Художественый труд.

Дамова Галина Николаевна
Данная программа « художественный труд» имеет декоративно-прикладную направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области работы с флористическим материалом, бумагой и картоном. 6-10 –летние дети в состоянии создать прекрасные художественные произ-ведения, с тонким чувством формы и цвета, эмоционального окрашивания. Для этого необходимо одно важное условие: работа должна сопровождаться эмоциональным подъемом, глубокой заинтересованностью, вдохновенным желанием творить. В процессе такой работы дети получают новые представления о средствах и особенностях материалов. Дети могут сравнивать знакомые сюжеты, выполненные из природного материала и аппликации из цветной бумаги. При этом отрабатываются сходные технологические приемы, навыки резания ножницами, приклеивание деталей в заданном месте, сушка изделия. Дети выявляют сходство и различие технологий при работе с разными материалами. На занятиях дети узнают историю возникновения различных материалов и инструментов (бумага, ножницы) и связанных с ними ремесло. Дети знакомятся с историей народных промыслов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл progkh_t_deystvuyushchaya.docx58.63 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка___________________________________________ 3-4

Цель программы__________________________________________________ 5

Учебно – тематический план I г.о. ___________________________________ 6

Содержание разделов ___________________________________________ 7-9

Ожидаемые результаты ___________________________________________ 10

Учебно - тематический план II г. о. _________________________________ 11

Содержание разделов _________________________________________ 12-14

Ожидаемые результаты___________________________________________ 15

Список литературы для педагога ___________________________________ 16

Список литературы для детей ______________________________________ 17

Приложение №1 _________________________________________________ 18

Приложение №2 _________________________________________________ 19

Пояснительная записка

Данная программа « художественный труд» имеет  декоративно-прикладную направленность и предназначена для получения школьниками дополнительного образования в области работы с флористическим материалом, бумагой и картоном.  

6-10 –летние дети в состоянии создать прекрасные художественные  произведения, с тонким чувством формы и цвета, эмоционального  окрашивания. Для этого необходимо одно важное условие: работа должна сопровождаться эмоциональным подъемом, глубокой заинтересованностью, вдохновенным желанием творить. В процессе такой работы дети получают новые представления о средствах и особенностях материалов. Дети могут сравнивать  знакомые сюжеты, выполненные из природного материала и аппликации из цветной бумаги. При этом отрабатываются сходные технологические приемы, навыки резания ножницами, приклеивание деталей в заданном месте, сушка изделия. Дети  выявляют сходство и  различие технологий  при работе с разными материалами. На занятиях дети узнают историю  возникновения различных материалов и инструментов (бумага, ножницы) и связанных с ними ремесло. Дети знакомятся с историей народных промыслов.

   За основу программы «художественный труд» взята  одноименная программа  ранее разработанная  мною  и  утвержденная на заседании кафедры преподавания технологии и предпринимательства  ИПКРО 17.03.2008 г. протокол №3. В течение  пяти лет программа активно использовалась педагогами ЦТР и ГО «Радуга» и МБОУДОД «СЮТ».

К данной программе разработаны уровни освоения программы (базовый, творческий), обозначен культурологический компонент, предусмотрен механизм оценки получаемых результатов и критерии результативности освоения  программ по темам. В связи с появлением новых технологий в работе  с бумагой и картоном, предлагаю внести в раздел №3 (аппликации и поделки из бумаги, картона, элементы дизайна) тему «декупаж».

     Программа рассчитана на детей 6-10 лет для работы в учебном кабинете общеобразовательной школы. Модульное построение программы позволяет использовать ее в двух вариантах:

1)-как одногодичную

2)- как двухгодичную

Кроме того, за педагогом остается право выбора годового количества часов (и, следовательно, и недельная нагрузка  - 1, 2 , 4 часа).

При этом, в зависимости от конкретной образовательной ситуации, педагог самостоятельно определяет содержание каждого из разделов программы и объем практических работ. Основной формой организации учебно-познавательной деятельности является учебное занятие.

