Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Чудеса из гипса"
Игрушки-сувениры, сделанные из гипса – очень интересное занятие. И в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Гипс в последние годы стал очень популярным материалом для поделок и украшения интерьеров: его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с гипсом доставляет удовольствие и радость. Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Приобретённые знания и навыки работы с гипсом помогут учащимся в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность и красоту, выполненную самостоятельно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudesa_iz_gipsa.docx | 67.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей областной детский оздоровительно-образовательный центр
«Юность»
Принята на заседании методического (педагогического) совета от «____»__________20___г. Протокол №____________ | Утверждаю: Директор ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность» _____________/Т.В.Кондикова/ «____»_______________________20___г. |
Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
художественной направленности
«Чудеса из гипса»
Возраст детей – 7-14 лет.
Всего 12 ч.
Автор-составитель: Жирова Ольга Владимировна, педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории. | |
Димитровград, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. | КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ | |
1. Пояснительная записка. Направленность. Актуальность. Отличительные особенности. Адресат. Объём программы. Срок реализации программы Режим занятий Формы обучения. Особенности организации образовательного процесса. | 3 3 3 4 5 5 5 5 5 | |
2. Цель и задачи программы. | 5 | |
3. Содержание программы: Учебный план для смены продолжительностью 3–4 дня. Учебный план для смены продолжительностью 5-7 дней. Учебный план для смены продолжительностью 21 день. Содержание учебно-тематического плана. | 7 7 8 9 | |
4. Планируемые результаты. | 11 | |
II. | КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ | 12 |
Календарный учебный график. Условия реализации программы. Формы контроля (аттестации). Оценочные материалы. Методические материалы. | 12 13 13 13 16 | |
III. | СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. | 20 |
- КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
«Чудеса из гипса» - является программой художественной направленности. Программа реализуется с 2011 года.
Программа разработана в соответствии со статьями 2, 12 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012 г.; приказа Министерства образования и науки Российской Федерации «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» №1008 от 29.08.2013 г., Положения «О дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программах», утвержденного Т.В. Кондиковой, директором ГБОУ ДОД ОДООЦ «Юность», приказ № … от 1.09.2016г.
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время искусство декоративного оформления является одним из самых массовых видов художественного творчества.
Игрушки-сувениры, сделанные из гипса – очень интересное занятие. И в современном мире высоко ценится всё, что сделано своими руками. Гипс в последние годы стал очень популярным материалом для поделок и украшения интерьеров: его легко обрабатывать, изделия из него долговечны, а работа с гипсом доставляет удовольствие и радость. Декоративно - прикладное творчество призвано украшать, облагораживать и преобразовывать предметный мир. Приобретённые знания и навыки работы с гипсом помогут учащимся в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность и красоту, выполненную самостоятельно. Данная программа способствует формированию основ общечеловеческой культуры, приобретению общих умений в практической деятельности, а также опыта продуктивно-творческой деятельности.
Программа способствует развитию индивидуального творческого воображения, возможностей и дарований обучающихся к рукодельным работам посредством расширения общекультурного кругозора.
Достоинством программы является то, что гипс доступен ребятам всех возрастов, в выполнении изделий используются экологически чистые материалы, не требующих больших материальных затрат для исполнения. Занятия в детском объединении дисциплинируют, вырабатывают чувство ответственности, прививают чувство коллективизма, любовь к труду, наконец, дают определённые навыки в работе с гипсом.
Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что она разработана для реализации в ДООЦ «Юность».
Специфика предполагаемой деятельности учащихся обусловлена особенностями образовательного процесса, приспособленного к особым условиям центра: краткосрочность пребывания учащихся в центре, переменность контингента, разновозрастный состав учащихся. В содержании программы учебный план составлен отдельно для смен от 3-х до 4-х дней, от 5-и до 7-и дней и 21- день в период летних каникул.
Адресат.
Программа предназначена для участников профильных смен в ДООЦ «Юность», в возрасте от 7 до 17 лет. В детское объединение принимаются дети с разной степенью подготовленности и склонностью к творчеству. Численный состав детей в группе от 10 до 15 человек.
