«Методика преподавания тесто пластики» (лепки из соленого теста).
Теоретическое обоснование практических приемов обучения тесто пластике,
способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_prepodavaniya_testo_plastiki.docx | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Методика преподавания тесто пластики»
(лепки из соленого теста).
Актуальность
Занятия лепкой из теста помогут решить ряд задач: 1. Приобщить детей к
народному искусству; 2. Реализовать духовные, эстетические и творческие
способности; 3. Развить фантазию, воображение, самостоятельное мышление; 4. Воспитать художественно-эстетический вкус, трудолюбие,
аккуратность; 5. Помочь детям в их желании сделать свои работы общественно значимыми.
Проблематика
Теоретическое обоснование практических приемов обучения тесто пластике,
способствующих развитию творческих способностей младших школьников.
Личные открытия
В процессе работы с соленым тестом у детей наблюдаются положительные
тенденции к более тесному общению со своими сверстниками, раскрепощенность, коммуникабельность, расширяется кругозор, любознательность, дети предлагают свои оригинальные идеи по изготовлению новых изделий у них улучшается настроение, приобретается
опыт в работе не только с тестом, но и другими пластичными материалами.
Новизна
По данным исследования ученых доказано, что развитие рук находится в
тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Неоценимую помощь
занятия могут оказать детям с задержкой психического развития. Ведь известно, насколько велика роль рук в развитии умственной деятельности человека. Наши рецепторы - это своего рода маленькие, чуткие исследователи, особо воспринимающие устройства, с помощью которого дети ощущают мир в себе и вокруг себя. Поэтому на занятиях по тесто пластике широко использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами. Также игры с тестом полезны
детям с пониженным или повышенным тонусом рук, так как они нормализуют тонус. И что удивительно: занятия с соленым тестом рекомендуют врачи для профилактики бронхо-лёгочных заболеваний! В настоящее время высоко ценится всё, что сделано своими руками, а занятия в
школе на уроках тесто пластики помогают детям руками и душой прикоснуться к настоящему делу.
Практическое применение полученных знаний
Изделия из соленого теста (мукосольки) имеют широкое применение в быту, как изделия декоративно-прикладного характера. Они служат для украшения интерьера, используются в качестве подарков, игрушек.
Введение
Данная методическая разработка выполнена в помощь преподавателям
художественных отделений школ искусств, учителям изобразительной деятельности, воспитателям в детских дошкольных учреждений и досуговых творческих центров, которые используют в своей работе нетрадиционные материалы, а именно - соленое тесто. По этой методике преподаватели могут познакомить учащихся с тесто пластикой как видом народно- прикладного искусства, ее историей, особенностями, инструментами, которые необходимы для работы с тестом, простейшими технологическими приемами работы с соленым тестом.
Теория
Из соленого теста можно лепить всё, что угодно. Дети начинают с
элементарных колбасок и колобков, самолётов и солнышка, до грибочков, овощей и фруктов, цифр и букв. Ребята постарше - более сложные объемные предметы, панно и даже композиции. Из солёного теста очень удобно лепить плоские предметы, например ёлочку, корзинку, колобка вырезая контурсамостоятельно стекой или используя шаблон. Чтобы получить от детей желаемый результат, можно обыграть поделки, оживить персонажи, прочитать стихи. Наличие интереса побуждает к творчеству, приносит радость. Одним из этапов изготовления поделок является раскрашивание готовых форм. Для раскрашивания используются краски: гуашь, акварель, темпера, акрил. Поэтому при работе по декорированию готовых изделий старшие учащиеся используют знания по цветоведению, полученные на уроках живописи и ДПИ. На развитие познавательной активности направлены некоторые эксперименты с окрашенным соленым тестом, смешивая тесто в различных сочетаниях, получая новые цвета и оттенки, дети открывают новые свойства этого материала, его возможности. Рассмотрим технологию приготовления соленого теста. Прежде всего, мука должна быть самой обыкновенной. Никаких
разрыхлителей, красителей и прочих вкусовых добавок! Обычно используют самую дешевую пшеничную муку. В отличие от пшеничной, в ржаной - больше клейковины. Поделки из такой муки получаются более грубыми, но зато при сушке меньше деформируются и трескаются. Если в процессе изготовления будущей поделки не планируются мелкие и утонченные детали, как правило, смешивают пшеничную и ржаную муку в равных пропорциях. Соль – «Экстра». Она достаточно мелкая и хорошо растворяется. Вода – обыкновенная холодная вода.
ВАЖНО!!!! Мука и соль идут в пропорциях 1:1 по объему.