Педагогические принципы программы

• учет возрастных и индивидуальных особенностей детей

• самоопределение ребят в выборе содержания деятельности в рамках занятий

• доступность программы

• наглядность работы демонстрации процесса обучения

Условия реализации программы

Для успешной программы необходимо:

• учебно – наглядные пособия

• раздаточный материал для индивидуальной работы ребенка.

Необходимые материалы и инструменты

  • Растительные и природные материалы: листья разной формы и    цвета, семена (в ассортименте) яичная скорлупа;
  • Белая и цветная бумага и картон;
  • Ножницы обычные и маникюрные;
  • Клей ПВА, клеющий карандаш, кисточка;
  • Разные по форме и величине картонные коробочки (от спичек, духов, зубной пасты)
  • Карандаши, линейка.

Цель программы: способствовать развитию творческих и индивидуальных способностей ребенка посредством занятий декоративно-прикладной направленности. Достижению этой цели способствует решение следующих задач.

Обучающие:

-научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами, приспособлениями, необходимыми в работе;

-обучить технике безопасности;

- познакомить детей со свойствами материалов, с которыми работают;

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка через приобщение к декоративно-прикладному творчеству;

- развивать образное и пространственное  мышление, память, воображение, мелкую моторику рук, «глазомер»;

-создать условия для развития каждого ребенка, раскрывая его способности к творчеству;

Воспитательные:

- воспитывать у детей устойчивый интерес к декоративно-прикладному искусству;

- воспитывать уважительное отношение между членами коллектива;

-воспитывать  терпение, трудолюбие, усидчивость, аккуратность, самоорганизованность.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Первый год обучения

Разделы программы

1 час в неделю

2 часа в неделю

4 часа в неделю

1.

Флористика (экскурсии в природу, аппликации листом, семенами клена и тыквы, грецкого ореха)

14

28

48

2.

Аппликации и поделки из бумаги, картона, элементы дизайна

19

38

74

3.

Экскурсии. Полезный труд

1    .

2

10

4.

Из истории культуры России

1

2

10

5.

Итоговое занятие

1

2

2

Всего

36

72

144

Содержание разделов программы первого года обучения

  1. Вводное занятие. Раздел «Флористики».

 Знакомство с содержанием предстоящих занятий. Знакомство с природными материалами, с которыми предстоит работать. Техника безопасности. Материалы.

1.2. Экскурсии в природу с целью сбора материалов: листьев цветов.
Способы сбора и хранения материалов.

1.3.  Работа с засушенными листьями и цветами. Учить метолом
наклеивания листьев, знакомство с предметами, сюжетным изображением.
Познакомить с цветами, которые долго сохраняют цвет, не выгорают на свету.

      Практическая работа: изображение предмета из одного, двух листьев. Умение делить лист ножницами. Оформление круга, прямоугольника. Изображение животных, соблюдая пропорции.

1.4. Аппликации из семян клена.

Беседа по теме (о внешнем виде деревьев, окраска листьев, о строении семян, о их пользе для птиц. Знакомство с методом наклеивания крылаток (объемное изображение), семенами.

      Практическая работа: Учить обрезать семечко «под углом». Изображение цветов, животных, птиц, только применяя крылатки. Изображение животных, используя семечко (ежик). Аппликация, применяя кроме семян, листья. Сюжетная аппликация.

1.5.Аппликация из семян бахчевых культур (арбуз, дыня, тыква).

Беседа о растениях с использованием загадок, иллюстрацией. Знакомство с техникой приклеивания: на клей, на пластилин.

      Практическая работа: Изготовление панно, декоративных тарелочек, карандашниц. Беседа о данном дереве, его плодах, их лечебных свойствах.

1.6.Игрушки из картона и грецкого ореха. Умение работать с шаблонами.
Умение склеивания, применяя подручные средства (вата, мягкая бумага).

      Практическая работа: Изготовление новогодних игрушек, изготовление зоопарка и т.д.

1.7.Итоговое занятие. Оформление выставки. Подведение итогов.

2..  Аппликации и поделки из бумаги, картона, элементы дизайна

2.1. Вводное занятие. Беседа о бумаге. Знакомство с видами бумаги, картона. Т.Б.

2.2. Объемная аппликация. Уметь пользоваться шаблонами, ножницами. Накручивать полоски на карандашах, на ножницах, соблюдая Т.Б.

      Практическая работа: тренироваться накручивать концы бумаги. Наклеивать часть детали, создавая объем (рыбки, цветы) Изготовление панно.

2.3.  Обрывная аппликация

2.4. Мозаика

Освоение приемов обрывания, расположение пальцев притык друг к другу по обе стороны листа нарисованной линии. Рвать легче вдоль волокон. Освоить приемы наклеивания:

-контурной мозаики,

- живописной

      Практическая работа: Учиться рвать бумагу вдоль волокон по прямой, по контуру, «мелкими шагами». Изображение животных, пейзажей (лес, море), подбирая бумагу по цвету.

2.5. Аппликация из геометрических форм. Умение пользоваться
шаблонами. Ровно вырезать. Умение ровно поделить круг на несколько частей
путем сгибания. Закрепить геометрические формы: круг, треугольник, квадрат,
прямоугольник. Воспитывать фантазию.

      Практическая работа:  Работа с трафаретом , умение работать по образцу или по эскизу изображения животных, птиц, портреты)

2.6. Складывание «гармошкой». Учить детей складывать полоску бумаги «гармошкой». Ширину складки определять на «глазок» или по линейке, или на ширину пальчика, или двух.

2.7. Игрушки из листа бумаги.

2.8. Игрушки из полоски бумаги

Закреплять навыки деления листа, полоски, путем сгибания, складывания в несколько раз. Изготовление игрушек из нескольких полосок путем склеивания.

      Практическая работа: нарезывание полос. Оформление" игрушки путем аппликации (домашние животные: кошки, собаки, кролики и т.д.)

2.9. Плетение. Беседа из истории плетения. Учить при помощи линейки
делать разметки. Пользоваться ножницами с длинными лезвиями.

Способы переплетения.

      Практическая работа: Приготовить основу. Сделать разметку, затем прорези. Вплести полоски (желательно другого цвета или основа) . Закладки, салфетки.

2.10.  Поздравительные открытки. Сувениры.

Беседа о предстоящем празднике. Чем он значим. Его характеристика. Воспитывать любовь к близким. Закрепить навыки работы с бумагой, применяя знакомые методы работы.

      Практическая работа: изготовление открыток, сувениров. Подчеркивая индивидуальность и значимость события: день учителя, день рождения, новый год, день защитника, день влюбленных, международный женский день, день труда, день Победы. Где можно использовать государственную символику?                 Какую?

2.11. Объемное моделирование.

Учить детей как можно обклеить коробочку с наименьшим расходом цветной бумаги. Воспитывать фантазию, аккуратность.

Практическая работа: изготовление игрушек технического характера (машинки, танки), различные животные

3.  Полезный труд                                                                                    Подготовка к праздникам (возможна индивидуальная работа). Изготовление раздаточного материала. Оформление и подготовка выставки. Экскурсии.

4.  Из истории культуры России                                                                                            

• Культура поведения в общественных  местах:
- Эстетика внешнего вида;
                                                                                                                       - У меня  зазвонил телефон...                                                                                                                                - Азбука вежливости

• Праздники народного календаря
- Новый год

- Рождественские вечера                                                                                                   Масленица

• Путешествие в историю русского быта

- Вырезанки - Убранство                                                                                                           русской избы

5.  Итоговое занятие

Оформление выставки. Подведение итогов. Отметить активных детей.

