Открытое занятие мастерской деревообработки «Интерьер» по теме: «Деревья ель, яблоня».

Тип занятия: Комбинированное занятие-практикум (получение новых знаний и применение новых знаний и умений на практике).

Тема занятия: «Деревья: ель, яблоня». Сборные игрушки. Деревья Поволжья. Пропорции деревьев.

Цель занятия: Научить выпиливанию и отделке изделия из фанеры – сборной игрушке. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытое занятие

Колесова Олега Ивановича, педагога дополнительного образования  

в Мастерской деревообработки «Интерьер»

МБОУ ДОД ЦВО «Творчество» г.о. Самара

Форма: групповое лекционно-практическое занятие.

Продолжительность: 2 академических часа.

Дата проведения:05.10.2015 г.

Год обучения: 2 год обучения (первое полугодие) по дополнительной образовательной программе «Мастерская деревообработки «Интерьер».

Место проведения: мастерская деревообработки «Интерьер», аудитория № 14.

Тип занятия: Комбинированное занятие-практикум (получение новых знаний и применение новых знаний и умений на практике).

Тема занятия: «Деревья: ель, яблоня». Сборные игрушки. Деревья Поволжья. Пропорции деревьев.

Цель занятия: Научить выпиливанию и отделке изделия из фанеры – сборной игрушке.  

Образовательные задачи занятия:

учебные:

  • изучить основы безопасной работы со столярным инструментом и приспособлениями, основы выпиливания, отделки изделий из фанеры;
  • изучить  основы отделки и сборки изделия из фанеры;
  • познакомить с пропорциями деревьев;
  • научить создавать образ через рабочий эскиз;
  • научить переносить эскиз на материал - фанеру;
  • научить учащихся выпиливать изделие из фанеры лобзиком, используя эскиз;
  • научить учащихся собирать и оформлять изделие из фанеры.

развивающие:

  • развить целостное видение; пространственное отношение, развитие творческого воображения, наблюдательности и интереса к изображаемому предмету;
  • научить учащихся слышать и слушать, концентрировать внимание, наблюдать, проявлять воображение;
  • развитие в образовательном процессе индивидуальных особенностей детей: активности, инициативы, мышления, воображения, чувства формы, творческих способностей;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • развитие самостоятельности и самоконтроля.

воспитательные:

  • формирование духовно-нравственных качеств личности учащихся: усвоение морально-этических норм, формирование адекватного поведения, способности понять друг друга и помочь;
  • формирование ценностных ориентаций: трудолюбия, терпения, организованности, обязательности;
  • формирование высокого уровня культуры, чувства прекрасного, эстетического вкуса;
  • формирование личностных качеств, коммуникативных компетентностей: взаимовыручка, умение работать в команде, умение учащегося общаться и работать в коллективе, с клиентом;
  • воспитание практичной личности, способной самостоятельно решать свои жизненные проблемы и делать правильный жизненный выбор.

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЯ

Организационный этап (2 минуты).

Подготовительный этап (3 минуты).

Практический основной этап (55минут).

Контрольный этап (10минут).

Итоговый этап (10 минут) включает в себя три этапа: итогово - аналитический, рефлексивный и информационный.

ПЛАНИРОВАНИЕ И РЕЗУЛЬТАТ ЗАНЯТИЯ НА КАЖДОМ ЭТАПЕ

Организационный этап

Задачи этапа: подготовка учащихся к учебной работе, организация начала занятия.

Результат: создание психологического настроя, активизация внимания.

Подготовительный этап

Задачи этапа: Подготовка материала - фанеры. Деление фанеры на заготовки,  сообщение темы и цели занятия; подбор методов работы с учетом индивидуальных особенностей учащихся и умения самостоятельно работать.

Результат: педагог ставит перед учащимися учебные задачи. Учащиеся понимают учебные задачи, как и над чем  далее следует работать на занятии.

