Педагогический проект «Реализация ДОП «Студия моды «Вопреки»
В настоящее время существует потребность общества на такие виды образовательной деятельности и организации познавательного досуга детей и молодежи, которые ориентируются на допрофессиональное обучение, решают задачи социальной защиты молодежи, развития личности, талантов, конкурентоспособности на рынках труда и профессионального образования.
Мода - одна из самых дорогих и быстро развивающихся отраслей рынка. Мода влияет на всю художественную культуру, отбирая в ней все наиболее актуальное и адаптируя для своих целей. Мода пронизывает все области человеческой жизни. Поэтому так важно научить улавливать модные тенденции и воплощать их в образы, апеллируя к чувствам и желаниям обучающихся.
Наиболее существенным общественным заказом на сегодняшний день является заказ на осуществление образовательной деятельности по направлениям моды - конструирование и моделирование одежды, дизайн, эскиз костюма, визаж, парикмахерское дело, демонстрация одежды, поскольку именно эта образовательная деятельность в полной мере решает стоящие перед молодежью задачи самореализации.
Проект «Студия моды «Вопреки» - это первая попытка создания ранней высокопрофессиональной и востребованной организации для молодежи. Не совсем обычный проект, в котором соединяются сразу несколько актуальных на модном рынке направлений:
Мода - это эстетика;
Мода - это жизнь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt_studiya_mody.docx | 201.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Реализация ДОП «Студия моды «Вопреки»
Автор - составитель: Колесова Галина Васильевна, методист, педагог ДО МБУ ДО «ЦВО «Творчество» г.о. Самара
Самара 2016 г.
Педагогический проект «Студия моды «Вопреки»
«Мы не фасончик себе выбираем, мы заявляем о своих пристрастиях, эстетическом своем идеале…»
Л. Орлова
Актуальность проекта
В настоящее время существует потребность общества на такие виды образовательной деятельности и организации познавательного досуга детей и молодежи, которые ориентируются на допрофессиональное обучение, решают задачи социальной защиты молодежи, развития личности, талантов, конкурентоспособности на рынках труда и профессионального образования.
Мода - одна из самых дорогих и быстро развивающихся отраслей рынка. Мода влияет на всю художественную культуру, отбирая в ней все наиболее актуальное и адаптируя для своих целей. Мода пронизывает все области человеческой жизни. Поэтому так важно научить улавливать модные тенденции и воплощать их в образы, апеллируя к чувствам и желаниям обучающихся.
Наиболее существенным общественным заказом на сегодняшний день является заказ на осуществление образовательной деятельности по направлениям моды - конструирование и моделирование одежды, дизайн, эскиз костюма, визаж, парикмахерское дело, демонстрация одежды, поскольку именно эта образовательная деятельность в полной мере решает стоящие перед молодежью задачи самореализации.
Проект «Студия моды «Вопреки» - это первая попытка создания ранней высокопрофессиональной и востребованной организации для молодежи. Не совсем обычный проект, в котором соединяются сразу несколько актуальных на модном рынке направлений:
Мода - это эстетика;
Мода - это жизнь.
Проблема состоит в:
- отсутствие возможностей самодвижения, саморазвития личности, становление ее духовности;
- несформированности основ юношеского творчества в спектре различных видов образовательной деятельности по направлениям моды: исследовательской, практически трудовой, изобразительной, хореографической, конструкторской, технологической, компьютерной, изобретения и комбинирования материалов, дизайнерской, режиссерской, профессионально-трудовой;
- несформированности адекватной самооценки, умения оценить себя, свою внешность, темперамент, манеру поведения, работоспособность, организацию своего труда;
- недостаточная ясность путей социализации и интеграции в современном обществе.
Цель проекта
Цель проекта состоит в создании в студии творческой образовательной среды, способствующей становлению целостной личности воспитанника, развитию у него механизма освоения социокультурных ценностей как осознанного способа самоопределения, саморазвития, самореализации средствами конструирования, моделирования, дизайна одежды и её демонстрации на подиуме.
