рабочая программа кружок ДПИ

Сажина Елена Александровна

Кружок декоративно-прикладного творчества "Домовёнок" Включены работы с бросовым материалом. Разработан на два года 72 часа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domovenok_tematicheskoe.docx34.88 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа кружка «Домовёнок» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17. Декабря 2010 года №1897). В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для развития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности, требования Сан. пинов. специфика данной возрастной группы учащихся.

       Богата моя родная земля полями, лесами, реками, морями,  недрами земными. Но истинное богатство на этой земле – ее люди, испокон веков известные своей добротой, трудолюбием, скромностью и великой мудростью. Россия всегда славилась мастерами, создававшими самобытное искусство, в котором отразилась вся духовная жизнь простого человека, его мечты и надежды, высокие нравственные идеалы.

  Очень многие виды прикладного народного творчества  дожили до наших дней и заняли достойное место в мировой культуре. 

Приобщение школьников к ручному труду, в частности к вязанию, способствует воспитанию усидчивости, трудолюбия, аккуратности, хорошего вкуса, развитию пальцев рук, благотворно влияет на нервную систему и приносит удовлетворение от выполненной работы.

 Актуальность программы обусловлена её практической значимостью. Дети могут применить полученные знания и практический опыт для изготовления подарков к различным праздникам (новому году и рождеству, ко Дню рождения, к 8 марта и т.д.), для оформления интерьера своей комнаты, для собственных нужд (сумочка для телефона, кулон, шкатулка, органайзер…). Вещи носящие индивидуальный характер и сделанные вручную никогда не выходят из моды и высоко ценятся, поэтому ученики могут сделать для себя практичные и удобные изделия.

Новизной данной  программы является использование в обучении школьников разнообразных бросовых материалов, что способствует не только расширению творческих способностей, но и бережному отношению к природным ресурсам. Также программа  позволяет расширить возможности общеобразовательной области «Технология», а именно такие направления декоративно-прикладного искусства, как картонаж, моделирование одежды, шитьё и др.

На каждом этапе обучения учащиеся изучают новые приемы и навыки работы с различными инструментами. Происходит усложнение выполняемых изделий. На втором году обучения ученики вправе выбирать, какое изделие они хотят выполнить, при этом они сами учитывают свои возможности, ориентируясь на полученные умения и навыки.

По окончании  обучения дети могут самостоятельно изготовить любое понравившееся изделие. Могут сами оформить изделие, проявляя свой эстетический вкус, творческое воображение, фантазию. Способны самостоятельно разрабатывать изделия. Могут давать консультации учащимся, которые только начали осваивать новые для них техники декоративно-прикладного творчества.

 

Основными целями программы являются:

- воспитание и развитие художественного вкуса учащегося, его интеллектуальной и эмоциональной сферы, творческого потенциала, способности оценивать окружающий мир по законам красоты;

- овладение практическими навыками и умениями художественно – творческой деятельности;

- формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего края;

- выявление и развитие познавательных интересов и профессиональных намерений через практическую деятельность;

-формирование у обучающихся опыта самостоятельной проектно-исследовательской деятельности.

           

Основными задачами являются данной программы являются:

Обучающие:

  1. Закреплять и расширять знания, полученные на уроках технологии,                              изобразительного искусства, математики, литературы и т.д. и способствовать        их систематизации.
  1. Расширять представления о многообразии видов декоративно – прикладного искусства.
  2. Вооружать детей знаниями в изучаемой области, выработать необходимые практические умения и навыки.
  3. Приобщать школьников к народному искусству.
  4. Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, композиции, объемных форм.
  5. Совершенствовать умения и формировать навыки работы нужными инструментами и приспособлениями при обработке различных материалов.
  6. Учить работать над индивидуальным изделием.

Развивающие:

  1. Пробуждать любознательность в области народного, декоративно-прикладного      искусства, технической эстетики, архитектуры.
  1. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности на основе декоративно – прикладного искусства.
  2. Реализовать духовные, эстетические и творческие способности воспитанников, развивать фантазию, воображение, самостоятельное мышление;
  3. Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;

Воспитывающие:

  1. Осуществлять трудовое,  эстетическое воспитание школьников;
  2. Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
  3. Воспитывать художественно – эстетический вкус, трудолюбие, аккуратность;
  4. Добиваться максимальной самостоятельности детского творчества.

