доклад "Игровые технологии в системе дополнительного образования".

Дамова Галина Николаевна
Задача моей педагогической деятельности - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении практического материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мною предмета, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания и задач, стоящих перед детьми на занятии, от их возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль и место игровых приемов в системе обучения детей  декоративно-прикладному творчеству

          В настоящее время педагоги дополнительного образования используют разнообразные образовательные педагогические технологии                                 (метатехнологии, макротехнологии,  мезотехнологии,   микротехнологии).

          Педагогические технологии (Б.Т.Лихачев)- это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она (педагогическая технология) есть инструментарий педагогического процесса. В современной методике и практике в дополнительном образовании все больше внимания уделяется сочетанию различных форм, методов и средств обучения. Это позволяет более эффективно решать учебно-воспитательные задачи программы. Одним из важнейших условий активизации познавательной деятельности школьников, развитие их самостоятельности, мышления, творческого начала является игра.

Игровые технологии – это составная часть педагогических технологий, одна из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересным и увлекательным процесс обучения и включает в себя обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованно выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Особенность  педагогической игры в том, что  ситуация классно-урочной системы обучения не дает возможности проявиться игре в так называемом «чистом виде». Педагог должен организовывать и координировать игровую деятельность детей. Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые должны выступать как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

          Различаются следующие классификации педагогических игр:

- по видам деятельности (физические, интеллектуальные, трудовые, социальные, психологические).

- по характеру педагогического процесса (обучающие, тренировочные, познавательные, развивающие, репродуктивные, творческие, коммуникативные и др.).

-по игровой методике (сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и др.).

- по игровой среде (с предметами и без, настольные, комнатные, уличные, компьютерные и др.).

          Цели образовательных игровых технологий обширны:

- дидактические: расширение кругозора, применение ЗУН на практике, развитие определенных умений и навыков.

- воспитательные воспитание самостоятельности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

- развивающие: развитию качеств и структур личности.

- социальные: приобщения к нормам и ценностям общества, адаптации к условия среды.

Игровые приемы обычно воспринимаются детьми с радостью в силу того, что отвечают возрастному стремлению к игре. Игровые приемы не отвлекают детей от учебного процесса, а, наоборот, привлекают к нему больше внимания.

          Задача моей педагогической деятельности - сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении практического материала. Я систематически совершенствую и углубляю знания по теории и методике преподаваемого мною предмета, стараюсь использовать новые технологии в своей работе. Выбор тех или иных методов и приемов зависит от содержания и задач, стоящих перед детьми на занятии, от их возраста. Работая  по программе «Художественный труд», для ребят младшего школьного возраста, большое значение в учебно-воспитательном процессе играет внимание.  От того, насколько долго я удерживаю внимание детского коллектива, зависит процесс обучения. Для поддерживания познавательной активности младших школьников, обеспечивающей достижение целей, в практической деятельности использую разнообразные методы и формы организации деятельности учащихся, а также различные средства обучения. Для того чтобы заинтересовать детей на начало занятия, применяю прием неожиданности - это методы и приемы, которые могут увлечь детей, сделать процесс обучения познавательным и интересным. Приемы применяю различные, в зависимости от темы занятия (это может быть вынос какого  либо предмета,  а чаще всего использую загадки). Главным признаком загадки, является замысловатое описание, которое нужно расшифровать. Загадки стараюсь подобрать так, чтобы был описан внешний вид или назначение предмета (животного) и обязательного несколько загадок. У детей появляется необходимость сравнивать, припоминать, думать, догадываться и это доставляет радость умственного труда. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение рассуждать, делать выводы, умозаключение, и с радостью определяют тему занятия. Для познавательной и творческой активности детей, в основном, применяю словесные методы (беседы), тщательно продумываю вопросы и, как способ обучения и закрепление материала - дидактическую игру. Дидактическая игра-это игра только для ребенка, а для взрослого- это способ обучения. Дидактическая игра в середине занятия решает задачу усвоение темы и закрепление материала. Средством обучения в игре использую раздаточный материал (карточки) или игру «мое, не мое» (дети встают в полукруг, предварительно сделав себе мячики из газеты. Выбираем «голящего» при помощи считалки. Ребенок встает лицом к детям. Каждый участник игры кидает свой мячик «голящему» с вопросом о предмете заданной темы, а «голящий» со словами « мое» ловит этот мячик или отталкивает его со словами «не мое»

