Открытое занятие "Осень в словах и красках"

Кузнецова Юлия Викторовна

Открытое занятие "Осень в словах и красках"  по курсу общеразвивающей программы "Чудеса из войлока"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kraski_oseni_otkrytoe_zanyatie.docx46.57 КБ

Предварительный просмотр:

МАУ ДО ДДТ «Городской» им. С.А. Шмакова г. Липецка

«Осень в словах и красках»

(занятие по дополнительной общеразвивающей программе «Чудеса из войлока»)

Автор: педагог дополнительного образования

Кузнецова Юлия Викторовна

Липецк, 2017

Дата проведения: 30.10.17, 15.00, каб. 38

Продолжительность занятия: 90 минут.

Возраст воспитанников: 7-10 лет.

Количество детей: 10-12 лет.

Цель: формирование представления об осенней тематике в творчестве поэтов, художников, композиторов через средства декоративно - прикладного и художественного творчества.

Обучающие:

          - познакомить с произведениями художников, поэтов и композиторов.

- помочь учащимся увидеть и почувствовать красоту осеннего пейзажа;

        - продолжить формирование навыков работы  с войлоком.

Воспитательные:

          - воспитать аккуратность, самостоятельность, сосредоточенность.

- воспитывать чувство любови к природе, к родному краю.

        - формировать интерес учащихся к культурно – историческому наследию России, к русским народным традициям.

Развивающие:

           - развивать творческое мышление учащихся, воображение, эстетический вкус.

           - развивать эмоциональные навыки.

           - развивать эмоционально – волевую сферу ребёнка.

В процессе занятия у детей формируются следующие УУД:  

Познавательные:

- самостоятельное создание картины из шерсти;

- анализ объектов с целью выделения признаков;

- синтез;

- подведение под понятие, выведение следствий;

- установление причинно – следственных связей;  

- построение логической цепи рассуждений;

- формулирование проблемы;

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- умение договариваться, находить общее решение;

- взаимопомощь и взаимоконтроль по ходу выполнения задания;

- рефлексия своих действий, как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий;

- умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнёра по деятельности.

Личностные:

- развитие познавательных интересов, учебных мотивов;

- знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность);

- выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм;

- формирование моральной самооценки;

- развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- формирование установки на здоровый  и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и  общества в пределах своих возможностей.

Регулятивные:

-  целеполагание;

- планирование;

- контроль;

- оценка.

Тип занятия: закрепление  изученного материала.

Вид занятия: комбинированное – изложение теоретического материала, практическая деятельность.

Методы обучения: словесный, наглядный (метод демонстрации), практическая работа.

Материально-техническое обеспечение.

Образец  поделки,  войлок,  рамки со стеклом, мультимедийная установка, словарь настроений, карточки – анаграммы, карточки: «Приметы осени», корзина, картинки фруктов и овощей.  Музыкальное сопровождение: на экране музыкальный ряд: Антонио Вивальди «Осень», П.И. Чайковский «Октябрь» из цикла « Времена года, Фредерик Шопен «Мелодия осени».

 Презентация, видеоряд осенних картин  известных художников: картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”, М.В. Нестеров  «Осенний пейзаж», С.Ю. Жуковский  «Нахмурилось », рисунок дерева А3, осенние листочки из бумаги.

План  занятия.

  1. Организационный момент  1 мин.
  2. Тема занятия, цель и задачи  2 мин.
  3. Основная  часть 90 мин.

1) Теоретическая часть 30 мин.

2) Планирование практической работы  15 мин.

3) Практическая работа 45 мин.

а) Решение в цвете неба 15 мин.

          б) Работа над цветом и фактурой земли 15 мин.

          в) Проработка мелких деталей 15 мин.

  1. Контрольный этап  3 мин.
  2. Рефлексия 4 мин.

Ход занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Оборудование, реквизит.

Организационный момент

Объявление темы занятия, определение для детей цели и задач.

Основной этап.

Теоретическая часть.

1) Планирование практической работы.

2) Практическая работа.

А) Решение в цвете неба.

