"Искусство Жостова"
"Искусство Жостова" - разработка занятия для учащихся Дома Детского творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Искусство Жостова" - разработка занятия для учащихся Дома Детского творчества | 25.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация к разработке занятия для учащихся 3-го года обучения ДДТ
«Жостовские подносы»
Невозможно было бы перечислить те благотворные влияния, которые может оказать на ребёнка народное искусство в процессе его воспитания и образования, в процессе нравственного формирования его личности. Знакомясь на уроках изобразительного искусства с народным декоративно - прикладным искусством своей Родины, учащиеся, прежде всего, знакомятся с её историей, богатейшей духовной культурой, национальными чертами характера, представлениями о нравственных идеалах людей, неразрывно связанных с родной землёй, природой, Родиной. В наше время это просто необходимо. Необходимо воспитывать любовь к своей Родине, уважение к своему народу Да и вообще, наш долг сегодня – продлить жизнь народного искусства в чистом виде. И оно станет родником добра и душевной чистоты, образцом художественной искренности, будет подпитывать творчество последующих поколений.
Кроме того, на материале народного декоративно – прикладного искусства педагог может успешно решать и образовательные задачи. Как, например, познание законов композиции, развитие живописных качеств, активизацию творческого воображения. Изучение жостовской росписи и практические занятия этим видом ДПИ помогают решать и образовательные и воспитательные задачи.
Цель занятия: Познакомить с жостовским народным промыслом, выполнить первые этапы жостовской росписи подноса.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения и с особенностями жостовской росписи;
развивающие:
- совершенствовать навыки кистевой росписи;
- развивать композиционные навыки в создании единства формы и декора;
- развивать творческое воображение;
воспитательные:
- воспитывать понимание народного творчества и бережное, уважительное отношение к наследию прошлого;
- воспитывать эстетический вкус;
- прививать усидчивость и трудолюбие.
Данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования и учителями изобразительного искусства общеобразовательных школ.
Разработка занятия для учащихся 3-го года обучения ДДТ
педагог Трефилова Татьяна Александровна
Тема: «Искусство Жостова.»
Цель занятия: Познакомить с жостовским народным промыслом, выполнить первые этапы жостовской росписи подноса.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения и с особенностями жостовской росписи;
развивающие:
- совершенствовать навыки кистевой росписи;
- развивать композиционные навыки в создани единства формы и декора;
- развивать творческое воображение;
воспитательные:
- воспитывать понимание народного творчества и бережное, уважительное отношение к наследию прошлого;
- воспитывать эстетический вкус;
- прививать усидчивость и трудолюбие.
Оборудование для учителя: жостовские подносы, фотографии подносов, композиционные схемы, работы учащихся, презентация.
Оборудование для учащихся: подносы из папье-маше, выполненные учащимися на предыдущем занятии, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Структура занятия:
1. Организационный момент - 2 мин.
2. Повторение знаний, полученных на предыдущем уроке - 3 мин.
3. Сообщение нового материала - 12 мин.
4. Практическая работа - 25мин.
5. Итог занятия - 3 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Приветствие. Дисциплина. Проверка готовности учащихся к занятию.
2. Актуализация знаний
Мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей страны. Что такое промысел? Как вы понимаете этот термин? Педагог выслушивает рассуждения учащихся и подводит итог.
С давних времён в разных городах и сёлах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, - часто определяли вид ремесла и колорит декора изделий.
Перечислите известные вам народные промыслы.
Каргопольский, филимоновский, дымковский, городецкий, гжельский.
Сегодня на занятии мы познакомимся с жостовским народным промыслом, и вы начнёте выполнять роспись подносов, сделанных вами на предыдущих занятиях по мотивам жостовской росписи. (Слайд №1-2)
Посмотрите, какую красоту создают мастера из подмосковного села Жостова! Показываю жостовский поднос. Возможно, и у вас дома есть подобные подносы.
3. Сообщение новых знаний.
