Создание тарелки в технике папье – маше.

Сайгина Надежда Анатольевна

Посмотрев конспект занятия вы научитесь изготавливать тарелку в технике папье-маше

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pape_mashe.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Центр технического творчества детей и юношества

городского округа город Нефтекамск

Республики Башкортостан

Конспект занятия


Создание тарелки в технике папье – маше.

                                             



                                                         
                                       Сайгина Н. А.

                                                                            педагог дополнительного                    
                                                                           образования
                                                                       

                                             г. Нефтекамск, 2016г

Цель занятия: изготовление тарелки в технике папье-маше.
Задачи:
1. Познакомить с техникой папье-маше. Учить последовательности выполнения    тарелки из бумаги.
2. Развивать мелкую моторику рук, скульптурные навыки, воображение.
3.
 Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность, чувство взаимопомощи и товарищества.
Методы и приемы: беседа, пошаговое изложение материала, практическая работа, индивидуальный подход.
Оборудование:
 образцы изделий из папье-маше, клеенка, разовая тарелочка, газета, листы белой бумаги, стаканчик, кисть для клея, клейстер, тряпочка.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть занятия.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
                                                     Ход занятия.
1 Организационный момент.
  Добрый день. Я рада видеть вас сегодня на занятии.
   Создание эмоционального настроя.
   Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я смотрю на ваши лица и вижу, что  стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые и сердечные люди. Ведь доброта, это солнце, что согревает душу человека.
  Сегодня на занятии  я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
2. Основная часть занятия.
   Сегодня  мы познакомимся с новым видом искусства, которое называется папье- маше.
  Беседа.
 Этот вид декоративно-прикладного искусства пришел к нам очень давно, тогда, когда была изготовлена бумага, из Китая. Долгое время это искусство хранилось в тайне, но в средние века оно появилось и в Европе, во Франции. Там его и назвали папье-маше. Если перевести это слово с французского на русский язык, то получится «жеваная бумага».
  Папье- маше- это густая масса из смеси различных материалов: ваты, опилок, мха. Этим же словом называют и сам процесс изготовления изделий из приготовленной массы.
  Как вы думаете, что можно сделать в этой технике?
  Из папье- маше можно делать самые разнообразные предметы: наглядные пособия по окружающему миру, рисованию, математике, игрушки и маски для кукольного театра, сувениры.
Из папье-маше изготавливался очень широкий ассортимент изделий: табакерки, шкатулки, игрушки, подносы, подсвечники, рамы для зеркал, декоративные панели для стен, дверей, карет, а так же  разнообразные изделия  мебели, включая кровати и гардеробы.
Все они изготовлены из смеси бумаги и клея.
 
Папье-маше в России  стало популярно, вероятно, еще в  эпоху Петра I, Но промышленное производство художественных изделий из папье-маше  возникло  только в 19 веке.      
 Практическая работа.
   Анализ образца.
- Какой формы тарелка?
- В этом изделии 1 часть - основа, а деталей очень много. Это кусочки бумаги различной длины и формы.
С помощью чего соединены детали?
Из каких материалов выполнено изделие?
Какие инструменты потребуются для работы?
  Перед началом работы нужно приготовить
клейстер. Я дам вам готовый раствор и познакомлю с рецептом. В стакан положить 2 столовые ложки муки и залить холодной водой. Размешать до состояния однородной массы, без комков. В кастрюлю налить 1 литр теплой воды и поставить на средний огонь. Влить в кастрюлю раствор из стакана, помешивать 2-3 минуты, подогреть. Как только будет закипать, снять с огня, не допускать кипения. Остудить, перед работой взболтать.
   Этапы выполнения работы.
  Тарелка состоит из нескольких слоев. Мы возьмем разовую тарелку и на нее будем наклеивать слои из кусочков бумаги и газеты. Когда бумага высохнет, мы снимем самодельную тарелку с разовой и оформим ее.
1 слой: кусочки белой бумаги окунаем в стакан с водой, и укрываем ими всю разовую тарелку. Это нужно для того, чтобы наша тарелка не приклеилась к разовой.
2 – 4 слои: из кусочков газеты смазанных клейстером.
5 слой: из кусочков белой бумаги смазанных клейстером.
  Сутки наша работа будет сохнуть. На следующем занятии мы ее оформим.
Как это можно сделать? Есть множество вариантов: расписать красками, оформить аппликацию, сделать декупаж из салфеток, украсить паетками, бисером, тесьмой.
  Прежде чем приступить к работе, давайте повторим
правила техники безопасности:

