораблик». Стилизация, образ. Урок            18                6          12
 
         
         5 год обучения (5 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33       66
1
 
 
 
 
«Осенний  пейзаж». Эскиз в
карандаше Урок                16            6          10
2
 «Осенний  пейзаж». Эскиз в
 цвете   с применением
силуэта. Урок                21            8          14
3
«Осенний  пейзаж»-  эскиз
Организация геометрических элементов. Урок                28            9          14
4
«Осенний  пейзаж»
 Мозаика  из
бумаги.
Урок                34          10          16
 
 
 
 
          6 год обучения (6 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33        66
1
 
 
 
 
«Выкраски»
Контраст. Урок                29
 
          10          22
2
Многоплановый
Пейзаж-  эскизы Урок                34           11          22
3
Многоплановый
пейзаж.
Картон Урок                34           12          22
 
 
          7 год обучения (7 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33       66
1
 
 
 
 
 
Упражнения  по
кладке  мозаичного   полотна.
В  полосе Урок                29           10        22
2
Упражнения  по
кладке  мозаичного   полотна.
В квадрате Урок                34           11          22
3
«Натюрморт с  подсолнухами»
Имитация  мозаики.
Стекло Урок                34          12          22
 
 
          8 год обучения (8 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33       66
1
 
 
 
 
 
«Натюрморт с  лимоном»
Имитация   мозаики.
Стекло Урок                99          33         66
 
               3. Годовые требования. Содержание разделов и тем
 
               4 год обучения
 
     1. Тема:  Задания   по  цветоведению. Изучение   цвета  цвето-тональных    переходов   от   теплого  к  холодному. Примеры построения  цветовой   полосы. Закрепление навыков   смешивания   цвета  Используется  бумага,   клей     ножницы.
Самостоятельная работа: Изучение    цвета  в альбоме домашних  заданий.
     2. Тема:  Задание  на  теплое  холодное . Изучение «. Тоновая и цветовая растяжка по форме предметов. Подчеркнуть форму предметов с помощью, цвета. Организация  плоскости, применение одной или нескольких плоскостей, 
Самостоятельная работа:  Выполнение цветовых  выкрасок  в альбоме домашних  заданий.
     3. Тема: «Знакомство  с  понятием  фон». Изучение   приема декоративность,    контраст.  Изучение   цвета  цвето-тональных    переходов   от   теплого  к  холодному.  Используется бумага ,  гуашь. 
Самостоятельная   работа:      на основе изученного материала, выполнить  цветовые   растяжки.
     4. Тема: «Слон.   Мозаика  из   бумаги».  Выполнить мозаику на основе
ранее  полученных  знаний, зарисовок с натуры.   Передать  характер    животного  используя различные технические приемы   по  кладке   мозаики    из   различных  кусочков   бумаги .
Самостоятельная  работа:  на основе изученного материала, выполнить  цветовые   растяжки.
     5. Тема: «Кораблик.  Стилизация.  Образ». Изучение приемов стилизации  прямоугольных   предметов, создание фантазийного образа. Компоновка в формате. Найти выразительное  решение  композиции. При выполнении мозаики  использовать различные   технические   приемы   кладки, для наиболее полного раскрытия замысла. Использование цветной бумаги, цветного картона при выполнении эскиза.               
Самостоятельная работа: зарисовки различных  корабликов в альбом домашних заданий.
.
 
             5 год обучения (5 класс)
 
     1.Тема:  «Осенний  пейзаж.  Эскиз  в  карандаше». Знакомство   с  понятием   эскиз,   форэскиз. Рисунок  эскиза  в  карандаше с  применением 
стилизации ,  для   последующей   работы    над  пейзажем   из    мозаики.
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением.  
     2.Тема:  «Осенний  пейзаж.  Эскиз  в  цвете  с   применением   силуэта». Выполнение   эскиза  в  цвете    с  применением   силуэта и   стилизации. Заполнение формата.
Понятие значение стилевого единства при создании пейзажа 
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением.  .                                                                                     
     3.Тема:  «Осенний  пейзаж.  Эскиз  с  применением   геометрических   элементов»  . Выполнить    эскиз   с   применением    геометрических  элементов  Построить композицию,  по  предварительным   эскизам  используя знания и навыки. Передать при помощи тональных и цветовых отношений образ, настроение, идею композиции. Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением.                                                                                      
4.Тема:  «Осенний   пейзаж. Мозаика  из  бумаги». Завершающая   работа   в   материале. Применить   знания   полученные    на  предыдущих   занятиях.
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением,    и  различной  кладкой   мозаичного   полотна.                                                                                      
 
 
      6 год обучения (6 класс)
 
