П Л А Н – К О Н С П Е К Т открытого занятия «Народные поверья. Оберег магнит - Мешочек добра» в объединении «Лавка чудес» 1 год обучения возраст детей: 6 – 14 лет

Все вы знаете что, история возникновения народных примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и непознанной природы. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом, появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире. С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_meshochek_dobra.docx37.57 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

 дом детского творчества ст.Калининской

https://im1-tub-ru.yandex.net/i?id=d2a199a0834fb58c900f8c5b29db0a24&n=33&h=215&w=269

П Л А Н – К О Н С П Е К Т

 открытого занятия

«Народные поверья. Оберег магнит - Мешочек добра»

в объединении «Лавка чудес» 1 год обучения

 возраст детей: 6 – 14 лет

 Педагог Оленюк Елена Анатольевна

ст. Калининская

2017 год

Структура занятия:    

  1. Пояснительная записка
  2. Методы обучения:
  3. Форма работы: 
  4. Педагогические технологии:
  5. Принципы занятия:
  6. Тип занятия:
  7. План проведения занятия:
  8.  Ход занятия.
  9. Вводная часть:
  10. Основная часть.
  11.   Заключительная часть:                                                                                         

                 

                              1. Пояснительная записка

Тема: «Народные поверья. Оберег магнит - Мешочек добра»

Цель:

 Научить выполнять обереги магнит «Мешочек добра

Задачи:

- Образовательная – расширить кругозор обучающихся, познакомить с народными поверьями, традициями и обычаями, обучить новым способам работы с тканью и природным материалом, научить выполнять обереги;

-Развивающая – развивать фантазию и творческие способности, самостоятельность, инициативу;

-Воспитательная – воспитание уважения к народным традициям, воспитание познавательной потребности, интереса и активности, воспитание художественного и эстетического вкуса.

Место проведения: МБОУ СОШ №10.

Материалы и оборудование: клей Силач, клеевой пистолет, ткань или мешковина, ножницы, шпагат, монетки, крупа, семена тыквы и подсолнуха, сосновые шишки, желуди, бусины, цветы, ленты.

Методы обучения:

- словесные - фронтальная беседа;

- наглядные - демонстрация образцов;

- практические - самостоятельная работа;

- самоконтроль и оценка выполненной работы.

Форма работы: 

индивидуальная;

коллективная;

Педагогические технологии:

-личностно - ориентированная;

-развивающая;

-здоровьесберегающая;

Принципы занятия:

-доступности;

-последовательности;

-логичности;

-связи теории с практикой;

Тип занятия:

изучение нового материала;

План проведения занятия:

  1. Организационный момент.
  2. Основная часть.
  3. Заключительная часть. Анализ.

2.Ход занятия.

  1. .Вводная часть:

2.3.Оргмомент.                                                                                            

Педагог:  Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы умеете внимательно слушать, активно работать, помогать друг другу, и уверена, что наша совместная работа даст нам возможность почувствовать себя мастерами  творчества, способными своими руками создавать красоту.

Добрый день, гости дорогие,

Мы всех зовем

В наш уютный дом.

Проходите, не стесняйтесь,

Поудобнее располагайтесь.

А собрались мы для забавушки

Чтоб узнать, как жили наши бабушки,

Как делали обереги яркие,

Да самим смастерить подарки.

        Сегодня темой нашего занятия будут - Народные поверья. Оберег магнит «Мешочек добра». Ребята, мы поговорим о народных поверьях, приметах, суевериях и славянских оберегах. Вы узнаете, как выполнить оберег своими руками. Познакомитесь с основными правилами изготовления оберегов и их символами. Уж так устроен человек, что даже у самых заядлых атеистов и нигилистов есть капелька суеверия. Даже у нас на Кубани существуют такие  приметы, постучать по дереву, сплюнуть через левое плечо, а вернувшись, домой за забытой вещью, посмотреться в зеркало.

Ребята,  а какие приметы вы знаете. (Ответы детей).

          Ребята, оказывается, вы знаете много народных примет. Как вы думаете, почему и для чего люди издавна создавали приметы и верили в них? Верите ли вы в приметы?

Ответы детей: Вижу, что многие из вас верят в приметы.

