Исследовательский проект "Бисероплетение"

Нестерова Дарья Николаевна

В последние годы древнее искусство бисероплетения из всех видов народного творчества сегодня у нас, пожалуй, наименее известно. И все же, благодаря истинным приверженцам, оно живет. Украшения, плетенные из бисера, чаще всего использовались в народном костюме, но сейчас его применения в изделиях гораздо больше. Изделия из бисера можно увидеть почти у каждой девочки на руках в виде фенечки с именем или в виде сережки или какого-нибудь кулончика. Особенно бисером вышивают одежду и с ними вещи смотрятся куда  наряднее и красивее. Сейчас изделия из бисера служат лишь как украшения. Они давно потеряли свое смысловое обозначение, зашифрованное в знаках, символах и в цвете. Но, тем не менее, интерес у молодого поколения к этому виду народного творчества возрастает. И возникает необходимость   знакомства молодого поколения  с обычаями, традициями их предков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

«Дом творчества «Вектор»

Исследовательский проект

БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ

Выполнил: учащийся т\о «Лего-студия», 5 класс

Никонов Владислав Александрович

Руководитель: педагог

дополнительного образования

Нестерова Дарья Николаевна

Новокузнецк

 2015

Содержание

  1. Введение
  2. Основная часть
  1. 1. История возникновения бисероплетения
  1. 2.  Виды бисероплетения
  1. 3. Украшения из бисера
  1. 4.  Символика в бисероплетении
  2. Пояс

3. 1.  Виды пояса и его назначение

3. 2.  Пояс, выполненный в технике бисероплетения

4. Заключение

5. Список использованной литературы

 

1. Введение

Бисероплетение - одно из старинных и достаточно распространенных видов народного творчества. Изделия, изготовленные вручную, высоко ценятся в России, и особенно за рубежом. (11., с.3).

Изделия из бисера были известны еще в Древнем Египте. А само слово произошло от арабского "бусра", что означает бусинки с отверстиями - круглые или многогранные, из цветного стекла или металла. Легкие бусины по форме напоминающие бисер, встречались на Руси уже в IV веке, а в XVIII веке М. В. Ломоносов основал производство бисера в России. Бисерное искусство приобрело наибольшее распространение в XIX столетии.

К началу XX века интерес к бисеру постепенно ослабел, но традиции выполнения украшений передавались из поколения в поколение, и дошли до наших дней. (7., с. 3).

        Исходя из интереса к данному виду творчества, было решено произвести исследование.

        Гипотезой исследования стало:

         бисероплетение для человека не случай,  оно несет в себе смысл и определенные значения, если:

         - оно несет историческое происхождение;

        - служит как оберег;

        - несет смысловое значение.

         Цель исследования: показать актуальность бисероплетения в современном обществе.

Поставленная в работе цель определила необходимость решения следующих задач:

1. узнать историю возникновения бисера;

2. узнать виды бисера;

3. познакомиться с символикой, используемой в бисероплетении;

4. познакомиться с украшениями, изготовленными из бисера;

5. узнать, где в современном обществе применяется бисер;

6. изготовить пояс, используя  технику бисероплетения.

Методологической основой исследования явились:

  • теории  возникновения бисера и бисероплетения Литвенец Э.Н., Сколотневой Е.И., Молчановой О., Магиной А.

  • теории применения бисера в украшении народного костюма Исенко С.П., Бабуриной Ю., Масловой Г.С.

        Исследования осуществились в три этапа:

  1. На первом этапе (аналитическом) проводился теоретический анализ  исторической, этнографической, научно-исследовательской литературы по исследуемому вопросу.

  1. На втором этапе (практическом) разрабатывался эскиз пояса с использованием символики цвета и знака, и проходило  его изготовление, как части  народного костюма, как оберега, как украшения.

3. На третьем этапе (заключительном) осуществлялись анализ, и интерпретация, систематизация и обобщение полученных результатов, уточнение выводов и написания текста данного  исследования.

2. Основная часть

2. 1. История возникновения бисероплетения

В легенде о возникновения стеклоделия рассказывается: "Однажды, в очень далекие времена, финикийские купцы везли по средиземному морю груз добытой в Африке природной соды. На ночлег они высадились на песчаном берегу и стали готовить себе пищу. За неимением под рукой камней обложили костер большими кусками соды. Поутру, разгребая золу, купцы обнаружили чудесный слиток, который был тверд как камень, горел огнем на солнце и был чист и прозрачен как вода. Это было стекло".

Так почти 6 тысяч лет тому возникло стеклоделие, и появились стеклянные бусы разных форм и размеров. Благодаря совершенствованию технологии изготовления со временем бусы становились все мельче и мельче. Так появился бисер - мелкие круглые или многогранные, слегка сплюснутые бусинки с отверстиями для продевания нитки. Его названия происходит от "фальшивого жемчуга", изготовлявшегося в Египте из непрозрачного (глухого, или пастового) стекла, который по-арабски назывался бусра или бусер.

Существовало несколько способов производства бисера. Наиболее древним и простым был способ вытягивания.

В те далекие времена стекло варили на костре в толстостенных горшках из высокоогнеупорной глины - тиглях, которые имели форму невысоких цилиндрических или слегка расширяющихся сосудов. В них засыпали шихту - смесь чистого кварцевого песка, соды, извести и мела. Из-за недостаточно высоких температур стекло представляло собой густую, вязкую массу и обрабатывалось на стадии "вязкого теста".

Бусы изготовляли, вытягивая нити из стекломассы с помощью металлического прутика, введенного в расплавленное стекло. Стекло прочно приставало к прутику, причем толщина вытягиваемой нити зависела от скорости вытягивания и густоты стекломассы. Чем жиже была стекломасса и больше скорость вытягивания, тем тоньше получалась нить. Затем нить навивали на тонкий медный стержень, толщина которого соответствовала отверстию для нанизывания. Стержень извлекали, а бусинку подвергали повторному разогреву с последующей ручной обработкой при помощи простейших инструментов. Был и другой способ: вытянутую нить расплющивали в полоску и обвивали ею медную проволоку. Боковой продольный шов сглаживали, а трубочку разрезали на кусочки необходимой длины и обрабатывали отдельные бусинки вручную. Для разноцветных бус нить изготовляли из нескольких "спаянных" между собой прутиков разного цвета.

Со временем совершенствовалась технология изготовления стекла: во II тысячелетии до н. э. появилось прозрачное стекло, а в I в. до н. э.  люди научились варить стекло прозрачное, бесцветное и окрашенное.

Из Древнего Египта и Сирии производство стекла, бус и бисера распространилось в Римскую империю, там был изобретен способ выдувания различных предметов с помощью тростниковой или металлической трубки.

С появлением способа выдувания изменился и процесс изготовления бус и бисера. Их делали не только из нити, а и из пустотелых стеклянных трубочек-дротиков, которые мастер-стеклодув выдувал из капли расплавленного стекла с помощью трубки-понтии. Получение стеклянной трубки постоянного диаметра, длины и заданной толщины требовало от мастера большой сноровки, ловкости и отличного глазомера. Затем тонкие разноцветные стеклянные трубочки разрезали ножницами гильотинного типа на мелкие кусочки, на сите отсеивали их от осколков и обрабатывали во вращающемся барабане увлажненной шлифовальной смесью из толченого угля с известью или огнеупорной глиной. После заполнения отверстий смесью бисер высушивали, смешивали с небольшим количеством песка и нагревали до вишнево-красного каления в медленно вращающихся чугунных барабанах. При этом размягченные стеклянные колечки округлялись, сглаживались неровности, вращение не давало им сплющиться, а порошковая смесь - заплыть отверстиям. После охлаждения бисер промывали, высушивали и с помощью полировального порошка возвращали ему блеск, утраченный при нагревании.

Таким способом изготовляли и стеклярус, который в отличие от бисера представляет собой отрезки стеклянной трубочки длиной 3 мм и более.

