Открытое занятие кружка "Читайка" по сказке "Скатерть, баранчик и сума"
Знакомство со сказкой «Скатерть, баранчик и сума»; отработка таких навыков как: понимание идейного содержания произведения; оценивание поступков героев и событий; формирование познавательного интереса к произведениям устного народного творчества; развитие у детей чувства сопереживания, чувства справедливости.
Планируемые предметные результаты: сопоставлять отрывки из сказки со словами, определяющими сюжет; выбирать отрывки, которые соответствуют рисункам; называть пословицы, соответствующие сказке; заполнять ячейки кроссворда на основе разгадывания ребусов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие кружка "Читайка" по русской народной сказке "Скатерть, баранчик и сума" | 35.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие кружка «Читайка»
по русской народной сказке «Скатерть, баранчик и сума»
Цель: создание условий для знакомства со сказкой «Скатерть, баранчик и сума»; понимания идейного содержания произведения; оценивания поступков героев и событий; формирования познавательного интереса к произведениям устного народного творчества; развития у детей чувства сопереживания, чувства справедливости.
Планируемые предметные результаты: сопоставлять отрывки из сказки со словами, определяющими сюжет; выбирать отрывки, которые соответствуют рисункам; называть пословицы, соответствующие сказке; заполнять ячейки кроссворда на основе разгадывания ребусов.
Оборудование к занятию: цветные карандаши, книги со сказкой «Скатерть, баранчик и сума».
Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.
Ход занятия
- Самоопределение к деятельности
Учитель. Здравствуйте, ребята! Долго ли, коротко ли катился наш клубочек, только докатился он до следующей сказки.
Воспроизведение содержания сказки и выполнение заданий по сюжету сказки
Учитель. Ребята, дома вы читали очень интересную сказку. Как она называется?
Ученики. «Скатерть, баранчик и сума».
Учитель. Скажите, почему сказка так называется? Ученики. Потому что журавль давал старику такие подарки. Учитель. Верно. Значит, сегодня у нас в гостях сказка …
Ученики. Сказка «Скатерть, баранчик и сума».
Учитель. А сейчас отгадываем загадки.
Эта скатерть знаменита Тем, что кормит всех она,
Что сама собой она Вкусных кушаний полна.
Ученики. Скатерть-самобранка.
Учитель. Ребята, в сказке не говорится, что это скатерть-самобранка, но вы догадались. Как вы догадались?
Ответы детей.
Учитель. Говорят также самобранная скатерть, скатерть-хлебосолка. Скатерть-самобранка – это волшебный предмет, который в любое время и в любом месте может накормить и напоить своего хозяина, достаточно только развернуть её и произнести заветные слова.
Какие заветные слова нужно было произнести в сказке?
Ученики. Напои-накорми, скатерочка!
Учитель. Верно. Следующая загадка. Много шерсти и кудряшек, В гости к нам пришел...
Ученики. Барашек.
Учитель. В нашей сказке – волшебный барашек. Почему мы можем сказать, что барашек – волшебный?
Ученики. Он золото даёт.
Учитель. Какие заветные слова нужно было сказать, чтобы баран- чик дал золото?
Ученики. Баранчик, встряхнись!
Учитель. Следующая загадка.
Она нам очень нравится Полотняная красавица, Живут в ней сорок молодцов, Помощников-удальцов.
Ученики. Сума.
Учитель. А что такое «сума»? Как вы понимаете это слово?
Ученики. Старинная сумка.
Учитель. Верно. Так в старину называли сумку. В нашей сказке сумка из ткани.
Можем мы сказать, что сума волшебная?
Ученики. Можем. Учитель. Почему? Ответы детей.
Учитель. Верно. В ней живут сорок молодцов.
Какие заветные слова нужно было произнести, чтобы молодцы вы скочили из сумы?
Ученики. Сорок из сумы.
Учитель. Правильно!
Ещё одна загадка.
Длинноногий, длинношеий, Длинноклювый, телом серый, А затылок голый, красный, Бродит по болотам грязным, Ловит в них лягушек, Бестолковых попрыгушек.
Ученики. Журавль.
Учитель. В сказке журавль – один из главных героев. Можно ска зать, что журавль – сказочный?
Ученики. Можно. Учитель. Докажите. Ответы етей.
Учитель. Верно. Журавль умеет разговаривать, у него есть домик.
Он дарит старику волшебные предметы. Ещё один главный герой. Это … Ученики. Старик.
Учитель. Кто ещё участвует в сказке?
