"Методические рекомендации по вышивке для детей с ограниченными возможностями здоровья"
Вышивка как декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления реабилитируемых развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vyshivke_gotovaya.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание программы
Пояснительная записка. …... …………………………………………..………. 2
Условия реализации программы……………..……………………………..……5
Предполагаемые результаты…………………………………………..…………6
Методическое обеспечение программы…………………………...…………….7
Тематический план…………………………………………………..…………..10
Содержание программы………………………………………………………....12
Список литературы…………………………………………………………...….13
Приложение………………………………………………………………………14
Пояснительная записка.
Данная программа предназначена для детей с нарушением интеллекта в возрасте от 10 до 18 лет. В психическом статусе реабилитируемых, на которых рассчитана программа, можно выделить ряд существенных особенностей:
- Незрелость различных систем анализаторов и неполноценность зрительно-пространственной ориентированности;
- Разбалансированность двигательной активности, импульсивность, трудность в овладении двигательными навыками, нарушения координации движения;
- Преобладание более простых мыслительных операций (анализ и синтез), снижение уровня логичности и отвлеченности мышления, трудности перехода к абстрактно-аналитическим формам мышления;
- Преобладание механической памяти над абстрактно-логической, непосредственного запоминания — над опосредованным, снижение объемов кратковременной и долговременной памяти, значительное снижение способности к непроизвольному запоминанию;
- Ограниченность словарного запаса, особенно активного, замедление овладения грамматическим строем речи, дефекты произношения, трудности овладения письменной речью;
- Незрелость эмоционально-волевой деятельности, инфантилизм, нескоординированность эмоциональных процессов;
- Преобладание игровых мотивов, стремление к получению удовольствия, дезадаптивность побуждений и интересов.
Искусство вышивания имеет многовековую историю.
Вышивка как декоративно-прикладное творчество обогащает творческие стремления реабилитируемых развивает в них нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни.
Развитие творческих способностей во многом зависит от умения людей с нарушением интеллекта работать с различными материалами и соответствующими инструментами.
Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.
Давно доказано, что тренировка тонких движений пальцев рук человека благотворительно влияют на работу головного мозга, стимулирует развитие речевой и мыслительной деятельности, способствует развитию памяти и внимания.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость, последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в исполнении работы, позволяют воспитанникам самоутверждаться, проявляя индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У людей формируются навыки обращения с инструментами, необходимые в повседневной жизни. Происходит ориентация на ценность труда в эмоционально-поведенческом аспекте.
Главной задачей специалиста является умение заинтересовать человека с нарушениями интеллектуального развития и развивать в нем творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Специалист должен пробудить в реабилитируемом веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость и завлечь в процесс творчества.
Подбор ниток, выбор рисунка, модели, создание самого изделия — занятие увлекательное. Оно способствует не только привитию, совершенствованию навыков и умений, но развитию творческих способностей реабилитируемых, их художественного вкуса, приучает к аккуратности, усидчивости в работе.
Настоящая программа предлагает реабилитируемым погрузиться в этот удивительный вид декоративно-прикладного творчества и внесение его в свой дом, свою жизнь. Во время реализации программы важно сделать первые шаги на пути знакомства с миром рукоделия интересным, запоминающимся и необычным – ведь воспитанникам отделения придётся приобретать довольно сложные навыки работы с тканью, иглой и ножницами. Всё это потребует терпения, и умения концентрировать внимание.
Общий срок реализации программы — 1 год (186 часов). Обучение индивидуальное и групповое и носит вариативный характер с ориентацией на степень нарушения интеллектуального развития.
Условия реализации программы
1. Методическое обеспечение:
- Набор нормативно правовых документов.
- Наличие утвержденной программы.
- Наглядные пособия, образцы изделий.
- Технологические схемы, карты.
- Специальная литература (журналы, книги)
2. Материально-технического обеспечение:
- Помещение для проведения занятий, соответствующие санитарно- гигиеническим требованиям.
- Инструменты.
- Материалы для работы.
3. Инструменты и материалы, необходимые для выполнения и оформления работ:
- Пластиковая и хлопковая канва, ткань.
- Нитки. Мулине.
- Иголки, булавки
-Ножницы.
- Клей ПВА
- Крючок
- Копировальная бумага, простой карандаш
- Различные отделочные материалы для оформления рамочек.
4. Методические пособия и дидактические материалы:
- Образцы готовых изделий.
- Виды оформлений изделий.
- Альбомы, журналы, книги с различными схемами вышивок
Основная цель программы — развитие творческих
способностей реабилитируемых, раскрытие их возможностей посредством приобщения их к творчеству, русской культуре и духовному наследию.
Основные задачи
1. Формирование умений и навыков по вышивке.
2. Развитие объема и концентрации внимания, воображения, памяти, терпения, пространственного видения.
З. Повышение самооценки, возрастание познавательной активности людей с нарушением умственного развития, уверенности в своих силах, исчезновение боязни ошибочных шагов, снижение тревожности,
сохранение их физического и психического здоровья.
