Приобщение детей к истории малой родины Тульская область Ефремовский район. «Наш хлеб» От первого колоска до последнего. Из далёкого прошлого.

Парахина Дина Викторовна

Задачи :

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание дошкольников гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

 - развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

-  прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства песнями, танцами и стихотворениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nash_hleb.docx559.43 КБ

Предварительный просмотр:

Приобщение детей к истории малой родины Тульская область Ефремовский район.

 «Наш хлеб» От первого колоска до последнего. Из далёкого прошлого.

Задачи :

-формировать чувства патриотизма, любви к родной земле, воспитание дошкольников гражданами своей Родины, знающих и уважающих свои корни;

-содействовать развитию познавательных интересов, интереса к истории родного края, своей страны;

 - развивать речь, творческие способности детей, умение связно и эмоционально излагать материал;

-  прививать навыки поисковой исследовательской работы;

- выражать свои эмоции и чувства песнями, танцами и стихотворениями.

Текст

Фото

Земля Ефремовская славится плодородием. Герб города имеет в зеленом поле три серебряных сошника, в о значение упражнения жителей сей округи в земледелии.

Земледелие для Красивомечья – это значит хлеб. Как это необыкновенно интересно – хлеб. Вот говорят «Земелька черная, а белый хлеб родит». Как много здесь загадочного, как много с хлебом связано. Казалось бы, где хлеб и где куклы, многими воспринимаемые только как детские игрушки?

Однако куклы в древности служили обрядовым символом. Куклам приписывались различные волшебные свойства. Они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю.

Наша речь сегодня пойдет именно о тех старинных куклах, которые изготовляли для взращивания и хранения зерновых культур.

Сейчас мы с вами отправляемся в замечательное путешествие по территории Ефремовского края в село Козье. Оно находится на левом высоком берегу реки Красивая Меча, в восточной части Ефремовского района. Впервые село упоминается в писцовых книгах 1628 г. как Козья Бородка в связи с выделением земельных наделов. В 1920 г. был организован совхоз, который назвали «Козьминский», затем был создан и колхоз «Красная Нива». Основой их хозяйства были зерновые культуры.  

В далекие времена, когда не было тракторов и комбайнов, человек сеял хлеб вручную и первые зерна ржи он доставал из потайного мешочка. Мешочек этот был необычным – в виде добротной куклы, которая называлась «Зерновушка». Целый год она хранилась в красном углу избы, возле икон. И вот пришло время сеять хлеб. Для чего же люди делали таких кукол. В тяжелой жизни крестьянина всегда присутствовали вера и надежда, без них нельзя. Вот и кукла «Зерновушка» делалась, чтобы в доме было сыто и богато, ведь одна из главных задач земледельца  - это сохранение урожая до следующего сева.

И вот уже видны первые всходы. Рожь заколосилась – смотришь и радуешься. Но погодные условия не всегда благоприятствуют крестьянину. Дождь льет целую неделю, холод. Поле стало похоже на сырое болото, что же делать? Русский народ всегда был горазд на выдумки – и вот перед нами еще одна кукла «Мокрандина». Лучшая мастерица делала эту куклу, и все село выходило на улицу. Начиналась большая панихида, женщины и дети плакали, мужчины и старики шли угрюмыми. Всем селом с большими почестями несли куклу в лес и там хоронили, прося у нее помощи в прекращении дождя.  

Как говорят, беда не приходит одна: земля насытилась влагой, все гниет на корню. И опять человек прибегает к помощи куклы. Огромная кукла – больше человеческого роста, сделанная из дерева и соломы, - это «Ярило». Вся деревня рано утром выходит из домов и собирается в лощине. На возвышенности, в том месте, где должно вставать солнышко, ставят куклу. Все от мала до велика ей поклоняются с мольбой о помощи. «Взойди солнце красное, обогрей и спаси наш хлеб, не оставь малых детушек и стариков голодными». Поклонение проходит пока не покажется солнце. После обряда куклу с почестями сжигают на костре.

Поле – русское поле. Ни конца, ни края. Смотришь и радуешься. Все хорошо, только суховей разыгрался не на шутку. Второй месяц ни капли дождя. Земля потрескалась, колосья опустили свои головы, жара 35 градусов в тени, что делать? Стадо коров и овец осталось без травы, ну а хлеб? Хлеб гибнет. Отчаявшиеся люди идут на все и опять прибегают к помощи куклы. Кукла «Суховейка», сделанная руками человека из лоскутков акраплённых росой на Иван-Купало с болью и тоской, умытая слезами женщин и детей, выставлялась на самом выжженном солнцем месте, прямо в потрескавшуюся землю с обрядами и молитвами. Зной отступал и колос набирал силу.

И вот начинается самая тяжкая и самая важная крестьянская работа – жатва или иначе страда. Не зря существует такая поговорка «Сей хлеб – не спи: будешь жать – некогда будет дремать». На уборку урожая выходили все от мала до велика, семья становилась порядком – справа отец, слева от него по старшинству сыновья и дочери. От порезов серпами ничего не спасало, вот женщины заранее и мастерили кукол «Жница», которые оберегали от порезов и несчастных случаев при покосе.

Маленькие ребятишки, которых брали в поле, тоже играли в куклы, сделанные родителями из травы и украшенные цветами – «Стрегушки травницы».

Но самыми главными куклами при уборке урожая были куклы «Сноп». Из первых срезанных колосьев мастерили две куклы в виде снопов, их называли стражами поля. Первый сноп ставили в начале поля, а второй в конце. Пока шла уборка поля, эти два стражника его охраняли.

С полей собирали все до последнего колоса. Вот и русская пословица говорит: «Поле труд любит». Своеобразным свидетельством трудолюбия русского народа является кукла «Хлебный человек». Он несет огромный мешок за плечами и еще два узелка в руках, показывая нам, что на полях не осталось даже зернышка. Данная кукла была очень распространена в Тульской губернии и особенно в ее хлебных районах, к которым относится Ефремовский.

В завершении уборки вся деревня устраивала праздник. Особое место здесь отводилось кукле плодородия «Ржанке». Эту куклу делали в знак уважения матушке-земле. Данную куклу относили в поле и там оставляли.

Ефремов издавна славился ярмарками. Обычно они приурочивались к церковным праздникам. Основные предметы торговли – это сельскохозяйственные продукты, скот, лошади, пушника, кожи, ткани и многое другое. Но главным на ярмарках всегда оставался хлеб.