 Пути, средства, методы достижения цели.

Связь  декоративно-прикладного искусства  с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия  и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).

 Основополагающие  педагогические  принципы  программы:

  1. Принцип  развивающего  и  воспитывающего  характера  обучения.
  1. Принцип наглядности.
  1. Опора  на  интерес  ребенка.
  1. Индивидуальный  темп  движения.

Основная форма обучения - учебно-практическая деятельность. Приоритетными методами являются упражнения, лабораторно-практические и практические работы.

Программой предусмотрено выполнение обучающимися нескольких проектов, как коллективных, так и самостоятельных.

  На занятиях обучаемые приучаются к аккуратности, экономии материалов, качественной обработке изделий и т.д. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с техническими и ручными приспособлениями, а также используются здоровьесберегающие технологии. В связи с тем, что учебное занятие длится 1 час, предлагается комплекс упражнений для снятия у учащихся утомления, гимнастики глаз, коррекции осанки и т. д.      

Формы проведения занятий разнообразны: комбинированные (теория и практические), прогулка, экскурсия, конкурсы, выставка, презентация, беседа, лекция и т. д. 

 Развивает творческую активность личности обучаемых частая работа с различной литературой. Работая самостоятельно с литературой, альбомами, иллюстрациями, интернетом,  ребята создают свою работу, а не пользуются готовыми наработками. В этой деятельности выделяются более одарённые дети. Остальные же пользуются готовыми материалами, а со слабыми ведётся дополнительно индивидуальная работа.

Форма подведения итогов: выставки, конкурсы, защита проектов: всё это будет способствовать развитию творческой активности. Лучшие работы участвуют в выставках, а также могут быть использованы при оформлении интерьера школы.

Овладение знаниями и умениями не только обогатит духовно, но и подготовит к конкуренции на рынке труда и профессий, т. к. одним из результатов изучения прикладных искусств является способность поставлять на рынок товаров уникальный продукт, а также осуществить допрофессиональные пробы. Познакомиться с профессиями вязальщицы, дизайнера, художника – модельера и т. д.

 

Описание места учебного курса в учебном плане

 Предлагаемая программа может быть реализована в рамках кружка. Базовый период обучения - 2 года. Предназначена для детей 3-6-х классов. Группа занимается  2 часа в неделю, всего – 72 часа в год. 

 В содержание обучения входит ознакомление с такими видами рукоделия, как картонаж, природный материал, соленое тесто, бумага и картон, и т.д.), знакомство с историей данных видов декоративно – прикладного искусства, изготовление декоративно – художественных изделий, учатся организации своего рабочего места..                             

В программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая тему «Основы материаловедения» дети пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения, биологии. При выполнении схем вязания, эскизов изделий, работе над орнаментом, применяются знания из областей рисования, математики.

 

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса

 Личностными результатами освоения учащимися курса являются:

  • проявление познавательных интересов и активности в данной области;
  • развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности;
  • овладение установками, нормами и правилами научной организации умственного и физического труда;
  • становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности в деятельности;
  • бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам;
  • готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства;
  • проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности.

 

Метапредметными результатами освоения курса  являются:

  • планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;
  • определение адекватных имеющимся организационным и материально-техническим условиям способов решения учебной или трудовой задачи на основе заданных алгоритмов;
  • комбинирование известных алгоритмов технического и технологического творчества в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них
  • проявление инновационного подхода к решению практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса;
  • самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию  изделий;
  • согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими ее участниками;
  • объективное оценивание вклада своей познавательно - трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
  • оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
  • диагностика результатов познавательно-трудовой деятельности по принятым критериям и показателям;
  • обоснование путей и средств устранения ошибок или разрешения противоречий в выполняемых технологических процессах;
  • соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
  • соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда.

 Предметными результатами освоения курса   являются:

  • знание классификации вязания, его историю;
  • эволюцию инструментов, приспособлений и материалов для вязания;
  • способы влажно – тепловой обработки вязаного изделия;
  • технологический процесс изготовления вязаного изделия и пути снижения его себестоимости;
  • правила безопасности труда;
  • способы выявления потребностей общества в товарах и услугах;
  • основные законы построения композиции;
  • знакомство с творческими профессиями декоративно-прикладного характера.


