Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности "Основы декоративно-прикладного творчества"
Уровень программы ознакомительный. Занятия решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Призваны ввести детей в яркий мир декоративно-прикладного творчества, познакомить с культурными ценностями своего народа, а также создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащихся с целью продолжения обучения по базовым программам «Фантазёры» и «Страна Фантазий».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_dpt_2017-2018.docx | 63.46 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА»
СТ. БРЮХОВЕЦКОЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЮХОВЕЦКИЙ РАЙОН
Принята на заседании Утверждаю
педагогического совета Директор МБУДО ЦДО «Радуга»
От «30»августа 2017г. ________________Л.В. Петренко
Протокол №1
Приказ №169
От «30» августа 2017 г. «30» августа 2017 г.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Основы декоративно прикладного творчества»
Уровень программы: ознакомительный
Срок реализации программы 1 год (72 часа)
Возрастная категория: от 7 до 11 лет
Вид программы: модифицированная
Автор –составитель
Бугрова Елена Николаевна,
Педагог дополнительного образования
Станица Брюховецкая
Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно прикладного творчества» имеет художественную направленность создана на основе авторской программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество», автора учебных пособий «Умные руки» (Издательство «Учебная литература», 2004г.) и типовой программы «Вышивание» под редакцией О. С. Молотобаровой (сб. «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Культура быта. М., Просвещение, 1988) и дополнена разделами «Квиллинг» и «Работа с бумагой».
Занятия по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребёнка. Призваны ввести детей в яркий мир декоративно-прикладного творчества, познакомить с культурными ценностями своего народа, а также создать активную мотивирующую образовательную среду для формирования познавательного интереса учащихся с целью продолжения обучения по базовым программам «Фантазёры» и «Страна Фантазий».
Новизна дополнительной общеобразовательной программы «Основы декоративно-прикладного творчества» заключена в том, что в ней обучающиеся знакомятся с самыми несложными, но доступными и красочными видами декоративно-прикладного творчества (аппликация из различных материалов, бумагопластика, лепка, пластилиновая живопись, работа с текстилем), что позволит вовлечь их в активную творческую жизнь, организовать досуг.
Актуальность программы обусловлена ее рациональностью и реалистичностью. Она предполагает формирование эстетических ценностных ориентиров и овладение основами творческой деятельности, помогает познать и развить собственные способности и возможности, создаёт условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления, даёт возможность каждому обучающемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Педагогическая целесообразность дополнительной общеобразовательной программы «Основы декоративно-прикладного творчества» обусловлена тем, что она направлена на мотивацию личности к творчеству и познанию. Она поможет обучающимся овладеть азами работы с бумагой, созданием плоскостных и объёмных аппликаций, поможет узнать много нового о пластилине. Раскрывая при этом творческие способности каждого обучающегося, программа поможет быть сосредоточенным и усидчивым, терпеливым и аккуратным, бережливым. Программа даст возможность вернуть детей к культуре, научить создавать изделия декоративно – прикладного искусства своими руками, и видеть результат своего труда.
В отличие от существующих программ, «Основы декоративно-прикладного творчества» не ставит масштабных целей и задач, она лишь предваряет базовую программу «Страна Фантазий», содержит небольшой ознакомительный набор изучаемых техник декоративно-прикладного творчества.
Адресат программы. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества» предназначена для детей 7 - 9 лет, не имеющих предварительной подготовки и ограничений по здоровью. Младший школьный возраст – это особый период жизни, в которой ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой учебной деятельностью, характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью. Наиболее важный прирост по многим показателям моторного развития (мышечной выносливости, пространственной ориентации движений, зрительно-двигательной координации) отмечается именно в возрасте 7-11 лет. В этот период наблюдается ярко выраженный психомоторный прогресс. Обеспечивается прогрессивное развитие точных и силовых движений, а также создаются необходимые условия для освоения все большего числа двигательных навыков и предметных ручных манипуляций. Занятия по программе развивают моторику рук и усиливают тактильные ощущения, помогают развитию конструкторского мышления.