Б) Работа над цветом и фактурой земли.

В) Проработка мелких деталей.

Контрольный этап.

Рефлексия.

- Здравствуй - не просто слово,
В нём свет и тепло само,
Оно - общения основа,
От которого пахнет весной!
"Привет!"... Как много в этом слове.
И добродушие, и свет...
Не слово-вежливость, основа
Оно общения... Привет!

- Прочитайте на доске эпиграф нашего занятия.

«Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса – 
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса»

                                           А.С. Пушкин

- Какие прекрасные слова  А.С. Пушкина! О каком времени года идёт речь?

 Конечно, речь идёт об осени. – По каким признакам вы узнаёте это время года?

 - Наша сегодняшняя встреча посвящена самому удивительному, самому прекрасному времени года – осени. Мы сегодня должны будем посмотреть, каким же бывает по настроению время года, как о нем пишут поэты и писатели, чем оно волнует художников. А также каждый из вас создаст свой неповторимый осенний пейзаж.

- Это чудесное время года привлекало внимание русских  поэтов и писателей. А сейчас предлагаю послушать, как замечательно описали осень наши писатели и поэты.

- Послушаем стихотворение про осень.

- Ребята, зачитайте пожалуйста, ещё стихотворения.

Роняет лес багряный свой убор,

   Сребрит мороз увянувшее поле,

   Проглянет день как будто поневоле

   И скроется за край окружных гор.                  А.Пушкин

6.Мелькает желтый лист на зелени дерев;

   Работы кончил серп на нивах золотистых,

   И покраснел уже вдали ковер лугов,

   И зрелые плоды висят в садах тенистых.     Н.Греков

7. Есть в осени первоначальной

    Короткая, но дивная пора –

    Весь день стоит как бы хрустальный,

    И лучезарны вечера…

           Где бодрый серп гулял и падал колос,

           Теперь уж пусто все – простор везде,

           Лишь паутины тонкий волос

           Блестит на праздной борозде.          Ф.Тютчев

8. Нет ничего прекрасней русской осени,

    Когда сентябрь и солнечен и тих.

    Давно скворцы дома свои забросили

    И где-то с грустью вспоминают их.

              Ступает осень тихо по земле,

              Кружатся листья, как воспоминанья.

              Как искры в остывающей золе,

              На небе звезд спокойное мерцанье.     Д.Дементьев.

9. Поутру вчера дождь

    В стекла окон стучал;

    Над землею туман

    Облаками вставал.

              Веял холод в лицо

              От угрюмых небес.

              И бог знает о чем

              Плакал сумрачный лес.       И. Никитин

10.Капает дождик, все капает, капает,

     Капает на полуголые ветки.

     Падают листья, все падают, падают,

     Листья на ветках все желты и редки.      Р.Гамзатов

11. Вот и сентябрь! Замедляя свой восход,

      Сияньем хладным солнце блещет,

      И луч его, в зерцале зыбком вод,

      Неверным золотом трепещет.               Е. Баратынский

Вот какие замечательные стихи писали  поэты, и это лишь некоторые из них.  Мы узнали, какой бывает  осень по настроению.

В стихах вы услышали очень много “осенних” слов, а сможем ли мы отгадать их? Предлагаю решить анаграмму:

Адилопст (листопад)
Жьдод ( дождь)
Айжоур (урожай)
Тясьнерб (сентябрь)
Броктья (октябрь)
Жыкир (рыжик)
Гичекбор (грибочек)

Вот такие смешные слова вы расшифровали

А знаете ли вы загадки на осеннюю тему?

Сидит – зеленеет, падает-желтеет, лежит – чернеет (лист)
Меня единственную в мире
Не просто варят, а в мундире (картофель)
Листья каких деревьев осенью краснеют? (осина, рябина)
Много платьев, много хруста. Как зовут ее? (капуста)
Какое дерево осенью первым сбрасывает листья? (береза)
Маленький, горький, луку брат, к пище приправа, а на микробов – управа (чеснок)
Какой лесной житель сушит грибы на деревьях? (белка)
Куда осенью исчезают бабочки? (прячутся под кору деревьев)
Когда улетают от нас последние утки? (когда замерзнут водоемы)
Кто собирает яблоки спиной? (еж).