      1.Тема: «Выкраски. Контраст».    Продолжаем  знакомство   с     цветотональными    переходами .Изучение понятия  цветовая   растяжка
Самостоятельная работа: Просмотр литературы по теме «Цветовой  круг», 
       2. Тема: «Многоплановый    пейзаж.  Эскизы». Выполнение   эскизов  к   многоплановому   пейзажу, поиск и разработка оптимального композиционного решения. 
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением,  с  применением   фактуры.
3. Тема:  «Многоплановый   пейзаж с  применением   рельефа   и  фактуры». Создать   многоплановый   пейзаж на основе  предварительных   эскизов. Выполнить  работу, используя  разнообразные   по  фактуре   материалы.. Выделение планов с помощью тона, цвета.  Используемые материалы :картон, песок,  гуашь.
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением,  с  применением   фактуры
 
      7 год обучения (7 класс)
 
        1.Тема: «Упражнения  по  кладке  мозаичного   полотна. В  полосе». Знакомство и изучение  по  кладке   мозаичного   полотна. Выполнение серии   упражнений   по    разнообразной    кладке   мозаичного   полотна.
Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики.
     2.Тема: «Упражнения  по  кладке  мозаичного   полотна. В   квадрате»
 Знакомство и изучение  по  кладке   мозаичного   полотна  с  изменением  направления   кладки. Выполнение серии   упражнений   по    разнообразной кладке   мозаичного   полотна.
Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики..
        3.Тема: «Натюрморт  с  подсолнухами».. Создание большого количества эскизов, набросков, зарисовок. Поиск наиболее оптимального решения темы. Воплощение выбранной идеи, замысла и способа решения на материале. Умение пользоваться знаниями и умением полученными во время обучения. Проявлять самостоятельность  при выборе тех или иных декоративных элементов, технических приемов для оптимального раскрытия замысла. Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики..
 
       8 год обучения (8 класс)
 
         1.Тема:.  «Натюрморт   с   лимоном. Имитация.  Стекло» Поиск своего, наиболее оптимального, неординарного решения замысла. Создание  картона -  предварительного  большого  эскиза  для  последующей  работы  над   мозаикой. Воплощение выбранной идеи, замысла и способа решения в   материале. Выбор и применение  тех или иных декоративных элементов, технических приемов для оптимального раскрытия замысла. Самостоятельный поиск и исправление ошибок. 
Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики..
           III. Требование к уровню подготовки обучающихся   
 
Раздел содержит  перечень  знаний,  умений и навыков,  приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных  понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание  основных видов и  техник  декоративно-прикладной деятельности.
3. Знание  основных признаков  декоративной  композиции (плоскостность изображения,   выразительность  силуэта,   локальный   цвет, симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники  прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7.  Умение   работать  в  различных  техниках:   плетения,  аппликации, коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
 
            IV. Формы и методы контроля, система оценок
 
1.   Аттестация: цели, виды, форма, содержание
 
Контроль знаний,  умений и навыков  обучающихся  обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий  контроль знаний  учащихся  осуществляется педагогом практически  на всех занятиях.
В  качестве  средств  текущего   контроля успеваемости  учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую  работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную  аттестацию. Промежуточная    аттестация   (зачет)   проводится в  форме   творческих просмотров работ учащихся в 8-м, 10-м, 12-м, 14-м, 16-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего  контроля может  быть проведение отчетных  выставок творческих работ обучающихся.  Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения,  решения тематических кроссвордов, тестирования.
 
Криmeрии оцeнки при промежуточной аттестации
 
Критерии оценки Балл Показатели уровня
Оригинальность художественного  образа, творческий подход.
Качество исполнения задания, правильное использование материалов.
5 Оригинальность творческого замысла. Выразительное воплощение художественного образа. Правильная организация плоскости формата.
 Правильно передан образ, характер изображаемого предмета (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Правильно применены материалы для декоративно-прикладного творчества, различные технологии и способы их применения.
4 Выразительное воплощение художественного образа. Оригинальная творческая идея. Ошибки в организации плоскости формата.
Образ и характер изображаемого предмета передан правильно (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Правильно применены различные материалы для декоративно-прикладного творчества, ошибки при работе в различных технологиях (мозаике и т. п.), в способах их применения.
3 Удачное воплощение художественного образа, но неоригинальная творческая идея. Ошибки в организации плоскости формата. 
Ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Материалы для декоративно-прикладного творчества использованы правильно, допущены ошибки при работе в различных технологиях в (мозаике), в способах их применения.
2 Неудачное воплощение художественного образа,  неоригинальная творческая идея. Ошибки при заполнении формата. 
Ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Материалы для декоративно-прикладного творчества применены неправильно, допущены ошибки при работе в различных технологиях в  (мозаике.).
 
