ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Еремеева Ольга Александровна

дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_dekorativnogo.doc169 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

 ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной  направленности базового уровня освоения образовательных результатов

 Итатский

2016

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Итатский детско-юношеский центр»

Тяжинского муниципального района Кемеровской области

Согласована с педагогическим советом

(протокол № ____ от «    » августа 2016 года)

Утверждена приказом  №___ от «     » августа 2016г.

Директор центра ________________ Н.Е. Воронов

 

ОСНОВЫ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

художественной  направленности базового уровня освоения образовательных результатов

 

Педагог  дополнительного образования

Еремеева Ольга Александровна

Возраст учащихся:  8 – 12 лет

для детей с умственной отсталостью – 10 – 15 лет

Срок реализации: 2 года

Итатский

2016

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  2. Задачи
  3. Формируемые предметные знания, учебные умения и универсальные учебные действия
  4. Ожидаемый результат
  5. Учебно-тематический план
  6. Содержание образования
  7. Методическое обеспечение
  8. Материально-техническое оснащение
  9. Литература

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

  1. Пояснительная записка
  1. Программа «Основы декоративно-прикладного искусства» (далее – программа) составлена в соответствии с основной образовательной программой центра и является дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой художественной направленности базового уровня освоения образовательных результатов.
  2. Актуальность программы заключается в востребованности услуг по обучению учащихся разным  видам декоративно-прикладного творчества, что даёт оптимальные возможности для развития их творческих способностей. Также предусмотренное программой содержание образования позволяет расширить доступность её освоения даже для учащихся из малообеспеченных семей за счёт использования недорогих материалов.
  3. Назначение программы:

первого года обучения:

  1. дать учащимся общие сведения об интересующем их виде деятельности, помочь им составить представление о выбранной деятельности и оценить свои возможности в её освоении;
  2. сформировать у учащихся следующие обобщённые умения уровня элементарной грамотности:
  • рассказать о конкретном виде деятельности;
  • выполнять основные действия;
  • объяснить причины выбора данного вида деятельности.

второго года обучения:

  1. дать возможность учащимся осмыслить имеющийся опыт в выбранной деятельности, углубить теоретические знания и практические умения;
  2. сформировать у учащихся не только обобщённые умения уровня элементарной грамотности, но и следующие обобщённые умения уровня функциональной грамотности:
  • систематизировать информацию;
  • выбрать и совершать самостоятельные необходимые действия для выполнения задания;
  • довести начатую работу до конца (с помощью педагога);
  • общаться;
  • задать вопрос специалисту.
  1. Цель: развитие творческих способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства.  
  2. Программа является модифицированной. В её основу заложены основные положения программы «Кружок изготовления сувениров» О.С. Молотобарова. При этом взятые из неё разделы адаптированы к запросам учащихся и потенциалу образовательного учреждения и педагога.
  3. Отличительной особенностью данной программы является учёт индивидуальных особенностей учащихся с различным интеллектуальным уровнем и физическим здоровьем.
  4. По структуре программа является сквозной, соизмеряющей учебный     материал с возрастными особенностями учащихся, их количеством в группах и оценкой физического состояния.
  5. По содержанию деятельности программа является познавательной с элементами коррекционной.
  6. По уровню формирования и развития личности программа является развивающей личность – информирующей о виде деятельности в области декоративно-прикладного искусства, нацеленной на  получение сведений по этой дисциплине и формирование учебных умений в данной области знаний, на совместную и самостоятельную деятельность в сфере досуга.
  7. По уровню освоения программа является базовой, дающей основы знаний по интересующей дисциплине и формирующей учебные умения в области декоративно-прикладного искусства.
  8. Исходной теоретической основой программы являются положения о
  • предоставлении учащимся возможности выбора сферы деятельности в соответствии с их возрастными особенностями и диапазоном интересов и потребностей;
  • искусстве как факторе всестороннего развития творческих способностей человека.
  1. Главная идея программы заключается в личностно-ориентированном подходе, позволяющем более полно приблизить формирование знаний и учебных умений в области декоративно-прикладного искусства к индивидуальным физиологическим, психологическим и интеллектуальным особенностям каждого учащегося.
  2. Программа построена на технологии дифференцированного подхода, учитывающего возможности, способности и склонности каждого учащегося.
  3. Программа, несмотря на то, что дополнительное образование не стандартизировано, но является составной частью образовательной системы и тесно связано с общим образованием, предусматривает работу по формированию у учащихся универсальных учебных действий.
  4. Срок реализации программы:
  • программа рассчитана на два года обучения;
  • общая продолжительность обучения составляет 144 часа (72 часа в год).
  1. Режим занятий:
  • занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 учебных часа продолжительностью 45 минут с перерывом продолжительностью 15 минут для отдыха и снятия напряжения, или 2  раза в неделю по 1 учебному часу продолжительностью 45 минут;
  • принимаются все желающие, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.
  1. Возраст учащихся: 8 – 12 лет, для детей с умственной отсталостью – 12 – 15 лет.
  2. Количество учащихся в группе: не менее 15 человек, для детей с умственной отсталостью – не менее 10 человек.
  3. Организационные формы обучения – групповые занятия с индивидуальным подходом и созданием соревновательного фона, стимулирующего повышенную работоспособность и возможность активизации индивидуального участия.
  4. Программа реализуется по безоценочной системе в очной форме обучения.
  5. Программа реализуется через аудиторные учебные занятия, основными формами которых являются:
  • теоретические и практические занятия;
  • индивидуальные и групповые формы работы.
  1. Формы подведения итогов реализации программы:
  •   текущий контроль в процессе проведения каждого учебного занятия, направленный на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и формирование учебных умений;
  • промежуточный контроль в ходе первого года обучения без специально отведённого для него времени в форме мониторинга по результатам участия учащихся в выставках творческих работ и конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня;
  • итоговый контроль осуществляется в конце второго учебного года в режиме работы центра без специально отведенного для него времени в форме  мониторинга по результатам участия учащихся в течение всего срока освоения программы в выставках творческих работ и конкурсах декоративно-прикладного искусства различного уровня.
  1. Организация обучения детей с умственной отсталостью осуществляется с  предоставлением следующих специальных условий:
  • учёт нарушений в сфере отношений, в том числе и с самими собой, отклонений в познавательной сфере (низкий уровень развития познавательных интересов, волевых проявлений, трудовой культуры, неразвитость потребностей), патологического развития характера;
  • использование коррекционно-развивающих методов и приёмов обучения;
  • привлечение при необходимости специалистов в области коррекционной педагогики;
  • создание других условий, без которых невозможно или затруднено освоение данной программы.
  1. Задачи