          Все вы знаете что, история возникновения народных примет и обычаев уходит в далекое прошлое, во времена языческих поверий. Люди пытались всячески защитить себя от могущественной и непознанной природы. Люди искали закономерности, анализировали собственные наблюдения. Таким образом, появились злые и добрые духи, плохие и хорошие приметы, начали появляться ритуалы и обычаи, призванные защитить и помочь выжить человеку в этом мире. С незапамятных времен люди стремились защитить себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого они делали обереги. Люди верили, что обереги охраняют их от болезни, «дурного сглаза», хищных зверей, стихийных бедствий, и разных напастей. Собираясь в дальний путь, человек брал с собой оберег, чтобы, вложенные в него, добро, вера и любовь согревали душу, напоминали об отчем доме, родной земле. Самые сильные обереги – семейные реликвии. Это могут быть кольца, бусы, браслеты, игрушки, куклы, предметы одежды и предметы народного декоративно – прикладного творчества, передаваемые из поколения в поколение. Эти обереги обладают наибольшей силой, так как они защищают вашу семью уже давно, и их сила со временем только увеличивается. Следующими по силе являются вещи, подаренные вам кем-то, кто вас искренне любит и желает вам всяческих благ. Таким может оказаться и любимый человек, и родственник, и кто-то из друзей. Издавна люди беспокоились не только о том, как обезопасить себя, но и как уберечь свой дом от бед и напастей. На протяжении тысячелетий ни один дом на Руси не обходился без оберегов. Мешочек-оберег представляет собой маленький кисет, пошитый из мешковины с наполнителями разного рода. Плюс такой мешочек украшался сверху травами и камешками, которые имели свое значение. Наши предки украшали обереги всем, что было у них в наличии. Каждая вещь имела свое значение, потому что раньше считали, что каждый предмет – дух природы.

Значение символов на оберегах

Злаки, бобовые — символ достатка, сытой жизни, благополучной в материальном аспекте.
Лапти символизируют домашний уют, семейное счастье.
Мак, зерна мака — символ исполнения желания.
Красный горький перец — мужское начало, символ мужского здоровья.
Шишка — символ трудолюбия и достижения успеха.
Лекарственные травы, ягоды шиповника — символ крепкого здоровья.
Лук оберегает семью от слез.
Ягоды рябины — символ женской молодости, красоты.
Мешковина — изобилие.
Тыква, семена тыквы — символ плодородия, женского начала.
Хлеб — всему голова — согласие и достаток в доме.
Лавровый лист — слава, успех.
Плетение косы символизирует знакомства, дружбу с новыми интересными людьми.
Солнце, цветок подсолнуха — главный славянский оберег, славяне - дети солнца.
Семена подсолнуха — здоровье детей в доме.
Кукуруза — символ здоровья у детей, продолжения рода, сплоченности семьи, взаимопонимания.
Веник, направленный вниз, выметает ссоры из избы.
Веник, направленный вверх, — к деньгам.
Орех — символ умственной силы и здоровья.
Монетка — успех в делах.
Чеснок и перец изгоняют нечистую силу.
Домашняя выпечка символизирует хлебосольность.
Сухоцветы — символизируют уют и красоту. Мешочек с можжевельником — символизируют чистоту мыслей.
Горох — мир и дружбу.
Мешок — символ богатства.
Полотно — счастье в доме.
Узелок оберегает от скандалов в доме.
Гнездо — продолжение рода.
Бублик, цепь — непрерывное кольцо, символ крепкой семьи.
Мельница — перемелется — мука будет.
Крупа — мир, лад в доме, желая этого, молодых после венчания осыпали крупой.
Колосья, ягоды, дары природы — урожай в хозяйстве.
Коса, венок — символы бесконечности и непрерывности рода, возрастания благополучия.

3.Основная часть.