Перемешать соль и муку. Добавить дополнительные ингредиенты. Для того чтобы наши поделки после сушки и окончательной обработки получались более прочными, добавим одну-две столовые ложки обойного клея или ПВА строительного. Если добавить картофельный крахмал, тесто станет очень нежным и пластичным. Из такого теста хорошо создавать тонкие, изысканные работы с множеством мелких деталей. Следует также помнить, что крахмал делает поделку боле хрупкой. Поэтому тут важно не переусердствовать. Степень готовности соленого теста можно определить только руками. Если тесто крошится, надо добавить воды. Если оно, наоборот, слишком хорошо тянется и липнет к рукам, значит воды много, и нужно подсыпать немного муки. Скатать шарик, сделать в нем пальцем несколько углублений. Если тесто не расплывается и держит форму, значит оно готово. В процессе замешивания можно добавить растительное масло. Теперь тесто не будет липнуть к рукам, быстро пересыхать и покрываться корочкой во время работы. Однако следует помнить, что лучшее – враг хорошего! Если масла много, тесто будет пачкаться, и конечная сушка может затянуться очень надолго. На 2 стакана муки и соли достаточно пары столовых ложек. Для этих же целей можно использовать глицерин. Тесто можно приготовить заранее, завернуть его в пакет и положить в холодильник. В таком виде оно может храниться достаточно долго. Кстати, через несколько часов такого хранения полностью растворятся остатки соли.
Да и остальные составляющие вступят друг с другом в окончательную
реакцию. Главное – не забыть перед работой еще раз тесто замесить. Для
маленьких ребят тесто я готовлю сама с вечера, а непосредственно лепкой занимаюсь на следующий день. А учащиеся постарше замешивают тесто дома самостоятельно. Но на самом первом уроке по тесто пластике я подробно рассказываю и показываю процесс приготовления теста. Интересно применять в работе цветное тесто.
Лепить изделия можно как из белого, так и из цветного теста. Цветное тесто обычно готовится под конкретный проект, когда известно сколько и какого цвета нужно. Делать цветное тесто "впрок" бессмысленно, так как оно не хранится долго. Цветное тесто можно замесить двумя способами:
1. Добавить краситель в воду в самом начале. Этот вариант подходит,
если нужен достаточно большой объем теста одного цвета.
2. В кусочек уже вымешанного теста добавляется краситель и замешивается внутрь. Таким образом, можно приготовить любое количество и объем цветного теста. Минус этого способа - сильно пачкаются руки от красителя. Советую такие замесы проводить над раковиной (краска может капнуть или брызнуть). В качестве красителя можно использовать практически все что красится: пищевые красители, акварель, гуашь, акриловые краски, красивый коричневый цвет дает какао. Порошковые красители нужно предварительно разбавить водой, при этом следует уменьшить количество воды соответственно в рецепте.
Для работы с соленым тестом не требуются никакие специальные
дорогостоящие инструменты, все что нужно для работы , можно найти у себя дома. Мы с учащимися пользуемся вот такими основными инструментами и приспособлениями:
1. Резиновый мат для резки формата А3. Он хорош тем, что к нему не
прилипает тесто, на нем можно безбоязненно резать ножом и пользоваться инструментами, которые могу повредить поверхность стола. Его легко мыть и сушить.
2. Набор стеков (пластмассовые и деревянные). Стеки необходимы, хотя
бы парочка, какие именно и из какого материала несущественно, это вопрос вкуса и привычки.
3. Алюминиевая фольга. Вещь крайне необходимая. На куске фольги
формируется и собирается изделие и потом переносится для сушки.
4. Лопаточка с тонким краем. Нужна для того чтобы подцепить и
перенести отдельные детали изделия. Перочинные ножики. Нужны для
обрезки деталей, нанесения насечек и проч.
5. Пинцет. Для манипуляций с мелкими деталями.
6. Баночка с водой и кисточка. Нужны для склеивания деталей изделия
между собой.
7. Расческа с частыми зубьями для нанесения орнамента и насечек.
Незаменима при изготовлении корзинок.
8. Зубочистки. Очень часто используются. Служат для нанесения
орнамента и насечек, в объемных изделия так же могут выполнять роль
каркаса (например, соединяют голову и туловище).
9. Деревянная палочка для суши. Очень удобный инструмент, хорошо
всегда иметь под рукой. Ей хорошо делать разной формы углубления и проч.. В принципе, еще к основным инструментам можно отнести скалку и чеснокодавку (изготовление волос, шерсти животных и т.п.). Так же в процессе лепки помимо основных инструментов могут понадобитсяи дополнительные приспособления. Например вот такие:
1. Бисер и бусины. Служат для украшения. Из них можно выложить
надписи, орнамент, использовать в качестве глаз, носа и проч.
2. Набор насадок для кондитерского шприца. Такие есть, пожалуй, у
любой хозяйки на кухне. Замечательная и порой незаменимая вещь для
нанесения отпечатков и орнамента. Разные насадки дают разный эффект.