     2. Критерии оценок
 
     Оценивание  работ осуществляется  по двум направлениям: практическая  работа и теоретическая грамотность.  Важным  критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного  образа, творческий подход, соответствие и раскрытие  темы  задания.  Это обеспечивает  стимул к  творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
 
Критерии оценки Балл Показатели уровня
Оригинальность художественного  образа, творческий подход.
Качество исполнения задания, правильное использование материалов.
5 Ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Проявил оригинальность в поиске творческого замысла, в воплощение художественного образа. Правильная организация плоскости формата.
 Самостоятельно нарисован и правильно передан образ, характер изображаемого предмета (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Учащийся умеет работать материалами для декоративно-прикладного творчества, знает различные технологии и способы их применения.
4 Ученик самостоятельно нашел и воплотил творческое решение замысла работы. Допущены некоторые ошибки в организации плоскости формата.
Образ и характер изображаемого предмета передан правильно (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Учащийся умеет работать материалами для декоративно-прикладного творчества, но допускает незначительные ошибки в технологии.
3 Поиск творческой идеи и воплощение художественного образа, ведется с постоянным участием преподавателя. Некоторые ошибки в организации плоскости формата. 
Ученик допускает ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Учащийся умеет пользоваться материалами для декоративно-прикладного творчества, но допускает  ошибки при работе в различных технологиях (мозаике), в способах их применения.
2 Учащийся ведет работу непоследовательно, постоянно требуется участие преподавателя. Неудачное воплощение художественного образа,  неоригинальная творческая идея. Ошибки при заполнении формата. 
Ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Не умеет самостоятельно пользоваться материалами для декоративно-прикладного творчества, допускает ошибки при работе в различных технологиях (мозаике  и т. п.).
 
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 
           1. Методические рекомендации преподавателям
 
Для развития навыков  творческой  работы учащихся  программой предусмотрены  методы дифференциации и индивидуализации  на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные  особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.                                   Применяются следующие средства дифференциации:  
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б)  разная  мера  помощи преподавателя  учащимся  при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей  дифференциации   и  индивидуализации  при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные  ранее знания.  При этом на  этапе освоения  нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной  информацией.
Учащиеся  могут  получить разную  меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа,  технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической  деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует   ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные,  в которых предлагается работа  по образцу,  с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией.  Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые,  где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки. Которую ученик   должен  осмыслить, самостоятельно   определить   связь между неизвестным  и арсеналом  своих знаний,  найти  способ изображения заданного.
 
 
VI. Список рекомендуемой методической литературы
 
Р.Л Цыганова. Мозаика   фреска  витраж  сграфито.,В 2007
П.А. Федоров. Инкрустация   и  мозаика. С-П., 1912
Т.П.   Коптерова.    Римская   мозаика   Б.Г.  2008
В.И.  Селезнев.    Изразцы  и  мозаика.  С-П 1829
С.А.  Усов.  Мозаика  в    церкви    Синод  1879
А.А.  Карелин .  Церковная   мозаика    С-П  1906
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
 
 
 
 
                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
             
 
 
 
 
                                                
 
Структура программы учебного предмета
 
        I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цели и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- методы обучения;
- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;
 
II. Содержание учебного предмета
           - Сведения о затратах учебного времени;
-Учебно-тематический план;
  - Годовые требования. Содержание разделов и тем;
 
III. Требования к уровню подготовки обучающихся
 
IV. Формы и методы контроля, система оценок
- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
- Критерии оценки;
 
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 
VI. Списки рекомендуемой методической  литературы 
 
