Программа дополнительного образования "Картонное макетирование" с КТП

Тарасова Олеся Владимировна

Различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, программа ставит перед собой основную педагогическую цель — непрерывный рост личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами уникального искусства макетирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа «Картонное макетирование» носит техническую направленность. Программа модифицированная, по уровню освоения детьми - общеразвивающая. По цели обучения - познавательная (информационно-просветительская) и развивающая художественную одаренность (техническая эстетика).

Новизна программы обусловлена тем, что решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, работая на конечный предполагаемый результат, программа ставит перед собой основную педагогическую цель — непрерывный рост личности учащихся, развитие и расширение у них творческих способностей средствами уникального искусства макетирования.

Актуальность программы заключается в том, что  внешкольная работа по техническому творчеству имеет большое значение в деле воспитания и развития детей. С дидактической точки зрения проектирование и изготовление макета - это применение знаний на практике, развитие самостоятельного мышления, любознательности и инициативы. В наше время автоматизации и компьютеризации, умение делать что-то своими руками, привитое с детства, позволяет вырасти ребенку разносторонним, подготовленным к жизни в обществе,  дает примерное представление о выборе профессии.

Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа имеет творческо-практическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. При организации занятий необходимо делать акцент на доступность, эмоциональность, способность заинтересовать обучающихся для развития у них художественного вкуса и творческих способностей. В связи с этим педагогический работник должен иметь высшее техническое образование и опыт работы с детьми младшего школьного возраста. Таким образом, программа педагогически целесообразна, так как кропотливая, связанная с преодолением трудностей, работа по изготовлению макетов  воспитывает у обучающихся трудолюбие, настойчивость в достижении намеченной цели, способствует формированию характера, знакомит с производственными профессиями и оказывает помощь при выборе жизненного пути, заполнении досуга. Помимо мелкой моторики, у детей развиваются такие качества, как усидчивость, целеустремленность, упорство в достижении цели, доведение начатого до конца.

Данная программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются:

  • в принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
  • в формах и методах обучения (дифференцированное обучение, конкурсы, экскурсии);
  • в методах контроля и управления образовательным процессом (тестирование, анализ результатов конкурсов и др.);
  • в средствах обучения.

Цель программы: дать первичные знания о техническом творчестве, приобщить с раннего детства к труду, умению работать руками, познакомить с простыми ручными инструментами.

В процессе обучения по программе решаются следующие задачи:

Образовательные: дать знания:

  • о  свойствах бумаги, картона, фанеры, пластмассы, металла;
  • о назначении основных ручных инструментов и правил безопасности при работе с ними;
  • о назначении и  правилах  пользования  простейшими  чертежными инструментами (линейка, циркуль, угольник и др.);
  • о первоначальных сведениях о чертеже, техническом рисунке, эскизе;
  • о приемах художественного оформления макетов;
  • о способах вырезания из плотной бумаги и картона по чертежу, шаблону и собирать макеты и конструкции;
  • о работе с клеем, краской, лакокрасочными изделиями, о соблюдении безопасности при работе с ними.

Развивающие:

  • развитие интереса к макетированию;
  • развитие умений работать с ручными инструментами;
  • развитие умений макетировать по образцу и самостоятельно из плоских и объемных деталей;
  • развитие навыков работать с различными материалами для макетирования;
  • развитие умений решать задачи по созданию новых конструкций, макетов.

Воспитательные:

  • воспитание чувства товарищества (чувство «локтя»);
  • воспитание аккуратности при выполнении работ;
  • приобщение к коллективным действиям;
  • воспитание уважения к чужому труду (профессии);
  • воспитание умений поддерживать чистоту рабочего места;
  • воспитание настойчивости в достижении цели;
  • эстетическое восприятие окружающего мира;
  • воспитание самостоятельного мышления.

Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что занятия макетированием способствуют не только эстетическому, но и умственному, нравственному развитию учащихся. Работая с макетами, выполняя различные задания, сравнивая свои успехи с успехами других, ребенок познает истинную радость творчества. Организация выставок, использование детских работ для учебных пособий играют существенную роль в воспитании. Программа позволяет многим детям найти своё место в жизни, развить в себе способности творческого самовыражения или просто заняться интересным и полезным делом, а также - это работа над творческими проектами, участие в выставках и конкурсах.

Возраст детей, участвующих в реализации программы: 7-12 лет. Группы комплектуются из учащихся 1-5 классов.  При подборе обучающихся главным условием является добровольность и заинтересованность.

Для обеспечения необходимой продуктивности работы объединения должна быть подготовлена материально-техническая база, т.е. достаточное количество бумаги, картона, фанеры, клея, инструментов, красок, лакокрасочных изделий, карандашей, игр.

Срок реализации: программа рассчитана на три года обучения в зависимости от возраста и степени подготовки может начинаться обучение со второго года обучения. Объем - 144 часа в год. Если обучающиеся в группе в возрасте 7-8 лет включительно (обучение по первому году программы и далее) и на два года обучения, если группа детей  9-12лет  включительно (обучение по второму и третьему году программы).

Формы занятий: групповые - используются игровые моменты, викторины, конкурсы загадок, ребусов. В качестве валеологических пауз - шуточные упражнения и упражнения для разрядки и снятия напряжения. Воспитательные моменты проходят в виде бесед, конкурсов рисунков, «Огоньков», чаепитий, конкурсов по изготовлению подарков и сувениров к праздникам для родных и близких, командных соревнований на свежем воздухе, экскурсий и прогулок, участия в природоохранных акциях и т.д.

Планируемые результаты.

  • Первый год обучения:

обучающиеся должны знать:

- основные свойства бумаги и картона;

- правила пользования ножницами и безопасность при работе с ними;

- назначение и правила пользования клеем;

- назначение и правила пользования простыми чертежными инструментами (линейка, карандаш).

обучающиеся должны уметь:

- вырезать из бумаги и картона по шаблону плоские детали, склеивать их и собирать из них макеты;

- раскрашивать макеты;

- изготавливать простейшие объемные детали и собирать из них макеты;

- владеть техническими приемами макетирования.

  • Второй год обучения:

обучающиеся должны знать:

- линии чертежа, чертежные инструменты (циркуль, угольник, транспортир);

- назначение и правила безопасной работы ручными инструментами (лобзик, шило, молоток, и т.д.);

обучающиеся должны уметь:

- вычерчивать отдельные детали технических объектов;

- собирать макеты по собственному замыслу;

- выпиливать из фанеры детали простой формы;

- соединять детали из фанеры между собой;

  • Третий год обучения:

обучающиеся должны знать:

- правила макетирования;

- правила безопасной работы с ручными инструментами;

- способы соединения деталей из различных материалов (пенопласт, пластик, металл, древесина и т.д.)

- приемы пластической проработки поверхности и ее трансформации в объемные элементы,

- закономерности композиционного построения.

обучающиеся должны уметь:

- моделировать различные геометрические тела;

- декорировать готовые макеты;

- анализировать и синтезировать информацию.

Формы промежуточной аттестации: устные опросы, работа по карточкам, самостоятельная практическая работа, выставки городского, областного  уровней, конкурсы-соревнования, трудовые эстафеты и т.д.