При приёме в группу учитывается интерес и мотивация к данному виду деятельности.
Наполняемость группы регламентируется Уставом учреждения. Предполагаемый состав групп: разновозрастные, численный состав обучающихся 10 – 12 человек, учитывая площадь помещения согласно требованиям СанПиН. Привлечение обучающихся в детское объединение, проходит в форме мастер-классов, рекламных объявлений, бесед с родителями. Занятия проводятся в учебной комнате с условиями, отвечающими требованиям СанПиН.
Уровень программы, объём и сроки. Дополнительная общеобразовательная программа «Основы декоративно-прикладного творчества» носит ознакомительный уровень. Сроки обучения 1 учебный год (72 дня) с объемом 144 часа учебной нагрузки, соответственно 4 часа в неделю. Начало реализации программы ориентировано на детей 7-9 лет.
Форма обучения – очная.
Режим занятий. Общее количество часов – 144 часа в год, 4 часа в неделю. Занятия проводятся два раза в неделю по 2 академических часа или 4 раза в неделю по 1 академическому часу.
Особенности организации образовательного процесса. Форма организации деятельности детей на занятии – индивидуальная и групповая, осуществляется в соответствии с требованиями развивающего обучения. Занятия строятся таким образом, что теоретические и общие практические навыки даются для всей группе, а дальнейшая работа ведется в индивидуальном порядке с учетом личностных качеств обучающихся.
Состав группы – постоянный.
Программой предусмотрены следующие виды проведения занятий: лекция, игра-путешествие, мастер-класс, открытое занятие, практическое занятие.
- Цель дополнительной общеобразовательной программы «Основы декоративно-прикладного творчества»: развитие мотивации учащихся к познанию и творчеству через увлечение декоративно-прикладным творчеством.
Задачи программы.
Образовательные (предметные):
- ознакомление с видами материалов, их свойствами;
- обучение практическим навыкам выполнения различных видов аппликации;
- обучение различным приемам работы с бумагой;
- обучение различным приемам работы с пластилином;
- развитие моторных способностей через овладение ручными многообразными операциями, влияющими на психофизиологические функции ребенка;
- ознакомление учащихся с национально-региональными особенностями искусства Кубани.
Личностные:
- воспитание общей культуры личности и активной жизненной позиции;
- воспитание общей трудовой культуры, взаимопонимание, умение работать в коллективе;
Метапредметные:
- формирование желания творить самостоятельно;
- умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
- развитие фантазии, воображения, интуиции, визуальной памяти;
- воспитание усидчивости, аккуратности;
- воспитание уважения к культуре своего народа и своей Родины.
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля | ||
всего | теория | практика | |||
1. | Раздел 1. Введение в программу, 2 часа | ||||
1.1 | План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. | 2 | 2 | ||
Раздел 2. Работа с бумагой, 80 часов. | |||||
2.1 | Аппликация из бумаги | 10 | 2 | 8 | Творческая работа. |
2.2 | Квиллинг | 50 | 10 | 40 | Творческая работа. |
2.3 | Оригами | 20 | 6 | 14 | Творческая работа. |
3. | Раздел 3. Работа с текстилем, 30 часов. | ||||
3.1 | Аппликация из ткани. | 10 | 2 | 8 | Творческая работа. |
3.2 | Аппликация из фетра. | 10 | 2 | 8 | Творческая работа. |
3.3 | Аппликация из ниток. | 10 | 2 | 8 | Творческая работа. |
4. | Раздел 4. Лепка, 30 часов. | ||||
4.1 | Пластилиновая живопись. | 14 | 4 | 10 | Творческая работа. |
4.2 | Тестопластика. | 16 | 4 | 12 | Творческая работа. |
5. | Раздел 5.Итоговое занятие | 2 ч. | |||
5.1 | Подведение итогов года. | 2 | 2 | Выставка работ. | |
144 | 36 | 108 |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Введение в программу.