1. Пояснительная записка
 
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основании  и с учетом  федеральных государственных  требований к дополнительным предпрофессиональным программам в области изобразительного  искусства  «Живопись». На основании приказа Министерства культуры Российской Федерации №156 «Об утверждении федеральных государственных требований к минимуму содержаний, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись» и сроку обучения по этой программе». 
Учебный  предмет «Композиция прикладная»  занимает важное место в комплексе  предметов  программ разработанных  для художественных школ и школ искусств. Он является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области изобразительного искусства. Декоративно-прикладное искусство включает художественную обработку предметов обихода, их художественную отделку, внутреннее убранство помещения. Разнообразные предметы повседневного обихода (мебель, одежда, посуда и др.) не только  служат в быту, но и украшают его. Специфика декоративно-прикладного искусства заключается в том, что произведения его должны быть в одно и то же время  полезны и красивы. Обычная чашка, ковер, платок, украшенные вышивкой или росписью, делаются праздничными, нарядными, не переставая служить своему назначению. Одним из увлекательнейших видов декоративно-прикладного искусства является  «мозаика». Следует заметить, что «мозаика» буквально переводится как «собрано  из  кусков». Обучение мозаике процесс творческий, состоящий из различных компонентов как индивидуальных, психологических, так и личностных. Только совместная деятельность преподавателя и учащегося, позитивный диалог, сотворчество, способны добиться положительных результатов в обучении.
Программа учебного предмета «Композиция прикладная» направлена на создание  условий для познания  учащимися  приемов  работы в различных материалах, техниках,  на выявление и  развитие потенциальных  творческих способностей  каждого  ребенка,  на  формирование основ целостного восприятия эстетической   культуры через  пробуждение    интереса   к национальной культуре.
Программа нацелена на изучение одного из древнейших  видов декоративно-прикладного творчества «Мозаика» Искусство мозаики и сегодня актуально и современно, находится в постоянном развитии, появляются новые технологии, материалы, совершенствуются приемы кладки, материалы инструментарий. На сегодняшний день  мозаика доступна любому возрасту. В программе «Композиция прикладная» () задания,  составленные  исходя из возрастных возможностей детей и спланированные по степени сложности. В заданиях, связанных с изобразительной деятельностью, дети, на протяжении всего курса обучения, учатся организовать композиционную  плоскость, сообразуясь   с  композиционным центром   формата,   учатся   обращать внимание на выразительность пятна,  линии, образность цвета. Знакомясь с различными техниками и видами декоративного творчества, они узнают о его многообразии,   учатся  создавать своими руками  предметы,  в которые вкладывают  свои знания  об окружающем   мире,  фантазию.  Знакомство  с традиционными   видами  ремесел также  играет  важную   роль в  передаче традиций из поколения в поколение. 
Учитывая  возраст детей,  программа  предполагает использование разных  форм  проведения  занятий:   просмотр тематических  фильмов, прослушивание музыки, применение  игровых приемов  обучения, выполнение  коллективных   работ.  По  ходу занятий  учащиеся  посещают музеи, выставки, обсуждают особенности исполнительского мастерства профессионалов, знакомятся со специальной литературой,  раскрывающей секреты прикладного творчества.
 
          2.Срок реализации учебного предмета
 
Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная» - 5 лет  в рамках дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы  «Живопись» с 4 по 8 класс.
 
          3. Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
Общая трудоемкость учебного предмета «Композиция прикладная»  при 5-летнем   сроке   обучения   составляет  462 часа.   Из  них:  297 часов – аудиторные занятия,  165 часов - самостоятельная работа.
 
            4. Форма проведения учебных занятий
 
Программа составлена в соответствии с возрастными возможностями  и учетом уровня развития детей. Занятия проводятся в мелкогрупповой форме, численность группы – от 4 до 10 человек. Для развития навыков творческой работы учащихся,  программой  предусмотрены  методы дифференциации и индивидуализации на различных этапах обучения.
 
 
          5. Цели и задачи учебного предмета
Цели:
 - выявление одаренных детей в области изобразительного искусства в раннем детском возрасте;
-  формирование  у  детей  младшего  школьного возраста  комплекса начальных знаний,  умений и навыков в области  декоративно-прикладного творчества;
-  формирование  понимания художественной  культуры, как неотъемлемой части культуры духовной.
Задачи:
обучающие:
научить основам художественной грамоты;
сформировать стойкий интерес к художественной деятельности;
овладеть различными техниками  декоративно-прикладного  творчества и основами художественного мастерства;
научить практическим  навыкам создания объектов в  одном из видов декоративно-прикладного творчества;
научить  приемам  составления  и использования  композиции в различных материалах и техниках;
научить  творчески  использовать полученные  умения и практические навыки;
научить планировать последовательность выполнения действий и осуществлять контроль на разных этапах выполнения работы;
 
воспитательно-развивающие:
пробудить интерес  к  изобразительному  и декоративно-прикладному творчеству;
раскрыть и развить потенциальные творческие способности каждого ребенка;
формировать творческое отношение к художественной деятельности;
развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение;
приобщить к народным традициям;
воспитать внимание, аккуратность, трудолюбие доброжелательное отношение друг к другу, сотворчеств. 
 
            6.Обоснование структуры программы
 
Обоснованием структуры  программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит  следующие разделы:
• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
• распределение учебного материала по годам обучения;
• описание дидактических единиц учебного предмета;
• требования к уровню подготовки обучающихся;
• формы и методы контроля, система оценок;
• методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными  направлениями строится основной  раздел программы «  содержание учебного предмета».
 
            7. Методы обучения
 
Для воспитания и развития навыков  творческой  работы учащихся  в учебном процессе применяются следующие основные методы:
1.объяснительно-иллюстративные (демонстрация методических пособий, иллюстраций);
2. частично-поисковые (выполнение вариативных заданий);
3. творческие (творческие задания, участие детей в конкурсах);
4. исследовательские  (исследование свойств  бумаги, красок,   а также возможностей других материалов).
Предложенный  в настоящей программе  тематический  ряд заданий носит рекомендательный характер, что дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного  предмета, применять разработанные им методики. Применение   различных   методов и  форм   (теоретических    и практических   занятий,  самостоятельной работы  по сбору натурного материала и т.п.) должно четко  укладываться в схему поэтапного  ведения работы. Программа предлагает следующую схему проведения занятий:
1. Обзорная беседа-знакомство с новой техникой работы в материале.
2. Освоение приемов работы в материале.
3. Выполнение учебного задания.
Итогом каждой  пройденной  темы становится изделие, выполненное в материале.
 