Способы определения результативности:

- мониторинг  (вводный этап – сентябрь, первый этап - промежуточный ноябрь-декабрь, второй этап - конечный апрель-май);

- подведение итогов за полугодия по баллам («зарабатываются» в течение года по выполненной работе, ответу на вопрос, победе в соревновании и конкурсе, выставлении работ на выставках).

К праздникам дети изготавливают сувениры, подарки, открытки, чтобы поздравить близких, воспитателей, друзей. В рамках воспитательной работы программой предусмотрены чаепития с сервировкой стола, беседы о правилах поведения за столом, в общественных местах, участие в природоохранных акциях.

Для оценивания результативности образовательного процесса использую мониторинг, выставки, соревнования и конкурсы моделей, практические запуски. В течение года ребята набирают баллы (изготовление модели, ответ на вопрос, победа в соревновании, конкурсе и т.д.), в конце года подводим итог по количеству баллов, победители награждаются призами.

Планируемые результаты:

- переход на средний и высокий уровень моторного развития;

- повышение интеллектуального уровня;

Формы подведения итогов реализации программы:

- межгрупповые выставки, участие в городской итоговой выставке технического творчества;

- в целях развития самостоятельного мышления используется изготовление моделей по собственному замыслу, добавление к моделям, изготовленным по образцу деталей, придуманных самими детьми (кузов, прицеп, рубка, груз и т.д.);

- практические запуски моделей (самолеты, движущиеся модели машин, корабли и суда).

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

№ п/п

ПЕРЕЧЕНЬ МОДУЛЕЙ, ТЕМ

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1 год обучения

2 год обучения

3 год обучения

1.

Вводное занятие.

2

2

2

2.

Материалы и инструменты. Основные рабочие операции с бумагой, картоном.

18

12

0

2.1

Бумага, картон, виды и свойства.

2

2

0

2.2

Другие материалы, используемые в макетировании.

0

2

0

2.3

Инструменты.

4

4

0

2.4

Шаблон, трафарет.

4

0

0

2.5

Основные операции с бумагой. Складывание, сгибание.

2

0

0

2.6

Резание, склеивание.

2

0

2.7

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, практическая работа, самостоятельная работа, конкурс-соревнование, трудовая эстафета

4

2

0

2.8

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

2

0

3.

Материалы для проектирования макета.

0

16

0

3.1

Материал, используемый для изготовления рабочих макетов.

0

6

0

3.2

Инструменты для вырезки или насечек циркульных линий.

0

4

0

3.3

Инструменты для пригружения и фиксации склеенных деталей.

0

4

0

3.4

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, самостоятельная работа

0

2

0

4.

Архитектура в жизни человека.        

4

2

2

5.

Основы черчения.

20

12

10

5.1

Технический рисунок, чертеж, эскиз. Чертежные инструменты.

2

2

2

5.2

Основные линии чертежа. Три вида на чертежах.

2

6

0

5.3

Осевая симметрия.

2

0

0

5.4

Окружность.

4

0

0

5.5

Построение чертежа детали.

6

0

4

5.6

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, самостоятельная работа, практическая работа

2

4

2

5.7

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

2

2

6.

Макетирование из плоских деталей.

22

12

0

6.1

Геометрические фигуры.

8

8

0

6.2

Разметка.

2

0

0

6.3

Соединение отдельных деталей.

6

0

0

6.4

Симметрия.

2

0

0

6.5

Многослойное изготовление деталей.

2

0

0

6.6

Контур и силуэт.

0

4

0

6.7

Форма промежуточной аттестации.

Командный конкурс, выставка

2

0

0

6.8

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

2

0

7.

Объемное макетирование.

24

30

40

7.1

Готовые формы.

2

0

0

7.2

Способы соединения готовых форм.

2

0

0

7.3

Геометрические тела.

2

12

0

7.4

Мебель.

4

0

0

7.5

Такие разные дома.

4

8

20

7.6

Архитектура из сказки.

4

8

6

7.7

Архитектура Руси.

4

8

10

7.8

Виды макетов.

2

0

0

7.9

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, практическая работа, конкурс-соревнование, выставка

4

2

2

7.10

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

2

2

8.

Композиции в технике макетирования

16

22

20

8.1

Фронтальная композиция

2

2

4

8.2

Объемная композиция

2

4

4

8.3

Объект и пространство

4

6

4

8.4

Цвет в макетирование

6

6

0

8.5

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, практическая работа, конкурс-соревнование, выставка

2

2

2 

8.6

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

0

2

4

9.

Макетирование из подручных материалов.

10

0

0

9.1

Природные и искусственные материалы.

2

0

0

9.2

Бросовый материал.

2

0

0

9.3

Разметка.

4

0

0

9.4

Форма промежуточной аттестации.

Самостоятельная работа

2

0

0

9.5

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

0

0

10.

Макетирование из фанеры. Выпиливание.

0

12

18

10.1

Инструменты и материалы.

0

2

2

10.2

Разметка.

0

2

2

10.3

Чистовая обработка.

0

2

2

10.4

Окрашивание, лакирование.

0

2

2

10.5

Соединение отдельных деталей.

0

0

4

10.6

Предметы быта.

0

0

4

10.7

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, самостоятельная работа

0

2

2

10.8

Воспитательная работа

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

0

2

2

11.

Художественное оформление макетов.

16

12

10

11.1

Способы оформления макетов.

4

4

4

11.2

Техническая эстетика.

4

2

2

11.3

Цвета в макетировании.

4

2

0

11.4

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, самостоятельная работа

2

2

2

11.5

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

2

2

12.

Подготовка выставочных работ.

10

10

40

12.1

Правила экспозиции выставки.

2

0

0

12.2

Оформление работ к экспонированию.

4

6

0

12.3

Подготовка выставочных работ.

0

10

34

12.4

Форма промежуточной аттестации.

Опрос, практическое задание, конкурс-соревнование, выставка

2

2

2

12.5

Воспитательная работа.

Экскурсии, природоохранные акции. Мероприятия для отдыха и разрядки.

2

2

2

Итоговая аттестация.

 Итоговая выставка

0

0

2

13.

Заключительное занятие.

2

2

2

ИТОГО:

144

144

144

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Первый год обучения

Вводное занятие 1(1).

Теоретическая часть.

Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ОТ обучающихся в кабинете.

Практическая часть.

Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

Модуль «Материалы и инструменты.

Основные рабочие операции с бумагой, картоном».

Занятие 1(2).

Тема: «Бумага, виды и свойства».

Теоретическая часть.

Дать общие сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность).

Практическая часть.

Изготовить открытку «Мимоза» с использованием чертежной, цветной тонкой бумаги.

Занятие 2(3).

Тема: «Инструменты».

Теоретическая часть.

Знакомство с инструментами для работы с бумагой и картоном в макетировании, правила безопасности работы с ними, вырезания из картона и бумаги с помощью ножниц и канцелярского ножа.

Практическая часть.

Изготовление открытки «Тюльпан» с использованием ножниц, картона и тонкой бумаги.

Занятие 3(4).

Тема: «Инструменты».

Теоретическая часть.

Использование других инструментов для работы с бумагой. Правила безопасности работы с шилом. Складывание бумаги с использованием фальцовки с помощью шила. Проделывание отверстий.

Практическая часть.

Изготовление макета дивана путем складывания бумаги с использованием шила.

Занятие 4(5).

Тема: «Шаблон, трафарет».

