План конспект урока "Хохлома"
Развернутый план-конспект урока "Хохлома" раздела ДПИ . Цели урока: Познакомить с творчеством народных мастеров Хохломы и научить использовать эти мотивы в практической работе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_hohloma.docx | 24.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по изобразительному искусству в 3 классе
Тема урока: "Хохломская роспись"
Цель урока: Создать условия для понимания красоты декоративно-прикладного народного творчества через ознакомление с искусством хохломской росписи.
Задачи урока:
- Познакомить учащихся с историей хохломской росписи, с ее видами и особенностями
- Продемонстрировать приемами хохломской росписи, выстраивание орнаментальной композиции.
- Научить выполнять элементы хохломской росписи.
- Развивать умение применять полученные навыки в практической работе
Вид деятельности: Декоративное рисование
Планируемые результаты:
Предметные:
- иметь представление о значении искусства в жизни человека и общества;
- знать цвета и элементы, используемые при росписи золотая хохлома
- овладеть приемами выполнения хохломской росписи, художественный анализ изделий с хохломской росписью.
- уметь использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности
Формируемые УУД:
Формируемые УУД:
Личностные
∙ формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
∙ воспитание уважительного отношения к творчеству как своему, так и других людей;
∙ развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
∙ овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
− регулятивные
∙ Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану
- Контролировать и корректировать свою работу в предложенной последовательности
- Оценивать результат выполненных заданий
Коммуникативные
- Уметь слушать и понимать высказывания собеседника
- Уметь пользоваться терминологией изобразительного искусства
Познавательные
- Ориентация в свое системе знаний - отличать новое от уже известного
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы используя свой опыт, наглядность и информацию предоставленную учителем
- Перерабатывать полученную информацию, делать выводы
Оборудование:
Для учителя: изделия с хохломской росписью, учебные пособия, альбомы, кисти, краски, презентация, мультимедиапроектор, компьютер, экран;
Для обучащихся: Рабочая тетрадь, альбомы, простой карандаш, кисти, краски, шаблон
Ход урока:
1. Организационный момент
Приветствие, проверка готовности класса.
2. Вводное слово
- Сегодня мы продолжаем изучать народные промыслы. (слайд1), но я хочу вам показать вот эти современные вещи.
- Что, вы видите на этом слайде? (слайд2)
- Нравится ли вам как украшены эти вещи? Почему?
- Как, вы, думаете, эти узоры придумали современные дизайнеры?
- Соглашусь с ребятами, которые предположили, что это мотивы народного творчества.
- А что послужило вдохновением для мастеров узнаем посмотрев следующий видеоролик. (слайд3)
-А учащийся причитает подготовленное стихотворение.
-Узоры сказочной кудрины,
В певучем дереве звеня,
Как нежной трелью соловьиной,
Чаруют ласково меня.
И, как живые, листья клена
Прильнули к донышку ковша,
Чтоб, став по-майски окрыленной,
Не знала осени душа.
А вспышки зрелой земляники,
Чуть затемненные листвой,
Горят, как пламенные блики
Поэзии, вовек живой!
На чашечку гляжу с златым узором,
На ней всё ягоды, расточки и листы.
Расписана, что не придумать лучше, Искусницами Хохломы
(Фрагмент перевода Л.Шерешевского)
- Что же вдохновляло мастеров на создание таких прекрасных узоров?
- Знакома ли вам данная роспись?
- А кто был очень внимательным сможет назвать тему урока!
. А у кого из вас дома есть или была вот такая деревянная ложка. (Демонстрация ложек с хохломской росписью)
-А как она появилась в вашем доме?
-А какой ложкой кушать интереснее?
- Хорошо. На слайде вы видите деревянную посуду. А если бы вы захотели сделать подарок маме, чтобы вы выбрали? (слайд 4)
- а папе?
- А можно ли сделать этот подарок интереснее и красивее? Как?
- А сможете ли вы прямо сейчас расписать эти предметы в хохломском стиле?
Для тех кто сможет, предлагаю выйти к доске и попробовать на заготовках из цветной бумаги.
- И все-таки, нужно ли что-нибудь знать, уметь, чтобы хорошо выполнить данную работу?
3. Рассказ по теме урока
- Этот традиционный художественный промысел возник в XVII веке в Нижегородской губернии.
- Изначально хохломская посуда изготавливалась при монастырях и предназначалась для царского двора. (слайд 5)
- Изготавливали расписную посуду в соседних деревнях и свозили в крупный торговый центр деревню "Хохлома", оттуда и пошло название росписи. (слайд 6)
Предложить учащемуся прочитать легенду
- Жил когда-то в Москве мастер-иконописец. Царь обожал умельца и часто одаривал его. Однако, очень уж ценил мастер свободу, и потому перебрался он жить в керженские леса, сбежав от двора. Выстроил в лесу избу, и создал новое ремесло, в котором отразилась душа русская и красота родной земли. Так появилась хохломская роспись. Появились у мастера единомышленники, которые селились рядом и обучались его искусству. Слава о росписи хохломской ширилась по миру. Услышал царь, где скрывается мастер-беглец, и отправил за ним войско. Мастер, услышав об этом, собрал своих учеников и передал им все секреты росписи. Когда солдаты царя подошли к избе мастера, она загорелась, а самого его след простыл. Лишь на земле остались его краски, и черное пепелище. Эти краски и стали основной хохломской росписи, которую продолжили ученики мастера.
- В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись» (слайд7)
4. Знакомство с особенностями и видами хохломской росписи
(работа в парах)
- А сейчас я проверю кто из вас был самым внимательным.
Задание для первого ряда: "Составьте палитру хохломской росписи"
Для второго ряда: "Назовите элементы хохломской росписи"
Для третьего ряда: "Какой фон используется для хохломских узоров"
- Хорошо, все согласны? (слайд 8)
- Основными видами росписи являются "Фоновая" и "Верховая" (слайд 9)
- Как вам кажется, какой вид росписи сложнее?
- Как вы думаете, почему хохлому называют золотой?
- Давайте посмотрим как ее изготавливают (слайд 10)
Просмотр мультфильма "Золотая хохлома"
- Вы сегодня тоже попробуете выполнить эскиз тарелки по мотивам хохломской росписи. Для этого на альбомном листе обведите шаблон простым карандашом, и закрасьте круг желтым цветом (слайд 11). отложите альбом в сторону
5. Работа в рабочей тетради
откройте рабочую тетрадь на стр
Демонстрация приемов работы кистью учителем, дети повторяют в тетрадях.
- А теперь, вам, как дизайнерам или мастерам народных промыслов, нужно разработать эскиз тарелки с хохломской росписью
Следить за ходом выполнения работы. При необходимости оказывать помощь.
- Чтобы понять насколько хорошо вы усвоили сегодняшний материал, предлагаю вам разгадать кроссворд
(слайд 12) Угадайте ключевое слово!
Организация мини-выставки
- Назовите тему, все ли мы рассмотрели и сделали, что планировали в начале урока?
- Выставляются и комментируются отметки.
Рефлексия
Домашнее задание: в рабочей тетради на стр. - раскрасить орнамент, или
на стр. - дорисовать и раскрасить орнамент