Презентация «Здоровьесберегающие технологии на занятиях по декоративно-прикладному творчеству с дошкольниками».
Самый драгоценный дар, который человек получает от природы- здоровье.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Желаю вам цвести, расти, Копить, крепить здоровье Оно для дальнего пути - Важнейшее условье. С.Я. Маршак Самый драгоценный дар, который человек получает от природы – здоровье. Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства. Понятие здоровьесберегающие технологии прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образовательных учреждений.
Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития . В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников . Цель здоровьесберегающих технологий является обеспечение высокого уровня реального здоровья дошкольника и воспитания валеологической культуры, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения .
В своей работе я ориентируюсь на такие документы как Концепцию развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. распоряжение правительства Российской Федерации № 1726-р. В Концепции развития доп. образования детей отмечают, как необходимо формировать здоровый и безопасный образ жизни, укреплять здоровье детей. Концепция так же предусматривает охват детей в возрасте от 5 до 18 лет.
В обучении детей декоративно-прикладного творчества использую здоровьесберегающие образовательные технологии, принцип которых – построение педагогического процесса с ориентацией на личность ребенка, что соответствует его благополучному существованию, обеспечивает комфортность и позитивное психологическое самочувствие ребенка, который включает: правильно подобранная мебель; гигиенические условия в помещении; эмоциональная разрядка (шутки , использование поговорок, положительная оценка; приёмы арт-терапии (музыка, стихи, репродукция). В своей работе учитываю психическое и физическое здоровье ребенка; психологические особенности групп. Стимулирую мотивацию на успешность в обучении, оказываю поддержку и помощь ребенку в обучении .
Для формирования, сохранения и укрепления здоровья ребенка на своих занятиях с дошкольниками по декоративно-прикладному творчеству внедряю следующие здоровьесберегающие технологии : - пальчиковую гимнастику; - гимнастику для глаз; - дыхательную гимнастику ; - динамические паузы; - упражнения для профилактики осанки; - физкультминутку.
П альчиковую гимнастику провожу вначале занятия в стихотворной форме. Она способствует овладению навыками мелкой моторики, помогает развивать речь, повышает работоспособность коры головного мозга. Развивает у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение. Снимает тревожность. Пальчиковая гимнастика подготавливает ребенка к творческому процессу.
Гимнастику для глаз провожу ежедневно по 2-4 мин. на 10-11 мин. Например: предлагаю посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или любую форму. Предлагаю закрыть глаза, подумать о чем-нибудь приятном. Открыть, поморгать ими, как бабочка крыльями машет. Глазки видят всё вокруг, Обведу я ими круг. Глазком видеть всё дано- Где окно, а где кино. Обведу я ими круг, Погляжу на мир вокруг. Гимнастика для глаз, помогает снять напряжение глаз, укрепляет глазные мышцы. Гимнастика для глаз благотворно влияет на работоспособность зрительного анализатора. Регулярная гимнастика для глаз, так называемая физминутка , повышает работоспособность зрения, улучшает кровообращение, предупреждает развитие некоторых заболеваний глаз.
Дыхательная гимнастика способствует насыщению кислородом каждой клеточки организма. Кроме того, правильное дыхание стимулирует работу сердца, головного мозга и нервной системы, медленный выдох помогает расслабиться, успокоиться, справиться с волнением и раздражительностью. Провожу некоторые упражнения: «Маленькие художники». Дошкольники должны выдыхать на стекло так, чтобы можно было нарисовать фигурку, которую предлагаю. «Бабочки». На занятии вырезав из бумаги бабочек, затем подвешиваем их на нитки. Дети должны дуть так, чтобы бабочки летали. Упражнение «Розочка и одуванчик». Исходное положение — стоя. Сначала ребёнок должен глубоко вдохнуть носом, будто бы он вдыхает аромат розочки, а потом «дует на одуванчик», максимально выдыхая ртом воздух. Дыхательная гимнастика в стихах принесёт дошкольникам и удовольствие, и пользу: Гуси летят Гуси высоко летят. На детей они глядят. 1 — руки поднять в верх — вдох 2 — руки опустить вниз, издав звук «г-у-у-у» -выдох.
Физкультминутки провожу в процессе занятия на начальном этапе утомления 8-11 мин. занятия. Продуманный отдых в 2-3 минутки способствует развитию общей моторики и речи детей, может подвести их к следующему этапу занятия. Содержание физкультминуток сочетаю с программным содержанием занятия. Стараюсь использовать разные по содержанию и форме . Они проводятся в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, с танцевальным движением, в соответствии с текстом стихотворения. Физкультминутка нужна для профилактики утомления, нарушения осанки, зрения : Физкультминутка Зайцы скачут скок-скок-скок Да на беленький снежок Приседают, слушаю- Не идет ли волк? Раз - согнулся, разогнулся, Два – нагнулся, потянулся, Три – в ладоши три хлопка, Головою три кивка .
Использую в процессе занятий классическую музыку. Это способствует укреплению здоровья детей, развитию творчества, фантазии. Мелодия повышает интерес к окружающему миру, помогает ребенку успокоиться и расслабиться. При прослушивании звуков природы, дети представляют себя на полянке в лесу, на берегу моря, вызывая положительные эмоции. Все это способствует развитию у ребенка воображения, чувства прекрасного. В образовательном процессе активно использую нетрадиционные техники и разнообразный материал. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что можно создавать удивительные и неповторимые шедевры. Это развивает мелкую моторику руки, вызывает положительные эмоции, помогает проявить характер ребенка, его индивидуальность. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, способствующим улучшению артикуляционных движений, подготовки кисти руки к письму, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребенка.
Эффективность применения здоровьесберегающей технологии: - поддержание умственной и физической работоспособности детей на протяжении всего занятия и предупреждение переутомления - снятие напряжения с рук, глаз, связанного с особым видом деятельности, что способствует сохранению здоровья - снятие напряжения и расслабление мышц спины и шеи профилактика нарушения осанки
Самой актуальной темой на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая работа, направленная на укрепление здоровья детей, должна приносить ощутимые результаты. Известно, что дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма. Здоровьесберегающие технологии влияют на формирование гармоничной, творческой личности, на проблему социальной адаптации дошкольников, на развитие личности ребёнка и подготовка его к самореализации в жизни с опорой на ценностные ориентиры, такие как здоровье .