Проект
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 8 «Аленушка» общеразвивающего вида
муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области
Проект на тему:
«Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду»
Разработала: Салеева Е.И.
музыкальный руководитель
2011 г.
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ 3
II. МИНИ-МУЗЕЙ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ 5
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 6
IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 7
I. Введение
Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.
Слово «музей» происходит от слова «муза». В древнегреческой мифологии музы — дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей — это храм муз.
Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры.
Музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.
Еще одна специфическая черта детских музеев - это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.
Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольные учреждения. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музеи в детских садах, на мой взгляд, можно считать разновидностью детских музеев.
Актуальность проекта:
Одним из актуальных и интересных направлений в воспитании дошкольников является музейная педагогика. Изучение музыкальных инструментов у детей дошкольного возраста происходит только в рамках детского сада. Знакомство с ними – очень важный этап на пути к музыке. Музыкальный инструмент считается материальным представителем звукового мира, его можно увидеть и услышать. Я пришла к выводу создать мини–музей музыкальных инструментов, для того, чтобы музей стал частью предметно–развивающей среды нашего детского сада и помог реализовать художественно–эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.
Цель проекта:
Приобщение детей к музыкальной культуре через создание музея музыкальных инструментов.
Задачи проекта:
- Расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой;
- Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребёнка, способность «переживать музыку как некоторое содержание»;
- Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
- Сформировать у дошкольников представления о музее;
- Вовлечь родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.
II. Мини-музей в нашем детском саду
В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию детей. Великий педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Без музыкального воспитания невозможно полноценное воспитание ребёнка». Это высказывание стало своеобразным кредо в работе нашего педагогического коллектива.
Одной из интересных форм работы в этом направлении является функционирование в ДОУ мини-музея музыкальных инструментов.
В старшей группе я предлагаю детям окунуться в мир музыкальных инструментов. Знакомство с ними – очень важный этап на пути к музыке. Неслучайно музыкальный инструмент считается материальным представителем звукового мира. Его можно и увидеть, и услышать. Понимание того, как появляется звук, - это своеобразная опора в процессе восприятия музыки, ориентир в огромном мире звуков. Знакомство с характером инструментов и внешним видом - первый шаг к звуковому образу. Дети начинают вслушиваться в голоса инструментов, у них появляются любимые – те, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик.
Задачи мини-музея:
1. Знакомство с музыкальными инструментами: их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения.
2. Воспитание любви и интереса к музыке и музицированию.
3. Закрепление знаний о струнных, духовых, ударных инструментах.
Мини-музей музыкальных инструментов – это нетрадиционная форма интеллектуального, художественно-эстетического воспитания методами исследования музыкальных инструментов в музейной среде. Проект был реализован в 2010 году на базе нашего детского сада.
В музее находятся музыкальные инструменты фабричные и изготовленные своими руками (хрустальные колокольчики, кастаньеты, музыкальные гвоздики, звонкие бубны, хрустики, на чём играет ветер и другие).
Собрана коллекция стихов, загадок, рисунков музыкальных инструментов, увлекательные рассказы о композиторах и их творчестве.
Мною разработаны план, темы и конспекты экскурсий, интегрированных занятий, игр-путешествий.
1. Музыкальный музей и его обитатели.
- История появления первого музыкального инструмента.
- Музыкальные мастера и наша музыкальная мастерская.
- История маленькой скрипки.
- Звонкие планочки.
- Знакомый незнакомец.
- Загадки духовых музыкальных инструментов.
- В гостях у барабана.
- Орган – король музыкальных инструментов.
- Симфонический оркестр.
- Баба-Яга и музыкальные инструменты (сказка).
- Мой любимый Д. Кабалевский, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский и другие.
Каждый музыкальный инструмент используется как демонстрационный материал при слушании музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра или конкретного инструмента, при знакомстве с инструментом, его устройством, историей.
При рассматривании инструмента обращаю внимание на его форму, из какого материала изготовлен, на что похож. Предоставляю детям возможность потрогать инструмент, рассматриваем иллюстрации с его изображением. Показываю способы звукоизвлечения и предлагаю самим извлечь звук. А также сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в музей, и, что немаловажно – учу детей ухаживать за инструментами, чтобы сохранить их звучание, внешний вид как можно дольше.
После каждой экскурсии детям предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу. Для детей посещение мини-музея – настоящий праздник. Они с интересом ждут новой встречи с музыкальными инструментами, с их звучанием.
Экспонаты мини-музея используются на различных занятиях. Каждый предмет музея может подсказать тему для интересного разговора, что способствует развитию речи, воображения. Развивается интеллектуальная, эмоциональная сферы, воспитывается бережное отношение к музыкальным инструментам.
Мини-музей музыкальных инструментов стал частью предметно-развивающий среды нашего детского сада и помогает реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.
. Итоги реализации проекта убедительно продемонстрировали неограниченные возможности работы с детьми на базе мини-музея.
III. Заключение
Результат проекта:
Дети знают музыкальные инструменты, умеют узнавать их по внешнему виду, различать по тембру звучания, бережно относятся к экспонатам музея.
Умеют прекрасно играть на музыкальных инструментах.
IV. Используемая литература
1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2008 г.
2. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 5 2008г.
3. Журнал «Обруч» №3 2007г.
4. Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2008 г.
5. Т.Н. Доронова «Будни и праздники» 2007г.
6. Н.В. Додокина «Музей в детском саду» 2008 г.
7. Ф.М. Орлова «Нам весело» 2007 г.
8. Т.Н. Девятова «Звук – волшебник» 2006 г.
9. Л.В. Светличная «Музыка в детском саду» 2006г.