В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ Консультация для педагогов.

Семенова Екатерина Борисовна

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности.   Народное искусство отличается простотой, поэтому оно понятно и доступно людям и даже дошкольникам.   Знакомство с искусством помогает понять и почувствовать, что человек-часть природы, и это является основой гармоничного развития ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ Консультация для педагогов. Семенова Екатерина Борисовна 2016 г

Слайд 2

Народное декоративное искусство – часть национальной культуры. В нем проявляются лучшие черты народа, общечеловеческие ценности. Народное искусство отличается простотой, поэтому оно понятно и доступно людям и даже дошкольникам. Знакомство с искусством помогает понять и почувствовать, что человек-часть природы, и это является основой гармоничного развития ребёнка.

Слайд 3

С давних пор дошкольная педагогика признаёт огромное воспитательное значение народного искусства. Постоянное продуманное знакомство с промыслами, целенаправленное обучение лепке и росписи игрушек позволяет добиваться хороших изобразительных навыков у детей, развивает у них творческую инициативу, уверенность, активность, самостоятельность, воспитывает интерес к народному творчеству. Народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива. Постигая это искусство, дети в доступной форме усваивают нравы и обычаи своего народа, приобщаются к родной культуре, учатся видеть и чувствовать неповторимые сочетания красок природы, у них пробуждается потребность радоваться жизни.

Слайд 4

Первые годы жизни ребёнка – важный этап его воспитания. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо уже связывают ребёнка со своим народом, своей страной. Корни этого влияния – в языке народа, в его песнях, музыке, в играх и игрушках, которыми он забавляется, впечатлениях от природы родного края, труда, быта, нравов и обычаев людей, среди которых он живёт. Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны. Через родную песню, сказку, загадку, поговорки и пословицы, овладевая языком своего народа, его обычаями, ребёнок дошкольного возраста получает первые представления о культуре своего народа. Не преувеличивая, можно сказать, что любовь к родине зарождается в раннем детстве, именно в тот период развития ребёнка, который отличается особой восприимчивостью. И именно в народной игрушке отражен разнообразный круг детских интересов: от знакомства с бытовыми предметами она ведёт ребёнка в мир животных, людей, в мир фантазии. Народная игрушка имеет свою историю, подтверждающую, что она не случайное явление, а устойчиво развивающаяся ветвь народного искусства, имеющая свои традиции.

Слайд 5

Подходя к народной игрушке с педагогической точки зрения, мы видим, что она основана на тонком знании психологии ребёнка и разносторонне воздействует на развитие его чувств, ума и характера. В сюжетной игрушке отображён мир сказок и сказочных образов, а также и тот круг жизненных явлений, с которым сталкивается ребёнок в повседневной жизни. В этих поделках ярко выражено стремление порадовать, повеселить ребёнка. Широко известны ванька-встанька, волчки, дудки, свистульки. Интересны также игрушки для развития движений – каталки, мячи, городки и т. д. Ребёнка привлекает именно предельная простота и ясность игрушки.

Слайд 6

В декоративно-прикладном искусстве обобщены эстетические идеалы традиции и обычаи народа. Яркие игрушки и предметы быта, созданные мастерами различных промыслов, входят в нашу жизнь с детства, и каждая встреча с ними – это прикосновение к красоте и народной мудрости. По верованиям всех народов, символы, используемые при оформлении того или иного предмета, их расположение и цветовая гамма имели важное обрядовое и магическое значение. Земледельцы из глины и дерева изготавливали фигурки в форме животных, украшали их орнаментом, исполняли магические обряды, которые должны были принести плодородие их нивам и благоденствие их семьям. После выполнения ритуальных действий фигурки отдавали детям. Так появились новые игрушки.

Слайд 7

В наши дни, любуясь изделиями каргопольских или богородских мастеров, мало кто знает, что для людей, живших в далеком прошлом, конь являлся символом солнца, медведь – могущества и пробуждения природы, баран или корова – изобилия и плодородия, козел – добра, олень – удачного брака. Вышивка, воспринимаемая современными людьми только как украшение, по представлениям наших предков, защищала владельца от злых сил, а изображения птиц на тканых, керамических и деревянных изделиях должны были принести их обладателю радость и счастье. Форма и каждый элемент орнамента, украшавшего изделия народных мастеров, несли определенную информацию. Волнистая линия символизировала воду; две параллельные линии с расположенными между ними точками – землю и зерна; капли, наклонные линии – дождь; спираль – ход солнца; ромб – плодородие, крест – веру. Значение того или иного элемента узора зависело и от цвета. Например, в росписи дымковской игрушки оранжевый круг символизировал солнце, а красный – дом.

