"Пасхальная сказка" - мастер-класс для педагогов.
"Пасхальная сказка" - мастер-класс для педагогов. Это решение определенной педагогической проблемы - незнания детьми обычаев русской культуры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pashalnaya_skazka.docx | 26.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Администрация Ленинского района МО «Город Саратов»
МУ ДО «Центр детского творчества»
Ленинского района г. Саратова
КОНСПЕКТ
Мастер-класса
в объединении народных промыслов
«Леля»
на тему «Пасхальная сказка»
Дата проведения: 5.03.2015
Время проведения:
Место проведения:
Составил: педагог дополнительного
образования Багрянская М.К.
Саратов 2015
Тип занятия: Комбинированное.
Проводится в группе педагогов.
Задачи:
обучающая –закрепление умения размещения композиционного узора на рабочей поверхности изделия, декорирования изделия различными материалами;
развивающая – развитие воображения, внимания, памяти, мелкой моторики рук;
воспитательная – воспитание любви к Родине, промыслам народных умельцев, трудолюбия и усидчивости, умения добиваться поставленной цели.
Дидактический материал: выставочные изделия учащихся, разноцветные яйца и две корзинки для рефлексии.
Оборудование: заготовки яиц, шнур, декоративная тесьма, ножницы, клей «момент-кристалл», бусины, пайетки, зубочистки для работы с клеем, бумажная салфетка для вытирания рук.
На столе материал для оформления пасхальных композиций: травянистое волокно, тарелочки, подставки для яиц, ленточки, цветочки и т.д.
Предварительная работа:
Структура занятия.
- Этап выделения проблемы.
Здравствуйте, коллеги.
В самом начале нашего мастер-класса я попрошу вас дать характеристику своему настроению по цветовому кругу – какому цвету соответствует ваше настроение. (Ответы).
Для дальнейшей работы мы разделимся на группы (в случае необходимости).
А сейчас я хочу рассказать вам два случая из своей жизни (следует рассказ о том, что дети не знают старинных обычаев, связанных с празднованием Пасхи).
Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, а в вашей жизни что-то подобное происходило? (Ответы)
- Этап актуализации.
Скажите, пожалуйста, так какую же педагогическую проблему вы увидали в этих жизненных ситуациях? (Ответы).
Правильно, в настоящее время наши старинные русские народные традиции стали забываться. Мы пытаемся отмечать народные праздники, порой не имея представления, что это за праздник, как к нему готовятся и как отмечают.
- Этап информационный.
А что вам известно о празднике Светлой пасхи? Какие интересные факты вы можете нам рассказать?
(ответы).
Хорошо.
А я тоже расскажу вам кое-что из истории Пасхи на Руси.
Последняя неделя Великого поста – Страстная неделя, посвящена воспоминаниям последних дней жизни Спасителя. Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершившихся событий каждый день этой недели именуется святым и великим. С апостольских времен дни Страстной недели были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили ее в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.
В Великий четверг хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился. Мальчики с восходом солнца бегали с колокольчиками на шее вокруг деревни, чтобы скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму (отсюда название – «чистый четверток»). Умывались с серебра, «чтобы лицо белее было». В этот день самым тщательным образом моют и украшают избу. Обязательно и купание в бане – до восхода солнца.
Пятница на Страстной неделе – Великий пяток – посвящалась молитвам.
Суббота – великая, красильная. В Страстную субботу красят яйца и пекут куличи.
А как вы готовитесь к Пасхе?
(Ответы).
Был ответ: красим яйца, украшаем яйца. Я попрошу желающих поделиться с нами своим опытом украшения яиц необычным способом.
Замечательно!
На экране ПК вы увидите сувенирные пасхальные яйца, изготовленные из разных материалов и разными способами (показ сопровождается кратким описанием)
Уважаемые коллеги, а кто из вас изготавливал сувенирные пасхальные яйца? Поделитесь с нами своим опытом.
А сейчас я представлю вам некоторые работы моих воспитанников. Они также изготовлены из разного материала и разными способами (проводится показ изделий с кратким описанием их).
А я научу вас делать сувенирные яйца из простых яиц так, что они будут долго храниться, станут маленьким произведением искусства и замечательным подарком на пасху для родных и друзей.
- Этап работы с материалом.
Подскажите мне, пожалуйста, что я должна провести с детьми перед началом работы?