Ах, осень, осень…Кто-то радуется ее приходу, кто-то, возможно, огорчен. Но в каждом времени года есть своя неповторимость и свои приметы. Есть свои приметы и у осени. Итак, игра “Сложи примету” (две части одной приметы написаны на разных листочках. Нужно их соединить в одну).

Много рябины …(к холодной зиме)
Красный закат…(к ветреной погоде)
Кошка мордочку прячет…(к холоду)
Много паутины …(к долгой и сухой осени)
Если в зайцах много жиру…(зима будет суровой)
Гром в октябре предвещает…(зиму без снега)
Дым столбом…(к хорошей погоде)

Осень – любимое время года многих  известных русских художников. Обратите внимание на репродукции с известных картин.

- Какие же основные цвета используют художники в осенних картинах?

- Какое настроение передают нам авторы?

- Почему они так называются?

- Какая из картин вам нравится больше, почему?

- Что из увиденного художником вы наблюдали сами?

- С какими чувствами художники писали свои картины? Поможет ответить на эти вопросы “Словарь настроений”

- Праздничное, торжественное, радостное, весёлое, шутливое, смешное, светлое, прекрасное, сказочное, бодрое, приподнятое, уютное, мечтательное, задумчивое, таинственное, противоречивое, непонятное, сонное, ленивое, равнодушное, беспокойное, тревожное,  печальное, грустное, неуютное, хмурое, мрачное, сердитое, угрюмое.

капризное, привередливое, хвастливое, насмешливое.

Все работы очень отличаются друг от друга, ведь каждый художник представляет это время года по-своему. Для кого-то осень- время увядания природы и вызывает чувство печали и тоски. Но если на какой-то срок установится сухая и теплая погода и лес оденется в яркие золотые цвета, то сама красота осенней природы вызывает чувство бодрости, жизнерадостное настроение.

Осень  дарит нам не только красоту природы, но и вкусные фрукты и овощи. Я предлагаю вам поиграть.

Подвижная игра «Овощи и фрукты».

Педагог достаёт из мешочка поочередно картинки с овощами и фруктами  дети называют его и показывают движениями, где он произрастает, если на дереве — тянут руки вверх, если на земле  - кладут руки на пояс, если под землёй — приседают.

Теперь я вам предлагаю сами нарисовать свое ощущение осени, попытаться передать настроение, которое навевает вам это прекрасное время года.

Рисовать будем осенний пейзаж.

Вспомним, что такое пейзаж?

( Пейзаж (франц.) – вид какой-нибудь местности


- Нужно создать композицию. Какие приёмы мы будем использовать при рисовании картины шерстью?
(вытягивания, выщипывания, приём настригания).

 - Сначала изображаем линию горизонта, затем то,  какое настроение вы хотите передать. Когда  радостное, весёлое какое небо, предположите (ясное, голубое,  кое-где перистые облака). Это можно передать, используя голубую  и белую шерсть.
- А если настроение грустное, то какое небо? (
пасмурное, можно выложить тонкий слой голубой шерсти и «подкрасить», используя серую  и белую шерсть)
Обратите внимание на картины.
Где небо насыщеннее? Ближе к линии горизонта или выше?
Как понимаете» насыщеннее»? (
Ярче)


- На листе сначала необходимо выложить слой голубой шерсти, аккуратно проработаем небо  можно «прорисовать» облака (белая шерсть). Сделать небо пасмурным (серая шерсть).

- С помощью чего можно передать лес вдалеке в первой части? (Мелко нарезаем жёлтую, зелёную, красную шерсть и аккуратно раскладываем на картине)

(можно использовать коричневую шерсть, как стволы деревьев, а на близ расположенных деревьях,  кое – где можно добавить листочек  - жёлтая, зелёная шерсть.