Предполагаемые результаты.
За год обучения выполнение вышивки простым крестом, размеры картинки в конце года 10* 15 см. Вышивка выполнена на пластиковой канве правильно, аккуратно, эстетично оформлено. Усвоены и выполняются правила техники безопасности по работе с иголкой, ножницами, утюгом. Работа выполняется с помощью педагога. На протяжении года обучения реабилитируемые должны научиться вдевать нитку в иголку, закрепление нити способом «петля», вышивать простым крестом, подбирать эскиз работы, подбирать нити для работы, самостоятельно подбирать эскиз, нити, ткань и выполняет работу.
К концу года обучения реабилитируемые должны:
Знать | Уметь |
|
|
Формы подведения итогов реализации программы:
- выставки работ реабилитируемых;
- дни презентации работ родителям и сотрудникам;
Методическое обеспечение программы.
Первый раздел программы — это обучающе-познавательный, в котором предусмотрены занятия по овладению людьми с нарушением интеллекта начальных умений и навыков по вышивке. Последующие занятия приводят к закреплению и совершенствованию навыков. Также предусмотрены занятия, на которых реабилитируемые могут изготовить подарки-сувениры для своих близких, друзей. Для приобщения к истории Российской Культуры и традициями народного творчества будут проводиться ознакомительные занятия по изучению различных народных промыслов.
Содержание тематического плана из года в год может частично изменяться. В план могут вноситься изменения, отражающие возможности реабилитируемых, а также новое освоение в декоративно-прикладном творчестве.
Программа занятий построена с использованием различных методов обучения: словесного, наглядного, практического.
Данная программа предполагает системно-поэтапное изучение вышивки. На начальном этапе специалист помогает в усвоении техники вышивки, в её закреплении и совершенствовании.
Программа предусматривает учёт индивидуальных особенностей каждого реабилитируемого, осуществляет индивидуальный подход к каждому. Учитывается желание реабилитируемого в выборе рисунка вышивки, а также материально-финансовые возможности.
Программа предусматривает постепенно усложнение практических работ, переход от простых заданий к более сложным, что позволяет избежать комплекса неполноценности и стимулирует к дальнейшему росту.
К каждому реабилитируемому применяется индивидуальный подход:
Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений творческого процесса:
- обязательное формирование у людей с нарушением интеллекта положительной мотивации к творческой деятельности;
- получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
- обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности во время межличностного общения;
- обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
- занятость каждого в течение всего занятия.
Нагрузки во время занятий соответствуют силам и возможностям реабилитируемых.
Не малую роль играет воспитание терпения, усидчивости, аккуратности, чувства вкуса и меры. По мере усвоения приёмов вышивки совершенствуется координация движений, развивается мелкая моторика рук.
Качество вышитых работ во многом зависит от точности и аккуратности, соблюдённых во время их изготовления. Полученные умения и
навыки составляют важный элемент в труде по самообслуживанию, по
ведению домашнего хозяйства (уют. дизайн, интерьер).
Многие работы выполняются целенаправленно, специально к какому- либо событию, празднику. Таким образом, труд носит общественно-полезный характер. Для специалиста очень важно сохранить познавательную активность и интерес реабилитируемых к работе на протяжении всего занятия. Обучение вышиванию, само по себе способствует развитию тонко координированных движений пальцев рук. В то же время требует применения опасных инструментов. Это влечет за собой напряжение зрения, мышц спины, рук, эмоциональное напряжение, утомление.
Во время занятий с целью профилактики обязательно используются динамические паузы, позволяющие поддерживать работоспособность детей. Различные упражнения для расслабления рук, ног отодвигают утомление, предупреждают травмы из-за невнимания, заболевания позвоночника, переутомления зрительной системы. Практикуются скрытые физкультурные паузы.
Тематический план
Наименование темы | Общее количество часов | Количество теоретических часов | Количество практических часов | |
1 | Знакомство с историей вышивки крестом. Ознакомление с материалами (нитки, ткань, схемы) | 2 | 1 | 1 |
2 | Закрепление нити в начале вышивки (способ «петля») выполнение стежков «крест», закрепление нити в конце работы | 1 | 1 | |
3 | Выполнение вышивки по схемам: «ягодка» и «сердечко» | 15 | 15 | |
4 | Правила размещения рисунка на канве | 14 | 1 | 13 |
5 | Изготовление закладки | 25 | 25 | |
6 | Вышиваем Новогоднюю игрушка | 27 | 27 | |
7 | Изготовление подарков, сувениров | 27 | 27 | |
8 | Подготовка к выставкам | 8 | 8 | |
9 | Знакомство с другими видами вышивки (гладь, контурная вышивка и др.) история вышивки-традиции и современность | 14 | 1 | 13 |
10 | Вышивка гладью по схеме «листик» | 66 | 66 | |
11 | Контурная вышивка по схеме «яблоко» | 37 | 37 | |
12 | итогo | 186 | 3 | 183 |
Содержание программы
Первая часть. Освоение основных приёмов вышивки крестом:
- Закрепление нити в начале и в конце работы.