В начале нашей эры стеклоделие появилось в Риме и других городах Италии, в Греции, Галлии - территория нынешней Франции, Испании, Португалии, Германии. После падения Римской империи, расколовшейся в 395 г. н. э. на Западную, во главе с Римом, и Восточную, во главе с Константинополем, центр стеклоделия, в конце V в. переносится на Восток - в Византию. Но особого расцвета достигает стеклоделие в Венеции, куда переселилось много греческих и византийских мастеров. В X - XII вв. здесь изготовляли простейшие изделия бытового назначения и бусы, но после падения Византии с XIII в. стекольная промышленность Венеции вступает в полосу своего интенсивного развития. Расцвет искусства венецианских стеклоделов относится к XV - XVII вв., а в XVIII в. наступает период упадка из-за конкуренции с другими странами Европы.

На протяжении многих веков Венецианская республика строго охраняла секреты производства стекла. Законы, издаваемые верховным органом республики сенатом, сулили мастерам-стеклоделам не только исключительные привилегии, но и смерть за разглашение секретов стеклоделия.

В 1221 г. был издан указ о перенесении всех крупных стекольных мастерских, с целью санитарно-технических мероприятий и противопожарной безопасности, из города на остров Мурано, расположенный в Адриатическом море в 2 км от Венеции. С 1275 г. под угрозой конфискации запрещается вывоз из Венеции сырья, чтобы не дать возможности установить его состав. С начала XIV в. каждый гражданин республики, ставший стеклоделом, причислялся к привилегированным слоям общества. А в 1316 г. был издан указ, по которому дочерям мастеров-стекольщиков разрешалось выходить замуж за патрициев и их дети признавались патрициями, но в случае разглашения секретов стеклоделия они могли быть казнены. В XV в. жители острова Мурано получили свою администрацию, свой суд и свою монету. В 1445 г. острову было представлено право содержать в Венеции своего посла.         

Но, несмотря на особые привилегии, данные стеклоделам, уже с конца XIII века во многих городах Италии (Альтере, Падуе, Ферраре, Равенне и других) возникли стекольные мастерские, созданные венецианскими мастерами - перебежчиками. В XV в. такие мастерские появляются в Германии и во Франции. Для сохранения монополии в 1490 г. сенат республики отдает производство стекла под охрану Совета десяти. Издается указ о государственной измене и наказании бежавших мастеров. В нем требовалось возвращение стекольного мастера, передавшего секреты своего мастерства в другую страну. При неповиновении его родных и близких заключали в тюрьму, если же стекольщик продолжал упорствовать, посылали убийц и только после его смерти освобождали родных. Эта зверская расправа над мастерами-стеклоделами продолжалась до XVIII в.

Венеция на многие века стала единственным центром бисерного производства. Она снабжала бисером Восток и Запад, где его обменивали на золото, пряности, шелка; у народов Африки его использовали как разменную монету. Громадный сбыт бисера шел в Европу, где существовали склады бисера и устраивались бисерные ярмарки. Особенно ценился очень мелкий (диаметром 0,5 мм) и блестящий бисер. Широко применялся в рукоделии парчовый бисер, отполированный изнутри, посеребренный и позолоченный.

После открытия Америки и установления морского пути в Индию на смену стекольным мастерским приходят стекольные заводы, строящиеся в XVI - XVII вв. в Испании, Португалии, Нидерландах, Англии и во Франции. Но Венеция по-прежнему остается главным поставщиком бисера в Америку, Индию, страны Океании, Европу и Азию.

В конце XVIII в. началось изготовление бус и бисера в Германии. Сначала в области Фихтельгебирге начали изготовлять, бусы и бисер массивных сортов из непрозрачного стекла и фарфора. Их экспортировали в Россию, Азию и Африку. В начале XVIIIв. в Тюрингии было основано производство легких дутых бус из стекла, которое со временем превратилось в производство елочных украшений. Здесь изготовляли и искусственный жемчуг из стекла путем особого метода обработки чешуи рыбы - уклейки. Шлифовали бисер в Богемии (Северная Чехия), где издавна существовало производство стекла.

Как подтверждают археологические раскопки и письменные источники, начало чешского стеклоделия относится к средним векам. Техника стеклоделия проникла сюда из соседних стран, но вскоре в Чехии научились варить стекло, которое по своей чистоте, прозрачности, блеску и твердости превосходило все ранее известные изделия из стекла. Первый огонь в стекловаренной печи загорелся в 1376 г. в поселке Скленаржица, неподалеку от Яблонца. В 1548 г. в городке Мшенона-Нисе был основан первый стекольный завод, а в 1760 г. в Яблонец-на-Нисе прибыли первые иностранные купцы.

В отличие от венецианского легкоплавкого стекла, которое обрабатывалось в нагретом состоянии, чешское стекло тугоплавко. Стеклоделы Богемии создали свою технологию стекла, в состав которого ввели вместо соды, секреты изготовления которого строго соблюдали венецианцы, древесную золу - поташ. Отсюда и пошло название лесное стекло. Оно тверже, легче поддается обработке, гранению и шлифованию. Германский монах Теофил в своем знаменитом "Тракте о различных ремеслах" писал, что в X - XI вв. немецкие стеклоделы варили стекло из двух частей буковой золы и одной части хорошо промытого песка, а в XII в. использовали золу папоротника.

Особой популярностью чешское стекло пользовалось в конце XVII - начале XVIII в. Наряду с крупными изделиями здесь изготовляли бусы, искусственные драгоценные камни для вышивания, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус. Покрытый цветными эмалями, граненный богемский бисер отличался от крупного венецианского игрой света и красотой. Наибольшего расцвета бисерное производство достигло в первой четверти XIX в., когда благодаря соперничеству Венеции и Чехии мелкий бисер достиг очень большого разнообразия и по размерам, и по богатейшему подбору цветов и оттенков.

Во второй половине XIX в. были изобретены машины для изготовления бисера, благодаря чему значительно снизилась его стоимость. На смену вертикальным дискам для разрезания стеклянных трубок в 1890 г. пришел вырубной пресс  в виде гильотины, что дало возможность обрабатывать одновременно большую связку трубочек. Это способствовало распространению богемского бисера во многие страны мира. Но постепенно, в связи с упадком всевозможных рукоделий, бытовавших во многих странах на протяжении нескольких столетий, снижается и производство бисера. Исчезают мелкие сорта, уменьшается количество цветов и оттенков, бисер становится более грубым.

Родиной бисера из золота, серебра, стали и других металлов является Париж, но шлифовали его в Германии. Позже металлический и массивный стеклянный бисер штамповали и покрывали амальгамой или расплавленным оловом для получения серебристого бисера, а золотистый получали, погружая бисеринки в слабый раствор железного купороса и слабый раствор хлористого золота. Металлический бисер использовался значительно реже.

Издавна было известно стеклоделие и в нашей стране, о чем свидетельствуют раскопки древних курганов и городищ, а также письменные источники. Как пишет академик Н. Н. Качалов, "Искусство изготовления тончайшего узорочья зародилось на Поднепровье очень давно, и археологи прослеживают его развитие от первых веков нашей эры. Постепенно совершенствуясь, оно достигло чрезвычайно высокого технологического и художественного уровня в эпоху Киевской Руси. Древнекиевским ювелирам были известны секреты изготовления разноцветных эмалей, которые являются определенной категорией прозрачных легкоплавких или заглушенных стекол".

На огромных просторах бывшего Киевского государства, раскинувшегося от Черного моря до Ладожского озера и от Карпат до верхнего течения Волги, всюду на городищах, в курганах и захоронения археологи находят множество стеклянных бус, браслетов, перстней, осколков битой посуды. Недавно на территории Сумской области в захоронениях III - IV вв. найдены коралловые, сердоликовые и стеклянные бусы. Остатки стеклоплавильных мастерских с разрушенными горнами, черепками тиглей, облитых разноцветными расплавами, обломки тонкостенных сосудов из стекла, кусков эмалей и многоцветных смальт, найденные при раскопках, свидетельствуют о том, что наши предки знали стекло не только благодаря торговле со странами Востока, Азии и Византии. Уже в IX в. в Киеве существовали небольшие мастерские по изготовлению стеклянной посуды, предметов быта и украшений, мозаичных смальт и цветных эмалей. Позднее из Киева стеклоделие распространилось в Чернигов, во Владимир, в Рязань, Галич, Полоцк и другие города.

