План - конспект открытого урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся первого года обучения по теме «Времена года. Волшебница - зима».
Цель урока: создать условия для развития у учащихся способности к эмоционально-ценностному восприятию природы. Развить ассоциативное восприятие учащихся.
Задачи:
- дать понятие «ассоциативного ряда».
- учить передавать свое настроение с помощью цвета;
- способствовать формированию новых теоретических знаний и практических навыков,
- развивать творческое воображение;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
- развить фантазию и наблюдательность.
Урок: «Времена года. Волшебница - зима»
Тип урока: проблемный урок-образ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
peyzazh_plan_uroka.docx | 25.97 КБ |
Предварительный просмотр:
План - конспект открытого урока по учебному предмету «Изобразительное искусство» для учащихся первого года обучения
по теме «Времена года. Волшебница - зима».
Цель урока: создать условия для развития у учащихся способности к эмоционально-ценностному восприятию природы. Развить ассоциативное восприятие учащихся.
Задачи:
- дать понятие «ассоциативного ряда».
- учить передавать свое настроение с помощью цвета;
- способствовать формированию новых теоретических знаний и практических навыков,
- развивать творческое воображение;
- воспитывать эстетический вкус, любовь к природе.
- развить фантазию и наблюдательность.
Урок: «Времена года. Волшебница - зима»
Тип урока: проблемный урок-образ.
Предполагаемый результат: осознание учащимися важности эмоционально-чувственного восприятия окружающей действительности и умения передавать настроение через художественные образы.
Оборудование: репродукции картин художников.
Словарь: колорит, импрессионизм, пейзаж, пленэр
.
Материалы: бумага форматом А3, простой карандаш, ластик, кисти разных размеров, гуашь.
Введение: Представленный урок является частью в блоке уроков по теме «Времена года» и разработан в соответствии с требованиями ФГОС для учащихся первого года обучения. Урок ориентирован и поддерживает основное содержание тематических разделов программы. Тема программы: Рисование по представлению пейзажа с колористической гармонизацией цвета.
Выполняется задание в технике практических упражнений гуашью на ассоциативное восприятие пейзажа;
Ход урока.
Организационный момент. Проверка готовности класса к уроку.
Сообщение темы .
В процессе изучения изображений пейзажа ребенок постигает огромный окружающий мир, учится оценивать и понимать художественную ценность произведений искусства, учится выражать свое эмоциональное отношение к тому, что его окружает. Особенно ценно то, что в процессе изобразительного творчества он обогащает свою личность, расширяет кругозор, меняет мировоззрение. Общение с природой является для ребенка неисчерпаемым источником вдохновения.
Педагог:
Тема нашего урока «Времена года. Волшебница - зима»
Формулировка проблемы - Каким способом можно это сделать?
- Какой рисунок лучше всего передаст настроение?
Давайте посмотрим пейзажи художников и определим, какое настроение хотели передать художники на этих полотнах.
Анализ способов решения проблемы.
На полотнах художников мы видим многообразие форм и красок окружающего нас мира. Изменчивость состояния природы в течение суток. Со временем и свет дневного солнца, и мокрый туман, и свет восхода и заката – зыбкие и тонкие изменения в природе – приходят в искусство пейзажной живописи.
В спорах о творчестве, новом художественном видении мира рождалось новое направление – импрессионизм. Это название возникло от французского слова «впечатление». Так называлась одна из картин Клода Моне, который первым стал писать пейзажи прямо на воздухе. Он создавал целые живописные циклы – серии картин, в которых один и тот же вид представал в разных погодных условиях, и в разное время суток.
(К.Моне «Впечатление. Восход солнца». Масло. Франция. XIX в.; П.Синьяк «Жёлтый парусник». Масло. Франция XIX в.)
Посмотрите, как художники тонко чувствуют цветовые отношения, вызванные в природе освещением, временем суток и состоянием воздуха, как интересно воссоздали их на холсте.
- Какие чувства вызывают в вас эти полотна?
Вам ребята, предстоит передать в упражнениях образную цветовую характеристику четырех времён года, ассоциативное восприятие состояния природы в разное время года. В начале вспомните, приходилось ли вам наблюдать природу в разное время года, может быть, вам запомнилось зимнее морозное утро или летний вечер на закате. Опишите свои впечатления.