Теория: Общие требования к обучающимся. План работы и материалы, необходимые для работы. Техника безопасности при выполнении различных работ. Беседа о декоративно-прикладном творчестве. Выставка работ учащихся прошлых лет.
Раздел 2. Работа с бумагой.
Аппликация из бумаги.
Теория: Основные группы аппликации: предметная, сюжетная, декоративная. Материалы и инструменты для работы с бумагой.
Практика:
Изготовление предметной аппликации: вырезание фигурок, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Изготовление сюжетной аппликации: проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Квиллинг.
Теория: История квиллинга. Использование бумажной филиграни для украшения различных предметов. Материалы и принадлежности. Как работать с бумагой, ножницами. Техника безопасности.
Практика: Основные приемы работы в технике квиллинга. Основные формы: тугая спираль, капля, свободная спираль, изогнутая спираль, глаз, ромб, лист.
Изображение цветов. Определение формы частей растений, количества, цвета бумаги, длины бумажных лент, последовательности сборки. Сборка и оформление работ.
Создание открыток с цветочными композициями. Составление эскиза. Перенос сюжета на бумагу. Выбор фона. Вырезание деталей и наклеивание их на основу. Оформление работы.
Оригами.
Теория: История оригами. Условные обозначения, применяемые в оригами. Схемы в оригами. Термины, применяемые в оригами.
Практика: Базовые формы оригами. Конструирование моделей игрушек из плоских деталей. Соединение (сборка) плоских деталей между собой при помощи клея, при помощи щелевидных соединений «в замок», при помощи «заклёпок» из мягкой тонкой проволоки.
Совершенствование способов и приёмов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам и линейке. Деление круга на 2, 4 части. Деление квадрата, прямоугольника на 2, 4 равные части путём сгибания и резания.
Аппликация из геометрических форм. Изготовление объёмных открыток.
Раздел 3. Работа с текстилем.
Аппликация из ткани.
Теория: Виды ткани для аппликации, технология подготовки ткани, инструменты. Последовательность работы.
Практика: Изготовление предметной аппликации из ткани: подготовка ткани, вырезание фигурок, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Изготовление сюжетной аппликации из ткани: подготовка ткани, проработка сюжета, вырезание деталей, выкладывание картинки, приклеивание на основание (фон), оформление работы.
Аппликация из фетра.
Теория: Общие сведения о фетре. Особенности фетра. Цвет в изделии. Сочетание цветов. Тёплые и холодные цвета. Оттенки цветов. Дополнение – украшение.
Практика: Технология выполнения плоскостной аппликации из фетра.
Изготовление плоскостной аппликации из фетра: выбор сюжета, подготовка фона, вырезание деталей по шаблонам, наклеивание деталей. Оформление работы.
Аппликация из ниток.
Теория: Нитки для аппликации, особенности выполнения работ из ниток, выбор клея.
Практика: Технология и изготовление аппликации из резаных нитей. Выбор сюжета, подготовка фона, прорисовка деталей. Заготовки прямоугольной формы; заготовки круглой формы; сборка изделия; художественное оформление работы.
Раздел 4. Лепка
Пластилиновая живопись.
Теория: Свойства пластилина, технология рисования пластилином.
Практика: Изготовление картин из пластилина на бумаге и пластике.
Лепка из пластилина.
Теория: Свойства пластилина, технология работы с пластилином.
Практика: Изготовление базовых форм для лепки, вырезание фигурок из плоской лепешки.
Лепка сюжетных изделий из пластилина, оформление, использование природных материалов для оформления.
Лепка из соленого теста.
Теория: Материалы и инструменты. Рабочее место, техника безопасности. Замешивание и обработка теста подручными средствами.