Если при раскопках курганов VIII - XI вв. встречаются стеклянные изделия из глухого цветного стекла, похожего на металл, иногда расписанные эмалевыми красками в виде простых геометрических узоров, то в XII в. для их изготовления применяли полупрозрачное стекло разных цветов. Стеклянные бусы были самые разнообразные по величине, форме, расцветке и художественной обработке. По цвету они были зеленые, синие, желтые, фиолетовые, черные, серебряные и золоченые; по форме - круглые, цилиндрические, бочонкообразные и винтообразные или биконические в виде двух усеченных конусов, сложенных своими широкими основаниями. Переливаясь на солнце, всеми цветами радуги, издавая мелодичный звон при движении, эти украшения делали женский костюм еще наряднее и красочнее.

Развитие стеклоделия на Руси надолго было прервано татаро-монгольским нашествием. Только в XVI в. началось возрождение стеклоделия в небольших сельских мастерских-гутах на западе и юго-западе страны, на Украине. Но бисер на Руси еще производить не умели. Предметы гутного стекла - простая выдувная посуда, и потешные сосуды в виде зверей и птиц, расписанных масляными красками и украшенных лепными узорами, - вывозились во многие города России и в Турцию. В начале XVII в., в 1635 г., начал работать первый русский стекольный завод  в селе Духанино, под Москвой, на котором работали и украинские мастера-гутники.

В 1668 г. строится второй, Измайловский завод, принадлежащий царю Алексею Михайловичу. Здесь изготовляли столовую и аптекарскую посуду, подсвечники и различные "потешные" (фигурные) предметы. Стекло изготовляли как бесцветное, так и окрашенное, прозрачное и заглушенное, а также хрусталь. Здесь работали немецкие, русские и венецианские мастера.

Большое внимание развития стеклоделия в России уделял Петр I. Он уничтожил пошлины на стеклянные изделия, привлекал для подготовки русских мастеров иностранных стеклоделов, посылал русских ребят за границу учиться стекольному делу и, в частности, искусству изготовления бисера. По приказу в 1705 г. на Воробьевых горах под Москвой был построен завод зеркального стекла. После смерти Петра I Воробьевский завод был переведен в Петербург и со временем стал Императорским.

На протяжении XVIII - XIX вв. в России существовали небольшие казенные и частные заводы по изготовлению всевозможных изделий из стекла, но никаких свидетельств о массовом производстве бисера нет.

На протяжении нескольких веков бисер ввозили в Россию из Венеции и Германии. В XV в. привозной бисер применялся русскими рукодельницами наравне с драгоценными камнями и жемчугом.

С увеличением бисерного рукоделия резко повысился спрос на бисер и стеклярус разных сортов и оттенков. (6, с. 5-10). Бисер применяли в основном для изготовления предметов культового значения, при дворе и среди знати. В архивных материалах встречается упоминание о покупке в 1635 г. бисера для Царицыной Мастерской Палаты, который предназначался для декора одежды шутихи. Широкого распространения бисер еще не получил.

Первые попытки наладить производство бисера и стекляруса в России относятся к XVII веку. В 1668 - 1669 гг. в подмосковном селе Измайлово началось строительство стекольного завода, который работал до 1706 г.

Большое внимание развитию отечественного стеклоделия оказывал Петр I. В 1724 г. был продан проект о приглашении в Россию различных мастеров из иностранцев, в том числе и мастеров-стекольщиков. В Италию для обучения искусству изготовления бисера посылались молодые люди. (12, с. 9-10). Если в 1748 г. только через Петербургский порт было ввезено в Россию из-за границы 472 пуда бисера и 2 пуда стекляруса, то в 1752 г. было завезено 2126 пудов бисера и 29 пудов стекляруса.

В 1752 г. М. В. Ломоносов, проводивший опыты по созданию цветного стекла, получил от сената разрешение на строительство Усть-Рудицкой фабрики под Ораниенбаумом для "делания изобретенных им разноцветных стекол и из них бисеру, пронизок и стекляруса и всяких других галантерейных вещей и уборов, чего еще в поныне в России не делают, но привозят из-за моря великое количество на многие тысячи". В 1753 г. началось строительство фабрики в Усть-Рудище под Ораниенбаумом (г. Ломоносов) близ Петербурга. Одной из основных построек была лаборатория, в которой находилось девять печей. В 1754 г. Усть-Рудицкая фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики и т. п. Стеклярусом, изготовленным на этой фабрике, был отделан стеклярусный кабинет Китайского дворца в Ораниенбауме. В 1766 г. фабрика перестала выпускать продукцию. В1765 г., после смерти М. В. Ломоносова, фабрика закрылась, просуществовав всего 10 лет.

В своем стихотворении "Письмо о пользе стекла" М. В. Ломоносов писал:

                   Так в бисере стекло, подобяся жемчугу,

                              Любимо по всему земному ходит кругу.

                              Им красится народ в полуночных степях,

                              Им красится Арап на южных берегах...

 За годы работы фабрики в Усть-Рудице выпустила немного бисера, большинство работ того времени выполнено из привозного бисера.

В дальнейшем фабричным производством бисера в России не занимались.

В конце XVIII - начале XX в., в расцвет бисерного рукоделия во многих странах мира и в России, наряду с привозным использовался бисер, изготовляемый в небольших кустарных мастерских Киевской, Московской, Казанской и других губерний для нужд местных ювелиров, ремесленников и рукодельниц.

В наше время, как и много лет назад, основным поставщиком бисера в страны Европы и Азии остается Чехия. Внешнеторговое объединение "Яблонэкс" экспортирует бисер и всевозможные украшения из него более чем в 100 стран мира. В последнее время производство бисера налажено в Японии и на Тайване.

2. 2. Виды бисероплетения

        Раньше существовало много способов изготовления бисерных изделий. В настоящее время наиболее распространенными являются три: плетение, низание и ткачество. Мы рассмотрим несколько способов изготовления: плетение, низание, комбинирование, вышивание, вязание и тканье.

Если говорить о сложности технологии, то трудно сказать, какая из них проще, какая сложнее, так как в той и другой технологиях встречаются и простые и сложные изделия.

Плетение.

Плетением называется техника изготовления бисерных изделий, при которой в работе участвуют оба конца нити или проволоки и бисерины набирают на оба конца. Работа может вестись двумя, четырьмя, шестью и т. д. концами, но это всегда четное число, при этом нити используются не одинарные, а парные: четыре конца - две пары нитей. В этой технике выполняются браслеты, цепочки, пояса, декоративные вещи. Изделия могут быть плотными и ажурными, смешанными и однородными, но они всегда состоят из отдельных простейших цепочек, которые соединены между собой тем или иным способом. (12, с.44-45). Работа получается двусторонней. Иногда таким приемом сплетались большие полотна, чаше же плелись узкие полоски в несколько бисеринок.

Редкие образы ткачества бисером позволяют предположить существование особых небольших ткацких станочков. Такие работы тоже двусторонние, но они более гладкие и ровные, чем сплетенные вручную.(9, с. 96).

Низание.

Низание - одна из технологий бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один конец нити и только этим концом ведут дальнейшее переплетение. Второй конец нити в работе не участвует. В технике низания можно выполнять узкие и широкие, плотные и ажурные изделия: колье, ожерелья, воротники, кулоны, цепочки. Существует несколько способов низания бисерных изделий.

Продольное низание - низание изделий в длину. Выбирают нужную длину изделия и выполняют его на эту длину, а затем, если надо, увеличивают изделие в ширину. Этим способом хорошо низать цепочки и некоторые ожерелья.

Поперечное низание - наиболее широко используемый способ. Сначала выбирают желаемую ширину изделия, а далее низят его в длину при постоянной ширине. Иногда ширина может меняться на протяжении всей длины изделия. Обычно этим способом низят воротники и ожерелья. Изделия имеют вид сетки, состоящей из ромбов.

Угловое низание - используется, когда хотят получить изделие или его элемент в виде уголка. Обычно сначала выполняют одну половину изделия, затем работу переворачивают и вторую половину низят как в зеркальном отражении. Этот способ особенно подходит для низания кулонов, иногда - колье.

