Проект

Салеева Елена Ивановна

Проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mini-muzey.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 8 «Аленушка» общеразвивающего вида

муниципального района Кинель-Черкасский Самарской области

Проект на тему:

«Мини-музей музыкальных инструментов в детском саду»

                                                                  Разработала: Салеева Е.И.

музыкальный руководитель

2011 г.

Содержание

I. ВВЕДЕНИЕ        3

II. МИНИ-МУЗЕЙ В НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ        5

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ        6

IV. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА        7

I. Введение

Музей — учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов — памятников естественной истории, материальной и духовной культуры, а также просветительской и популяризаторской деятельностью.

Слово «музей» происходит от слова «муза». В древнегреческой мифологии музы — дочери бога Зевса, покровительницы наук и разных видов искусств. Храмы, посвященные музам, назывались музеонами. Соответственно, изначально музей — это храм муз.

Мини-музей в детском саду имеет свою специфику: с одной стороны, он отличается от традиционных «больших» музеев, с другой — отражает особенности этих учреждений культуры.

Музейная педагогика играет большую роль в формировании системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию; способствует воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию. Кроме того, музейная педагогика обеспечивает наглядность образовательного процесса, способствует взаимодействию дошкольного учреждения с семьей и социумом.

Еще одна специфическая черта детских музеев - это игровое или интерактивное образовательное пространство, в котором ребенок может делать что-то самостоятельно, по своему выбору с учетом собственных интересов и возможностей.

Таким образом, детский музей ориентирован на детей определенного возраста, на семью и на дошкольные учреждения. Он является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка. С этой точки зрения мини-музеи в детских садах, на мой взгляд, можно считать разновидностью детских музеев.

Актуальность проекта:

Одним из актуальных и интересных направлений в воспитании дошкольников является музейная педагогика. Изучение  музыкальных инструментов у детей дошкольного возраста происходит только в рамках детского сада. Знакомство с ними – очень важный этап на пути к музыке. Музыкальный инструмент считается материальным представителем звукового мира, его можно увидеть и услышать. Я пришла к выводу создать мини–музей музыкальных инструментов, для того, чтобы музей стал частью предметно–развивающей среды нашего детского сада и помог реализовать  художественно–эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.

Цель проекта:

Приобщение детей к музыкальной культуре через создание музея музыкальных инструментов.

Задачи проекта:

  1. Расширить кругозор детей на основе знакомства с музыкальной культурой;
  2. Развивать эмоционально-чувственную сферу каждого ребёнка, способность «переживать музыку как некоторое содержание»;
  3. Формировать нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве;
  4. Сформировать у дошкольников представления о музее;
  5. Вовлечь родителей (семей воспитанников) в жизнь детского сада.

II. Мини-музей в нашем детском саду

В нашем детском саду особое внимание уделяется музыкальному воспитанию детей. Великий педагог В. А. Сухомлинский отмечал: «Без музыкального воспитания невозможно полноценное воспитание ребёнка». Это высказывание стало своеобразным кредо в работе нашего педагогического коллектива.

Одной из интересных форм работы в этом направлении является функционирование в ДОУ мини-музея музыкальных инструментов.

В старшей группе  я предлагаю детям окунуться в мир музыкальных инструментов. Знакомство с ними – очень важный этап на пути к музыке. Неслучайно музыкальный инструмент считается материальным представителем звукового мира. Его можно и увидеть, и услышать. Понимание того, как появляется звук, - это своеобразная опора в процессе восприятия музыки, ориентир в огромном мире звуков. Знакомство с характером инструментов и внешним видом - первый шаг к звуковому образу. Дети  начинают вслушиваться в голоса инструментов, у них появляются любимые – те, которые вызывают наибольший эмоциональный отклик.

Задачи мини-музея:

1. Знакомство с музыкальными инструментами: их внешним видом, устройством, тембром звучания, историей возникновения.

2. Воспитание любви и интереса к музыке и музицированию.

3. Закрепление знаний о струнных, духовых, ударных инструментах.

Мини-музей музыкальных инструментов – это нетрадиционная форма интеллектуального, художественно-эстетического воспитания методами исследования музыкальных инструментов в музейной среде. Проект был реализован в 2010 году на базе нашего детского сада.

В музее находятся музыкальные инструменты фабричные и изготовленные своими руками (хрустальные колокольчики, кастаньеты, музыкальные гвоздики, звонкие бубны, хрустики, на чём играет ветер и другие).

Собрана коллекция стихов, загадок, рисунков музыкальных инструментов,  увлекательные рассказы о композиторах и их творчестве.

Мною разработаны план, темы и конспекты экскурсий, интегрированных занятий, игр-путешествий.

1. Музыкальный музей и его обитатели.

  1. История появления первого музыкального инструмента.
  2. Музыкальные мастера и наша музыкальная мастерская.
  3. История маленькой скрипки.
  4. Звонкие планочки.
  5. Знакомый незнакомец.
  6. Загадки духовых музыкальных инструментов.
  7. В гостях у барабана.
  8. Орган – король музыкальных инструментов.
  9. Симфонический оркестр.
  10.  Баба-Яга и музыкальные инструменты (сказка).
  11.  Мой любимый Д. Кабалевский, В.А. Моцарт, П.И. Чайковский и другие.

Каждый музыкальный инструмент используется как демонстрационный материал при слушании музыкальных произведений в исполнении симфонического оркестра или конкретного инструмента, при знакомстве с инструментом, его устройством, историей.

При рассматривании инструмента обращаю внимание на его форму, из какого материала изготовлен, на что похож. Предоставляю детям возможность потрогать инструмент, рассматриваем иллюстрации с его изображением. Показываю способы звукоизвлечения и предлагаю самим извлечь звук. А также сочинить сказку об этом экспонате, о том, как он попал в музей, и, что немаловажно – учу детей ухаживать за инструментами, чтобы сохранить их звучание, внешний вид как можно дольше.

После каждой экскурсии детям предоставляется возможность самостоятельно рассмотреть экспонаты, задать вопросы педагогу. Для детей посещение мини-музея – настоящий праздник. Они с интересом ждут новой встречи с музыкальными инструментами, с их звучанием.

Экспонаты мини-музея используются на различных занятиях. Каждый предмет музея может подсказать тему для интересного разговора, что способствует развитию речи, воображения. Развивается интеллектуальная, эмоциональная сферы, воспитывается бережное отношение к музыкальным инструментам.

Мини-музей музыкальных инструментов стал частью предметно-развивающий среды нашего детского сада и помогает реализовывать художественно-эстетическое направление в воспитании детей более полно и интересно.

. Итоги реализации проекта убедительно продемонстрировали неограниченные возможности работы с детьми на базе мини-музея.

III. Заключение

Результат проекта:

Дети знают музыкальные инструменты, умеют узнавать их по внешнему виду, различать по тембру звучания, бережно относятся к экспонатам музея.

Умеют прекрасно играть на музыкальных инструментах.

IV. Используемая литература

1. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учебно-методическое пособие. — СПб.: Детство-Пресс, 2008 г.

2. Журнал «Читаем, учимся, играем» № 5 2008г.

3. Журнал «Обруч» №3 2007г.

4. Журнал «Музыкальный руководитель» №1 2008 г.

5. Т.Н. Доронова «Будни и праздники» 2007г.

6. Н.В. Додокина «Музей в детском саду» 2008 г.

7. Ф.М. Орлова «Нам весело» 2007 г.

8. Т.Н. Девятова  «Звук – волшебник» 2006 г.

9. Л.В. Светличная  «Музыка в детском саду» 2006г.