3. Маленькая скалка из детского набора для лепки.
4. Набор фигурок и вырезок. Можно использовать фигурки для печенья
или фигурки из наборов для лепки.
5. Проволока. Нужная вещь для изготовления каркаса изделия.
6. Ложки. Дают интересные отпечатки на поверхности теста.
7. Шпажка для канапэ.
8. Колесико для перевода выкроек. Наносит очень красивые пунктирные насечки.
9. Колесико для резки пиццы.
10. Выпуклые пуговицы сложной формы, они дают интересные отпечатки.
11. Цветная проволока и щетина жесткой кисточки или щетки, для создания усов.
Сушка изделий.
Когда изделие полностью готово его необходимо правильно высушить, чтобы оно радовало вас долгие годы. Неправильная сушка может полностью уничтожить результат предыдущих трудов. Но все не так страшно, достаточно соблюдать простые правила и тогда все получится. Основное правило сушки: никаких резких перепадов температур.
По большому счету способов сушки готового изделия существует всего три:
1. Самый простой - естественный способ. Просто оставьте свое изделие
при комнатной температуре на несколько дней, а то и недель. Ни в коем
случае нельзя сушить изделия на горячей батарее. И так же следует обратить внимание на уровень влажности в помещении, соленое тесто хорошо впитывает влагу и может просто размокнуть. Естественный способ прост, но очень уж долог.
2. Второй способ - сушка в духовке. Тут существует масса вариантов и
рекомендаций. Основное это: изделие следует помещать в холодную духовку и начинать сушить на самом маленьком нагреве, постепенно
увеличивая. Нельзя доставать изделие сразу же после сушки из горячей
духовки, надо дать изделию остыть вместе с духовкой постепенно. При
сушке в духовке изделие необходимо постоянно переворачивать, что бы оно высыхало равномерно со всех сторон.
3. Наиболее оптимальный способ - смешанный. Это сочетание первого и
второго способов. Для него действуют все те же рекомендации как и для двух предыдущих. Домашние работы можно сушить в духовке, по таблице из книги Ханановой: Невысокие изделия (толщиной до 2 см) Объемные работы (толщиной более 2см)
1 час при 50 оС 1-2 часа при 50 оС
1-2 часа при 75 оС 2-3 часа при 75 оС
1 час при 100 оС 1-2 часа при 100 оС
1 час при 125 оС 2 часа при 125 оС
0,5-1 час при 150 оС 1 час при 150 оС
Решение проблем после неудачной сушки:
Если что-то сломалось или отвалилась деталь в процессе сушки, не надо
расстраивайться! Все отлично и незаметно приклеивается обратно клеем ПВА (строительным, а не канцелярским!!!) или клеем Момент.
Трещины, неровности или ненужное "вспучивание" можно сгладить
маленькими напильниками по металлу (надфилями). Финальная отделка изделий из соленого теста. После сушки ваше изделие нуждается в финальной отделке. Она может быть минимальная (например при использовании цветного теста) и состоять только из покрытия лаком или более сложная, несущая декоративную нагрузку. Такие виды отделок можно разделить на три категории:
1. Раскрашивание. 2. Подрумянивание. 3.Глазурование.
Обычно с ребятами мы свои изделия раскрашиванием красками. Но стоит так же сказать несколько слов о двух других способах (хотя в условиях школы мы ими не пользуемся, в виду отсутствия духовки и ограничения по времени).
Подрумянивание: используется для придания изделию определенного
оттенка. Для этого температуру в духовке поднимают до 200 о С, не извлекая изделия от туда сразу же после сушки. При этом необходимо внимательно следить за изделием что бы "поймать" нужный оттенок и не спалить его. Так же можно отдельно подрумянить некоторые детали изделия, для этого остальные части закрываются фольгой.
Глазурование: проводится обычно на последнем часу сушки при температуре 150 - 200 оС. основные способы глазурования: соляным раствором, молочно-водной или яично-водной смесью. Приготовленным
раствором каждые 5-10 минут тщательно и аккуратно смазывается изделие целиком. Раствор наносить нужно внимательно, так как цвет изделия может получится неровным или могут образоваться некрасивые подтеки.
Раскрашивание: Приступать к раскрашиванию изделий необходимо после полного высыхания. Для работы подойдут акриловые, темперные, гуашевые, акварельные краски. Со старшими ребятами на уроках мы в основном пользуемся акриловыми красками, так как они уже умеют аккуратно обращаться с кисточками, вовремя их промывают, знают какое количество краски и какой консистенции необходимо использовать для работы. Но для того чтобы краска легла аккуратно, предварительно изделие грунтуется акриловой грунтовкой. А вот с ребятами помладше, лучше пользоваться акварелью или гуашью. Эти краски для них более понятны. Во время раскрашивания необходимо работать быстро и аккуратно. Ведь даже хорошо высушенное тесто не любит сырости. Раскрашивать изделия надо начинать с общего фона, заканчивая мелкими деталями. Как показывает практика сначала надо покрывать изделие светлыми теплыми красками - желтой, красной, оранжевой, а потом холодными, темными – зеленой, синей, фиолетовой и др. Если сделать наоборот, изделие будет иметь грязноватый вид.