Круговое низание - элементы изделия нижутся по кругу и в готовом виде имеют форму круга. В процессе низания элементы соединяются между собой, образуя разные по форме части изделия: ромбы, цветы, большой круг. Из этих частей в дальнейшем могут получиться кулоны, колье, ожерелья.(12, с.131-132).

Низание в крестик - наиболее распространенная техника низания цепочек разной ширины в виде густой сетки с крестообразным расположением бисеринок.

Мозаика - нанизывание бисеринок в каждом ряду в шахматном порядке, то есть через одну.

Комбинирование.

Комбинированные изделия из бисера выполняются в смешанной технике. Это могут быть украшения, в которых одна часть сделана в технике плетения, а другая – в технике низания (ожерелье, кулон, колье). Комбинированным будет и такое украшение, в котором сочетаются плоские и объемные части, причем плоские части могут быть выполнены в разных техниках.

Вышивание.

Для вышивания нужны пяльцы. Их конструкция не требует особых изменений для бисера. Иглы пригодятся как обычные (для крупного бисера – с широким внутренним канальцем), так и особые, без утолщения для ушка, но длинные, тонкие. В том случае, когда мастерицы работали с очень мелким бисером и не имели специальных игл, то использовали расщепленную с одного конца щетину. Основой для вышивки могла служить любая ткань. Когда вся поверхность расшивалась бисером, то обычно применяли холст. С 20-х годов XIX века его часто заменяла тканная канва, а с конца 30-х годов использовалась канва бумажная, особая перфорированная плотная бумага. Нити для вышивания брали прочные и ровные, главным образом льняные.

Вязание.

Для этого популярного вида бисерного рукоделия использовали обычные спицы или специальные, с небольшой бородкой, крючки. Чтобы все бисеринки в готовом изделии оказались на лицевой стороне, применяли особые захваты. Вязали обыкновенно плоские круглые детали или цилиндры. Для вывязывания сложного многоцветного рисунка прежде всего необходимо набрать бисеринки на нить, рассчитывая таким образом цвета, чтобы получилось требуемое изображение.

Образцы для вышивания и вязания с расчетом цветов (разбитые на клетки раскрашенные гравюры) выпускались отдельными листами или целыми альбомами. В XIX веке они распространились по всей Европе из Вены, Парижа, Берлина. Этим объясняется известное иконографическое единообразие европейских бисерных работ. Но русским мастерицам предложенные образы служили не только для точного воспроизведения, сколько для составления различных вариантов композиции. Если появлялась необходимость вязать или вышить какую-нибудь надпись, то приходилось весь расчет этой части работы делать самостоятельно.

  1. 3. Украшения из бисера

Бисерное рукоделие пришло к нам как плетение, ткачество, вышивание и другие ремесла из глубин истории, передаваясь из поколения в поколение.

Изделия, снизанные из мелких бус и бисера, известны еще в Древнем Египте и Индии, до сих пор украшают одежду народов Ближнего и Дальнего Востока, Африки и Индии, Американского континента и островов Тихого океана (Океания), Европы и Азии. Это эфиопские чале, индийские мала и хар, кубинские кояр и гаргантыя, ангольские миссанга, болгарские, румынские и молдавские гарданы и згарды, украинские герданы и сылянки, словацкие нагрделники, русские гайтаны, цепочки и ожерелки, белорусские пляцёнки и горлячки, таджикские гулубанд и фарал, узбекские зебигардан, литовские каролинес и многие другие украшения. Разнообразные по форме, названиям, орнаментации, колориту, композиции и технике исполнения, они свидетельствуют о природном национальном таланте, художественном вкусе и мастерстве многих умельцев разных стран.

Носили украшения в разных странах по-разному: по одному или несколько одновременно, каждый день или только в праздники, с детства и до старости или только в молодые годы. Во многих районах, где изготовляли украшения, они были неотъемлемой частью не только женского, но и мужского костюма.

На территории нашей страны изделия из стекла, бусы и бисер были известны у народов, населявших ее еще в VI – V вв. до н. э. Уже тогда украшали вышивкой бисером одежду и обувь, предметы женского туалета скифы и сарматы, а в начале нашей эры – древние славяне. Во времена Киевской Руси IX – XII вв. женщины и дети носили украшения в виде стеклянных бус и браслетов разной формы и цвета.

Начиная с XV в. для изготовления церковных одежд и утвари, предметов для царского двора рукодельницы начали широко использовать венецианский бисер, соединяя его с драгоценными камнями и русским жемчугом, добываемым более чем в двухстах водоемах Российского государства. (6, с.3-4).

Уже в средневековье русские мастерицы любили расшивать бисером праздничную одежду. В XVIII столетии цветное стекло вообще становится одним из любимейших материалов в прикладном искусстве России. В моду входят изделия, поверхность которых сплошь покрыта стеклянным набором. Особое распространение этот стиль получил в годы царствования Елизаветы Петровны (1741 – 1761). Вышивали бисером, привезенным из Венеции и Богемии, а также отечественным, изготовленным по рецептам М. В. Ломоносова на фабрике в Усть-Рудице под Санкт-Петербургом. Кстати, неподалеку оттуда, в Ораниенбауме, в знаменитом Китайском дворце есть даже Стеклянный кабинет, стены которого украшены гобеленами из стекляруса. Вся работа была выполнена русскими вышивальщицами. Подобным образом украшались в XVIII веке интерьеры других дворцов. Из русского и привозного жемчуга украшения для знати и зажиточных крестьянок Русского Севера, бисер стали применять в домашних рукоделиях и украшении народного костюма.

Крупный бисер молочно-белого стекла, а также черного, тускло-зеленого, желтого цветов послужил материалом для изделий конца XVIII века. В технике плетения выполнены бытовые предметы небольших размеров. Двусторонняя ажурная сетка могла покрывать поверхность любого предмета, независимо от сложности его формы. Орнамент ажурных салфеток и чехлов включает мотивы, характерные для народных вышивок, кружев, резьбы. Это – солярные знаки, цветы, геометрические композиции, геральдические орлы, птицы. В XVIII веке в большом почете был фарфор. В изделиях, расшитых бисером, ощущается порой подражание фарфору – на белом фоне прекрасно «читаются» стилизованные фигуры.

На рубеже XVIII – XIX столетий бисер становится популярным материалом для домашнего рукоделия. Увлечение, захватившее сначала высшие слои российского дворянства, распространилось вскоре очень широко и по дворянским усадьбам. Вышивали бисером не только женщины, но и некоторые мужчины. (9, с.94).

Большого расцвета изготовление бисерных украшений достигло в конце XIX – начале XX в. в юго-восточной части России, у народов Поволжья и Приуралья, Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, Средней Азии и Закавказья, в отдельных районах Беларуси, Литвы, Украины.

Женщины и девушки низали ажурные воротники и длинные ленты подвесок, косоплеты и косники, пояса и сережки, украшали головные уборы бахромой и позатыленями. Разные по форме и размерам, орнаментальным мотивам и колориту, эти украшения придавали праздничность одежде, раскрывали неповторимый талант, вкус и мастерство их создателей – тысяч неизвестных самобытных мастериц. (6, с.4).

Домашнее времяпрепровождение женщины из привилегированного сословия обычно исключало праздность. Все вышитое шло в дом или же для подарков и благочестивых вкладов. Такой патриархальный уклад сохранялся в большинстве случаев и в начале XIX века. Занятость женщин домашним рукоделием приветствовалась и поддерживалась церковью.

Были труженицы, которые затевали работу на несколько лет. Так, в одной частной московской коллекции есть стол, вышитая бисером столешница которого задавалась княгиней Софьей Засекиной в течение шести с лишним лет. Она делала эту вышивку в подарок брату. В собрании Государственного Исторического музея хранится комплект обивки для дивана, стола и стульев, сплошь расшитой по холсту мелким бисером. На опалово-серебристом фоне размещены крупные букеты и цветочные гирлянды. Этот комплект соответствует описанию другого, находившегося в начале XIX века в имении графа С. Тарановского в селе Качановке Черниговской губернии. Столетие спустя наследник графа указывал на расшитую бисером обивку как на работу качановских крепостных. Вышивка из Исторического музея исполнена не профессионально: ее изнанка, где перепутаны нити, выдает работу «для себя».

