Методическая разработка раздела программы "Декоративные цветы из ткани" образовательной программы "Искусственные цветы"

Байкова Антонина Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Методическая разработка

раздела «Декоративные цветы из ткани»

образовательной программы

«Искусственные цветы»

Подготовила:

Байкова Антонина Евгеньевна,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория.

Арзамас

2013

Методическая разработка раздела образовательной программы

Данная методическая разработка составлена на основе образовательной программы «Искусственные цветы». Возраст детей-с 10 лет, срок реализации -2 года.

1.Пояснительная записка.

Данная образовательная программа имеет художественную направленность.

Она составлена на основе используемой литературы и собственного опыта с учётом нормативных документов. Ежегодно я её дополняю и перерабатываю с учётом новых требований.

Сегодня мода на искусственные цветы вновь вернулась. Их используют не только для отделки платья, костюма или шляпки. Декоративные цветы служат для оформления витрин, сцен , украшения интерьера, т.е. стали выполнять эстетическую функцию, так как такое украшение создаёт атмосферу необычного, торжественного.

Изготовление искусственных цветов – это полностью ручной труд и именно это делает каждую вещь, изготовленную мастером эксклюзивной.

Актуальность: данной программы в том, что она дает возможность получить детям знания, умения и навыки по изготовлению разных видов искусственных цветов.

Новизна программы состоит в большом охвате разнообразных технологий работ с тканью. Это связано с тем, чтобы дать возможность детям проявить свои творческие способности, а также предоставить возможность полной самореализации в изготовлении разных видов искусственных цветов.

Своеобразие программы в том, что она дает возможность воспитанникам  получить  допрофессиональную подготовку.

Один из основных разделов программы - декоративные цветы из ткани.

2.Цели и задачи раздела.

Цель раздела:

Приобщить  детей к основам цветоделия как одного из видов старинного рукоделия и провести нить к современным работам оформления интерьера и одежды.

 

 Задачи раздела:

Познавательные:

  • научить понимать красоту природы, уметь запомнить и повторить частицу природы в изделии;
  •  научить правильно и аккуратно выполнять искусственные цветы разными способами;

Воспитательные:

  • Воспитывать стремление к созданию прекрасного вокруг себя;
  • Воспитывать эстетические чувства.
  • Воспитывать чувство коллективизма

Развивающие:

  • Развивать творческие способности детей, их фантазию;
  • Развивать терпение усидчивость, аккуратность и трудолюбие.

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

Главной особенностью развития детей младшего школьного возраста является переход психических познавательных процессов ребенка на более высокий уровень. Это выражается в более произвольном характере протекания большинства психических процессов (восприятие, внимание, память, представления), а также в формировании у ребенка абстрактно-логических форм мышления.

Развитие мышления.         

Особенность здоровой психики ребенка – познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины этого мира. Ребенок представляет реальную ситуацию и как бы действует с ней в своем воображении. Такое мышление, в котором решение задачи происходит в результате внутренних действий с образами, называется наглядно-образным.

Наглядно-образное мышление – основной вид мышления в младшем школьном возрасте.

Развитие внимания.

Познавательная активность ребенка, направленная на обследование окружающего мира, организует его внимание на исследуемых объектах довольно долго, пока не иссякнет интерес. Ребенок, заинтересованный той или иной деятельностью, может, не отвлекаясь заниматься ею несколько часов подряд.

Учитель может организовать внимание детей с помощью специальных заинтересовывающих приемов обучения: использовать больше наглядного материала, смену видов деятельности, включать в ход занятия различные игры, физкультминутки.

Развитие памяти.

Учебная деятельность требует от ребенка запоминания. Понимание является необходимым условием запоминания – педагог фиксирует внимание ребенка на необходимость понимания, задает мотивацию стратегии запоминания: сохранение знаний, навыков не только для решения учебных заданий, но и для всей последующей жизни.

Развитие воображения.

В младшем школьном возрасте ребенок уже может в своем воображении создавать разнообразные ситуации. Формируясь в игровых замещениях одних предметов другими, воображение переходит и в другие виды деятельности.

В условиях учебной деятельности педагог предлагает детям представить себе различные ситуации, в которых происходят преобразования предметов, образов, знаков. Эти учебные требования побуждают развитие воображения, но они нуждаются в подкреплении специальными орудиями  (схемы, макеты, графические образы и т. д.)

У детей  младшего школьного возраста наблюдается большая вариативность в характере детского творчества: одни дети воссоздают реальную действительность, другие – фантастические образы и ситуации. В зависимости от этого детей можно разделить на реалистов и фантазеров.

Неустанная работа воображения – важнейший путь познания и освоения ребенком окружающего мира, способ выйти за пределы личного практического опыта, важнейшая психологическая предпосылка развития способности к творчеству и способ освоения нормативности социального пространства, последнее принуждает работать воображение непосредственно на развитие личностных качеств.

Развитие эмоциональной сферы.

В младшем школьном возрасте развивается собственная эмоциональная выразительность, что отражается в богатстве интонаций, оттенков мимики ребенка. Характерной особенностью этого возраста является эмоциональная впечатлительность, отзывчивость ребенка на все яркое, необычное, красочное.