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

первого года обучения:

  1. расширить и углубить знания о декоративно-прикладном искусстве как виде художественной деятельности, понимание его специфики;
  2. формировать понимание общих правил создания предметов рукотворного мира (функциональность, прочность, эстетическую выразительность);

4) научить:

  • применять приёмы рациональной безопасной работы с чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла) инструментами;
  • планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый результат;
  • руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;

5) способствовать воспитанию:

  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  • общей культуры, культуры труда, аккуратности и усидчивости;
  • интереса и уважения к народно-прикладному творчеству.
  • умения видеть проявления прекрасного;
  • потребностей в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.

второго года обучения:

  1. продолжить совершенствование предметных знаний и учебных умений, полученных в ходе освоения программы первого года обучения;
  2. научить:
  • на основе полученных представлений о многообразии материалов, их свойствах, практическом применении в жизни, осознанно подбирать доступные в обработке материалы;
  • применять приёмы рациональной безопасной работы с чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла) инструментами;
  • самостоятельно изготовлять изделия по чертежам, эскизам, схемам, рисункам, собственному замыслу;
  1. продолжить работу по  воспитанию:
  • ценностного отношения к прекрасному в действительности, труде, общественной жизни;
  • общей культуры, культуры труда, аккуратности и усидчивости;
  • потребностей в обогащении знаний и умений в различных видах искусства и творческой деятельности.

  1. Формируемые предметные знания,

учебные умения и универсальные учебные действия

Содержание программы обеспечивает формирование у учащихся следующих предметных знаний:

  • правила создания композиции: пропорции, фон, форма, уравновешенность, цвет, основа, оформление;
  • технология изготовления композиций из семян, цветов и листьев, соломки, бересты, макаронных изделий, ткани, бросового материала, веток и корней;
  • технология изготовления изделий в технике «Макраме»;
  • технология изготовления картин в технике «инкрустация пряжей»;
  • приёмы рациональной безопасной работы инструментами;
  • комбинирование художественные технологии в соответствии с декоративно-художественной задачей;

предметных учебных умений:

  • умение руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
  • умение планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • умение под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать готовое изделие;
  • умение применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
  • умение создавать мысленный образ изделия и воплощать этот образ на практике;
  • умение отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
  • умение прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с декоративно-художественной задачей;
  • умение воспринимать произведения художественного творчества, высказывать аргументированное суждение об их содержании и выразительных средствах;
  • умение использовать средства выразительности языка художественного конструирования в изготовлении композиций, картин и изделий в собственной художественно-творческой деятельности;
  • умение  создавать новые композиции, картины и изделия средствами художественного творчества;
  • умение вносить в работу элементы фантазии, разнообразия.

