«Оценка детских достижений» из опыта работы Сергиенко Ольги Николаевны, педагога дополнительного образования
В работе рассказывается о системе оценивания детского труда в студии, которая не только отражает успехи детей, но и способствует активизации образовательного процесса. Эта система оправдывает себя более 10 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_aktivizatsiya_protsessa.doc | 37.5 КБ |
doklad_otsenka_dostizheniy.doc | 57 КБ |
otsenka_detskih_dostizheniy.pdf | 1.1 МБ |
sistema_otsenivaniya_sergienko1.pdf | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Управления образования администрации
«Центр детского творчества г. Шимановска»
Выступление на методическом совете «вариативные формы аттестации детей»
«Оценка детских достижений»
из опыта работы Сергиенко Ольги Николаевны, педагога дополнительного образования
Я расскажу о системе оценивания детского труда в своей студии, которая не только отражает успехи детей, но и способствует активизации образовательного процесса.
Эта система оправдывает себя продолжительное время.
Разработать ее мне изначально помог опыт педагогов Ярославского областного центра детей и юношества (журнал «Внешкольник» за 1996 год №3), где я узнала о разных формах оценки детских достижений. В процессе работы с детьми наиболее интересные формы усовершенствовались и видоизменились, а в настоящее время являются важной составляющей моей образовательной программы.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
В мою программу включена форма оценки – рейтинг - это индивидуальный числовой показатель оценки достижений конкретного человека. Главное назначение такой оценки стимулирование, мотивация ребенка к деятельности. Рейтинг оформлен в таблицу, которая доступна для просмотра и подсчета баллов каждому ребенку. При оценивании детских работ должен действовать педагогический принцип «открытости», каждая оценка объясняется. Стимулом набрать баллы являются ограничения – не менее 100 баллов за год.
Основные параметры, по которым производится расчет рейтинга учащихся:
- Выставляются основные баллы за каждое изделие. К ним прибавляются дополнительные баллы за творческий подход к делу, аккуратность, сложность, самостоятельность.
- Ставятся баллы за выполнение тестовых контрольных работ;
- За работу в объединении (помощь детям, помощь педагогу, дежурство, посещаемость);
- За участие в выставках, мероприятиях.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Результаты рейтинга выносятся на таблицу роста мастерства ребенка, которая демонстрирует успехи детей в обучении. На ней отражены основные уровни присвоения детям творческих званий (ученик, подмастерье, мастер, мастер-класс, умелец). К таблице дети прикрепляют рисунок человечка со своим именем. Ребенок, набрав 100 баллов, переходит на новую ступень обучения, поднимая своего человечка от ученика в подмастерья и т.д. Ребенку надо дорасти до «умельца». Такой способ оценки очень нравится детям и является стимулом заниматься в студии как можно дольше.
Для одаренных детей как способ активизации существует минипрограмма. В начале года мы вместе планируем работу на учебный год. Пожелания ребенка берутся за основу, а моя программа подстраивается под неё. Минипрограмма отражается в индивидуальной книжке. Ребенок сам ведет учет своего продвижения по программе. А в конце обучения его результаты анализируются (что сделано, что не успели сделать и почему). Обучающийся в этом случае сам пытается увидеть свои успехи. Это формирует самооценку у детей в отношении своего труда и старания.
Эти формы активизации способствуют хорошей посещаемости детей на занятия и заинтересованности в своем творческом росте, а также стимулируют их к участию в выставках и конкурсах.
----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Основное условие успешности такой системы - она должна работать постоянно. Каждый ребенок может стать умельцем, если у него есть стимул идти к цели. А благодаря такой оценке, дети наглядно видят итог своего обучения, и идут к ней. Поэтому лозунгом продвижения ребенка по ступенькам вверх является эта фраза «Я вижу цель и иду к ней…»
Литература:
Журнал «Внешкольник» №3, Ярославль, 96 г.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр детского творчества
Управления образования администрации
г. Шимановска
Выступление на городской педагогической конференции «Диагностические средства учета качества творческой личности в процессе ее развития»
«Оценка детских достижений»
из опыта работы Сергиенко Ольги Николаевны, педагога дополнительного образования
Прошел учебный год, анализируя свою работу, считаю нужным поделиться своим хоть и небольшим опытом.
