МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий»
Dовлечение учащихся в творческую деятельность посредством комплексного подхода к развитию и обучению, направленную на формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению, является главой целью программы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ПОИСК»
МОДУЛЬНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Интеграция художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий»
Срок реализации:9 месяцев
Возраст обучающихся:7 - 17 лет
Направленность: техническая
Утверждена методическим советом «29» мая 2017г. Протокол №4 Председатель:______И.А.Шейфер-Грушко | Автор-составитель: педагог дополнительного образования Ежелев Владислав Васильевич |
г.Нефтеюганск,
2017г.
Пояснительная записка
Искусство художественной обработки древесины, резьба по дереву – древнейшее, увлекательнейшее занятие, содействующее развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, раскрывающее творческий потенциал личности, вносящее вклад в процесс формирования эстетической культуры ребенка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественной обработки древесины, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание что-то создавать своими руками.
Художественное творчество в обработке древесины пробуждает у учащихся любовь и уважение к культуре своего народа.
Работа с деревом благотворно влияет на психику человека, а также развивает его эстетические чувства, способствует закреплению традиционных, культурно – нравственных ценностей, подвергающихся серьезной эрозии в современном обществе.
Дополнительная общеобразовательная программа разработана в соответствии с Федеральным Законом от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013г. №1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей», письмом Минобрнауки РФ от 11.12.2006г. №06-1844 «О Примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
Направленность программы – техническая.
Программа направлена наприобщение городских детей к истокам народного искусства, его традициям; предполагает их ознакомление с целостным миром резьбы по дереву в различных ее проявлениях и видах. Занятия помогут понять культурно-исторический смысл и ценность произведений художественной резьбы, ее специфику как особого вида творчества, формы бытования и развития. Благодаря занятиям по данной программе создаются условия для развития художественно-трудового творчества детей, решаются художественно-конструкторские задачи разного типа на основе творческих принципов народного искусства, а также формируются специальные политехнические знания, различные умения и навыки. Все это позволит освоить традиционные приемы художественной обработки дерева, а также сориентировать учащихся на ряд профессий, связанных с художественным и производственным дизайном.
При составлении программы учитывались традиции художественной резьбы по дереву таких известных центров народного декоративного искусства, как Архангельская, Вологодская, Кировская, Нижегородская, Московская, а также искусство художественной обработки дерева в Карелии, республике Коми, Башкортостане, Мордовии, республике Марий Эл, Якутии и др. Программа ставит одной из целей познакомить учащихся с наследием художественной обработки дерева в каждом районе промысла.
В процессе решения творческих задач учащиеся получают знания по технологии изготовления резных изделий из дерева, их отделке, сведения об инструментах для резьбы, основам композиции и дизайна и выполнения их на компьютере.
Новизна программы заключается в интеграции художественной обработки дерева и компьютерного проектирования изделий, что позволяет в комплексе решать художественные, проектно-конструкторские и технологические задачи, а также служит эффективным средством изучения и сравнения культурного наследия различных стран, знакомства с лучшими образцами декоративного искусства и народного творчества.
Чтобы показать наглядно свои идеи, используются компьютерные графические программы. На занятиях с помощью инструментов графического редактора воспитанники объединения решают творческие задачи, изучают основы изобразительного искусства, что способствует, учащимся, не умеющим рисовать, создавать эскизы своих будущих изделий на достаточно высоком уровне исполнения.
Уже на первом занятии ребенок свободно создает композицию из объемных геометрических тел. Затем данные геометрические тела путем трансформации и некоторого редактирования видоизменяются, принимая форму простых стилизованных образов, которые легко узнаваемы (животные, предметы быта). В дальнейшем задачи усложняются, но инструменты, которыми пользуются учащиеся, остаются теми же. Готовые эскизы распечатываются и переносятся на материал.
