Духовно-нравственное воспитание подростков на примере литературного клуба «Книжный навигатор»

Автор, опираясь на опыт работы литературного клуба «Книжный навигатор», предлагает эффективные формы работы с художественной литературой, способствующие духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подростков. В статье подчеркивается важность художественной литературы как инструмента формирования системы ценностей, жизненных и нравственных ориентиров молодого поколения. Автор делится опытом организации дискуссионных мероприятий, основанных на произведениях, опубликованных в журнале "Путеводная звезда". В статье подробно описаны форматы работы клуба: диспуты, читательские конференции, часы общения, посвященные актуальным вопросам нравственности, дружбы и ответственности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rvachyova_o.b.docx26.54 КБ

Предварительный просмотр:

Рвачёва О. Б. (г. Лебедянь)

Духовно-нравственное воспитание подростков на примере литературного клуба «Книжный навигатор»

Аннотация. Автор, опираясь на опыт работы литературного клуба «Книжный навигатор», предлагает эффективные формы работы с художественной литературой, способствующие духовно-нравственному и патриотическому воспитанию подростков. В статье подчеркивается важность художественной литературы как инструмента формирования системы ценностей, жизненных и нравственных ориентиров молодого поколения. Автор делится опытом организации дискуссионных мероприятий, основанных на произведениях, опубликованных в журнале "Путеводная звезда". В статье подробно описаны форматы работы клуба: диспуты, читательские конференции, часы общения, посвященные актуальным вопросам нравственности, дружбы и ответственности.

Ключевые слова: духовно-нравственное, патриотическое воспитание, нравственные ценности, подростки, библиотека, дискуссия, чтение, общение.

Rvacheva O. B. (Lebedyan)

Spiritual and Moral Education of Teenagers on the Example of the Literary Club "Book Navigator"

Annotation: The author, based on the experience of the literary club "Book Navigator", offers effective forms of work with fiction that contribute to the spiritual, moral and patriotic education of teenagers. The article emphasizes the importance of fiction as a tool for forming a system of values, life and moral guidelines for the younger generation. The author shares her experience in organizing discussion events based on works published in the magazine "Guiding Star". The article describes in detail the formats of the club's work: debates, readers' conferences, communication hours devoted to topical issues of morality, friendship and responsibility.

Keywords: spiritual and moral, patriotic education, moral values, teenagers, library, discussion, reading, communication.

Мы все сталкиваемся с проблемой нежелания молодого поколения читать. Поэтому постоянно ищем способы и методы, как заинтересовать подростков книгой и чтением. Главное — это привлечь внимание к книге, вызвать желание взять ее в руки. Сегодня молодому человеку нужно, чтобы информация подавалась ярко, динамично, интересно и желательно коротко. Поэтому библиотеки находятся в постоянном поиске новых идей и форм работы.

Работа с художественной литературой — это, прежде всего, средство духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Она доносит до читателя систему ценностей, принятых в обществе, жизненных и нравственных ориентиров.

Познакомим Вас с результативными (эффективными) формами работы с художественной литературой, которые оказывают наибольшее воздействие и раскрывают воспитательную функцию; они получили отклик среди преподавателей, читателей. Учителя по ряду произведений проводили классные часы, уроки литературы.

В детском отделе центральной районной библиотеки МБУ «Лебедянская ЦБС», в 2023 году в Год педагога и наставника для подростков и старшеклассников был создан литературный клуб «Книжный навигатор». Его цель — формирование читательской культуры, становление личности. Для усиления воспитательного воздействия на подростков подбирались художественные произведения, в которых по-разному раскрываются духовно-нравственные и патриотические понятия. При проведении дискуссионных мероприятий мы опирались на журнал «Путеводная звезда», который публикует лучшие произведения отечественной и зарубежной художественной литературы, ставит своей целью высоконравственное воспитание подрастающего поколения. Он рассчитан для программного и внеклассного чтения подростков и старшеклассников. В форматах диспутов, читательских конференций, часов общения подростки познакомились с отечественными художественными произведениями, на которых были разобраны нравственные ценности. На мероприятия приглашался специалист, который по роду своей деятельности относился к теме встречи.

