Методическая разработка к занятию по программе "Мягкая Игрушка" на тему "Жители озер"
Автор – педагог дополнительного образования Ильенко Ж.И.
В методическом пособии даны рекомендации и конкретные указания по проведению занятий кружка «Мягкая игрушка» для детей (7-14 лет).
Содержание:
- план изучения раздела «Подготовка выставочных работ»;
- план-конспект занятия на тему «Жители озер»;
- особенности построения занятия;
- методические рекомендации по проведению занятий;
- приложение
Материалы могут быть полезны педагогам дополнительного образования.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Методическая разработка к занятию по программе «Мягкая игрушка»:
раздел «Подготовка выставочных работ»,
тема «Жители озер».
Педагог дополнительного образования
Ильенко Жанна Ивановна
Санкт-Петербург
2015г
План изучения раздела «Плоские игрушки».
Тема раздела: «Подготовка выставочных работ» 30 часов, 10 занятий по 3 акад. часа (2ч. 15мин).
Цель раздела: изготовить разные виды игрушек на основе пройденного материала по образцу или по самостоятельному эскизу.
Задачи раздела:
- обучающие:
- повторить виды игрушек и их особенности;
- повторить историю развития игрушек;
- закрепить последовательность изготовления разных видов игрушек и практические приемы их выполнения;
- закрепление теоретических знаний и практических навыков;
- развивающие:
- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
- умение проявить фантазию;
- умение применить основные законы цветоведения и сочетание тканей, различных по фактуре в соответствии с цветовыми факторами в природе;
- развитие навыков: шитья, шитья бусин; раскроя выкройки; подбора ткани по цвету;
-развитие мелкой моторики рук.
- воспитательные:
- воспитывать аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, навыки самостоятельной работы;
- воспитание трудового и эстетического отношения к деятельности;
- воспитывать художественный вкус;
Условия реализации темы:
- Повторение технологии изготовления игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные. Изготовление изделий на тему «Жители озер», коллективная работа. Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки из картона. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- изучение нового материала;
- практическая работа: создание эскиза;
1.2 (45 мин)
- исправление ошибок по эскизу;
- практическая работа: составление эскиза выкроек изделия
1.3 (45 мин)
- сравнение детских выкроек с оригиналом;
- практическая работа: работа с выкройкой, исправление ошибок, вырезание готовой выкройки из картона;
- выбор фактуры ткани;
- подведение итогов, выставка работ, анализ.
- «Жители озер». Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки на ткани. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- анализ готовых эскизов и выкроек;
- выбор фактуры ткани;
- (45 мин)
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
- (45 мин)
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Вырезание выкройки. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
- (45 мин)
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
3.3 (45 мин)
- выбор швов к каждой детали выкройки;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
4.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
4.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
4.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
4.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
4.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
4.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
5.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. Набивка (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;
6.2 (45 мин)
- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;
- практическая работа: сшив деталей;
6.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;
7.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;
7.3 (45 мин)
- особенности оформления изделия;
- выбор швов и средств оформления изделия;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- особенности оформления изделия;
- выбор швов и средств оформления изделия;
- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;
- (45 мин)
- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;
- (45 мин)
- практическая работа: завершение оформления изделия;
- выявление трудностей при изготовлении изделия;
- подведение итогов, выставка работ, анализ, (оформление изделиями интерьер класса или школы, отбор лучших работ на выставку, создание панно по теме).
План – конспект первого занятия. Тема первого занятия «Жители озер».
12. Цель занятия: повторить изготовление разных видов игрушек и основные способы их изготовления.
13. Задачи занятия:
- обучающие
- повторить виды игрушек, их особенности, историю развития;
- закрепить правила последовательности создания игрушек, мягконабивных, плоских, на основе сосудов, каркасных;
- повторить основные приемы создания эскиза игрушки разных видов;
- развивающие
- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности детей;
- развивать приемы и навыки простейшего моделирования каркасной игрушки;
- формировать навыки самостоятельной работы над эскизом.
- воспитательные
- воспитывать культуру труда, аккуратность, бережное отношение к изделию;
- воспитывать любовь к живой природе;
14. Структура занятия.