Актуальность программы
Воспитание личности невозможно в отрыве от национальной культуры и народных традиций. Очевидно, что без обращения к традиционным культурным ценностям, без знания своих корней трудно воспитать настоящего человека - образованную личность с серьезными духовными запросами, и уже на школьной скамье имеющей сформированные потребности и, в целом, подготовленной к большой жизни. Эти задачи наиболее актуальны сегодня, в современном мире.
Народное искусство - это глубочайшая связь поколений, сумма конкретных знаний и отработанных приемов ремесла. От деда к внуку, от отца к сыну передавалось мастерство. На протяжении веков вырабатывались особые приемы выбора, подготовки материала, а, в конечном итоге, и технологии изготовления изделия. Мастерство накапливалось и оттачивалось. Эти традиции живут и сегодня в сохранившихся художественных промыслах - наследниках традиционного искусства.
Цель программы:вовлечение учащихся в творческую деятельность посредством комплексного подхода к развитию и обучению, направленную на формирование готовности к социальному и профессиональному самоопределению.
Задачи
Воспитательные:
1.Воспитывать нравственные качества детей: уважительное отношение к истории, традициям, культуре народов России, его творческому и духовному наследию.
2.Воспитать трудолюбие, терпение, аккуратность, общительность, толерантность.
3.Воспитать интерес к работе, бережное отношение к оборудованию, материалам, инструментам.
Развивающие:
1.Развить способности учащихся видеть многообразное богатство окружающего мира и отображать его в своих произведениях.
2.Развивать творческие способности детей, художественный вкус.
3.Развивать познавательный интерес к исследовательской деятельности.
Обучающие:
1.Сформировать знания о видах народного декоративно-прикладного творчества, связанных с созданием целостного, гармоничного мира человека.
2.Сформировать знания об истоках, специфике и истории развития резьбы по дереву.
3.Обучить знаниям приемов создания различных изделий, выполненных в различных техниках, а также выполнения проектной, конструкторской документации с помощью компьютерных программ.
4.Обучить планировать, вести исследовательскую деятельность, создавать собственные творческие проекты.
Возраст учащихся:от7 до 17 лет.
Сроки реализации программы:9 месяцев.
Формы и режим занятий
Основная форма обучения – групповое занятие, во время которого применяются коллективные методы работы.Минимальное количество учащихся в группе - 6, максимальное - 10.
Планируемые результаты Программы
Учащиеся узнают:
- правила техники безопасности;
- что такое резьба по дереву, история возникновения;
- правила пользования ПК;
- виды искусств и виды резьбы по дереву;
- различные графические редакторы;
- что такое фольклор, обряды и народные праздники;
- об истории древних культур;
- понятия – объем, масса, образ, рельеф, композиция.
Учащиеся научатся:
- пользоваться графическими редакторами при проектировании
художественных изделий из дерева,
- вырезать простые орнаментальные композиции;
- пользоваться различными инструментами для обработки древесины;
- декорировать резьбой готовые изделия;
- создавать простые композиции с помощью компьютерных программ;
Периодичность оценки результатов Программы
Для оценки уровня освоения дополнительной общеобразовательной программы проводится посредством текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.
Текущий контроль выявляет степень сформированности практических умений и навыков учащихся в выбранном ими виде деятельности. Текущий контроль может проводиться в форме наблюдения, индивидуального собеседования, групповой беседы, опроса. Текущий контроль осуществляется без фиксации результатов.
По завершению каждого модуля дополнительной общеобразовательной программы проводится аттестация, которая проводится в следующих формах:тестирование, доклад, защита творческих работ и проектов.
По качеству освоения программного материала выделены следующие уровни знаний, умений и навыков:
- высокий – программный материал усвоен обучающимся полностью, воспитанник имеет высокие достижения;
- средний– усвоение программы в полном объеме, при наличии несущественных ошибок;
- ниже среднего – усвоение программы в неполном объеме, допускает существенные ошибки в теоретических и практических заданиях; участвует в конкурсах на уровне коллектива.
