Программа кружка "Квиллинг"

Самохина Александра Владимировна

Данная программа будет полезна начинающему педагогу дополнительного образования в условиях детского оздоровительного лагеря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kvilling_dokument_microsoft_word.doc112 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Квиллинг»

(для занятий с детьми 8-14 лет в условиях оздоровительного лагеря)

                                                                                Составитель:

                                                                                      Самохина А.В.

 Омск 2018

Оглавление

  1. Пояснительная записка
  2. Тематический план
  3. Содержание программы
  4. Литература, использованная при составлении программы
  5. Литература для детей

 

Пояснительная записка

Квиллинг, от английского слова quill (птичье перо), - это искусство изготовления плоских или объемных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Квиллинг ещё называют "бумажной филигранью». Искусство бумагокручения возникло в Европе в конце 14 — начале 15 века. В средневековой Европе монахини создавали изящные медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумагу с позолоченными краями. При близком рассмотрении эти миниатюрные бумажные шедевры создавали полную иллюзию того, что они изготовлены из тонких золотых полосок.

В 15-16 веке квиллинг считался искусством, в 19 веке — дамским развлечением (и чуть ли не единственным рукоделием, достойным благородных дам).

Большую часть 20 века оно было забыто. И только в конце прошлого столетия квиллинг снова стал превращаться в искусство. В Англии королева Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее Виктории и Альберта в Лондоне.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток.

В Южной Корее существует целая Ассоциация любителей бумажной пластики, объединяющая последователей самых разных направлений бумажного творчества.

 Квиллинг имеет множество техник и стилей, это связано веяниями веков, через которые искусство путешествовало, изменяя географию, и форму создания.

Из бумажных спиралей создают цветы и узоры, которые затем используют обычно для украшения открыток, альбомов, подарочных упаковок, рамок для фотографий

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком.

 В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому. Сделанная своими руками открытка или игрушка ценится намного выше купленной в магазине. Ведь в изготовление таких подарков вкладывается не только умение, но и частичка души.  Поэтому занятия данным видом творчества интересно детям, оно воспитывает у детей аккуратность, развивает художественные способности, а также точную координацию и мелкую моторику рук.

“Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности. Особенно это актуально в условиях летнего оздоровительного лагеря. Когда занятия чаще проходят на свежем воздухе, на природе. Дети могут видеть цветы и травы в их естественном виде и воплощать это на бумаге, используя приемы квиллинга.

Анализ изученной литературы авторов : Букина С.А, Букин М., Ступак Е. Зайцева А., и иностранных авторов показывает, что данная проблема недостаточно изучена применительно к условиям кружковой работы с детьми. Поэтому возникла необходимость в разработке программы «Квиллинг».

Цель программы – развитие художественного вкуса и творческих способностей детей в процессе освоения техники квиллинга.

Задачи программы:

Обучающие 

  • Знакомство детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
  • Обучение различным приемам работы с бумагой, созданию плоских и объемных композиций, выполненных в технике квиллинга.

Развивающие: 

  • Развитие внимания, логического и пространственного воображения, мелкой моторики руки. Развитие художественного вкуса, творческих способностей и фантазии детей.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к творчеству в стиле квиллинг.
  • Совершенствование трудовых навыков, формирование культуры труда, аккуратности, умения бережно и экономно использовать материал.

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность и имеет преемственность с предметами, изучаемыми в школе: изобразительное искусство и трудовое обучение.

Программа “Квиллинг” рассчитана на один сезон. Занятия будут проходить по расписанию по  два часа. Группа рассчитана на 15 человек в возрасте  от 8-10 лет до 14 лет.

Принципы, лежащие в основе программы:

  • доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).
  • “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

         В процессе реализации программы используются  различные приемы создания изделий из бумаги и картона :бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация.

Тематика занятий строится с учетом интересов учащихся, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе.

 Программа позволяет индивидуализировать работу: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

В процессе реализации программы используются различные формы занятий:

традиционные, комбинированные и практические занятия; игры, праздники, конкурсы, соревнования и другие.

А также различные методы:

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

 словесный (проблемная ситуация, устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.)

• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций,  показ (выполнение) педагогом, и др.)

 практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, самостоятельное конструирование и др.)

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

 объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности

 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

 фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися

 индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы

 групповой – организация работы в группах.

 индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.

 и другие.

Для успешного освоения программы необходимы следующие условия: отдельный оборудованный для занятий кабинет, цветная бумага для квиллинга, клей ПВА, канцелярские принадлежности.

К занятиям будут привлекаться следующие специалисты: психолог, музыкальный работник, педагоги дополнительного образования ИЗО и др. Предполагаются (по-возможности) посещения музеев, выставок и кружков др. учреждений.

В результате обучения по данной программе учащиеся:

Будут знать:

  • Правила техники безопасности.
  • Инструменты и материалы для квиллинга.
  • Историю возникновения квиллинга.  
  • Отличие этого вида творчество от других.
  • Отличия европейской школы  квиллинга от корейской.
  • Понятие «рол».
  • Основные формы: “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.
  • Понятие «орнамент» Два основных вида орнамента- растительный и геометрический.
  • Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.
  • Основные принципы построения композиции плоскостного изделия. Понятие о пропорциях, ритме, симметрии.
  • Основы формообразования. Роль пропорции в построении формы.
  • Особенности условного и обобщенного решения формы птиц и животных.
  • Приведение скульптурного изображения к простым геометрическим формам: цилиндру, шару, конусу.
  • Роль вспомогательных рельефных деталей в усилении характерных черт образа.

Будут уметь:

  • научатся различным приемам работы с бумагой, будут уметь создавать базовые формы квиллинга, овладеют навыками культуры труда;
  • научатся составлять, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами, а также на основе собственных схем и рисунков, приобретут навыки работы в коллективе.

Проверка результативности освоения программы будет проходить два раза в год: в декабре и мае. Результаты будут оцениваться по качеству представленных работ на выставках разного уровня. Кроме этого планируется составление альбома лучших детских работ и присвоение звания «Кружковец- инструктор».

Тематический план

Тема

К-во час

Из них

Теор.

Практ.

1.

Вводная, ТБ

1

0,5

0,5

2.

История квиллинга и основные понятия и формы

1

0,5

0,5

3.

Открытки в технике квиллинг

20

0,5

19,5

4.

Панно

5

5

5.

Объемный квиллинг

5

5

6.

Коллективные работы

3

3

7.

Подведение итогов освоения программы

1

0,5

0,5

Итого

36

2

34

Содержание программы

Тема 1 Вводная

Теория 

Инструменты и материалы. Правила техники безопасности

Практика

Отработка правил ТБ

Тема 2 История квиллинга и основные понятия и формы

Теория

Истоки возникновения квиллинга.  Отличие этого вида творчество от других. Квиллинг в настоящее время. Отличия европейской школы  квиллинга от корейской. Инструменты и материалы для квиллинга. Понятие «рол». Основные формы: “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”.

Практика

Отработка основных приемов создания завитков, базовых рол.

Тема 3 Открытки в технике квиллинга

Теория

 Понятие «орнамент» Два основных вида орнамента- растительный и геометрический. Цветовой круг. Основные и дополнительные цвета. Теплые и холодные цвета.

Практика

Выполнение творческих работ по готовым и собственным эскизам.

Тема 4 Панно

Теория  

Основные принципы построения композиции плоскостного изделия. Понятие о пропорциях, ритме, симметрии.

Практика

Выполнение творческих работ по готовым и собственным эскизам.

Тема 5 Объемный квиллинг

Теория

Основы формообразования. Роль пропорции в построении формы. Особенности условного и обобщенного решения формы птиц и животных. Приведение скульптурного изображения к простым геометрическим формам: цилиндру, шару, конусу. Роль вспомогательных рельефных деталей в усилении характерных черт образа.

Практика

Создание объемных скульптурных форм.

Выполнение творческих работ по готовым и собственным эскизам.

Тема 6 Коллективные работы

Практика Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга

Выполнение творческих работ по готовым и собственным эскизам.