8. Описание материально-технических условий реализации учебного предмета
 
Каждый обучающийся обеспечивается доступом к  библиотечным фондам  и фондам аудио  и видеозаписей  школьной библиотеки.  Во время самостоятельной работы обучающиеся могут пользоваться Интернетом   для сбора дополнительного  материала по изучению  видов народных  ремесел, техник работы с материалами, а также информацию  о мастерах и народных умельцах.
Библиотечный фонд  укомплектовывается  печатными и электронными изданиями  основной, дополнительной,  учебной  и  учебно-методической литературой по декоративно-прикладному искусству и народным  ремёслам, а также альбомами по искусству.   Кабинет должен быть оборудован удобной мебелью, наглядными пособиями, интерактивной доской.
 
             
 
II. Содержание учебного предмета
 
Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» построено с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей развития их пространственного мышления; включает теоретическую и практическую части.
Теоретическая часть предполагает знакомство учащихся с техниками и способами    работы с различными материалами, а практическая  часть основана на применении теоретических  знаний в учебном и творческом процессе.  За годы освоения программы  дети получают  знания о многообразии декоративно-прикладного  искусства, а также умения работы в различных техниках прикладного творчества.
 
Содержание  программы направлено на освоение различных способов работы с материалами, ознакомление с традиционными народными ремеслами, а также с другими видами декоративно-прикладного творчества.
 
 
             1. Сведения о затратах учебного времени
 
             Предусмотренные на освоение учебного предмета «Прикладное творчество», на максимальную, самостоятельную и аудиторную нагрузку обучающихся.
 
Распределение по годам обучения
Классы 4 5 6 7 8
Продолжительность учебных занятий (в неделях) 33 33 33 33 33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю) 2 2 2 2 1
Общее количество часов на аудиторные занятия по годам 66 66 66 66 33
Общее количество часов на аудиторные занятия 297
Количество часов на самостоятельную работу (в неделю) 1 1 1 1 1
Общее количество часов на самостоятельную работу по годам 33 33 33 33 33
Общее количество часов на самостоятельную работу 165
Максимальное количество часов (в неделю) на аудиторные занятия и самостоятельную работу 3 3 3 3 2
Общее максимальное количество часов по годам на аудиторные занятия и самостоятельную работу 99 99 99 99 66
Общее максимальное количество часов на весь период обучения 462
 
Консультации проводятся с целью подготовки к контрольным урокам, зачетам, просмотрам, творческим конкурсам. Консультации могут проводиться рассредоточено или за счет резервного времени. В случае если консультации проводятся рассредоточено, резерв учебного времени используется на самостоятельную работу учащихся и методическую работу преподавателей.
            Резерв учебного времени может использоваться как перед промежуточной (экзаменационной) аттестации, так и после ее окончания с целью обеспечения учащихся самостоятельной работой на период летних каникул. Для полноценного  усвоения программы предусмотрено введение самостоятельной   работы.   На   самостоятельную   работу   отводится 50% времени от аудиторных занятий, которые выполняются в форме домашних заданий (упражнений  к изученным  темам, завершения работ, рисования с применением шаблонов, сбора информации по теме), а также возможны экскурсии, участие  обучающихся   в  творческих   мероприятиях  города и образовательного заведения.  Для эффективного выполнения домашней работы   все  задания   выполняются в  специальном   «Альбоме домашних заданий». Объем самостоятельной работы в неделю определяется с учетом минимальных затрат на подготовку домашнего задания. Объем времени на самостоятельную работу может определяться на основе сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей учащегося.
 
         2. Учебно-тематический план
         4 год обучения (4 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
            99              33     66
1
 
 
 
 
Задания  по  цветоведению Урок             12         4         8
2
Задание  на  «теплое -  холодное»
Урок            20             5         10
3
Знакомство  с   понятием  фон,
контраст.
Урок             18                6          12
4
«Слон»
Мозаика  из
бумаги. Урок             18                6          12
5
 
 
 
«Кораблик». Стилизация, образ. Урок            18                6          12
 
         
         5 год обучения (5 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33       66
1
 
 
 
 
«Осенний  пейзаж». Эскиз в
карандаше Урок                15            5          10
2
 «Осенний  пейзаж». Эскиз в
 цвете   с применением
силуэта. Урок                21            7          12
3
«Осенний  пейзаж»-  эскиз
Организация геометрических элементов. Урок                18            6          12
4
«Осенний  пейзаж»
 Мозаика  из
бумаги.
Урок                24            8          16
 
 
 
 
          6 год обучения (6 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33        66
1
 
 
 
 
«Выкраски»
Контраст. Урок                18            8          10
2
Многоплановый
Пейзаж-  эскизы Урок                18            6          12
3
Многоплановый
пейзаж.
Картон Урок                18            6          12
 