Теоретическая часть

Знакомство с шаблоном, понятие, умение пользоваться.

Практическая часть.

Изготовление открытки «Рыбка» с использованием шаблонов, ножниц, картона, тонкой цветной бумаги.

Занятие 5(6).

Тема: «Шаблон, трафарет».

Теоретическая часть.

Использование шаблонов. Дополнение деталей, изготовленных по шаблону, деталями, изготовленными самостоятельно.

Практическая часть.

Изготовить поделку «Домик» с использованием деталей, изготовленных самостоятельно (труба, крыльцо и т.д.).

Занятие 6(7).

Тема: «Основные операции с бумагой. Складывание, сгибание».

Теоретическая часть.

Знакомство с основными операциями работы с бумагой, картоном (складывание, сгибание).

Практическая часть.

Изготовление цветка путем складывания бумаги.

Занятие 7(8).

Тема: «Резание, склеивание».

Теоретическая часть.

Знакомство с операциями склеивания, разрезания, фальцевания.

Практическая часть.

Изготовление открытки с сюрпризом с использованием операций резания, склеивания, фальцевания бумаги и картона.

Занятие 8(9).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний путем проведения устного опроса.

Практическая часть.

Самостоятельная работа по выбранной теме.

Занятие 9(10).

Воспитательная работа

Теоретическая часть.

Беседа по правилам поведения за столом (обеденным, за чаепитием и т.д.)

Практическая часть.

Рисование.

Модуль «Архитектура в жизни человека».

Занятие 1(11).

Тема: «Архитектура на службе у человека».

Теоретическая часть.

Беседа на тему «Дома служат человеку».

Практическая часть.

Изготовление открытки «Небоскреб».

Занятие 2(12).

Тема: «Архитектура вокруг нас».

Теоретическая часть.

Экскурсия по улицам города с целью изучения архитектурных сооружений, встречающихся на улицах.

Практическая часть.

Обсуждение увиденного, рисование понравившегося объекта.

Модуль «Основы черчения».

Занятие 1(13).

Тема: «Технический чертеж».

Теоретическая часть.

Дать первоначальное понятие о чертеже. Знакомство с простейшими чертежными инструментами (линейка, карандаш).

Практическая часть.

Начертить простые линии, отрезки заданной длинны.

Занятие 2(14).

Тема: «Основные линии чертежа».

Теоретическая часть.

Познакомить с изображением видимого контура – разреза, линии сгиба на чертеже и на шаблоне (прерывистая пунктирная), с изображением на чертежах деталей и шаблонах с местом для склеивания - штриховка.

Практическая часть.

Найти на шаблонах (чертежах) изображение линии разреза, сгиба, склеивания. Изготовить поделку.

Занятие 3(15).

Тема: «Осевая симметрия».

Теоретическая часть.

Познакомиться с изображением оси симметрии.

Практическая часть.

Начертить простую симметричную деталь. Изготовить модель лодочки.

Занятие 4(16).

Тема: «Окружность».

Теоретическая часть. Познакомиться с определением «Окружность». Чертежные инструменты для выполнения окружности, понятие «диаметр», «радиус».

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием циркуля.

Занятие 5(17).

Тема: «Окружность».

Теоретическая часть.

Познакомиться с приемами деления окружности на равные части.

Практическая часть.

Самостоятельная работа по выбранной тематике.

Занятие 6(18).

Тема: «Построение чертежа детали».

Теоретическая часть.

Познакомиться с приемами построения простых геометрических фигур.

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием геометрических фигур.

Занятие 7(19).

Тема: «Построение чертежа детали».

Теоретическая часть.

Познакомиться с приемами построения сложных деталей.

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием более сложных геометрических фигур.

Занятие 8(20).

Тема: «Построение чертежа детали».

Теоретическая часть.

Познакомиться с правилами построения с использованием трех видов детали.

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием геометрических фигур.

Тема: «Промежуточная аттестация».

Практическая часть.

Работа по изготовлению выбранных самостоятельно поделок из пройденного материала.

Занятие 9(21).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс по командам с теоретическими и практическими заданиями.

Занятие 10(22).

Воспитательная работа

Теоретическая часть.

Экскурсия на городское озеро, знакомство с водоплавающими его обитателями, подкорм лебедей и уток.

Практическая часть.

Конкурс рисунков.

Модуль «Макетирование из плоских деталей».

Занятие 1(23).

Тема: «Геометрические фигуры».

Теоретическая часть.

Дать первоначальное понятие о геометрических фигурах. Детали технических объектов как отдельные геометрические фигуры.

Практическая часть.

Сопоставить детали выбранных технических объектов с геометрическими фигурами (круглое окно-круг, «высотка»-прямоугольник, домик-квадрат и т.д.). Изготовить плоскую модель ракеты.

Занятие 2(24).

Тема: «Геометрические фигуры».

Теоретическая часть.

Дать определение геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция).

Практическая часть.

Вырезать квадрат и прямоугольник без помощи шаблонов. Изготовить плоский макет домика.

Занятие 3(25).

Тема: «Геометрические фигуры».

Теоретическая часть.

Дать определение фигур круга, овала.

Практическая часть.

С помощью шаблонов изготовить круглые, овальные детали для поделки «Медведь».

Занятие 6(26).

Тема: «Разметка».

Теоретическая часть.

Дать первоначальные сведения о разметке. Разметка деталей на бумаге с помощью шаблонов.

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием разметки.

Занятие 5(27)

Тема: «Соединение отдельных деталей».

Теоретическая часть.

Сборка плоских деталей с помощью склеивания. Прививать навыки художественного оформления.

Практическая часть

Изготовление плоского макета с помощью клеевого соединения деталей.

Занятие 6(28)

Тема: «Соединение отдельных деталей».

Теоретическая часть.

Сборка деталей друг с другом путем соединения в «замок».

Практическая часть.

Изготовление поделки «Утка» с помощью щелевидного соединения в «замок».

Занятие 7(29)

Тема: «Соединение отдельных деталей».

Теоретическая часть.

Знакомство со способом соединения деталей с помощью «заклепок» из проволоки и пластмассы. Безопасность при работе со спичками.

Практическая часть.

Изготовить поделку «Часы» с использованием соединения «заклепка».

Занятие 8(30)

Тема: «Симметрия».

Теоретическая часть.

Вырезание симметричных деталей путем складывания бумаги вдвое.

Практическая часть.

Изготовление макета башни при помощи шаблона-половинки.

Занятие 9(31)

Тема: «Многослойное изготовление деталей».

Теоретическая часть.

Вырезание одинаковых деталей с помощью сложенной в несколько раз бумаги.

Практическая часть.

Изготовить открытку «Тюльпан» с использованием шаблона и вырезания одинаковых деталей из сложенной бумаги.

Занятие 10(32).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс по командам с теоретическими и практическими заданиями.

Занятие 11(33)

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Беседа о правилах поведения в общественных местах (школа, Центр творчества, театр, кафе и т.д.)

Практическая часть.

Разыграть сценку «В театре».

Модуль «Объемное макетирование».

Занятие 1(34).

Тема: «Готовые формы».

Теоретическая часть.

Использование при конструировании готовых форм – коробок. Умение увидеть в обыкновенной коробке будущий технический объект.

Практическая часть.