- что нам понадобится при работе с клейстером (клеенка, тряпочка, стаканчик, кисть);
- клейстер не должен попадать в глаза и на одежду;
- кисть передаем аккуратно, не машем ею.
  Теперь можно приступить к работе.
   Возьмем белую бумагу, затем газету и порвем сначала на полосы, а затем на кусочки 2 на 3 см. Края обязательно должны быть рваные, лохматые, иначе на готовом изделии потом останутся рубцы (показ). Теперь на клеенку дном вверх положим разовую тарелку. После этого приступим к наклеиванию слоев.
  Возьмите кусочек белой бумаги, обмакните его в баночку с водой и наложите на дно тарелки. (показ). Разгладьте его, иначе на готовом изделии останутся пузыри. Второй кусок бумаги положите так, чтобы он закрывал примерно половину первого кусочка. Это нужно для того, чтобы готовое изделие не рассыпалось. Следите за тем, чтобы вся поверхность тарелки была покрыта кусочками бумаги. Продолжаем работу по плану.
    Давайте немного отдохнем и выполним
упражнение для пальцев.
...1, 2, 3, 4, 5
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
 Давайте продолжим работу.
3. Итог занятия.
   Посмотрим, что у нас получилось. Поменяйтесь местами с соседом по парте и оцените его работу.
Какие пункты плана мы сегодня выполнили?
Что нам осталось сделать?
Какое изделие мы начали изготавливать?
Из чего? Как переводится слово папье- маше?
Для чего можно использовать тарелку?
  На следующем занятии мы продолжим работу. Оформим тарелку.  
 
Рефлексия. Техника «Мишень настроения»
   Ребята, а настроение у вас какое? Узнать настроение каждого нам поможет «Мишень настроения»,  которая имеет три круга:
- внутренний оранжевый круг – настроение отличное;
- средний зеленый круг – настроение обычное, как всегда;
- внешний фиолетовый круг – настроение отличное.
  Возьмите цветок нужного цвета и приклейте на круг, который соответствует вашему настроению.
  Наше  занятие подошло к концу, и завершаем мы его с отличным настроением. Спасибо вам за активность и творческий подход.

































Тема:
 Изготовление аппликации в технике «торцевание».
Цель занятия: научить выполнять  аппликацию в технике «торцевание».
Задачи:
1. Познакомить с техникой «торцевания», историей появления салфеток.
2. Развивать мелкую моторику рук, воображение.
3. Воспитывать трудолюбие, усидчивость, терпение, аккуратность.
Методы и приемы: беседа, пошаговое изложение материала, практическая работа, индивидуальный подход.
Оборудование:
 образцы изделий, картон, клей ПВА, ножницы, бумажные салфетки, шаблоны.
Структура занятия:
1. Организационный момент.
2. Основная часть занятия.
3. Подведение итогов. Рефлексия.
                                                     Ход занятия.
1 Организационный момент.
  Добрый день. Я рада видеть вас сегодня на занятии.
   Создание эмоционального настроя.
   Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки. Спасибо. Я смотрю на ваши лица и вижу, что  стало светлее. Это, наверно, потому, что здесь собрались добрые и сердечные люди. Ведь доброта, это солнце, что согревает душу человека.
  Сегодня на занятии  я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!
2. Основная часть занятия.
   Сегодня  мы познакомимся с новым видом искусства, которое называется торцевание. И будем работать в этой технике используя бумажные салфетки.
  Беседа.
 
  Аппликация из бумаги знакома всем еще с детства.
Торцевание – это объемная аппликация. С помощью торцевания можно создавать удивительные объемные картины, мозаики, открытки.
Принцип торцевания.
   В основе этой техники – создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовочка» как один мазок кисти в создании картины, как одна петелька в вязании.
  Торцевание – работа не сложная, но кропотливая. Она требует не только усидчивости, но и аккуратности, внимания и определенной ловкости.
Практическая работа.
  Прежде чем приступить к работе, давайте повторим
правила техники безопасности:
- что нам понадобится при работе с клеем ПВА (клеенка, тряпочка, кисть);
- клей не должен попадать в глаза и на одежду;
- ножницы передаем кольцами вперед и не оставляем открытыми.
   
