Серия презентаций "Вышивка народов Поволжья"
Материал включает 3 презентации по общей теме: "История вышивки народов Поволжья в национальных костюмах" ( русская вышивка, марийская вышивка, татарская вышивка)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
История русской вышивки | 2.66 МБ |
История марийской вышивки | 678.93 КБ |
история татарской вышивки | 2.9 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Русская вышивка имеет очень глубокие корни. Когда вышивание появилось на Руси, оно считалось рукоделием высшего сословия. Объяснялось это высокой ценой материалов, используемых для вышивки. Монахини и представительницы знати выполняли свои работы на бархате и шелке серебряными и золотыми нитями, жемчугом и драгоценными камнями.
Русская вышивка имеет очень глубокие корни. Постепенно вышивальное искусство перестало быть привилегией дворянства и стало привычным занятием крестьянских девушек. Материалы при этом использовались более дешевые.
Русская вышивка имеет очень глубокие корни. Техника и узоры вышивки на Руси передавались из поколения в поколение, жили столетия, а возможно и тысячелетия. Вышивать обычно учились с семи-восьми лет. Мать обучала дочек всему тому, что умела сама, чему научилась от своей матери.
Основа для вышивания Основным материалом был холст, льняной или посконный, самый крепкий, выработанный из мужских стеблей конопли . Посконь в основном шла на рабочую одежду, праздничные же вещи шили из тонкого отбеленного полотна.
Своими руками… Большинство домашних вещей крестьяне изготавливали своими руками . Женщины сеяли, убирали и обрабатывали лен и коноплю. Пряли, ткали и шили из холстины одежду и украшали ее. Участвовали в работе и дети. С малых лет девочки начинали готовить себе приданое: вещи складывались в коробью, потому и приданое тоже называлось «коробья».
Праздничный костюм Украсить одежду старались как можно лучше, особенно праздничную. Ведь по ней судили люди о трудолюбии, мастерстве и вкусе хозяйки. Костюм же молодой замужней женщины был самым нарядным.
Головные уборы Крестьянки расшивали и головные уборы: девушкам – перевязки с открытым верхом, женщинам – кокошники, полностью закрывающие волосы. Украшали такие уборы бисером, жемчугом, который исстари добывали в северных реках. В ряде губерний шили удивительно нарядные «золотые платы».
Одежда на каждый день Основной частью костюма была рубаха. Вышивкой украшали ее плечевую часть, «оплечья», которые видны были из-под сарафана, вороток, подол, а порой и весь рукав. У тех же рубах, что специально предназначались для покоса и жатвы, узор широкой полосой стлался по подолу. Нарядно одетые крестьяне собирались вместе и с раздольной песней шли работать в поле.
Вышитый пояс –украшение любого наряда
Полотенце - украшение дома Важную роль играло в народной жизни полотенце. Им не только утирались. Самые нарядные были традиционным свадебным подарком невесты жениху, украшением крестьянского жилища. Вешали полотенца в передний «красный» угол, на стены избы. Украшали ими и повозку с молодыми, чтобы всем было видно: это свадьба, это праздник
Символы вышивок Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» - полотенцам. Вернее, изображениям на них. В вышивке наиболее распространен был образ птицы. В одних случаях ее изображали обобщенно, в других легко можно было определить породу: орел, лебедь, петух.
Символы вышивок Дошли до нас и древние свидетельства, что славяне «поклонялись убрусцам» - полотен Но особенно любимой в народе была Пава с большим пышным хвостом. Оперение ее подчас настолько разрасталось, а хвост так удлинялся, что называли ее даже «рыбиной». Паву-птицу на рукоделье иногда окружают маленькие птички, возможно, ее птенцы.
Символы вышивок Очень часто встречаются величавые женские фигуры. По сторонам от них - птицы, кони, всадники. Руки женщины то воздеты к небу, то обращены в благословляющем жесте к всадникам. Коней они нередко держат за поводья. И все, кто окружают ее, словно ей поклоняются. Таким предстает в вышивке образ великой Матери Земли, Матери всей природы.
Вышивка крестом В основе вышивки крестом , лежат обычаи и обряды нашего народа. Крест для русского человека всегда был символом защиты, способным оградить от воздействия нечистой силы, дурного глаза и прочих неприятностей. Узор на подоле рубахи, на рукавах и горловине служил оберегом для человека.
Вышивка гладью
Вышивка лентами
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Марийский национальный орнамент Орнамент - одна из древних форм изобразительной деятельности человека, известная еще со времен палеолита В переводе орнамент от лат. ornemantum — «украшение».
При вышивании активно используются различные геометрические фигуры , при помощи которых изображались люди, животные, растительный мир
Из истории марийской вышивки Орнаментом украшались одежда (будничная, праздничная, ритуальная), женские украшения, различные предметы (домашняя утварь и предметы культа), жилище, его убранство, вооружение и доспехи, сбруя коня.
Самые характерные узоры: это вышивка вокруг бороды и вышивка на плечах Мужчина - продолжатель своего рода. Поэтому было очень важно сохранить его здоровым, сильным. Вышивая такой орнамент, женщина желала уберечь мужчину от болезней, зла и порчи. Именно такую идею вкладывала она, оформляя вокруг основного узора целую канву из крючков и завитков
Вышивка на мужской рубашке Другой не менее важной частью в мужской рубашке была расписная вышивка тупорол - "сторож спины". Само название этого узора уже говорит о его назначении - оберегать владельца рубахи со стороны спины.
Самым распространенным головным убором для женщин является платок - шовыч , в разной степени украшенный вышивкой . Особое внимание уделялось подготовке головного платка невесты - вyргенчык . Богато вышитое покрывало имело форму большого прямоугольника и считалось предметом свадебного ритуала, им накрывали голову невесты и называли его вуйле-ведыш (букв. - "покрывало для головы"). Угол такого платка, ниспадающий на спину, часто украшал узор с мотивом креста, который должен был оберегать молодую женщину от сглаза и порчи.
Узор "крест" размещали в углу платка. Символически назовем его "сторожем дома» Квадрат в центре - это земля, дом. Если на него будет надвигаться какая-то неприятность, то крест её рассечёт, измельчит и сведёт на нет. Всего здесь 30 крестов. Квадрат со всех сторон ограждён мотивами типа воронка. Они как репьи с колючками не пропускают, задерживают неприятности, оберегая "дом". вышивкой.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Мужской и женский национальный татарский костюм
Виды татарского орнамента цветочно-растительный орнамент бутоны цветов садового, лесного, лугового происхождения
Геометрический орнамент мотивы спирали , волны , жгута, плетёнки, верёвочки, скобы для оформления бордюров и каймы композиций
Зооморфный орнамент Мотивы зооморфного орнамента встречается редко, так как изображение живых существ запрещено мусульманской религией.
Виды швов, используемых в татарской вышивке Тамбурный шов : низкий тамбур ,шитый крупными стежками ; высокий тамбур ,шитый мелкими стежками, создающий впечатление рельефно нашитого шнурка
Золотошвейная гладь
Национальная татарская обувь