Для зачисления в творческое объединение «Чудеса из гипса», не нужны специальные знания и подготовка. В объединении могут заниматься учащиеся как одного возраста, так и разновозрастного состава (7-13 лет, 14-17 лет). Комплектование в группу учащихся одного возраста позволяет строить занятия соответственно с их возрастными особенностями, определять организацию коллективных работ, правильно запланировать время для теоретических и практических работ.
По наблюдениям, беседам выявляются склонности детей и, учитываются педагогические требования. Предлагаются те темы работ, которые больше нравятся детям. Работы для ребят подбираются с учётом возраста, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Объём программы.
Максимальное количество часов, отведённых для реализации программы:
- при продолжительности смены 21 день - 12ч.;
- при продолжительности смены 5-7 дней - 4ч.;
- при продолжительности смены 3-4 дня - 2ч.
Срок реализации программы - одна лагерная смена.
Режим занятий - каждая группа занимается 2 раза по 2 академических часа с перерывом 10 минут, для смен продолжительностью от 5 дней.
Формы обучения.
Реализации краткосрочной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы – очная.
Особенности организации образовательного процесса.
В основе обучения лежат групповые и индивидуальные занятия.
Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической части. Большее количество времени занимает практическая часть. Форму занятий можно определить как творческую, самостоятельную деятельность детей. Некоторые задания требуют объединения детей в подгруппы для коллективного творчества.
2. Цель и задачи программы.
Цель программы
Формирование устойчивого практического интереса обучающихся к виду декоративно-прикладного искусства «скульптурное изображение из гипса». Создание условий для творческого самовыражения детей.
Задачи программы
Образовательные:
- познакомить с происхождением, свойствами и промыслами гипса;
- научить простейшим технологическим операциям при работе с гипсом, понимать значение терминов: взять в пропорции, залить, высушить, вдавить;
- научиться основным приёмам изготовления поделок из гипса, уметь работать с дополнительным материалом (красителями);
Развивающие:
- развивать художественный вкус, фантазию, пространственное воображение, мышление, память, познавательный интерес к выполнению поделок;
- развивать и совершенствовать творческие навыки детей, в работе с технологическими картами, выполнять изделие по технологическим картам, рисункам, пользоваться простыми схемами и описаниями работы;;
Воспитывающие:
- формировать культуру поведения, настойчивость, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- воспитывать аккуратность, целеустремленность, усидчивость;
- уметь организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- в процессе работы ориентироваться на качество изделий.
- уметь экономно и рационально расходовать материалы;
- соблюдать правила безопасной работы и личной гигиены с инструментами, гипсом, красками, лаком;
- воспитывать стремление к самостоятельной деятельности, к доведению начатого дела до конца;
- формировать бережное отношение к материальным и духовным ценностям.
3. Содержание программы:
Учебный план для смены продолжительностью 21 день.
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы организации занятий | Формы контроля | ||
Всего | Теория | Практика | ||||
1. | Правила безопасной работы с гипсом, красками. Знакомство со свойствами гипса и его применение. | 1 | 1 | Беседа, рассказ. Демонстрация готовых поделок. | Соблюдение правил ТБ. Опрос. | |
2. | Основа замешивания гипса. Заливка форм гипсом. | 1 | 1 | Рассказ, демонстрация, практическая работа | Соблюдение правил ТБ. Готовые изделия | |
3. | Забавные поделки. | 2 | 2 | Демонстрация, практическая работа | Соблюдение правил ТБ. Готовые изделия. | |
4. | Фото-рамки. Заливка рамочки. Раскрашивание | 2 | 2 | Беседа Демонстрация, практическая работа, технологические карты. | Соблюдение правил ТБ. Готовые изделия. | |
5. | Игрушка-сувенир. | 2 | 2 | Беседа Демонстрация, практическая работа, | Соблюдение правил ТБ. Готовые изделия. | |
6. | Коллективные композиции. | 3 | 1 | 2 | Беседа Демонстрация, практическая работа, | Соблюдение правил ТБ. Готовые изделия. |
8. | Итоговое занятие. Оформление стенда-выставки. | 1 | 1 | Соблюдение правил ТБ. Готовые изделия. | ||
Всего по программе | 12 | 2 | 10 |
Содержание учебно-тематического плана.
1. Вводное занятие.
Правила безопасной работы с гипсом, красками.
Знакомство со свойствами гипса и его применение.