- Будем работать над цветом земли. Он зависит от того, какую осень вы будете изображать.
- Посмотрите на картины художников. Какие оттенки цвета они используют для изображения «Золотой осени»?
(желтый, коричневый, зеленый: один цвет плавно переходит в другой)
- Подберите  оттенки для изображения земли ранней осени? Поздней осени?
(больше высохшей, пожелтевшей травы)
- Посмотрите на работу художников. Некоторые моменты можно взять у них. Вблизи кое-где травку мы видим четче.


Будем работать над изображением деревьев и других основных предметов. Четко листочки мы не видим. Сначала нарезаем мелко шерсть разных оттенков: красного, жёлтого, зелёного, оранжевого, охристого и пинцетом располагаем на деревьях. Цвет и количество листьев зависит от того какую осень : раннюю или позднюю вы изображаете. (ранняя – присутствуют оттенки зеленого, красного,  оранжевого, желтого, охристого; поздняя – красно-коричневого, охристо-коричневого.)

- Посмотрите ещё раз на свои пейзажи, поправьте детали, и оформите картины в рамки.

- Посмотрите, какие интересные работы получились. Давайте проанализируем работы друг друга.

- Какие цвета шерсти вы использовали, рисуя осень?

- Какие приёмы при работе с шерстью использовали?
- Как удалось передать настроение осени?
- Познакомились с осенними приметами?

- Посмотрели, как осень изображают художники?  Что вам особенно понравилось сегодня на занятии?

-Я считаю, что наше занятие прошло с пользой, но мне бы хотелось знать, как именно вы оцениваете нашу совместную работу.

Перед вами осенние листья, вырезанные из бумаги, на доске нарисовано дерево. Если вам понравилось наше занятие, вы научились чему-то новому, интересному – то, выбрав листочек, вы приклеиваете его на крону дерева. Если занятие было для вас не интересным – то вашему листочку место у подножия дерева.

Посмотрите, какое пышное и густое дерево у нас получилось!

Спасибо всем участникам занятия, до новых встреч

Слушают педагога.

Ответы детей

.

 

Ребёнок читает стихотворение про осень наизусть.

Ребята зачитывают стихи.

На доске анаграммы, дети угадывают.

Дети отгадывают загадки.

Дети играют.

Дети, используя словарь настроений, отвечают на вопрос.

 

Дети выкладывают небо.

Ответы детей

Дети работают самостоятельно, к более слабым ученикам педагог подходит и поправляет.

Ответы детей.

Дети организовывают выставку. Отвечают на вопросы.

.

Дети приклеивают  листочки

Дети любуются деревом.

На экране презентация осенних картин.

Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”, М.В. Нестеров  «Осенний пейзаж», С.Ю. Жуковский  «Нахмурилось »

На экране презентация осенних картин.

Картины И.И. Левитана и И.С. Остроухова “Золотая осень”, М.В. Нестеров  «Осенний пейзаж», С.Ю. Жуковский  «Нахмурилось

На экране музыкальный ряд: Антонио Вивальди «Осень», П.И. Чайковский «Октябрь» из цикла « Времена года, Фредерик шопен «Мелодия осени

Видеоряд анимированная картина листопада

 

Литература.

  1. Абрамова М.А. «Беседы и дидактические игры на уроках по изобразительному искусству», М., 2004.
  2. Дружинин С.Н. «Левитан», 1963.
  3. Лободина Н.В. Изобразительное искусство. Поурочные планы по программе Б. М. Неменского. - Волгоград: Учитель, 2006.
  4. Шпикалова С.П. «Изобразительное искусство», М., 2000.
  5. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.
  6. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц – М., Эксмо, 2009.
  7. Мамонова М., Бублик В., Красникова Г. Всё о войлоке и фильцевании.

Интернет - источники

3. http://festival.1september.ru/articles/419203/ - фестиваль педагогических идей.

4. http://4stupeni.ru/stady/konspekt_3_lit/504-bunin-listopad.html - сайт учителей начальной школы «4 ступени».

5. http://nsportal.ru/detskiy-sad/muzykalno-ritmicheskoe-zanyatie/2013/11/08 - социальная сеть работников образования