Важным условием программы является то, что учащиеся, прошедшие курс обучения по программе 1 модуля, переходят на обучение по программе 2 модуля.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов | Из них | |
Теория | Практика | |||
1 модуль «Приемы использования инструментов и материалов» | ||||
1 | Введение. Графические редакторы. | 8 | 2 | 6 |
2 | Основные виды резьбы по дереву. | 6 | 2 | 4 |
3 | Плосковыямчатая резьба. Приемы резьбы. | 8 | 2 | 6 |
4 | Контурная резьба. Приемы резьбы. | 20 | 4 | 16 |
5 | Геометрическая резьба. Приемы резьбы. | 20 | 2 | 18 |
Аттестация | 2 | 2 | ||
Всего часов | 64 | 14 | 50 | |
2 модуль «Основы проектирования» | ||||
6 | Разработка эскиза. Изготовление в материале. | 24 | 4 | 20 |
7 | Декоративная резьба. Проектирование. | 24 | 4 | 20 |
8 | Коллективная работа по замыслу детей. | 28 | 4 | 24 |
Аттестация | 2 | 2 | ||
Итоговое занятие. | 2 | 2 | ||
Всего часов | 80 | 14 | 66 | |
Итого | 144 | 28 | 116 |
Содержание программы
1 модуль
«Приемы использования инструментов и материалов»
Тема 1.Вводное занятие.Графические редакторы.
Что такое художественная обработка дерева. Беседа о декоративном искусстве, его видах: резьба и роспись по дереву, вышивка, керамика. Художественная обработка кости, металла, камня, лаковая миниатюра. Профессия краснодеревщик. Инструменты, используемые для выполнения резьбы по дереву. Разнообразие приемов выполнения резьбы. Рабочее место резчика по дереву и его оборудование. Техника безопасности при резьбе. Знакомство с графическим редактором. Способы разработки художественных изделий и проектной документации к ним. Приемы оформления.
Практические занятия.
Работа с литературой по ДПИ, сравнение и анализ изделий и иллюстраций с геометрической резьбой. Определение художественных и технологических особенностей. Знакомство с устройством ПК.
Тема 2. Основные виды резьбы по дереву.
Знакомство с творчеством резчиков по дереву русского Севера, Поволжья, Богородска, Хотькова. Образцы изделий. Знакомство с историей возникновения художественной обработки дерева. Создание самостоятельных композиций на компьютере, с помощью графического редактора. Знакомство с разделом народного декоративного искусства. Изучение возможностей графического редактора. Рабочее место дизайнера.
Практические занятия.
Изучение узоров и орнаментов. Художественные особенности и технические приемы резьбы. Приемы работы с графическим редактором.
Тема 3. Плосковыямчатая резьба. Приемы резьбы.
Основные сведения о древесине и ее свойствах. Знакомство с природной текстурой древесины, значение ее при создании резьбы. Физические и механические свойства древесины. Изучение текстурных компоновок на компьютере. Знакомство с техникой плосковыямчатой резьбы. Эскизы на заданную тему в технике плосковыямчатой резьбы. Панель инструментов и их возможности в различных компьютерных программах. Инструменты для плосковыямчатой резьбы.
Практические занятия.
Выполнение композиций с помощью графического редактора, с учетом текстурных особенностей. Использование в композициях элементов в зависимости от породы древесины. Упражнения в технике плосковыямчатой резьбы. Резьба не сложных композиций.
Тема 4. Контурная резьба.Приемы резьбы.
Знакомство с техникой контурной резьбы. Упражнения в данной технике. Исторический анонс проведения народных праздников. Готовые шаблоны, используемые в компьютерных программах. Эскизы на тему праздника в технике контурной резьбы. Панель инструментов и их возможности в различных компьютерных программах.
Практические занятия.
Создание виртуальных композиций на растительную тематику. Изучение новых приемов в графическом редакторе. Исполнение не сложных композиций в технике контурной резьбы на заданную тему.