Структура занятия (этапы занятия) | Время | |
1 | Организационный момент | 1-2 мин |
2 | Повторение пройденного материала | 5-7мин |
3 | Объяснение нового материала. | 10-12мин |
4 | Практическая работа | 12-14мин |
5 | Анализ эскизов | 3-5мин |
6 | Подведение итогов | 2-3мин |
7 | Д/З | 1-2мин |
Итого | 45мин |
15. Ожидаемые результаты:
К концу занятия дети должны повторить виды игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные, повторить исторические сведения развития игрушек, закрепить схему последовательности выполнения игрушек разных видов.
16. Краткая характеристика группы, с которой проводится занятие: возраст – младшие школьники (дети 7-9 лет), 1 год обучения. Дети в группе разного возраста, задания для детей планируются разной сложности, так как их восприимчивость к новому материалу и скорость выполнения заданий зависят от возрастных особенностей развития детей, их психологии и уровня подготовленности к данному предмету (индивидуально-групповая форма работы).
17. Оборудование и материалы:
- для детей:
бумага, цветные карандаши, клей, ножницы:
- для педагога:
- столы, стулья, классная доска, мел, магниты;
18. Методическое обеспечение занятия:
Образцы игрушек; готовое панно - образец – «Жители озер»; фото-образцы игрушек; иллюстративный ряд видов озер, прудов и их обитателей; схема последовательности выполнения задания; словарь терминов.
На этапах данного занятия используются методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (показ, демонстрация), (см. приложение).
Учащиеся вспоминают пройденный материал, приводят примеры из жизненного опыта, зрительно просматривают иллюстративный материал, находят новую информацию. Знакомятся с новым материалом, приводят примеры из жизненного опыта, знакомятся с новым иллюстративным материалом.
Выполняют практическую работу, проявляя свое творчество и фантазию.
Используется метод анализа для выявления ошибок при выполнении задания и их устранения, и наглядный метод для совместного обсуждения эскизов педагогом с детьми.
Используется вопросно-ответный метод и метод беседы для выявления уровня усвоения учащимися нового материала.
19. Содержание занятия:
I. Организационный момент. (1-2 мин)
Подготовка к уроку. Приветствие. Проверка рабочего места. Повторение техники безопасности.
II. Повторение пройденного материала. (5-7 мин)
Педагог предлагает детям вспомнить темы прошлых занятий. Предполагаемые вопросы и ответы детей:
- Вспомним темы, которые мы проходили в этом году. Какие темы мы прошли?
- Какие виды игрушек вы знаете? (мягконабивные, плоские, игрушки на основе сосудов, каркасные – картон, проволока)
- Тема сегодня «Виды игрушек». Давайте последовательно разбирать каждый вид игрушек и их особенности.
- Вспомним, когда появилась первая игрушка? (В глубокой древности, около 4000 тыс лет назад, может и раньше. Первые куклы были изготовлены из дерева, глины и быфли подвижны, делали их по образу человека, затем появились фигурки животных).
- Когда появились мягконабивные игрушки? (Точное время не известно, но примерно 1500-2000 лет назад).
- Как называется народ, благодаря которому появились плоские игрушки? (Кочевники, которые распространили по всей Европе аппликацию, около 1000 лет назад).
- Что нам известно о появлении игрушек на основе сосудов? (Игрушки на основе сосудов, как и каркасные появились в одно время с мягконабивными игрушками, но в разных странах Европы и Азии, потом опыт постепенно распространялся и широко стали использовать в средневековье, 600 лет назад).
- Чем отличаются виды игрушек друг от друга? (способом набивки, а в плоских игрушках набивки нет, т.к. это аппликация из ткани).
- Какие виды набивок вы знаете? (синтепон, ватин, вата, разные сосуды по форме – пластмасса, резина и т.д, проволока, картон, бумага).
- Что объединяет все виды игрушек? Что у них есть похожего? (последовательность изготовления изделий).
- Давайте вспомним последовательность изготовления изделий каждого вида игрушек: мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;
плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;
игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;
каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление).
III. Объяснение нового материала. (10-12 мин)
Педагог показывает мультфильм «Лунтик. Что в пруду?» (3 мин), по которому дети определяют тему «Жители озер». Затем чтение загадки про озеро (см. приложение).