Практика: Приготовление солёного теста, состав, свойства. Разработка эскиза изделия в цвете. Подбор декоративного материала для декорирования готовых сувениров. Лепка деталей. Сушка и обжиг, раскрашивание, лакировка. Оформление работ в рамки.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
- учащиеся будут знать правила безопасности труда при работе с колющими и режущими предметами;
- учащиеся будут знать организацию рабочего места, необходимые инструменты, материалы и приспособления для работы;
- учащиеся научатся приемам ручной работы с текстилем и бумагой;
- учащиеся будут знать технологию работы с соленым тестом и пластилином;
- учащиеся будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
- учащиеся будут знать правила личной гигиены при работе с различными материалами.
Личностные результаты:
- у учащихся будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни;
- у учащихся будет сформирована потребность в самосовершенствовании;
- у учащихся будет воспитано чувство патриотизма.
Метапредметные результаты:
- у учащихся будут сформированы навыки художественного творчества;
- учащиеся смогут последовательно вести работу (замысел, эскиз, выбор материала и т.д.);
- у учащихся будут сформированы умения эстетически подходить к любому виду деятельности;
- у учащихся будут воспитаны аккуратность и умение работать в коллективе;
- у учащихся будет воспитано уважения к культуре своего народа и своей Родины.
Календарный учебный график программы
п/п | Неделя месяц | Тема занятия | Кол-во часов | Форма занятия | Место проведения | Форма контроля |
1. Введение в программу. | 2 | |||||
1.1 | 04.09 – 10.09 | План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. | 2 | Беседа | СОШ №8 | |
2. Работа с бумагой. | 80 | |||||
Аппликация | 10 |
| ||||
2.2 | 04.09 – 10.09 | Работа с шаблонами. Аппликация из бумаги. | 2 | Мастер-класс | СОШ №8 | |
2.3 | 11.09 – 17.09 | Обрывная аппликация. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.4 | 11.09 – 17.09 | Вырезание геометрических фигур без трафарета, по трафарету. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.5 | 18.09 – 24.09 | Аппликация «Аквариум». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.6 | 18.09 – 24.09 | Аппликация «Цветы и бабочки». | 2 | Практическое занятие. Выставка. | СОШ №8 | Защита творческой работы. |
Квиллинг | 50 | |||||
2.7 | 25.09 – 01.10 | История возникновения технологии бумагокручения - квиллинг. | 2 | Беседа. Презентация. | СОШ №8 | |
2.8 | 25.09 – 01.10 | Техника «квиллинг»: основные правила бумагокручения. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.9 | 02.10 – 08.10 | Основной элемент - ролл. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.10 | 02.10 – 08.10 | Скручивание элементов ролл, и выполнение элементов капля, лист. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.11 | 09.10 – 15.10 | Техника изготовления цветочка. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.12 | 09.10 – 15.10 | Изготовление 3-5 цветочков и 3-5 листочков. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.13 | 16.10 – 22.10 | Изготовление основы для открытки. Сборка. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.14 | 16.10 – 22.10 | Элемент ягода - плотный ролл. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.15 | 23.10 – 29.10 | Скручивание элементов для изготовления винограда. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.16 | 23.10 – 29.10 | Вырезание листьев, скручивание побегов. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.17 | 30.10 – 05.11 | Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.18 | 30.10 – 05.11 | Сборка изделия «Виноград». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.19 | 06.11 – 12-11 | Изготовление элементов глаз. Сборка цветов разной формы. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.20 | 06.11 – 12-11 | Коллективная работа. Композиция «Цветы» | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.21 | 13.11 – 19.11 | Изготовление листьев рябины в 2 цвета. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.22 | 13.11 – 19.11 | Изготовление ягод рябины – плотный ролл. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.23 | 20.11 – 26.11 | Сборка изделия. Осенняя композиция. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.24 | 20.11 – 26.11 | «Морозное кружево». Скручивание элементов для изготовления снежинок. | 2 | Творческая мастерская. | СОШ №8 | |
