Мастер класс по архитектурному макетированию «Технология изготовления двухэтажного дома»
Тема: Знакомство с чертежами. Приемы изготовления модели двухэтажного дома.
Изделие: модель двухэтажного дома.
Цели: Обучить изготовлению модели двухэтажного дома, вызвать интерес к начально-техническому моделированию.
Задачи:
1. Дать понятие о чертеже, развертке.
2. Научить делать развертки объемных конструкций.
3. Расширять знания о чертежах и условных линиях чертежа.
4. Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).
5. Развивать умение анализировать образцы игрушек; подбирать необходимый материал для их изготовления.
6. Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.
7. Воспитывать аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Тема: Знакомство с чертежами. Приемы изготовления модели двухэтажного дома.
Изделие: модель двухэтажного дома.
Цели: Обучить изготовлению модели двухэтажного дома, вызвать интерес к начально-техническому моделированию.
Задачи:
- Дать понятие о чертеже, развертке.
- Научить делать развертки объемных конструкций.
- Расширять знания о чертежах и условных линиях чертежа.
- Закреплять ранее полученные детьми навыки работы с материалами (картон, бумага, клей) и приёмы владения инструментами (ножницы, линейка).
- Развивать умение анализировать образцы игрушек; подбирать необходимый материал для их изготовления.
- Развивать глазомер, мелкую моторику рук и точность.
- Воспитывать аккуратность, внимательность, организованность, эстетический вкус.
Материал и инструменты:
- цветной картон, цветная бумага;
- клей ПВА, кисть для клея;
- ножницы, линейки.
Дидактические материалы:
- чертежи
- образец дома в сборе и деталях;
- шаблоны деталей;
- плакат ТБ (при работе с ножницами)
- фотографии городов, улиц, домов в разные века.
Хронометраж мастер-класса:
Организационный момент – 2 минуты
Теория (постановка целей и задач) – 5 минут
Практическая часть (описание действий, объяснения) – 1ч. 15 минут
Выставка работ – 5 минут
Итог работы – 3 минуты
План-конспект мастер-класса
1. Вводная часть.
- Организационный момент, приветствие.
- Озвучивание темы занятия.
- Демонстрация образцов.
- Беседа о зданиях, сооружениях.
- Определение материалов и инструментов, необходимых для работы.
- Правила работы с картоном и бумагой.
2. Основная часть.
- Анализ конструкции изделия. Составление устного плана работы. Возможные ошибки.
- Практическая работа. Изготовление модели дома. Оформление изделия.
- Помощь педагога.
3. Заключительная часть.
- Коллективный анализ работ
- Подведение итогов
- Анкетирование
- Уборка рабочих мест.
Конспект занятия мастер-класс
1. Вводная часть.
Мастер: Добрый день, уважаемые коллеги. Я очень рада видеть вас здесь, в нашем Центре детского технического творчества. Меня зовут Улемнова Ирина Владимировна. Я являюсь руководителем объединения «Умелые ручки». В своем объединении мы с ребятами мастерим различные игрушки из бумаги, картона, солёного теста, бисера, выполняем аппликационные и мозаичные работы из бумаги, ткани, крупы, яичной скорлупы и других материалов. Посмотрите, какие красивые картинки, панно, игрушки дети делают своими руками.
(Рассмотреть с детьми выставку игрушек)
Мастер: Ну вот, кажется и всё про меня. А сейчас мне очень хочется узнать, как вас зовут уважаемые коллеги. У вас на столах стоят дома. Напишите, пожалуйста, в окошечке дома свое имя и отчество. Так я узнаю, как вас зовут.
(Педагоги пишут в окнах домов свои имена)
Мастер: Ну вот и познакомились.
Мастер: Уважаемые коллеги, сегодня в нашем Центре детского технического творчества работает студия декоративно-прикладного творчества по подготовке к конкурсу «Арт-деко».
Мастер: Существует положение о районном конкурсе детского и юношеского дизайнерского искусства «Арт-деко». Я думаю, что вы все знакомы с этим положением.
Мастер: Этот конкурс проводится в следующих разделах:
1. «Новогодний серпантин»
2. «Арт-дизайн»
Мастер: Конкурс «Арт-дизайн» включает в себя номинации:
- «Архитектурное макетирование»;
- «Дизайн упаковки»;
- «Компьютерная графика»;
- «Авторская открытка».
Мастер: Коллеги, конкурсные работы должны быть добротно, прочно выполнены из картона и бумаги с применением декорирующих материалов и полностью готовы к экспонированию, иметь опрятный вид, устойчивость.
Формат работы не должен превышать:
- плоскостной - 30×40 см (А3)
- объемный - 30×30×35 см.
Экспонаты также должны иметь с обратной стороны этикетку.
Мастер: Сегодня уделим большое внимание номинации «Архитектурное макетирование», которая предполагает конструирование зданий, сооружений, мостов, фонтанов.
Мастер: Коллеги, сегодня мы с вами находимся на «Строительной площадке», значит, будем «строить».
Мастер: Сегодня вы сможете проявить свои конструкторские способности и изготовить модель двухэтажного дома. Итак, рабочий день на нашей строительной площадке начинается.
2. Основная часть.
Анализ изделия:
Мастер: Коллеги, перед вами образец модели двухэтажного дома.
(Мастер показывает педагогам модель двухэтажного дома)
Мастер: А теперь давайте расскажем об этой модели. Из каких основных частей состоит дом?
Педагоги: Фундамент, стены, крыша, балконы, окна, подъезд, дверь.
Мастер: Правильно. Коллеги, обратите внимание, из какого материала сделан дом?
Педагоги: Фундамент, стены, крыша, подъезд, балконы сделаны из цветного картона. Окна, украшения сделаны из цветной бумаги.
Мастер: Хорошо. Как вы думаете, какие материалы и инструменты потребуются нам для работы?
Педагоги: Цветной картон, цветная бумага,, клей, ножницы, линейка.
План работы:
Мастер: Коллеги, вы наверно уже знаете, что для изготовления изделий надо знать форму размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа.
Чертеж – это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов (линейки, циркуля и т.п.)
Мастер: Поскольку модель дома – это объемное изделие и мы будем делать его из плоского листа картона, значит, нам необходимо изготовить развертку, которую впоследствии превратим в нужное нам изделие.
Мастер: Что такое «развертка»?
Педагоги: Развертка – это плоская заготовка, из которой получают объемную форму детали или конструкции путем изгибания.
Мастер: Посмотрите, как выглядят развертки деталей дома.
(Мастер показывает развертки деталей дома)
Мастер: Посмотрите, это развертка для изготовления стен дома, это развертка для крыши дома, это развертка для балкона, а это для подъезда.
Мастер: Коллеги, изготовить модель двухэтажного дома нам поможет вот такой чертеж. Давайте разберемся в чертеже.
Мастер: Каждая начерченная линия говорит о том, что с ней надо сделать.
Есть длинные сплошные линии _________________
(Мастер показывает)
Мастер: Что по ним нужно делать?
Педагоги: По сплошным линиям нужно вырезать, разрезать, надрезать.
Мастер: Правильно. А вот такие линии _ _ _ _ _ _ _ _ как называются?
(Мастер показывает)
Педагоги: Пунктирными.
Мастер: Хорошо. А что по этим линиям нужно делать?
Педагоги: По ним нужно сгибать.
Мастер: Молодцы! Но картон – это очень толстая бумага. Он мало пластичен и при сгибании ломается. А для изготовления модели дома нужно очень красиво сложить картонную заготовку. Что для этого надо сделать? Какую операцию необходимо выполнить?
Педагоги: Необходимо выполнить операцию, которая называется «рицовка».
Мастер: Правильно. Рицовка – это операция, выполняемая для сгибания картона. Для этого делают царапину до половины толщины материала. По ней заготовка сложится очень аккуратно.
Мастер: Коллеги, кто сможет рассказать и показать, как выполнить рицовку.
Педагоги: Для этого прикладываем линейку к пунктирным линиям и несильно проводим вдоль по линейке кончиками остриёв ножниц для того, чтобы по этой линии было удобнее сгибать картон.
(Мастер показывает на доске способ выполнения рицовки)
Мастер: Хорошо. Однако эта операция требует много внимания. Стоит хотя бы немного поторопиться, как очень глубокая царапина прорежен картон насквозь.
Мастер: А сейчас давайте вместе определим ход работы. С чего начнём изготовление дома?
Педагоги: Сначала на изнаночной стороне картона обведем шаблоны всех деталей дома и при помощи линейки и простого карандаша проведем все необходимые линии: сплошные и пунктирные.
Мастер: Правильно. А что потом?
Педагоги: По пунктирным линиям сделаем рицовку на всех развертках.
Мастер: Хорошо. А что будем делать далее?
Педагоги: Вырежем все развертки.
Мастер: Правильно, а что будем делать теперь?
Педагоги: Склеим все развертки: стен, крыши, балкона, подъезда.
(Мастер показывает педагогам: стены дома, крышу дома, балконы, подъезд в сборе).
Мастер: Хорошо. Обратите внимание, клапаны приклеиваем вовнутрь. На чертежах клапаны обозначены штриховкой.
(Мастер показывает)
Мастер: Коллеги, а что будем делать далее?
Педагоги: Приклеим к модели дома фундамент, крышу, балконы и подъезд.
Мастер: Ну вот, дом почти готов. Что ещё осталось сделать?
Педагоги: Окна.
Мастер: Правильно. А как их изготовить?
Педагоги: Окна надо вырезать из цветной бумаги по шаблону и приклеить к дому.
Мастер: Молодцы! Коллеги, я предлагаю вам сконструировать модель двухэтажного дома.
Практическая работа.
Мастер: Коллеги, а сейчас приступаем к работе.
(Самостоятельная работа, во время которой педагог в индивидуальном порядке интересуется, помогает тем, кто затрудняется).
3. Заключительная часть.
Мастер: Уважаемые коллеги, рабочий день на нашей «Строительной площадке» подошел к концу. Давайте посмотрим, какие у вас получились дома.
(Педагоги ставят свои модели домов на стол)
Мастер: Я рада, что всё у вас получилось Молодцы! А чему вы научились на мастер-классе?
Педагоги: Научились по чертежу делать модель двухэтажного дома.
Мастер: Да, сегодня вы познакомились с чертежом модели двухэтажного дома. Как вы его прочитали?
Педагоги: Пользуясь условными обозначениями.
Мастер: Коллеги, вы хорошо потрудились и потратив совсем немного времени, проявив фантазию и умение, вы смогли сконструировать замечательные дома.
Мастер: Уважаемые коллеги, желаем вам творческих успехов в занятиях с детьми. Сегодня мы представили лишь часть идей по организации занятий по конструированию и моделированию.
Мастер: А сейчас, уважаемые коллеги, заполните, пожалуйста, вот эти анкеты.
(Мастер выдает педагогам анкеты)
Мастер: Давайте уберем инструменты и приведем свои рабочие места в порядок.