Педагог сообщает детям тему композиции, определяет цели и задачи. Учащиеся рассказывают о своих знаниях по теме.
Чтение загадок, по которым дети определяют, какие изделия будут изготавливать, знакомятся с образцами игрушек: 1) иллюстрации жителей озер, пруда, 2) иллюстрации и образцы изделий, 3) иллюстративный ряд растительного мира озер, 4) иллюстрации готовых панно жителей озер и подводного мира (см. приложение).
Педагог делит класс на 4 группы (каждая группа будет выполнять задание по определенному виду игрушек, 4 вида игрушек - 4 группы). Дети определяют свою группу по желанию, либо по выбору карточки с названием группы. Затем педагог показывает 4 образца игрушек, и дети определяют, к какому виду игрушек они относятся (игрушка предается группе).
Педагог объясняет этапы практической работы, рисование эскиза на тему «Жители озер». Каждая группа должна коллективно создать эскиз по теме (панно озера с его обитателями по своему представлению), жители озера (рыбки, раки и т.д.) должны быть нарисованы отдельно и приклеены на эскиз. Каждый учащийся изобразит обитателей озера, которых будет изготавливать на следующих занятиях, чтобы не было частых повторений, используются карточки для выбора изделий (первое изделие - по желанию ребенка, второе изделие – выбор карточки, третье изделие – по выкройке, которую ребенок создаст самостоятельно). Затем анализ и выбор лучшего эскиза, по которому будет создана композиция панно. Задание на урок: выполнить эскиз объемного панно «Жители озер».
IV. Практическая работа. (12-14 мин)
Коллективное рисование эскиза учащимися.
Индивидуальная помощь педагога.
Во время обхода рабочих мест, при появлении характерных ошибок, обратить внимание всех детей на методы их устранения.
V. Анализ эскизов. (3-5 мин)
Анализ выполнения заданий совместно с детьми. Анализ качества выполненных работ, разбор допущенных ошибок и методов их устранения. Выбор лучших эскизов совместно с детьми.
VI. Подведение итогов. (2-3 мин)
Предполагаемые вопросы педагога:
- Какая сегодня была тема урока?
- Назовите виды игрушек?
- Чем отличаются виды игрушек друг от друга?
- Что объединяет все виды игрушек?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Вам понравилось занятие?
VII. Д/З (1-2 мин)
- Ваше домашнее задание: написать рассказ или сочинить стихотворение на тему «Жители озер». Написать все сложности и особенности вида игрушки при изготовлении выбранных изделий. Выполнить задание к следующему занятию коллективно, в своей группе.
- Уборка рабочего места.
Приложение
- Загадки:
(озеро)
Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой,
Хватает клешнёй.
(рак)
Теремок ползет.
На себе его везёт
Хозяюшка богатая, рогатая.
(улитка)
Малюткой хвост она растила,
Платье темное носила.
Подросла - зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(лягушка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток
(рыба)
Её мудрость не забудешь:
"Тише ходишь, дальше будешь".
"Костяна" её рубаха,
Ползёт без страха ...
(черепаха)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(стрекоза)
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
( Утята)
- Иллюстративный ряд изображений озера, пруда, подводного мира:
- Иллюстративный ряд обитателей озер (фото - натуральное изображение и фото игрушки):
- Иллюстративный ряд растительного мира озер:
- Иллюстративный ряд композиций панно жители озер и подводного мира:
- схема последовательности выполнения каркасной игрушки:
мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;
плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;
игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;
каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление.
- схема терминов по теме:
виды игрушек → мягконабивные игрушки → плоские игрушки → игрушки на основе сосудов → каркасные игрушки
«Жители озер»
Предварительный просмотр:
ГБОУ ДОД Дворец детского (юношеского) творчества
Московского района Санкт-Петербурга
Отдел изобразительного и декоративно-прикладного искусства
Методическая разработка к занятию по программе «Мягкая игрушка»:
раздел «Подготовка выставочных работ»,
тема «Жители озер».
Педагог дополнительного образования
Ильенко Жанна Ивановна
Санкт-Петербург
2015г
План изучения раздела «Плоские игрушки».
Тема раздела: «Подготовка выставочных работ» 30 часов, 10 занятий по 3 акад. часа (2ч. 15мин).