2.25 | 27.11 – 03.12 | «Морозное кружево». Изготовление снежинок. | 2 | Творческая мастерская | СОШ №8 | |
2.26 | 27.11 – 03.12 | Выполнение элементов для изготовления новогодней ёлки. | 2 | Творческая мастерская | СОШ №8 | |
2.27 | 04.12 – 10.12 | Элемент зелёная капля двух оттенков. | 2 | Творческая мастерская | СОШ №8 | |
2.28 | 04.12 – 10.12 | Сборка изделия «Новогодняя елка» | 2 | Творческая мастерская | СОШ №8 | |
2.29 | 11.12 – 17.12 | Изготовление игрушек для украшения елки. Завершение работы. | 2 | Творческая мастерская | СОШ №8 | |
2.30 | 11.12 – 17.12 | Изготовление основы для открытки. | 2 | Творческая мастерская | СОШ №8 | |
2.31 | 18.12 – 24.12 | Декоративное оформление Новогодней открытки. | 2 | Практическое занятие. Выставка. | СОШ №8 | Защита творческой работы- промежуточная аттестация. |
Оригами. | 20 | |||||
2.32 | 18.12 – 24.12 | История оригами. Базовые формы оригами. | 2 | Беседа. Презентация. | СОШ №8 | |
2.33 | 25.12 – 31.12 | Условные обозначения, применяемые в оригами. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.34 | 25.12 – 31.12 | Базовая форма треугольник. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.35 | 09.01 – 14.01 | Базовая форма «Катамаран». Модели из формы «Катамаран». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.36 | 09.01 – 14.01 | Базовая форма треугольник. Полевые цветы. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.37 | 15.01 – 21.01 | Базовая форма квадрат. Пингвины. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.38 | 15.01 – 21.01 | Творческая работа «Лето». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.39 | 22.01 – 28.01 | Изготовление базовых форм оригами. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
2.40 | 22.01 – 28.01 | Составление композиции. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.41 | 29.01 – 04.02 | Декоративное оформление творческой работы. | 2 | Выставка. | СОШ №8 | Защита творческой работы. |
3. Работа с текстилем. | 30 | |||||
Аппликация из ткани. | 10 | |||||
3.42 | 29.01 – 04.02 | Понятие «аппликация» из ткани. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.43 | 05.02 – 11.02 | Правила пользования трафаретами и шаблонами. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.44 | 05.02 – 11.02 | Понятие «основа» и «фон». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.45 | 12.02 - 18.02 | Плоская тканевая аппликация; | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.46 | 12.02 - 18.02 | Объёмная тканевая аппликация; | 2 | Практическое занятие. Выставка. | СОШ №8 | Защита творческой работы. |
Аппликация из фетра. | 10 | |||||
3.47 | 19.02 – 25.02 | Аппликация из фетра: «Смешарики». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.48 | 19.02 – 25.02 | Аппликация «Божья коровка». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.49 | 26.02 – 04.03 | Аппликация «Забавные лягушата». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.50 | 26.02 – 04.03 | Аппликация «Цветы для мамы». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.51 | 05.03 – 11.03 | Аппликация «Лесная дружба». | 2 | Практическое занятие. Выставка. | СОШ №8 | Защита творческой работы. |
Аппликация из ниток. | 10 | |||||
3.52 | 05.03 – 11.03 | Аппликация из нарезанных ниток «Цыплёнок» | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.53 | 12.03 – 18.03 | Аппликация из ниток «Попугай». | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.54 | 12.03 – 18.03 | Декоративное оформление работы. Рамка. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.55 | 19.03 – 25.03 | Весенняя веточка – аппликация из ниток. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
3.56 | 19.03 – 25.03 | Бабочка – аппликация из ниток. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | Защита творческой работы. |
4. Лепка | 30 | |||||
Пластилиновая живопись | 14 | |||||
4.57 | 26.03 – 01.04 | Здравствуй Весна-красна!- работа над фоном. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.58 | 26.03 – 01.04 | Здравствуй Весна-красна! - силуэты деревьев. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.59 | 02.04 – 08.04 | Космос - рисуем пластилином. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.60 | 02.04 – 08.04 | Космос - завершение работы. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.61 | 09.04 – 15.04 | Цветущая веточка вишни. Фон. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.62 | 09.04 – 15.04 | Цветущая веточка вишни. Веточка | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.63 | 16.04 – 22.04 | Цветущая веточка вишни. Цветы | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | Защита творческой работы. |