У ребенка активно развиваются социальные эмоции, такие как самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям и способность ребенка к сопереживанию.

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

  • Освоить теоретические знания и практические навыки самостоятельного изготовления искусственных цветов;
  • Подготовить шаблоны выкройки цветка;
  • Правильно подобрать материал для цветка, экономично раскроить;
  • Верно используя инструменты,обработать цветок;
  • В соответствии с видом цветка, соединить его части;
  • Ориентироваться в методической литературе по изготовлению искусственных  цветов;
  • Стремиться к самостоятельной индивидуальной творческой работе.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

В основу образовательного процесса положены принципы:

  • наглядности и доступности (соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
  • научности (наличие теоретической основы, методической базы);
  • демократичности (педагог и ученик взаимодействуют в социуме);
  • преемственности (от простого к сложному);
  • коллективности (выполнение коллективных работ).

Формы организации образовательной деятельности:

коллективные, групповые, индивидуальные

        Основная форма обучения в объединении занятие.

Формы занятий:

- экскурсии;

- познавательная игра;

- проектная работа;

- беседы;

- самостоятельная работа;

- походы;

- викторины;

- конкурсы, КВН;

- чаепития.

Для эффективной реализации раздела программы необходимым является использование различных методов обучения:

репродуктивный                                       продуктивный

объяснительно-иллюстративный               поисковый

словесный (беседа, рассказ, лекция)          частично-поисковый

наглядный                                                     проектный    

практический                                                исследовательский

В разделе предусмотрены интегративные связи с ИЗО, литературой, историей и биологией. Они позволяют лучше и доступнее раскрыть тему. Например, при подборе тканей используются законы цветоведения, при сборке цветка используются знания по биологии.

Формы подведения итогов:

  • анализ, наблюдения на занятиях;
  • начальная диагностика  (нулевой срез – начальный уровень ЗУН);
  • промежуточная диагностика (контрольный срез по итогам первого полугодия);
  • итоговая диагностика (выставки - персональные, городские, конкурсы, викторины, контрольные занятия).

6.Система знаний и система деятельности.

  • Раздел «Декоративные цветы из ткани»
  • Тема 1.Изготовление цветка ромашки.

Система знаний.

  • Просмотр открыток. История возникновения цветка. Правила изготовления лепестков ромашки.

Система деятельности.

  • Зарисовка  выкройки в альбом. Подбор ткани ,раскрой .Обработка цветка горячими инструментами .Оформление цветка.
  • Тема 2.Изготовление цветка василька.

Система знаний.

  • Просмотр открыток .Легенда и загадки о цветке. Правила и техника сборка соцветия.

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройки в альбом. Раскрой, обработка деталей горячим способом. Оформление цветка.
  • Тема 3.Изготовление колокольчика.
  • Просмотр открыток. Легенда о колокольчике .Правила и последовательность сборки веточки колокольчика .Правила окрашивания ткани.

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройки в альбом. Подбор ткани, раскрой. Обработка, сборка и оформление цветка.
  • Тема 4.Изготовление нарцисса.

Система знаний.

  • Просмотр открыток. Миф о нарциссе .Правила и техника крепления проволоки к листу и листка к цветку.

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройки в альбом. Раскрой, обработка деталей горячими инструментами, оформление цветка.
  • Тема 5.Изготовление подснежника.

Система знаний.

  • Просмотр открыток. Легенда и стихотворение о цветке. Правила и техника сборки цветка. Обсуждение изготовления деталей цветка.

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройки в альбом .Раскрой, обработка деталей, сборка и оформление цветка.
  • Тема 6.Изготовление букетика фиалок.

Система знаний.

  • Просмотр открыток. Стихотворение. Особенности изготовления бутона. Правила и техника сборки букетика.

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройки в альбом. Подбор ткани по цвету, раскрой . Обработка деталей горячим способом .Сборка и оформление букетика.  
  • Тема 7.Изготовление одуванчика.        

Система  знаний.

  • Просмотр открыток. Загадки о цветке .Правила и техника изготовления «помпонов»для соцветия одуванчика.        

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройка в альбом. Изготовление соцветия одуванчика, листьев, подклейки . Оформление цветка.
  • Тема 8.Изготовление цветка  калла.

                     Система знаний.

  • Просмотр открыток. Правила изготовления пестика .Правила и техника крепление проволоки к листу.

Система  деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкройка в альбом .Раскрой ,обработка деталей горячим способом .Изготовление пестика оформление цветка.
  • Тема 9.Изготоление лилии.

Система  знаний.

  • Просмотр открыток. Легенда .Правила окрашивания лепестков сырым способом.

Система деятельности.  

  • Зарисовка выкройки в альбом .Раскрой и обработка деталей горячими инструментами .Изготовление тычинок и пестика .Сборка и оформление цветка.
  • Тема 10.Изготовление ириса.

Система знаний.

  • Просмотр открыток Легенда об ирисе. Загадки. Знакомство с новой техникой обработки выкроек, гофрировка, холодным способом без инструментов.

Система деятельности.