Изготовление поделки «Беседка» с использованием коробок.

Занятие 2(35).

Тема: «Способы соединения готовых форм».

Теоретическая часть.

Знакомство с различными способами соединения готовых форм. Соединение путем склеивания (неподвижное соединение).

Практическая часть.

Изготовление поделки «Остановка» с использованием неподвижного соединения.

Занятие 3(36).

Тема: «Геометрические тела».

Теоретическая часть.

Знакомство с понятием «геометрическое тело». Отличие от геометрической фигуры.

Практическая часть.

Разобрать, какие геометрические тела соответствуют геометрическим фигурам.

Занятие 4(37)

Тема: «Мебель».

Теоретическая часть.

Дать определение «мебель», значение в жизни человека. 

Практическая часть.

Изготовление макета кровати.

Занятие 5(38).

Тема: «Мебель».

Теоретическая часть.

Назначение предметов мебели в быту человека.

Практическая часть.

Изготовление макета дивана и кресла.

Занятие 6(39).

Тема: «Такие разные дома».

Теоретическая часть.

Знакомство с видами городской архитектуры, типами домов

Практическая часть.

Экскурсия на улицы города.

Занятие 7(40).

Тема: «Такие разные дома».

Теоретическая часть.

Окно, дверь. Типы, виды, история появления.

Практическая часть.

Изготовление макета одноэтажного дома и оснащение его окнами и дверью.

Занятие 8(41).

Тема: «Архитектура из сказки».

Теоретическая часть.

Архитектура в сказках. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Иллюстрации к сказкам

Практическая часть.

Рисование любимой сказки.

Занятие 9(42).

Тема: «Архитектура из сказки».

Теоретическая часть.

Виды сказочных домиков и дворцов. Декорирование макетов. Техника папье-маше.

Практическая часть.

Изготовление модели баржи.

Занятие 10(43).

Тема: «Архитектура Руси».

Теоретическая часть.

Культура и традиции Руси. Русская изба. «Красный угол»

Практическая часть.

Изготовление эскиза бревенчатого дома.

Занятие 11(44).

Тема: «Архитектура Руси».

Теоретическая часть.

Крепостные сооружения Древней Руси.

Практическая часть.

Выполнение эскиза русской крепости.

Занятие 12(45).

Тема: «Виды макетов».

Теоретическая часть.

Виды макетов: город, здание, техническое сооружение.

Практическая часть.

Изготовление простого макета городской улицы.

Занятие 13(46)

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс – соревнование по командам с выполнением практических и теоретических заданий.

Занятие 14(47).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Участие в мероприятиях Центра творчества.

Практическая часть.

Конкурсы рисунков на заданные темы («Осторожно, дорога», «Пожарная безопасность» и т.д.)

Модуль «Композиции в технике макетирования».

Занятие 1(48).

Тема: «Фронтальная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «фронтальная композиция»

Практическая часть.

Изготовить эскиз фасада школы.

Занятие 2(49).

Тема: «Объемная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «объемная композиция».

Практическая часть.

Изготовление поделок по схемам, предложенным производителями «Конструктора».

Занятие 3(50)

Тема: «Высотная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «высотная композиция», членение на ярусы.

Практическая часть.

Изготовить эскиз амфитеатра.

Занятие 4(51).

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Познакомиться с выразительными возможностями цвета. Оттенки цвета.

Практическая часть.

Создать цвета с помощью смешивания.

Занятие 5(52).

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Познакомиться с сочетанием цветов. Контраст.

Практическая часть.

Раскрашивание рисунка дома.

Занятие 6(53).

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Роль окраса в дизайне.

Практическая часть.

Окрашивание готового макета.

Занятие 7(54).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 8(55).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Проведение прогулок с оздоровительной целью (беседа «Если хочешь быть здоров», «О вреде компьютера» и т.д.)

Практическая часть.

Прогулка.

Модуль «Конструирование из подручных материалов».

Занятие 1(56).

Тема: «Природные и искусственные материалы».

Теоретическая часть.

Природные и искусственные материалы. Определение, основные отличия. Пластмасса, пластилин, древесина, фанера, металл.

Практическая часть.

Изготовить планшет с образцами различных материалов.

Занятие 2(57).

Тема: «Бросовый материал».

Теоретическая часть.

Использование бросового материала. Пластиковые бутылки, различная упаковка, оберточная бумага.

Практическая часть.

Изготовление вазы из пластиковой бутылки и букета из цветов, изготовленных с применением веток деревьев и использованной оберточной бумаги.

Занятие 3(58).

Тема: «Разметка».

Теоретическая часть.

Способы разметки деталей на различных материалах. Использование шаблонов.

Практическая часть.

Изготовление подсвечника из пластиковой бутылки с художественным оформлением с помощью краски из баллончика. Безопасность при работе.

Занятие 4(59).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 5(60).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Спортивные мероприятия на свежем воздухе.

Практическая часть.

Катание с гор «Зимние забавы», эстафета «Веселые старты».

Модуль «Художественное оформление изделий».

Занятие 1(61).

Тема: «Способы оформления макетов».

Теоретическая часть.

Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания.

Практическая часть.

Окрашивание с помощью гуаши поделки «Домик», «Водонапорная башня».

Занятие 2(62).

Тема: «Способы оформления макетов».

Теоретическая часть.

Способ оформления макетов – оклеивание цветной бумагой.

Практическая часть.

Оклеивание цветной бумагой готовых форм – коробок.

Занятие 3(63).

Тема: «Техническая эстетика».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «техническая эстетика». Задачи технической эстетики.

Практическая часть.

Экскурсия на предприятие города.

Занятие 4(64).

Тема: «Цвета в макетировании».

Теоретическая часть.

Познакомиться с основными цветами, используемыми в макетировании.

Практическая часть.

Окрашивание макета.

Занятие 5(65).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 6(66).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

«Огоньки», посвященные праздникам Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Практическая часть.

«Огонек» с чаепитием.

Модуль «Подготовка выставочных работ».

Занятие 1(67).

Тема: «Правила экспозиции выставки».

Теоретическая часть.

Познакомиться с дизайном выставочной композиции.

Практическая часть.

Оформление мини выставки своих работ.

Занятие 2(68).

Тема: «Оформление работ к экспонированию».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «этикетаж». Требования к этикеткам.

Практическая часть.

Подготовить этикетку для готовой работы.

Занятие 3(69).

Тема: «Оформление работ к экспонированию».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятиями «лицевая» и «задняя» часть поделки.

Практическая часть.

Экскурсия на выставку.

Занятие 4(70).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Опрос устный. Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 5(71).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

«Огоньки», посвященные праздникам Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Практическая часть.

«Огонек» с чаепитием.

Заключительное занятие 1(72)

Подведение итогов, награждение лучших по итогам года, участие в итоговой городской выставке технического творчества, знакомство с планами на будущий год. Прощальное чаепитие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Второй  год обучения

Вводное занятие 1(1).

Теоретическая часть.

Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ОТ обучающихся в кабинете.

Практическая часть.

Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

Модуль «Материалы и инструменты.

Основные рабочие операции с бумагой, картоном».

Занятие 1(2).

Тема: «Бумага, виды и свойства».

Теоретическая часть.

Дать общие сведения о бумаге, её видах и свойствах (толщина, цвет, прочность).

Практическая часть.