Тестопластика. | 16 | |||||
4.64 | 16.04 – 22.04 | История возникновения лепки из солёного теста. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.65 | 23.04 – 29.04 | Корзинка из соленого теста. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.66 | 23.04 – 29.04 | Раскрашиваем корзинку. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.67 | 30.04 – 06.05 | Что есть в корзинке? Лепка фруктов. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.68 | 30.04 – 06.05 | Раскрашиваем фрукты. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.69 | 07.05 – 13.05 | Черепаха. Магнит на холодильник. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.70 | 07.05 – 13.05 | Раскрашиваем черепашку. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | |
4.71 | 14.05 – 20.05 | Вскрыть лаком поделки из солёного теста. | 2 | Практическое занятие. | СОШ №8 | Защита творческой работы – итоговая аттестация. |
5.Итоговое занятие | 2 | |||||
5.72 | 14.05 – 20.05 | Выставка работ. Подведение итогов за год. | 2 | Выставка. | СОШ №8 |
Условия реализации программы.
Материально-техническое обеспечение. Для занятий требуется помещение с хорошим освещением и вентиляцией, соответствующее требованиям САНПиН.
Перечень оборудования, инструментов и материалов, необходимых для реализации программы:
№ | Раздел или тема программы | Формы занятий | Дидактический материал | Материальное оснащение занятий |
1 | Вводное занятие | традиционное занятие | Образцы работ, программа занятий | |
2 | Работа с бумагой | традиционное занятие, занятие-путешествие, | Образцы работ, презентации, технологические карты, шаблоны | Ножницы, клей, копировальная бумага, картон, цветная ксероксная бумага, карандаши, краски, кисти, иглы для квиллинга. |
3 | Работа с текстилем | традиционное занятие, занятие-путешествие | Образцы работ, презентации. | Ножницы, нитки, текстиль в ассортименте, фетр, клей |
4 | Лепка | традиционное занятие, занятие-путешествие | Образцы работ, презентации, эскизы, готовые изображения | Соленое тесто, пластилин, бумага, картон, краски, кисти, клей |
Информационное обеспечение:
№ п/п | Раздел программы | Тема | Цифровые образовательные ресурсы |
1 | Введение в программу. | План работы объединения. История рукоделия. Техника безопасности. | -Презентация «История рукоделия»; -Презентация «Детские работы»; -Презентация «Техника безопасности». |
2 | Работа с бумагой. | Аппликация из бумаги. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Картонкино»; -Сайт «Поделки своими руками». -Презентация «Волшебница цветная бумага» |
Квиллинг. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками». -Презентация «Волшебная филигрань»; -Презентация « Квиллинг - детские работы»; -Квиллинг - схемы для начинающих. Мастер класс, фото.- Презентация «Квиллинг-изготовление основных элементов» | ||
Оригами. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; - Презентация «История искусства оригами» -электронные таблицы «Основные базовые формы»; -Презентация «Игрушки из базовых форм». | ||
3 | Работа с текстилем. | Аппликация из ткани. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; |
Аппликация из фетра. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -http://masterclasso.ru –мастер-классы-аппликации из фетра; -презентация «Аппликация своими руками». | ||
Аппликация из ниток. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Аппликация из резаных ниток». | ||
4 | Лепка. | Пластилиновая живопись. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Работы детей в технике пластилиновая живопись» |
Тестопластика. | -Сайт «Страна мастеров»; -Сайт «Поделки своими руками»; -презентация «Тестопластика». | ||
5 | Итоговое занятие. | Подведение итогов года. | |
Отслеживание и фиксация образовательных результатов по дополнительной общеобразовательной программе «Основы декоративно-прикладного творчества» происходит в следующих формах: протокол результатов индивидуальной аттестации обучающихся, участие в конкурсах и результаты участия в конкурсах, журнал посещаемости, материал тестирования.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка, готовое изделие, диагностическая карта, конкурсы, открытое занятие.
