Рабочая программа кружка «Волшебная шкатулка». Декоративно-прикладное искусство

Филиппова Анастасия Анатольевна

Рабочая программа кружка «Волшебная шкатулка». Декоративно-прикладное искусство

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_shkatulka.doc164.5 КБ

Предварительный просмотр:

х. Шебалин

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Шебалинская средняя общеобразовательная школа им. В.И. Фомичёва»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Шебалинская СОШ им. В.И. Фомичёва»

Приказ от ____________   №________                                    

_____________________(В.Н. Зайцев)

МП

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ   ПРОГРАММА

«Волшебная шкатулка»

количество часов: 34 ч

направление: художественно-эстетическое

руководитель: Филиппова Анастасия Анатольевна

Программа разработана на основе: Примерной программы по учебным предметам. Технология. 5-9 классы. М.:Просвещение, 2012

2014-2015

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    Из всего многообразия видов творчества декоративно - прикладное является, наверное, самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно-прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.

      С давних времен огромная часть изделий создавалась в домашних условиях. Женщины ткали полотно, шили одежду, вязали, создавали прекрасные картины. За все эти годы человечество собирало по крупицам опыт искусных мастеров, передавая и совершенствуя его от поколения к поколению. Интерес к отдельным ремеслам то ослабевал, то вновь возрастал, немало появлялось ремесел новых, а некоторые забылись навсегда.

     Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного искусства новизну и элементы сказочности. В процессе создания предметов декоративно-прикладного искусства у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах декоративно-прикладного искусства в жизни. «Эти знания прочны потому, что, как писал Н.Д. Бартрам, «вещь», сделанная самим ребенком соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизменно живее, интенсивнее, глубже и прочнее».

      Развитие детского творчества во многом зависит от умения детей работать с различными материалами и соответствующими инструментами.

     Также декоративно-прикладное искусство способствует формированию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, обобщение.

     Воспитание любви к Родине является одной из главных задач нравственного и патриотического воспитания.

     При знакомстве детей с произведениями декоративно-прикладного искусства важно знакомить с самобытным творчеством и прикладным искусством наших коренных национальностей.

У детей проявляется интерес, а это зарождающееся чувство любви к родному краю, его истории, природе, труду людей. И от нас зависит, будут ли наши дети любить свой край, понимать его, тянуться к нему, поддерживать, уважать и развивать традиции.

      На нравственное воспитание детей существенное влияние оказывает коллективный характер выполнения работы: дети, создавая каждый свое изделие, вместе составляет общую композицию. В процессе занятий декоративно-прикладного искусства у детей воспитываются и нравственно-волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. При создании коллективных работ у детей воспитываются умение объединяться для общего дела, договариваться о выполнении общей работы, учитывать интересы друг друга, умение действовать согласованно, формируется умение уступать, выполнять свою часть работы самостоятельно, а если понадобиться, помочь другому.

      Включение ребенка в разные виды художественной деятельности, основанные на материал народного декоративно-прикладного искусства, - одно из главных условий полноценного эстетического воспитания ребенка и развития его художественно-творческих способностей.

      Главной задачей педагога является умение заинтересовать детей, зажечь их сердца, развивать в них творческую активность, не навязывая собственных мнений и вкусов. Педагог должен пробудить в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что творить добро и красоту, приносит людям радость.

      Данная  образовательная   программа  имеет художественно-эстетическую направленность.

       Программа актуальна, поскольку является комплексной, вариативной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому воспитаннику реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.     Программа помогает развивать объемно-пространственное мышление, чувство цвета, реализовать способности и желания ребенка. Дети пополняют свой запас знаний в ручном шитье, программа помогает обрести навыки работы на швейной машине. Получить базовые знания о цвете, материале, рисунке, повышение практических знаний и умений и развитие творческой личности.

       Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия декоративного искусства в воспитании детей писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский, Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали, что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре, способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.

        Время наше сложное – это время социальных перемен, политических бурь и потрясений. Они буквально ворвались в жизнь каждого из нас. Народные игры, забавы и игрушки заменяются на комерциализированные зрелища, телевизионные экраны. По сути своей это чуждо природе детской, натуре растущего человека. Воспитания гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - задача особенно актуальная сегодня не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатство своего народа, освоения народной культуры.

