Великасова, Н. А. Библиотечные технологии как средство социализации личности / Н. А. Великасова. – Детское чтение: эволюция во времени и пространстве : сборник материалов Всероссийской заочной научно-практической конференции, 2024. – С. 56-59.

Шевыринская сельская библиотека, Тюменская область

В публикации рассматриваются категории «читательское развитие» и «читательская социализация». А также особенность читательского развития в сочетании с филологическими и культурологическими составляющими, семьи и семейной библиотеки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл velikasova_na.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Библиотечные технологии как средство социализации личности.

                                                                            Н.А. Великасова, библиотекарь

                                                                      МАУК Абатского района «ЦКДО

 «Исток», Шевыринская библиотека.

Современное общество определяет публичную библиотеку как источник актуальной и достоверной информации. В результате такого взаимодействия возможности библиотек, должны соответствовать ожиданиям читателя. Для обеспечения доступа к качественной литературе библиотеки осваивают новые возможности программного обеспечения, предоставляют доступ к электронным библиотекам, а также занимаются формированием своих книжных фондов.

Библиотекари постоянно отслеживают появление новых авторов и их произведений. Любое издание, является средством социальной коммуникации для пополнения знаний. Как правило, это запас фактических знаний «золотого фонда» литературы. Для привлечения пользователей в библиотеки пополняют фонды современной востребованной литературой, приобретают тексты современных авторов, сборники научно-практических конференций. Переход общества к высоким технологиям предполагает наличие качества образования и высокий уровень компетентности молодого поколения. В данных условиях познавательный интерес формирует интерес и потребность к чтению, что развивает способность ориентирования в многообразии современной литературы [2].  

Категории «читательское развитие» и «читательская социализация» тесно связаны друг с другом. Особенность читательского развития заключается в осуществлении читательской деятельности в сочетании с филологическими и культурологическими составляющими. Читательская культура - множество знаний, умений, а также чувств позволяющих продуктивно и самостоятельно усваивать художественную литературу [5, с. 132]. Культура чтения учеными библиотечной сферы рассматривается в виде компонентов: читательское сознание; читательские чувства; читательское поведение.

Библиотеки при помощи методов, выбранных на основе исследований читательской деятельности человека постоянно планируют, приводят в действие и анализируют проделанную работу для поддержания читательского интереса школьников. Это довольно сложный и трудоемкий процесс. Одним из важных аспектов данного процесса является характер читательской деятельности, его круг чтения. Библиотекари, основываясь на этом условии и психологических особенностях личности, предлагают библиографическую продукцию читателю индивидуально, устанавливают степень читательской компетентности пользователей, чтобы определять приоритетные направления развития интересов групп читателей и успешно ориентироваться на все социальные слои населения. Постоянно предлагают опросы пользователям, чтобы выявить потребности в определенных видах литературы. Применение данного метода позволяет корректировать читательскую деятельность путем передачи оценки прочитанной литературы другими читателями [1, с.19].

В результате у пользователей формируются ценностные, познавательные, эмоциональные, эстетические принципы. Каждый человек удовлетворяет свои жизненные потребности при помощи чтения разнообразной литературы. В свою очередь психологический портрет личности формируется через временные периоды: период начала познания мира; стабилизация, когда происходит становление личности; оптимизация и использование жизненного опыта. Основой читательских чувств в настоящее время принято считать эстетический вкус – способность оценить произведения литературы используя личные критерии, восприятие текста. Следует отметить, что у читателей школьного возраста происходит формирование не только читательских интересов, но и личностных. В это время у подростка наблюдается повышение социальной активности, направленной на усвоение как социальных, так и культурных ценностей. Поэтому библиотеки постоянно планируют в направлениях деятельности формирование культуры чтения учащихся [5, с. 133-134].