Оценочные материалы.
Утвержденное в МБУДО ЦДО «Радуга» «Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации» регламентирует порядок и формы проведения, систему оценки, оформление результатов аттестации обучающихся. Программой предусмотрено применение устной и практической форм контроля.
Аттестацию обучающихся рекомендуется проводить в течение всего учебного года, по завершении изучения каждой пройденной темы. Для фиксирования результатов использовать лист контроля, в котором освещены ключевые вопросы теории и практики пройденного материала. Выбор форм контроля зависит от специфики учебного материала, его сложности, объёма, доступности.
Оценивание практической работы проводится в форме анализа практической деятельности ребенка. Педагог оценивает качество выполнения работы, умение применить знание технологии изученного вида декоративно-прикладного творчества. Для оценивания теоретических знаний обучающихся используется проведение бесед, устных опросов.
Результаты промежуточной и итоговой аттестации фиксируются в «Протоколе индивидуальной аттестации обучающихся» по каждой учебной группе.
Методические материалы.
При проведении занятий применяются следующие методы обучения:
1.Словесный (беседа, рассказ, работа с книгой, иллюстрациями, схемами);
2.Наглядно-демонстрационный;
3.Частично-поисковый;
4.Метод контроля (устный), т.е. анализ детских работ;
5.Практический.
Для повышения эффективности освоения различных видов декоративно- прикладного творчества разработаны и изготовлены следующие наглядные пособия (дидактические папки):
1. Работа с бумагой.
2. Работа с текстилем.
3. Лепка.
Дидактические папки представляют собой сборники образцов различных приемов, техник соответствующего вида декоративно-прикладного творчества и используются в процессе занятий как наглядное пособие для обучающихся. При освоении детьми той или иной техники задания должны нести в первую очередь нравственно-эмоциональную нагрузку. Необходимо поощрять в детях индивидуальность, творческое начало, воображение, изобретательность. Главное — придумать, а не изобразить. Сначала научить думать, а потом делать. Богатая эмоциональная жизнь стимулирует развитие воображения. Создавая на занятиях условия для приобретения ребенком эмоций и используя богатство его эмоциональных состояний для развития воображения, целенаправленно организуя его фантазию, можно формировать у ребенка культуру чувств.
Любая тема должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ребенка. Только тогда, когда знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности, формируется его ценностное отношение к миру. Ему необходим творческий опыт, и педагог должен создать ему эти условия.
На заключительном этапе реализации программы дополнительного образования обучающиеся выполняют отчетную работу. Текущие работы и отчетная работа представляются на выставках. Это воспитывает у обучающихся ответственность за качество своей работы.
Занятия носят дифференцированный характер. Педагог предлагает тему и варианты работ, ведет образовательный процесс, основываясь на психологических особенностях. В то же время широко использует принцип коллективности, так как работа в творческой атмосфере носит как характер соревновательности, так и взаимопомощи, что способствует более эффективному приобретению мастерства.
Список литературы:
Литература для педагога.
- Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г.
- А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г
- Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы – «РОСМЕН», Москва , 2008г.
- Долженко Г.И.Сто поделок из бумаги – С, 2006.