Цель раздела: изготовить разные виды игрушек на основе пройденного материала по образцу или по самостоятельному эскизу.
Задачи раздела:
- обучающие:
- повторить виды игрушек и их особенности;
- повторить историю развития игрушек;
- закрепить последовательность изготовления разных видов игрушек и практические приемы их выполнения;
- закрепление теоретических знаний и практических навыков;
- развивающие:
- развивать творческое мышление, эстетический вкус, самостоятельность в подборе материалов, инструментов и приспособлений.
- умение проявить фантазию;
- умение применить основные законы цветоведения и сочетание тканей, различных по фактуре в соответствии с цветовыми факторами в природе;
- развитие навыков: шитья, шитья бусин; раскроя выкройки; подбора ткани по цвету;
-развитие мелкой моторики рук.
- воспитательные:
- воспитывать аккуратность, бережливость, ответственность за выполняемую работу, навыки самостоятельной работы;
- воспитание трудового и эстетического отношения к деятельности;
- воспитывать художественный вкус;
Условия реализации темы:
- Повторение технологии изготовления игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные. Изготовление изделий на тему «Жители озер», коллективная работа. Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки из картона. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- изучение нового материала;
- практическая работа: создание эскиза;
1.2 (45 мин)
- исправление ошибок по эскизу;
- практическая работа: составление эскиза выкроек изделия
1.3 (45 мин)
- сравнение детских выкроек с оригиналом;
- практическая работа: работа с выкройкой, исправление ошибок, вырезание готовой выкройки из картона;
- выбор фактуры ткани;
- подведение итогов, выставка работ, анализ.
- «Жители озер». Технология выполнения игрушек. Подбор материала, вырезание выкройки на ткани. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- анализ готовых эскизов и выкроек;
- выбор фактуры ткани;
- (45 мин)
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
- (45 мин)
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Вырезание выкройки. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
- (45 мин)
- практическая работа: обводка выкройки на ткани, вырезание выкройки;
3.3 (45 мин)
- выбор швов к каждой детали выкройки;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
4.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
4.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
4.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
4.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
4.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
4.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей;
5.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. Набивка (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;
6.2 (45 мин)
- практическая работа: изготовление каркаса из проволоки и бумаги, оформление сосудов;
- практическая работа: сшив деталей;
6.3 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей;
- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- этапы изготовления изделия;
- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;
7.2 (45 мин)
- практическая работа: сшив деталей, набивка изделия;
7.3 (45 мин)
- особенности оформления изделия;
- выбор швов и средств оформления изделия;
- подведение итогов, анализ.
- «Жители озер». Сшив деталей. Оформление. Подведение итогов. (3 акад.часа)
- (45 мин)
- повторение пройденного материала;
- особенности оформления изделия;
- выбор швов и средств оформления изделия;
- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;
- (45 мин)
- практическая работа: пришивание деталей, оформление изделия;
- (45 мин)
- практическая работа: завершение оформления изделия;
- выявление трудностей при изготовлении изделия;
- подведение итогов, выставка работ, анализ, (оформление изделиями интерьер класса или школы, отбор лучших работ на выставку, создание панно по теме).
План – конспект первого занятия. Тема первого занятия «Жители озер».
12. Цель занятия: повторить изготовление разных видов игрушек и основные способы их изготовления.
13. Задачи занятия:
- обучающие
- повторить виды игрушек, их особенности, историю развития;
- закрепить правила последовательности создания игрушек, мягконабивных, плоских, на основе сосудов, каркасных;
- повторить основные приемы создания эскиза игрушки разных видов;
- развивающие
- способствовать развитию эстетического и художественного вкуса, творческой и познавательной активности детей;
- развивать приемы и навыки простейшего моделирования каркасной игрушки;
- формировать навыки самостоятельной работы над эскизом.
- воспитательные
- воспитывать культуру труда, аккуратность, бережное отношение к изделию;
- воспитывать любовь к живой природе;
14. Структура занятия.