Час общения «Как сделать книгу открытием: чтение как творчество?». На мероприятии дети обсуждали темы «Книги воспитывают», «Книги развлекают», «Книги открывают». Учились высказывать и отстаивать свое мнение, приводить примеры из жизни, когда чтение выручало в сложных ситуациях. Участники ответили на вопросы теста «Будущее книги и ее читатели».

Читательская конференция «Твой лучший друг». Участникам конференции были предложены темы для размышления: школьная дружба, честность, ответственность, порядочность, искренность, взаимопомощь. Вопросы для обсуждения по повести Анатолия Валевского «Слезы апреля» (Путеводная звезда. — 2022. — № 2), помогли ребятам логически выстраивать выступления, быть доказательным и уметь опровергать противоположную точку зрения. Используя цитаты повести, примеры из своей жизни — ребята составили «Кодекс дружбы»: подбирай друзей внимательно, цени хорошие взаимоотношения, постоянно узнавай друга, береги дружбу от обид и ссор, храни секреты друга, приглашай друзей домой, как знак выражения дружбы, поддерживай и защищай друга. Подростки вспомнили русские народные пословицы о дружбе, решали задачи «на честность», приводили примеры спорных жизненных ситуаций. Они давали оценку поступкам героев повести, высказывали мнение о них. В заключение участники ответили на вопросы теста «Умеешь ли ты дружить?» и познакомились с книгами о дружбе современных авторов. В рамках клуба был подготовлен подкаст на тему «Настоящий лучший друг».

Патриотический час «У нас нет запасной Родины» на тему становления личности. Вниманию старшеклассников была представлена повесть Владимира Крупина «И вот приходит мне повестка» (Путеводная звезда. — 2005. — № 3). Автор повести поднимает в ней проблемы, которые актуальны сегодня — служба в армии. Участники часа обсуждали понятия «Отечество и Родина», «долг», «честь», «подвиг», «воинская доблесть». Вопросы, которые решают герои произведения, задают себе их ровесники в реальной жизни. На встрече выступил старший помощник военного комиссара и участник специальной военной операции на территории Украины. Повесть «И вот приходит мне повестка…» будоражит сознание, ставит пред читателем вопросы нравственности, поднимает проблемы современности. Был подготовлен подкаст по книгам на тему «Настоящие мужские качества» и буктрейлер по документальной повести В. Бакина «Блокадные девочки».

Читательская конференция «Как обрести гармонию?». Проблемы взаимодействия природы и общества волнуют не только учёных, но и писателей. Вниманию подростков для обсуждения были представлены поморские истории Павла Кренёва «На Летнем берегу» (Путеводная звезда. — 2022. — № 9) – это повествование об ответственности человека за все живое, о трудном и мучительном стремлении его к миру и гармонии в природе и в собственной душе. Используя сюжеты произведения, ребята обсуждали участие детей в решении экологических проблем, влияющих на культуру и здоровье человека; что привносит гармонию в отношения животного мира и людей: как стать настоящим рыбаком и охотником. Литературно-библиографическая игра «Экологический бумеранг» вызвала у подростков большой интерес, в ходе которой они узнали много любопытных фактов из жизни природы нашего края. Продолжая знакомить с произведениями по данной теме, был представлен подкаст по книгам на тему «О гармонии в отношениях человека и природы».

Диспут «Жесткая правда». Подростковая жестокость сегодня приобретает катастрофические формы. Нужно воспитывать в детях такое качество, как умение прощать и просить прощения. Состоялось обсуждение школьной повести Сергея Иванова «Его среди нас нет» (острый психологический детектив, построенный на пропаже классного журнала) // Путеводная звезда. — 2016. — № 9). Автор затрагивает значимые проблемы из жизни подростков. Герои познают радость, грусть, любовь и дружбу. Они начинают смотреть на мир совсем по-другому. Писатель раскрывает суть детских отношений и каждому дает психологическую оценку. Буктрейлер по повести С. Иванова «Его среди нас нет» лишь усиливает интерес к прочтению данной книги.

