Изготовление национальных сувениров из глина, как средство сохранения и популяризации культуры хакасского народа.
Предварительный просмотр:
Изготовление национальных сувениров из глины, как средство сохранения и популяризации культурного наследия хакасского народа.
Кулинич Ю.А педагог дополнительного
образования МБОУ ДОД ЦДТ г. Абакана.
Народное искусство с его метафоричностью и символикой - живое творчество и одновременно историческая живая память, память об истоках культуры. Историко-культурное наследие Хакасии как совокупность ценностей, оставленных нам предками, воплощенное в материальных объектах (продуктах сотворчество человека и природы), обычаях, духовно-культурных феноменах. Историко-культурное наследие осознаётся в качестве специфического ресурса территории, выступает как активное новое явление экономической жизни. Наследие является потенциальным и реальным богатством и должно служить ценным ресурсом процесса устойчивого развития [2].
Сохранение наследия предполагает его учёт и бережное использование, результатом чего становятся духовно-культурные и материальные преобразования. Не существует другого подхода истории и культуры народа, связующего прошлое и настоящее, кроме как обеспечить ему будущее путём передачи следующим поколениям посредством изготовления творческих работ и сувениров. Историко-культурное наследие Хакасии представлено различными категориями видами памятников - это памятники истории, искусства, этнографии, археологии, музейные и природно - культурные комплексы.
Разгадка жизни наших предков, обычаев и традиций – что может быть более захватывающим для исследования в ходе организации и проведения занятий по изготовлению национальных сувениров из глины. В современных условиях возникла необходимость нового осмысления культуры народов Хакасии. Освоение, усвоение и присвоение знаний о культурном наследии своего народа необходимо сегодня подрастающему поколению. Сокральные изображения людей, животных ,птиц ,композиции из солярных знаков и др., отражающих культуру и быт кочевников степей Хакасии – направили ребят на поисковый путь при исследовательском подходе (где перевоплощение происходит в материале (лепка менгиров из глины)). Их образы чрезвычайно выйгрышно смотрятся на плоскости, слегка обыгранной цветом. Удивительно похожие черты можно увидеть как на каменных изваяниях и в орнаментальных хакасских мотивах.
Модифицированная образовательная программа «Путешествие в мир образовательно-пластического искусства реализуется в объединении «Керамика» ЦДТ г. Абакана и рассчитана на 3 года. Цель программы: Формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих практических работах. Приоритет в обучении отдается практической деятельности через понимание взаимосвязи художественно-образного отражения предметов и явлений окружающей деятельности. Маленький глиняный мир, он как настоящий. Каждая фигура будто дышит и говорит, вот почему в сувенирах из глины так хорошо передаются сюжеты окружающей нас жизни.
В творческом объединении «Керамика» ЦДТ ребята не только создают неповторимые работы, но и учатся вместе, взаимодействуя друг с другом при сотрудничестве педагога. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха и горечь неудачи так же естественно как смеяться, петь, радоваться жизни. Педагог является создателем развивающей среды, побуждающей ребенка выполнять изделие своими руками, с творческим подходом.
Изготовление национальных сувениров из глины на занятиях в творческом объединении «Керамика» – это процесс межличностного взаимодействия, и он всегда является двусторонне активным процессом или обменом, не допуская шаблонов или диктата стандартов. Искусство педагога на занятиях ДПИ проявляется в способах построения композиции своего занятия, как он находит контакты и нужный тон общения в самых различных ситуациях совместной деятельности. На занятиях по лепке из глины выстраивается стратегия, основанная на том, чтобы ребенок при изготовлении сувениров соревновался не с другими, а с самим собой. И тогда даже самая маленькая победа, невидимая «постороннему» взгляду становится субъективным достоянием ребенка, источником преобразования его пассивности в активную деятельность. В ходе практической деятельности создаются условия для активной совместной деятельности учащихся. Ученики разные – одни быстро «схватывают» объяснения и воплощают это в своих творческих работах, другим требуются не только значительно больше времени на «осмысление» материала но и дополнительные разъяснения и примеры.
Большое значение для организации образовательного процесса имеет взаимодействие с учреждениями культуры Республики Хакасия. В ходе учебного года в рамках программы организуются выходы в музеи, познавательные экскурсии в Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, в выставочные залы г.Абакана, выездные семинары в хакасский национальный заповедник (Салбыкский курган, «Оглахты») по тематике изучения этнокультурного наследия предков. Дети имеют замечательную возможность видеть истинные произведения древнего искусства хакасского народа, знакомиться с культурой народа через личное соприкосновение с реальностью культуры и истории, опыт переживания времени через пространство, содержащие зримые, соразмерные человеку и человеком порождённые ценности.
Таким образом, анализ результатов практической работы в творческом объединении «Керамика» показал, что при таком подходе занятия воспринимаются обучающимися как поиск и воспроизведение чего-то нового, значимого, творчески неповторимого. При изготовление национальных сувениров из глины дети учатся хранить память предков и очень важно, чтобы эти крупицы знаний могут преобразовываться в творческие работы, отражающие культуру нашего региона.
Литература:
1.Реализация регионального компонента на уроках технологии./Сост. Ж.А. Ошкай. - Абакан: Издательство ГУО ДПО «ХРИПК и ПРО» «РОСА 2009: - 48с.»
2.Современная Хакасия. 10-11классы: учебник для общеобразовательных учреждений часть 2. – Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008.-464с.