Рабочая программа

Ирина Ивановна Кузьмина

Рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_distsipliny_op.01._elektrotehnika.doc160 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

 «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

               РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА    

                                 ДИСЦИПЛИНЫ  

                         ОП.01   «Электротехника»

Профессии: 08.01.31 «Электромонтажник электрических сетей  и электрооборудования»      

                                

                                                                                   

Срок обучения 1год  10 месяцев

                                                            Общее количество часов по учебному плану: 36 часов

                                                                     

                                             Преподаватель: Кузьмина И.И.

                    Утверждаю

Заместитель директора по УПР:

        

__________________Н.И.Зубарева

 « 18 » мая 2023 г.

                

                

Рабочая программа дисциплины ОП. 01. «Электротехника» разработана в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом  среднего профессионального образования по профессии  08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 11.11.2022 г. N 966

Организация-разработчик: ГБПОУ ВО «Воронежский техникум промышленно-строительных технологий»

Разработчик:   И.И. Кузьмина, преподаватель.

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов.

Протокол № 10 от 18 мая 2023 г.

Руководитель ПЦК  _________

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1. Область применения программы

Программа дисциплины является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в соответствии с ФГОС по профессиям СПО.

08.01.31 Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования

Программа  дисциплины может быть использована для освоения:

- основных видов профессиональной деятельности (ВПД) для присвоения квалификаций: электромонтажник.

- и соответствующих профессиональных компетенций (ПК). Содержание данной дисциплины будет влиять на формирование следующих общих и профессиональных компетенций: 

Код

Наименование результата обучения

ПК 1.1

Выполнять работы по монтажу электропроводок  всех  видов (кроме проводок во взрывоопасных зонах).

ПК 1.2

Контролировать качество выполненных работ.

ПК 1.3

Производить ремонт электропроводок  всех  видов.

ПК 2.1

Выполнять работы по монтажу осветительного оборудования.

ПК 2.2

Выполнять работы по монтажу силового оборудования.

ПК 2.3

Выполнять наладку силового и осветительного электрооборудования.

ПК 3.1

Устанавливать и подключать распределительные устройства.

ПК 3.2

Устанавливать и подключать приборы и аппараты вторичных цепей

ПК 3.3

Устанавливать и подключать устройства и шкалы автоматизации.

ПК 3.4

Выполнять пусконаладочные работы, в том числе программировать средства автоматизации.

ПК 3.5

Контролировать качество выполненных работ.

ПК 3.6

Производить ремонт распределительных устройств и вторичных цепей.

ОК 1

Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам

ОК 2

Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности

ОК 4

Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде

ОК 5

Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста

ОК 9

Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранных языках

1.2. Место дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности;

читать электрические схемы;

выполнять расчеты параметров электрических цепей постоянного и переменного токов;

находить параметры элементы магнитной цепи по их характеристикам; определять индуцированную ЭДС, определять индуктивность катушки; пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями; подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками;

 определять основные параметры трансформатора;

составлять электрические схемы для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь;

собирать электрические схемы  

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

 Основные законы электротехники;

параметры электрических цепей и единицы их измерений;

 элементы электрических цепей, их типы, назначение и характеристики; свойства электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы;

методы расчета и измерений основных параметров электрических цепей; виды и методы электрических измерений, классификацию погрешностей; классификация электроизмерительных приборов виды и методы электрических измерений, классификацию погрешностей, классификация электроизмерительных приборов;

классификация, устройство и принцип действия трансформаторов; классификация, устройство и принцип действия электрических машин. 

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 38 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 36 часов;

самостоятельной работы обучающегося 2 часа.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

38

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

36

в том числе:

        практические занятия

22

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

2

в том числе: 

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций.

Зачёт

1

2.2. Тематический план и содержание дисциплины «Электротехника» 

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

1

2

3

Раздел 1. Электрические и магнитные цепи

14

Тема 1.1. Электрическое поле

Содержание

1

1.

Содержание, цели и задачи дисциплины. Электрическое поле и его характеристики

1

Тема 1.2. Электрические цепи постоянного  тока

Содержание

1

1.

Классификация электрических цепей. Элементы электрических цепей. Законы Ома. Законы Кирхгофа.