Задачи проекта
Учебные задачи
1. Формирование компетенций на уровне допрофессиональной подготовки старшеклассников по профессиям:
- портной;
- закройщик;
- конструктор швейных изделий;
- технолог швейных изделий;
- дизайнер швейных изделий;
- парикмахер;
- демонстратор одежды;
- художник-модельер;
- оператор компьютерной верстки.
2. Формирование основ знаний по материаловедению, цветоведению.
3. Формирование технологических знаний, умений и навыков, способности к разработке новых технологий.
4. Изучение моды промышленной ориентации («конфекционная» одежда, «прет-а-порте»).
Развивающие задачи
1. Развитие творческого потенциала, творческих способностей и мышления.
2. Развитие мотивации личности к творчеству и познанию.
3. Развитие позитивной жизненной активности, самостоятельности, целеустремленности.
4. Выявление и развитие детской одаренности.
5. Развитие психических процессов: внимания, наблюдательности, речи, мышления в целом.
6. Развитие социальных способностей (освоение подростками социального опыта, социальных ролей и установок, выработка ценностных ориентаций, способствующих социальной адаптации).
7. Развитие художественно-эстетического вкуса средствами декоративно- прикладного искусства и народных промыслов.
Воспитательные задачи
1. Адаптация личности в обществе.
2. Организация содержательного досуга детей и подростков.
3.Создание коллектива единомышленников педагога и учащихся.
4. Организация активного участия обучающихся в разнообразных видах деятельности и отношений в рамках реализации проекта.
5. Формирование духовно сильного и красивого человека.
6. Воспитание свободной личности, способной на свободный и ответственный выбор жизнедеятельности.
7. Воспитание практичной личности, способной решать реальные жизненные проблемы.
8. Формирование духовно-нравственного отношения к окружающему миру.
9. Формирование творчески активной личности.
10. Создание необходимых условий для удовлетворения и формирования устойчивого интереса, учащихся к овладению искусством шитья и демонстрации одежды.
Сроки реализации
Проект «Студия моды «Вопреки» рассчитан на 3 года обучения с последующей стажировкой в мастер-классе.
Творческая новизна
Авторская методика направлена не столько на усвоение предметно-дисциплинарных знаний, сколько на максимальное творческое развитие личности. Именно поэтому предметно-ориентированная позиция педагога с обязательной информационно-контролирующей функцией уступает место организационно-стимулирующей позиции. В этом – одно из слагаемых новизны программы.
Программа учитывает то, что темп усвоения теоретического материала обучающимися и степень овладения практическими навыками очень различны. Воспитанники различны и по утомляемости в процессе учебного труда, с чем напрямую связано их состояние творчества.
Предусматривается выявление динамики работоспособности каждого обучающегося, приемлемых научно-обоснованных режимов труда и отдыха во время занятий для создания наилучших возможностей адаптации организма обучающегося к процессу обучения, улучшения качества освоения основ профессии, для уменьшения профессиональных негативных моментов, для сохранения и укрепления здоровья.
В основу обучения положено развивающее обучение, которое строится на внутренней дифференциации воспитанников в коллективе и личностно-ориентированном подходе. Индивидуализируется процесс обучения, даются задания каждому обучающемуся по силам, интересам, ориентируя их на достижение более высоких целей.
Творческая новизна в организации обучения состоит в том, что при проведении занятий, начиная со 2 года обучения, группы разбиваются на звенья - творческие группы, в которых студийцы осваивают одну из предложенных специальностей (манекенщиц, хореографов, режиссеров). Учащиеся, способные красиво двигаться на сцене, объединяются в группу манекенщиц. Для них проводятся дополнительные занятия по сценической пластике в рамках подпрограммы «Дефиле».
Практическая работа творческих групп планируется руководителем студии, обсуждается и корректируется малым творческим советом, состоящим из наиболее творческих студийцев, исходя из подготовки и обеспечения показов коллекции.
Моделирование и художественная композиция, пластическое движение и музыкальная импровизация на занятиях хореографии, театральное действо и исследовательская работа- все это включается в поток детского творчества.
Возможные риски и пути их минимизации
Основная часть коллектива студии – это старшеклассники и, учитывая сильную загруженность их в общеобразовательной школе, возможно недостаточное посещение занятий этой категорией детей. Необходимо корректировать расписание студии, учитывая все это и быть готовыми к переносу занятий в случае участия в мероприятиях. Для проведения показов коллекций одежды занятия могут переноситься на тот день и час, когда эта работа проводится. На участие в демонстрации приглашаются только те члены группы, которые назначены руководителем.