Основное содержание курса

I год обучения (72 часа)

        Вводное занятие (2 часа)

Содержание, задачи, организация кружка. Материалы, инструменты, приспособления, применяемые в работе. Правила техники безопасности. Беседа: «Декоративно- прикладное искусство и человек».

Инструктаж по технике безопасности.

Практическая работа: Выполнение рисунка «Сказочные цветы».

        Роспись по стеклу (4 часа)

Из истории росписи по стеклу. Инструменты и приспособления.  

Знакомство с техникой росписи.

Творческая работа:  роспись бутылки.

Работа с нитью (14 часов)

I. Конфетница для мамы (6 часов).

Из истории ткачества. Инструменты, пряжа, нити и приспособления.  

Знакомство со схематичным изображением рисунка на бумаге. Условные обозначения.  Работа с шилом, использование бросовых материалов.

Творческая работа:  Изготовление конфетницы сотканой на основе из картона.

 II. Валяние  (8 часов).

Из истории валяния. Инструменты, пряжа, нити и приспособления. Комбинирование приёмов валяния, виды (плоское объемное).

Творческая работа: валяние игрушки зайка.  

Работа с бумагой и картоном (16 часов)

 I. Объемные композиции из бумаги. (6 часа).

 История бумагопластики. Исследование  свойств бумаги: сминание, сгибание, обрыв, вырезание, складывание и т.п.

Инструменты и приспособления.  

Возможности бумагопластики.

Творческая работа:  изготовление шкатулки под народную роспись.

II.  Киригами (6 часов).

Знакомство с новым видом творчества.

Обучение технике резки бумаги канцелярским ножом. Техника безопасности и приемы при работе.

Творческие работы: «Замок», «Открытка».

III. Объемное конструирование или квилинг.(4 часа)

Знакомство с работами выполненными в технике квилинг.

Упражнение: скручивание бумажной ленты в завиток с помощью подручных средств. Симметрия в композиции.

Беседа: «Вологодское кружево».

Творческая работа: Панно «Букеты роз» (из полосок бумаги).

IV. Работа с бросовым материалом (14 часов)

Знакомство с различными материалами. Обсуждение использования материалов в нестандартных целях. Знакомство с экономическими сторонами дорогих поделок из дешевых материалов.

Творческая работа: «Дерево счастья», «Веер для мамы», «Органайзер в подарок».

Объемное конструирование, работа с тканью (18 часов)

I.Изготовление куклы шкатулки (10 часов)

Основные сведения о тканях  (сырьё, применение). Свойства тканей и их применение. Цветоведение. Основные сведения о моделировании одежды, разработка основных выкроек.

Упражнение: Подбор дизайна для шкатулки. Роль декоративного  искусства в жизни.

 Беседа: «Из истории  Древнего Египта».

Творческая работа: «Кукла шкатулка».

II.Вышивка лентами (8 часов)

Из истории лент. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Заправка ткани. Закрепление лент. Композиционное построение узоров.
Упражнения: тамбурной шов,  шов «вытянутый стежок с завитком», шов «петелька с глазком».

Творческая работа: панно « Букет».

Выставки, экскурсии, праздники (4ч).

«О чем поведали старинные экспонаты музея?» -   изучение художественного наследия в местном краеведческом музее. «Веселая ярмарка» - урок  - праздник. Выставка детских изделий.


Учебно-тематический план

I год обучения (72 часа)

Тема

Общее

кол-во часов

В том числе

Теорет.

 часы

Практич. часы

1.

Вводное занятие

2

1

1

Роспись по стеклу

Творческая работа:  роспись бутылки.

4

1

3

Работа с нитью

I. Ткачество

Творческая работа: Конфетница

 II. Валяние.

Творческая работа: Зайка

 

6

8

2

2

4

6

2.

Работа с бумагой  

I. Модульное или объемное конструирование.

Шкатулка

II. Объемные композиции из бумаги .  Шкатулка. 

III. Объемное конструирование или квиллинг.

Творческая работа: Панно «Букеты роз» (из полосок бумаги).  

 

6

6

4

1

1

1

5

5

3

3.

Работа с бросовым материалом.

  1. Дерево счастья
  2. Веер для мамы
  3. Органайзер

6

4

4

1

1

1

5

3

3

4.

Объемное конструирование, работа с тканью.

a)Аппликация из ткани;

б) Вышивка лентами

12

6

        

        

3

1

9

5

7.

