Русский ювелирный головной убор
Исследовательский проект по теме: " История ювелирного исскуства Древней Руси"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_dlya_vystupleniy_2.docx | 25.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему:« Развитие русского ювелирного искусства в традиционном средневековом головном уборе Руси»
Белова А.В. 14лет г.Егорьевск, школа №3
руководитель: Викулова Т.Н. учитель ИЗО
Аннотация: Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка. Древние русичи с давних пор старались по-всякому украсить себя и свою одежду. Узорочьем именовалось прикладное искусство создания украшений, которые носили буквально все: и простые люди, и знатные. Деревенские кузнецы делали украшения из сплавов меди или железа, городские владели сложной техникой ковки украшений из серебра и золота.
Доклад
В эпоху Средневековья традиционный костюм многих народов дополняли металлические украшения. У обычных людей они были самые простые, литые, пластинчатые и проволочные. У состоятельных слоев населения и знати тонкие и драгоценные, другими словами, ювелирные. Говоря о ювелирном деле Древней Руси, мы в первую очередь вспоминаем украшения с перегородчатой эмалью и чернью. Это были самые роскошные и престижные изделия, составлявшие парадный убор знати. По мнению доктора исторических наук Т. И. Макаровой, в развитии перегородчатой эмали и черни на Руси большую роль сыграла Византия. Эти ювелирные техники известны у нас со второй половины XI века. От греков же на Русь пришла и техника филиграни, тончайшего искусства миниатюрной орнаментации. Она была либо ажурной, либо накладной на поверхность металла. Можно употребить здесь русские слова “скань” и “зернь”. Первое означает витье из проволочек, второе выкладки из шариков-гранул. Диаметр золотых и серебряных проволочек и гранул, как правило, меньше миллиметра. Роскошную золотую филигрань применяли при создании парадного убора из перегородчатой эмали.
Конструкцию основного головного убора этого периода называют ленточной.
Происхождение ее очень просто и естественно. Девичьей прической были косы или распущенные волосы, а простейшим девичьим убором — лента вокруг головы, перехватывающая их.( слайд 2) Косы и волосы украшались цветами или простыми проволочными украшениями, соединявшимися, цеплявшимися друг за друга, как цветы в венке Формы этих украшений у каждого славянского племени свои. Северянские спиральные височные кольца( слайд 3) в особенности сходны с цветами: кольцевая дужка из проволоки составляет единое целое с орнаментальной спиралью и, как стебель цветка, может как угодно отгибаться для крепления.
(4 слайд)Металлические украшения в уборе замужней женщины должны получить какую-либо искусственную основу для нанизывания. Поэтому в народном головном уборе сформировались специальные конструкции, имитировавшие волосы или косы.
Наиболее яркий пример из этнографии — головной убор “увивка” с имитацией распущенных волос.(слайд 5) . Металлические височные кольца нанизывались на ленты, носившиеся либо отдельно, либо в составе искусственной косы. Таким образом, ленточной была вся конструкция убора, включавшая как ленточный венчик, так и ленты-косы. Декоративные косы или ленты с украшениями также были частью головного убора. “Сказание о чудесах Владимирской иконы Божьей матери” (XII век) убеждает в том, что эта часть убора в Древней Руси так и называлась: “косы”. При описании чуда под номером девять здесь рассказывается о том, как после благополучного рождения сына тверская боярыня послала в дар иконе свои “косы и усерязи”.
В X веке на Руси распространился общеславянский сканозерненый убор из тисненых украшений, легкость и изящество которых обычно противопоставляется всем остальным. Исследователь древнерусских кладов Г. Ф. Корзухина только этот убор и считает единственным филигранным стилистически единым убором, известным в Древней Руси. По сторонам головы располагались наушницы (слайд 6) так называемой гроздевидной формы. Изучение технологии гроздевидных наушных подвесок показало, что часть их была привозной, часть могла быть сделана на месте. Более высокоразвитым в этот период было ювелирное дело у западных славян, в Моравии и Польше. Формы украшений исходили от византийских прототипов с античными корнями. Как носились эти украшения, мы не представляем себе точно. Возможно, по первоначальному назначению это были серьги.(слайд 7)
Итак, этот ювелирный убор отошел от народных традиций. Но славянские традиции ношения украшений в лентах постепенно одержали победу и преобразовали иноземную форму Гроздевидные подвески, распространенные у славян, имеют такие же широкие дужки, как и традиционные височные кольца. В X-XI веках также появились более простые по сравнению с гроздевидной наушницей серебряные однобусинные и трехбусинные кольца(слайд 8). Основа этих украшений была славянская — перстневидные и браслетообразные проволочные височные кольца. Надетые же на них бусины продолжали традиции оформления гроздевидных наушниц. Можно предположить, что в некоторых уборах бусинные кольца нанизывались на ленту, а гроздевидная подвеска подвешивалась внизу.
Вторая половина XI — начало XII века — это переломное, переходное время для становления русского ювелирного дела и убора. Наряду с бусинными кольцами появились серебряные кистевидные или колоколовидные подвески. Постепенно головной убор менялся, особенно среди знати. Появилась кичка,(слайд 9) сложный составной головной убор.. В этом уборе вся роль “косы” перешла к одной декоративной подвеске с длинными цепочками, закреплявшейся в верхней или средней части расширяющейся кички.