Изготовить открытку «Мимоза» с использованием чертежной, цветной тонкой бумаги.

Занятие 2(3).

Тема: «Другие материалы, используемые в макетировании».

Теоретическая часть.

Знакомство с различными материалами для макетирования.

Практическая часть.

Изготовление башни из пенопласта.

Занятие 3(4).

Тема: «Инструменты».

Теоретическая часть.

Использование других инструментов для работы с бумагой. Правила безопасности работы. Сгибание бумаги с использованием фальцовки. Проделывание отверстий.

Практическая часть.

Изготовление деталей путем складывания бумаги с использованием шила.

Занятие 4(5).

Тема: «Инструменты».

Теоретическая часть.

Использование других инструментов для работы с бумагой (шило). Правила безопасности работы с шилом. Складывание бумаги с использованием фальцовки с помощью шила. Проделывание отверстий.

Практическая часть.

Изготовление макета автомобиля путем складывания бумаги с использованием шила.

Занятие 5(6).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний путем проведения устного опроса.

Практическая часть.

Самостоятельная работа по выбранной теме.

Занятие 6(7).

Воспитательная работа

Теоретическая часть.

Беседа по правилам поведения за столом (обеденным, за чаепитием и т.д.)

Практическая часть.

Рисование.

Модуль «Материалы для проектирования макета».

Занятие 1(8).

Тема: «Материал, используемый для изготовления рабочих макетов».

Теоретическая часть.

Дать общие сведения о рабочем или предварительном макете. Использование бумаги.

Практическая часть.

Изготовить макет беседки из бумаги.

Занятие 2(9).

Тема: «Материал, используемый для изготовления рабочих макетов».

Теоретическая часть.

Знакомство с различными материалами для макетирования. Макетный пластилин.

Практическая часть.

Изготовление макета с использованием деталей из пластилина.

Занятие 3(10).

Тема: «Материал, используемый для изготовления рабочих макетов».

Теоретическая часть.

Использование других материалов. Шпон. Инструменты для работы со шпоном. Правила безопасности работы.

Практическая часть.

Изготовление деталей макета с использование шпона.

Занятие 4(11).

Тема: «Инструменты для вырезки или насечек циркульных линий».

Теоретическая часть.

Использование циркульного ножа в макетировании. Безопасность при работе.

Практическая часть.

Изготовление насечек разной конфигурации при помощи циркульного ножа.

Занятие 5(12).

Тема: «Инструменты для пригружения и фиксации склеенных деталей».

Теоретическая часть.

Использование грузиков, скотча, булавок. Безопасность при работе.

Практическая часть.

Изготовление детали макета с использованием инструментов для пригружения.

Занятие 6(13).

Тема: «Инструменты для пригружения и фиксации склеенных деталей».

Теоретическая часть.

Использование прижимов и струбцин. Безопасность при работе.

Практическая часть.

Изготовление деталей с использованием прижимов.

Занятие 7(14).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний путем проведения устного опроса.

Практическая часть.

Самостоятельная работа по выбранной теме.

Занятие 8(15).

Воспитательная работа

Теоретическая часть.

Беседа по правилам поведения за столом (обеденным, за чаепитием и т.д.)

Практическая часть.

Рисование.

Модуль «Архитектура в жизни человека».

Занятие 1(16).

Тема: «Архитектура вокруг нас».

Теоретическая часть.

Экскурсия по улицам города с целью изучения архитектурных сооружений, встречающихся на улицах.

Практическая часть.

Обсуждение увиденного, рисование понравившегося объекта.

Модуль «Основы черчения».

Занятие 1(17).

Тема: «Технический рисунок, чертеж, эскиз. Чертежные инструменты».

Теоретическая часть.

Дать понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Знакомство с чертежными инструментами (линейка, рейсшина, циркуль, готовальня, карандаш).

Практическая часть.

Начертить простые линии, отрезки заданной длинны.

Занятие 2(18).

Тема: «Основные линии чертежа. Три вида на чертежах».

Теоретическая часть.

Познакомить с изображением видимого контура – разреза, линии сгиба на чертеже и на шаблоне (прерывистая пунктирная), с изображением на чертежах деталей и шаблонах с местом для склеивания - штриховка.

Практическая часть.

Найти на шаблонах (чертежах) изображение линии разреза, сгиба и склеивания. Изготовить поделку.

Занятие 3(19).

Тема: «Основные линии чертежа. Три вида на чертежах».

Теоретическая часть.

Познакомить с изображением детали в трех видах: вид спереди, сбоку, сверху.

Практическая часть.

Вычертить простую деталь в трех видах.

Занятие 4(20).

Тема: «Основные линии чертежа, Три вида на чертежах».

Теоретическая часть.

Знакомство с ГОСТом. Масштабы, применяемые в чертежах макетов.

Практическая часть.

Изготовить чертеж фасада здания.

Занятие 5(21).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс по командам с теоретическими и практическими заданиями.

Занятие 6(22).

Воспитательная работа

Теоретическая часть.

Экскурсия на городское озеро, знакомство с водоплавающими его обитателями, подкорм лебедей и уток.

Практическая часть.

Конкурс рисунков.

Модуль «Макетирование из плоских деталей».

Занятие 1(23).

Тема: «Геометрические фигуры».

Теоретическая часть.

Дать первоначальное понятие о геометрических фигурах. Детали макета как отдельные геометрические фигуры.

Практическая часть.

Сопоставить детали выбранных технических объектов с геометрическими фигурами (круглое окно-круг, высотка-прямоугольник, домик-квадрат и т.д.). Изготовить плоский макет домика.

Занятие 2(24).

Тема: «Геометрические фигуры».

Теоретическая часть.

Дать определение геометрических фигур (прямоугольник, квадрат, треугольник, трапеция, круг, овал).

Практическая часть.

Вырезать квадрат и прямоугольник без помощи шаблонов. Изготовить плоский макет высотного здания.

Занятие 3(25).

Тема: «Контур и силуэт».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «контур, силуэт». Контурное макетирование.

Практическая часть.

Изготовление контурного макета здания.

Занятие 4(26).

Тема: «Контур и силуэт».

Теоретическая часть.

Вырезание одинаковых деталей с помощью сложенной в несколько раз бумаги.

Практическая часть.

Изготовить открытку «Тюльпан» с использованием шаблона и вырезания одинаковых деталей из сложенной бумаги.

Занятие 5(27).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс по командам с теоретическими и практическими заданиями.

Занятие 6(28).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Беседа о правилах поведения в общественных местах (школа, Центр творчества, театр, кафе и т.д.)

Практическая часть.

Разыграть сценку «В театре».

Модуль «Объемное макетирование».

Занятие 1(29).

Тема: «Геометрические тела».

Теоретическая часть.

Знакомство с понятием «геометрическое тело». Отличие от геометрической фигуры.

Практическая часть.

Разобрать, какие геометрические тела соответствуют геометрическим фигурам.

Занятие 2(30).

Тема: «Геометрические тела».

Теоретическая часть.

Знакомство с простыми геометрическими телами. Использование разверток для изготовления тел. Дать определение «Куб», «Призма».

Практическая часть.

Изготовить нижнюю часть домика куб с использованием развертки.

Занятие 3(31).

Тема: «Геометрические тела».

Теоретическая часть.