Программа предусматривает дальнейшее формирование у учащихся следующих универсальных учебных действий:

  1. личностных универсальных учебных действий, обеспечивающих ценностносмысловую ориентацию учащихся:
  • умение соотносить поступки с принятыми этическими принципами;
  • знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения;
  • умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.
  1. регулятивных универсальных учебных действий, обеспечивающих учащимся организацию своей учебной деятельности:
  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено ими, и того, что ещё неизвестно;
  • планирование – определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временны´х характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим учащимся, педагогом, товарищами;
  • оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
  • саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
  1. познавательных универсальных учебных действий, включающих:
  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных инструментов ИКТ и источников информации;
  • структурирование знаний;
  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • извлечение необходимой информации из текстов различных жанров, определение основной и второстепенной информации, понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
  • синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятие, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
  • построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.
  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
  1. коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивающих социальную компетентность:
  • учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности;
  • умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • способность интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми:
  • планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

  1. Ожидаемые результаты

В ходе освоения программы учащиеся будут:

  1. иметь представление:
  • об общих правилах создания предметов рукотворного мира (функциональности, прочности, эстетической выразительности);
  1. знать:

первого года обучения:

  • правила техники безопасности при работе с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • правила создания композиции;
  • технологию изготовления композиций из семян, цветов и листьев, соломки, бересты, макаронных изделий, ткани, бросового материала, веток и корней;
  • правила комбинирования технологий в соответствии с декоративно-художественной задачей;

второго года обучения:

  • приёмы безопасной работы с ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
  • технологию изготовления изделий в технике «Макраме»;
  • технологию изготовления картин в технике «инкрустация пряжей»;
  •  порядок комбинирования художественных технологий в соответствии с декоративно-художественной задачей;
  1. уметь:

первого года обучения:

  • руководствоваться общими правилами создания предметов рукотворного мира в практической деятельности;
  • планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • под руководством педагога разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать готовое изделие;
  • отбирать и выполнять доступные технологические приёмы создания изделий;
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
  • создавать мысленный образ изделия и воплощать этот образ на практике;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного педагогом замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с декоративно-художественной задачей;
  • вносить в работу элементы фантазии, разнообразия;
  • изготавливать изделия в соответствии с декоративно-художественной задачей.

второго года обучения:

  • самостоятельно планировать и выполнять практическую работу, при необходимости вносить коррективы в выполняемые действия;
  • самостоятельно разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в изделии, демонстрировать готовое изделие;
  • применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами;
  • самостоятельно прогнозировать конечный практический результат и  комбинировать художественные технологии в соответствии с художественной задачей;
  • вносить в работу элементы фантазии, разнообразия;
  • отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного замысла;
  • прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с декоративно-художественной задачей;
  • вносить в работу элементы фантазии, разнообразия;
  • изготавливать изделия в соответствии с декоративно-художественной задачей.
  1. применять: 
  • полученные предметные знания и сформированные учебные умения для полезной и увлекательной организации свободного времени.
  1. иметь опыт творческого использования изобразительных средств для создания собственных уникальных изделий.

  1. Учебно-тематический план

Наименование темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

Всего:

144

22

122

1 год обучения

1.

Вводное занятие

2

-

2

2.

Технология изготовления композиций

2

2

-

 3.

Композиции из семян

8

1

7

 4.

Композиции из цветов и листьев

8

1

7

 5.

Композиции из соломки

8

1

7

 6.

Композиции из бересты

8

1

7

 7.

Композиции из макаронных изделий

8

1

7

 8.

Композиции  из ткани

8

1

7

 9.

Поделки из бросового материала

8

1

7

 10.

Поделки из веток и корней деревьев

10

1

9

 11.

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

72

14

58

 

2 год обучения

 1.

Вводное занятие

2

2

-

 2.

Технология изготовления изделий в технике «макраме»

28

2

26

 3.

