Роспись глиняной тарелки "Олень в сердце ты моем"
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат среднего общего образования» село Самбург Пуровского района
Разработал: учитель изобразительного искусства
Вора Анна Сергеевна
Роспись тарелки «Олень в сердце ты моем»..
Тип урока: комбинированный
Цель урока: декоративная роспись тарелок
Задачи:
- Закрепить знания о гончарном круге и работе на нем, формировать умения создавать рисунок на круглой основе по заданному замыслу
- Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности.
- Воспитывать любовь к искусству.
Задание: декоративно оформить выполненную на уроке тарелку.
Материалы:
- Для учащихся: акриловые краски, графитный карандаш, кисти № 5, №2, №1, баночка с водой, тряпочка, вылепленные фигуры, шаблон сердца и оленя.
- Для учителя: готовый образец изделия, варианты росписи, варианты росписи тарелок, материал, необходимый для показа выполнения работы
План урока:
- Организационный момент.
- Актуализация опорных знаний
- Формирование новых знаний
- Творческая практическая деятельность
- Итог урока.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Проверка и актуализация знаний, полученных на предыдущем уроке.
На прошлом уроке вы познакомились с гончарным ремеслом, а также побывали в качестве гончарного мастера, создали по тарелочке.
- Формирование новых знаний.
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А еще – мольберт-треножник,
Потому что я художник!
На прошлом занятии вы были гончарами, а на этом занятии мы с вами будем художниками по декоративной росписи посуды. И нам предстоит расписать наши тарелочки.
Глина – прекрасный материал для творчества, она пластична, послушна и достаточна прочна. Работа с глиной увлекательна, она наполнит вашу жизнь радостью творчества. Вы сможете ощутить ни с чем не сравнимое удовольствие от реализации самых смелых идей, от изделий, выполненных своими руками.
Мир окружающих вещей нам не безразличен. И поэтому, стоит, наверное. Позаботиться о том, чтобы он не был бездушно стандартным, а мог бы рассказать кое-что о том, что мы ценим в жизни, к чему стремимся и что умеем делать. Сотворите и вы свое чудо. Бескрайняя заснеженная тундра, на небе таинственные всполохи северного сияния, несколько чумов темными треугольниками прочно осели в снегу. В чуме тепло, посреди небольшая печка, язычки пламени слабо освещают чум, на шкурах тепло и удобно сидеть. Бабушка шьет пимы и неторопливо ведет свой рассказ о детях сиротах, скитающихся по тундре. «Слово-песня вперед, кружась, понеслась, опустилась… девочка братишку взяла за руку, в незнакомую землю пошли. Весь день они идут. Три дня они идут… Смотрят вперед. Впереди большая река. За рекой-равнина. На этой равнине видны семь больших чумов. Дети идут к этим чумам. Чумы топились. Около чумов было много оленей. Девочка направилась к чумам. Около одного чума был большой аршин. Девочка потихоньку идет к аршину. На нарту села и ждет. Из крайнего чума вышла женщина… К девочке подошла и спросила: Девочка, ты кто, чья дочь, откуда пришла?
Девочка отвечала:-Я ищу горячего огня, еду ищу, хороших людей ищу. Женщина подошла к нарте, достала олений жир, вяленое мясо, дала девочке..»В сказках бабушки все понятно: почему великаны-волшебники одаривают добрых людей стадами оленей, а на злых насылают волков: почему рыбы живут в воде, а совы и куропатки зимуют в тундре…Это поэтическое восприятие жизни у детей Севера дополняется собственными впечатлениями – о тундре, как о безграничном пространстве с островками жизни – стойбищами, оленями, о череде сменяющих друг друга полярных и белых ночей: солнце, оживляющее землю; птицах, разноголосыми криками пробуждающих тундру весной, белых гусях на черной глади болот. Так формируется художественное восприятие мира, в основе которого лежит чувство гармонии и обостренное ощущение значительности всего происходящего – будь то кочевье, приход гостя или вихрем пронесшийся аргиш.
Когда приходит пора учиться, дети покидают тундру и приезжают в поселки, где живут и учатся в школах интернатах. Но новая жизнь с обустроенным бытом не только не затмевает прежние впечатления, но и обогащает память, высвечивая картины родного дома, и жизни в тундре. В школах дети много рисуют, и основной темой их рисунков становится тундра, где прошло детство и куда они устремляются на зимние и летние каникулы. Жизнь в тундре, в отличие от поселка, еще и сегодня сохраняет все черты традиционного быта, поэтому на рисунках дом – это всегда чум, мама одета в нарядную ягушку, а папа – в малицу.
Тундра для маленьких художников всегда наполнена жизнью. Вот в зарослях болот замерли журавли, на снегу затаились куропатки. Вот чум, а чум – это дом, тепло, люди, об этом говорит дым, «песцовым хвостом» стелющийся по ветру, лыжня, санки, олень, терпеливо ожидающий своего хозяина. Все дети рисуют оленей, рисуют простым карандашом, фломастером, пером, красками и всегда по-разному. Рисунок всегда точен, выразителен, эмоционален. Оленье стадо – это сама тундра, пришедшая в движение. С оленем связана вся жизнь ненца. Олень – надежный и верный друг, помогающий в кочевьях. Олень – это и источник жизни, дающий мясо и шкуры, которыми утепляется чум. Из шкур шьют одежды, а мужчины делают арканы, даже нитки для шитья выделываются из оленьих сухожилий. Олень олицетворяет силу и выносливость – качества, которые ненцы особенно ценят в людях. Олененком называет ребенка мать. Олень – любимый персонаж северных сказок. Так, тундра, чум, олень сливаются в единый образ Родины.
Для начала работы нам необходимо загрунтовать поверхность тарелки. Приступая к росписи тарелок нам необходимо выбрать узор. Так как наши тарелочки круглые, то здесь очень хорошо рисунок разместить в центре.
Физкультминутка.
Динамический этюд «Гончар и художник».
Передать движение мастеров по заданию учителя.
Художник: Движения легкие, роспись изделия в воздухе.
Гончар: надавливающее движение, имитирующее формовку горшка.
- Творческая практическая деятельность.
Мы с вами будем выполнять роспись на декоративной глиняной тарелочке, которая будет служить настенным украшением.
Середину тарелочки, дно, называют зеркалом, края – бортами. Узкую полоску, нанесенную на борт тарелочки, называют отводкой. Расписывать нашу тарелочку будем акриловыми красками. Основа де 1. Возьмем кисть №5 и загрунтуем глиняную тарелочку водно-дисперсионной белой краской. кора будет служить сердце, а в нем олень – «Олень в сердце ты моем».
- На загрунтованную поверхность тарелочки накладываем шаблон в виде сердца и обводим.
- Покрываем форму сердца на тарелочке красным цветом акриловой краской, используя кисти №5 и №2
- Пока наше «сердечко» подсыхает, на краях тарелочки, бортах, мы нарисуем небольшие ажурные снежинки
- Возьмем заранее приготовленный шаблон оленя, разместим его в центре нашего сердца и обведем.
5. Возьмем кисть №1и закрашиваем ту часть, где мы получили форму оленя.
6. Оживляем наше сердечко белой акриловой краской
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
- Контроль организации рабочего места;
- Контроль правильности выполнения приемов работы;
- Оказание помощи
- Контроль объема и качества, выполненной работы.
- Итог занятия.
Выставка.