Крупные по размерам изделия – большая редкость. Обычный ассортимент того времени – бытовые вещицы: кошельки и сумочки, туфли, шапочки-скуфейки и пояса, чубуки для трубок, кисеты и табачницы, самые разнообразные чехольчики. Они создавались для подарка близкому человеку или просто знакомому из своего круга.

В XIX веке техника шитья «в прикреп» претерпела некоторые изменения. Снизки бисера стали набираться из бусинок разного цвета по счету, но для упрощения работы делались недлинными – на один ряд и нашивались на основу строго параллельными рядами, один над другим, параллельно кромке изделия. Стежки в лучших изделиях самого мелкого бисера совпадали с переплетением нитей холста, и на изнанке следы работы совсем незаметны. Но чаще стежки делались с большим интервалом, и оборот такой вышивки по холсту похож на редкую канву. Лицевая же сторона вышивки или вязания того времени – подлинная мозаика.

Изделия начала XIX века выдержаны в стиле ампир. Фон вокруг изображений – белый или серебристый (схожий с фарфором или хрустальным бесцветным стеклом), очень редко – черный. Растительные или геометрические мотивы или сюжетные композиции размещались по такому фону в виде бордюров или медальонов (точно также декорировался современный им фарфор, оставшийся самым модным материалом). Иногда орнамент бисерной работы на предметах дамского костюма повторяют орнаменты на тканях и шалях. (9, с. 94-95).

Изготовляли украшения, нанизывая на одну и более нитей (иногда до 30), вручную и ткали на специальном станке с нитяной основой. Набирали бисеринки на суровую вощеную нитку, конский волос или тоненькую проволоку. Переплетая нити с нанизанными по счету бисеринками, мастерицы создавали яркие, красочные узоры, чередуя геометрические, стилизованные или зооморфные орнаменты.

Рисунки для украшений мастерицы придумывали сами и заимствовали из узоров тканных, плетенных и вышитых изделий. (12, с. 4).

Сюжеты были самыми разными. Самым популярным мотивом были цветы, отдельные цветки или веточки, собранные в букеты, веники и гирлянды. Ценили не только богатые декоративные возможности цветочного орнамента, иногда он нес смысловую нагрузку. Цветы могли служить своеобразным шифром. Из первых букв их названий (чаще всего – французских) складывались слова посланий и имена. Кроме того, многие растения считались символами определенных понятий, человеческих свойств и чувств. Роза – любовь, плющ – вечность, незабудка – долгая память, лилия – чистота и невинность.

Всевозможные символы из арсенала классического искусства были очень популярны в начале XIX века. Амуры, голубки, сердца, алтари, ключи, якоря украшают многие вещицы, создательницы которых стремились подчеркнуть таким выбором сюжета особое значение своего подарка, намекнуть на свои чувства.

Большое место в бисерных сюжетах того времени занимают охотничьи сцены и связанные с ними изображение собак, дичи и других животных. Дети, их игры и досуг взрослых также нашли отражение в изделиях мастериц.

Анонимные «милые соседки» создали прекрасные камерные произведения, лишь малая их толика дошла до наших дней и сохраняется в музейных и частных коллекциях. Период наивысшего расцвета «бисерного рукоделия» – первая половина XIX века по праву может быть названа «золотым веком» русского бисера.

В конце первой трети XIX века колорит бисерных работ меняется. Голубой цвет заменяет популярные прежде бело-серебристые тона. Часто и вовсе бисер при создании фона изображения заменяется другими материалами для вышивки или тонируется краской. При вязании чередуются бисерные и нитяные фрагменты.

К середине XIX века занятие, некогда столь популярное, становится уделом жителей патриархальной провинции или «бабушек», на усердные и кропотливые рукоделия которых «внучки» глядят с недоумением. Некоторое распространение бисер получает в городском ремесле: небольшие вышивки поставлялись рукодельницами-надомницами  в мастерские,  делавшие альбомы, шкатулки и тому подобные предметы. Бисер в эти годы сочетался с вышиванием синелью, гарусом, бусами, искусственным жемчугом. (9, с. 95-96).

В местных названиях бисерных украшений нет четкого разграничения. Очень часто одинаковые по форме и назначению изделия имеют множество местных названий, которые возникли от способов изготовления, расположения украшения в костюме, орнаментальных мотивов.

Шейное украшение из бисера в виде ажурного воротника разной ширины украшало женскую рубаху. Такие украшения из очень крупного бисера, снизанные сеткой с большими ячейками в виде ромбов или квадратов, в России называли борода, жерелок, подшейник, подгорлок, ошейник, зажельник, разметка и т. п.

Нагрудное украшение в виде кольца из тканой или ажурной ленты из бисера разной ширины и длины с концами, соединенными в медальон, называется гайтан (в переводе с древнегреческого и древне латинского – плетешок, тесьма, шнурок), итан, чопка, королеска, сетка, чапочка. На гайтане-шнурке носили нательный крест, гайтан-плетешок украшали монетами, ракушками, большими бусинами.

Узенькие полоски из бисера для украшения шеи и головных уборов назвали цепочка. Круглые объемные шнуры – жгут или круглая цепочка. В праздники носили наручные украшения – заручья и браслеты.      

В Беларуси женские украшения из бисера в виде узкой узорной ленты, плотно прилегающей к шее, и закругленных воротников были известны в Гродненской и Гомельской губерниях. Их называли пляценка – от способа изготовления и горлячка – от места ношения на шее. В наши дни они популярны в селе Неглюбка Ветковского района Гомельской области.

Еще в XVII в. литовские мастерицы плели из бисера воротники и узкие полоски каролинес, которыми женщины украшали налобники шапочек и платки, а молодые девушки надевали их на голову. Такие украшения были распространены на юго-востоке Литвы.

Украшения в виде нагрудников, шнуров, цепочек различной формы из бус, бисера, монет и раковин каури были распространены у многих народов Поволжья и Приуралья: чувашей, марийцев, удмуртов, татар, башкир. Особенно красочны и разнообразны бисерные украшения мордовских женщин. Они украшали головные уборы вышивкой бусами и бисером, металлическими бляшками, сетками поднизей, налобников и позатыленей. Нагрудные украшения в виде больших круглых воротников из крупного бисера разноцветных орнаментов называли цифкс, тифкс, крганьпирф, комбоне и др. Интересными и красочными были поясные украшения пулай, пулагай, дополненные длинными нитками разноцветного бисера. Из бисера плели накосники, ушные подвески пилекс-оргя, длинные цепочки гайтанов – крьоскольне, круглые шнуры.

Искусство низания украшения из мелких бус и бисера сохранилось у местного населения Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, отдельных районов Средней Азии и Закавказья.

На Украине украшения из бисера герданы (от тюркского гардан, герден – шея) и сылянки (от украинского сылыты, сыляты – низать, нанизывать) наиболее популярны в западных областях республики – Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской, Черновицкой и в отдельных районах Тернопольской и Хмельницкой. В отличие от русских украшений из крупного бисера украинские плели и низали из очень мелкого и непрозрачного, так и прозрачного бисера ярких цветов. Орнаменты бисерных украшений перекликались с узорами вышивок и тканых изделий.

Крестьянские украшения из бисера многих народов Российской державы благодаря красоте и разнообразию форм в конце прошлого и в начале нашего века были известны за пределами Родины. Они экспонировались на международных выставках и ярмарках, продавались в магазинах кустарных промыслов Австрии, Англии, Америки, Германии, Франции и других стран. На наших образцах обучались в рукодельных школах Европы.

В начале нашего века художественные изделия из бисера, очень разные по своему назначению, форме, размерам, цветовым сочетаниям, пользовались большой популярностью и у городского населения. Наряду с открывшимися в конце XIX в. в селах кустарными мастерскими кадры бисерщиц начали готовить в Петербургской школе народного искусства и школах художественных рукоделий многих губерний России.