Изготовление картин в технике «Инкрустация пряжей»

40

2

38

 4.

Итоговое занятие

2

2

-

 

Итого

72

8

64

  1. Содержание образования

1 год обучения

Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы. Техника безопасности. Инструменты и материалы для работ.

Технология изготовления композиций (2ч). Правила создания композиции: пропорции, фон, форма, уравновешенность, цвет, основа, оформление.

Композиции из семян (8ч). Технология изготовления композиций из семян. Инструктаж о требуемом материале. Изготовление цветов из семян (подсолнух, ромашка, незабудка) Композиция «Незабудки». Композиция «Ваза с подсолнухами»

Композиции из цветов и листьев (8ч). Технология изготовления композиций из цветов и листьев. Инструктаж о требуемом материале.  Изготовление композиции «Цветы в вазе». Выбор листьев и цветов для изделия. Оформление. Изготовление композиции «Золотая осень». Выбор материала. Оформление.

Композиции из соломки (8ч). Технология изготовления композиций из соломки. Подготовка соломки к работе. Композиция «Фиалки». Поэтапное изготовление. Оформление. Композиция «Ромашки». Изготовление элементов. Оформление. Композиция «Рябина в корзине». Изготовление корзины и деталей изделия. Оформление композиции.

Композиции из бересты (8ч). Технология изготовления композиций из бересты. Подготовка бересты для поделок. Композиция «Цветы и бабочки». Изготовление разного вида бабочек и цветов. Выбор сюжета и сборка в композицию. Оформление. Композиция «Гроздь винограда». Изготовление листьев и ягод. Оформление композиции.

Композиции из макаронных изделий (8ч). Технология изготовления композиций из макаронных изделий. Инструктаж о требуемом материале. Способы окрашивания макарон. Изготовление плоских и объемных изделий. Создание  цветочных композиций.

Композиции  из ткани (8ч). Технология изготовления композиций из ткани. Инструктаж о требуемом материале. Подготовка ткани. Вырезание тканевых рисунков. Создание композиции «Лесная полянка», «Хоровод бабочек», «Фантазия».

Поделки из бросового материала (8ч). Технология изготовления поделок из бросового материала. Инструктаж о требуемом материале. Изготовление горшочка для цветов из прищепок. Копилка. Рамки для фотографий.

Поделки из  веток и корней деревьев (10ч). Технология изготовления поделок из веток и корней. Инструктаж о требуемом материале. Создание образа на основе предложенного материала (вазы для цветов, карандашница, поделки на спилах, бижутерия).

Итоговое занятие (2ч). Оформление и проведение выставки работ. Подведение итогов работы.

2 год обучения

Вводное занятие (2ч). Знакомство с планом работы. Техника безопасности. Инструменты и материалы для работ.

Изготовление изделий в технике макраме (28ч). Технология изготовления изделий в технике «Макраме». Знакомство с узлами и способами навешивания нитей. Освоение приемов.

Основные узлы плетения (2ч). Основные узлы плетения:  двойной плоский узел (ДПУ); винт, сетка из ДПУ; косынка и ромб из ДПУ; цепочка «елочка»; бисерный узел; бриды диагональные и горизонтальные; ромбы из брид; ягодка на основе ДПУ.

Кулон (6ч). Выбор изделия. Зарисовка схемы  Подбор нитей по цветовой гамме и длине. Плетение, оформление.

Браслет (6ч). Выбор и зарисовка схемы плетения. Выбор нитей и бусин. Плетение изделия по выбранной теме. Отделка готового изделия.      

Брошь (6ч). Общие сведения о цвете. Закономерности цветных гармоний. Зарисовка орнамента. Практические занятия. Подготовка и расчет нитей для изделия. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.

Пояс (6ч). Просмотр изделий макраме с орнаментом: кулоны, закладки. Общие сведения о цвете. Закономерности цветных гармоний. Зарисовка орнамента Вертикальный бисерный узор. Зарисовка и разбор схем плетения поясов.

Практические занятия. Расчет и подготовка нитей. Плетение по выбранной схеме. Отделка готового изделия.

Изготовление картин в технике инкрустация пряжей (40ч). Технология изготовления картин в технике «инкрустация пряжей» Основные этапы выполнения картин: основа, нанесение сюжета, прорезывание основы для инкрустации, инкрустирование, оформление.