Тема 5. Геометрическая резьба. Приемы резьбы.
Знакомство с техникой геометрической резьбы и образцами работ выполненных в этой технике. Показ фото и иллюстраций с помощью просмотровой компьютерной программы. Инструменты для резьбы по дереву. Правила безопасности при работе с инструментами для резьбы. Приемы резьбы: параллельные линии, «шашечки», «сетки».
Практические занятия.
Создание композиций на компьютере, для геометрической резьбы. Исполнение не сложных композиций в технике контурной резьбы на заданную тему
2 модуль
«Основы проектирования»
Тема 6. Разработка эскиза. Изготовление в материале.
Экскурс в историю различных древних культур с изучением художественных особенностей исполнения декоративно-прикладных изделий. Демонстрация образцов изделий выполненных в различных техниках резьбы по дереву. Правила техники безопасности при столярных работах.
Практические занятия.
Создание композиций на компьютере для геометрической резьбы на исторические сюжеты, выполнение их в материале.
Тема 7. Декоративная резьба. Проектирование.
Примеры использования резьбы по дереву в каждом виде искусства (театр, балет, изо, архитектура и др.). Образцы работ. Подборка, по заданию, фото и иллюстраций на цифровом носителе. Выполнение декоративных элементов орнамента на изделиях. Выполнение несложных орнаментальных композиций на разделочных досках, крышках коробочек и пеналов, вазах и др. изделиях.
Практические занятия.
Проектирование изделия с помощью графического редактора. Изготовление изделия с декоративной резьбой.
Тема 8. Коллективная работа по замыслу детей.
Жанры в художественной резьбе. Создание отдельных композиций как части единого художественного замысла, имеющих общую стилистическую направленность. Отделка готовых изделий. Знакомство с основными видами отделки художественных изделий. Шлифование, морение, травление, вощение, лакирование, полирование.
Практические занятия.
Исполнение в материале изделия на анималистическую тему. Разработка совместной композиции. Тема «Зоопарк». Исполнение коллективной работы.
Методическое обеспечение
Для освоения программы важна образовательная среда, в основе которой лежит доверие детей к педагогу, воздействие его личностного примера человеческих и творческих качеств. Поощрение и поддержка творческой инициативы детей являются основополагающими в раскрытии детских способностей и их творческой реализации.
Реализация программы достигается с помощью различных методов, технологий и форм обучения с соблюдением возрастных особенностей детей.
Основное место в освоении учащимися знаний и умений отводится практическому методу, направленное, прежде всего, на непосредственное познание действительности. Так, на первоначальном этапе обучения могут применяться подготовительные упражнения по выработке правильной рабочей позы, умению держать инструмент, по координации движений. По мере углубления учащихся в работу следует приучать их самостоятельно анализировать ее ход и проводить необходимую корректировку.
Отдельно следует сказать о проектном методе, связанном с планированием и осуществлением определенной практической деятельности. Это чаще всего связано с работой над выбранным самим учащимся изделием. Для этого потребуются значительные затраты учебного времени, поскольку предполагает максимум самостоятельности и активности самого школьника. Но зато приобретаемые при этом знания и умения носят более осознанный характер. Основой метода является развитие познавательных навыков обучаемых, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, в тоже время этот метод нацелен на развитие и критического мышления. Метод проектов предполагает разрешение некоторой проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных подходов, средств обучения, а с другой, – интегрирование знаний и умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей искусства и культуры.
Для успешной реализации образовательной программы на занятиях применяются следующие педагогические технологии:
1.компьютерные технологии;
2.игровые технологии.
Наиболее действенным методом обучения является личный показ педагогом приемов художественной резьбы по дереву. Мастерски выполненная работа рождает у ребят желание самореализоваться, т. е. самим создать выразительные изделия. При этом соблюдаются следующие принципы технологического образования: научность, наглядность, доступность, связь теории с практикой, учет возрастных и индивидуальных особенностей.
