"Городецкая роспись"
"Городецкая роспись" - разработка занятия для учащихся изостудии Дома детского творчества
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
"Городецкая роспись" - разработка занятия для учащихся изостудии Дома детского творчества | 30.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка занятия для учащихся 2-го года обучения Дома Детского Творчества
Педагог Трефилова Татьяна Александровна.
Тема занятия: « Городецкая роспись»
Цель занятия: Познакомиться с искусством городецкой росписи и научиться выполнять основные элементы росписи.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения и современным развитием промысла;
- познакомить с особенностями городецеой росписи и этапами её выполнения;
- научить выполнять основные элементы росписи;
развивающие:
- совершенствовать навыки кистевой росписи и умение создавать плоскостную декоративную композицию;
- развитие познавательной активности учащихся, творческой фантазии, художественного вкуса;
воспитательные:
- воспитывать интерес к народному творчеству;
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
Оборудование для учителя: предметы быта с городецкой росписью, рисунки, таблицы с элементами и этапами выполнения городецкой росписи, презентация.
Оборудование для учащихся: бумага формат А-3, гуашь, кисти, баночки с водой, палитра.
Тип занятия: комбинированный.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Организационный момент - 2 мин.
Актуализация знаний - 3 мин.
Сообщение нового материала.- 10 мин.
Практическая работа.- 25 мин.
Итог урока.- 5 мин.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент
Приветствие. Дисциплина. Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, вспомните, какое искусство мы называем декоративно-прикладным?
Это искусство, призванное украшать нашу повседневную жизнь, т.е. предметы быта.
- А какое искусство мы можем назвать народным?
Искусство, созданное не профессиональными художниками, а простыми людьми из народа.
А сегодня мы продолжим знакомство с творчеством нашего талантливого народа. Тема нашего урока: « Искусство Городца». Мы познакомимся с этим замечательным промыслом, и вы выполните ряд элементов городецкой росписи. На следующих занятиях мы распишем разделочную доску, которая украсит вашу кухню, и мамы с удовольствием будут её использовать.
3.Сообщение нового материала.
Объяснение иллюстрируется презентацией,
На берегу Волги стоит славный и древний город Городец.(слайд №2) По преданию, основал его еще в 1152 году князь Юрий Долгорукий как сторожевую крепость. Называли Городец в те времена Малым Китежем. Во время нашествия хана Батыя враги сожгли, разграбили Городец. Но он, словно птица Феникс, отстроился заново.
Жители Городца и окрестных селений (Курцево, Косково, Ахлебаиха) славились как умелые плотники, резчики по дереву. Леса давали дешевый и разнообразный материал, из которого делали все: от детских игрушек и колыбелей до кораблей. Особой известностью пользовались городецкие прялки.(слайд №3) Их с удовольствием покупали во многом благодаря забавным расписным картинкам. После окончания работы, такую прялку хозяйка вешала на стену вместо картины.
Со временем мастера стали расписывать лубочные короба, игрушки, посуду, мебель и даже части дома - ставни, двери, ворота.
Самые известные мастера городецкой росписи первой половины 19 века И.А. Мазин, И.К. Лебедев, Ф.С. Краснояров. (слайд №4) И.А. Мазину удавалось показывать характеры настроению. (слайд №6) и взаимоотношения героев. Его работы можно легко отличить по крепости и округлости форм. (слайд №5) И.К. Лебедеву был присущ тонкий артистизм, его работы всегда можно узнать по тонкому лирическому Работы Ф.С Красноярова всегда отличались необычными по рисунку розами, ромашками и купавками, сочетанием золотистого фона с красными и синими цветами. (слайд №7) Городецкая роспись – классика народного декоративного искусства. И.К. Лебедев, Ф.С. Краснояров и И.А. Мазин создали в Городце центр народного искусства. Ранние росписи – это раскрашивание заранее нарисованного рисунка. (слайд №8) Со временем работы городецких мастеров стали более живописными и работали они уже сразу кистью. (слайд №9) Яркое цветовое пятно приобрело самостоятельное значение. Графические элементы стали свободнее, утратили жёсткий контур. (слайд №10) Мастера старались быть современными и вводили новые предметы быта, менялись, причёски, платья. (слайд №11) Роспись удивительно сочетает древние традиции с открытым, радостным восприятием жизни.( Слайд №12)
Расписные изделия излучают добро и радость. Художники изображают очень часто древние образы, которые вам уже знакомы. Назовите их.
