Рабочая программа внеурочной деятельности
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетная общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов
№1 г.Шагонара.
Рассмотрено «Утверждаю»
На заседании МО директор МБОУ
Протокол №___от СОШ №1 г.Шагонара
«___»________2017г. _________Спирина Л.С.
_________ Ооржак С.С. «___»__________2017г.
Рабочая программа внеурочной деятельности «Чонар-Даш»
Программа рассчитана на учащихся 5-7 классов.
Срок реализации: 3 года.
Разработал учитель изобразительного искусства
МБОУ СОШ №1 г. Шагонара Бичел-оол Ш.Х.
2017-2018 учебный год.
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………..
Общая характеристика……………………………………………………..
Место в учебного предмета в учебном плане…………………………….
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета….……………
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения
учебного предмета………………………………………………………….
Универсальные учебные действия…………………………………………
Планируемые результаты..………………………………………………...
Содержание курса………………………………………………………….
Учебно-методическое обеспечение………………………………………...
Тематическое планирование………………………………………………
Материально-техническое обеспечение………………………………….
Пояснительная записка
Направленность программы
«Чонар-Даш» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков; по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – 3 учебного года.
Новизна программы
Состоит в том, что в процессе работы по данной программе учащиеся получают знания о простейших закономерностях строения формы, композиции, декоративной стилизации форм, о красоте природы и человеческих чувств. А так же знакомятся с творчеством наиболее выдающихся мастеров камнерезного искусства.
Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к воспитанию и развитию эстетических чувств, способных решать современные задачи эстетического восприятия и развития личности в целом
Наиболее распространенным видом декоративно-прикладного искусства в Республике Тыва считается резьба по камню. Чонар-даш - камень, который можно резать. Он действительно прекрасно поддается обработке простым ножом, не крошится, обретает даже своеобразную эластичность, послушно выливается в ту пластическую форму, которую ему придает рука мастера. В Туве режут два вида чонар-даша; агальматолит и серпентинит. Местечко «Сарыг-Хая» в Бай-Тайгинском районе, богато залежами агальматолита. Красивы и разнообразны цвета и оттенки этого камня. Он бывает серебристо-серым с матовым оттенком или с блеском; бывает белым как снег; холодным сероватым с жемчужной проседью. Бывает золотисто-розовым, а порой почти красным. Агальматолит (от греческого «aga1ma», род.п. «agalmatos» - украшение, статуя и lithos - камень). Серпентинит (змеевик)- он черный или зеленовато-черный. Необработанный серпентинит выглядит как каменный уголь. Его залежи есть в близи поселка Ак-Туруг Чаа-Хольского района и в местечке «Ала-Буга», вблизи поселка Арыг-Узуу Улуг-Хемского района. Если резьба из агальматолита широко распространена по всей Туве; его вырезают камнерезы-профессионалы, студенты, учащиеся школ, то серпентинитом занимаются немногие резчики по камню. Несмотря на богатые залежи серпентинита в Улуг-Хемском районе, резьба по этому камню не развита. На различных ежегодных выставках Тувы скульптуры из серпентинита выставляется редко. В чем же различие двух камней? Серпентинит суховатый и чуть тверже, чем агальматолит. Из старых мастеров прошлого века самым выдающимся резчиком по серпентиниту является Монгуш Черзи Хола-Салович. В различных уголках нашей республики работают кружки по камнерезному искусству. Это дает возможность развивать и сохранять традиции камнерезного искусства Тувы.
Цели : Обучение различным приемам работы с камнем.
-Развитие воображения и творческих способностей учащихся. Занятия по камнерезному искусству направлены на всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их обучения в средней школе.
-Развитие мелкой моторики рук и глазомера.
- Воспитание любви и интереса к родной культуре, ее истории, традициям.
Учебные задачи:
Познакомить с основными видами декоративно-прикладного искусства и раскрыть комплексный характер народного художественного творчества.
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на произведения декоративного искусства, формировать основы эстетического восприятия.
Способствовать развитию познавательной и творческой активности детей в изобразительном и декоративном, художественном творчестве, активизировать самостоятельный творческий поиск в решении художественных задач.