В начале занятия по каждой теме дается теоретический материал, знакомящий с данным предметом, направлением, историческими истоками, развитием художественных возможностей.
Центральное место в обучении и творческом процессе занимают практические занятия, наглядный материал, показ примеров изготовления, скульптуры малых форм в дереве, показ приемов резьбы и других методов обработки, показ приемов создания композиций с помощью компьютерных графических программ. Объяснение должно быть на уровне беседы, проводимой как с группой, так и индивидуально.
Детям предоставляется возможность выбора приемов выполнения задуманного произведения. Умения и навыки, получаемые на практических занятиях, с каждым годом совершенствуются, закрепляются, усложняются в приемах художественного исполнения и качества изделия. Лучшие работы детей предыдущих годов обучения являются образцами.
Залогом успеха является неповторимость произведения каждого ребенка, его замысла, идеи. Поэтому не приветствуется «списывание», копирование чужих изделий. Уровень овладения материалом, инструментами, оборудованием, новыми компьютерными программами постоянно отслеживается педагогом.
Немалую роль играет для детей вариант комплектования групп. Поэтому наряду с определенными возрастными группами возможны варианты смешанных, разновозрастных коллективов. Это помогает создать соответствующий климат в коллективе, когда старшие помогают младшим. Коллективные работы в конце учебного года помогают в закреплении не только навыков профессионального мастерства, но и межличностных контактов, комфортных отношений в творческом процессе. Общий замысел выполняется благодаря соединению идей каждого ребенка в общей работе.
Для реализации программы требуется проведение следующих видов занятий: работа с компьютерными графическими редакторами (эскизы, моделирование, редактирование натурных изображений), основы скульптуры (рельефное и объемное изображение), основы технологии обработки материала, резьба.
Большое место отводится беседам о различных видах искусства и их истории, о народном творчестве, традициях народов мира, о русском народном творчестве, о тайнах дерева, о сказках и скрытых в них сюжетах, нравоучениях, о фольклоре как народной педагогике, символике узоров на одежде и предметах.
Беседы являются погружением в различные миры познания и фундаментом образного мышления и творческого воплощения замыслов. Большое значение имеет наглядный материал, аудио- и видеоряд, книги, альбомы, плакаты и т. д. Передача опыта основана на личном показе педагогом приемов и способов работы с материалами. Экскурсии в музеи, на тематические выставки, участие в выставках и конкурсах, посещение библиотек играют важную роль в развитии художественно- эстетических чувств детей. Здесь учащиеся могут научиться иному, новому взгляду на творчество, почерпнуть идеи и пополнить свой багаж незнакомыми приемами изготовления скульптуры малых форм и художественной резьбы различных видов.
Неотъемлемой частью методического обеспечения программы является участие в выставках и фестивалях различного уровня, проведение мастер-класса, как на базе Центра, так и в округе, городе и других регионах России.
Начиная работу с детьми, необходимо учитывать, что ребенок приходит со своими знаниями о мире, со своим опытом, скрытыми и явными способностями, что одному дается без всяких усилий, для другого становится проблемой.
Каждый ребенок может или только познакомиться с конкретным материалом, или испытать себя в данном виде творчества, обрести опыт. На занятиях идет усвоение содержания на творческом уровне. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую части. Ребенок впитывает в себя столько, сколько ему по силам, не испытывая при этом дискомфорта от того, что что-то непонятно или не получается. В творчестве каждый уникален, интересен и не повторим, поскольку он раскрывается как личность в любой, даже самой неудачной, на его взгляд, работе. Творческая деятельность добровольна, и на основе ее добровольности закладывается система человеческих ценностей ребенка. Добровольность творчества способствует выбору деятельности и развитию личностного отношения ребенка к ее результатам. Каждый по-своему талантлив и уникален, поэтому взрослым нужно только немного помочь ребенку прислушаться к самому себе, обрести свой почерк, а затем раскрыться и самовыразиться в творчестве.
