Рабочая программа
Рабочая программа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_distsipliny_op.01._elektrotehnika.doc | 160 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
«Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.01 «Электротехника»
Профессии: 08.01.31 «Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования»
Срок обучения 1год 10 месяцев
Общее количество часов по учебному плану: 36 часов
Преподаватель: Кузьмина И.И.
Утверждаю Заместитель директора по УПР:
__________________Н.И.Зубарева « 18 » мая 2023 г. |
Рабочая программа дисциплины ОП. 01. «Электротехника» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по профессии 08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11.2022 г. N 966
Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»
Разработчик: И.И. Кузьмина, преподаватель.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов.
Протокол № 10 от 18 мая 2023 г.
Руководитель ПЦК _________
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
1.1. Область применения программы
Программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.
08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования
Программа дисциплины может быть использована для освоения:
- основных видов профессиональной деятельности (ВПД) для присвоения квалификаций: электромонтажник.
- и соответствующих профессиональных компетенций (ПК). Содержание данной дисциплины будет влиять на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
Код | Наименование результата обучения |
ПК 1.1 | Выполнять работы по монтажу электропроводок всех видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах). |
ПК 1.2 | Контролировать качество выполненных работ. |
ПК 1.3 | Производить ремонт электропроводок всех видов. |
ПК 2.1 | Выполнять работы по монтажу осветительного оборудования. |
ПК 2.2 | Выполнять работы по монтажу силового оборудования. |
ПК 2.3 | Выполнять наладку силового и осветительного электрооборудования. |
ПК 3.1 | Устанавливать и подключать распределительные устройства. |
ПК 3.2 | Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей |
ПК 3.3 | Устанавливать и подключать устройства и шкалы автоматизации. |
ПК 3.4 | Выполнять пусконаладочные работы, в том числе программировать средства автоматизации. |
ПК 3.5 | Контролировать качество выполненных работ. |
ПК 3.6 | Производить ремонт распределительных устройств и вторичных цепей. |
ОК 1 | Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам |
ОК 2 | Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности |
ОК 4 | Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде |
ОК 5 | Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста |
ОК 9 | Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках |
1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности;
читать электрические схемы;
выполнять расчеты параметров электрических цепей постоянного и переменного токов;
находить параметры элементы магнитной цепи по их характеристикам; определять индуцированную ЭДС, определять индуктивность катушки; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;
определять основные параметры трансформатора;
составлять электрические схемы для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь;
собирать электрические схемы
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
Основные законы электротехники;
параметры электрических цепей и единицы их измерений;
элементы электрических цепей, их типы, назначение и характеристики; свойства электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы;
методы расчета и измерений основных параметров электрических цепей; виды и методы электрических измерений, классификацию погрешностей; классификация электроизмерительных приборов виды и методы электрических измерений, классификацию погрешностей, классификация электроизмерительных приборов;
классификация, устройство и принцип действия трансформаторов; классификация, устройство и принцип действия электрических машин.
1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;
самостоятельной работы обучающегося 2 часа.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 38 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 36 |
в том числе: | |
практические занятия | 22 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 2 |
в том числе: Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций. | |
Зачёт | 1 |
2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Электротехника»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | ||
1 | 2 | 3 | ||
Раздел 1. Электрические и магнитные цепи | 14 | |||
Тема 1.1. Электрическое поле | Содержание | 1 | ||
1. | Содержание, цели и задачи дисциплины. Электрическое поле и его характеристики | 1 | ||
Тема 1.2. Электрические цепи постоянного тока | Содержание | 1 | ||
1. | Классификация электрических цепей. Элементы электрических цепей. Законы Ома. Законы Кирхгофа. | 1 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Расчет электрических цепей постоянного тока по законам Ома и Кирхгофа. | 2 | ||
2. | Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным , параллельным и смешанном соединением приемников электрической энергии | 2 | ||
Тема 1.3. Магнитные цепи. | Содержание | 1 | ||
1. | Магнитное поле, его характеристики. Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей. | 1 | ||
Самостоятельная работа | 2 | |||
1. | Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. | 1 | ||
2. | Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций. | 1 | ||
Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока | Содержание | 3 | ||
1. | Переменный ток и его характеристики. Действующие значения переменного тока. | 1 | ||
2. | Резонанс напряжения и тока. Мощность переменного тока. | 1 | ||
3. | Трёхфазные системы переменного тока. Внешние приёмники в трёхфазной цепи (соединение звездой и треугольником). | 1 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Расчёт полного сопротивления цепи, тока в цепи, напряжения на активном, индуктивном и ёмкостном сопротивлении. | 2 | ||
2. | Электрическая цепь при активной и реактивной нагрузке трехфазных приёмников, соединенных «звездой» и «треугольником». | 2 | ||
Раздел 2. Электротехнические устройства | 17 | |||
Тема 2.1. Электрические измерительные приборы и электрические измерения | Содержание | 1 | ||
1. | Электроизмерительные приборы, их назначение, классификация, устройство, принцип действия. | 1 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Нарисовать схему включения измерительных приборов в электрическую цепь. | 2 | ||
2. | Измерение активной мощности в однофазной и трёхфазной цепи. | 2 | ||
Тема 2.2. Трансформаторы | Содержание | 1 | ||
1. | Назначение, устройство и принцип действия трансформатора. Трёхфазный трансформатор. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Расчет коэффициента трансформации, напряжения и электродвижущей силы трансформатора. | 2 | ||