 
          7 год обучения (7 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33       66
1
 
 
 
 
 
Упражнения  по
кладке  мозаичного   полотна.
В  полосе Урок                24            8        12
2
Упражнения  по
кладке  мозаичного   полотна.
В квадрате Урок                21            7          14
3
«Натюрморт с  подсолнухами»
Имитация  мозаики.
Стекло Урок                41          17          34
 
 
          8 год обучения (8 класс)
 
Визуальная часть Наименование
темы Вид
учебного занятия Общий объем времени в часах
Максимальная
учебная нагрузка Самостоятельная
работа Аудиторные
занятия
               99          33       66
1
 
 
 
 
 
«Натюрморт с  лимоном»
Имитация   мозаики.
Стекло Урок                99          33         66
 
               3. Годовые требования. Содержание разделов и тем
 
               4 год обучения
 
     1. Тема:  Задания   по  цветоведению. Изучение   цвета  цвето-тональных    переходов   от   теплого  к  холодному. Примеры построения  цветовой   полосы. Закрепление навыков   смешивания   цвета  Используется  бумага,   клей     ножницы.
Самостоятельная работа: Изучение    цвета  в альбоме домашних  заданий.
     2. Тема:  Задание  на  теплое  холодное . Изучение «. Тоновая и цветовая растяжка по форме предметов. Подчеркнуть форму предметов с помощью, цвета. Организация  плоскости, применение одной или нескольких плоскостей, 
Самостоятельная работа:  Выполнение цветовых  выкрасок  в альбоме домашних  заданий.
     3. Тема: «Знакомство  с  понятием  фон». Изучение   приема декоративность,    контраст.  Изучение   цвета  цвето-тональных    переходов   от   теплого  к  холодному.  Используется бумага ,  гуашь. 
Самостоятельная   работа:      на основе изученного материала, выполнить  цветовые   растяжки.
     4. Тема: «Слон.   Мозаика  из   бумаги».  Выполнить мозаику на основе
ранее  полученных  знаний, зарисовок с натуры.   Передать  характер    животного  используя различные технические приемы   по  кладке   мозаики    из   различных  кусочков   бумаги .
Самостоятельная  работа:  на основе изученного материала, выполнить  цветовые   растяжки.
     5. Тема: «Кораблик.  Стилизация.  Образ». Изучение приемов стилизации  прямоугольных   предметов, создание фантазийного образа. Компоновка в формате. Найти выразительное  решение  композиции. При выполнении мозаики  использовать различные   технические   приемы   кладки, для наиболее полного раскрытия замысла. Использование цветной бумаги, цветного картона при выполнении эскиза.               
Самостоятельная работа: зарисовки различных  корабликов в альбом домашних заданий.
.
 
             5 год обучения (5 класс)
 
     1.Тема:  «Осенний  пейзаж.  Эскиз  в  карандаше». Знакомство   с  понятием   эскиз,   форэскиз. Рисунок  эскиза  в  карандаше с  применением 
стилизации ,  для   последующей   работы    над  пейзажем   из    мозаики.
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением.  
     2.Тема:  «Осенний  пейзаж.  Эскиз  в  цвете  с   применением   силуэта». Выполнение   эскиза  в  цвете    с  применением   силуэта и   стилизации. Заполнение формата.
Понятие значение стилевого единства при создании пейзажа 
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением.  .                                                                                     
     3.Тема:  «Осенний  пейзаж.  Эскиз  с  применением   геометрических   элементов»  . Выполнить    эскиз   с   применением    геометрических  элементов  Построить композицию,  по  предварительным   эскизам  используя знания и навыки. Передать при помощи тональных и цветовых отношений образ, настроение, идею композиции. Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением.                                                                                      
4.Тема:  «Осенний   пейзаж. Мозаика  из  бумаги». Завершающая   работа   в   материале. Применить   знания   полученные    на  предыдущих   занятиях.
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением,    и  различной  кладкой   мозаичного   полотна.                                                                                      
 
 
      6 год обучения (6 класс)
 
      1.Тема: «Выкраски. Контраст».    Продолжаем  знакомство   с     цветотональными    переходами .Изучение понятия  цветовая   растяжка
Самостоятельная работа: Просмотр литературы по теме «Цветовой  круг», 
       2. Тема: «Многоплановый    пейзаж.  Эскизы». Выполнение   эскизов  к   многоплановому   пейзажу, поиск и разработка оптимального композиционного решения. 
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением,  с  применением   фактуры.
3. Тема:  «Многоплановый   пейзаж с  применением   рельефа   и  фактуры». Создать   многоплановый   пейзаж на основе  предварительных   эскизов. Выполнить  работу, используя  разнообразные   по  фактуре   материалы.. Выделение планов с помощью тона, цвета.  Используемые материалы :картон, песок,  гуашь.
Самостоятельная работа: Просмотреть  в   инете   различные   пейзажи  с  декоративным     решением,  с  применением   фактуры
 