- Сборник методических рекомендаций к работе с бумагой – Н, 2007.
- Цирулин Н.А., Проснянова Т.Н. Уроки творчества – С, 2005.
- Соцкова А.Г. Открытки своими руками - Б, 2008.
- С.В. Горичева., Нагибина М.Н. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина- Я, 2010г.
- Лютиков А.Г., Жихарев Ю.А. Кружок Умелые руки - СПб: Терция, 2007 г.
- Соколова С. Школа оригами - М, 2007.
- Соколова С. Азбука оригами - М, 2007.
- Хоменко В.А. Лучшие поделки - Х, 2009.
- Букин М., Букина С. Квиллинг. Практикум для начинающих. – М.: Феникс, 2013 г.
- Бурундукова Л.И. Волшебная изонить. - М.: АСТ-ПРЕСС Книга, 2002
- Быстрицкая А. Бумажная филигрань.- Просвещение, Москва, 1982 г.
- Гильман Р.А. Иголка и нитка в умелых руках. - М.: Легпромбытиздат, 1993.
- Вайтман С.М., Большев А.С., Силькин Ю.Р., Лебедев Ю.А., Филминов А.В. Здоровьесберегающая педагогика. М., Гуманитарно-издательский центр «Владос», 2006.
- Гусарова Н.Н. Техника изонити для школьников. - СПб: Детство-Пресс, 2007
- С. Ю. Афонькин, Е. Ю. Афонькина. Весёлые уроки оригами в школе и дома. Учебник СПб.; Издательский дом «Литература,» 2001 – 208с.
- С. Соколова Школа оригами: Аппликация и мозаика. – М.:Издательство Эксмо; СПб.; Валерии СПД, 2003.- 176 с.
- С. Соколова Сказка оригами: Игрушки из бумаги. М.: Издательство Эксмо; СПб.: Валерии СПД; 2003.-240 с.
- Бич Р. Оригами. Большая иллюстрированная энциклопедия ( Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.
Литература для обучающихся.
- Хелен Уолтер. Узоры из бумажных лент. – М.: «Университет», 2000 г.
- Сержантова Т.Б. 366 моделей оригами. – М.: «Айрис Пресс», 2005 г.
- Леонова О. Рисуем нитью. Ажурные картины. - СПб: Литеро, 2005 г
- Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.
- Н.А. Горлева «Твоя мастерская» М. Просвещение 2007г.
- А.А. Неменская «Твоя мастерская» М. Просвещение 2010г
- « Цветы оригами для любимой мамы» Сталкер. 2006г.
- Л.Пицци «Фантазии из соленого теста» Мой мир. 2007г.
Литература для родителей.
- А. Лопатина, М. Скрабцова «Краски рассказывают сказки» М, «Амрита – Русь», 2006г
- Литвиненко В.М., Аксенов М.В. Семья Самоделкиных - СПб: Кристалл, 2006.
- Оригами для всей семьи. Составитель Майорская Т. - Б, 2008
- Хордина Р., Эстаделла П. Большая книга развивающих занятий длядетей - Б, 2009.
Интернет-ресурсы
- http://www.liveinternet.ru/users/4696724/post242272040
- http://www.liveinternet.ru/users/3235394/post170644207/
- http://www.paper-art.ru/pages/kvilling/texnika.php
- http://www.znaikak.ru/kaknaychitsyatehnikebymagokrycheniyakvilling.html
- http://moikompas.ru/compas/quilling
- http://www.kvilling.ru/index.php/kvilling/osnovy-tekhniki
- http://ejka.ru/blog/kvilling/638.html
- http://mastera-rukodeliya.ru/kvilling/1135-osnovy-kvillinga.html
- http://stranamasterov.ru
- http://montessoriself.ru
- http://origami.ru/
- http://www.origami-do.ru/
- http://student.km.ru/
- http://www.bestreferat.ru/