Ученики. Богатый мужик.
Учитель. Молодцы!
А сейчас смотрим сказку.
Учитель. Ребята, вспомним содержание сказки. Что давал журавль старичку в подарок? Соедините карточки с рисунками.
Самостоятельная работа.
Учитель. Молодцы! В сказке три волшебных предмета. Назовите их ещё раз.
Ученики. Скатерть, баранчик и сума.
Динамическая пауза Учитель. Отдохнём немножко.
Дети по лесу гуляли, (ходьба на месте)
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели, (смотрят вверх)
И их лучики согрели. (поднимают руки вверх)
Птички летали, (имитируют движения птиц)
Крыльями махали.
На нос капелька попала (прослеживающее движение сверху вниз)
И на землю, вниз упала.
Ветки тихо приподняли, (поднимают руки вверх) В ладошку ягодки собрали. (перебор пальцами) Хорошо мы погуляли (дыхательное упражнение) И немножечко устали!
Учитель. Прочитайте первый отрывок.
Ученики. «Вот, старичок, тебе подарок. Как захочешь есть-пить, разверни эту скатерочку и скажи: «Напои-накорми, скатерочка!» – все у тебя будет».
Ученики. Картинка 1 относится к этому отрывку.
Учитель. Прочитайте следующий отрывок.
Ученики. «Да мне и не надо угощенья, – отвечает старик, – у меня такая скатерочка есть, что всегда и накормит, и напоит вдоволь».
Ученики. Отрывок не подходит к картинкам.
Учитель. Следующий отрывок.
Ученики. «Да я не один, со мной баранчик.
- А ты баранчика на дворе оставь.
- Не могу: баранчик не простой – он золото дает».
Ученики. Картинка 2 относится к этому отрывку.
Учитель. Прочитайте последний отрывок.
Ученики. «Дам я тебе баранчика. Этот баранчик не простой. Как скажешь ему: «Баранчик, встряхнись!» – посыплется из него золото».
Ученики. Отрывок не подходит к картинкам.
Учитель. Найдите в рабочей тетради задание 3.
Закрасьте зелёным карандашом карточки с пословицами, которые относятся к сказке.
Учитель. Прочитайте первую пословицу.
Ученики. За чужим погонишься – своё потеряешь. Пословица не соответствует сказке.
Учитель. Следующая пословица. Ученики. Глаза завидущи, руки загребущи. Так можно сказать про жадного мужика.
Учитель. Прочитайте следующую пословицу.
Ученики. Жадность до добра не доведёт.
Учитель. Пословица соответствует сказке.
Учитель. Прочитайте последнюю пословицу.
Ученики. Жадность подталкивает на воровство. Пословица соответствует сказке.
Учитель. Сегодня у нас кроссворд. Ответы – ребусы. Получается загадка в загадке.
Найдите первый ребус. Назовите предмет, который встречается в ребусе.
Ученики. Катер.
Учитель. Запишите слово-отгадку.
Учитель. Найдите второй ребус. Назовите предмет, который встречается в ребусе.
Ученики. Баран.
Учитель. Запишите слово-отгадку.
Учитель. Найдите третий ребус. Назовите предмет, который встре- чается в ребусе.
Ученики. Жук.
Учитель. Что обозначают две буквы «а» и «эль»?
Ученики. Буква «а» в букве «эль».
Учитель. Запишите слово-отгадку.
Учитель. Найдите четвёртый ребус. Назовите предмет, который встречается в ребусе.
Ученики. Мак.
Учитель. Запишите слово-отгадку.
Учитель. Проверьте, верно ли заполнен кроссворд.
Учитель. Какими словами закончилась наша сказка?
Ученики. И я у него был, мед-пиво пил, по губам текло, а в рот не попало!
Учитель. Это концовка сказки.
IV. Рефлексия. Итог занятия
Учитель. Понравилась сказка? Что же в ней было сказочного, чего не бывает в обычной жизни?
Ответы детей.
Учитель. Ребята, чему вас научила эта сказка? Ученики. Нельзя быть жадным и воровать чужое. Учитель. На этом наше занятие заканчивается.
Расскажите, чему вы научились на этом занятии.
Учитель даёт возможность высказаться всем учащимся.
Учитель. Молодцы! А теперь оцените себя и свою работу:
- если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали их самостоятельно – закрасьте клубочек зелёным цветом;
- если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали некоторые трудности – закрасьте клубочек жёлтым цветом;
- если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания – закрасьте клубочек красным цветом.