Понятие геометрического тела «Конус», «Цилиндр».

Практическая часть.

Изготовить крышу поделки «Водонапорная башня».

Занятие 4(32).

Тема: «Геометрические тела».

Теоретическая часть.

Знакомство с более сложными геометрическими телами: пирамида, параллелограмм, шестигранная призма, и с основными элементами геометрических тел: основание, вершина, боковая грань.

Практическая часть.

Разобрать на примере ранее изготовленных «Домика» и «Водонапорной башни» основные элементы. Игры с поделками.

Занятие 5(33)

Тема: «Такие разные дома»».

Теоретическая часть.

Знакомство с видами городской архитектуры, типами домов

Практическая часть.

Экскурсия на улицы города.

Занятие 6(34).

Тема: «Такие разные дома»».

Теоретическая часть.

Знакомство с небоскребами. Способы изготовления высотных домов.

Практическая часть.

Изготовить высотный дом.

Занятие 7(35).

Тема: «Такие разные дома».

Теоретическая часть.

Знакомство с ландшафтной архитектурой, история появления, способы.

Практическая часть.

Оформление пространства макета дома.

Занятие 8(36).

Тема: «Архитектура из сказки».

Теоретическая часть.

Архитектура в сказках. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Иллюстрации к сказкам

Практическая часть.

Рисование любимой сказки.

Занятие 9(37).

Тема: «Архитектура из сказки».

Теоретическая часть.

Виды сказочных домиков и дворцов. Декорирование макетов. Техника папье-маше.

Практическая часть.

Изготовление макета избы бабы-Яги.

Занятие 10(38).

Тема: «Архитектура из сказки».

Практическая часть.

Изготовление открытки с использованием приемов бумагопластики.

Занятие 11(39).

Тема: «Архитектура Руси».

Теоретическая часть.

Культура и традиции Руси. Русская изба. «Красный угол»

Практическая часть.

Изготовление эскиза бревенчатого дома.

Занятие 12(40).

Тема: «Архитектура Руси».

Теоретическая часть.

Крепостные сооружения Древней Руси.

Практическая часть.

Выполнение эскиза русской крепости.

Занятие 13(41).

Тема: «Архитектура Руси».

Практическая часть.

Выполнение макета русской крепости.

Занятие 14(42).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс – соревнование по командам с выполнением практических и теоретических заданий.

Занятие 15(43).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Участие в мероприятиях Центра творчества.

Практическая часть.

Конкурсы рисунков на заданные темы («Осторожно, дорога», «Пожарная безопасность» и т.д.)

Модуль «Композиции в технике макетирования».

Занятие 1 (44).

Тема: «Фронтальная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «фронтальная композиция»

Практическая часть.

Изготовить эскиз фасада школы.

Занятие 2(45).

Тема: «Объемная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомится с понятием «объемная композиция».

Практическая часть.

Изготовление эскиза объемного макета здания.

Занятие 3(46)

Тема: «Объемная композиция».

Практическая часть.

Изготовление объемного макета здания.

Занятие 4(47).

Тема: «Высотная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «высотная композиция», членение на ярусы.

Практическая часть.

Изготовить эскиз амфитеатра.

Занятие 5(48).

Тема: «Высотная композиция».

Практическая часть.

Изготовление макета амфитеатра.

Занятие 6(49).

Тема: «Высотная композиция».

Практическая часть.

Изготовление макета амфитеатра.

Занятие 7(50)

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Познакомится с выразительными возможностями цвета. Оттенки цвета.

Практическая часть.

Создать цвета с помощью смешивания.

Занятие 8(51).

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Познакомиться с сочетанием цветов. Контраст.

Практическая часть.

Раскрашивание рисунка дома.

Занятие 9(52).

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Роль окраса в дизайне.

Практическая часть.

Окрашивание готового макета.

Занятие 10(53).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 11(54).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Проведение прогулок с оздоровительной целью (беседа «Если хочешь быть здоров», «О вреде компьютера» и т.д.)

Практическая часть.

Прогулка.

Модуль «Макетирование из фанеры».

Занятие 1(55).

Тема: «Инструменты и материалы».

Теоретическая часть.

Знакомство с техникой выпиливания из фанеры, инструментами и материалами. Безопасность при работе с лобзиком и при обработке фанеры.

Практическая часть.

Выпилить простое изображение, заданное педагогом (заранее нанесенное на фанеру).

Занятие 2(56).

Тема: «Разметка».

Теоретическая часть.

Перенос изображения на фанеру при помощи копировальной бумаги, кальки.

Практическая часть.

Перенести выбранное изображение на фанеру при помощи копировальной бумаги, выпилить.

Занятие 3(57).

Тема: «Чистовая обработка».

Теоретическая часть.

Чистовая обработка выпиленной поделки. Наждачная бумага.

Практическая часть.

Обработать под покраску выпиленной поделки.

Занятие 4(58).

Тема: «Окрашивание, лакирование».

Теоретическая часть.

Окрашивание изделий из фанеры гуашью.

Практическая часть.

Раскрасить подготовленную поделку.

Занятие 5(59).

Тема: «Окрашивание, лакирование».

Теоретическая часть.

Лак. Свойства лака. Безопасность при работе с лаком и лакокрасочными изделиями.

Практическая часть.

Покрыть изделие лаком.

Занятие 6(60).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний, устный опрос.

Практическая часть.

Самостоятельная работа по выбранной тематике.

Модуль «Художественное оформление изделий».

Занятие 1(61).

Тема: «Способы оформления макетов».

Теоретическая часть.

Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания.

Практическая часть.

Окрашивание с помощью гуаши поделки «Домик», «Водонапорная башня».

Занятие 2(62).

Тема: «Способы оформления макетов».

Теоретическая часть.

Способ оформления поделок – оклеивание цветной бумагой.

Практическая часть.

Оклеивание цветной бумагой готовых форм – коробок.

Занятие 3(63).

Тема: «Техническая эстетика».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «техническая эстетика». Задачи технической эстетики.

Практическая часть.

Экскурсия на предприятие города.

Занятие 4(64).

Тема: «Цвета в макетировании».

Теоретическая часть.

Способ оформления поделок – оклеивание цветной бумагой.

Практическая часть.

Оклеивание цветной бумагой готовых форм – коробок.

Занятие 5(65).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 6(66).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

«Огоньки», посвященные праздникам Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Практическая часть.

«Огонек» с чаепитием.

Модуль «Подготовка выставочных работ».

Занятие 1(67).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 2(68).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 3(69).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 4(70).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 5(71).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

«Огоньки», посвященные праздникам Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Практическая часть.

«Огонек» с чаепитием.

Заключительное занятие 1(72)

Подведение итогов, награждение лучших по итогам года, участие в итоговой городской выставке технического творчества, знакомство с планами на будущий год. Прощальное чаепитие.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Третий  год обучения

Вводное занятие 1(1).

Теоретическая часть.

Порядок и содержание занятий, демонстрация готовых поделок (образцов). Правила поведения и ОТ обучающихся в кабинете.

Практическая часть.

Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

Модуль «Архитектура в жизни человека»

Занятие 1(2).

Тема: «Архитектура вокруг нас».

Теоретическая часть.

Экскурсия по улицам города с целью изучения архитектурных сооружений, встречающихся на улицах.

Практическая часть.

Обсуждение увиденного, рисование понравившегося объекта.

