"Пасхальная сказка" - мастер-класс для педагогов.

Багрянская Марина Клавдиановна

"Пасхальная сказка" - мастер-класс для педагогов. Это решение определенной педагогической проблемы - незнания детьми обычаев русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pashalnaya_skazka.docx26.33 КБ

Предварительный просмотр:

Администрация Ленинского района  МО «Город Саратов»

МУ ДО «Центр детского творчества»

Ленинского района г. Саратова

КОНСПЕКТ  

Мастер-класса

в объединении народных промыслов

«Леля»

на тему «Пасхальная сказка»

Дата проведения: 5.03.2015

Время проведения:

Место проведения:

Составил: педагог дополнительного

        образования Багрянская М.К.

Саратов 2015

Тип занятия: Комбинированное.

Проводится в группе педагогов.

 Задачи:

обучающая –закрепление  умения размещения композиционного узора на рабочей поверхности изделия, декорирования изделия различными материалами;

развивающая – развитие воображения, внимания, памяти, мелкой моторики рук;

воспитательная – воспитание любви к Родине, промыслам народных умельцев, трудолюбия и усидчивости, умения добиваться поставленной цели.

Дидактический материал:  выставочные изделия учащихся, разноцветные  яйца  и две корзинки для рефлексии.

 Оборудование: заготовки яиц, шнур, декоративная тесьма, ножницы, клей «момент-кристалл», бусины, пайетки, зубочистки для работы с клеем, бумажная салфетка для вытирания рук.

На столе материал для оформления пасхальных композиций: травянистое волокно, тарелочки, подставки для яиц, ленточки, цветочки и т.д.

Предварительная работа: 

Структура занятия.

  1. Этап выделения проблемы.

 Здравствуйте, коллеги.

В самом начале нашего мастер-класса я попрошу вас дать характеристику своему настроению по цветовому кругу – какому цвету соответствует ваше настроение. (Ответы).

Для дальнейшей работы мы разделимся на группы (в случае необходимости).

А сейчас я хочу рассказать вам два случая из своей жизни (следует рассказ о том, что дети не знают старинных обычаев, связанных с празднованием Пасхи).

Скажите, пожалуйста, уважаемые коллеги, а в вашей жизни что-то подобное происходило? (Ответы)

  1. Этап актуализации.

Скажите, пожалуйста, так какую же педагогическую проблему вы увидали в этих жизненных ситуациях? (Ответы).

Правильно, в настоящее время наши старинные русские народные традиции стали забываться. Мы пытаемся отмечать народные праздники, порой не имея представления, что это за праздник, как к нему готовятся и как отмечают.

  1. Этап информационный.

А что вам известно о празднике Светлой пасхи? Какие интересные факты вы можете нам рассказать?

(ответы).

Хорошо.

А я тоже расскажу вам кое-что из истории Пасхи на Руси.

 Последняя неделя Великого поста – Страстная неделя, посвящена воспоминаниям последних дней жизни Спасителя. Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. По величию и важности совершившихся событий каждый день этой недели именуется святым и великим. С апостольских времен дни Страстной недели были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили ее в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

В Великий четверг хозяин перед восходом солнца выходил на улицу и потряхивал соху, чтобы хлеб лучше родился. Мальчики с восходом солнца бегали с колокольчиками на шее вокруг деревни, чтобы скотина прямо с пастбища ходила домой, а не плутала. Чистили дом, двор, огород от грязи, накопившейся за зиму (отсюда название – «чистый четверток»). Умывались с серебра, «чтобы лицо белее было». В этот день самым тщательным образом моют и украшают избу. Обязательно и купание в бане – до восхода солнца.

Пятница на Страстной неделе – Великий пяток – посвящалась молитвам.

Суббота – великая, красильная. В Страстную субботу красят яйца и пекут куличи.

А как вы готовитесь к Пасхе?

(Ответы).

Был ответ: красим яйца, украшаем яйца. Я попрошу желающих поделиться с нами своим опытом украшения яиц необычным способом.

Замечательно!

На экране ПК вы увидите сувенирные пасхальные яйца, изготовленные из разных материалов и разными способами (показ сопровождается кратким описанием)

Уважаемые коллеги, а кто из вас изготавливал сувенирные пасхальные яйца? Поделитесь с нами своим опытом.

А сейчас я представлю вам некоторые работы моих воспитанников. Они также изготовлены из разного материала и разными способами (проводится показ изделий с кратким описанием их).

А я научу вас делать сувенирные яйца из простых яиц так, что они будут долго храниться, станут маленьким произведением искусства и замечательным подарком на пасху для родных и друзей.