История жостовского промысла восходит к началу XIX века, когда в ряде подмосковных сел и деревень - Жостово, Осташкове, Хлебникове, Троицком и других - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых. (Слайд №4)
В прейскуранте Вишняковых значилось: "Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч.. существует с 1825 г.". (Слайд №5)
В 1830 г. производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Пявились первые металлически подносы, украшенные декоративной цветочной росписью. Железные подносы постепенно вытеснили табакерки и другие "бумажные" поделки из мастерских Троицкой волости. (Слайд №6)
Изготавливаются подносы из обычного листового железа. Выкованные изделия грунтуют, шпаклюют, шлифуют и лакируют, что делает их поверхность безукоризненно ровной. Затем расписывают масляными красками и покрывают сверху несколькими слоями прозрачного бесцветного лака. (Слайд №7)
Наиболее важной операцией, требующей подлинного творчества, является роспись. Сюжеты росписи - цветочные и растительные орнаменты. (Слайд №8) Изредка - бытовые сценки из народной жизни, пейзажи, сценки народных гуляний, свадеб и чаепитий. (Слайды №9 – 16)
Пишут жостовские художники масляными красками, мягкими беличьими кисточками. Во время работы художник держит поднос на колене и, когда необходимо, поворачивает его. А рука с кистью опирается на деревянную планочку, лежащую поперёк подноса. (Слайд №17)
Самым распространённым видом жостовской росписи становится букет, расположенный в центре подноса и обрамлённый по борту мелким золотистым узором. ( Слайд №18)
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и лёгкой "травкой", то есть небольшими веточками и листочками. (Слайд №19)
Изображение словно рождается из мерцающей глубины, растворяясь в ней прозрачными тенями и вспыхивая яркими букетами на поверхности. Чуть "утопленные" в фоне цветы кажутся лёгкими, полуобъёмными. Тактично данные ракурсы и повороты венчиков не прорывают зрительно плоскости предмета. (Слайды №20 - 22)
Ребята посмотрите внимательно на композицию декора подносов. Что общего вы заметили? Ответы учащихся.
Многие из ребят ответили правильно. Как правило, в центре подноса несколько крупных цветков, и вокруг них располагаются все остальные элементы композиции. По краю поднос украшается красивой каймой.
А сейчас мы посмотрим все этапы работы мастеров. (Показ слайдов презентации)
Начинается роспись с "замалёвки". Разбелен-ными красками намечается общий силуэт изображения, расположение основных пятен. Замалёванные подносы сушатся в печах в течение нескольких часов. (Слайд №23)
Следующими приёмами, "тенёжкой" и "прокладкой", строятся формы цветов и листьев; сначала наносятся прозрачные тени, затем плотными яркими красками "прокладываются" светлые места росписи. (Слайд №24)
После этого следует "бликовка", то есть нанесение белильных мазков, уточняющих все объёмы. Наложение бликов выявляет объем и свет, завершает лепку форм. (Слайд №25)
Упругие линии "чертёжки" легко обегают по контуру лепестки и листья, выразительно подчёркивая по контрасту их сочную живопись. (Слайд №26)
Мелкие веточки, не случайно называемые "привязкой", смягчают переход к фону. Тонкие линии-чёрточки ложатся по краю лепестков и листьев, придавая им большую выразительность. (Слайд №27) украшение кружевами, мелкими цветочками. (Слайд №28)
Последний этап работы - "уборка". Это роспись золотой краской по борту подноса и его
Эти традиционные приёмы каждый мастер использует по-своему. В результате появляются бесконечные варианты сходных мотивов и образов, но никогда не увидеть среди них буквальных копий или повторений. Так что каждый поднос -это уникальная авторская работа. Искусство Жостово основано на выработанных поколениями приёмах письма, без которых его артистичное мастерство было бы невозможно.
Обаяние искусства Жостово в искренности, непосредственности его содержания и выразительных средств. (Слайды № 29 – 37)
4. Практическая работа
Подумайте, как вы будете расписывать свой поднос. В начале работы наметьте крупные и средние формы композиции, затем мелкие.
Работайте сразу кистью, стараясь соблюдать всю последовательность росписи мастеров Жостова.
Во время практической работы ведётся индивидуальная и фронтальная работа с учащимися.
5. Итог занятия
Анализ работ учащихся.
Вопросы для закрепления полученных знаний:
1. Где зародился жостовский промысел?
2. Назовите особенности жостовской росписи.
3. Что характерно для композиции жостовских подносов?
4. Перечислите этапы жостовской росписи.
5. Почему много лет это искусство живёт и не угасает?
На следующем занятии мы продолжим расписывать подносы, выполним все последующие этапы росписи, покроем лаком, и наши подносы будут яркими и радостными, как подносы жостовских мастеров.
Уборка рабочих мест.
Литература
1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Москва "Просвещение" 2001
2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.
Москва "Просвещение" 1991
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва "Академия" 1999