Модуль «Основы черчения».

Занятие 1(3).

Тема: «Технический рисунок, чертеж, эскиз. Чертежные инструменты».

Теоретическая часть.

Дать понятие о техническом рисунке, чертеже, эскизе. Знакомство с чертежными инструментами (линейка, рейсшина, циркуль, готовальня, карандаш).

Практическая часть.

Начертить простые линии, отрезки заданной длинны.

Занятие 2(4).

Тема: «Построение чертежа детали».

Теоретическая часть.

Познакомиться с приемами построения простых геометрических фигур.

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием геометрических фигур.

Занятие 3(5).

Тема: «Построение чертежа детали».

Теоретическая часть.

Познакомиться с приемами построения сложных деталей.

Практическая часть.

Изготовить поделку с использованием более сложных геометрических фигур.

Занятие 4(6).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс по командам с теоретическими и практическими заданиями.

Занятие 5(7).

Воспитательная работа

Теоретическая часть.

Экскурсия на городское озеро, знакомство с водоплавающими его обитателями, подкорм лебедей и уток.

Практическая часть.

Конкурс рисунков.

Модуль «Объемное макетирование».

Занятие 1(8)

Тема: «Такие разные дома»».

Теоретическая часть.

Знакомство с видами городской архитектуры, типами домов

Практическая часть.

Экскурсия на улицы города.

Занятие 2(9).

Тема: «Такие разные дома»».

Теоретическая часть.

Знакомство с небоскребами. Способы изготовления высотных домов.

Практическая часть.

Изготовить высотный дом.

Занятие 3(10).

Тема: «Такие разные дома».

Теоретическая часть.

Знакомство с ландшафтной архитектурой, история появления, способы.

Практическая часть.

Оформление пространства макета дома.

Занятие 4(11).

Тема: «Такие разные дома».

Практическая часть.

Изготовление макета части города с высотными домами.

Занятие 5(12).

Тема: «Такие разные дома».

Практическая часть.

Изготовление макета части города с высотными домами.

Занятие 6(13).

Тема: «Такие разные дома».

Практическая часть.

Изготовление макета части города с высотными домами.

Занятие 7(14).

Тема: «Такие разные дома».

Практическая часть.

Изготовление макета части города с высотными домами.

Занятие 8(15).

Тема: «Такие разные дома».

Практическая часть.

Изготовление макета части города с высотными домами.

Занятие 9(16).

Тема: «Архитектура из сказки».

Теоретическая часть.

Архитектура в сказках. Знакомство с художниками-иллюстраторами. Иллюстрации к сказкам

Практическая часть.

Рисование любимой сказки.

Занятие 10(17).

Тема: «Архитектура из сказки».

Теоретическая часть.

Виды сказочных домиков и дворцов. Декорирование макетов. Техника папье-маше.

Практическая часть.

Изготовление макета избы бабы-Яги.

Занятие 11(18).

Тема: «Архитектура из сказки».

Практическая часть.

Изготовление макета сказочного города.

Занятие 12(19).

Тема: «Архитектура из сказки».

Практическая часть.

Изготовление макета сказочного города.

Занятие 13(20).

Тема: «Архитектура из сказки».

Практическая часть.

Изготовление макета сказочного города.

Занятие 14(21).

Тема: «Архитектура Руси».

Теоретическая часть.

Культура и традиции Руси. Русская изба. «Красный угол»

Практическая часть.

Изготовление эскиза бревенчатого дома.

Занятие 15(22).

Тема: «Архитектура Руси».

Теоретическая часть.

Крепостные сооружения Древней Руси.

Практическая часть.

Выполнение эскиза русской крепости.

Занятие 16(23).

Тема: «Архитектура Руси».

Практическая часть.

Выполнение макета русской крепости.

Занятие 17(24).

Тема: «Архитектура Руси».

Практическая часть.

Выполнение макета русской крепости.

Занятие 18(25).

Тема: «Архитектура Руси».

Практическая часть.

Выполнение макета русской крепости.

Занятие 19(26).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний.

Практическая часть.

Конкурс – соревнование по командам с выполнением практических и теоретических заданий.

Занятие 20(27).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Участие в мероприятиях Центра творчества.

Практическая часть.

Конкурсы рисунков на заданные темы («Осторожно, дорога», «Пожарная безопасность» и т.д.)

Модуль «Композиции в технике макетирования».

Занятие 1 (28).

Тема: «Фронтальная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «фронтальная композиция»

Практическая часть.

Изготовить эскиз фасада школы.

Занятие 2(29).

Тема: «Фронтальная композиция».

Практическая часть.

Изготовление макета фасада школы.

Занятие 3(30)

Тема: «Объемная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «объемная композиция».

Практическая часть.

Изготовление эскиза объемного макета здания.

Занятие 4(31).

Тема: «Объемная композиция».

Практическая часть.

Изготовление объемного макета здания.

Занятие 5(32).

Тема: «Высотная композиция».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «высотная композиция», членение на ярусы.

Практическая часть.

Изготовить эскиз амфитеатра.

Занятие 6(33).

Тема: «Высотная композиция».

Практическая часть.

Изготовление макета амфитеатра.

Занятие 7(34)

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Познакомиться с выразительными возможностями цвета. Оттенки цвета.

Практическая часть.

Создать цвета с помощью смешивания.

Занятие 8(35).

Тема: «Цвет в макетировании».

Теоретическая часть.

Роль окраса в дизайне.

Практическая часть.

Окрашивание готового макета.

Занятие 9(36).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 10(37).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Проведение прогулок с оздоровительной целью (беседа «Если хочешь быть здоров», «О вреде компьютера» и т.д.)

Практическая часть.

Прогулка.

Модуль «Макетирование из фанеры».

Занятие 1(38).

Тема: «Инструменты и материалы».

Теоретическая часть.

Знакомство с техникой выпиливания из фанеры, инструментами и материалами. Безопасность при работе с лобзиком и при обработке фанеры.

Практическая часть.

Выпилить простое изображение, заданное педагогом (заранее нанесенное на фанеру).

Занятие 2(39).

Тема: «Разметка».

Теоретическая часть.

Перенос изображения на фанеру при помощи копировальной бумаги, кальки.

Практическая часть.

Перенести выбранное изображение на фанеру при помощи копировальной бумаги, выпилить.

Занятие 3(40).

Тема: «Чистовая обработка».

Теоретическая часть.

Чистовая обработка выпиленной поделки. Наждачная бумага.

Практическая часть.

Обработать под покраску выпиленной поделки.

Занятие 4(41).

Тема: «Окрашивание, лакирование».

Теоретическая часть.

Окрашивание изделий из фанеры гуашью.

Практическая часть.

Раскрасить подготовленную поделку.

Занятие 5(42).

Тема: «Соединения отдельных деталей».

Теоретическая часть.

Познакомиться со способами соединения деталей из фанеры. Склеивание.

Практическая часть.

Изготовление макета домика.

Занятие 6(43).

Тема: «Соединения отдельных деталей».

Теоретическая часть.

Познакомиться со способами соединения деталей из фанеры. Соединение при помощи «заклепок».

Практическая часть.

Изготовление шкатулки.

Занятие 7(44).

Тема: «Предметы быта».

Теоретическая часть.