Велико значение опыта для духовного развития школьников, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Народное искусство поднимает темы большого гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Оно помогает ребятам взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая мисси – нести в мир детства все нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всём богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любое занятие, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.

       Новизна программы состоит в том, что она показывает развивающие функции декоративно-прикладного искусства народов России, как целостного этнического, культурно-исторического и социально-педагогического феномена. Что эти функции в их интегрированном виде ориентированы на обеспечение личностного роста детей. Исходя из этого, программа построена на эстетическом воспитании школьников. Сочетающая опору на культурную традицию и инновационную направленность.

        Целесообразность. Мы живем там, где нет возможности увидеть непосредственный технологический процесс изготовления художественной композиций, предметов быта и игрушек. И у ребят нет возможности соприкоснуться с декоративно-прикладным искусством – подержать в руках изделия с Городецкой росписью, дымковскую игрушку и т.д. Поэтому я перед собой поставила цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примеры работы с бумагой, тканью, кожей, вышивкой, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента.

       Темы работы с детьми, выбранные мной, являются актуальными и целесообразными в данное время. На занятиях кружка помогаю детям освоить не только тайны мастерства ремесла, но и найти новые оригинальные соединения традиций и стилей с современным пластическим решением образа, отвечающим эстетике наших дней.

Целью данной  программы  является: формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества;

- научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе;

- обучать технологиям разных видов  рукоделия.

Воспитательные:

- приобщить учащихся к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной, формировать потребность в высоких культурных и духовных ценностях и их дальнейшем обогащении;

- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности);

- способности развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности;

- воспитывать усидчивость, аккуратность, активность, уважение и любовь к труду, формировать потребность учащихся к саморазвитию.

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, мышление, художественный вкус.

- развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание;

- развивать положительные эмоции и волевые качества;

- развивать моторику рук, глазомер.

Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому ребенку попробовать свои силы в разных видах декоративно-прикладного творчества, выбрать приоритетное направление и максимально реализовать себя в нем.

Сроки реализации дополнительной  образовательной   программы. Образовательная   программа  «Волшебная шкатулка» предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по выполнению изделий декоративно – прикладного творчества. Содержание теоретических сведений согласовывается с характером практических работ по каждой теме. На теоретическую часть отводится не более 20% общего объема времени. Остальное время посвящается практической работе. Теория преподносится в форме беседы, сопровождающейся показом приемов работы и ответами на вопросы учащихся.

 Практические результаты и темп освоения  программы  является индивидуальными показателями, так как зависят от уровня творческого потенциала, то есть от природных способностей и первичной подготовки учащегося.

 Занятия  рукоделием  развивают мелкую моторику обеих рук, способствуя тем самым гармоничному развитию обоих полушарий головного мозга, что повышает общий умственный потенциал ребенка.

Чередование занятий тремя – четырьмя видами рукоделия дает ребенку возможность найти себя в одном из видов творчества и наиболее полно реализовать в нем свои способности. Разнообразие творческих занятий помогает поддерживать у детей высокий уровень интереса к рукоделию. Овладев несколькими видами рукоделия и комбинируя их, ребенок получает возможность создавать высокохудожественные изделия с применением различных техник.

    Планируемая на занятиях практическая работа не является жестко регламентированной. Учащиеся реализовывают свои творческие замыслы, готовят поделки, сувениры к своим семейным торжествам и к любимым праздникам. Это позволяет повысить уровень знаний и интереса учащихся.

Организация учебного процесса:

    Занятия  проходят 1 раз в неделю по 1 часу и составляют 34 часа в год.

    Программа рассчитана на обучение детей от 11 до 13 лет.

Основные формы и методы организации учебного процесса

Каждое занятие специфично по своей конкретной цели, по логике и по своей структуре. Основные функции методов обучения состоят в том, чтобы обеспечить взаимосвязанную деятельность учителя и учащегося по обеспечению усвоения учебного содержания в соответствии с задачей; способствовать воспитанию и развитию учащихся, активизировать учебно-познавательную деятельность ребенка. Исходя из этого, при выборе определенных методов обучения учитывается особенность контингента детей. Каждое занятие является формой реализации всех функций процесса обучения, организует мотивированную учебно-познавательную деятельность каждого ребенка, качества знаний формируется в системе, индивидуализация обучения осуществляется через дифференцированный подход путем создания условий для усвоения учебного материала с учетом темпа и дозы индивидуально. В целом работа педагога  характеризует особым стилем, манерой работы.

Основная форма

Образовательная задача, решаемая на занятиях

Методы

1

2

3

1. Познавательное занятие

Передача информации.

Беседа, рассказ, доклад, прослушивание

2. Практическое занятие по отработке определенного умения.

Обучение. Вырабатывать умение обращаться с предметами, инструментом, материалами. Научить применять теорию в практике, учить трудовой деятельности.

упражнения

3. Самостоятельная деятельность детей  

Поиск решения проблемы самостоятельно

Упражнения

4. Творческие упражнения

Применение знаний в новых условиях. Обмен идеями, опытом

Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах

5. Игровая форма

Создание ситуации занимательности

Короткая игра, игра-оболочка

6. Конкурсы

Контроль знаний, развитие коммуникативных отношений. Корректировка знаний, умений, развитие ответственности, самостоятельности

Игра

7. Выставки

Массовая информация и наглядная информация, пропаганда творчества, оценка роста мастерства

экспозиция

8. Занятие – соревнования  

Закрепление умений, знаний, навыков

Игра

9. Занятие – деловая (ролевая) игра

Усиление мотивации учения, формирование познавательной деятельности, углубление и расширение знаний, перенос теоретического учебного материала в практическую деятельность

Урок-путешествие, урок-экскурсия, урок-интервью, урок-презентация и т.д.

10. Занятие - лекция

Формирование мотивации, установка на активное восприятие

11. Занятие - зачет

Подведение итогов, выявление осознанности знаний, повышение ответственности за результат своего труда

Индивидуальное или групповое занятие, собеседование.

12. Интегрированное занятие

Развитие интереса учащихся к предмету

Собеседование, семинар, конференция, ролевая игра, обобщение материала в виде таблиц, бюллетеней, стенгазет

13. Модульное занятие

Способствует пооперационному усвоению материала, контроль знаний, умений, навыков, их коррекция

Самостоятельная деятельность

   

Создание ситуаций успеха для каждого ребенка – один из главных принципов.

Обеспечение условий, способствующих самоопределению, саморазвитию, самореализации, адекватной самооценке личности – один из важнейших принципов работы.

 Формы подведения итогов реализации программы: итоговые занятия, праздничные мероприятия, игры,  выставки по итогам обучения, участие в выставках разного уровня. Праздничные мероприятия, игры – это своего рода контроль среза знаний, умений, навыков, полученных на занятиях. Организация выставок – это контроль роста ребенка, способ выражения творчества, воспитание ответственности и желания работать интереснее.

К концу обучения учащиеся должны знать:

- что такое  декоративно-прикладное творчество;

- виды декоративно-прикладного творчества;

- основы цветоведения;

- основы композиции;

- свойства бумаги, разновидности бумаги;

- материалы и инструменты при работе с бумагой;

- техника безопасности при работе с материалами и инструментами;

- технологию изготовления изделий в технике торцевание;

- историю лоскутного шитья;

- материалы инструменты и приспособления для лоскутного шитья;

- технику безопасности при работе с колющими, режущими инструментами и нагревательными приборами;

- виды тканей;

- правила кроя ткани, соединительные швы;

- основные приемы и элементы лоскутного шитья;

- способы обработки края готового изделия;

- историю кожевенного производства;

- материалы и инструменты при работе с кожей;

- свойства кожи;

- технику безопасности при работе с инструментами;

- способы декоративной обработки кожи;

- историю возникновения и развития вышивки;

- виды вышивки;

- технику безопасности;

- материалы и инструменты для вышивки;

- виды швов;

- технологию вышивки крестом;

- виды орнамента;

- общие сведения о сочетании цветов;                                                                                                                                                                                                                                                                                - технологию вышивания рисунка по схеме;  

- технологию вышивки петлей;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     -  материалы и инструменты для вышивки петлей;                                                                                                                                                                                             -  дефекты вышивки;                                                                                                                                                                           -  декоративные возможности;                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

 

Должны уметь:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

- пользоваться инструментами и приспособлениями;

- работать с цветом, правильно составлять композицию;

- изготовлять изделия в технике торцевание;

- пользоваться материалами и инструментами для шитья;

- подбирать ткань по цвету и фактуре;                                                                                                                                                                                      - изготовлять шаблоны;

- владеть приемами кроя;

- выполнять различные соединительные швы;

- изготовлять лоскутные изделия;

- пользоваться материалами и инструментами для обработки кожи;

- выполнять различные способы декоративной обработки кожи;

- изготовлять изделия из кожи по образцу;

- пользоваться материалами и инструментами для вышивки;                                

- вышивать в технике крест;

- выполнять изделия в технике вышивка петлей;

- разрабатывать орнамент;

- устранять дефекты вышивки;

 - изготовлять модуль;

- изготовлять изделия в технике модульного оригами;

- пользоваться инструментами для киригами;

- выполнять изделия в технике киригами;

- изготовлять изделия в техниках лоскутного шитья («крейзи», шитье из полосок, квадратов, треугольников).

- изготовлять изделия из кожи с использованием изученных приемов;

- выполнять работы в технике вышивка крестом, вышивка петлей;

- выполнять эскиз;

- наносить рисунок на ткань

                                                                                                                                                                         

                                                                       

                                                                                                                                                                                             

Учебно-тематический план

№п\п

Наименование тем

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Вводное занятие. Знакомство с программой.

Что такое декоративно прикладное творчество. Виды декоративно-прикладного творчества.

1

05.09

05.09

2

Основы цветоведения и композиции

1

12.09

12.09

Работа с бумагой

3

Как родилась бумага? Волшебные свойства бумаги. Разновидности бумаги. Материалы и инструменты при работе с бумагой. Техника безопасности.

1

19.09

19.09

4

Техника торцевание. Работа с гофрированной бумагой. Эскиз.

1

26.09

26.09

5

Изготовление изделий в технике торцевание.

Фруктовое изобилие.

Карлсон.

На пруду (коллективная работа.).

1

03.10

03.10

Лоскутное шитье

6

История лоскутного шитья. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

1

10.10

10.10

7

Виды тканей. Цветовое сочетание. Эскиз прихватки. Правила кроя ткани.

1

17.10

17.10

8

Основные приемы и элементы лоскутного шитья.

Стежка.                                                                        

Рюши (изготовление игольницы).

Оборки (фартук).

1

24.10

24.10

Кожаная пластика

9

Художественные изделия из кожи, как вид декоративно-прикладного творчества. История.

1

31.10

31.10

10

Материалы и инструменты. Правила работы с инструментами. Техника безопасности. Свойства кожи. Подготовка кожи к работе.

1

14.11

14.11

11

 Аппликация «Ландыши»

1

21.11

21.11

Вышивка

12

История возникновения и развития вышивки. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

1

28.11

28.11

13

 Подготовка к вышивке. Основные правила.                                                                                          Виды швов по технике выполнения.

1

05.12

05.12

14

Вышивка крестом. Вышивание крестиков по горизонтали, по вертикали, расположение через один. Выполнение образцов.

1

12.12

12.12

15

Схематическое изображение узора. Композиционное решение, орнамент.

1

19.12

19.12

16

Выполнение вышивки по разработанной схеме.

1

26.12

26.12

17

Вышивка петлей (нетканый гобелен). Инструменты и материалы.

1

16.01

16.01

18

Подготовка к работе. Подготовка ткани. Перевод рисунка на ткань. Заправка иглы.

1

23.01

23.01

19

Декоративные возможности.

1

30.01

30.01

20

Вышивание образцов.

1

06.02

06.02

21

Подушка «Желто-зеленая композиция»

13.02

13.02

22

Подушка «Рыжий кот»

20.02

20.02

Вышивка атласной (шелковой) лентой

23

История возникновения и развития вышивки лентами. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

1

27.02

27.02

24

 Подготовка к вышивке. Основные правила.                                                                                          Виды стежков по технике выполнения.

1

06.03

06.03

25

Выполнение вышивки по разработанной схеме.

1

13.03

13.03

26

Декоративные возможности.

1

20.03

20.03

27

Вышивание образцов.

1

03.04

03.04

28

Техника «Канзаши» - цветы из ленты

1

10.04

10.04

29

Изготовление составных частей цветка

1

17.04

17.04

30

Сбор композиции в технике «Канзаши» из отдельных элементов

1

24.04

24.04

Работа с бусинами и бисером

31

История возникновения и развития вышивки бисером и бусинами. Материалы и инструменты. Техника безопасности.

1

01.05

08.05 блок

32

Подготовка к вышивке. Основные правила.                                                                                          Техника выполнения отделки изделий.

1

08.05

33

Вышивка бисером по канве

1

15.05

15.05

34

Вышивка бисером по ткани

1

22.05

22.05

Подведение итогов

35

Организация выставки

1

29.05

29.05

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МБОУ «Шебалинская СОШ им. В.И. Фомичёва»

от «___» ________ 2014 г. № ________

______________________

    (Е.Г. Мысливцева)

Заместитель

директора по УВР

_________________

(О.В. Крылова)

от «___» _________2014  г.

                     

        

        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса.

        В работе используются все виды деятельности, развивающие личность: игра, труд, познание, учение, общение, творчество.

Для каждого вида творчества существует своя технология, при этом можно выделить ряд общих существенных положений образовательного процесса:

  • обязательное формирование у детей положительной мотивации к творческой деятельности;
  • получение ими новой информации, новых знаний при решении конкретных практических задач;
  • обогащение чувственным опытом и опытом мыслительной и практической деятельности не только в ходе учебной работы, но и во внеурочное время, в условиях межличностного общения;
  • обретение трудовых умений и навыков без принуждения;
  • занятость каждого ребенка в течение всего занятия.

В процессе изготовления художественных вещей большое внимание обращается на подбор изделий, над которыми работают дети. Народное искусство было всегда преимущественно бытовым. Изучая его приемы, традиции, своеобразную художественную структуру, дети создают нужные для всех изделия, которые сразу найдут себе применение. Такое обучение делает занятия серьезными, практическими необходимыми. Успех детей в изготовлении изделий декоративно-прикладного искусства рождает в них уверенность  в своих силах, воспитывается готовность к проявлению творчества в любом  виде труда, они преодолевают барьер нерешительности, робости перед новыми видами работы.                                                                                                

Желание достичь лучшего результата, превзойти себя, повысить свое мастерство возникает у детей на протяжении всего периода обучения: на первом этапе – в ходе учебной игры, на втором этапе – в ходе проведения выставок, на третьем этапе – в результате осознанного стремления к самосовершенствованию и мастерству.                                                                

Большие изделия выполняются коллективно, что ускоряет процесс творчества и дает учащимся навыки совместной работы.

        Для поддержания постоянного интереса учащихся к занятиям в тематическом плане предусматривается частая смена видов деятельности.

        Каждое занятие спланировано таким образом, чтобы в конце ребенок видел результаты своего труда. Это необходимо для того, чтобы проводить постоянный сравнительный анализ работ, важный не только для педагога, но и для детей.

        В процессе обучения в объединении у детей формируются три основные группы практических умений и навыков:

1. политехнические: измерительные, вычислительные, графические, технологические.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                   2.общетрудовые:организаторские,конструкторские.                                                                         3. специальные: обработка ткани, кожи, вышивка петлей, вышивка крестом и пр.

        Освоение любого трудового навыка происходит в несколько этапов.

СХЕМА ОВЛАДЕНИЯ НАВЫКАМИ ПРИКЛАДНОГО ТВОРЧЕСТВА

        

 

        На первом этапе обучения разделов в процессе тренировочных упражнений учащиеся отрабатывают элементарные трудовые умения. Умение – это знание в действии. Всякое трудовое действие осуществляется воспитанником с тщательным продумыванием каждого выполненного элемента. Осмысление и освоенные трудовые действия постепенно объединяются в трудовые приемы. Основная цель упражнений на первом этапе заключается в том, чтобы ребенок ясно осознал, как правильно выполнять трудовой прием, и стремился согласовывать свои действия  имеющимися представлениями о действии.

        На следующем этапе обучения вырабатывается система трудовых движений на основе сознательного совершенствования умений, повышается культура труда. Основная цель тренировочных упражнений заключается в том, чтобы воспитанник ясно осознал пути совершенствования умений и постепенно от трудовых приемов переходил к трудовым операциям.

        Далее знания и умения (сознательные действия) становятся устойчивыми и постепенно перерастают в навыки (автоматизированные действия). Умения и навыки дополняют и обусловливают друг друга. В конечном итоге каждый ребенок осваивает следующие умения и навыки: планирует трудовой процесс, организовывает рабочее место, проводит технологические операции и самоконтроль.

                                                                                                                                                                        Формы занятий: традиционное занятие, комбинированное занятие; лекция, практическое занятие, игра, праздник, путешествие, экскурсия, мастерская, соревнование, выставка.  

Методы организации учебной деятельности:                                                                                                                                                    

- фронтальный;

- коллективный;

- индивидуально-фронтальный;

- групповой;

Основной вид занятий – практический.

Используются следующие методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично-поисковый; исследовательский.

     Педагогические приемы:

  • Формирование взглядов (убеждение, пример, разъяснение, дискуссия);
  • Организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание, требование):
  • Стимулирования и коррекции (поощрение, похвала, соревнование, оценка,  и т. д );
  • Сотрудничества, позволяющего педагогу и воспитаннику быть партнерами в увлекательном процессе образования;

Методы  проведения занятия:  Словесные, наглядные, практические, чаще всего их сочетание. Каждое занятие по темам программы, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения – это повтор пройденного материала, объяснение нового, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, народных промыслах, старинных традициях в женском рукоделии. Теория сопровождается показом наглядного материала, преподносится в форме рассказа-информации или беседы, сопровождаемой вопросами к детям. Использование наглядных пособий на занятиях повышает у детей интерес к изучаемому материалу, способствует развитию внимания, воображения, наблюдательности, мышления. На занятии используются все известные виды наглядности: показ иллюстраций, рисунков, журналов и книг, фотографий, образцов изделий, демонстрация трудовых операций, различных приемов работы, которые дают достаточную возможность детям закрепить их в практической деятельности.

В процессе работы с различными инструментами и приспособлениями педагоги постоянно напоминает детям о правилах пользования инструментами и соблюдении правил гигиены, санитарии и техники безопасности.

Дидактический  материал: таблицы, схемы, шаблоны, плакаты, картины, фотографии, методическая литература, раздаточный материал, видеозаписи, альбомы с образцами, методические разработки, тесты, кроссворды,

Формы подведения итогов: опрос, контрольное занятие, выставка, наблюдение, оценка и  анализ работ учащихся.                                                                                            

Материально-техническое обеспечение программы.

Оборудование:

Учебный класс, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям. Столы, стулья, стеллажи для хранения материалов, инструментов, образцов,  методической литературы. Рамки  разных размеров. Подрамники. Гладильная доска. Утюг. Швейная машинка.

Материалы:

Бумага для принтера, гофрированная бумага, картон, ткань, нитки, синтепон,  натуральная кожа, бусины, канва, мулине, шерстяные нитки.

Инструменты:

Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА , иглы, ножницы, клей момент, резаки, калька, портновские булавки, пробойники, деревянный молоток, шило, пинцет, пяльцы, иглы для вышивки, копировальная бумага, иглы для вышивки петлей, заправочная проволока.

                                                   

                       

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Список литературы для педагога и учащихся

 1. Рондели Д. Л. « Народное декоративно-прикладное искусство».  М ., 1984.

2. Бардина Р.А. « Изделия народных художественных промыслов и сувениры». М., издательство «Высшая школа», 1986.

3. Логвиненко Г.М. «Декоративная композиция». М.., издательство «Владос», 2004.

4. Д. Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги». М., «Издательство мир книги», 2009.

5. Д. Джекинс. «Узоры и мотивы из бумажных лент». М., издательство «Континент», 2010.

6. Муханова И.Ю. «Шитье из лоскутков». М., издательство «Олма-пресс», 2002.

7. Кузьмина М. Максимова М. «Азбука лоскутного шитья». М., «ЭКСМО», 2008.

8. Костикова И.Ю. «Школа лоскутной техники». М., 1997.

9. Даниэла Ченто. «Шьем из кожи». М., «КОНТЕНТ», 2006.

10. Жолобчук В.В. Колесова Л.В. «Пошив изделий из кожи и ткани». М., издательство «Сталкер», 2007.

11. Левина Е.В. «Многоликая кожа». М., «Академия», 1998.

12. Селиванова Н.В. «Изделия из кожи: панно, сувениры, украшения». М., «Издательский дом МСП», 2000.

13. Жадько Е.Г. «Вазы, кашпо, декоративные бутылки». Ростов на Дону., «Феникс», 2006.

14. Еременко Т.И. «Иголка –волшебница». М., «Просвещение», 1988.

15. Плотникова Т. «Техника вышивки крестом». М., «Владис», 2008.

16. Бурда «Вышивка крестом». М., издательство «Внешсигма», 1996.

17. Гусева А.Г. «Нетканый гобелен или вышивка петлей». М., издательство «Культура и традиции», 2007.