Прививать любовь к труду и своему отчеству.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
С 2008-2009 учебного года в школе начали кружок «Юный камнерез». Разработана программа «Чонар-Даш» с учетом опыта данного кружка. Она предназначена для обучения учащихся 5-7 классов в общеобразовательной школе для развития камнерезного искусства.
Основу программы курса резьбы по камню «Чонар-Даш» составляет резьба статичных и композиционных фигур анималистического жанра. Это обращение к культурному и историческому прошлому, этнографическим корням, передаче социально-культурного опыта патриотического и нравственного воспитания, через изучение декоративно-прикладных ремесел в частности резьбы по поделочным камням, как агальматолит и серпентинит.
Резьба по камню – самобытное явление, материальной и духовной культуры тувинского народа. Оно служит важнейшим средством связи поколений. Побуждение деятельности по созданию фигурки животного – важная предпосылка творческого развития учащихся.
По типу программа – информационно-когнитивная, основана на изучении технологии резьбы по камню. Содержание включает блоки, предполагающие освоение учащимися ведущих понятий, основ эстетики декоративно-прикладного искусства, а также овладение способами и приемами резьбы по камню. Результат работ зависит еще от того как дети продолжают работу дома.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предметов в внеурочной деятельности. Время, необходимое для изучения предметов, курсов, период их изучения (классы) стандартом не определяются.
Настоящая программа внеурочной деятельности предусматривает изучения курса «Чонар-Даш» в объеме 1 учебного часа в неделю ( 34 час в 5-7 класс).
Дети учатся азам лепки, изучают ее способы и приемы, основу лепки фигур животных и их декорирование. Их учат чувствовать объем, динамику. Постепенно переходит из пластилина к другим материалам, таким как гипс, глина, тополиная кора.
С удовольствием выполняют задания для получения конкретных знаний, умений.
Освоив методы и принципы построения анималистистической скульптуры, овладев техникой резьбы по камню, дети приступают к выполнению произведений по собственным эскизам. Большое внимание педагог уделяет самостоятельной и индивидуальной работе учащихся. Поиск композиционного решения по тематике, пластики, декорирование требуют развитого образного и творческого мышления.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Рабочая программа «Чонар-Даш» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень программы.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель — формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности — сущность обучающих методов на занятиях искусством. Все темы должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта, обучение на занятиях направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Чонар-Даш»:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания
жизни и средства организации общения; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.
Метапредметные результаты
Познавательные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернет;
- высказываться в устной и письменной форме;
- анализировать объекты, выделять главное;
- осуществлять синтез (целое из частей);
- проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения об объекте.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно воспринимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия.
- приобретение умения оценивать свой труд, уважать чужой.
Обучающийся получит возможность научиться:
- проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учащиеся смогут:
- допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
- учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
- формулировать собственное мнение и позицию;
- договариваться, приходить к общему решению;
- соблюдать корректность в высказываниях;
- задавать вопросы по существу;
- контролировать действия партнёра.
- Обучающийся получит возможность научиться:
- учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
- владеть монологической и диалогической формой речи;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать партнёрам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Личностные универсальные учебные действия:
У обучающегося будут сформированы:
- интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
- познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
- укрепление физических и психологических сил детей.
- раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
- выраженной познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания.
Предметные результаты
- развивать образное мышление, воображение, интеллект, фантазию, техническое мышление, творческие способности;
- расширять знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
- познакомиться с новыми технологическими приёмами обработки различных материалов;
- использовать ранее изученные приёмы в новых комбинациях и сочетаниях;
- познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
- совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе;
- оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
- достичь оптимального для каждого уровня развития;
- сформировать навыки работы с информацией.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Спецификой данного искусства является применение различных инструментов, приспособлений, в результате работы которых образуется пыль. Поэтому при обучении особое внимание следует обращать на соблюдение всеми детьми правил безопасности труда и личной гигиены.
После окончания курса обучения, предусмотренного данной программой, учащиеся должны знать:
- характерные особенности камнерезного искусства;
- наименования и свойства камня мягких пород (агальматолит, серпентинит) применяемых для изготовления изделий;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке камня ;
- правила пользования инструментами и приспособлениями, применяемыми для камнерезных работ;
- приемы ручной резьбы и способы механической обработки камня мягких пород;
- основы организации камнерезной резьбы;
- основы композиции;
- правила заточки режущего инструмента.