      7 год обучения (7 класс)
 
        1.Тема: «Упражнения  по  кладке  мозаичного   полотна. В  полосе». Знакомство и изучение  по  кладке   мозаичного   полотна. Выполнение серии   упражнений   по    разнообразной    кладке   мозаичного   полотна.
Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики.
     2.Тема: «Упражнения  по  кладке  мозаичного   полотна. В   квадрате»
 Знакомство и изучение  по  кладке   мозаичного   полотна  с  изменением  направления   кладки. Выполнение серии   упражнений   по    разнообразной кладке   мозаичного   полотна.
Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики..
        3.Тема: «Натюрморт  с  подсолнухами».. Создание большого количества эскизов, набросков, зарисовок. Поиск наиболее оптимального решения темы. Воплощение выбранной идеи, замысла и способа решения на материале. Умение пользоваться знаниями и умением полученными во время обучения. Проявлять самостоятельность  при выборе тех или иных декоративных элементов, технических приемов для оптимального раскрытия замысла. Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики..
 
       8 год обучения (8 класс)
 
         1.Тема:.  «Натюрморт   с   лимоном. Имитация.  Стекло» Поиск своего, наиболее оптимального, неординарного решения замысла. Создание  картона -  предварительного  большого  эскиза  для  последующей  работы  над   мозаикой. Воплощение выбранной идеи, замысла и способа решения в   материале. Выбор и применение  тех или иных декоративных элементов, технических приемов для оптимального раскрытия замысла. Самостоятельный поиск и исправление ошибок. 
Самостоятельная работа: просмотр  литературы  по   технологии  кладки   мозаики..
           III. Требование к уровню подготовки обучающихся   
 
Раздел содержит  перечень  знаний,  умений и навыков,  приобретение которых обеспечивает программа «Прикладное творчество».
1. Знание основных  понятий и терминологии в области декоративно-прикладного искусства и художественных промыслов.
2. Знание  основных видов и  техник  декоративно-прикладной деятельности.
3. Знание  основных признаков  декоративной  композиции (плоскостность изображения,   выразительность  силуэта,   локальный   цвет, симметрия-асимметрия и др.).
4. Умение решать художественно – творческие задачи, пользуясь эскизом.
5. Умение использовать техники  прикладного творчества для воплощения художественного замысла.
6. Умение работать с различными материалами.
7.  Умение   работать  в  различных  техниках:   плетения,  аппликации, коллажа, конструирования.
8. Умение изготавливать игрушки из различных материалов.
9. Навыки заполнения объемной формы узором.
10. Навыки ритмического заполнения поверхности.
11. Навыки проведения объемно-декоративных работ рельефного изображения.
12. Навыки изготовления объемных изделий и заполнения их узором.
13. Навыки конструирования и моделирования из различных материалов.
14. Наличие творческой инициативы, понимание выразительности цветового и композиционного решения.
15. Умение анализировать и оценивать результаты собственной творческой деятельности.
 
            IV. Формы и методы контроля, система оценок
 
1.   Аттестация: цели, виды, форма, содержание
 
Контроль знаний,  умений и навыков  обучающихся  обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.
Текущий  контроль знаний  учащихся  осуществляется педагогом практически  на всех занятиях.
В  качестве  средств  текущего   контроля успеваемости  учащихся программой предусмотрено введение оценки за практическую  работу и теоретическую грамотность.
Программа предусматривает промежуточную  аттестацию. Промежуточная    аттестация   (зачет)   проводится в  форме   творческих просмотров работ учащихся в 8-м, 10-м, 12-м, 14-м, 16-м полугодиях за счет аудиторного времени. На просмотрах учащимся выставляется оценка за полугодие. Одной из форм текущего  контроля может  быть проведение отчетных  выставок творческих работ обучающихся.  Оценка теоретических знаний (текущий контроль) может проводиться в форме собеседования, обсуждения,  решения тематических кроссвордов, тестирования.
 
Криmeрии  оцeнок и при промежуточной аттестации
 
Критерии оценки Балл Показатели уровня
Оригинальность художественного  образа, творческий подход.
Качество исполнения задания, правильное использование материалов.
5 Оригинальность творческого замысла. Выразительное воплощение художественного образа. Правильная организация плоскости формата.
 Правильно передан образ, характер изображаемого предмета (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Правильно применены материалы для декоративно-прикладного творчества, различные технологии и способы их применения.
4 Выразительное воплощение художественного образа. Оригинальная творческая идея. Ошибки в организации плоскости формата.
Образ и характер изображаемого предмета передан правильно (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Правильно применены различные материалы для декоративно-прикладного творчества, ошибки при работе в различных технологиях (мозаики  и т. п.), в способах их применения.
3 Удачное воплощение художественного образа, но неоригинальная творческая идея. Ошибки в организации плоскости формата. 
Ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Материалы для декоративно-прикладного творчества использованы правильно, допущены ошибки при работе в различных технологиях (холодный, горячий батик и т. п.), в способах их применения.
2 Неудачное воплощение художественного образа,  неоригинальная творческая идея. Ошибки при заполнении формата. 
Ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Материалы для декоративно-прикладного творчества применены неправильно, допущены ошибки при работе в различных технологиях (мозаики и т. п.).
 