Младшие школьники, посещающие студию, в силу своего возраста, не всегда смогут участвовать в выездных показах. Необходимо иметь дублеров из других коллективов ЦВО, активизировать участие родителей с помощью различных методов (поощрения семьи, дополнительного награждения путевками в выездные специализированные летние лагеря и проч.)
Поскольку набор детей и подростков осуществляется на принципе доступности и главное условие приема в коллектив – это желание самого ребенка, то можно предположить, что группы студии сформируются из детей самых разных социальных слоев. Вытекающие из этого риски – это недостаточное материальное обеспечение родителей своих детей материалами для пошива одежды, для поездок при участии в выездных мероприятиях российского и международного масштабов. Запланированное привлечение социальных партнеров при организации образовательной деятельности, спонсоров проводимых студией мероприятий решит эти проблемы.
Ресурсы
Реализация проекта не требует больших материально – технических, программно – методических, финансовых, правовых, организационных затрат. Образовательная деятельность полностью соответствует возможностям потребителей опыта – учреждений дополнительного образования.
Кадровые
Для обеспечения реализации программы необходим сплоченный, активный коллектив единомышленников - педагогов дополнительного образования первой, высшей квалификационной категории по направлениям: дизайн и конструирование одежды, хореография, рисунок, парикмахерское дело.
Руководитель студии моды педагог – организатор с нагрузкой объемом 0,5 - 1 ставка.
Педагог - хореограф для организации мероприятий, постановки сценического движения и коллективных показов коллекций одежды.
Материально-технические
Для реализации проекта необходимы учебные кабинеты с учебной мебелью – шкафами, столами, стульями для педагогов и обучающихся по парикмахерскому делу, конструированию и моделированию одежды, хореографический зал для репетиций, актовый зал для проведения мероприятий.
Для организации показов шитой и вязаной одежды необходимо переоборудование сцены с соответствующим интерьером.
В кабинетах необходимо выделить и соответствующим образом оформить и оборудовать рабочее место для гримера (визажиста), парикмахера, для раскроя, пошива изделий.
Примерное техническое оборудование и инструменты:
№ | Наименование оборудования | Количество |
1 | Компьютер | 1 шт. |
2 | Принтер цветной струйный | 1 шт. |
3 | Телевизор | 1 шт. |
4 | Домашний кинотеатр | 1 шт. |
5 | Диски DVD | 1 шт. |
6 | Фотоаппарат | 2 шт. |
7 | Манекен | 4 шт. |
8 | Ширма для переодевания в выездных показах | 1 шт. |
9 | Кронштейн-вешалка для одежды | 1 шт. |
10 | Фотопленка | 6-10 шт. |
11 | Челноки для швейных машин | 10 шт. |
12 | Иглы для швейных машин | 50 шт. |
13 | Ткань для создания коллекции 1 раз в 2 года | |
14 | Ткань для утюжки на 4 года | |
15 | Вешалки-плечики для одежды | 20 шт. |
16 | Швейная машина «Джуки» | 1 шт. |
17 | Швейные машины | 10-12 шт. |
18 | Оверлог | 1 шт. |
19 | Школьная доска с магнитами | 1 шт. |
20 | Утюг | 4 шт. |
21 | Линейка | 8 шт. |
22 | Гладильная доска | 2 шт. |
23 | Щетка одежная | |
24 | Металлические грузы для раскроя и построения лекал | 4 шт. |
25 | Ватман, картон для создания шляпных коллекций | 8 шт. |
26 | Булавки, иглы | |
27 | Канцтовары (скотч, мел портновский, файлы, папки, бумага для ксерокса, калька, миллиметровка и прочее) | |
28 | Средства для ремонта швейных машин, запасные части к машинам | |
29 | Световое и музыкальное оборудование актового зала для проведения мероприятий: -лампа 0,5 Вт; -лампа 1 КВт; -прожектор; -переносной кабель; -световая пушка; -музыкальная установка для озвучивания. | 14 шт. 2 шт. 6 шт. 25 м 1 шт. 1 шт. |
30 | Подиум разборный | 1 шт. |
31 | Стенды выставочные для выставок эскизов | 8-15 шт. |
32 | Ткань для оформления сцены и выставки | 10-30 м |
33 | Выставочная установка для оформления сцены и подиума | 2-4 шт. |
34 | Выставочный куб | 10 шт. |
35 | Мольберт для выступления и выставок | 2 шт. |
36 | Планшет выставочный | 5 шт. |
Программно - методические
- Программа студии.