Тема 7 Подведение итогов освоения программы

Практика Подготовка к выставке, оформление выставки и подведение итогов

Литература, использованная при составлении программы

  1. Jane Jenkins Quilling: Techniques and Inspiration. — Search Press, 2003.;
  2. Margarete Vogelbacher  Название: Modern Quilling Romantisch  Издательство: Frechverlag GmbH. TOPP  : 2005;  
  3. Margarete Vogelbacher  Название: Modern Quilling, Winter und Weihnachten  Издательство: Frech Verlag GmbH. TOPP   : 2005 ; 
  4. Margarete Vogelbacher  Название: Moderni Quilling, Originalni Ozdoby  Издательство: Frechverlag, Topp, : 2007 ; 
  5. Revi Devi Paat  Название: Paper Quilling  Издательство: Penerbit PT Gramedia Pustaka Utama  : 2006;  
  6. Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010.;
  7. Букина Светлана, Максим Букин Квиллинг. Волшебство бумажных завитков М.: Феникс,2006;
  8. Быстрицкая Александра Бумажная филигрань М.: Феникс,2010;
  9. Воробьева Д.И. Гармония. Интегрированная программа интеллектуально-художественного развития личности дошкольника. - СПб.: ЛОИУУ, 2006г;
  10. Галанов А.С., Корнилова С.Н., Куликова С.А. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М.: ТЦ Сфера, 2008г.;
  11. Джанет Уилсон Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки Ниола-Пресс2008;
  12. Джейн Дженкинс Поделки и сувениры из бумажных ленточек, Мой мир, 2008;
    Джейн Дженкинс  Название: Christmas Cutie Queues in Quilling/Рождественнские милашки в квиллинге  Издательство: Дженкинс  : 2004  
  13. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. - СПб.: Детство - ПРЕСС, 2007г
  14. Зайцева Анна Искусство квилинга. Магия бумажных лент М.: Феникс,2010;
  15. Зайцева Анна Квилинг. Новые идеи для творчества: Эксмо,2010;
  16. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке: Пособие для воспитателя детского сада. - М.: Просвещение, 2007г;
  17. Курочкина Н.А. Знакомство с натюрмортом. - СПб.: Изд-во «Акцидент», 2006г;
  18. Мелинда Джонстон  Название: Dekorative Quilling / Декоративный Квиллинг  Издательство: Johnston  Год: 2005;  
  19. Ступак Елена Гофрированный картон в технике квиллинг Айрис-Пресс2009;
  20. Трофимова М., Тарабарина Т. И учеба, и игра изобразительное искусство. Ярославль. «Академия развития», 2007г.;
  21. Универсальное пособие для детей и взрослых. Как научиться рисовать. Москва, «РОСМЭН» 2004г.;
  22. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия холдинг, 2004г.;
  23. Хелен Уолтер Популярный квилинг. Цветы. Птицы. Животные из бумажных лент Ниола-Пресс2006;
  24. Хелен Уолтер Цветы из бумажных лент. Практическое руководство Ниола-Пресс2007;
  25. Чиотти Д.  Оригинальные поделки из бумаги Ниола-Пресс2009.

Литература для детей

1.Букина С.А. Квиллинг: мастерство бумажных завитков. — М.: Феникс, 2010;.

2.Букина Светлана, Максим БукинКвиллинг. Волшебство бумажных завитков М.: Феникс,2006;

3.Быстрицкая Александра Бумажная филигрань М.: Феникс,2010;

4.Дженкинс Джейн Поделки и сувениры из бумажных ленточек, Мой мир, 2008;
5.Дженкинс  Джейн Название: Christmas Cutie Queues in Quilling/Рождественнские милашки в квиллинге  Издательство: Дженкинс  : 2004 ; 

6.Зайцева Анна Искусство квилинга. Магия бумажных лент М.: Феникс,2010;

7.Зайцева Анна Квилинг. Новые идеи для творчества: Эксмо,2010

8.Уилсон Джанет Цветы из бумажных лент. Открытки, сувениры, подарки Ниола-Пресс2008;

9.Уолтер Хелен Узоры из бумажных лент : Ниола-Пресс 2008;

Материалы и оборудование, необходимые для реализации программы «Квиллинг»:

  1. Двусторонняя цветная бумага;
  2. Цветная бумага для оригами больших размеров;
  3. Бумага для ксерокса:
  • «Радуга»
  • «Тональная»
  • Белая
  1. Картон для детского труда (А-4, А-5);
  2. Гофрированный цветной картон;
  3. Крепированная цветная бумага (для оформления букетов);
  4. Клей «Момент» (прозрачный);
  5. Клей ПВА («Луч», желтые баночки);
  6. Простые карандаши;
  7. Ножницы;
  8. Зубочистки
  9. Трафарет с окружностями разного размера