1-я тема по самообразованию «Активизация интереса родителей к дополнительному образованию»:
Во-первых, старалась познакомиться с родителями каждого ребенка. Например, по бисероплетению, устроила выставку через 2 месяца занятий. На выставке были не только работы детей, но и книги, программа по кружку, чтобы у родителей создалось полное впечатление об этом рукоделии. Несколько мам сами увлеклись этим рукоделием (Бурдун Али, Псырковской Оли, Родионовой Лены). Мама Али Бурдун приходила на занятия и плела изделия вместе с дочкой. Мама Оли Псырковской также приходила на занятия, спрашивала, брала литературу на дом. А мама Лены Родионовой училась у дочки.
По студии «Народный умелец» родителей детей посещала на дому. Отношения доверительные. В конце года дала анкеты по исследовательской работе «Причины оттока детей из объединений». Приглашала их на занятия. Эта тема очень обширная на этапе развития. Следует продолжить изучение. Но вывод есть – работа с родителями является необходимым условием для успешной работы а дополнительном образовании.
2-я тема по самообразованию «Контроль знаний, умений и навыков». Здесь я воспользовалась опытом педагогов Ярославского областного центра детей и юношества (журнал «Внешкольник» за 1996 год №3). В своей работе использовала следующие формы проведения контроля:
1. Рейтинг – индивидуальный числовой показатель оценки достижений конкретного человека. Введение рейтинга позволило мне оценить рост учащихся в течение всего года. Изменение их личного рейтинга показывало не только практические навыки учеников, но и несколько активно они работают в объединении.
Например: дежурство, помощь детям, помощь педагогу, посещаемость. За усвоение каждой темы ученик получает соответствующую сумму баллов, которые проставляются в таблицу.
Основные параметры, по которым производился расчет рейтинга учащихся:
- оценка практической деятельности по каждой теме, по каждой игрушке;
- оценка выполнения тестовых контрольных работ;
- работе в объединении.
На кружке «Бисероплетения» поделка оценивалась по следующим показателям:
- самостоятельность в изготовлении;
- аккуратность;
- эстетическое оформление;
- оригинальность;
А в студии «Народный умелец» оценивала работы учащихся по:
- композиционной организации изображения;
- передача форм;
- конструкция;
- цветной организации изображения;
- передача пространства.
В студии «Народный умелец» практикуется защита игрушки. Эскиз, рассказ и сама поделка. Такая работа показывает приобретение и практический опыт, точку зрения автора.
Результаты контроля я представила в виде цветописи.
- красный – работает самостоятельно в быстром режиме;
- желтый – выполняет задания, соблюдая все требования;
- зеленый – выполняет задания самостоятельно, но с ошибками;
- синий – постоянно обращается к помощи руководителя и товарищей;
- фиолетовый – пропускает занятия;
- черный – слабо справляется с заданиями.
Все результаты выставляются на обозрение, обсуждаются детьми. Они сравнивают их, стремятся обогнуть друг друга.
Рейтинг имеет не только обучающее знание, но и воспитательное. Все лучшее, что есть у детей, идет на пользу объединения. У детей появляется желание работать, интерес, им интересно даже дежурить. Самым старательным учащимся (3 уровня обучения) я разрешаю самостоятельно проводить занятия по бисероплетению. Дети самостоятельно разбили схемы, объединяли их другим, т.е. – это своеобразная проверка знаний и умений учащихся 3 уровня обучения. Активно использую в работе творческие программки (опыт Е.В. Левашевой), которые ребенок получает в начале учебного года.
В программке изображаю все изделия, которые ему представит сделать в течение учебного года. В программке есть графы: на заказ, на ярмарку, успела во время занятий 0 это сделано сверх программы.
По мере изготовления игрушек ребенок закрашивает их изображение в программке. А если выполняет самостоятельную работу, то он дорисовывает её или просто записываю в дополнительную графу.
«Пьедестал» - это своеобразная разновидность рейтинга помог подвести итоги и выбрать детей окончивших год по полной программе. Благодаря выбранным формам контроля я проанализировала программу, поправила её, скорректировала цели и предполагаемый результат уточнила. Таким образом, контроль и оценка необходимы не только руководителю, но и детям.
Приложение
- Рейтинг учащихся.
№ п/п | Фамилия, имя | ||||||||
1. | Сидоров С. | 16 | 5 | 3 | 17 | 10 | 4 | 10 | 15 |
2. | Петров П. | 20 | 1 | 3 | 4 | 10 | 5 | 17 | 10 |
3. | Иванов И. |
- Пьедестал.
Фамилия детей и фотографии | ||
Обращаются к помощи руководителя, выполняют задание руководителя самостоятельно, но с ошибками. | Полностью выполняет программу, самостоятельно справляется с работой, помогают товарищам, работают по индивидуальной программе в быстром темпе. | Слабо справляются с заданиями, низкое качество работ. |
3. Моя программа.