После революции, во время гражданской войны 1917-1922 гг. перестали существовать многие рукодельные мастерские и школы бисерщиц, но любовь к бисерным украшениям и умение их создавать сохранилось у многих народов и до настоящего времени. В предвоенные и послевоенные годы увлекались вышиванием бисером и стеклярусом платьев, сумочек, кошельков, а в 70-е годы стало возрождаться низание.

Сегодня полузабытое искусство изготовления бисерных украшений обрело новую жизнь. Следуя народным традициям, многие мастера создают украшения новых форм, узоров, расцветок. Изготовленные ими современные украшения из бисера и стекляруса, как и старинные, прекрасно сочетаются с одеждой, дополняя  и украшая ее. Это длинные полосы гайтанов и герданов, похожие на кружева ажурной сетки воротников, узкие полоски шейных украшений, витые объемные шнуры, разнообразные цепочки, пояса, браслеты, сережки, брелки к платьям-сарафанам, налобные повязки и многие другие. (12, с. 4-5).

2. 4. Символика в бисероплетении

        «Что такое цвет?» – этот вопрос занимал еще Аристотеля. Только в течение последних 300 лет появилась возможность получить на него ответ: «Цвет – это ощущение, возникающее в мозгу в ответ на свет, попадающий на сетчатку глаза». Установлено, что нормальный человеческий глаз может различить около 200 цветовых тонов. Что же такое цветовой тон?

Все цвета, существующие в природе, можно различить на две группы:  хроматические, т. е. цветные, имеющие цветовой оттенок, и ахроматические – бесцветные.

К хроматическим относятся все цвета солнечного спектра: красный, оранжевый, зеленый, желтый, голубой, синий, фиолетовый. Среди них выделяют три основных: красный, желтый и синий. Их называют основными, поскольку их нельзя получить при смешении других цветов, а смешивая два основных цвета друг с другом, получают так называемые составные цвета: оранжевый (желтый с красным), фиолетовый (красный с синим) и зеленый (желтый с синим).

Все хроматические цвета можно расположить по кругу. Такой круг называют цветовым. Самый простой цветовой круг состоит из шести цветов: три основных и три составных (рис. 1, а). Более распространенным является цветовой круг, состоящий из 12 цветов (рис. 1, а). Цвета, находящиеся на противоположных сторонах круга, называют взаимодополняющими. Они наиболее гармоничны. Если цвета, составляющую пару, смешать, то получится серый цвет, т. е. эти цвета уничтожат цветовые оттенки друг друга.

а                                                    б

                                                                Зеленый           Желто-зеленый

                                                           

         Голубо-                                        Желтый

                                                         зеленый

        Сине-                                        Оранжевый

                                                       голубой

                                           киноварно-

Синий                                             красный                                                              кра          

                                                        Голубо-                                     Карминно-

           фиолетовый                           красный                  

            Пурпурно-         Пурпурный

          фиолетовый  

Рис. 1. Цветовой круг.

Хроматические цвета делятся на теплые и холодные, легкие и тяжелые. К теплым относятся все цвета, напоминающие огонь, солнце, -  это желтый, красный, оранжевый и их оттенки. К холодным относятся цвета сене-зелено-фиолетовой части цветового круга. Самый теплый цвет – красный; самый холодный – синий. Красно-фиолетовые и желто-зеленые тона как пограничные между теплой и холодной частями цветового круга могут относится как к тем, так и к другим, в зависимости от оттенка.

К легким цветам относятся цвета, создающие ощущение легкости. Это желто-зеленая часть цветового круга. Тяжелые цвета создают ощущение тяжести – это красно-синяя часть цветового круга.

Ахроматические цвета – черный, серый и белый. Их называют нейтральными, они не имеют ярко выраженных признаков.

Хроматические цвета характеризуются тремя свойствами: светлотой, цветовым тоном и насыщенностью.

Светлота – стремление цвета к белому или черному. Это светлые и темные тона. Один  и тот же цвет может быть и светлым, и темным, например, основной цвет синий при стремлению к белому становится голубым, а при стремлении к черному – темно-синим. Среди цветов цветового круга самый светлый – желтый, самый темный – фиолетовый.

Цветовой тон – название цвета, который характеризуется длиной волны. Это отношение цвета к его оттенкам. Разницу в цветовом тоне одного и того же цвета можно обнаружить, смешивая краски (или по цветовому кругу).

Насыщенность – степень отличия хроматического цвета от равного по светлоте ахроматического цвета, степень яркости, которая может изменяться в зависимости от наличия в цвете серого цвета. Чем больше хроматический цвет отличается от серого, тем он насыщенней. Наиболее чистыми и насыщенными являются цвета спектра. Ахроматические цвета характеризуются только светлотой.

Чтобы получить красивые изделия из бисера, надо знать возможности сочетаемости цветов. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов. Теплые тона выигрывают рядом с темными. Если надо заставить «заиграть» тот или иной цвет, его берут в окружении менее ярких. Ахроматические цвета хорошо сочетаются между собой и с другими цветами. Сочетаются цвета и оттенки с разной степенью насыщенности (одноцветная гармония). Два-три близких по тональности цвета (розовый – красный – малиновый). Цвета, расположенные рядом в цветовом круге (желтый и желто-зеленый, синий и сине-зеленый – аналогичная гармония), дополнительные цвета (контрастные).

Часто в одном изделии используют несколько цветов. Правильно подобрать их сочетания поможет таблица сочетаемости цветов (табл. 1), составленная на основе цветового круга, включающего 12 цветов.

Сочетаемость цветов

Таблица №1

       

Цвет

Парный

цвет

Тройное

сочетание

Сочетание

четырех

цветов

Пурпурный

Зеленый

Желтый, сине-голубой

Оранжевый, зеленый, синий

Карминно-красный

Голубо-зеленый

Желто-зеленый, синий

Желтый, голубо-зеленый, голубо-фиолетовый

Киноварно-красный

Сине-голубой

Зеленый, голубо-фиолетовый

Желто-зеленый, сине-голубой, пурпурно-фиолетовый

Оранжевый

Синий

Голубо-зеленый, пурпурно-фиолетовый

Зеленый, синий, пурпурный

Желтый

Голубо-фиолетовый

Сине-голубой, пурпурный

Голубо-зеленый, голубо-фиолетовый, карминно-красный

Желто-зеленый

Пурпурно-фиолетовый

Синий, карминно-красный

Сине-голубой, пурпурно-фиолетовый, киноварно-красный

Зеленый

Пурпурный

Голубо-фиолетовый, киноварно-красный

Синий, пурпурный, оранжевый

Голубо-зеленый

Карминно-красный

Пурпурно-фиолетовый, оранжевый

Голубо-фиолетовый, карминно-красный, желтый

Сине-голубой

Киноварно-красный

Пурпурный, желтый

Пурпурно-фиолетовый, киноварно-красный, желто-зеленый

Синий

Оранжевый

Карминно-красный, желто-зеленый

Пурпурный, оранжевый, зеленый

Голубо-фиолетовый

Желтый

Киноварно-красный, зеленый

Карминно-красный, желтый, голубо-зеленый

Пурпурно-фиолетовый

Желто-зеленый

Оранжевый, голубо-зеленый

Киноварно-красный, желто-зеленый, сине-голубой

   Очень важна последовательность подбора цвета бисера для изделия. Это связано с тем, что ощущение цвета во многом субъективно и зависит от ранее увиденных цветов. Какой цвет вы увидите, если проведете взгляд с одного цвета на другой, видно из табл. 2.