     2. Критерии оценок
 
     Оценивание  работ осуществляется  по двум направлениям: практическая  работа и теоретическая грамотность.  Важным  критерием оценки служит качество исполнения, правильное использование материалов, оригинальность художественного  образа, творческий подход, соответствие и раскрытие  темы  задания.  Это обеспечивает  стимул к  творческой деятельности и объективную самооценку учащихся.
 
Критерии оценки Балл Показатели уровня
Оригинальность художественного  образа, творческий подход.
Качество исполнения задания, правильное использование материалов.
5 Ученик выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Проявил оригинальность в поиске творческого замысла, в воплощение художественного образа. Правильная организация плоскости формата.
 Самостоятельно нарисован и правильно передан образ, характер изображаемого предмета (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Учащийся умеет работать материалами для декоративно-прикладного творчества, знает различные технологии и способы их применения.
4 Ученик самостоятельно нашел и воплотил творческое решение замысла работы. Допущены некоторые ошибки в организации плоскости формата.
Образ и характер изображаемого предмета передан правильно (живая, не живая природа, элементы орнамента, декора).
Учащийся умеет работать материалами для декоративно-прикладного творчества, но допускает незначительные ошибки в технологии.
3 Поиск творческой идеи и воплощение художественного образа, ведется с постоянным участием преподавателя. Некоторые ошибки в организации плоскости формата. 
Ученик допускает ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Учащийся умеет пользоваться материалами для декоративно-прикладного творчества, но допускает  ошибки при работе в различных технологиях (мозаики.), в способах их применения.
2 Учащийся ведет работу непоследовательно, постоянно требуется участие преподавателя. Неудачное воплощение художественного образа,  неоригинальная творческая идея. Ошибки при заполнении формата. 
Ошибки в передаче образа, характера изображаемого предмета.
Не умеет самостоятельно пользоваться материалами для декоративно-прикладного творчества, допускает ошибки при работе в различных технологиях .
 
V. Методическое обеспечение учебного процесса
 
           1. Методические рекомендации преподавателям
 
Для развития навыков  творческой  работы учащихся  программой предусмотрены  методы дифференциации и индивидуализации  на различных этапах обучения, что позволяет педагогу полнее учитывать индивидуальные возможности и личностные  особенности ребенка, достигать более высоких результатов в обучении и развитии творческих способностей детей младшего школьного возраста.                                   Применяются следующие средства дифференциации:  
а) разработка заданий различной трудности и объема;
б)  разная  мера  помощи преподавателя  учащимся  при выполнении учебных заданий;
в) вариативность темпа освоения учебного материала;
г) индивидуальные и дифференцированные домашние задания.
Основной задачей  дифференциации   и  индивидуализации  при объяснении материала является формирование умения у учеников применять полученные  ранее знания.  При этом на  этапе освоения  нового материала учащимся предлагается воспользоваться ранее полученной  информацией.
Учащиеся  могут  получить разную  меру помощи, которую может оказать педагог посредством инструктажа,  технических схем, памяток.
Основное время на уроке отводится практической  деятельности, поэтому создание творческой атмосферы способствует   ее продуктивности.
В процессе освоения программы применяются на 3 вида заданий:
- тренировочные,  в которых предлагается работа  по образцу,  с иллюстрацией, дополнительной конкретизацией.  Они используются с целью довести до стандартного уровня первоначальные знания, умения, навыки;
- частично-поисковые,  где учащиеся должны самостоятельно выбрать тот или иной известный им способ изображения предметов;
- творческие, для которых характерна новизна формулировки. Которую ученик   должен  осмыслить, самостоятельно   определить   связь между неизвестным  и арсеналом  своих знаний,  найти  способ изображения заданного.
 
 
VI. Список рекомендуемой методической литературы
 
Р.Л Цыганова. Мозаика   фреска  витраж  сграфито.,В 2007
П.А. Федоров. Инкрустация   и  мозаика. С-П., 1912
Т.П.   Коптерова.    Римская   мозаика   Б.Г.  2008
В.И.  Селезнев.    Изразцы  и  мозаика.  С-П 1829
С.А.  Усов.  Мозаика  в    церкви    Синод  1879
А.А.  Карелин .  Церковная   мозаика    С-П  1906
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Мозаика1.72 МБ
Microsoft Office document icon Мозаика1.72 МБ

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: