Образовательная программа объединения «Очумелые ручки»
Программа для дополнительного образования детей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ochumelye_ruchki-.doc | 306.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательная программа
объединения
«Очумелые ручки»
Паспорт программы дополнительного
образования «Очумелые руки»
в общеобразовательной школе для начальных классов
Основные разделы программы |
|
Направление деятельности: художественно-эстетическое
Статус: комплексный
Состав группы: постоянный
Форма занятий: индивидуальная, групповая и парная
Кол-во обучающихся: 17 человек
Возрастной диапазон: младший школьный возраст (от 6 до 11 лет)
Кол-во занятий: 2 раза в неделю по 2 часа, всего 144 часа
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, креативного мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.
Что же понимается под творческими способностями?
В педагогической энциклопедии творческие способности определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
С философской точки зрения творческие способности включают в себя способность творчески воображать, наблюдать, неординарно мыслить.
Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.
Изучением творческих способностей занимались многие психологи, философы, педагоги. Достаточно назвать таких деятелей науки, как Л. Н. Коган, Л. С. Выготский, Н. А. Бердяев, Д. С. Лихачёв, А. С. Каргин, В. А. Разумный, О.И. Мотков и другие.
В результате многолетних экспериментальных исследований психологов
Э. Фромма, И. П. Волкова, Р. Бернса, О. И. Моткова и других установлено, что свойства психики человека, основа интеллекта и всей духовной сферы возникают и формируются главным образом в дошкольном и младшем школьном возрасте.
Актуальность программы.
Наибольшие возможности для развития творческих способностей детей младшего школьного возраста предоставляет образовательная область «Технология». Однако, по базисному учебному плану на изучение курса «Технология» отводится всего 1 час в неделю. Этого явно недостаточно для развития детского творчества. Улучшить ситуацию можно за счет проведения кружковой работы.
Деятельность детей направлена на решение и воплощение в материале разнообразных задач, связанных с изготовлением вначале простейших, затем более сложных изделий и их художественным оформлением.
На основе предложенных для просмотра изделий происходит ознакомление с профессиями дизайнера, художника – оформителя, художника, швеи, портнихи, скульптора. Уже в начальной школе учащиеся пробуют себя в роли специалиста той или иной профессии. Ученики фантазируют, выражают свое мнение, доказывают свою точку зрения по выполнению той или иной работы, развивают художественный вкус.
Программа «Очумелые руки» направлена на развитие творческих способностей – процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду - приобщение детей к продуктивной творческой деятельности.
При разработке программы были использованы материалы авторских программ по технологии «Умелые руки» Кудашевой Анны Анатольевны, учителя
технологии МОУ СОШ с. Константиновка Саратовского района Саратовской области и Панфиловой Светланы Леонидовны, учителя начальных классов МОУ Кольской основной общеобразовательной школы №3 Кольского района Мурманской области.
Цель программы
Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.
Для достижения этой цели программа ставит следующие задачи:
1 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Познакомить со свойствами материалов и инструментами. 3.Научить применять инструменты и приспособления. 4.Познакомить с правилами техники безопасности при работе с инструментами и материалами. 5.Обучить приемам художественного моделирования из бумаги. 6. Обучить выполнению швов «через край», «петельный» 7. Познакомить с технологией изготовления мягкой игрушки и коврика из лоскутков ткани. 8. Изучить технику конструирования поделок из природного и бросового материала, пластилина. |
Развивающие | 1.Расширять художественный кругозор. 2.Развивать мелкую моторику рук. 3.Развивать внимание, память |
Воспитательные | 1.Воспитывать усидчивость, аккуратность. 2. Адаптировать детей к школе. 3. Воспитывать эстетический вкус, чувство прекрасного. |
2 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2. Обучить детей владению инструментами и приспособлениями . 3. Научить выполнять «потайной» шов. 4. Обучать шитью мягкой игрушки и сувениров из меха, выполнению аппликации из лоскутков. 5. Обучать художественному моделированию из бумаги. 6. Обучить приемам конструирования поделок из природного материала. |
Развивающие | 1.Развивать мелкую моторику рук. 2.Развивать внимание, память, воображение, усидчивость. 3.Расширять художественный кругозор, обогащать личный жизненно – практический опыт учащихся. |
Воспитательные | 1.Воспитывать трудолюбие, аккуратность, адекватную самооценку. 2. Формировать творческий подход к выбранному виду деятельности. |
3 год обучения | |
Образовательные | 1. Формировать навыки и умения по изготовлению и оформлению выполненной работы. 2.Обучать детей владению инструментами и приспособлениями. 3. Научить выполнять швы «козлик», «узелок». 4. Познакомить с техникой бисероплетения. 5. Обучать приемам конструирования поделок из природного материала. 6. Познакомить с приемами художественного моделирования из бумаги. |
Развивающие | 1.Развивать интерес к истории родного края, его культуре. 2. Развивать творческую инициативу, смекалку. 3. Развивать память, воображение, мышление. |
Воспитательные | 1. Воспитывать трудолюбие, 2. Формировать коммуникативные способности личности ребенка. 3.Воспитывать экологически разумное отношение к природным ресурсам. |
Для занятий объединяются учащиеся, проявляющие интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Детям предлагаются художественно-технические приемы изготовления простейших изделий, доступных для младших школьников объектов труда.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, работа с бросовым материалом и т.д.) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.
По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.
Содержание в каждом классе разделено по видам обрабатываемых материалов.
Условия реализации программы
Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста 6 -11 лет, на 3 года обучения: 144 часа в год, 2 раза в неделю.
Предполагаемые результаты:
К концу 1 года обучения учащиеся должны
знать:
- название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами.
уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками « через край», «петельный шов».
К концу 2 года обучения учащиеся должны
знать:
- название ручных инструментов, материалов, приспособлений;
- правила безопасности труда при работе ручным инструментом;
- правила разметки и контроля по шаблонам, линейке, угольнику;
- способы обработки различных материалов;
- применение акварели, цветных карандашей, гуаши.
уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
- организовать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
- бережно относиться к инструментам и материалам;
- экономно размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
- самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
- выполнять работу, используя художественные материалы;
- правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда; различать их по внешнему виду.
К концу 3 года обучения учащиеся должны
знать:
- название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
- правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
- приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль);
- способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
- применение пастели и бисера в окружающем мире.
уметь:
- правильно называть ручные инструменты и использовать их
по назначению;
- выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
- организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
- понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал,
из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
- выполнять работы, используя изобразительный материал – пастель;
- самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
- изготовлять изделия из бисера.
- строго соблюдать правила безопасности труда;
- самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
- самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку,
эскизу, схеме, замыслу);
- экономно и рационально расходовать материалы;
- выполнять работу в любой изученной технике рисования;
- самостоятельно выполнять чеканку;
- контролировать правильность выполнения работы.
Учебно-тематический план 1 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 2 | 2 | 4 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 6 | 34 | 40 |
3 | Работа с тканью | 4 | 32 | 36 |
4 | Работа с природным и бросовым материалом. | 4 | 30 | 34 |
5 | Работа с пластилином. | 2 | 20 | 22 |
6 | Итоговое занятие | 4 | 4 | 8 |
22 | 122 Итого | 144 |
Содержание программы 1 года обучения ( 144 часа)
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы учителя и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия первоклассники под руководством учителя составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
1.Введение (4 часа).
Теория- 2 часа
- Введение в образовательную программу I года обучения.
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
- «Из истории происхождения ножниц». Беседа.
Практика- 2 часа
Экскурсия в Дом творчества
2.Работа с бумагой и картоном (40 часов).
Теория – 6 часа
- Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами».(4 часа)
- Беседа «История создания ножниц» (2 час)
Практика – 34 часов
- Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно - оригами «Лесные мотивы».(4 часа)
- Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», «У озера», «Веселые лягушата», «Полянка»( 16 часов)
- Изготовление карнавальных масок. (6 часа)
- Изготовление поздравительных открыток (по образцу). (8 часа)
3.Работа с тканью (36 часов).
Теория – 4 часа
- Прием выполнения швов « через край», «петельный» - 2 час.
- Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка» – 2 час
Практика – 32 часов
- Тренировочные упражнения по выполнению швов – 6 часа
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) – 6 часа.
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка» - 8 часа.
- Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани – 12 часов.
4.Работа с природным и бросовым материалом (34 часа).
Теория – 2 часа
- Беседа «Будь природе другом»- 2 часа
- Экскурсия в музей – 2 часа
Практика – 30 часов
- Конструирование дома для сказочных героев – 6 часа.
- Конструирование игрушек из прямоугольных коробок («Автомобиль», «Робот») - 12 часов
- Игрушки из пластмассовых бутылок («Ракета», «Фонарик», «Карусель») – 12 часов
5.Работа с пластилином (22 часов).
Теория- 2 часа
- Рассказ о глине и пластилине.
Практика – 20 часов
- Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу) – 6 часа.
- Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк» - 8 часа.
- Лепка по замыслу детей – 6 часа.
6.Итоговое занятие (8 часов)
Теория – 4 часа (рефлексия, анкетирование)
Практика – 4 часа (выставка творческих работ)
Календарно-тематическое планирование 1-го года обучения
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Наглядные пособия, материал | Дата |
1. | Введение в образовательную программу I года обучения. Требования к поведению учащихся во время занятия. Соблюдение порядка на рабочем месте. Соблюдение правил по технике безопасности. | 2 | компьютер | 1.09 |
2. | Экскурсия в Дом творчества | 2 | 3.09 | |
3. | Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами» | 4 | Картон, цв. бумага | 8.09 10.09 |
4. | Беседа «История создания ножниц» | 2 | 15.09 | |
5. | Художественное моделирование из бумаги путем складывания | 2 | Картон, цв. бумага | 17.09 |
6. | Панно - оригами «Лесные мотивы» | 4 | Картон, цв. бумага | 22.09 24.09 |
7. | Знакомство с аппликацией. | 2 | Цв.бумага | 29.09 1.10 |
8. | Изготовление аппликаций по образцу «Лесная сказка», | 4 | Картон, цв. бумага, ножницы, клей | 6.10 8.10 |
9. | Изготовление аппликаций по образцу «У озера», | 4 | Картон, цв. бумага, ножницы, клей | 13.10 15.10 |
10. | Изготовление аппликаций по образцу «Веселые лягушата» | 4 | Картон, цв. бумага, ножницы, клей | 20.10 22.10 |
11. | Изготовление аппликаций по образцу «Полянка» | 4 | Картон, цв. бумага, ножницы, клей | 27.10 29.10 |
12. | Изготовление карнавальных масок(звери) | 2 | Работа с папье –маше | |
13. | Изготовление карнавальных масок(люди) | 2 | Работа с папье –маше | |
14. | Изготовление карнавальных масок(сказочные герои) | 2 | Работа с папье –маше | |
15. | Изготовление поздравительных открыток (по образцу).С праздником! | 2 | Картон, цв. бумага, ножницы, клей | |
16. | Изготовление поздравительных открыток (по образцу).С днем рождения! | 2 | ||
17. | Изготовление поздравительных открыток (по образцу).ПО СЛУЧАЮ..! | 4 | ||
18. | Прием выполнения швов « через край», «петельный» | 2 | Ножницы, нитки, иголка, ткань | |
19. | Беседа + слайдовая презентация «Чудесная иголка» | 2 | Ножницы, нитки, иголка, ткань, компьютер. | |
20 | Тренировочные упражнения по выполнению швов | 6 | Ножницы, нитки, иголка, ткань | |
21. | Изготовление салфетки с бахромой (по образцу) | 6 | Ножницы, нитки, иголка, ткань | |
22. | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Мышка», «Котенок» | 4 | Вата, поролон, пуговицы. Ножницы, нитки, иголка, ткань | |
23. | Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Зайчик», «Лисичка» | 4 | ||
24. | Лоскутная техника. Шитье коврика из лоскутков различной ткани | 4 | Ножницы, нитки, иголка, ткань | |
25. | Лоскутная техника. Шитье сумки из лоскутков различной ткани | 4 | ||
26. | Лоскутная техника. Шитье прихваток из лоскутков различной ткани | 4 | ||
27. | Беседа «Будь природе другом» | 2 | Компьютер | |
28. | Экскурсия в музей | 2 | ||
29. | Конструирование дома для сказочных героев | 4 | Коробочки, спичечные коробки, цв. бумага, клей, картон, лоскутки материала. | |
30. | Конструирование мебели для сказочных героев | 2 | ||
31. | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Автомобиль», «Паровоз» | 4 | ||
32. | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Робот», «Трансформер» | 4 | Коробочки, спичечные коробки, цв. бумага, клей, картон, лоскутки материала. | |
33. | Конструирование игрушек из прямоугольных коробок «Жираф», «Чебурашка» | 4 | ||
34. | Игрушки из пластмассовых бутылок «Ракета» | 4 | Пластиковые бутылки, клей, проволока, бусинки разного цвета и размера. | |
35. | Игрушки из пластмассовых бутылок «Фонарик» | 4 | ||
36. | Игрушки из пластмассовых бутылок «Карусель» | 4 | ||
37. | Рассказ о глине и пластилине. | 2 | Презентация | |
38. | Лепка простых по форме овощей, фруктов, грибов(по образцу) | 6 | Пластилин, глина, соленое тесто | |
39. | Пластилиновая аппликация на картоне «Зоопарк», «Цирк» | 4 | Пластилин, глина, соленое тесто | |
40. | Пластилиновая аппликация на картоне «Нечистая сила», «Богатыри русские» | 4 | Пластилин, глина, соленое тесто | |
41. | Лепка по замыслу детей. Панно. Индивидуальные работы. | 2 | Пластилин, глина, соленое тесто | |
42. | Индивидуальные работы. Волшебные камни. Волшебные перышки. | 2 | Клей, камни, картон, перышки. | |
43. | Панно. Яблоня в цвету. | 2 | Клей, камни, картон, перышки. | |
44. | Проектная деятельность. Рефлексия. Анкетирование | 4 | ||
45. | Защита проектов .Выставка детских работ. | 4 | Компьютерная перзентация. |
Учебно-тематический план 2 года обучения
№ п/п | Тема | Количество часов | ||
Всего часов | Теория | Практика | ||
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Лесное царство | 16 | 4 | 12 |
3 | Чудесные превращения | 14 | 2 | 12 |
4 | Мукосолье | 20 | 2 | 18 |
5 | Калейдоскоп цветов | 14 | 2 | 12 |
6 | Предновогодние хлопоты | 10 | 2 | 8 |
7 | Глиняная игрушка | 16 | 4 | 12 |
8 | Выставка детских работ | 4 | 2 | 2 |
9 | Мыловарение | 8 | 2 | 6 |
10 | Обережная кукла | 18 | 4 | 14 |
11 | Роспись пасхальных яиц | 6 | 2 | 4 |
12 | Роспись ткани | 10 | 2 | 8 |
13 | Мероприятия, выставки | 6 | 2 | 4 |
Итого: | 144 | 32 | 112 |
Содержание программы 2 года обучения (144 часа)
Во втором классе руководство учителя распространяется уже на обучение распознаванию способов соединения деталей и их размеров, и оперируют учащиеся не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки.
Второклассники, уже имеющие существенный опыт выполнения операций в первом классе, самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Календарно-тематическое планирование 2-го года обучения
№ п/п | Раздел | Тема занятия | Количество часов |
1 | Вводное занятие (2 часа) | Беседа, знакомство с расписанием работы кружка. Техника безопасности при работе с ножницами, клеем | 2 |
2 | "Лесное царство" (поделки из природных материалов)(16 часов) | Знакомство с материалами | 4 |
Осенний букет (аппликация из листьев) | 2 | ||
Игрушка из шишек | 4 | ||
Гнездышко из веток и соломы | 2 | ||
Строим дом. Создание композиции из природных материалов | 4 | ||
3 | "Чудесные превращения" (поделки из бросовых материалов) )(14 часов) | Домик-кормушка для птиц из пластиковых бутылок | 2 |
Декор бутылки (декупаж, роспись) | 2 | ||
Игрушки из спичечных коробков | 2 | ||
Мини-сад за стеклом (композиция в стеклянной бутылке) | 4 | ||
Волшебная шкатулка (оклеивание коробки пуговицами/ крупами/ракушками, декорирование) | 4 | ||
4 | "Мукосолье" (лепка из соленого теста) (20 часов) | Как приготовить тесто. Основные приемы работы. Лепка кукольных пирогов | 2 |
Лепка цветов, животных | 6 | ||
Лепка домовенка | 6 | ||
Лепка совместной композиции по мотивам сказок | 6 | ||
5 | "Калейдоскоп цветов" (лепка из полимерной глины) )(14 часов) | Знакомство с полимерной глиной, инструментом, приемами работы | 2 |
Цветные бусины, смешивание цветов | 2 | ||
Украшения из бусин | 2 | ||
Кошки-мышки | 2 | ||
Корзинка с цветами | 2 | ||
Рамка для фотографии | 4 | ||
6 | "Предновогодние хлопоты")(10 часов) | Символ года – лошадь (лепка из полимерной глины) | 4 |
Мастерская елочных украшений | 6 | ||
Выставка детских работ | 2 | ||
7 | Глиняная игрушка(16 часов) | История и символика игрушки. Пробная лепка из глины, техника работы | 2 |
Игрушка "Берегиня" (лепка, роспись) | 4 | ||
Игрушка "Медведь" (лепка, роспись) | 2 | ||
Игрушка "Тяни-толкай"(кони)/ (лепка, роспись) | 2 | ||
Лепка совместной многофигурной композиции по мотивам крестьянской жизни | 4 | ||
Выставка-конкурс. Подведение итогов | 2 | ||
Открытка для папы (с элементами объемной аппликации) | 2 | ||
8 | "Мыло маме" (мыловарение с использованием мыльной основы) (8 часов) | Знакомство с материалами, процессом изготовления. Техника безопасности | 2 |
Мыло "Шоколад" | 2 | ||
Мыло в форме цветка | 2 | ||
Упаковка и оформление подарка | 2 | ||
9 | "Обережная кукла" (создание традиционных кукол) (12 часов) | Знакомство с обережными куклами. Поморские обережные куклы. Народные верования и традиции. | 2 |
Кукла "Ангел-хранитель" | 2 | ||
Кукла "Веснянка" | 2 | ||
Кукла "Колокольчик" | 2 | ||
Кукла "Капустка" | 2 | ||
Кукла "Крупеничка" | 2 | ||
Традиционная роспись пасхальных яиц | 6 | ||
10 | "Обережная кукла" (продолжение) (6часов) | Кукла "Кубышка-травница" | 2 |
Кукла "Перевертыш" | 2 | ||
Выставка-конкурс "Обережная кукла". Подведение итогов | 2 | ||
11 | "Рисуем на ткани" (роспись ткани акриловыми красками) (10 часов) | Знакомство с акриловыми красками. Техника нанесения. | 2 |
Шитье заготовки сумки-мешка под сменную обувь | 2 | ||
Роспись сумки | 2 | ||
"Разрисуй футболку к лету" | 4 | ||
Выставка работ за год, награждение детей дипломами | 6 | ||
ИТОГО: | 144 |
Учебно-тематический план 3 года обучения
№ п/п | Наименование раздела | Теория | Практика | Всего часов |
1 | Введение | 2 | 2 | 4 |
2 | Работа с бумагой и картоном | 2 | 28 | 30 |
3 | Работа с тканью, мехом | 4 | 28 | 32 |
4 | Художественное творчество | 2 | 18
| 20 |
5 | Работа с бисером | 2 | 28 | 30 |
6 | Работа с природным материалом | 2 | 20 | 22 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 4 | 6 |
16 | 128 Итого | 144 |
Содержание программы 3 года обучении (144 часа)
В третьем классе уровень абстрагирования повышается: при обсуждении используется образец в сборе, а не в деталях, и обучение чтению эскиза продолжается на базе анализа образца и его технического рисунка, что позволяет в определенной степени подойти к самостоятельному внесению изменений в эскиз.
Третьеклассники обсуждают возможность замены одной операции на другую с целью упростить изготовление, то есть фактически обсуждают вопросы рационализации труда.
1.Вводная беседа (4 часа).
Теория – 2 часа
- Введение в образовательную программу 3 года обучения
- Требования к поведению учащихся во время занятия.
- Соблюдение порядка на рабочем месте.
- Соблюдение правил по технике безопасности.
Практика – 2 часа
- «Бабушки-рукодельницы». Беседа с участием бабушек обучающихся, выставкой их работ.
2.Работа с бумагой и картоном (30 часов).
Теория – 4 часа
- Профессия дизайнера.
Практика – 56 часов
- Изготовление игрушек-сувениров (новогодний фонарик, бабочка, кубик, цветок, ракета) (32 часа)
- Мозаика (тема в соответствии с датами и событиями) (8 часов)
- Аппликации по желанию детей (16 часов)
3.Работа с тканью, мехом (64 часа).
Теория – 4 часа
- Из истории мягкой игрушки.
- Знакомство с профессией портной.
Практика – 28 часов
- Техника выполнения швов «козлик», «узелок». Тренировочные упражнения. Повторение ранее изученных способов и приемов шитья (8 часов)
- Технология изготовления и шитье мягкой игрушки «Котенок» (8 часов)
- Изготовление настенного кармашка для мелочей (4 часа)
- Технология и изготовление игрушки из меховых шариков «Паучок» (8 часов)
4.Художественное творчество (20 часов).
Теория – 2 часа
- Изобразительный материал – пастель.
Практика – 18 часов
- Техника рисования пастелью. Тренировочные упражнения (4часа)
- Работа пастелью: «Зимний пейзаж» (4 часа), « Весенний цветок» (4 часа), «Лунная дорога» (4 часа), работа по замыслу (2 часа)
5.Работа с бисером (30 часов).
Теория – 2часа
- Знакомство с материалом, беседа “Родословная стеклянной бусинки”, показ образцов, иллюстраций. Подготовка к работе, полезные советы; материалы и инструменты.
Практика – 28 часов
- Пробные плетения (8 часов).
- Плетение колец (8 часов).
- Плетение браслетов – «фенечек» из бисера (12часов).
6.Работа с природным материалом (12 часов)
Теория – 2 часа
Охрана окружающей среды в Буинском районе.
Практика – 20 часов
- Аппликация из семян и плодов растений «В подводном царстве»(4 часа).
- Изготовление животных из желудей, шишек, соломки и др.(8 часов)
- Изготовление коллективной поделки по замыслу(8 часов)
7. Итоговое занятие (6 часов).
Теория – 2 часа
Рефлексия, анкетирование
Практика – 4 часа
Выставка творческих работ
Рекомендации по проведению занятий и методическое
обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом занятии.
Быстрая, интересная вступительная часть занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи учителя.
Желательно около половины учебного времени отводить на так называемые комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных материалов ученик вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны детьми как необходимые.
Учителю необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь. Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым, мастером.
На занятии кружка должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными рядами, ленточно или буквой П.
Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья, шкаф.
Набор рабочих инструментов: ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, наперсток, ручка с пустым стержнем.
Материал: ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель, цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал (шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.), стекло с безопасными краями, разделочные доски, металлическая пластина для чеканки.
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для обучающихся.
Методическое самообразование
Методическая тема: Развитие творческих способностей воспитанников в системе дополнительного образования.
Тема самообразования: Развитие и повышение доступности и качества услуг дополнительного образования детей.
- Участие в методических семинарах, классных руководителей.
- Повышение уровня мастерства путем прохождения курсов повышения квалификации, участие в конкурсах.
- Разработка электронных программ.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
- теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с использованием элементов игры, работа с учебной литературой;
- работа с наглядными пособиями и наглядным материалом;
- практические занятия по изготовлению поделок и оформлению
творческих отчетов о проделанной работе.
Методы | Приемы |
Объяснительно- иллюстративные
| Рассказ, показ, беседа |
Репродуктивные | Практические занятия |
Эвристические | Творческие задания |
Ожидаемые результаты.
- Укрепление физических и психологических сил детей.
- Приобретение ими новых знаний, умений, навыков при изучении тем программы и изготовлении изделий.
3. Раскрытие творческого потенциала школьников, повышение уровня духовности.
4. Приобретение умения ценить свой труд, уважать чужой.
5. Формирование способности применять теоретические знания на практике.
Оценка результатов работы
Результатом реализации данной учебной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, города), так и районные, областные. Поделки-сувениры используются в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов, учителей, родителей и т.д.; оформления зала для проведения праздничных утренников.
Литература для учителя:
- Бахметьев А., Т.Кизяков “Оч. умелые ручки”.Росмэн, 1999.
- Виноградова Е.“Браслеты из бисера”. АСТ, 2007.
- Гудилина С. И. “Чудеса своими руками” М., Аквариум, 1998.
- Гукасова А. М. “Рукоделие в начальных классах”. М., Просвещение, 1985.
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М. А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н. Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
- Докучаева Н. “Сказки из даров природы”. Спб., Диамант, 1998.
- Еременко Т., Л.Лебедева “Стежок за стежком”. М., Малыш, 1986.
- Канурская Т .А., Л.А.Маркман “Бисер”. М., ИД «Профиздат», 2000.
- Кочетова С. В. “Игрушки для всех” (Мягкая игрушка). М., Олма-пресс, 1999.
- Левина М. 365 весёлых уроков труда. М.: Рольф, 1999. – 256 с., с илл. –(Внимание: дети!).
- Лутцева Е. А. Технология: 1-4 классы: Программа. М., Вентана-Граф, 2008.
- Молотобарова О. С. “Кружок изготовления игрушек-сувениров”.М., Просвещение, 1990.
- Нагибина М.И.“Природные дары для поделок и игры”. Ярославль, «Академия Развития», 1997.
- Петрунькина А.“Фенечки из бисера”.М., Кристалл, 1998.
Литература для обучающихся
- Гусакова М. А. “Аппликация”. М., Просвещение, 1987.
- Гусакова М.А. “Подарки и игрушки своими руками”. М., Сфера, 2000.
- Гусева Н.“365 фенечек из бисера”. Айрис-Пресс ,2003.
Комментарии
Мария Александровна, спасибо
Мария Александровна, спасибо за предоставленный ресурс. Грамотно составленная рабочая программа по внеурочной деятельности. Через построение всего курса прослеживается и концентричность тематики и содержания, и расширение образовательных границ и возможностей. Обязательно возьму на заметку Вашу разработку. Творческих Вам успехов! С уважением, Екатерина Александровна
Спасибо большое,Екатерина
Спасибо большое,Екатерина Александровна,за приятный комментарий!