Знакомство с понятием «предметы быта». Кухонные предметы быта.

Практическая часть.

Изготовление разделочной доски.

Занятие 8(45).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Закрепление полученных знаний, устный опрос.

Практическая часть.

Самостоятельная работа по выбранной тематике.

Занятие 9(46).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

Проведение прогулок с оздоровительной целью (беседа «Если хочешь быть здоров», «О вреде компьютера» и т.д.)

Практическая часть.

Прогулка.

Модуль «Художественное оформление макетов».

Занятие 1(47).

Тема: «Способы оформления макетов».

Теоретическая часть.

Способы художественного оформления готовых поделок. Окрашивание. Знакомство с видами красок, используемых для окрашивания.

Практическая часть.

Окрашивание с помощью гуаши поделки «Домик», «Водонапорная башня».

Занятие 2(48).

Тема: «Способы оформления макетов».

Теоретическая часть.

Способ оформления поделок – оклеивание цветной бумагой.

Практическая часть.

Оклеивание цветной бумагой готовых форм – коробок.

Занятие 3(49).

Тема: «Техническая эстетика».

Теоретическая часть.

Познакомиться с понятием «техническая эстетика». Задачи технической эстетики.

Практическая часть.

Экскурсия на предприятие города.

Занятие 4(50).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 5(51).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

«Огоньки», посвященные праздникам Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Практическая часть.

«Огонек» с чаепитием.

Модуль «Подготовка выставочных работ».

Занятие 1(52).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 2(53).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 3(54).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 4(55).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 5(56).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 6(57).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 7(58).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 8(59).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 9(60).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 10(61).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 11(62).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 12(63).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 13(64).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 14(65).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 15(66).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 16(67).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 17(68).

Тема: «Подготовка выставочных работ».

Практическая часть.

Подготовка выставочных макетов по выбранной самостоятельно тематике.

Занятие 18(69).

Тема: «Промежуточная аттестация».

Теоретическая часть.

Свободная тема. Работа самостоятельная.

Практическая часть.

Изготовить поделку по собственному замыслу.

Занятие 19(70).

Воспитательная работа.

Теоретическая часть.

«Огоньки», посвященные праздникам Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Практическая часть.

«Огонек» с чаепитием.

Занятие 20(71).

Тема: «Итоговая аттестация».

Теоретическая часть.

Устный опрос, итоговая выставка.

Заключительное занятие 1(72)

Подведение итогов, награждение лучших по итогам года, участие в итоговой выставке технического творчества.

Методическое обеспечение

№ п/п

Модуль или тема программы

Форма занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал по теме

Формы подведения итогов, оценочные материалы

1.

Вводное занятие

Беседа,

игра – знакомство, практичес-кие занятия

Беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационный метод,

практические задания.

Готовые поделки (образцы). Правила поведения и ОТ обучающихся в кабинете.

Изготовление поделок на свободную тему с целью выявления умений, навыков и интересов учащихся. Игры с поделками.

2.

Материалы и инструменты. Основные рабочие операции с бумагой, картоном

Беседа, учебные занятия, практичес-кие занятия, творческая – мастерская.

Беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационный метод,

практические задания.

«Бумага (история возникновения, виды бумаги)». Цветные и простые карандаши, акварель, кисти, клей ПВА, ножницы. Бумага (белая и цветная), картон.

Контрольное рисование, аппликация.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения.

3.

Материалы для проектирова-ния макета.

Беседа, практические занятия.

Беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационный метод,

практические задания.

Образцы материалов,

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, опрос по карточкам

4.

Архитектура  в жизни человека        

Беседа, практичес-кие занятия.

Беседа, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Карточки с изображением архитектурных сооружений,

самостоятельный выбор материалов

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, оценка и самооценка результатов деятельности

5.

Основы черчения

Беседа, учебные занятия, практичес-кие занятия, творческая – мастерская.

Беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационный метод,

практические задания.

Альбом с чертежами, карточки с изображением чертежного инструмента.

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы).

Бумага (белая и цветная), картон.

Контрольное черчение, аппликация.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения.

6.

Макетирова-ние из плоских деталей

Беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Рассказ, беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы)

технологические карты.

Цветные и простые карандаши, акварель, кисти,

клей ПВА, ножницы

бумага (белая и цветная), картон.

Контрольное рисование, аппликация.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, выставка коллективных работ: оценка и самооценка результатов деятельности опрос по карточкам,

7.

Объемное макетирование

Беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Рассказ, беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы)

технологические карты.

Цветные и простые карандаши, акварель, кисти,

клей ПВА, ножницы

бумага (белая и цветная), картон.

Контрольное рисование, аппликация.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, выставка работ: оценка и самооценка результатов деятельности, опрос по карточкам

8.

Композиции в технике макетирования

Беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Рассказ, беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Образцы, фотографии, картинки

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, выставка коллективных работ: оценка и самооценка результатов деятельности, опрос по карточкам

9.

Макетирова-ние из подручных материалов

Беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Рассказ, беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы)

технологические карты.

Бросовый материал, кисти, клей ПВА, «Момент», ножницы

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, выставка коллективных работ: оценка и самооценка результатов деятельности.

10.

Макетирова-ние из фанеры. Выпиливание

Беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Рассказ, беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы)

технологические карты.

лобзики, кисти, гуашь.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, выставка индивидуальных работ: оценка и самооценка результатов деятельности, опрос по карточкам.

13.

Художествен-ное оформление макетов

Беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Рассказ, беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационные,

частично – поисковый метод, практические задания, самооценка результатов деятельности.

Альбом с фотографиями «Гжель», «Хохлома».

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы)

технологические карты.

Цветные и простые карандаши, акварель, кисти, гуашь, клей ПВА, ножницы.

Контрольное рисование, аппликация.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения, выставка коллективных работ: оценка и самооценка результатов деятельности

14.

Подготовка выставочных работ.

Экскурсия, беседа, учебные занятия, практические занятия, творческая – мастерская.

Беседа, наглядные методы, иллюстративно – демонстрационный метод,

практические задания.

Альбомы с фотографиями:

«Необычные дома», «Окна», «Двери», «Небоскребы», «Ландшафтная архитектура».

Образцы работ педагога,

раздаточный материал, (шаблоны, схемы)

технологические карты.

Цветные и простые карандаши, акварель, кисти, клей ПВА, ножницы.

Контрольное рисование, аппликация.

Оценка результатов деятельности методом наблюдения.

17.

Заключитель-ное занятие

Беседа, свободное общение за круглым столом (чаепитие), планирование деятельности на следующий год

Беседа, наглядные методы

Сервировка стола для чаепития,

Выставка

Литература

1. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: обучение школьников технике аппликации и коллажа: методическое пособие. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2002. - 128 с.

2. Калмыкова Н.В., Максимова И.А. Макетирование из бумаги и кар тона. Учебное пособие.  М.: Книжный дом «Университет», 2000. – 208 с.

3. Лазарев А.Г., Лазарева Е.В. Ландшафтная архитектура. Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 146 с.

4. Одноралов Н.В. Скульптура и скульптурные материалы. М.: Изобразительное искусство, 2002. – 69 с.

5. Уроки детского творчества./ под ред. Г.Дюмина. М.: Внешсигма, АСТ, 2000.-191 с.