Ожидаемые результаты                                                                                       Что должны знать и уметь дети к концу первого года обучения

• Правила ТБ, умение привести себя и свое рабочее место в порядок;

• Правильно собирать, сушить и сохранить собранный материал;

  •  Составлять композиции простейших узоров и несложные сюжеты;
  •  Технику наклеивания природного материала;

• Выполнять простейшие действия с бумагой: резать, рвать, наклеивать, складывать «гармошкой»;

• Изготавливать и оформлять игрушки из бумаги;                                    

 • Экономично использовать материалы.

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

                                      Второй год обучения

Разделы программы

1 час в неделю.

2 часа в неделю

4 часа в  неннед.неделю неделю

1.

Флористика (экскурсии в природу, аппликации листом, семенами клена и тыквы, грецкого ореха)

11

20

30

2.

Аппликации и поделки из бумаги, картона, элементы дизайна

21

42

90

3.

Экскурсии. Полезный труд

1

4

14

4.

Из истории культуры России

1

4

8

5.

Итоговое занятие

1

2

2

Всего

36

72

144

Содержание разделов программы второго года, обучения

  1. Вводное занятие. Раздел «Флористика».

 Задачи на новый учебный год. Вспомнить результаты года предыдущего. Техника безопасности.

Закрепить имеющиеся знания о том, что природные материалы делятся на

группы:

-растительного происхождения;

-животного происхождения;

-минерального происхождения

1.2. Экскурсия в природу с целью сбора материалов.

Практическая работа: Заготовка материала, оформление коробочек для хранения листьев, цветов

1.3. Аппликация листом, цветами, семенами. Закрепить навыки
наклеивания листа, семян. Оформлять работы в композиции. Развивать
фантазию.

Практическая работа: Изготовление панно, композиционное оформление прямоугольника, применяя подручные материалы, соломку, траву.  

1.4. Аппликация из крупы и яичной скорлупы. Беседа о том, как и где
применяется аппликация скорлупой. Японский стиль - кракле.

      Практическая работа: изготовление рамочек из картона и оформление яичной скорлупой. Оформление орнамента аппликации крупами. Оформить матрешки, применяя разные крупы.

1.5. Итоговое занятие. Оформление выставки и подведение итогов.


2. Аппликации и поделки из бумаги и картона. Элементы дизайна.

2.1. Вводное занятие. Вспомнить все приемы и технику работы с бумагой.
Материалы и инструменты. Знакомство с основами цветоделия: тепло -
холодно.

      Практическая работа: составить круг цветоделия.

2.2. Объемная мозаика из гофрированной бумаги. Сравнить качество
цветной бумаги, простой и гофрированной. Закрепить умение складывать
«крупной гармошкой» и вырезать сразу несколько одинаковых заготовок.
Развивать глазомер.

      Практическая работа: складывание. Вырезание, накручивание бумаги на ножницы. Объемное наклеивание (нижняя заготовка). Изображение животных, птиц.

2.3. Рельефная аппликация. Закреплять навыки точного вырезания по
контуру, не прерывая линию. В совокупности применять картон и паралон.
Знакомство с понятием «барельеф».

      Практическая работа: Работа с шаблонами. Оформление композиций.

2.4. Складываем и вырезаем. Знакомство с орнаментом. Беседа - где
применяется орнамент. Виды орнамента.

      Практическая работа: Хорошо известные приемы вырезания, разметки и приклеивания (вырезание многократно сложенной бумаги, симметричное вырезание, разметка по шаблону).

2.5. Аппликация гофрированным картоном. Учить основным
технологическим приемам выполнения работы: Нарезанные из картона узкие
полосы приклеиваются по намеченному контуру.

      Практическая работа: вклеивание полос двумя способами:

- клей наноситься по контуру рисунка;

- клей наносится на полоску бумаги.

Самостоятельный перенос рисунка на фон. Подбирать упаковочный материал: из под конфет, печенья (постройки, животные, пейзажи).

2.6. Моделирование.

В разделе «Художественное моделирование из бумаги» показать, что складывание бумаги превращается в активный творческий процесс. Учить пользоваться линейкой, циркулем.