Таблица №2

Ощущение цвета при переводе взгляда с одной поверхности на другую

Цвет поверхности, с которой переносится взгляд

Цвет поверхности, на которую переносится взгляд

красный

желтый

зеленый

синий

фиолетовый

белый

Красный

Грязно-красный

Зелено-желтый

Зеленый

Голубой

Синий

Изумруд-ный

Желтый

Пурпурный

Серо-желтый

Голубо-зеленый

Синий

Фиолетовый

Фиолето-вый

Зеленый

Красный

Оранжевый

Зеленый

Фиолето-вый

Пурпурный

Красный

Синий

Оранжевый

Зеленый

Желто-зеленый

Синий

Красный

Оранже-вый

Фиолето-вый

Оранжевый

Желтый

Желто-зеленый

Голубо-синий

Фиолетовый

Зелено-желтый

 

Каждому человеку нравятся определенные цвета и сочетания. Склонность к тому или иному цвету зависит от времени суток, погоды, настроения человека и других факторов. Уже упоминалось о том, что, по верованиям многих народов, каждый цвет и сочетание нескольких цветов имели самостоятельное определенное значение. Установлено, что с помощью цвета или комбинаций цветов можно даже лечить человека. Такое влияние цвета назвали цветотерапией. Цвета и их сочетания являются для них не просто украшением, но и своеобразным магическим оберегом, а также способом самовыражения, языком, понятным только посвященным. Разные цвета могут создавать разное настроение:

белый – создает ощущение пустоты, бездонного пространства, может раздражать и утомлять;

серый – успокаивает, этот цвет является символом отречения от мирской суеты, символом духовной мудрости;

черный – подавляет, страшит, угнетает, но в малом количестве помогает сосредоточиться; черный цвет – символ утонченной элегантности;

красный – вызывает сильные эмоциональные реакции, возбуждает, учащает пульс, повышает давление, изменяет ритм дыхания, стимулирует работу мозга, воодушевляет на сиюминутные действия, однако в большом количестве быстро утомляет, особенно глаза;

розовый – возбуждает в меньшей степени, чем красный, способен стимулировать на реальные результаты;

оранжевый – «опасный» цвет, он возбуждает, ускоряет пульсацию в крови, в малых количествах согревает и одухотворяет, но нужна строгая его дозировка;

желтый – самый «веселый» цвет. Он поднимает настроение, стимулирует деятельность нервной системы, склоняет к фантазированию, мечтательности;

зеленый – успокаивает, дает ощущение свежести, снижает чувствительность к шуму, сосредотачивает, понижает действие сильного солнца, регулирует давление, особенно глазное;

синий – успокаивает, стабилизирует давление, не утомляет, вызывает желание пофилософствовать, отдохнуть, погрустить, помечтать, снижает умственное напряжение;

голубой – создает ощущение прохлады, настроение безмятежности, покоя, удовлетворения;

фиолетовый – цвет печали и мистики, вызывает внутреннее возбуждение;

коричневый (получают смешением оранжевого и черного) – цвет уюта, комфорта, создает чувство защищенности, лучшее влияние оказывает при использовании в небольших количествах, при избытке коричневый цвет вызывает вялость, апатичность, инертность; (12, с. 24-32);

красный – огонь, кровь, любовь;

оранжевый – огонь, сопричастность к антивоенному движению (пацифизм);

черный – траур, смерть, внутренняя свобода;

белый – ясность, чистота, девственность, постижение истины, тяготение к добру;

коричневый – смерть, ощущение пустоты, слияние с землей;

фиолетовый – склонность к нервным болезням, дружба, мечтательность;

синий – «Beatles», джинсовый стиль, умиротворение, спокойствие;

голубой – склонность к суициду, мудрость, умиротворение, безграничность, небо, вода, надежда;

зеленый – надежда, душевное равновесие, умиротворенность;

желтый – склонность к психическим болезням, опустошение, грусть, вера в лучшее, солнце;

белый - черный –   рождение-смерть;

черный - зеленый –  отрицательное отношение к наркотикам;

белый -красный –   свободная любовь;

красный-зеленый – любовь к песне «Strawberry Fields forever» (из репертуара группы «Beatles»);

красный -синий –   сопричастность к антивоенному движению (пацифизм);

красный -желтый –   сильная или сумасшедшая любовь;

голубой -желтый –   солнце на небе или небо и солнце;

фиолетовый -желтый – склонность к психическим болезням, помешательство;

голубой -золотистый –   уход в нирвану, поклонение нирване;

белый-красный-синий –  тяготение к спиртному;

белый-оранжевый-зеленый –  символ культуры хипии.(1,с. 240-241).

       

     

     

                   

  1. Пояс

3. 1. Виды пояса и его назначение

Пояс! Этот мотив в одежде с удивительным постоянством прослеживается в разных эпохах, на любых географических широтах, у многих народов и на различных социальных уровнях. Римлянину разрешалось распоясаться (в буквальном смысле) только в особых случаях: при погребениях или в дни религиозных праздников. Обычно же отсутствие пояса расценивалось как забвение обычаев и варварская неотесанность. Уважение традиций было одно из главных гражданских доблестей древних римлян.

Средневековые одежды (часто в ущерб практическому смыслу) усилили поясную символику как выражение благосостояния и почтенности. Женщинам сомнительных занятий все еще было запрещено носить пояса. Пояса нередко были семейной реликвией и передавались из рода в род.

Мода бургундцев (XV век превратила пояса в подобие сумочек и патронташей: к поясам пристегивали колокольчики и кошельки, а спустя лет сто – еще и зеркала.

В XVII – XVIII веках Европа остывает к поясам и, казалось, навсегда. Но не тут-то было: моды времени Директории и стиль ампир (конец XVIII – начало XIX века) возродили их. А после первой мировой войны пояс становился органическим элементом дамской одежды. У мужчин же он определяется, помимо всего прочего, спортивной направленностью образа жизни.

        Весьма интересна роль пояса в народной жизни. Русский крестьянин считал зазорным ходить без пояса. Снять с человека пояс значило обесчестить его. Про того, кто не сдержал себя, распустился, говорили (и говорят сейчас): «распоясался». Повинуясь старинному обычаю, пояс непременно снимали,  когда гадали.

        Пояс дарили новорожденному. Человека подпоясывали, провожая в последний путь. Девочек опоясывали сразу после крещения…

        Из поколения в поколение деревенские девушки дарили своим возлюбленным пояса с вышитыми на них дорогими именами, наставлениями, молитвами. (3, с. 94).

Т. М. Разина пишет о весьма распространенном обычае ткать пояса с дарственными надписями и приводит, например, такую: «Радость ты моя навеки и ты милый мой и меня не забудь, другую не люби, меня в печаль не приведи. Сей поясок принадлежит к деревне Натолстик крестьянской дочери Елене Кузьминичне». «Этот поясок, - отмечает Т. М. Разина – подарила девушка молодому человеку, который хранил его всю жизнь и на склоне лет не хотел с ним расставаться». (10, с. 87).

Д. К. Зеленин пишет, что, по поверью, пояс увеличивал силу мужчин, «красный пояс, подаренный женою мужу, охранял его от лихого глаза, наговора и чужих жен». (8, с. 122). Пояс стягивал и защищал мышцы живота при тяжелой физической работе, делал одежду подтянутой, нередко служил для хранения необходимых вещей: топора, кнутовища, дорожного ножа. К поясу подвешивались кожаная сумка «калита» или «мошна», гребешок, кисет. Пояс играл существенную роль при совершении различных церемоний, например, на свадьбах им соединяли руки новобрачных. Невеста готовила к свадьбе подарок жениху и поезжанам до 20 поясов. «Брачная символика развязанного пояса в свадьбе и фольклоре дополнялся погребальным обычаем не перепоясывать умершего (развязывать на нем пояс), если оставшимся из супругов еще может вступить в новый брак, и молодых людей, умерших неженатыми». (2, с. 87).

Обычно молодые мужчины подпоясывались по талии, а пожилые, чтобы подчеркнуть дородность, - по бедрам. В целом силуэт мужского костюма, в отличие от женского, не скрывал, а подчеркивал места членения фигуры. (5, с. 83-84).

Славянские женщины носили тканые и вязаные пояса. Они почти не сохранились в земле, поэтому археологи очень долго считали, что женские  одежды не подпоясывались вообще.

А вот ремесленные пояса с самой древней поры были одним из важнейших символов мужского престижа – женщины не носили ни когда. Не забудем , что практически каждый свободный взрослый мужчина потенциально был воином, а именно пояс считался едва ли не главным знаком воинского достоинства. В Западной Европе полноправного рыцаря называли «опоясанным», пояс входил в рыцарские атрибуты наравне со шпорами. А на Руси бытовало выражение «лишить (отрешить) пояса», что значило «лишить воинского звания». Любопытно, что позже его применяли не только к провинившимся воинам, но и к священникам, которых лишили сана.