Литературный диспут «Лабиринты ваших судеб». Дружная семья — основа счастливой жизни. Но нередко возникают кризисные ситуации, и кажется, что счастье на грани. Мальчишеский роман Альберта Лиханова «Лабиринт» посвящён судьбе подростков, оказавшихся в лабиринте взрослых проблем. Участникам были предложены вопросы для обсуждения: «Когда человек взрослеет? Каковы, по-вашему, признаки взросления? Почему хорошие люди могут совершать плохие поступки? Случайной ли была дружба подростков? Что такое жизнь и что в ней самое главное? Нужны ли такие непростые книги детям?». В ходе дискуссии ребята отмечали, что лихановские герои выступают против неискренности, лжи и корысти. Диспут сопровождался сценическими этюдами «Живая книга» по роману А. Лиханова «Лабиринт». Роли главных героев исполняли участники народного театра «Улыбка». Подводя итоги диспута, участники решили, что из лабиринта проблем нужно выходить с чувством собственного достоинства, не теряя родных и друзей, учиться мыслить, прощать обиды. В рамках диспута был подготовлен буктрейлер по роману А. А. Лиханова «Лабиринт».

Час откровенного разговора «Время взрослеть». Жизнь подростков наполнена сложными взаимоотношениями с одноклассниками, родителями и учителями, радостями и невзгодами первой любви, настоящими друзьями и предательством, испытанием славой… Этой теме был посвящен час откровенного разговора «Время взрослеть». Во время диалога ребята размышляли над вопросами: как научиться понимать людей и самого себя? Как сделать правильный выбор? Как войти в мир зрелым, сильным и достойным человеком? Специалисты библиотеки предложили участникам литературного клуба обсудить серьезные нравственные проблемы на примере детективной повести А.Г. Алексина «Очень страшная история». Прожить детективные приключения героев повести помогли артисты народного театра «Улыбка» под руководством О.Ю. Матусевич, специалисты и читатели библиотеки. Ребята увлеченно выбирали авторские пословицы и поговорки из произведения, афоризмы, понравившиеся фразы и выражения. В заключение сделали вывод, что у нас много возможностей, много того, что делает каждого уникальным, и того, что всех объединяет. Поэтому мы нужны друг другу, и каждый человек может добиться в жизни успеха и сделать так, чтобы другим людям рядом с ним было комфортнее и радостнее жить. В рамках встречи был подготовлен буктрейлер по повести А. Алексина «Очень страшная история».

В литературной трибуне «О чём нам думается» речь шла о том, как относятся к чтению подростки. Во время дискуссии молодые люди обсуждали вопросы: можно ли обойтись в жизни без книг? Становитесь ли вы лучше после прочтения хорошей книги? Пробовали вы придумать свой финал прочитанным историям? Что мы теряем, если не читаем книг? Будущее России в руках читающей молодежи? Согласны ли вы с выражением «Всему начало чтение…»? Дискуссия получилась интересной и полезной. Ребята рассказывали о том, какие книги они читают, каким темам, литературным жанрам отдают предпочтение. Оживленно приводили примеры того, как та или иная книга помогла в решении разных жизненных проблем. Подводя итог дискуссии, ребята говорили, что чтение расширяет кругозор, помогает стать успешным, читающий человек легче воспринимает информацию, чтение способствует продвижению по карьерной лестнице, делает человека грамотным, знающим и разносторонним.

Список литературы:

Алексин, А. Очень страшная история и другие повести [Текст] / А. Алексин; [Рис. И. Данилевич]. — Москва : Дет. лит., 1987. — 270 с.

Валевский, А. Слёзы апреля / А. Валевский [Текст] // Путеводная звезда. — 2022. — № 2. — С. 80-112.

Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков [Текст] // Народное образование. — 2010. — № 1. — С. 39-58.

Иванов, С. Его среди нас нет [Текст] / С. Иванов // Путеводная звезда. — 2016. — № 9. — С. 80-112.

Кренёв, П. На летнем берегу [Текст] / П. Кренёв // Путеводная звезда. — 2022. — № 9. — С. 80-112.

Крупин, В. И вот приходит мне повестка [Текст] / В. Крупин // Путеводная звезда. — 2005. — № 3. — С. 80-112.

Чухин, С.Г. Основы духовно-нравственного воспитания школьников: учебное пособие для вузов [Текст] / С.Г. Чухин, О.Ф. Левичев. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 113 с.