Кружок "Рукодельница"
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
дополнительного образования
(кружок по технологии «Рукодельница» для учащихся 9-15 лет)
Составитель: Халимова Айгуль Мударисовна
учитель технологии МБОУ СОШ №13
Пояснительная записка
Век бурно развивающихся информационных технологий, бизнеса требует от личности развития таких качеств, как умение концентрироваться, рациональное мышление, практичности характера. Дети много времени проводят за компьютером, меньше общаются с природой, становясь менее отзывчивыми, поэтому развитие творческой личности в школе должно быть не только практическим, но и духовным.
Занятия в кружке позволяют существенно влиять на трудовое и эстетическое воспитание, рационально использовать свободное время учащихся. Работа с бумагой, природным и бросовым материалом, тканью – это самые распространенные виды декоративно – прикладного искусства среди школьников. Несложность оборудования, наличие инструментов и приспособлений, материалов, доступность работы позволяют заниматься декоративно - прикладным творчеством учащимся начальной школы. Теоретическая часть включает краткие пояснения по темам занятий и приемам работы, а практическая состоит из нескольких заданий. На начальном этапе работы осваивают приемы обработки материала. Необходимо воспитывать у детей умение доводить начатое дело до конца, следить за соблюдением элементарных правил культуры труда, приучать экономно и аккуратно использовать материалы, пользоваться инструментами и хранить их. Тематические блоки программы расположены в определённой системе: от более простого к сложному; каждый блок программы имеет свою логическую структуру; позволяет учитывать различную степень подготовки учащихся, индивидуальные способности, направленность интересов учащихся. Содержание программы позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся и не повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения (технологии). Программа раскрывает перед ребёнком многогранные возможности декоративно-прикладного творчества; приобщает к большому и разнообразному миру искусства; удовлетворяет потребности детей в общении со своими сверстниками, а также в желании реализовать свои лидерские и организаторские качества. Программа рассчитана на обучение детей 9- 15 лет. Особое внимание в работе кружка уделено вопросам безопасности труда и санитарной гигиены.
Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей
Программа кружка «Рукодельница» рассчитана на детей 9 – 15 лет, то есть на 4-8 классы. Практические занятия составляют большую часть программы.
Цель программы:
- всестороннее эстетическое и интеллектуальное развитие детей;
- создание условий для самореализации ученика в творчестве;
- формирование практических трудовых навыков;
- развитие индивидуальных творческих способностей.
Задачи программы:
Обучающие:
- расширение знаний и умений, полученных на уроках трудового обучения, изобразительного искусства;
- обучение приемам работы с инструментами;
- обучение умению планирования своей работы;
- обучение приемам и технологии изготовления композиций; изучение свойств различных материалов;
- обучение приемам работы с различными материалами;
- обучение приемам самостоятельной разработки поделок.
Развивающие:
- развитие у детей художественного вкуса и творческого потенциала;
- развитие образного мышления и воображения, глазомера;
- развитие памяти, внимания, мышления , сенсорики ,мелкой моторики рук;
- развитие у детей эстетического восприятия окружающего мира;
- обучение приемам коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
Воспитательные:
- воспитание уважительного отношения к результатам труда;
- воспитание трудолюбия, аккуратности, бережливости, усидчивости, целеустремлённости, терпения;
- воспитание культуры общения, доброго отношения к товарищам, умения работать в коллективе;
- развитие активности и самостоятельности;
Цели и задачи достигаются через средства и методы обучения:
Рассказ, беседа, иллюстрация, информационно-коммуникационные технологии, практическая работа, коллективная и групповая, индивидуальный подход к каждому ребёнку, исследовательские проекты.
Ожидаемые результаты:
Высокая степень интереса младших школьников к содержанию занятий. Приобретение навыка изготовления поделок из разных видов материала. Активное участие в выставках декоративно-прикладного творчества как на школьном, так и на более высоком уровне. Использование поделок-сувениров в качестве подарков оформление класса, зала для проведения праздничных утренников и др. практическое применение своих умений и навыков.
Тематический план
№ | Тема | Количество часов |
1. | Вводное занятие | 2 |
2. | Работа с тканью | 14 |
3. | Работа с нитками | 18 |
4 | Работа с солёным тестом | 6 |
5 | Вышивка крестиком. | 14 |
6 | Работа с бисером | 16 |
Всего | 70 |
Критерии и нормы оценки ЗУН учащихся
К концу года обучения учащиеся должны знать:
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами
- название и назначение материалов – бумага, ткань, солёное тесто, бисер …
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений - ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила разметки и контроль по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов предусмотренных программой.
К концу года обучения учащиеся должны уметь:
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- контролировать правильность выполнения работы.
Календарно - тематическое планирование
№п/п | Раздел | Тема раздела | Практика |
I | Вводное занятие (2 часа) | Вводное занятие. Безопасные приёмы работы с инструментами. Инструктаж по ТБ | 2 |
II | Работа с тканью (14 часов) | Основные приёмы изготовления искусственных цветов. | 2 |
Изготовление круглых лепестков. Изготовление острых лепестков. Сборка цветков. | 2 | ||
Изготовление цветочки-пуговки. | 2 | ||
Изготовление розочки | 2 | ||
Изготовление многослойного цветка. | 2 | ||
Оформление ободка, резинки, приколки (по усмотрению учащихся) | 2 | ||
Выполнение цветочной композиции по выбору учащихся. Мини-выставка работ. | 2 | ||
III | Работа с нитками (18 часов) | Приёмы вязания крючком. Инструменты и материалы для работы крючком. | 1 |
Изготовление прихватки «Земляника» | 7 | ||
Изонить. Основные приёмы изонити. | 2 | ||
Составление геометрических узоров и заполнение их в технике изонити. | 4 | ||
Декоративные картинки в технике изонить. | 4 | ||
IV | Работа с солёным тестом (6 часов) | Чудеса солёного теста. Ознакомление учащихся способами изготовления теста. Правила безопасности труда и личной гигиены. Эскиз рисунка. | 4 |
Выполнение работ по выбору учащихся (лепка животных, сувениров) | 2 | ||
V | Вышивка крестиком (14 часов) | Техника вышивания крестом. Выполнение работ по выбору учащихся-вышивание крестиком. | 12 |
Оформление работ. | 2 | ||
VI | Работа с бисером (16 часов) | Знакомство, показ образцов, иллюстраций с бисера. Работа по схемам (изучение знаков, условных обозначений). | 4 |
Плетение брошек, кулонов (работа по схемам). | 10 | ||
Оформление работ. | 2 | ||
Итого: | 70 часов |
Учебно-методическое обеспечение
- Балузина Л.В., Новикова И.В. Бисер. - Ярославль. Академия развития. Академия Холдинг. 2003
- Боголюбов Н.С. Лепка на занятиях в школьном кружке - Москва, Просвещение, 1983г.
- Егорова Р.И., Монастырская В.П. Учись шить. – М.:Просвещение,1988.
- Еременко Т.И. Рукоделие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:Легпромбытиздат,1989.
- Женская одежда в деталях. Ерзенкова Н.В., Минск,1991.
Электронные ресурсы
- http://podelkino.com/tag/podelki-iz-nitok
- http://lensut.narod.ru/brosovyi.htm
- http://stranamasterov.ru