Учащиеся должны уметь:
- планировать, организовывать и контролировать свой труд;
- выполнять художественную резьбу по камню простой формы с применением различных приспособлений;
- подбирать камни по цвету;
- выполнять сверление, раскалывание камня мягких пород.
Тематический план 1-го года обучения
№ | Темы занятий | Общ часы | В том числе | дата | ||
теория | практика | план | факт | |||
1. 1.1. 1.2. | Введение Правила техники безопасности. Организация рабочего места. | 1 | 1 | |||
2. 2.1. 2.2. | История развития камнерезного искусства. Ознакомление камнем. Основные инструменты. | 1 | 1 | |||
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | Эскиз. Техника выполнения рисунка. Лепка из пластилина. Технология лепки из глины. Ознакомление с различными эскизными материалами (гипс, глина, тополиная кора) | 5 | 0.5 0.5 1 1 | 0.5 0.5 1 | ||
4. 4.1. 4.2. | Рельефная резьба по камню. Изготовление брелка. Изготовление кулона. | 8
| 1 1 | 3 3 | ||
5. 5.1. 5.2 5.3. | Объемная резьба. Изготовление скульптуры из гипса. Резьба из тополиной коры. Изготовление статичных одиночных фигур из камня. | 16 | 1 1 3 | 2 2 7 | ||
6. 6.1. 6.2. | Воспитывающее обучение Подготовка к различным выставкам (внутри школы,города ,района,республики). Анализ работ выполненных за год. | 3 | 1 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 14 | 20 |
Содержание занятий 1-го года обучения.
1. Тема: Введение (1 час)
Изучение техники безопасности. Знакомство с образовательной программой и учебным планом кружка. Организация рабочего места.
2. Тема: история камнерезного искусства (1 час)
Общее понятие по камнерезному искусству Тувы. Ознакомление с камнем, с основными инструментами резьбы по камню.
Практическая часть; Техника работы с основными инструментами. Знание техники безопасности при использовании с режущими инструментами.
3. Тема: Эскиз (5 час)
Особенности эскиза при выполнении творческих работ. Техника выполнения рисунка. Знакомство с эскизными материалами, как пластилин, глина, гипс, кора.
Практическая часть; выполнение эскиза на бумаге, используя технику рисунка. Работа в мастерской по образцу. Вылепить фигуру используя особенности лепки из пластилина и глины.
4. Тема: Рельефная резьба по камню (8 час)
Особенности рельефной резьбы. Аккуратность в процессе работы.
Практическая часть; составить эскиз рельефа. Изготовить простейшую форму кулона, брелка. Нанесение рельефа, шлифовка, полировка.
5. Тема: Объемная резьба (16 час)
Использование эскизных материалов.
Практическая часть; Изготовление эскиза. Изготовление скульптуры из гипса и коры. Переход к более твердому материалу. Резьба по камню.
6. Тема: Воспитывающее обучение (3 час)
Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год. Практическая часть; Устранение ошибок в работах учащихся. Доработка не оконченных работ.
Тематический план 2-го года обучения
№ | Темы занятий | Общие часы | В том числе | дата | ||
теория | практика | план | факт | |||
1. 1.1. 1.2. | Введение Правила техники безопасности. Организация рабочего места. | 1 | 1 | - - - | ||
2. 2.1. 2.2. | Одиночная статическая фигура. Эскиз. Резьба по камню. | 6 | 1 - | - 5 | ||
3. 3.1. 3.2. 3.3. | Композиционные фигуры домашних животных. Эскиз. Подбор камня. Изготовление заготовок из камня. Резьба по камню. | 10 | 1 1 - | - - 8 | ||
4. 4.1. 4.2. 4.3. | Восточный гороскоп. Эскиз. Изготовление заготовок из камня. Резьба по камню. | 7 | 1 1 - | - - 5 | ||
5. 5.1. 5.2 | Тувинские традиционные шахматы. Эскиз. Фигурки. | 8 | 1 1 | 6 | ||
6. 6.1. 6.2. | Воспитывающее обучение Подготовка к различным выставкам (внутри школы ,города, района, республики ). Анализ работ выполненных за год. | 2 | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 9 | 25 |
Содержание занятий 2-го года обучения.