На занятиях резьбой дети получают опыт создания собственного произведения, пропуская его через собственные руки, свое сердце, испытывая муки творчества, воплощают свои заветные замыслы, получая и опыт разочарования. Но в то же время они приобретают терпение и начинают ценить чужой труд. Это помогает детям по- иному взглянуть на привычные вещи. Очень важно в процессе обучения детей погружать их в разные миры и эпохи, дать возможность приблизиться к жизни предшествующих поколений как непрерывной цепи событий и человеческих судеб. Тогда они осознают себя звеном этой цепи, понимают смысл жизни сегодня.
Знания и определенный творческий опыт позволяют детям уверенно чувствовать себя при воплощении собственных замыслов. А самое главное, они получают радость и истинное наслаждение от результатов – своих «шедевров», которые радуют и окружающих.
Вступив однажды вместе с педагогом на тропу творческого познания мира, сойти с нее уже невозможно. Поэтому бывшие воспитанники способны превзойти по своему искусству учителей, и общее дело тем самым будут продолжено.
Дидактическое обеспечение:
Наглядные пособия:
- раздаточный материал (памятки о безопасности труда ручным и электромеханическим инструментом, памятки по технологии художественного проектирования в различных техниках резьбы по дереву, графические таблицы «Азбука и мотивы геометрической резьбы»);
- иллюстрации из научно-популярной и специальной литературы по художественной обработке дерева;
- образцы творческих работ обучающихся, выполненные в различных техниках резьбы по дереву;
Техническое обеспечение
Техническое оснащение:
- учебный кабинет для занятий с хорошим дневным и вечерним освещением, оборудованный стеллажами для детских работ;
- сухое помещение для складирования материала и хранения работ;
- различные станки для подготовки материала (распиловки, строгания, шлифования);
- инструменты для резьбы и последующей обработки;
- предметы безопасного труда (пылезащитные респираторы или маски, вытяжка);
- компьютеры с необходимым программным обеспечением, для создания проектной и конструкторской документации.
Список литературы
Литература и электронные ресурсы для учащихся:
1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Художественная резьба по дереву, кости, рогу: Практическое пособие. - М.: Высшая школа, 1989. – С.160: ил.
2. Аполлон. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство: Терминологический словарь. /Под общей ред. А.М.Кантора. – М.,1997.
3. Афанасьев А.Ф. Резчику по дереву. - М.: Московский рабочий, 1988. – С.256 .: ил.
4. Баталова И. 500 практических советов юному резчику. - М; Эксмо 2006.
5. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. – М., 1997.
6. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. - М.: Высшая школа.1985. – 95 с.: ил.
7. Логачева Л.А. Резчикам по дереву. – М; Народное творчество 2004.
8. Онищенко В.В. Азы мастерства. – Ростов н/Д; Феникс 2007
9. Туманян К.А. Резчикам по дереву. – М; Народное творчество 2004
10. http://www.rezbawood.ru/technika_rezbi_po_derevu.html
11. http://hobbyblog.org/16-video-urokov-rezba-po-derevu.html
12. http://photoshopworld.ru/lessons/
13 https://photoshop-master.ru/articles/basics_a/
Литература и электронные ресурсы для педагогических работников:
1. Андрианов В. Самое главное о…CorelDraw – СПб.6 Питер, 2004
2. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву. – М.; Легпромбытиздат, 1995.
3. Буриков В.Г., В.Н. Власов Домовая резьба – М.; Евразийский регион, 1993.
4. Вульфсон Б.Л. Сравнительная педагогика: история и современные проблемы. – М.: Изд-во УРАО, 2003.
5. Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. – М.; Лесная промышленность. 1976
6. Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире. — М.: Владос, 1999.
7. Кидаев В.П. Становление мастера. Ч.; Уральский меридиан. 1996.