Ответы учащихся: конь, птица, женский образ, древо жизни.
Красивый городецкий тонконогий конь с сильной шеей – поэтический образ -загадка. (слайд №13)
Желтый вечер, черный конь,
И купавки, как огонь.
Птицы смотрят из ларца –
Чудо-роспись Городца!
Сказочно красивы чудесные птицы, глядя на которые действительно начинаешь верить, что они способны принести счастье. Радостно и празднично становится на душе, когда любуешься творением рук городецких мастеров. (слайды 14, 15)
Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничных гуляний. Эти сценки украшены яркими цветами и травами. (Слайд №16-19)
Посмотрите, ребята, на цветы. (слайд №20) Какие характерные особенности в их написании вы заметили? Учитель выслушивает ответы и делает обобщение.
Цветы старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательно, то можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета – пышную розу. Центр розана совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр смещён.
Растительный орнамент, как и фигуры, выполняются сочными, лёгкими мазками. Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляниях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней.
В наше время этот народный промысел продолжает процветать и развиваться. Изделия городецких мастеров пользуются большим спросом. В наше время художники промысла разрабатывают новый ассортимент изделий: разнообразные кухонные наборы, хлебницы, шкатулки, игрушки. (слайды №21-25)
А теперь давайте поговорим о процессе выполнения городецкой росписи. Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по неокрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую фактуру сосны. Работают художники без предварительного рисунка – сразу кистью. (слайд №27)
Обратите внимание, какие цвета используют художники? Учащиеся перечисляют цвета.
Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна. Зелёные, жёлтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с чёрным и белым. Процесс работы состоит из нескольких этапов.
1 этап.(слайд №28) Сначала готовят цветной фон (часто желтый, т.к. раньше окрашивали дерево луковой шелухой), на него наносят главные фигуры в виде крупных цветовых пятен. Розан выполняется обычно розовым цветом, а купавка - голубым. Нанесение основных пятен орнамента на поверхность изделия выполняют круговым движением кисти, поставленной вертикально. Необходимо брать достаточное количество краски на кисть, чтобы получить яркое пятно за один приём. Этот этап называют «подмалевка».
2 этап. (слайд №29) Следующий этап называют «тенёвка», т.к. здесь используются более темные краски бордовые или синие. Обозначают центр цветка и лепестки Более подробно прорисовывают все элементы композиции.
3 этап. (слайд№30) Завершающий этап росписи называют «оживка», т.к. именно после нее весь рисунок словно оживает. «Оживку» делают белой и черной краской. Чёрточки, точки и дужки разной величины чёрного или белого цвета делают роспись более нарядной и выразительной.
В течении многих десятилетий мастера отрабатывали приёмы росписи и вырабатывали определённые правила
Ребята, вы посмотрели много изделий с городецкой росписью. И, конечно, обратили внимание, что их многое объединяет. Какие особенности вы заметили в городецкой росписи?
Используются определённые растительные мотивы: листики, кустики, розаны. купавки, ягодки, ромашки. Плоскостное решение композиции, даже если изображены фигуры людей. Свободные места на плоскости заполняются растительными мотивами.
Искусство, созданное много лет назад, живёт и развивается и в настоящее время, радуя нас.
4. Практическая работа.