Этот убор был первым вариантом княжеско-боярского убора, сохранявшим народные традиции и в то же время выполнявшимся в высоких ювелирных технологиях, перешедших к русским ювелирам из Византии. При изготовлении этих подвесок использовалась филигрань высокого рельефа, то есть в виде ленточки, поставленной на ребро, изготовленная спиральной навивкой, а для изготовления зерни применялся самый совершенный способ — с помощью заготовок из отрезков штампованной проволоки.
В народной среде архаичный ленточный убор держался дольше, сохранялся он и у богатых ремесленников и горожан. Серебряная бусина стала основным конструктивным элементом для создания новых форм украшений. Издревле славяне любили подвеску в виде звезды.(слайд 10) В первой половине XII века возникло новое тисненое звездообразное украшение — колт. Лучи его образованы удлиненными бусинами, стянутыми к центру на проволоках. Первые колты имели широкую дужку и верхний луч особой уплощенной формы, удобный для прилегания к ленте. Эти украшения продолжили традиции лучевых восточнославянских колец. В средней части ленты теперь носились бусинные кольца, их сплошь зерненые бусины составляли ансамбль с лучами колта . (слайд 11)Исследование деталей технической выделки древнерусских колтов (всего их известно более 80) показало, что в Киеве, Рязани, Владимире, Москве существовали собственные технологии их изготовления. То же самое можно сказать и о трехбусинных украшениях, общее количество которых более 600. Это позволяет говорить об оригинальном ювелирном производстве в этих городах.
Во второй половине XII века на русский скано-зерненый убор воздействовали формы украшений византийского эмалевого убора, хорошо известного по киевским кладам с эмалевыми и филигранными украшениями (1887, 1898,1903) и сокровищам из Старой Рязани, найденным в 1822 и 1992 годах. На головной убрус надо лбом закреплялись дужки, оформлявшие косу или валик из волос, выше надевалась диадема из киотцевидных дробниц. Высшей женской инсигнией княжеской власти был высокий расширяющийся городчатый венец. В основу реконструкции этого венца положена накладная “коруна” к иконе “Богоматерь Боголюбская” (XIII век).(слайд 14) По сторонам головы на цепочках-ряснах из круглых или квадрифолийных бляшек закреплялись колты, круглые с полукруглой выемкой вверху, так называемой лунничной формы. На оплечье носили медальоны или бармы с изображениями христианских святых. В сочетании с перегородчатой эмалью использовалась филигрань высокой византийской технологической школы, ею орнаментировались оправы колтов, медальонов и бляшки рясен.
Имеются данные и для воссоздания мужского княжеского парадного убора. Более простой вариант представлял собой полусферическую шапку, возможно, с меховой опушкой.(слайд 15) Она украшалась драгоценными золотыми пластинами, орнаментально разделявшими шапку на четыре части. В таких уборах князья Борис и Глеб изображены на колтах клада 1822 года из Старой Рязани. Инсигнию высшей власти представлял собой венец из киотцевидных дробниц на круглой основе-обруче со стеммои, двумя перекрещивающимися обручами сверху. Такой вид имеет, например, один из символов Венгрии — “корона св. Стефана”(слайд16). Мужской княжеский убор также имел рясна,
Византия принесла на Русь не просто ювелирную моду — костюм и убор были составляющими христианской культуры
Почему же мы все-таки так мало знаем исконно русский ювелирный убор? При изучении русской зерни и скани, не самых престижных ювелирных техник, он вдруг открылся... Заслоненные роскошным блеском золота и многоцветием эмали, серебряные скано-зерненые украшения оказались именно исконно русскими.
Непоправимый удар русской ювелирной традиции нанесло монгольское разорение. Правда, в городском культурном слое Новгорода и после нашествия находят литейные формы, моделями для которых послужили древние колты. В технике литья изготавливались копии с более тонких украшений. Но это было словно утоление боли и жажды по прежним временам... Неповторимое ремесло Древней Руси все-таки погибло.
Но ученые утверждают, что практически каждый светлокожий житель Европы является потомком или родственником как минимум одного из Европейских королевских домов. Можно предположить, что и практически каждый житель европейской части России, Украины или Беларуси является потомком или родственником хотя бы одного из русских княжеских родов. А значит, вполне возможно, что на рисунках-реконструкциях древнерусского женского головного убора мы видим наших далеких бабушек.
Литература: rodrus.com/news/news_1386511692.html
http://www.jewellerymuseum.ru/russia/russia.htm?id=hat
Жилина Н.В. Русский ювелирный убор, Родина №11-12, М., 2001
Седов В.В., Восточные славяне в VI-XIII вв., Археология СССР, М., 1982
http://domongol.org/viewtopic.php?f=38&t=498&p=60842Русский
Реконструкции ювелирных уборов Натальи Жилиной.
доктор исторических наук А. В. Чернецова
«Материалы раскопок
последних лет в Старой Рязани.»
Рисунки Олега Федорова. 2002
Наталия Жилина, кандидат исторических наук. "Родина", 2002
http://www.rustrana.ru/
Древнерусский женский ювелирный головной убор XI - XIII вв., рисунки-реконструкции Олега Федорова
| Мода, одежда
История и археология
kraeved1147.ru/zoloto-xii-xv/