1. Тема: Введение. (1 час)
Повторение правил техники безопасности. Знакомство с образовательной программой и учебным планом второго года обучения. Организация рабочего места.
2. Тема: Одиночная, статическая фигура. (6 час).
Повторение полученных знаний и навыков за прошлый год обучения.
Практическая часть; Изготовление статичной фигуры на материале. Опиловка, грубая обработка, шлифовка и полировка работы.
3. Тема: Композиционные фигуры домашних животных.
(10 час)
Знакомство с композицией.
Практическая часть; Выполнение композиции по эскизу. Поочередность резьбы по камню.
4. Тема: Восточный гороскоп. (7 час).
Знакомство с восточным гороскопом. Стилизация гороскопа в восточный манер.
Практическая часть; выполнение эскиза. Изготовление заготовок. Резьба фигурки восточного гороскопа.
5. Тема: Тувинские традиционные шахматы. (8 час).
Отличительные особенности тувинских шахмат от европейских.
Практическая часть; выполнение эскиза. Изготовление заготовок. Резьба фигур.
6. Тема: Воспитывающее обучение. (2 час).
Экскурсии в места добычи камня, музеи. Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год.
Практическая часть; Устранение ошибок в работах учащихся. Доработка не оконченных работ.
Тематический план 3-го года обучения
№ | Темы занятий | Общие часы | В том числе | дата | ||
теория | практика | план | факт | |||
1. 1.1. 1.2. | Введение Правила техники безопасности. Организация рабочего места. | 1 | 1 | |||
2. 2.1. 2.2. 2.3. | Изготовление динамичной фигуры анималистического жанра. Эскиз. Выбор камня и перевод эскиза. Резьба по камню. | 8 | 1 - | - 7 | ||
3. | Ознакомление с работами старых мастеров. (просмотр репродукций, беседа) | 1
| 1 | - | ||
4. 4.1. 4.2. 4.3. 4.4. | Изготовление настольного прибора. Эскиз. Изготовление заготовок из камня. Орнамент, декор на заготовках. Комбинированный способ . | 7 | 1 | 6 | ||
5. 5.1. 5.2 5.3. | Тема «Моя Тува». (фигурная рельефная композиция) Эскиз. Определение эскиза на камне. Воплощение задуманной творческой композиции на камне. Резьба. | 7 | 1 | 6 | ||
6. 6.1. 6.2. 6.3. | Тема: «Сказки и мифы» (объемная композиция с использованием изображений мифических животных). Эскиз. Выбор камня. Объемная резьба творческой композиции на заданную тему. | 8 | 1 |
7 | ||
7. 7.1. 7.2. | Воспитывающее обучение Подготовка к различным выставкам (внутри школы, города ,района, республики). Анализ работ выполненных за год. | 2 | 1 | 1 | ||
Итого | 34 | 9 | 25 |
Содержание занятий 3-го года обучения.
1. Тема: Введение. (1 час).
Повторение правил техники безопасности. Знакомство с образовательной программой и учебным планом третьего года обучения. Организация рабочего места.
2. Тема: Изготовление динамичной фигуры анималистического жанра.(8 час).
Повторение полученных знаний и навыков за прошлый год обучения.
Практическая часть; Составить эскиз фигуры. Нанесение рисунка на выбранный камень. Опиловка, грубая обработка, шлифовка и полировка работы.
3. Тема: Ознакомление с работами старых мастеров. (1 час).
Беседа. Знакомство с работами мастеров прошлого столетия.
4. Тема: Изготовление настольного прибора. ( 7 час).
Способы оформления с различными предметами, декорированием.
Практическая часть; выполнение эскиза. Изготовление заготовок, декорирование. Соединение всех деталей в одно целое произведение.
5. Тема: «Моя Тува».( 7 час). (фигурная рельефная композиция).
Ознакомление с трудом животноводов Тувы. Что такое рельеф.
Практическая часть; выполнение эскиза. Исполнение творческой работы на камне.