1

Практические занятия

4

1.

Расчет электрических цепей постоянного тока по законам Ома и Кирхгофа.

2

2.

Линейная электрическая цепь постоянного тока с последовательным , параллельным и  смешанном соединением приемников электрической энергии

2

Тема 1.3. Магнитные цепи.

Содержание

1

1.

Магнитное поле, его характеристики. Классификация, элементы и характеристики магнитных цепей.

1

Самостоятельная работа

2

1.

Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

1

2.

Подготовка к практическому занятию с использованием методических рекомендаций.

1

Тема 1.4. Электрические цепи переменного тока

Содержание

3

1.

 Переменный ток и его характеристики. Действующие значения переменного тока.

1

2.

 Резонанс напряжения и тока. Мощность переменного тока.

1

3.

Трёхфазные системы переменного тока. Внешние приёмники в трёхфазной цепи (соединение звездой и треугольником).

1

Практические занятия

4

1.

Расчёт полного сопротивления цепи, тока в цепи, напряжения на активном, индуктивном и ёмкостном сопротивлении.

2

2.

Электрическая цепь при активной и реактивной нагрузке трехфазных приёмников, соединенных «звездой» и «треугольником».

2

Раздел 2. Электротехнические устройства  

17

Тема 2.1. Электрические измерительные приборы  и электрические измерения

Содержание

1

1.

Электроизмерительные приборы, их назначение, классификация, устройство, принцип действия.

1

Практические занятия

4

1.

Нарисовать схему включения измерительных приборов в электрическую цепь.

          2

2.

Измерение активной мощности в однофазной и трёхфазной цепи.

2

Тема 2.2. Трансформаторы

Содержание

1

1.

Назначение, устройство и принцип действия трансформатора. Трёхфазный трансформатор.

1

Практические занятия

2

1.

Расчет коэффициента трансформации, напряжения и электродвижущей силы трансформатора.

          2        

Тема 2.3. Электрические машины и основы электропривода

Содержание

2

1.

Генератор и двигатель постоянного тока.

1

2.

Асинхронные и синхронные двигатели.

1

Практические занятия

4

1.

Изучение характеристик машин постоянного тока.

2

2.

Изучение и расчет характеристик машин переменного тока.

2

Тема 2.4. Электронные приборы и устройства

Содержание

1

1.

Полупроводники. Полупроводниковые диоды.

1

Практические занятия

2

1.

Изучение свойств полупроводниковых приборов, классификация.

2

Раздел 3. Производство, распределение и потребление электрической энергии. Основы проектирования, монтажа и эксплуатации осветительных электроустановок

4

Тема 3.1. Производство, распределение и потребление электрической энергии

Содержание

1

1.

Электрические системы, станции. Электроснабжение. Подстанции и распределительные устройства.

1

Тема 3.2.   Основы проектирования, монтажа и эксплуатации осветительных электроустановок

Содержание

1

1.

Осветительные электроустановки. Источники света. Требования техники безопасности к монтажу, эксплуатации и ремонту электрического освещения. Оказание первой помощи при поражении электрическим током.

1

Практические занятия

2

1.

 Расчёт электрической осветительной сети.

2

Зачёт

1

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

36

Самостоятельная работа обучающихся

2

Максимальная учебная нагрузка

38

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

 кабинет «Электротехники», оснащенный:

оборудованием: рабочие места по количеству обучающихся; автоматизированное рабочее место преподавателя;

учебная доска

 техническими средствами обучения:

персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедийный проектор;

 экран,

лаборатория «Электротехники», оснащенная

 оборудованием:

рабочие места по количеству обучающихся;

автоматизированное рабочее место преподавателя;

 учебная доска;

измерительные приборы

 техническими средствами обучения:

персональный компьютер с лицензионным программным обеспечением;

мультимедийный проектор;

 экран.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

1. Ярочкина Г.В. Электротехника: учебник для студ учреждений сред. проф. Образования/ Г.В. Ярочкина- 4-е изд. Стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2020 – 240 с. ISBN 978-5-4468-8698-2 - Текст: непосредственный

 2. Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-05793-5- Текст: непосредственный.