Теория: Игра «Давайте знакомиться». Знакомство с программой обучения, Знакомство со свойствами гипса и его применение.
Правила техники безопасности Материалы и инструменты. Демонстрация изделий из гипса. Беседа «История возникновения гипса», «Декоративно-прикладное творчество».
2. Основа замешивания гипса. Заливка форм гипсом.
Теория: Продолжать закрепление ТБ. Показать технологию заливки гипсового раствора в формы, подготовку форм и уход за ними. Понимать значение терминов: взять в пропорции, залить, высушить, вдавить. Виды работ из гипса. Дать начальные сведения о материалах и инструментах для работы.
Практика: выполнение простейших изделий из гипса: заливка форм из набора барельеф. Закрепление навыков замешивания.
3. Забавные поделки.
1. Заливка: «Птичка», «Машина», «Снегири», «Поросёнок», «Слон», «Мишка», «Петух», «Ангел», «Дед Мороз».
2. Раскраска поделок.
Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса, последовательное выполнение работ по раскрашиванию и оформлению поделок.
Практика: Закрепление полученных знаний и навыков по заливке гипса. Правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка. Подготовка изделий к покраске. Закрепление полученных знаний и навыков работе с гипсом, изготовление поделок, раскрашивание и оформление поделок.
4. Фото – рамки.
1. Заливка рамочек.
2. Раскраска рамочек.
Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса. Беседа о возможности изготовления фоторамки своими руками, в короткий срок из гипса. Знакомство с основами художественной росписи.
Практика: Закрепление полученных знаний и навыков по заливке гипса. Подготовить формы для заливки фотографий, приготовить гипсовый раствор. Залить формы. Высушить готовые изделия. Раскрасить.
5. Игрушка-сувенир.
Изготовление панно «Маска», «Цветы».
1.Заливка.
2. Раскрашивание.
Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса. Беседа о возможности изготовления сувенира своими руками, в короткий срок. Знакомство с основами художественной росписи.
Практика: Последовательное выполнение и оформление сувениров на память. Закрепление полученных знаний и навыков по заливке гипса. Проверить правильность сушки изделий, удаление неровностей, шлифовка. Подготовка изделий к покраске. Подбор краски, последовательное раскрашивание и оформление сувениров.
6. Коллективные композиции.
Как пример – объёмная композиция «Зоопарк», «Шахматы», «Гороскоп».
Теория: Продолжать закрепление ТБ. Продолжить обучение и закрепление основных приемов заливки из гипса. Беседа «Последовательное выполнение и оформление коллективной композиции».
Практика: Закрепление полученных знаний и навыков замешивания гипса, изготовление композиции, раскрашивание, лакировка и оформление объемной композиции
7. Итоговое занятие. Оформление стенда-выставки.
1Подготовка изделий, лакировка.
2. Оформление выставки.
Теория: Продолжать закрепление ТБ. Обучение декоративному оформлению различных поделок, коллективных работ к выставке.
Практика: Высушить изделие и покрыть лаком. Познакомить учащихся с правилами покрытия лаком готовых, раскрашенных изделий из гипса. Оформление работ в рамочки. Формировать у учащихся практические навыки оформительской деятельности.
Организация выставки.
Достижения детей важно демонстрировать окружающим. С этой целью устраиваются выставки. Каждый выставочный экспонат сопровождается этикеткой с указанием имени и фамилии автора, сколько лет, район или город. Выставка – это место обмена опытом.
4. Планируемые результаты.
В рамках реализации цели и содержания дополнительной общеразвивающей программы успешно реализуются личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы, а также определяются основные знания, умения и навыки.
- Предметные результаты:
- знать название материала и его свойства;
- знать правильные названия и назначение инструментов, материалов;
- свободно пользоваться инструментами;
- научиться основным приёмам изготовления поделок из гипса, уметь работать с дополнительным материалом (красителями); знать способы обработки поделок из гипса;
Метапредметные результаты:
- уметь выбирать необходимые материалы, инструменты, прослеживать операции по изготовлению изделий, контролировать правильность своих действий;
- уметь организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- уметь читать технологические карты; выполнять изделие по технологическим картам, рисункам, пользоваться простыми схемами и описаниями работы;
Личностные результаты:
- проявлять устойчивый познавательный интерес к выполнению поделок;
- проявлять дисциплинированность, внимательность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оценивать результат своего труда;
- в процессе обучения строить отношения на основе сотрудничества и доброжелательности, в результате чего происходит сплочение коллектива;
- участвовать в выставках.
II. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ:
Календарный учебный график
Календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (прилагается в конце программы).
Срок обучения | ||||||||||||||||||||
месяц | сентябрь | октябрь | ноябрь | Всего часов по плану | Всего часов отработанных по факту | |||||||||||||||
Профильные смены | 05.09.- 08.09. | 08.09.- 12.09. | 12.09.- 16.09. | 16.09.- 20.09. | 21.09.- 24.09. | 26.09.- 16.10. | 17.10.- 20.10. | 20.10.- 24.10. | 24.10.- 27.10. | 28.10.- 30.10. | 30.10.- 07.11. | 07.11.- 12.11. | 13.11.- 18.11. | 18.11.- 23.11. | 24.11.- 28.11. | 29.11.- 02.12. | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | |||||
Количество часов по программе | практика | |||||||||||||||||||
теория теория | ||||||||||||||||||||
всего Всего |
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы «Чудеса из гипса» используются:
- Методическое обеспечение включающее дидактический материал и методические разработки:
- учебно-наглядные пособия - фото, образцы изделий,
- литература, тематические папки, авторские работы;
- раздаточный материал: индивидуальные комплекты дидактического материала - трафареты, шаблоны, таблицы-памятки, технологические карты, рекламный буклет объединения «Чудеса из гипса».
- Материально-техническое обеспечение:
- учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых занятий и оборудованный в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами: столы и стулья для педагога и учащихся, шкафы и стеллажи для хранения учебной литературы и наглядных пособий, образцов изделий, оформленные стенды;
- формы для заливки, ёмкость для замешивания, мерные ложки;
- гипс;
- бесцветный быстросохнущий лак;
- инструменты: кисти №2, №3, канцелярские ножи, рамки разных размеров, клей ПВА, простые карандаши, акварельные краски, гуашь, баночки для воды;
- Информационное обеспечение:
- презентация;
- компьютер
- магнитофон
- цифровой фотоаппарат
Формы контроля (аттестации)
Для определения результативности усвоения программы используются различные формы контроля: опрос, анкетирование, тест, проверочные задания, наблюдение. Формой итоговой аттестации является выставка детских работ в конце смены.
Оценочные материалы.
Для выявления уровня развития творческих и коммуникативных способностей разработаны индивидуальные диагностические карты, анализ которых позволяет отследить результативность образовательной программы.
- На занятиях детского объединения «Чудеса из гипса» проводится:
- входная диагностика (приложение 1).
- текущая диагностика (приложение 2).
- итоговая диагностика (итоговая анкета), (приложение 3).
- Диагностика достижений воспитанников.
Отслеживание результатов реализации программы проходит в процессе анализа и оценки выполненных работ. Для каждого учащегося конкретными показателями его успехов являются:
- Возрастающий уровень его авторских работ, легко оцениваемый визуально, и педагогом и детьми.
- Скорость выполнения заданий и четкость ориентировки при выборе способов их успешного выполнения.
- Активное участие в коллективных работах и коллективных мероприятиях.
Оценка производится в соответствии с уровнями развития:
- высокий уровень (качество ярко выражено);
- средний уровень;
- низкий уровень.
- нулевой уровень (качество не проявляется).
- Проводимый в конце смены на итоговом занятии тест, даёт возможность оценить теоретические знания обучающихся.
Контрольные вопросы:
1. С какими материалами работает скульптор?
2. Какие средства выразительности ты знаешь?
3. В каких пропорциях необходимо замешивать гипсовый раствор?
4. Назови известные тебе виды росписи игрушек.
5. Какие инструменты и материалы используются при работе с гипсом?
6. Какие способы обработки поделок из гипса ты знаешь?
Методические материалы.
Программа творческого объединения «Чудеса из гипса» основана на общечеловеческих ценностях, культуре общения, воспитании желания сделать, что-либо своими руками. Для зачисления в творческое объединение не нужны специальные знания и подготовка, зачисляются все желающие. В объединении могут заниматься учащиеся разновозрастного состава.