Слайд 8

Ознакомление дошкольников с декоративно – прикладным искусством помогает решать задачи нравственного, патриотического и художественного воспитания. Педагог дает детям определенный объем знаний о промыслах, учит их видеть и понимать красоту, воспитывает уважение к труду народных мастеров, знакомит с технологией изготовления и декоративными особенностями тех или иных изделий. При разработке циклов непосредственно образовательной деятельности следует учитывать не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений, изобразительных навыков.

Слайд 9

Во время образовательной деятельности по декоративному рисованию, лепке и аппликации, помогая детям овладевать некоторыми навыками и приемами, используемыми народными мастерами, воспитатель должен сам владеть ими, знать последовательность изготовления того или иного изделия, а также иметь соответствующие материалы. Например, лепить дымковскую игрушку следует только из глины, а не из пластилина. А рисовать узоры по мотивам хохломской росписи дети должны только на тонированной бумаге (желтого, красного или черного цвета) гуашевыми красками. Составляя узоры по мотивам какой-либо росписи, воспитатель должен учитывать и характерные для нее композиционные построения. Например, при оформлении дымковских игрушек используются композиции типа “ткани” (полосатая, клетчатая, свободное расположение элементов (по мере убывания размера, а так же узор в круге или розетте (украшение хвоста индюка) . Для растительного узора Городецкой росписи характерно объединение цветов в гирлянды (на полосе и в круге, изображение симметричных (от середины формы) и асимметричных композиций. При этом сначала художники рисуют самые крупные элементы узора – цветы, тесно прижатые друг к другу, затем в промежутках между ними – листья, решетки и травинки. Планируя познакомить детей с каким-либо композиционным построением, воспитатель должен не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.

Слайд 10

В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, лепке и аппликации воспитатель может использовать следующие методы и приемы: - создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ; - сравнение элементов узора и различных вариантов композиций; - использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора) ; - показ последовательности рисования и упражнение в изображении новых или сложных элементов узора; - сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью ) .

Слайд 11

С детьми старшего дошкольного возраста периодически могут проводиться занятия творческого характера, на которых они придумывают узоры в стиле какой-либо росписи. Например, воспитатель может предложить нарисовать эскиз ткани для платья, используя мотивы Гжели; украсить кокошники в стиле дымковской росписи; изобразить букет, составленный из городецких цветов; нарисовать сказочный лес, используя элементы и колорит хохломской росписи, и т. д. Дети под руководством педагога могут выполнять роспись декораций к спектаклям настольного театра, рисовать эскизы костюмов для героев сказок, оформлять рамки для портретов и фотографий. Знакомить детей с декоративно прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей. И от того, насколько эмоционален будет педагог, как он организует эту работу, во многом зависит, сможет ли он воспитать у детей любовь к народному искусству, сформировать умение воспринимать и ценить мастерство народных умельцев. Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам, придумывать сказки. В узорах декоративных росписей, характерных для различных народных промыслов, соблюдается определенный ритм, симметрия, соразмерность отдельных элементов, чётность в исполнении орнамента. Это даёт материал для развития элементарных математических представлений. Народное декоративно-прикладное искусство тесно связано с фольклором, обычаями и обрядами, народными праздниками и народной музыкой. Следовательно, ознакомление с народными промыслами можно дополнить музыкальным воспитанием дошкольников. Всё это позволит нашим детям почувствовать себя частью народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Слайд 12

Виды декоративно-прикладного искусства Роспись по дереву : (русская матрёшка)

Слайд 14

хохломская роспись ХОХЛОМА

Слайд 16

УЗОР «ЯГОДКИ»

Слайд 17

УЗОР «ЛИСТОЧКИ»

Слайд 18

ЭЛЕМЕНТЫ ТРАВНОГО ОРНАМЕНТА

Слайд 19

ГОРОДЕЦ


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ Консультация для педагогов. Семенова Екатерина Борисовна 2016 г

Слайд 2

Роспись игрушек из глины : Дымковская, каргопольская , филимоновская.

Слайд 3

ДЫМКА

Слайд 7

Каргопольская игрушка

Слайд 11

Филимоновская игрушка


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В ГОСТЯХ У НАРОДНЫХ МАСТЕРОВ Консультация для педагогов. Семенова Екатерина Борисовна 2016 г

Слайд 2

Роспись по металлу : - жостовские подносы ( жостовская роспись)

Слайд 6

Роспись по керамике : - гжель

Слайд 7

ГЖЕЛЬ