8. Мак – Клелланд Д. Photoshop для чайников. – М.; Вильямс, 2001
9. Сафонов А.О. Тайны ремесла. - М.; Просвещение 1998.
10. Сборник статей. Радуга на снегу. – М.; Молодая гвардия.1972
11. Федотов Г.Я. Волшебный мир дерева. – М.; Просвещение, 1987
12. Изобразительное искусство. Основы народного и декоративного искусства. Альбом таблиц с методическими рекомендациями. 1, 2 кл. / Шпикалова Т.Я. с соавт. - М., 1996, 1997. 160 цв. табл. в двух альбомах.
13. Лихачев Д.С. Земля родная. М.,1983. - 156 с.
14. Мильчик М.Н. и др. Деревянная архитектура русского Севера. - Л.,1981.
15. Программы педагогических институтов. Открытый и вариативный художественно-образовательный комплекс программ на основе русских художественных традиций / Научный руководитель Т.Я. Шпикалова - Шуя, ШГПУ, 1995. - 263 с.
16. Программа ст. преподавателя каф.ДПТ МГУКИ, канд. пед. наук Резанова Л.В. «Художественная резьба по дереву» /Сб.МГУКИ «Народное художественное творчество». М., 2005. - С.27-44.
17. Резанов Л.В. Допрофессиональное образование учащихся 8-9 классов общеобразовательной школы на народных традициях художественной обработки дерева. Автореферат - М.: ИОО, 2000.
18. Резанов Л.В. «Педагогические условия в развитии творческих способностей учащихся в Детской Академии русской культуры» /Сб. научных трудов Ассоциации «Педагогика ненасилия» - Ненасилие как условие развития способности личности к позитивномусамопроявлению. М. , 1997 г.- С.46-47.
19. Резанов Л.В. «Приемы ненасильственной передачи традиционной культуры от взрослых детям» /сб. научных трудов Ассоциации «Педагогика ненасилия» Ненасилие как условие развития творческой личности. Елец, 1997 г. - С. 69-70.
20.Резанов Л.В. «Возвращение к истокам» /ж. «Наука и жизнь» №9, М.: ИД «Медиа-Пресса», 2003. – С.102-105.
21. http://3d.demiart.ru/book/3D-Max-7/Glava_02/Index02.htm
22. http://www.3dray.ru/3d_max1.htm
Приложения
Приложение 1
Основные ключевые компетенции:
- Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать, свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.
- Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира
- Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.
- Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.), а также информационными технологиями (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
- Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.
- Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
- Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.
Приложение 2
Компьютерные (информационные) технологии обучения.
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Технология обучения, где используется компьютер, называется компьютерной технологией.
Компьютерные технологии развивают идеи программированного обучения, открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями современных компьютеров. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения – это процессы подготовки и передачи информации обучаемому, посредством компьютера.
Компьютерная технология может осуществляться в следующих трех вариантах:
I - как «проникающая» технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач).
II – как «основная» определяющая, наиболее значимая из используемых в данной технологии частей.
III – как монотехнология (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Классификационные параметры компьютерной (информационной) технологии:
По уровню применения: общепедагогическая.
По философской основе: приспосабливающаяся.
По ориентации на личностные структуры: информационная - операционная.
По подходу к ребёнку: сотрудничество.
По преобладающему методу: информационная - операционная, диалогическая - программированное обучение.
По категории обучаемых: все категории.
Цели
• Формирование умений работать с информацией, развитие коммуникативных способностей.
• Подготовка личности «информационного общества».
• Дать ребёнку так много учебного материала, как только он может усвоить.
• Формирование исследовательских умений, умений принимать оптимальные решения.
Концептуальные положения
• Обучение – это общение с компьютером.
• Управляемость – в любой момент возможна коррекция педагогом процесса обучения.
• Поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле ЗУН. При этом для ребёнка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, досуговой (игровой) среды.