 Основные электронные источники:

1. Миленина, С. А. Электротехника: учебник и практикум для СПО / С. А. Миленина; под ред. Н. К. Миленина. — 2-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 263 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534- 05793-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/96AFBA22-D07A-402A-B40ECDE4FB4F3815- Текст: электронный

2. Терехов, В. А. Задачник по электронным приборам: учебное пособие для спо / В. А. Терехов. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 280 с. — ISBN 978-5-8114-6891-1.  — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/153659 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 3. Скорняков, В. А. Общая электротехника и электроника: учебник для спо / В. А. Скорняков, В. Я. Фролов. — 3-е изд., стер. — Санкт-Петербург: Лань, 2023. — 176 с. — ISBN 978-5-507-45805-9. — Текст: электронный // Лань: электроннобиблиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/284066 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 4. Основы теоретической электротехники: учебное пособие для спо / Ю. А. Бычков, В. М. Золотницкий, Е. Б. Соловьева [и др.]. — 3-е изд., стер. — СанктПетербург: Лань, 2023. — 592 с. — ISBN 978-5-507-45416-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/269846 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 5. Атабеков, Г. И. Основы теории цепей: учебник для спо / Г. И. Атабеков. — Санкт-Петербург: Лань, 2021. — 424 с. — ISBN 978-5-8114-6806-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/152635 (дата обращения: 06.04.2023). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Дополнительные источники:

  1. Бутырин П.А., Электротехника: учебник – М. «Академия», 2012
  2. Синдеев Ю.Г., Электротехника с основами электроники: учебник –

     Ростов н/Д «Феникс», 2012

  1. Новиков П.Н., Задачник по электротехнике – М. «Академия», 2009
  2. В.М. Прошин Лабораторно-практические работы по электротехнике: учебное пособие – М. «Академия», 2011
  3. Г.В. Яворочкина Электротехника: рабочая тетрадь –

         М. «Академия», 2011

  1. .В.М. Прошин Лабораторно-практические работы по электротехнике: рабочая тетрадь – М. «Академия», 2012
  2. В.М. Прошин, Г.В. Ярочкина Сборник задач по электротехнике.- М. «Академия», 2011
  3. В.М. Прошин Электротехника: учебник- М. «Академия», 2012.

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Знания

 Основные законы электротехники

Правильное формулирование основных законов электротехники

 Параметры электрических цепей и единицы их измерений

Демонстрация знаний параметров электрических цепей постоянного и переменного тока, правильность расчета параметров параметры электрических цепей

Элементы электрических цепей, их типы, назначение и характеристики

Точность определения элементов электрических цепей, их типов, назначения, правильное описание их характеристик.

Свойства электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы

Точность определения свойств электрических цепей переменного тока, содержащих активные и реактивные элементы

Методы расчета и  измерений основных параметров электрических цепей

Правильность расчета и измерений основных параметров электрических цепей

Виды и методы электрических измерений, классификация погрешностей

Правильное описание видов и методов электрических измерений, классификации погрешностей

Классификация электроизмерительных приборов

Правильное описание классификации электроизмерительных приборов

Классификация, устройство и принцип действия трансформаторов

Демонстрация знаний классификации, устройства и принципа действия трансформаторов

Классификация, устройство и принцип действия электрических машин

Демонстрация знаний классификации, устройства и принципа действия электрических машин

Умения

Использовать основные законы и принципы теоретической электротехники в профессиональной деятельности

Правильное применение законов и принципов теоретической электротехники и электроники

 Читать электрические схемы

Точность чтения электрических схем

Выполнять расчеты параметров электрических цепей постоянного и переменного токов

Точность и правильность расчёта параметров электрических цепей постоянного и переменного токов, переменного трехфазного тока

 Пользоваться электроизмерительными приборами и приспособлениями

Правильное использование электроизмерительных приборов

Подбирать устройства, электрические приборы и оборудование с определенными параметрами и характеристиками

Правильный подбор электрических и электронных приборов и оборудования по заданным параметрам и характеристикам

Определять основные параметры трансформатора

Точность и правильность определения основных  параметров трансформатора

Составлять электрические схемы для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь.

Точность составления электрических схем для включения трехфазных трансформаторов в электрическую цепь

Собирать электрические схемы

Точность сборки электрических схем