- Планы и конспекты занятий.
- Тесты, анкеты для проведения промежуточной диагностики и контроля педагогического процесса.
- Фильмы с информационным материалом.
- Периодическая литература по моде промышленной ориентации.
- Книги, репродуктивный материал, схематические пособия, инструкции.
- Эскизы, сценарии коллекций.
Дидактические средства
- Лекала, выкройки;
- Журналы мод;
- Записи с показами мод;
- Учебные пособия по конструированию и моделированию одежды;
- Учебные пособия поузловой обработки изделий;
- Наглядные пособия (конструкции, технология и т.д.);
- Образцы материалов (цвет, структура);
- Приспособления и средства малой механизации.
Содержание деятельности по проекту
Образовательная деятельность по проекту «Студия моды «Вопреки» включает в себя 4 блока (подпрограммы) с законченным циклом обучения.
Учебный материал расположен в системе, основывающейся на 5-и смыслообразующих принципах:
- Усвоение общих художественных закономерностей через адекватную творческую деятельность;
- Усвоение понятий моделирования через адекватную творческую деятельность с систематизацией круга предпочтений, с ориентацией на профессии швейного производства.
- Творческое самообучение средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности.
- Творческая деятельность воспитанников (конструкторская, технологическая, пластическая, изобразительная, театральная) - основа деятельности членов студии моды.
- Организации допрофессиональной творческой деятельности и ориентации на будущую профессиональную занятость в легкой промышленности.
Указанные принципы представлены следующими слагаемыми содержания:
Первые два принципа усвоения представлены следующими слагаемыми содержания:
- понятие о выразительности одежды, передаче характера, настроения средствами моделирования одежды и аксессуаров;
- понятие о моде, как общеэстетическом явлении;
- понятие о коллекции одежды и ее демонстрации;
- понятие о стиле и возможности его изображения (показа) через одежду;
- творческое использование усвоенных понятий на ином учебном материале.
Усвоение понятий искусства пошива одежды:
- представление об «индустрии моды»;
- элементарное представление об ассортименте швейных изделий и коллекционности одежды;
- понятие о стиле;
- представление о материалах (материаловедение);
- понятие о цвете (цветоведение);
- понятие о «высокой моде»;
- понятие о моде «прет-а-порте» или моде, ориентированной на промышленность;
- понятие о конструкции (форме, посадке) швейных изделий;
- понятие о пропорциях изделий;
- формирование собственного стиля;
- понятие о рабочем эскизе одежды;
- освоение создания эскизов (различными способами);
- понятие кода, заключенного в костюме;
- что мы теряем, когда выигрываем;
- человек «меняет кожу»;
- мода абсурда.
Систематизация конструктивно-технологических категорий:
- систематизация терминологии «словарь моды»;
- систематизация технологического процесса изготовления швейных изделий и конкретные советы обучающимся по пошиву одежды;
- систематизация и конкретные советы студийцам по конструированию швейных изделий.
3-й принцип «Творческое самообучение средствами аутомоделирования и двигательно-изобразительной наглядности» – это «Самообучение способом аутодидакта»:
- работа на простейших швейных машинах;
- просмотр видеозаписей и журналов мод;
- чтение и просмотр образовательных материалов;
- пластике и ритмическому движению на сцене;
- создание эскизов в индивидуальной технике исполнения;
- конструирование и моделирование простейших изделий;
- исполнение технологических узлов обработки изделий.
Двигательно-изобразительная наглядность:
- соотнесение качества одежды графической моделью (эскизом);
- соотнесение качества одежды с пластикой движения (демонстрацией одежды);
- соотнесение качества движения с музыкой.