  1. Этап работы с материалом.

Подскажите мне, пожалуйста, что я должна провести с детьми перед началом работы?

(Правила по технике безопасности)

Совершенно верно. На своих занятиях  я называю их «Блиц-опрос».

     Сейчас мы проведем блиц-опрос по правилам техники безопасности на занятиях:

- Что должно находиться на столе во время работы?  (Только рабочий материал.)

- Какие правила мы должны выполнять при работе с колюще-режущими предметами? (Не размахивать ими, не направлять в сторону соседа, не ходить с ними по кабинету, ножницы передавать , держа за закрытые лезвия и т.д.)

- Какие правила мы соблюдаем при работе с клеем? (Не нюхать, не растирать пальцами (палочка), не оставлять тюбик без подставки, а после работы сразу закрыть колпачком,  руки вытирать только салфеткой).

 (Слушатели отвечают, а педагог направляет ход их мыслей.)

Молодцы! Прошедший материал вы усвоили хорошо.

А теперь аккуратно возьмите в руки заготовку из обычного яйца.  Кто может рассказать, как мы ее подготовили?

(- моем яйцо, вытираем насухо,

-шилом или большой иглой  протыкаем в нем отверстия с двух сторон – снизу и сверху,

- выдуваем содержимое яйца в чашку, а скорлупу промываем под струей воды,

- сушим заготовку 1-2 дня, чтобы она внутри была сухая,

- промазываем заготовку снаружи клеем ПВА и снова высушиваем.

Заготовка готова.)

  1.  Этап творческого применения знаний .

     Сейчас мы приступим к  декорированию заготовки пасхального яйца,  используя материалы, которые находятся перед нами.

  1. Клей  «момент»  наносим на верхушку заготовки, аккуратно по спирали укладываем на ней декоративный шнур, слегка прижимая его к заготовке.
  2. Снова намазываем заготовку и укладываем шнур на клей плотно, виток к витку, доводя его до противоположного конца заготовки.
  3. Дадим заготовке, декорированной шнуром, хорошо высохнуть.

  1. Далее мы работаем с декоративным материалом, предназначенным для украшения пасхального яйца: тесьма, бусины, пайетки.
  2. Не смотря на то, что праздник пасхи пришел к нам  после крещения Руси, при украшении пасхальных яиц на Руси всегда использовали орнаменты и символику древних славян, которые служили оберегами. В этом своеобразие нашего народа: в своем быту умело сочетать современность и  традиции прошлого.
  3. Тесьму мы можем закрепить при помощи клея в виде орнамента: завитушек, зигзагов - так,  как вам подскажет ваша фантазия
  4. После закрепления шнура мы будем использовать пайетки и бусины. Их также можно нанести в виде орнамента, узора или сложить из них цветы, а  в середины вклеить бусины.

     Приступайте к работе.

  1. Этап представления результатов работы.

Работу закончили, навели порядок на своем рабочем месте.

Посмотрите, какие красивые яйца вы изготовили. Но, согласитесь, чего-то немного не хватает… Есть такое красивое слово – композиция. Именно она делает наше изделие  совершенным и законченным.

Посмотрите внимательно на выставочный стол: на нем есть все, для оформления  пасхальных композиций с вашими сувенирными яйцами.  Также есть фотографии, на которых вы видите различные композиции с пасхальными яйцами. Эти наглядные пособия служат подсказкой для фантазии детей при оформлении пасхальной композиции.  Но у мастеров существует правило: не использовать при оформлении композиции слишком много материала, в противном случае ваше изделие просто затеряется в декоративном материале. Это правило называется  «Правило 3-х», т.е. мы можем использовать не более 3-х видов или 3-х цветов декоративного материала. Подойдите, пожалуйста, к столу  и приступайте к работе.

  1. Обсуждение и корректировка результатов работы.

Какую из этих композиций вы считаете наиболее красивой?

А теперь посмотрите, пожалуйста,  на доску. На ней вы видите две корзинки, а на столе яйца  из бумаги – крашеные и белые. Если на этих занятиях вы получили знания и умения, которые пригодятся вам в дальнейшем при подготовке к Пасхе, положите в 1-ю корзинку крашеные яйца,  а если вам было неинтересно, и вы считаете, что новые знания вам не пригодятся – положите во 2-ю  корзинку белые яйца.

Вот мы и закончили наш мастер-класс, на котором вы научились декорировать пасхальные яйца.  Теперь вы сможете придумать свои варианты изготовления пасхальных  сувениров.

Пробуйте, и у вас обязательно все получится!

Спасибо за внимание.