6. Тема: «Сказки и мифы». (8 час). Знакомство с героями сказок и мифов Тувы. Практическая часть; вылепить объемный эскиз из пластилина. Исполнение творческой работы на камне.
7. Тема: Воспитывающее обучение. (2 час).
Подготовка к различным выставкам. Анализ работ выполненных за год.
Составление текстов к этикеткам, их оформление.
Материально – техническое обеспечение
№ | Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения | Количество | Примечание |
1 | 2 | 3 | 4 |
| |||
1 | Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования | Д | Стандарт по изобразительному искусству, примерная программа, рабочие программы входят в состав обязательного программно – методического обеспечения кабинета изобразительного искусства. |
2 | Примерная программа по изобразительному искусству | Д | |
3 | Рабочие программы по изобразительному искусству | Д | |
| |||
4 | Портреты русских и зарубежных художников | Д | Комплекты портретов могут содержаться в настенном варианте, изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях |
5 | Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента | Д | Таблицы схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально – раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
6 | Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта | Д | |
7 | Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека | Д | |
| |||
8 | Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники | Д | Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники могут быть ориентированы на систему дистанционного обучения либо носить проблемный характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. В обоих случаях эти пособия должны предоставлять возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся. |
9 | Электронные библиотеки по искусству | Д | В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, |
10 | Игровые художественные программы. | ||
| |||
11 | Музыкальный центр | Д | Центр или аудиомагнитофон с возможностями использования аудиодисков, CD – R, CD RW, МР 3 |
12 | CD/DVD – проигрыватели | Д | |
13 | Телевизор | ||
| |||
14 | Аудиозаписи по музыке, литературные произведения | Д | Компакт – диски и аудиокассеты по разделам курса для каждого класса |
15 | DVD – фильмы: памятники архитектуры; художественные музеи; виды изобразительного искусства; творчество отдельных художников; народные промыслы; декоративно – прикладное искусство; художественные технологии | Д | По одному каждого наименования |
6.Учебно-практическое оборудование | |||
16 | Электроточило, гравер | Д | |
17 | Настольные скульптурные станки | К | |
18 | Комплекты резцов для линогравюры | К | |
7.Модели и натурный фонд | |||
19 | Муляжи фруктов (комплект) | Д | |
20 | Муляжи овощей (комплект) | Ф | |
21 | Гербарии | Д | |
22 | Изделия декоративно – прикладного искусства | ||
8. Игры и игрушки | |||
23 | Конструкторы | Ф | Конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластика, картона) |
24 | Театральные куклы | Д | |
25 | Маски | Д | |
9. Специализированная учебная мебель | |||
26 | Столы рисовальные | К | |
27 | Стулья | К | |
28 | Стулья брезентовые складные | К | Для рисования на пленэре |
29 | Стеллажи дли книг и оборудования | Д | |
30 | Мебель для проекционного оборудования | Д | |
31 | Мебель для хранения таблиц и плакатов | Д | Кассетницы, плакатницы |
Д – демонстрационный экземпляр
К –полный комплект
Ф – комплект для фронтальной работы
П – комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих по нескольку учащихся
Рекомендуемая литература
Салчак В.Ш. Технология изготовления традиционных изделий прикладного искусства и народных ремесел Тувы. Кызыл. 2010 УМК Камнерезное искусство.
Ванюхичев А.Г. Сказы о самородках. — Архангельск, 1978.
Василенко В. М. Русское современное народное искусство и художественная промышленность. — М., 1980.
Неверов О. Я- Геммы античного мира. — М., 1983.
Рыбин А. А., Штиглиц С. Л. Мягкие камни, их свойства, обработка и применение. — М., 1959.
Ферсман А. Е. Очерки по истории камня. — М., 1961. —Т. 1.
Червонная С.М. «Художники Республики Тыва», Москва 1995
Т. Будегечи «Художественное наследие тувинцев», Москва 1995г
С.И. Вайнштейн «История народного искусства Тувы», Москва 1973г
- Мне нравится (2)
Комментарии
Ваша рабочая программа очень
Ваша рабочая программа очень актуальна для нашей Республики. Спасибо.
Хорошая программа, то что
Хорошая программа, то что надо в нашей творческой работе.Спасибо.