  • Зарисовка цветка и его выкроек в альбом .Раскрой. Обработка деталей холодным способом. Сборка и оформление цветка.

       Поурочное планирование по разделу «Декоративные цветы из ткани»

1 год обучения.

Название темы

Всего часов

Теория

Практика

1.

Ромашка

4

1

3

2.

Василёк

2

1

1

3.

Колокольчик

6

2

4

4.

Нарцисс

4

1

3

5.

Подснежник

4

1

3

6.

Букетик фиалок

6

2

4

7.

Одуванчик

6

1

5

8.

Калла

4

1

3

9.

Лилия

6

2

4

10.

Ирис

6

2

4

Итого:

48

14

34



Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»

Мастер – класс

Пуансеттия

«Рождественская звезда»

Педагог дополнительного образования

Байкова Антонина Евгеньевна

Арзамас, 2016г.

Конспект мастер-класса

Пуансеттия «Рождественская звезда»

Педагог: Байкова А.Е.

Цель: научить изготавливать цветок « Пуансеттия» из фоамирана.

Задачи:

- обучить правилам и приёмам изготовления цветка Пуансеттия

в процессе практической работы;

- воспитывать стремление к аккуратному выполнению ручных работ;

-развивать концентрацию внимания через сосредоточение на процессе изготовления цветка;

- развивать общую моторику через практическую деятельность

Форма: практическое занятие

Принцип: « Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Место проведения: МБУДО ЦРТДиЮ им. А. Гайдара

Аудитория: педагоги, родители и учащиеся ЦРТДиЮ  им. А. Гайдара

Оборудование и материалы: ПК, электронная презентация, образец цветка, выкройки цветка, фоамиран, зубочистки, ножницы, проволока, бусинки, тейп-лента, утюг, молд, клеевой пистолет.

Ход проведения мастер- класса:

Введение

Уже скоро, совсем скоро наступят долгожданные праздники Новый год и Рождество. Именно в это самое время очень часто можно увидеть на окнах цветок Пуансеттию или « Рождественскую звезду», так как время его цветения приходится на Рождество, цветы образуют форму в виде звезды. Это красивое и удивительное растение на Рождество и Новый год является очень популярным.

Но на самом деле у цветка Пуансеттии красными являются листья, а не сам цветок, как многие думают. В Америке на Рождественские праздники стало традицией украшать свой дом « рождественской звездой». В России пуансеттии ещё не так популярны, но с каждым годом интерес к этому цветку появляется всё больше и больше. Но к сожалению после цветения

пуансеттия чаще всего погибает, так как растение не находится в надлежащих условиях.

И я предлагаю сегодня сделать цветок Пуансеттия своими руками из фоамирана , тогда она долго сможет радовать нас своей красотой.

Изучение нового материала

Посмотрите,  как выглядит цветок Пуансеттия  в готовом виде. Я уже назвала  материал из которого мы будем делать наш цветок – это фоамиран.

Фоамиран – это мягкий листовой материал в палитре из 20 или 24 ( в зависимости от производителя) цветов, применяемый в различных видах рукоделия. Средняя толщина листа – 1 мм. Фоамиран    бывает китайского и иранского производства. Главная особенность фоамирана заключается в том, что при нагревании и незначительном растяжении он очень легко принимает нужную форму.

Показ презентации «Волшебный фоамиран»

Практическая часть

Итак, для работы нам необходимо:

- фоамиран красного и зеленого цвета;

- зубочистки;

- ножницы;

- проволока;

- тычинки;

- клеевой пистолет;

- блеск для украшения цветка;

- выкройки;

- тейп-лента

Этапы изготовления цветка Пуансеттия:

  1. Для изготовления цветка нам нужно обвести выкройки деталей цветка зубочисткой на фоамиране. ( см приложение 1)

  1. Затем вырезаем ножницами все детали цветка из красного и зелёного фоамирана.
  2. Начинаем делать серединку цветка: берём тычинки, собираем их в пучок и закрепляем проволокой.
  3. Проволоку обматываем тейп-лентой.
  4. Готовые детали из фоамирана нагреваем на утюге и затем обрабатываем на молде. Далее пальчиками надавливаем по всему молду, чтобы получилась фактура.

Сборка цветка Пуансеттия:

  1. Начинаем собирать наш цветок. Берём готовую серединку и приклеиваем к ней по кругу самые маленькие лепестки.
  2. Далее начинаем делать второй ряд, приклеиваем побольше  лепестки  в шахматном порядке.
  3. Точно также формируем  третий и четвертый ряд лепестков.
  4. Когда красные лепестки все приклеили, принимаемся за зелёные. По кругу начинаем приклеивать 5 зелёных лепестков.
  5. Наш цветок готов. Остаётся только посыпать его блёстками.

Заключение

Посмотрите, какая красивая  Пуансеттия « Рождественская звезда» из фоамирана у нас получилась. Такой цветок можно использовать для украшения вашего дома, также можно украсить новогодние шары или повесить на елку вместо звезды. Как применить его,  каждый решит сам, всё зависит только от вашей фантазии. ( см приложение2)

Творите красоту и тогда мир вокруг нас станет чище и красивее!