4-й принцип «Творческая деятельность обучающихся (конструкторская, технологическая, пластическая, изобразительная, театральная) – основа деятельности членов студии моды»:
-разработка и реализация творческих проектов по конструированию, описанию технологии и изготовлению одежды (коллекции или индивидуального комплекта)
- координация движения в соответствии с ритмом;
- пластические и танцевальные импровизации;
- самообучение пластическому движению;
- родство «дефиле» и музыки;
- походка, манера движения;
- отработка индивидуальной манеры движения.
- ролевая творческая игра по заданному сценарию;
- импровизация фрагментов показа коллекции одежды;
- жесты и мимика;
- дублирование профессиональных манекенщиц.
Для занятий по хореографии группы комплектуются обучающимися, занимающимися по разным специальностям и имеющих склонность к сценической пластике.
5-й принцип «Организации допрофессиональной творческой деятельности и ориентации на будущую профессиональную занятость в легкой промышленности» реализуется в мастер-классе, где происходит совершенствование профессионального мастерства обучающихся. Он имеет следующие содержательные слагаемые:
- совершенствование качества пошива изделий;
- совершенствование качества исполнения эскизов в различной технике (рисунок, эскиз, цветовая художественная композиция);
- углубление познаний в конструировании, моделировании, грамотное создание конструкций одежды;
- редактор-моделирование.
Обучающиеся, ориентированные на профилизацию швейного производства занимаются стилистикой и композицией костюма, материаловедением.
Обучение по проекту имеет четыре уровня погружения в предметную область. Это:
- ориентационный уровень – первый уровень погружения;
- уровень «Основы» – второй уровень погружения;
- уровень «Профи» – третий уровень погружения;
- уровень «Профи – М» – четвертый уровень погружения.
Каждый уровень погружения характеризуется своим уровнем результатов, которые представлены в нижеследующей таблице.
Уровень погружения | Подпрограммы или блоки, реализующие уровень погружения | Уровни результата |
Ориентационный уровень | ДОП «Кутюрье» (блоки «Креатив» и «Белошвейка»); ДОП «Дефиле»; ДОП «Рисунок»; ДОП «Тупейный художник». | Общий ознакомительный уровень и ориентация в выборе профиля обучения. |
Уровень «Основы» | ДОП «Кутюрье», Блок «Креатив» | Дизайнер одежды |
ДОП «Кутюрье», Блок «Белошвейка» | Белошвейка | |
п/п «Дефиле» | Демонстратор одежды | |
п/п «Тупейный художник» | Мастер по прическам | |
Уровень «Профи» | ДОП «Кутюрье», Блок «Креатив» | Модельер |
ДОП «Кутюрье», Блок «Белошвейка» | Мастерица | |
п/п «Дефиле» | Модель | |
п/п «Тупейный художник» | Стилист по прическам | |
Уровень «Профи-М» (мастер-класс) | ДОП «Кутюрье», Блок «Креатив» | Модельер, креатор |
Блок «Белошвейка» | Кутюрье, модельер-конструктор, технолог-конструктор, технолог-мерчендайзинг, менеджмент ассортимента | |
п/п «Дефиле» | Модель, Режиссер-постановщик показа |
Реализация проекта «Студия моды «Вопреки» по предметам, подпрограммам и годам обучения
Парикмахерское и визажное искусство : ДОП «Мастерская «Имидж» | Хореография: ДОП «Мастерская «Дефиле» | Дизайн и Конструктивное моделирование одежды: ДОП «Мастерская «Кутюрье» | Количество детей в группах |
1 год обучения – 36 (1 час в неделю) | 1 год обучения – 72 (2 часа в неделю) | 1 год обучения – 108 (3 часа в неделю) | не более 16 детей |
2 год обучения – 36 (1 час в неделю) | 2 год обучения – 72 (2 часа в неделю) | 2 год обучения – 108 (3 часа в неделю) | не более 14 детей |
3 год обучения – 108 (3 часа в неделю) | 3 год обучения – 72 (2 часа в неделю) | 3 год обучения – 108 (3 часа в неделю) | не более 13 детей |
4 год обучения – 108 (3 часа в неделю) | 4 год обучения – 108 (3 часа в неделю) | 4 год обучения – 216 (6 часов в неделю) | не более 10 детей |
Контроль деятельности по проекту
Критерии оценки результатов обучения:
- качество пошива одежды на себя и ее демонстрация;
- качество пошива костюмов, реквизитов для студийцев;
- качество создания и изготовления моделей тематических коллекций, демонстрация их на массовых мероприятиях;
- участие в выставках, конкурсах, фестивалях;
- участие в создании фотокаталога работ студии, оформлении кабинета;
- конструктивно-эргономические показатели созданных швейных изделий;
- степень прогрессивности конструкции и технологии изготовленных костюмов;
- эстетические показатели разработанной одежды;
- создание рабочего или творческого эскиза модели.