2.7. Игрушки из конуса

Учить изготавливать поделки, используя геометрические Формы. Конус изготавливать из четверти круга. В одной поделке использовать разные размеры одной и той же формы.

      Практическая работа: Изготовление игрушек из конуса, круг выполнить при помощи циркуля или шаблона (это Дед Мороз, Снегурочка, матрешка, Петрушка). При оформлении аппликацией применять все известные приемы вырезания и наклеивания бумаги.

2.8. Плетение

Дать детям знания о том, что человек изобрел плетение ввиду необходимости и использовал для этого натуральные природные материалы. В наше время такой необходимости нет, но ручное плетение используется (из природного материала, из ниток, бумаги). Вспомнить народные промыслы.

      Практическая работа: Плетение картинок по схеме на разных основах (круг, овал, квадрат) и брать разные по ширине полоски. Для эстетики можно использовать металлизированную бумагу. Плетение объемной коробочки.

2.9. Игрушки из коробок

Закрепить умение обклеивать коробки разной формы. При оформлении использовать разную бумагу и методы обработки бумаги. Составлять композиции по сказкам.

      Практическая  работа: оформляя игрушки, обратить внимание на характерные   особенности   героев,   подчеркивая   характер.   При   работе

использовать подручные приспособления: резак, проволока, ножницы.

2.10. Поздравительные открытки. Беседы о предстоящем празднике. Чем он
значим?  Закрепление навыков работы с бумагой, применяя знакомые методы работы.

      Практическая работа:  «Изготовление открыток, сувениров»

3.11. Декупаж. Познакомить с видом салфеток необходимые для работы. Научить вырезать, убирать лишние слои. Учить правильно, аккуратно наклеивать не сбивая рисунок используя клей  ПВА. Оформление поделок изготовленные собственными руками и фабричной изготовки(стаканчики, тарелочки).

3. Полезный труд

Подготовка к праздникам (возможна индивидуальная работа). Изготовление раздаточного материала. Оформление и подготовка выставки. Экскурсии.

4. Из истории культуры России (беседы, экскурсии, праздники)

-География народных ремесел (промыслов)

-Традиции, обряды, обычаи русского народа;

-Обереги

5. Итоговое занятие

Оформление выставки. Подведение итогов. Отметить активных детей.

Ожидаемые результаты                                                                                     Что должны знать и уметь дети к концу второго года обучения

• Декоративное  оформление плоскости (композиции,  панно,  различные виды изображений, в том числе выпуклые)

  • Декоративное оформление конструктивно - объемных форм  (игрушки, сувениры, полезные предметы);
  • Знание народных промыслов и ремесел;
  • Умение  работать   с  разными  видами   бумаги  и  картона,   используя всевозможные способы соединения деталей: клей, скрепки, степлер, бечевку.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА

  1. Белецкая. Л. Б. Флористика / Л. Б. Белецкая, К. А. Боброва. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2007.- 79с: ил.
  2. Горяева, Н. А. Декоративно – прикладное искусство в жизни человека/ Н. А. Горяева, О. А. Островская.- М: 2005.- 198с: ил.
  3. Конышева, Н. М. Секреты мастерства/ Н. М. Конышева, -АСТ, 2004. – 256с.
  4. Короткова, М. В. Путешествие в историю русского быта.- М: Дрофа, 2003- 234с:ил.
  5. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры/ М. И. Нагибина- Ярославль: Академия развития, 1997. -189с: ил.
  6. Омозова, Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел/ Ю. Б. Омозова. – Ярославль: Академия развития, 1999. – 206с: ил.
  7. Черныш, И. Л. Основы художественного ремесла/ И.
    Л. Черныш. – М: АСТ- ПРЕСС, 1999.- 154с: ил.
  8. Щеблыкин, И. К. Аппликационные работы в начальных классах/И. К. Щеблыкин.- М: Просвещение, 1990.- 254с: ил.

ЛИТЕРАТАРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. Белецкая. Л. Б. Флористика / Л. Б. Белецкая, К. А. Боброва. – М.: АСТ, Донецк: Сталкер, 2007.- 79с: ил.
  2. Белецкая, О. В. Поделки из природных материалов/ О. В. Белякова. – АСТ, 2009.- 237с: ил.
  3. Гомозова, Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел/ Ю. Б. Гомозова.- Ярославль: Академия развития, 1999.- 206с: ил.
  4. Нагибина, М. И. Природные дары для поделок и игры/ М. И. Нагибина- Ярославль: Академия развития, 1997. -189с: ил.
  5. Нагибина, М. И. Чудеса для детей из ненужных вещей/М. И. Нагибина- Ярославль: Академия развития, 1997.- 200с: ил.
  6. Проснякова, Т. Н. Творческая мастерская/ Т. Н. Проснякова.- М: Федоров, 2002.- 128с: ил.
  7. Проснякова, Т. Н. Уроки мастерства/Т. Н. Проснякова- М: Федоров, 2002,- 120с: ил.
  8. Перевертень, Т. И. Волшебная флористика/ Т. И. Перевертень.- М: АСТ, Донецк: Сталкер, 2004.- 64с: ил.
  9. Цирулик, Н. А. Уроки творчества/ Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова- М: Федоров, 2002, 112с: ил.
  10. Цирулик, Н. А. Умные руки/Н. А. Цирулик, Т. Н. Проснякова- М: Федоров, 2002, 112с: ил.

Приложение №1

Критерии результативности освоения программ

Раздел программы    

Форма контроля

Объект контроля

Показатели        

Критерии оценки

Инструменты и материалы. Т.Б. работы с ножницами, клеем.

Индивидуальный

зачет (беседа)

Теоретические  знания. Практические навыки с острыми режущимися инструментами.

Полнота  

Правильность.

Знание ответов на предложенные вопросы.        Умение аккуратно работать с ножницами,  клеем, (не пачкать рабочее место и одежду ).

Флористика (аппликация листом, семенами растений,  яичной скорлупой,  крупами).

Дидактическая игра « от какого дерева лист».

Защита изделия.

Теоретические знания. Качество выполненной работы.

Полнота

Правильность

Аккуратность

     Индивидуальность

Умение правильно заготовить и хранить флористический материал. Знание цвета и оттенков листьев, название деревьев нашего региона  методы и приемы наклеивания листьев и семян .Творческий  подход к работе.

Аппликация и поделки из бумаги, картона. Элементы дизайна.

Конкурс игрушки. Смотр изделий. Выставка (коллективная, тематическая, индивидуальная)

Беседа. Наблюдение за детьми в процессе работы.

Теоретические знания, приемы работы с бумагой, умение резать бумагу по контуру, накручивать  на концы ножниц, складывать полоску «гармошкой», делить лист пополам по диагонали, аккуратно обрывать по контуру  мелкими  кусочками.

Правильные приемы

обработки бумаги. Умение пользоваться разными способами склеивания. Последовательность в работе.

Умение применять теоретические знания  на практике. Правильные приемы работы с ножницами,  клеем. Оригинальность оформления работы. Индивидуальность.

Из истории  культуры

Беседы Экскурсии праздники

Теоретические знания о народных праздниках,  обычаях. Культура поведения в общественных местах.

Достоверность

Правдивость.

Умение применить на практике знания: подбор обрядового подарка, сувениров, стихов, песен, игр.

Приложение №2

Разно - уровневое обучение

Творческое развитие ребенка не может осуществляться без применения современных педагогических технологий, обеспечивающих индивидуализацию обучения. Программа предусматривает два уровня освоения: базовый, творческий.

1.        Базовый уровень

  • Знание техники безопасности;
  • Умение выполнить работу по образцу;
  • Умение дать анализ работы своей и товарищей.

2.        Творческий уровень

  • Умение выполнить работу по словесному описанию;
  • Творчески выполнить работу на заданную тему.