Пояс ещё называли «опояской» или «поясницей». Мужской кожаный пояс обычно был в ширину 1,5-2 см, имел  металлическую пряжку и наконечник, а иногда его сплошь покрывали узорными бляшками – по ним-то и удавалось восстановить строение ремня. Мужчина-славянин не успел ещё превратиться в забитого крестьянина позднейших времен, подпоясывавшегося мочальной верёвкой. Это гордый, полный достоинства человек, защитник своей семьи, и весь его облик, в первую очередь пояс, должен был о том говорить.

Интересно, что поясные наборы «мирных» мужчин менялись от племени к племени: например, вятичи предпочитали лировидные пряжки. А вот ремни профессиональных воинов – членов дружин – были тогда почти одинаковы по всей Восточной Европе. Учёные видят в этом свидетельство широкой связи между народами и определенной схожести воинских обычаев разных племён, есть даже термин – «дружинная культура».

Особой славой пользовались пояса из кожи дикого тура. Полоску кожи для такого пояса старались добыть прямо на охоте, когда зверь уже получил смертельную рану, но ещё не испустил дух. Надо думать, эти пояса являлись порядочной редкостью, очень уж опасны были могучие и бесстрашные лесные быки. Вряд ли мы ошибёмся, предположив, что именно из турьей кожи делались воинские пояса, ведь охоту на тура приравнивали к поединку с вооруженным врагом, и, может быть, тур, посвящённый Богу Грозы, был своеобразным воинским «тотемом». Впрочем, существовало поверье, что такие пояса хорошо помогали роженицам. Кстати, рожающая Богиня изображена на бляшках пояса, найденного вместе с древностями одного из финно-угорских народов – соседей славян. Учёные считают, что этот ремень имел ритуальное назначение. Следует, однако, учесть, что ритуальным смыслом обладали буквально все предметы воинского снаряжения. А о том, как соотносились и перекликались символы женственности и мужества.

И мужчины, и женщины привешивали к поясам множество подручных предметов: ножи в ножнах, кресала, ключи. В Скандинавии связка ключей у пояса своего рода символ власти домовитой хозяйки, а славянским и финским женщинам непременным атрибутом казался игольник – маленький футляр для иголок. Не была редкостью и поясная сумочка (мешочек) для разной мелочи, называлась она «карман». Историки пишут, пришивать (или пристёгивать) карманы прямо к одежде начали гораздо позже. А вот теперь поясные сумочки-карманы, удобные и незаметные под верхней одеждой вернулись в наш обиход.

…Когда хоронили умершего, пояс обычно расстегивали, чтобы не мешать душе окончательно покинуть тело и отправиться в загробное путешествие. Если не сделать этого, мёртвый, считалось, не обретал покоя и мог, чего доброго, повадиться вставать по ночам! (11, с. 350-355).

Обыкновенный пояс, свившийся гибкой змейкой на полке нашего гардероба, имеет магическую силу солярного круга: это символ Солнца, Неба, Огня – всего, что рождает Жизнь, охраняет и оберегает человека. Символика круга – очень древняя. Она возникла в эпоху космического мировоззрения, когда человек и природа были слиты воедино: человек ощущал себя частью вселенной, космоса, и космос был в человеке. Люди поклонялись всемогущему, дарящему жизнь Богу Солнца – Хорсу, испокон веков искали у него защиты от своих врагов. (4, с. 77).

3. 2. Пояс, выполненный в технике бисероплетения

Пояс тканый, как и тканая цепочка, изготовляется на станочке с нитяной основой двумя способами.

Первый – в одну полоску, длиной 110-130 см. Расстояние от порожков до начала изделия должно быть не менее 25 см (для бахромы). Начало и конец полосы, должны иметь одинаковый узор, поэтому необходимо внимательно выполнять узор от середины изделия в обратном направлении. Начинают полоску сначала, а от середины полоски повторяют его в обратном направлении. Закончив низание полоски, срезаем нити основы у порожков, вручную закрепляем петельку и крючок. Затем (по желанию) украшаем пояс бахромой из бисера, набирая его на каждую нить основы. Иголку с ниткой пропускаем в предпоследнюю, 4-ю или 6-ю бисеринку от конца ряда, протягиваем нитку через весь ряд бусинок и закрепляем бахрому, пропуская нитку через нанизанные ранее бисеринки пояса.

Можно изготовить пояс на коротком станке, начиная низание снизу вверх. Середины петли надеваем на гвоздик внизу станочка, а концы ее закрепляем на двух гвоздиках противоположного конца станка. Весь процесс низания повторяет изготовление тканой цепочки. Через срезанные сверху нити закрепляем замочек. (12, с. 43).

На втором этапе данного исследования изготовлен пояс   на ткацком станочке первым способом  тканья  из бисера. Основной цвет бисера, используемого  в  поясе  - желтый, что означает самый «веселый» цвет, который поднимает настроение, стимулирует  деятельность нервной системы. Зеленый цвет, представленный в виде листков – регулирует давление, дает ощущение свежести, сосредотачивает, служит символом надежды. И, наконец, красный цвет вытканных цветов символизирует любовь. Так как сочетание красного и желтого цвета означает сильную любовь, такой пояс, подаренный кому-либо, будет служить для него оберегом от всевозможных неприятностей и напастей и, вместе с тем, высказывает надежду  на ответную сильную любовь. (См. фото.)

4. Заключение

В последние годы древнее искусство бисероплетения из всех видов народного творчества сегодня у нас, пожалуй, наименее известно. И все же, благодаря истинным приверженцам, оно живет. Украшения, плетенные из бисера, чаще всего использовались в народном костюме, но сейчас его применения в изделиях гораздо больше. Изделия из бисера можно увидеть почти у каждой девочки на руках в виде фенечки с именем или в виде сережки или какого-нибудь кулончика. Особенно бисером вышивают одежду и с ними вещи смотрятся куда  наряднее и красивее. Сейчас изделия из бисера служат лишь как украшения. Они давно потеряли свое смысловое обозначение, зашифрованное в знаках, символах и в цвете. Но, тем не менее, интерес у молодого поколения к этому виду народного творчества возрастает. И возникает необходимость   знакомства молодого поколения  с обычаями, традициями их предков.

В процессе исследования:

  1. были выявлены исторические корни бисероплетения;
  2. ознакомились с видами бисера и украшениями из него;
  3. найдены символические значения цвета и знаки в бисероплетении;
  4. изготовлен пояс в технике ткачества.

Таким образом, цель исследования:

«Показать актуальность бисероплетения в современном обществе» достигнута.

В дальнейшем хотелось бы  более подробно узнать исторические корни возникновения пояса, его смысловое  и символическое  назначение.

  1.  Список использованной литературы
  1. Бабурина Ю., Ручная вышивка, бисер, М., Ретал Классик, 2001, с. 640;
  2. Бериштам Т. М., Указ. соч., с. 87;
  3. Буровик К. А., Родословная вещей, М., Знание, 1985, с. 93-95;
  4. Из истории культуры и письменности, М., ж. Русская речь, №2, 1992, с. 77-79;
  5. Исенко С. П., Русский Народный костюм и его сценическое воплощение, М., 1999, с. 83-84;
  6. Литвенец Э. Н., Забытое искусство (о бисере), ж. Сделай сам, М., №2, 1992, с. 43;
  7. Магина А., Бисер: плетение и вышивка, М., 1999, с. 3;
  8. Маслова Г. С., Народная одежда в восточно-славянских традиционных обычаях и обрядах 19 – начало 20 вв., М., 1984, с. 122;
  9. Молчанова О., Сотворение из бисера, М., Пресса, ж. Наука и жизнь, №10, 1993, с. 93-96;
  10. Разина Т. М., Указ. соч., с. 40;
  11. Семенова М., Мы – славяне! СПб., Азбука, 1997, с. 560;
  12. Сколотнева Е. И., Бисероплетение, СПб., Диамант, Золотой век, 1999, с. 180.