Тема 2.3. Электрические машины и основы электропривода | Содержание | 2 | ||
1. | Генератор и двигатель постоянного тока. | 1 | ||
2. | Асинхронные и синхронные двигатели. | 1 | ||
Практические занятия | 4 | |||
1. | Изучение характеристик машин постоянного тока. | 2 | ||
2. | Изучение и расчет характеристик машин переменного тока. | 2 | ||
Тема 2.4. Электронные приборы и устройства | Содержание | 1 | ||
1. | Полупроводники. Полупроводниковые диоды. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Изучение свойств полупроводниковых приборов, классификация. | 2 | ||
Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии. Основы проектирования, монтажа и эксплуатации осветительных электроустановок | 4 | |||
Тема 3.1. Производство, распределение и потребление электрической энергии | Содержание | 1 | ||
1. | Электрические системы, станции. Электроснабжение. Подстанции и распределительные устройства. | 1 | ||
Тема 3.2. Основы проектирования, монтажа и эксплуатации осветительных электроустановок | Содержание | 1 | ||
1. | Осветительные электроустановки. Источники света. Требования техники безопасности к монтажу, эксплуатации и ремонту электрического освещения. Оказание первой помощи при поражении электрическим током. | 1 | ||
Практические занятия | 2 | |||
1. | Расчёт электрической осветительной сети. | 2 | ||
Зачёт | 1 | |||
Обязательная аудиторная учебная нагрузка | 36 | |||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||
Максимальная учебная нагрузка | 38 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:
кабинет «Электротехники», оснащенный:
оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя;
учебная доска
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
экран,
лаборатория «Электротехники», оснащенная
оборудованием:
рабочие места по количеству обучающихся;
автоматизированное рабочее место преподавателя;
учебная доска;
измерительные приборы
техническими средствами обучения:
персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;
мультимедийный проектор;
экран.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1. Ярочкина Г.В. Электротехника: учебник для студ учреждений сред. проф. Образования/ Г.В. Ярочкина- 4-е изд. Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020 – 240 с. ISBN 978-5-4468-8698-2 - Текст: непосредственный
2. Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05793-5- Текст: непосредственный.
Основные электронные источники:
1. Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 05793-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/96AFBA22-D07A-402A-B40ECDE4FB4F3815- Текст: электронный
2. Терехов, В. А. Задачник по электронным приборам: учебное пособие для спо / В. А. Терехов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-6891-1. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153659 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
3. Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника: учебник для спо / В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 176 с. — ISBN 978-5-507-45805-9. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/284066 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
4. Основы теоретической электротехники: учебное пособие для спо / Ю. А. Бычков, В. М. Золотницкий, Е. Б. Соловьева [и др.]. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2023. — 592 с. — ISBN 978-5-507-45416-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269846 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
5. Атабеков, Г. И. Основы теории цепей: учебник для спо / Г. И. Атабеков. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 424 с. — ISBN 978-5-8114-6806-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152635 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
Дополнительные источники:
- Бутырин П.А., Электротехника: учебник – М. «Академия», 2012
- Синдеев Ю.Г., Электротехника с основами электроники: учебник –
Ростов н/Д «Феникс», 2012
- Новиков П.Н., Задачник по электротехнике – М. «Академия», 2009
- В.М. Прошин Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие – М. «Академия», 2011
- Г.В. Яворочкина Электротехника: рабочая тетрадь –
М. «Академия», 2011
- .В.М. Прошин Лабораторно-практические работы по электротехнике: рабочая тетрадь – М. «Академия», 2012
- В.М. Прошин, Г.В. Ярочкина Сборник задач по электротехнике.- М. «Академия», 2011
- В.М. Прошин Электротехника: учебник- М. «Академия», 2012.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Знания | |
Основные законы электротехники | Правильное формулирование основных законов электротехники |
Параметры электрических цепей и единицы их измерений | Демонстрация знаний параметров электрических цепей постоянного и переменного тока, правильность расчета параметров параметры электрических цепей |
Элементы электрических цепей, их типы, назначение и характеристики | Точность определения элементов электрических цепей, их типов, назначения, правильное описание их характеристик. |
Свойства электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы | Точность определения свойств электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы |
Методы расчета и измерений основных параметров электрических цепей | Правильность расчета и измерений основных параметров электрических цепей |
Виды и методы электрических измерений, классификация погрешностей | Правильное описание видов и методов электрических измерений, классификации погрешностей |
Классификация электроизмерительных приборов | Правильное описание классификации электроизмерительных приборов |
Классификация, устройство и принцип действия трансформаторов | Демонстрация знаний классификации, устройства и принципа действия трансформаторов |
Классификация, устройство и принцип действия электрических машин | Демонстрация знаний классификации, устройства и принципа действия электрических машин |
Умения | |
Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности | Правильное применение законов и принципов теоретической электротехники и электроники |
Читать электрические схемы | Точность чтения электрических схем |
Выполнять расчеты параметров электрических цепей постоянного и переменного токов | Точность и правильность расчёта параметров электрических цепей постоянного и переменного токов, переменного трехфазного тока |
Пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями | Правильное использование электроизмерительных приборов |
Подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками | Правильный подбор электрических и электронных приборов и оборудования по заданным параметрам и характеристикам |
Определять основные параметры трансформатора | Точность и правильность определения основных параметров трансформатора |
Составлять электрические схемы для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь. | Точность составления электрических схем для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь |
Собирать электрические схемы | Точность сборки электрических схем |