Выставки, экскурсии, праздники.

4

 -

4

ИТОГО:

72

        16

56


II год  обучения  (72ч)

Вводное занятие (2ч).

Организация работы в кружке. Материалы, инструменты. Техника безопасности в работе. Декоративно-прикладное искусство в современном мире. Требования к художественному оформлению изделий.

Работа с бумагой (10ч).

I.Работа с гофрокартоном (10ч)

Открытие новых свойств бумаги как художественного материала: гофрирование, плетение.

Беседа «О чем рассказывают нам гербы и эмблемы». Геральдика.

Знакомство с государственной  символикой.

Творческая работа: «Герб моей семьи», «Рамочка для фотографий»

Бисероплетение  (12 ч).

Бисероплетение.

История бисероплетения.  Основные приемы, знакомство с инструментами и видами бисера.  Чтение схем, создание своих схем по замыслу.

Упражнения: Отработка схемы

Творческая работа: «Бисерное дерево», «Браслет для мамы».

Художественная обработка ткани (24ч).

I.Канзаши (12ч)

История канзаши. Техника безопасности при работе с материалами. Основные приемы и способы обработки ткани.

Творческая работа: Изготовление резинки для волос, заколки, ободка.

II. Вышивка лентами (12ч)

Лента и вышивка. Отделочная лента и тесьма. Инструменты и приспособления. Перевод рисунка. Изготовление бутонов роз. Розы из широких лент, скрученная роза. Роза из присбореной ленты, плиссированная роза. Создание схем узоров.

Творческая работа: «Панно розы».

Лепка (8ч). Соленое тесто.

I.Плоскостные композиции (8ч)

Из истории соленого теста. Состав теста. Инструменты  и приспособления. Технология изготовления (лепка, сушка, покраска).

Приемы лепки: скатывание в шар, в цилиндр; вдавливание; раскатывание; вырезание по шаблону и др.

Стилизация форм. Создание эскизов.

Беседа: «Искусство барельефа» (особенности композиции, техники изображения, разнообразие технических приемов).

Творческая работа: «Лепка из соленого теста», «Панно в подарок».

Бумагопластика (12ч).

  1. Бумажный туннель (6 часов).

Знакомство с бумажными туннелями. Методы накладывания композиции.

Творческая работа: Бумажный туннель «Дорога в лето»

  1. Оригами (6 часов)

Знакомство с новой техникой. Способы складывания бумаги. Виды оригами. Объемное оригами.

Творческая работа: Лебедь

Выставки,  праздники (4ч)

 Мастер-класс местных умелиц по бисероплетению и канзаши.

«Умелые руки не знают скуки» - конкурс мастериц.


II год обучения (72 часа)

Номер темы

Тема

Общее количество часов

В том числе

Теоретические часы

Практические часы

1.

Вводное занятие

2

1

1

2.

Работа с бумагой  

a)Работа с гофрокартоном

10

2

8

3.

Бисероплетение.

«Бисерное дерево», «Браслет для мамы»

12

2

10

4.

Художественная обработка ткани.

a) Канзаши

б) Вышивка лентами

12

12

2

2

10

10

5.

Лепка. Соленое тесто

a)Плоскостные композиции

8

2

6

6.

Бумагопластика

  1. Бумажный тоннель
  2. Лебедь

6

1

5

6

1

5

7.

Выставки, экскурсии, праздники.

4

-

4

ИТОГО:

72

13

59


Список литературы.

  1. Рогачевская Любовь. Ванина Т.,  АСТ-Пресс, 2014 г. Золотая библиотека увлечений.
  2. Цветовая гармония интерьера. Изд. «Ниола 21 век», 2001 год
  3. Аксессуары домашнего интерьера, Изд. «Внешсигма» 1999 год
  4. Забавные подарки по поводу и без Изд «Эксмо» 2006г.
  5. Энциклопедия поделок Н.В. ДубровскаяИзд. М.:Астрель, 2012г.
  6. Аксессуары и бижутерия своими руками Несмиян Т.Б. Изд. «Эксмо» 2006 год
  7. Декоративно-прикладное искусство : понятия; этапы развития: учебное пособие Кошаев В. Б. Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС • 2010 год

  8. История и современные проблемы декоративно-прикладного искусства: учебно-методический комплекс КемГУКИ • 2014 год