      Ребята, прежде чем приступить к  практической работе, давайте вспомним правила техники безопасности при работе, с материалами которыми мы будем пользоваться сегодня: клеем, ножницами, клеевым пистолетом, шпагатом (нитками). Все вместе вспоминаем правила безопасности, поднимая каждый предмет, демонстрируя и рассказывая, что нужно делать. Например,  ножницы мы передаем друг другу кольцами вперед. Клей Силач имеет сильный запах, поэтому помещение должно хорошо проветриваться, рукава, если длинные лучше подкатать, чтобы не вымазаться. Клеевой пистолет нельзя брать за стержень, когда он включен в сеть. Помещение должно быть достаточно освещено. Сегодня мы будем делать «Мешочек добра». Начнем с того, что приготовим заранее сделанные заготовки и начнем работу. Думаю, что процесс изготовления основы-мешочка не вызовет ни у кого серьёзных проблем. Размер мешочка зависит от того, какой образ вы планируете  ему  придать: «Мешочек добра»-  14-8 см или 10-6 см.  Вообще, можно не придерживаться каких-либо конкретных размеров, крою "на глазок". Многое зависит от количества материала для декорирования. Если украшать мешочек особо нечем, значит нет смысла его делать  большим. Ориентируемся на наличие материала, магнит на холодильник  не обязательно делать большим. Сшиваем срезы мешочка ниткой из мешковины с помощью гобеленовой или цыганской иглы. У них большое ушко, это удобно. Припуск на шов-1см. Соединяю детали швом "вперёд иголку", длина стежка -0,5см. Сшитый мешочек аккуратно выворачиваем налицо.  Ещё важно! Когда шьёте мешочек, в нём не должно быть дырок: ни в швах, ни на ткани. Бока сшивайте плотно, чтобы «добро» не ушло через прореху. Ставьте заплатку, если нужно. Это даже оригинально - мешочек маленький, да ещё латаный.  Набиваем мешочек синтепоном. Он лёгкий, пушистый. Если синтепона нет, то вполне подойдут: вата, мелкие опилки, чай, сухие ароматные травы. Наполненный мешочек завязываем лентой либо шпагатом связанным в косичку.  Декорируем мешочек с помощью семян, крупы, зелени, муляжей. Делаем его "посытнее"!

      В процессе занятия проводится физ.минутка - А часы идут, идут
Тик-так, тик-так,
В доме кто умеет так?
Это маятник в часах,
Отбивает каждый такт (Наклоны влево - вправо.)
А в часах сидит кукушка,
У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)
Прокукует птичка время,
Снова спрячется за дверью, (Приседания.)
Стрелки движутся по кругу.
Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)
Повернёмся мы с тобой
Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)
А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)
Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)
А бывает, что спешат,
Словно убежать хотят! (Бег на месте.)
Если их не заведут,
То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

         Педагогом проводится контроль работы детей, при необходимости оказание помощи.

4.Заключительная часть:

4.1 Рефлексия.

Педагог: Ну что, ребята, наше занятие подходит к концу. Понравилось ли вам занятие? Что нового узнали? Возникали ли трудности при выполнении мешочка?  Где вы сможете применить то, чему научились сегодня на занятии?

Обучающиеся: отвечают на вопросы.

4.2 Подведение итогов.

Педагог: Дорогие ребята и гости, сегодня мы вспомнили о том, во что верили наши деды, о том, как они жили и не тужили, как ценили тепло домашнего очага и сохраняли его с помощью различных оберегов. Старое уходит, но его нужно знать и беречь. Русская старина вся пронизана добром, трудолюбием, а это очень важно. Чтобы не ушло все старое, доброе, что велось веками, мы должны продолжать с вами русские традиции.

        А теперь давайте повесим ваши мешочки и посмотрим, что у нас получилось. Получились очень красивые и очень разные мешочки. Как вы оцениваете свои работы и работы товарищей. Теперь вы  можете смело повесить на холодильник  ваш «Мешочек добра». Пусть в доме счастье светиться всегда, пусть радость будет нескончаема и пусть поможет в этом вам, ваш милый сувенир! Наше занятие окончено. До свидания.

Информационные ресурсы:

  1. Прошельцева С.В. Обереги для вашего хозяйства /  С.В.Прошельцева  // Обереги. - 2009. №2. - С. 6-19
  2. Семёнова А.Н. Магия родного дома. – СПб.: Невский проспект, 2000.
  3. Семёнова М. Мы – славяне!: Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998.
  4. Шептуля А.Э.  . Обереги своими руками: укрась и защити свой дом. М.: Эксмо, 2007, с 5-8, 17-18, 43-45, 61.

Интренет-ресурсы:

  1. http://stranamasterov.ru/node/67462
  2. http://nmsk.privetbb.ru/t238-topic
  3. http://www.auradoma.ru/articles/a_1197/
  4. http://obereg.sviet.ru/?p=6