Картина «Фруктовая фантазия» (4ч). Подготовка основы. Выбор сюжета Нанесение контуров сюжета на основу. Подготовка нитей по цветовой гамме. Подготовка основы к инкрустированию Инкрустирование, оформление.

Картина «На грибной полянке» (4ч). Изготовление основы и прорисовывание контуров картины Подготовка нитей. Инкрустирование пряжей, оформление.

Картина «Цветы» (6ч). Изготовление основы, выбор сюжета. Нанесение сюжета на основу. Прорезание основы для инкрустирования Подготовка нитей по цветовой гамме.  Инкрустирование нитью и оформление готового изделия.

Картина «Березонька» (8ч). Изготовление основы. Прорисовывание контуров сюжета на основу, подготовка пряжи. Подготовка основы к инкрустированию Инкрустирование пряжей Оформление изделия.

Картина «Снегири» (8ч). Изготовление основы  Нанесение сюжета на основу, подготовка нитей по цветовой гамме. Инкрустирование.  Оформление готового изделия.

Картина «Котёнок» (8ч). Изготовление основы, выбор сюжета Нанесение сюжета на основу, подготовка нитей Подготовка основы к инкрустированию. Инкрустирование пряжей. Оформление.

Итоговое занятие (2ч). Оформление и проведение выставки работ учащихся. Подведение итогов работы.

  1. Методическое обеспечение

Методическим основанием для разработки программы послужил  тот факт, что изготовление игрушек, поделок в различной технике исполнения – очень увлекательный, интересный и доступный вид декоративно-прикладного творчества.

Для занятий требуется просторное, светлое помещение. Красивое оформление учебного помещения, чистота и порядок в нём, правильно организованные рабочие места имеют большое воспитательное значение. Всё это дисциплинирует учащихся, способствует повышению культуры их труда и творческой активности.

Оборудование кабинета должно включать  инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения и показа наглядных пособий. Применение наглядных пособий играет большую роль в усвоении учащимися нового материала. Средства наглядности позволяют дать разностороннее понятие о каком-либо образце или выполнении определенного задания, способствуют более прочному усвоению материала. Наглядные пособия демонстрируются при объяснении задания или в процессе беседы.

К основным видам наглядных пособий, используемых на занятиях, относятся красочные таблицы графического изображения изделий и чертежи к ним. Они используются в качестве иллюстраций при объяснении материала и как инструкции при выполнении поделок.

На занятиях широко применяют образцы изделий выполненных руководителем или учащимися. Они дают точное представление о размере, форме, объеме изделий. Изделия могут служить наглядным материалом для показа конструктивного соединения деталей, выполнения различных видов, оформления.

Для соблюдения принципа наглядности педагог оформляет стенд с готовыми изделиями, которые он сможет использовать при объяснении. По мере выполнения программы лучшие работы будут вывешиваться на стенд.

  1. Материально-техническое оснащение

Для выполнения работ необходимы:

  1. Природный материал: орехи, листья, ракушки и т.д.
  2. Различные по цвету, фактуре, видам ткани.
  3. Нитки, тесьма, сутаж, цветные ленты, пуговицы.
  4. Проволока, картон, тонкий пенопласт.
  5. Ножницы с большими и прямыми лезвиями, иголки разной величины, напёрстки.
  6. Клей ПВА, краски, кисти, наборы цветных карандашей.
  7. Технологические карты по изготовлению композиций из семян, цветов и листьев, соломки, бересты, макаронных изделий, ткани, бросового материала, веток и корней.
  8. Технологические карты по изготовлению изделий в технике «Макраме».
  9. Технологические карты по изготовлению картин в технике «инкрустация пряжей».
  10. Доступ к фондам районной и поселковой библиотек.
  11. Доступ к информационно-коммуникационным сетям.

  1. Литература

для педагога, учащихся и родителей (законных представителей):

  1. Гусакова, А.М. Рукоделие в начальных классах: Кн. Для учителя по внеклас. работе/ А.М. Гукасова, Е.И. Мишарева, И.С. Могилевская и др. Сост. А.М. Гусакова. – М.: Просвещение, 1995.-192 с, ил.
  2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. Что можно сделать из природного материала.: Кн.для воспитателей.-2-е изд. дораб. – М.: Просвещение, 1991.-175с.: ил.
  3. Ильковская Ю.А. Игрушки своими руками. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2007. – 240 с.: ил.; цв.вкл.16с.
  4. Молотобарова О.С. Кружок изготовления игрушек-сувениров.: Пособие для руководителей кружков. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с.: ил.