Практический основной этап

Задачи этапа. Создание образа. Работа над эскизами – зарисовки деревьев (елей, яблонь). Перенесение эскиза - выкройки на заготовки. Выпиливание деталей изделия. Отделка деталей. Ошкуривание. Соединение деталей. Сборка изделия. Создание образа - оформление изделия – сборной игрушки (роспись, дополнение дизайнерскими деталями). 

Усвоение новых знаний и систематизация знаний об условиях применения основ выпиливания, нового способа соединения деталей. Усвоение способа работы, выпиливание с применением рабочего эскиза, отделка, дизайн, первичная проверка понимания, закрепление знаний и умений, обобщение.

Развитие волевых качеств личности, терпения в учебной работе, желания создать свой образ – дерева (подкрепленными предварительным просмотром фрагментов видеозаписи «Леса Поволжья», фотопрезентации «Деревья Самарского края»).

Результат: учащиеся увлеченно работают над образом, достаточно быстро усваивают новые знания, способы и приемы работы с лобзиком, используя эскизы, готовые шаблоны - выкройки, активно выполняют практическую работу с учётом всех советов, замечаний и указаний преподавателя. Работа ведётся в устной и практической формах.

Контрольный этап

Задачи этапа: Мини выставка работ, самоконтроль качества. Выявление наиболее удачных работ,

Результат: учащиеся активно включаются в практическую работу, реагируют на замечания. Проводится коррекционная работа по исправлению ошибок допущенных в работе – практическое выполнение и коллективное участие в оценки выполненной работы помогают улучшить результативность усвоения темы.

Итоговый этап:

- итогово-аналитический этап

Задачи этапа: оценка успешности достижения цели, анализ причин достижения или не достижения цели, оценка результатов педагогического взаимодействия: формирование компетентности, состоящей из знаний, умений и способностей, приобретенных на уроке учащимися.

- рефлексивный этап

Задачи этапа: мобилизация учащихся на самооценку занятия, создание благоприятных условий для проведения самооценки собственной деятельности учащихся на занятии, достижений и просчетов.

- информационный

Задачи этапа: изложение методов и способов работы с учебным материалом, представленным на занятии,  о перспективах следующих занятий.

Результат трех последних этапов: наблюдается положительная динамика развития умений и навыков учащихся

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Инновационные методы работы, используемые на уроке, направлены на воспитание творческой активности и инициативы учащихся. Для достижения запланированных результатов на уроке используются педагогические технологии развивающего, компетентностно - ориентированного образования, технологии творческой деятельности.

Учебное занятие проводится с использованием следующих инновационных образовательных технологий:

- аудиторное обучение – практические занятия: социальный контакт учащихся с педагогом и эффект от их прямого общения; традиционно привычные для обучающихся методы; интерактивное образовательное пространство, в котором каждый учащийся может проверить свою позицию, выбор или реакцию других учащихся, получить незамедлительную обратную связь с преподавателем относительно правильности ответа, обозначенной позиции, алгоритма решения;

технология (метод) свёрнутых информационных структур – выполнение учебного задания путем самостоятельного завершения учащимися формирования системы знаний по дисциплине «деревообработка»;

- тренинг – обучение по заранее отработанной методике, сконцентрированной на формировании и совершенствовании ограниченного набора конкретных профессиональных компетенций;

контекстное обучение – мотивация к усвоению знаний путём выявления связей между теорией и её применением на практике;

электронное обучение – работа в системе Интернет в процессе аудиторных и при выполнении внеаудиторных самостоятельных заданий, просмотр видеопрезентаций, просмотр фрагментов видеофильмов о природе, мультфильмов с фрагментами природы родного края;

- методы работы (словесные, наглядные, практические):

  • лекция о создании традиционных игрушек из дерева, фанеры (история ремесла);
  • просмотр иллюстраций и фотографий работ по деревообработке;
  • рассказ педагога, сопровождающийся показом приемов выпиливания, отделки, сборки, дизайнерского оформления изделия (показ, демонстрация);
  • упражнения: практическое задание по созданию дизайнерского оформления изделия – сборной игрушки  «Дерево» (выбор цветовой гаммы для росписи, дополнительных материалов для индивидуального оформления);
  • разбор поисковых вариантов оформления изделия и их совместное обсуждение;
  • наглядный инструктаж;
  • демонстрация наглядных пособий и работ из методического фонда;
  • самостоятельная практическая работа непосредственная работа  над изделием (коллективная или индивидуальная – по выбору учащихся);
  • дидактические игры и учебно-творческие задания.