Этапы выполнения работы. ( Педагог показывает и объясняет, дети тут же выполняют)
  Выбираем сюжет аппликации и нарезаем салфетку на мелкие квадраты. После того, как вы определились с видом изделия, необходимо заготовить бумагу для «торцовок». Это должны быть нарезанные  квадратики. Размер – от одного до трех сантиметров, количество – в зависимости от площади или объема изделия. Заготовку, на которую будут крепиться «торцовочки», можно заранее намазать клеем. Но также можно наносить клей на каждый отдельный элемент – это уж как вам больше нравится.
  Как сделать один такой «пушистик»? Технология изготовления «торцовок» требует аккуратности. Приложите бумажный листочек центром к концу палочки, и, придерживая его, аккуратно сомните бумагу, оборачивая ею палочку. Обжимая бумагу, не надавливайте слишком сильно, чтобы не порвать ее. В результате у вас получится маленький пушистый конус. Пушистость ему придадут сложившиеся в складки стороны квадратика. После этого, не снимая конус со стержня, приклейте его к заготовке так, чтобы вершина конуса оказалась склеенной с поверхностью заготовки, а складочки этакой «гвоздичной» смотрели бы на вас. Приклеивая торцовки помните, что чем плотнее друг к другу вы разместите их на поверхности изделия, тем пушистее и аккуратнее оно будет выглядеть.

   Давайте немного отдохнем и выполним упражнение для пальцев.
...1, 2, 3, 4, 5
Вышли пальцы погулять.
Этот пальчик самый сильный,
Самый толстый и большой.
Этот пальчик для того,
Чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный
И стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный,
Он избалованный самый.
А мизинчик хоть и мал
Очень ловок и удал!
Динамическая пауза.
Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,
На четыре – руки шире,
Пять -  руками помахать,
Шесть – на место сесть опять.

  Давайте продолжим работу.
 
История появления салфеток.
   Первой салфеткой был фиговый листок, которым рабы древней Греции вытирали рты своим хозяевам, а обычны жители использовали для этого тонкий хлебный кусок. Однако путь от этого листка до производства бумажных салфеток составляет не одну тысячу лет. В древнем Риме в начале нашей эры считалось правилом хорошего тона после еды вытирать руки и лицо об край скатерти. В азиатских странах к обеду подавали воду для мытья рук в специальной чаше.
   Вначале специально для застолья изготавливали тканевые салфетки из шёлка и кружев. Они служили украшением стола в богатых римских домах, что и сегодня является признаком хорошей сервировки во всём мире. В ряде стран были особые правила, регулировавшие то, как надо складывать салфетки. Начиная с 14 века пользоваться за столом шикарными салфетками начала не только Италия, но и Европа.
  Россияне впервые увидели их благодаря Петру 1.
   Со временем эта столовая деталь стала более доступной, распространяясь в маленькие города и деревни. Делали их из льна, украшали национальной вышивкой, самые лучшие их них использовали в праздники и передавали дочерям по наследству. Также появились хлопковые салфетки, которые ценились ниже и часто использовались в повседневном быту.
  А производство
бумажных салфеток придумали в 19 веке в Японии. По началу эта продукция была дорогой, так как бумага в те времена тоже была не дешёвой. Своей популярностью бумажные салфетки обязаны немцам, которые способствовали их распространению в 70-е годы прошлого века. Именно в практичной Германии решили поставить производство на поток, чтобы сделать бумажные салфетки доступными. Теперь, благодаря тому, что комфорт и аккуратность пересилили декоративность, бумажные салфетки можно купить любой хозяйке за совсем малые деньги.

3. Итог занятия.
   Посмотрим, что у вас получилось. Поменяйтесь местами с соседом по парте и оцените его работу. Мини – выставка у доски.
  У вас очень красивые работы, вы замечательно поработали.
- Как называется техника, в которой мы работали?
-  Назовите элемент такой аппликации, как он называется?
- Кто привез первые салфетки в Россию?
     Наше  занятие подошло к концу, и завершаем мы его с отличным настроением. Спасибо вам за активность и творческий подход.