- Выполнение стежка «крест».
- Освоение правил размещения рисунка-схемы на ткани-канве.
- Усвоение техники безопасности с колюще-режущими
инструментами и электронагревательными приборами.
Вторая часть. Работа с красками:
-Знакомство воспитанников с цветом, оттенками цветов.
- Изучаются старинные орнаменты, значение цвета в старину.
- Реабилитируемые учатся переносить рисунок на ткань.
- Запоминают названия различных оттенков цветов (например: жёлтый — ромашковый опенок, лимонный и так далее).
Третья часть. Изготовление игольницы, новогодней игрушки
. По уже готовым схемам начинается дальнейшая работа:
- Подбор ниток нужного цвета.
- Выбор канвы.
- Размещение рисунка на канве.
- Выполнение вышивки.
Далее объясняется и показывается влажно-тепловая обработка готовой вышивки. Усваиваются правила техники безопасности при работе с утюгом.
Четвёртая часть Изготовление игольницы, картинок
—-миниатюр, картин по различным темам.
Все работы выполняются по одной схеме:
1. Выбор рисунка-схемы.
2. Подбор материалов.
3. Размещение рисунка на канве.
4. Выполнение вышивки.
5. Влажно-тепловая обработка.
6. Окончательное оформление работы.
Пятая часть. Изготовление подарков сувениров.
Поделки-подарки-сувениры изготавливаются к различным праздникам, могут быть в виде открыток, платочков, картинок и многого другого.
Список литературы:
1.Е.Глинская «Азбука вышивания»; Мехмат 1994г.
2. Узоры вышивки крестом. /Авт.-сост. ЕЛ. Карпенко. Мн.:! Современный литератор, 1999.
З. Журналы: «Чудесное мгновение», «Лена», «Вышитая картинка», «Анна», «Валентина», и так далее.
4. «Возрастная и педагогическая психология»; под редакцией М. В. Гализо.
5. Зуборева К. М. «Изобразительное искусство».
6. Полуянов Ю. А. «Воображение и способности»
7. Туник Е. Е. «Психодиагностика творческого мышления»
8. Креативные тесты
Приложение:
Правила Техники безопасности
КОЛЮЩЕ-РЕЖУЩИЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
- Инструменты во время работы класть справа, ручкой к себе. Лезвия ножниц и бокорезов в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
- Следить, чтобы инструменты не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить.
- Подавать и передавать инструменты только с сомкнутыми концами ручками вперед.
- Пользоваться только исправными инструментами.
- Не разбрасывать, не размахивать ими во время работы.
- Инструменты хранить на специальной доске.
У Т Ю Г
- аботать утюгом только под присмотром преподавателя.
- При включении в розетку утюга браться только за вилку.
- Утюг ставить только на жаростойкую подставку.
- Не отвлекаться во время работы, не оставлять включенный утюг без присмотра.
- Не допускать перегрева утюга.
- Следить, чтобы шнур во время работы не перекручивался.
- При обнаружении неисправности утюга немедленно сообщить преподавателю.
- По окончании работы утюг выключить из сети, дать остыть и только потом убрать.
СОВЕТЫ МАСТЕРУ
- Соблюдай правила безопасности труда.
- Проявляй в работе старание, терпение, творчество.
- Экономно используй материал.
- По окончании работы приведи в порядок рабочее место, собери инструменты.
ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАССЛАБЛЕНИЯ:
ЦЕЛЬ: снятие эмоционального напряжения
1. Встали прямо, спиной к стенке. Ноги на ширине плеч. Глаза закрыты. Представьте себя птицей, свободно парящей по небу. Нет ни проблем, ни тревог – только бесконечная синь вокруг. Выполнять две- три минуты, концентрируясь на собственных ощущениях.
2. В той же позе (руки подняты вверх, глаза закрыты, мысли – к свету) представляете свою главную «струну» организма. Позвоночник! Какого он цвета? Темный, коричневый, желтый? Ваше внутреннее здоровье явно «пошаливает». Наполните позвоночник новой космической энергией, переливающейся ярко-белым, блестящим светом, периодически переходящим в нежно-зеленый, тоже блестящий! Несколько раз напрягите – расслабьте плечи и позвоночник.
Комплекс специальных упражнений для глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до пяти. Повторить 4-5 раз.
2. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
3. Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы, на счет 1—4, затем раскрыть глаза, расслабив мышцы глаз, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
4. Посмотреть на переносицу и задержать взор на счет 1-4. До усталости глаза не доводить. Открыть глаза, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.
5. Не поворачивая головы, посмотреть направо, зафиксировать взгляд на счет 1—4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1—6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх, вниз. Повторить 3—4 раза.
6. Перевести взгляд быстро по диагонали: направо-вверх — налево-вниз, потом прямо вдаль на счет 1—6. Затем налево-вверх — направо-вниз и посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 4-5 раз.