А сейчас, ребята, закрепим на практике, полученные сегодня на занятии знания. Вы будете учиться выполнять элементы росписи
Обратите внимание в какой последовательности изображаются мотивы городецкой росписи. (слайды № 30 – 32, таблицы) Сначала мы поучимся выполнять листики и кустики, соблюдая ве этапы росписи. Посмотрите как выполняются мазки. Вначале кисть ставится на кончик перпендикулярно расписываемой плоскости, затем постепенно ложится боковой поверхностью на бумагу и скользит по ней, затем плавно поднимается и отрывается от плоскости. ( Учитель показывает на листе бумаги, прикреплённом к доске, как правильно работать кистью). Несколько таких мазков – и получается кустик. Затем более тонкой кистью можно проложить тень. И, наконец, 3 этап – «оживка» - проводим изящные мазочки белой краской, и наши листики действительно оживают!
Затем учимся выполнять розаны, купавки, ягодки.
В процессе практической работы учитель ведёт индивидуальную и фронтальную работу.
5. Итог занятия
В конце урока учитель проводит анализ работ учащихся, указывает на часто встречающиеся ошибки и особенно отмечает положительные стороны.
Городецкая роспись – как нам её не знать.
Здесь и жаркие кони, молодецкая стать.
Здесь такие букеты, что нельзя описать.
Здесь такие сюжеты, что ни в сказке сказать
Я надеюсь, ребята, что вам запомнился материал сегодняшнего занятия, и вы сможете ответить на поставленные мной вопросы.
- В чём своеобразие городецкой росписи?
- Какие этапы росписи вам запомнились?
- Как удаётся мастеру цветом создать настроение?
Я благодарю сегодня всех за работу. Я вижу, что вы усвоили тему занятия, первые пробы элементов городецкой росписи вам удались. На следующее занятие вы приносите разделочную доску, на которой будете создавать свою композицию по мотивам городецкой росписи.
Литература
1. Горяева Н.А. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека.
Москва "Просвещение" 2001
2. Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства.
Москва "Просвещение" 1991
3. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. Москва "Академия" 1999
Аннотация к разработке занятия «Городецкая роспись»
Педагог Трефилова Татьяна Александровна.
Современная педагогика едва ли не на первый план выдвигает эмоциональное развитие личности ребёнка, воспитание его творческого восприятия природы, окружающей его действительности, искусства. В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд детского творчества.
Главным помощником учителя в деле эмоционального развития личности ребёнка, а так же в развитии его творческих способностей становится сегодня искусство, прежде всего народное искусство. Во множестве своих проявлений оно окружает любого с ранних лет. К тому же народное искусство зачастую доступнее восприятию ребёнка, чем профессиональное. И, как мне кажется, между народным искусством и детским существует некая связь. Это и избыток художественности, и бесхитростность творческого взгляда на мир, и наивное, декоративно – плоскостное решение композиций.
Искусство мастеров Городца можно назвать праздничным, радостным, добрым. Изделия, выполненные по мотивам городецкой росписи, привносят в наш дом особый свет и тепло. Ребята на занятиях с большим удовольствием работают, стараются научиться азам росписи, чтобы выполнить в стиле Городца разделочную доску и порадовать своих близких.
Цель занятия: Познакомиться с искусством городецкой росписи и научиться выполнять основные элементы росписи.
Задачи:
обучающие:
- познакомить с историей возникновения и современным развитием промысла;
- познакомить с особенностями городецкой росписи и этапами её выполнения;
- научить выполнять основные элементы росписи;
развивающие:
- совершенствовать навыки кистевой росписи и умение создавать плоскостную декоративную композицию;
- развитие познавательной активности учащихся, творческой фантазии, художественного вкуса;
воспитательные:
- воспитывать интерес к народному творчеству;
- воспитывать усидчивость, аккуратность.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.
Данная разработка может быть использована педагогами дополнительного образования, а так же учителями изобразительного искусства на уроках в 5 классах.