Решающую роль играет позитивная оценка деятельности ребенка, постепенное повышение требований, достижение конкретных промежуточных результатов. Предусматривается использование дневников наблюдений, диагностических карты и зачетных листов, фиксирование результатов образовательного процесса, определение уровня и качества достигнутого результата каждым обучающимся при освоении образовательной программы.
Педагогический контроль
Год обучения | Направления контролирующей деятельности | Виды и формы педагогического контроля |
Первый год обучения |
| Представление собственного изделия. Контрольный урок. Контрольный урок. Зачет. Выступление, демонстрация собственного изделия на мероприятиях ЦВО, района. Тестирование, наблюдение, индивидуальные собеседования. |
Второй год обучения | 1.Создание коллективной коллекции. 2.Развитие навыков конфекционирования. 3.Владение методикой узловой обработки изделия, основами материаловедения, цветоведения. 4.Развитие самооценки. 5.Владение основами театрального мастерства. 6.Создание собственного хореографического образа. 7.Отработка постановочного образа. 8. Диагностика личностного роста и личностных новообразований | Участие в городских, областных мероприятиях. Тестирование. Зачет. Тестирование. Участие в выступлениях. Участие в выступлениях. Зачет. Тестирование, наблюдение, индивидуальные собеседования. |
Третий год обучения | 1.Создание личных моделей повышенной сложности («нарядная одежда»). 2.Владение навыками показа коллективной экспозиции, театрального мастерства. 3.Владение знаниями моды промышленной ориентации. 4. Диагностика личностного роста и личностных новообразований. | Зачет. Выступления, участие в шоу-программах, фестивалях, городского, областного, российского масштаба. Тестирование, наблюдение, индивидуальные собеседования. |
Четвертый год обучения, Мастер- класс | 1.Отработка навыков пошива изделий повышенной сложности. 2.Практическое владение знаниями моды промышленной ориентации. 3.Ориентация на выбор деятельности: -портной «прет-а-порте»; -демонстратор одежды; -дизайнер; -модельер-конструктор; -технолог-конструктор; -технолог-мерчендайзинг; -менеджмент ассортимента; -стилист по прическам. 4.Формирование адекватной самооценки. 5. Диагностика личностного роста и личностных новообразований | Зачет. Выступления в мероприятиях городского, областного, российского масштаба. Тестирование. Тестирование, наблюдение, индивидуальные собеседования |
Ожидаемые результаты:
Модель выпускника
Учащийся должен:
- свободно ориентироваться в рынке моды;
- владеть основами моды промышленной ориентации;
- владеть основами дизайна, маркетинга;
- быть достаточно образованным для достижения личного и семейного благополучия и успеха;
- внимательно и терпимо относиться к чужому мнению, быть готовым к сотрудничеству с другими людьми;
- владеть ремеслом, стремиться стать мастером своего дела;
- иметь широкий круг культурных потребностей;
- грамотно применять основы сценического мастерства.
Выпускник студии – личность творческая, целеустремленная, сознательно и ответственно относящаяся к выбранной сфере деятельности.
Результатом данного проекта является формирование устойчивого профессионального интереса у воспитанников к швейному производству, модельному бизнесу.
Предполагаемые последствия проекта
Руководство студии стремится трудоустроить своих выпускников в городских швейных предприятиях и организациях, с которыми установлены партнерские отношения.
Выпускники, прошедшие полный курс обучения по проекту, совершенствуются в своем мастерстве, продолжая обучение в профильных Вузах, работают по специальности во многих городах России.