Структура занятия (этапы занятия) | Время | |
1 | Организационный момент | 1-2 мин |
2 | Повторение пройденного материала | 5-7мин |
3 | Объяснение нового материала. | 10-12мин |
4 | Практическая работа | 12-14мин |
5 | Анализ эскизов | 3-5мин |
6 | Подведение итогов | 2-3мин |
7 | Д/З | 1-2мин |
Итого | 45мин |
15. Ожидаемые результаты:
К концу занятия дети должны повторить виды игрушек, мягконабивные, плоские, на основе сосудов, каркасные, повторить исторические сведения развития игрушек, закрепить схему последовательности выполнения игрушек разных видов.
16. Краткая характеристика группы, с которой проводится занятие: возраст – младшие школьники (дети 7-9 лет), 1 год обучения. Дети в группе разного возраста, задания для детей планируются разной сложности, так как их восприимчивость к новому материалу и скорость выполнения заданий зависят от возрастных особенностей развития детей, их психологии и уровня подготовленности к данному предмету (индивидуально-групповая форма работы).
17. Оборудование и материалы:
- для детей:
бумага, цветные карандаши, клей, ножницы:
- для педагога:
- столы, стулья, классная доска, мел, магниты;
18. Методическое обеспечение занятия:
Образцы игрушек; готовое панно - образец – «Жители озер»; фото-образцы игрушек; иллюстративный ряд видов озер, прудов и их обитателей; схема последовательности выполнения задания; словарь терминов.
На этапах данного занятия используются методы: словесные (беседа, рассказ), наглядные (показ, демонстрация), (см. приложение).
Учащиеся вспоминают пройденный материал, приводят примеры из жизненного опыта, зрительно просматривают иллюстративный материал, находят новую информацию. Знакомятся с новым материалом, приводят примеры из жизненного опыта, знакомятся с новым иллюстративным материалом.
Выполняют практическую работу, проявляя свое творчество и фантазию.
Используется метод анализа для выявления ошибок при выполнении задания и их устранения, и наглядный метод для совместного обсуждения эскизов педагогом с детьми.
Используется вопросно-ответный метод и метод беседы для выявления уровня усвоения учащимися нового материала.
19. Содержание занятия:
I. Организационный момент. (1-2 мин)
Подготовка к уроку. Приветствие. Проверка рабочего места. Повторение техники безопасности.
II. Повторение пройденного материала. (5-7 мин)
Педагог предлагает детям вспомнить темы прошлых занятий. Предполагаемые вопросы и ответы детей:
- Вспомним темы, которые мы проходили в этом году. Какие темы мы прошли?
- Какие виды игрушек вы знаете? (мягконабивные, плоские, игрушки на основе сосудов, каркасные – картон, проволока)
- Тема сегодня «Виды игрушек». Давайте последовательно разбирать каждый вид игрушек и их особенности.
- Вспомним, когда появилась первая игрушка? (В глубокой древности, около 4000 тыс лет назад, может и раньше. Первые куклы были изготовлены из дерева, глины и быфли подвижны, делали их по образу человека, затем появились фигурки животных).
- Когда появились мягконабивные игрушки? (Точное время не известно, но примерно 1500-2000 лет назад).
- Как называется народ, благодаря которому появились плоские игрушки? (Кочевники, которые распространили по всей Европе аппликацию, около 1000 лет назад).
- Что нам известно о появлении игрушек на основе сосудов? (Игрушки на основе сосудов, как и каркасные появились в одно время с мягконабивными игрушками, но в разных странах Европы и Азии, потом опыт постепенно распространялся и широко стали использовать в средневековье, 600 лет назад).
- Чем отличаются виды игрушек друг от друга? (способом набивки, а в плоских игрушках набивки нет, т.к. это аппликация из ткани).
- Какие виды набивок вы знаете? (синтепон, ватин, вата, разные сосуды по форме – пластмасса, резина и т.д, проволока, картон, бумага).
- Что объединяет все виды игрушек? Что у них есть похожего? (последовательность изготовления изделий).
- Давайте вспомним последовательность изготовления изделий каждого вида игрушек: мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;
плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;
игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;
каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление).
III. Объяснение нового материала. (10-12 мин)
Педагог показывает мультфильм «Лунтик. Что в пруду?» (3 мин), по которому дети определяют тему «Жители озер». Затем чтение загадки про озеро (см. приложение).