В функции учителя компьютер представляет:
- источник учебной информации;
- наглядное пособие;
- индивидуальное информационное пространство;
- средство диагностики и контроля.
В функции рабочего инструмента компьютер выступает как:
- средство подготовки текстов, их хранения;
- текстовый редактор;
- графический редактор;
- вычислительная машина больших возможностей (с оформлением результатов в различном виде);
- средство моделирования.
Функцию объекта обучения компьютер выполняет при:
- программировании, обучении компьютера заданным процессам;
- создании программных продуктов;
- применении различных информационных сред.
Сотрудничающий коллектив воссоздается компьютером как следствие коммуникации с широкой аудиторией (компьютерные сети), телекоммуникации в Internet.
Досуговая среда организуется с помощью:
- игровых программ;
- компьютерных игр по сети;
- компьютерного видео.
Работа педагога в компьютерной технологии включает следующие функции:
• Организация учебного процесса на уровне группы в целом, предмета в целом (внешняя диагностика, итоговый контроль).
• Организация внутриклассной активизации и координации (управление внутриклассной сетью).
• Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.
Значительно ускоряет подготовку индивидуальных заданий, учебно-наглядных пособий.
Приложение 3
Игровые технологии обучения
Игровая деятельность. Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. По определению, игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:
— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);
— коммуникативную: освоение диалектики общения;
— самореализации в игре как полигоне человеческой практики;
— игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
— диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
— коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;
— межнациональной коммуникации: усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
— социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Большинству игр присущи четыре главные черты (по С.А. Шмакову):
— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
— творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.
В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементамисоревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
В структуру игры как процесса входят: а) роли, взятые на себя играющими; б) игровые действия как средство реализации этих ролей; в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными; г) реальные отношения между играющими; д) сюжет (содержание) — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании.
Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность используется в следующих случаях:
— в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;
— как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
— в качестве технологии урока (занятия) или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
— как технология внеклассной работы (игры типа
«Зарница», «Орленок», КТД и др.).
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приёмов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — чётко поставленной целью обучения и соответствующими ей педагогическими результатами, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания учителем функций и классификации педагогических игр.
Виды педагогических игр
В первую очередь следует разделить игры по виду деятельностина физические (двигательные), интеллектуальные (умственные), трудовые, социальные и психологические.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические, профориентационные,
психотехнические;
Обширна типология педагогических игр по характеру игровой методики.
Три большие группы составляют: игры с готовыми «жёсткими» правилами; игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий; игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.
Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.
По содержанию игры с готовыми правилами различают: все предметные (математические, химические и т.д.), спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические), строительные и технические.А так же музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные), лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения), шуточные (забавы, развлечения), ритуально-обрядовые и т.п.
По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т.п.
Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.
И, наконец, по форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники; игровой фольклор; театральные игровые действия; игровые тренинги и упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты; эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества; конкурсы, эстафеты, старты; свадебные обряды, игровые обычаи; мистификации, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады; игровые аукционы и т.д.
Особенности игровых технологий
Все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.
Классификационные параметры игровых технологий
Уровень и характер применения: все уровни.
Философская основа: приспосабливающаяся.
Методологический подход: индивидуальный, групповой, личностно-ориентированный.
Ведущие факторы развития: психогенные.
Характер содержания: все виды + проникающий.
Вид социально-педагогической деятельности: обучающая, воспитательная, развивающая.
Тип управления учебно-воспитательным процессом: все виды — от системы консультаций до программного.
Преобладающие методы: развивающие, поисковые, творческие.
Организационные формы: все формы.
Преобладающие средства: практические - наглядные - программированные.
Подход к ребёнку и характер воспитательных взаимодействий: свободное воспитание.
Направление модернизации: активизация.
Категория объектов: массовая, все категории.
Спектр целевых ориентации
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; формирование определённых умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определённых подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.