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

Изготовление сборной игрушки из фанеры. Предварительный эскиз помогает воплотить задуманное.

Зарисовки дереьев.

http://7.hidemyass.com/ip-1/encoded/Oi8vcnUuYW5zNC5jb20vbWVkaWEvaW1nL2kvcS9pcWJnMmYxM2R2a2dxOWkuanBnhttp://cdn-nus-1.pinme.ru/pin-upload-static/photos/d5421cbad5f06f5b9b0ffb351dc9ccfd_b.jpg

http://hnu.docdat.com/pars_docs/refs/182/181474/img16.jpghttp://www.metod-kopilka.ru/images/doc/2/1605/hello_html_m69ad5bd2.jpghttp://www.mihaelaluca.ro/wp-content/uploads/2013/01/brad-desenat.gif

http://cdn-nus-2.pinme.ru/pin-upload-static/photos/98085cf203f68424bf413505f0f7d7d7_b.jpg

Процесс реализации творческого замысла

Прежде чем ребенок завершит путь от замысла до его реального воплощения, ему необходимо пройти все этапы создание образа.

Постановка задачи создания образа требует от ребенка вживания в образ, который он собирается изображать. Ребенок должен почувствовать его и на основании образа реального, восприняв его творчески, создать свой образ.

Неплохо сделать ряд поисковых эскизов различного характера.

При работе над эскизными зарисовками следует обратить внимание на характерные, наиболее яркие его особенности, отказавшись от второстепенных деталей. Излишнее насыщение деталями будет мешать цельности образа, усложнять его общее восприятие. Самый оптимальный вариант – одновременное присутствие условностей изображения и узнаваемости образа.

Ребята должны знать, что при трансформации формы им можно:

- утрировать природную форму, доводя ее до максимальной остроты (предельно округлить форму дерева или активно вытянуть его);

- изменять соотношение пропорций, увеличивать в размере наиболее важные детали (ветви, плоды);

- допускать разные условности: преломление формы, изображение только отдельных ветвей, плодов, формы и т.д.

Важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи и лучшее раскрытие замысла.

Подготовка материала - фанеры

При подборе фанеры необходимо протестировать ее на предмет наличия сучковых образований, расслоения, брака, мешающих распилу. Выкройка деталей требует продумывания и расчета. При подготовке фанеры к работе ее необходимо распилить на необходимые для деталей заготовки, тщательно выбрав нужные размеры для экономного использования материала. После распила края у заготовок необходимо зашкурить воизбежание травмирования кистей рук.

Работа над эскизами.

Выполнение учащимися зарисовок деревьев (елей, яблонь) – рабочего эскиза. Создание собственного образа дерева.

Перенесение эскиза - выкройки на заготовки фанеры.

Выпиливание деталей.

Выпиливание деталей изделия. Правила работы с лобзиком, выполение поворотов. Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами.

Отделка деталей.

Тщательное ошкуривание отдельных деталей производится наждачной бумагой.

Сборка изделия.

Соединение деталей производится с помощью необходимых вертикальных распилов по стволу дерева. Новый способ соединения деталей. Сборная игрушка.

Создание образа - оформление изделия – сборной игрушки происходит по свободному выбору (роспись, дополнение дизайнерскими деталями). Выбор цветовой гаммы производится на палитре. Для дополнительных деталей выбираются различные материалы – ткань, пластик бумага и проч.

Колесов О.И., педагог ДО

МБОУ ДОД ЦВО «Творчество»

г.о. Самара