          Использование моментов игры, в процессе обучения декоративно-прикладному творчеству, относится к наглядно-действенным приемам обучения. Игровые приемы обучения способствуют привлечению внимания детей к поставленной задаче, облегчает работу мышления и воображения. Работая с детьми младшего школьного возраста, в обучении художественно-прикладной деятельности, выявляется некоторая специфика, состоящая в том, что творческий и репродуктивный вид деятельности находится в особом соотношении друг с другом. Всю деятельность ребенка можно рассматривать,  как цепочку органически проникающих друг в друга вида деятельности - репродуктивный и творческий. Практически невозможно назвать вид деятельности ребенка, который бы соответствовал тому или ному виду деятельности в «чистом виде». Деятельность ребенка всегда носит репродуктивно-воспроизводящий характер, когда усваивает опыт, накопленный предшествующими поколениями, и лишь затем, отталкиваясь от этого, ребенок начинает действовать, проявляя собственное, самобытное творчество. Репродуктивный вид деятельности рассматривается лишь как определенная ступень обучения. А когда учащиеся включаются в решение творческих задач, показ отдельных способов и приемов работы используются  в качестве элементов. Технические приемы, способы обращения с материалом в художественно-прикладной деятельности демонстрируются только в том случае, если используется впервые. Этот метод предполагает передачу способов деятельности, умений и навыков в готовом виде и ориентирует учащихся на простое воспроизведение образца. Он  не может быть ведущим в обучении, направленном на развитие творческого потенциала ребенка. Я, как педагог,  обращаю внимание на образование разнообразных, глубоких и прочных  знаний, на самостоятельную деятельность учащихся, на формирование устойчивых творческих задач. Сухомлинский В.А. утверждал, что методы, используемые в учебной  деятельности,  должны вызывать интерес у ребенка к познанию мира, а учебное заведение стать школой радости. Радость познания, радости творчества, радости общения. Это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ученику ситуацию успеха. Да, собственно, никто не спорит, что именно положительные эмоции могут стать для обучающихся важным стимулом в процессе обучения. Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая   саморегуляция и другие. Поэтому создание для учащихся ситуации успеха педагогически оправдано. Что такое «успех» и «ситуация успеха»? Ситуация- это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех- это переживание радости учеником.

          Действительно, переживание учеником ситуации успеха:

- повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы.

-стимулирует к высокой результативности труда.

--корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку.

-развивает инициативность, креативность, активность.

-поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.

-переживание успеха внушает ребенку уверенность в своих силах.

-положительные эмоции, рождающие в результате успешной деятельности, создают ощущение благополучия, что в свою очередь, благотворно влияет на отношения человека к окружающему миру.

          Для устойчивого поддерживания интереса к моим занятиям, я физкультминутки провожу в форме подвижной игры или театрализации  на заданную тему, в зависимости от темы занятия. Итог занятия чаще всего проводится в форме «моделирования случаев из жизни». Выбранные дети (а, это два-три ребенка) самостоятельно, осознано отбирают лучшие работы учащихся, а затем анализируют почему, по их мнению, эта или та работа считается лучшей при изготовлении, нестандартного, нешаблонного оформления работы (это бывают выставки собак, кошек, салоны по продаже машин, деревья с птицами, цветы с бабочками, книжные магазины по продаже открыток и т.д.). Полностью занятие-игру (не традиционная форма занятия) я не провожу, а применяю только элементы игры

          Итак, применение игровых приемов обучения, помогают раскрыть содержание занятия в доступной и занимательной форме, сформировать умственные способности, помогает ребенку лучше познать себя и окружающий мир; игра развивает ребенка физически, т.к. он осуществляет разнообразные движения, развивает его мускулатуру, освобождает от избытка энергии. Применение на  занятии  по  декоративно-прикладному творчеству игровых приемов обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и развивает интерес к изучаемому предмету,  а также влияет на их творческую самостоятельность. Получив опыт выступлений на занятиях, в рамках учебной программы, кружковцы успешно участвуют и в других конкурсах декоративно-прикладного творчества, таких как: «Рукотворное чудо», «Сибирь моя, душа моя», в различных тематических конкурсах всероссийского и международного значения.

Список литературы

Кабкова Е.П.  Педагогические технологии в дополнительном образовании Просвещение 2009

Иванченко В.И. Занятия в системе дополнительного образования детей.        Учитель  2007.

Интернет-ресурсы:

  1. Centr-tvorchestva.ru
  2. Nsportal.ru
  3. Jo.nios.ru