В этой связи рассмотрим приемы цветовых решений изделий из слоеного теста. Исторически цвет использовался вначале в качестве простого связующего средства между объектами, затем — знака-символа и в последнее время —системы языкового характера. При определении смысла и значения цвета всегда учитывались конкретные исторические условия. Сначала человек почувствовал, что горящие и нагретые предметы краснеют, далекие предметы в воздушном пространстве голубеют, а позже понял, что из всех цветов синий — «самый далекий», а красный — «самый теплый». Становление цветовой знаковой системы протекало неразрывно с развитием художественной культуры, поэтому проанализировать ее и особенно понять символическое значение цвета изолированно от человеческой истории и культуры невозможно. Человек воспринимает информацию в цвете на основе своего опыта, культуры и образования в условиях жизни общности людей отдельной страны или региона. Если цвет отображает объекты, действительность или какие-либо понятия, то он несет познавательное значение в виде безусловного, условного или кодового цветного изобразительного знака.
Безусловный цветной изобразительный знак — это цветное документальное изображение, в котором цвет является его существенным неотделимым
признаком. Черно-белое изображение условно и условность его тем больше, чем больше потеря цветовой информативности. Кодовый цветовой знак- символ не имеет ни изобразительного, ни ассоциативного сходства с обозначаемым объектом. Для понимания его смысла необходимо знание той цветовой системы условных символических обозначений, к которой этот символ относится.
Цвет может иметь коммуникативное значение, определяющее связь между элементами и предметами природы; символическое указывающее на явление, предмет или сущность, и выразительное (экспрессия), передающее определенное чувство и вызывающее соответствующие эмоции (триединство цвета). Цвет на изображение накладывается естественно, поэтому такие выразительные характеристики, как теплый (красный), холодный (голубой), близкий (желтый), далекий (синий), легкий (белый), тяжелый (черный), со временем приобретают устойчивое значение ассоциаций. Однако при оценке эмоционального воздействия цветового строя изображения иногда прибегают к музыкальным терминам, поскольку чисто живописный лексикон «теплый, холодный, красочный, цвето-локальный, прозрачный, пастозный» дает слишком ограниченные определения, не затрагивающие духовность при восприятии цвета.
В искусстве выразительная форма создает впечатление, а знак конкретизирует его и направляет в определенное логическое русло. Выразительность красного цвета имеет двоякое значение — добра и зла;
тепла и жжения, силы и насилия, любовной страстности и кровавой
воинственности. Знак сосредоточивает наши чувства на конкретном явлении. В искусстве знак соединяется с выразительным обозначением, в результате чего получается синтетическое слияние двух качеств в единой художественной форме. Чем богаче выразительное обозначение, тем ярче художественный образ. Однако нельзя путать реальность жизни с реальностью искусства. Выразительность не знак, а обозначение, поэтому ее надо создавать в искусстве, в конкретной форме и для конкретных условий общественного эстетического развития.
Учитывая различную символику цвета и его гармонию, художники углубляют ее содержание за счет художественной метафоричности знаков и реализуют символико-выразительное значение цвета. Цветовое изображение объекта обладает большими интонационно-выразительными возможностями по сравнению с черно-белым. Принцип цветового воспроизведения объектов является более активной формой выражения, так как цвет, будучи неотъемлемым признаком естественных объектов, несет в себе дополнительную информацию, которая при черно-белом воспроизведении теряется почти полностью и лишь частично компенсируется за счет ассоциативности. Поэтому выполнить эстетически полноценное черно-белое изображение значительно труднее.
Вывод
Детское творчество, а тесто пластика является одним из видов творчества - это «эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны».
Список использованной литературы.
1. Чаянова Г.Лепим из соленого теста. Украшения. Сувениры. Поделки.
Декор.— М: Эксмо, 2004. — 160 с.
2. Хананова И. Соленое тесто. — М.: АСТ-пресс книга, 2004 — 104 с.
3. Кискальт И. Соленое тесто/ Пер. с нем. — М.: АСТ-пресс книга, 2003
— 144 с.
4. Данкевич Е.В. Лепим из соленого теста. СПб: Издательский Дом
«Кристалл», 2001.
5. Конышева Н.М. Трудовое обучение в начальных классах. СПб.:
СпецЛит, 2000.__