(Правила по технике безопасности)
Совершенно верно. На своих занятиях я называю их «Блиц-опрос».
Сейчас мы проведем блиц-опрос по правилам техники безопасности на занятиях:
- Что должно находиться на столе во время работы? (Только рабочий материал.)
- Какие правила мы должны выполнять при работе с колюще-режущими предметами? (Не размахивать ими, не направлять в сторону соседа, не ходить с ними по кабинету, ножницы передавать , держа за закрытые лезвия и т.д.)
- Какие правила мы соблюдаем при работе с клеем? (Не нюхать, не растирать пальцами (палочка), не оставлять тюбик без подставки, а после работы сразу закрыть колпачком, руки вытирать только салфеткой).
(Слушатели отвечают, а педагог направляет ход их мыслей.)
Молодцы! Прошедший материал вы усвоили хорошо.
А теперь аккуратно возьмите в руки заготовку из обычного яйца. Кто может рассказать, как мы ее подготовили?
(- моем яйцо, вытираем насухо,
-шилом или большой иглой протыкаем в нем отверстия с двух сторон – снизу и сверху,
- выдуваем содержимое яйца в чашку, а скорлупу промываем под струей воды,
- сушим заготовку 1-2 дня, чтобы она внутри была сухая,
- промазываем заготовку снаружи клеем ПВА и снова высушиваем.
Заготовка готова.)
- Этап творческого применения знаний .
Сейчас мы приступим к декорированию заготовки пасхального яйца, используя материалы, которые находятся перед нами.
- Клей «момент» наносим на верхушку заготовки, аккуратно по спирали укладываем на ней декоративный шнур, слегка прижимая его к заготовке.
- Снова намазываем заготовку и укладываем шнур на клей плотно, виток к витку, доводя его до противоположного конца заготовки.
- Дадим заготовке, декорированной шнуром, хорошо высохнуть.
- Далее мы работаем с декоративным материалом, предназначенным для украшения пасхального яйца: тесьма, бусины, пайетки.
- Не смотря на то, что праздник пасхи пришел к нам после крещения Руси, при украшении пасхальных яиц на Руси всегда использовали орнаменты и символику древних славян, которые служили оберегами. В этом своеобразие нашего народа: в своем быту умело сочетать современность и традиции прошлого.
- Тесьму мы можем закрепить при помощи клея в виде орнамента: завитушек, зигзагов - так, как вам подскажет ваша фантазия
- После закрепления шнура мы будем использовать пайетки и бусины. Их также можно нанести в виде орнамента, узора или сложить из них цветы, а в середины вклеить бусины.
Приступайте к работе.
- Этап представления результатов работы.
Работу закончили, навели порядок на своем рабочем месте.
Посмотрите, какие красивые яйца вы изготовили. Но, согласитесь, чего-то немного не хватает… Есть такое красивое слово – композиция. Именно она делает наше изделие совершенным и законченным.
Посмотрите внимательно на выставочный стол: на нем есть все, для оформления пасхальных композиций с вашими сувенирными яйцами. Также есть фотографии, на которых вы видите различные композиции с пасхальными яйцами. Эти наглядные пособия служат подсказкой для фантазии детей при оформлении пасхальной композиции. Но у мастеров существует правило: не использовать при оформлении композиции слишком много материала, в противном случае ваше изделие просто затеряется в декоративном материале. Это правило называется «Правило 3-х», т.е. мы можем использовать не более 3-х видов или 3-х цветов декоративного материала. Подойдите, пожалуйста, к столу и приступайте к работе.
- Обсуждение и корректировка результатов работы.
Какую из этих композиций вы считаете наиболее красивой?
А теперь посмотрите, пожалуйста, на доску. На ней вы видите две корзинки, а на столе яйца из бумаги – крашеные и белые. Если на этих занятиях вы получили знания и умения, которые пригодятся вам в дальнейшем при подготовке к Пасхе, положите в 1-ю корзинку крашеные яйца, а если вам было неинтересно, и вы считаете, что новые знания вам не пригодятся – положите во 2-ю корзинку белые яйца.
Вот мы и закончили наш мастер-класс, на котором вы научились декорировать пасхальные яйца. Теперь вы сможете придумать свои варианты изготовления пасхальных сувениров.
Пробуйте, и у вас обязательно все получится!
Спасибо за внимание.