Первые 2 занятия основные – дают теоретические знания (техника безопасности работы, основы замешивания гипса, пропорции, технические приёмы оформления и т.д.), на основе которых проводятся все остальные – практические занятия, не зависимо от их количества.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания.
Теоретическая часть дается в начале занятия в форме беседы. Это может быть повтор пройденного материала, объяснение нового с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы. Использование наглядных пособий повышает интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятиях используются различные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.
Практическое занятие проводиться в коллективной или индивидуальной форме, главной решаемой задачей является развитие технических навыков и художественных способностей детей. Практические работы включают изготовление, оформление поделок самостоятельно или с использованием технологических карточек, соблюдение правил гигиены, санитарии и техники безопасности.
В процессе занятий используются различные формы:
Беседа, как метод обучения представляет собой вопросно-ответную форму овладения учебным материалом.
Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять, и завершать оценку.
Наблюдение. В процессе наблюдения за детьми не только фиксируются факты, навыки и умения, но и намечаются пути педагогического воздействия на каждого отдельно взятого ребенка.
Итоговое занятие создаёт условия для развития специальных творческих способностей детей. В подготовке такого занятия необходим творческий подход, типовой структуры здесь не предполагается.
Занятия лучше проводить в специальном помещении. Помещение должно хорошо проветриваться и иметь хорошее освещение. В нём должны быть столы и стулья, стенды. Шкафы для хранения инструментов, материалов, для размещения образцов, наглядного методического материала и готовых изделий. Обязательно должны быть полки для материалов (кистей, красок, мелков и т.д.) и для готовых работ. Работы нужно на каждом занятии подписывать, чтобы не было путаницы, где чьи. Это поможет при оформлении выставки.
Чтобы процесс обучения не был для них в тягость, необходимо разнообразие методов и форм проведения занятий.
Основные ведущие методы и принципы.
В ходе реализации программы используются следующие методы:
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно–демонстративный;
- репродуктивный;
- частично-поисковый;
- исследовательский
При определении содержания деятельности учитываются следующие
принципы:
- воспитывающего характера труда;
- доступности;
- принцип систематичности и последовательности;
- наглядности;
- научности.
В данной программе заложен большой воспитательный потенциал. Во время обучения дети получают заряд положительной энергии, возможность попробовать и испытать себя путём развития творческой активности, осознают значимость коллективной деятельности. Что в дальнейшем скажется на формировании их активности жизненной позиции. В конечном итоге – воспитание и развитие творчески активной личности.
- Список использованной литературы
Список литературы для педагога:
- «Большая энциклопедия развивающих игр и поделок» К.Чернер. Мн.:ООО «Попурри»2005
- Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: учеб.-метод. Пособие/Под Ред. Т.Я. Шпикаловой. М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000.-272с.-(Воспитание и дополнительное образование школьников).
- Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА,2009.
- Горичева В.С, Нагибина М.И. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие для родителей и педагогов / Художники М.В. Душин, В.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко», 2008. – 192 с., ил. – (Серия: «Вместе учимся мастерить»).
- Детям о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.- метод. Пособие: В 2ч./Под Ред. Т.Я. Шпикаловой.- М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2011.-ч.2.- 272с.- (Воспитание и дополнительное образование школьников).
Список литературы для учащихся
- Ариарский С., Сто удивительных поделок. Художественное выпиливание. – М.: Детская литература, 2011
- «Библиотечка юного художника».- М., Юный художник,2010.
- Журналы «Коллекция идей»
- Журналы «Юный художник», «Ручное творчество»
- Поделки и сувениры «Украшаем дом»- Москва - изд. «Мой мир»- 2008г.
- Савицкий С.Л. Работа с глиной, гипсом и папье-маше / С.Л. Савицкий. – М.: «Просвещение», 2015.
Электронные ресурсы:
- Газета «1 сентября»: www.1september.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
- Сеть творческих учителей: http://it-n.ru
- Электронная библиотека учебников и методических материалов: http://window.edu.ru/
- Эл. Сайты-http. «Википедия», «Страна Мастеров», - «Мир дизайнеров», «Делаем сами, своими руками», «Мой мир- рукоделие» http://stranamasterov.ru
- "Энциклопедия Технологий и Методик" http://www.patlah.ru
- http://snegurka.khv.ru/atree/toys