Ежегодно библиотеки объявляют множество конкурсов на тему «Литературное творчество», литературные мастер-классы, где выявляют одаренных и талантливых молодых авторов. Большое количество участников данных мероприятий позволяет сделать вывод о том, что в молодежных кругах наблюдается всплеск интереса к литературному творчеству. В это же время происходит падение интереса к чтению. Возникает вопрос о качестве появляющейся литературы. В ходе исследований выяснилось, что ситуацию создает не регулярность чтения и поэтому, в конечном счете, снижается количество книг прочитанных за определенный период. И все же у молодого поколения наблюдается существенный рост ценностных ориентаций - это стремление к самостоятельности и тяготение к универсальным гуманистическим ценностям [3, с. 78-83]. Кроме того проблема детского чтения напрямую связана с проявлением интереса учащихся к различным жанрам литературы. Библиотечные мероприятия способствуют активизации читательского мышления творческой личности.

Наряду с этим, важным моментом является заинтересованность книгой членов семьи и друзей школьника. Именно семья в сотрудничестве с библиотекой окажет воздействие на продвижение данного процесса. Читательское поведение личности развивается при наличии факторов: традиции чтения в семье, уровень образования. Умение подростка выбрать нужную ему книгу указывает на уровень становления читательского поведения личности. Чтобы уберечь читателя от модели чтения связанной с обращением к публикациям в социальных сетях и блогах, от неспособности ориентироваться в большом количестве современной литературы, среди которой есть однодневные издания нужно разъяснять ребенку о нежелательном влиянии информационной среды: места чтения, использования электронных ресурсов, содержащих информацию, причиняющую вред их здоровью и развитию.

Сохранение домашних библиотек, использование электронных книг позволяют не только держать книгу в руках, услышать произведение, но и задействовать основные органы чувств. Таким образом, читатель из пассивного объекта он превращается в активного участника процесса. Существует еще один положительный момент использования интернет-ресурсов: в библиотеках блокируются ресурсы с контентом, незаконно использующим, авторское право. Подобное воздействие на сложившуюся ситуацию оказывает позитивное влияние на процесс социализации чтения и популяризации его ценности. Изменения отношения к книжной культуре происходят параллельно развития общества в социальном и техническом секторах жизни человечества [4, с. 18]. Воспитание читательской культуры учащегося на начальной ступени с помощью «навигации» в библиотечном пространстве расширяет возможности пользователя получить достоверную информацию самостоятельно. Таким образом, успешное формирование читательской культуры напрямую зависит от наличия обратной связи между пользователем и библиотекарем. Для достижения данной цели целесообразно принимать следующие меры:

1. Обеспечение доступности книги в электронных библиотеках, обсуждение и обзоры литературы на различных форумах и страницах социальных сообществ.

2. Регулярное проведение библиотечных уроков.

3. Размещение информации о книжных новинках и конкурсах для начинающих авторов в различных форматах, доступных пользователям.

Вышеперечисленные меры, на мой взгляд, способны вызвать интерес к книге и библиотеке, как следствие можно ожидать изменение общей культуры личности пользователя.

Список использованной литературы:

  1. Бородина, В.А. Психологические методы в изучении читательского развития / В.А. Бородина // Библиосфера, 2008. – C. 19–23.
  2. Наумов, И.А. Роль и место библиотеки в формировании культуры современного читателя / И.А. Наумов . — Санкт-Петербург. — Режим доступа: https://nlr.ru/tus/20121115/Naumov.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 17.05.2024).
  3. Огарева, Е.И., Голубева, А.Н. Читательские диспозиции и ценностные ориентации современного молодого писателя / Е.И. Огарева, А.Н. Голубева // Телескоп: журнал социологических и маркетинговых исследований, 2001. – № 2. – С. 78–83.
  4. Сиротюк, О.В. Определение роли книги и чтения в современном информационном пространстве / О. В. Сиротюк // Библиосфера, 2017. – № 2. – С. 17–22./
  5. Фурсенко, О. Ф.  Формирование читательской культуры подростков / О. Ф. Фурсенко // Гуманитарные науки, 2017. – С. 132. –137.