Педагог сообщает детям тему композиции, определяет цели и задачи. Учащиеся рассказывают о своих знаниях по теме.
Чтение загадок, по которым дети определяют, какие изделия будут изготавливать, знакомятся с образцами игрушек: 1) иллюстрации жителей озер, пруда, 2) иллюстрации и образцы изделий, 3) иллюстративный ряд растительного мира озер, 4) иллюстрации готовых панно жителей озер и подводного мира (см. приложение).
Педагог делит класс на 4 группы (каждая группа будет выполнять задание по определенному виду игрушек, 4 вида игрушек - 4 группы). Дети определяют свою группу по желанию, либо по выбору карточки с названием группы. Затем педагог показывает 4 образца игрушек, и дети определяют, к какому виду игрушек они относятся (игрушка предается группе).
Педагог объясняет этапы практической работы, рисование эскиза на тему «Жители озер». Каждая группа должна коллективно создать эскиз по теме (панно озера с его обитателями по своему представлению), жители озера (рыбки, раки и т.д.) должны быть нарисованы отдельно и приклеены на эскиз. Каждый учащийся изобразит обитателей озера, которых будет изготавливать на следующих занятиях, чтобы не было частых повторений, используются карточки для выбора изделий (первое изделие - по желанию ребенка, второе изделие – выбор карточки, третье изделие – по выкройке, которую ребенок создаст самостоятельно). Затем анализ и выбор лучшего эскиза, по которому будет создана композиция панно. Задание на урок: выполнить эскиз объемного панно «Жители озер».
IV. Практическая работа. (12-14 мин)
Коллективное рисование эскиза учащимися.
Индивидуальная помощь педагога.
Во время обхода рабочих мест, при появлении характерных ошибок, обратить внимание всех детей на методы их устранения.
V. Анализ эскизов. (3-5 мин)
Анализ выполнения заданий совместно с детьми. Анализ качества выполненных работ, разбор допущенных ошибок и методов их устранения. Выбор лучших эскизов совместно с детьми.
VI. Подведение итогов. (2-3 мин)
Предполагаемые вопросы педагога:
- Какая сегодня была тема урока?
- Назовите виды игрушек?
- Чем отличаются виды игрушек друг от друга?
- Что объединяет все виды игрушек?
- Что нового вы сегодня узнали?
- Вам понравилось занятие?
VII. Д/З (1-2 мин)
- Ваше домашнее задание: написать рассказ или сочинить стихотворение на тему «Жители озер». Написать все сложности и особенности вида игрушки при изготовлении выбранных изделий. Выполнить задание к следующему занятию коллективно, в своей группе.
- Уборка рабочего места.
Приложение
- Загадки:
(озеро)
Ползёт наоборот,
Задом наперёд,
Всё под водой,
Хватает клешнёй.
(рак)
Теремок ползет.
На себе его везёт
Хозяюшка богатая, рогатая.
(улитка)
Малюткой хвост она растила,
Платье темное носила.
Подросла - зеленой стала,
Хвост на весла поменяла.
(лягушка)
У родителей и деток
Вся одежда из монеток
(рыба)
Её мудрость не забудешь:
"Тише ходишь, дальше будешь".
"Костяна" её рубаха,
Ползёт без страха ...
(черепаха)
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(стрекоза)
Без команды в строй встают,
Отправляются на пруд.
Кто идет цепочкой длинной,
Кто так любит дисциплину?
( Утята)
- Иллюстративный ряд изображений озера, пруда, подводного мира:
- Иллюстративный ряд обитателей озер (фото - натуральное изображение и фото игрушки):
- Иллюстративный ряд растительного мира озер:
- Иллюстративный ряд композиций панно жители озер и подводного мира:
- схема последовательности выполнения каркасной игрушки:
мягконабивная игрушка - тема (идея) → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → набивка → пришивание → оформление;
плоские игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → пришивание → оформление;
игрушки на основе сосудов - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание или подбор сосуда → пришивание → оформление;
каркасные игрушки - тема → эскиз → выкройка → вырезание → сшивание → создание каркаса → набивка → пришивание → оформление.
- схема терминов по теме:
виды игрушек → мягконабивные игрушки → плоские игрушки → игрушки на основе сосудов → каркасные игрушки
«Жители озер»