Задание надо начинать, создавая красками только общую цветовую среду – общее колористическое настроение.
И только потом (по желанию) можно вписать туда деревья (ближние и дальние), дорогу, облака в небе…Весна у нас светлая, солнечная, но ещё бывает прохладно, краски не яркие, нежные и холодные – сиреневато розовые и голубые. А летом земля освещена теплом. Свет бывает ярким и мягким, его сила определяется контрастом тона (темное - светлое) и контрастом цвета (теплое - холодное). Летом много разнообразных зелёных оттенков и наступают густые синие и фиолетовые тени.
Далее вам надо передать какие оттенки приобретает зелень осенью (оранжевые и даже малиновые) и какая бывает осень: иногда её называют «золотая осень», иногда «капризная осень». Теперь вам осталось передать цветовую характеристику четвёртого времени года «Зима».
Какого она цвета? Важное значение имеет направление и характер мазков, которыми вы кладете краску. Они могут быть энергичными или текучими, мягкими; мелкими или широкими, размашистыми. Мазки создают фактуру, которая тоже выражает ваше настроение, вашу волю.
Педагог:
- Какие выразительные средства живописи вы будете использовать? Учащиеся:
- Колористическое построение композиции, контраст цвета, контраст тона, характер мазков.
Практическая работа над рисунком
Преподаватель: - Получилось ли у вас передать своё настроение в рисунке?
Учащиеся - Да, разное настроение.
Педагог:
- Какими выразительными средствами вы добились передачи настроения?
Учащиеся:
- С помощью цвета.
- С помощью различной фактуры мазка.
- С помощью света, ритма, композиции.
Педагог: - Молодцы! Все очень интересно исполнили эти упражнения и все справились с этим творческим заданием!
Дальше ребятки вам надо исполнить гуашью пейзажную композицию по теме « Волшебница - зима». а вашу цветовую характеристику четвёртого времени года «Зима» мы будем использовать для эскиза по теме.
А сейчас мы немного отдохнём и послушаем стихи об этом времени года - зиме (педагог читает стихи и показывает репродукции картин художников).
Вот как в стихах описывают зимнее состояние природы русские поэты:
Александр Пушкин «Идет волшебница-зима...»
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы.
Сергей Есенин «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны.
Под копытом на снегу,
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много,
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
А теперь наступила Физкультминутка:
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели —
Сразу всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, ногами топаем!
Хорошо мы погуляли и немножко устали!
- Ребята, но у вас есть только цветовая характеристика времени года «Зима», а нам надо исполнить композицию « пейзаж «Волшебница - зима». Пейзаж – это рисование природы, поэтому вам в ваши работы надо добавить главный элемент природы – дерево.
Накопленный за четверть века педагогической деятельности опыт, неизменно показывает, что творческое мышление детей младшего школьного возраста во многом архетипическое, а дерево – важнейший архетип. Попросите ребёнка нарисовать природу, и он, скорее всего, нарисует просто дерево, дерево с дуплом и рядом пень (начало, убежище и конец жизни).
Поэтому мне показалось совершенно логичным и естественным начать освоение основ композиции, отображая именно жизнь зимнего дерева, используя разные технические приёмы рисования гуашью.
Учащимся было предложено выбрать дерево «по сердцу». Симптоматично, что девочки выбрали берёзу, ель, липу, а мальчики – дуб, клён, тополь.
И, судя по тому, с каким творческим энтузиазмом, трудолюбием, способностью довести каждую работу до конца обучающиеся работали над этим заданием, можно с уверенностью сказать, что уроки такой направленности , когда в задании использован игровой момент — неожиданность очень нравятся детям.
Таким образом мы достигли решения поставленных задач.
Подведение итогов:
Выставка работ учащихся и их анализ по проблеме урока.
Список литературы:
- Изобразительное искусство . Обучение основам изобразительной грамоты: конспекты уроков/ авт.-сост. О. В. Павлова.- Волгоград: Учитель, 2009.-132 с.: ил.
- Художники пейзажисты. Энциклопедия живописи для детей. Белый город, Москва, 2008
- Шедевры Русской живописи. Энциклопедия мирового искусства. Белый город, Москва, 2006
- Методическая литература, интернет-ресурсы.