Открытое занятие кружка «Чтение с увлечением» по книге: Олега Тихомирова «Александр Невский»
Знакомство с книгой Олега Тихомирова «Александр Невский»; оценивание героев произведения, освоение идеи произведения, формирование патриотического сознания и гражданской позиции через приобщение учащихся к историческим событиям Родины. Знакомство с Александром Невским на примере рассказа Олега Тихомирова как личностью, как полководцем, как русским князем, княжение которого пришлось на самое трудное время в истории нашей страны. Его помнят благодарные потомки, его заслуги перед Родиной не забыты, это подтверждает и тот факт, что и в начале ХХI века его имя, выбранное голосованием народа, стало Историческим символом страны. Александр Невский — настоящий патриот нашей страны.
Планируемые результаты
Составлять описание Александра Невского, пользуясь словами для справок, составлять и записывать вопрос по содержанию рассказов; записывать своё отношение к главному герою произведения; знать названия и даты исторических событий, описанных в книге; собирать из слов пословицы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытое занятие кружка "Чтение с увлечением" по книге О.Тихомирова "Александр Невский" | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие в кружке «Чтение с увлечением» по книге:
ОЛЕГ ТИХОМИРОВ «АЛЕКСАНДР НЕВСКИЙ»
Цель: создание условий для знакомства с книгой Олега Тихомирова
«Александр Невский»; оценивание героев произведения, освоение идеи произведения, формирование патриотического сознания и гражданской позиции
через приобщение учащихся к историческим событиям Родины.
Планируемые результаты
Вписывать данные о произведении в карточку; составлять описание
Александра Невского, пользуясь словами для справок, составлять и записывать вопрос по содержанию рассказов; записывать своё отношение к главному
герою произведения; знать названия и даты исторических событий, описанных в книге; собирать из слов пословицы.
Оборудование к занятию: книги с рассказами «Александр Невский», выставка книг Олега Тихомирова.
Минимальные требования к программным ресурсам: ПК, колонки, проектор, экран.
Ход занятия
1. Самоопределение к деятельности
Учитель. Здравствуйте, ребята!
Сегодня мы начинаем знакомиться с книгами об истории России, о её героях. Начать наше занятие мне бы хотелось с крылатого выражения «Не зная
прошлого, мы не имеем права на будущее». Как вы понимаете это высказывание?
Ответы детей.
Учитель. Помните об этих словах. Сегодня на занятии мы поговорим о великом человеке ХШ века. Скажите, какую книгу вы читали дома?
Ученики. «Александр Невский».
Учитель. Кто автор этого произведения?
Ученики. Олег Николаевич Тихомиров.
Учитель. Олег Николаевич Тихомиров (16 ноября 1934 — 29 сентября 2012) — русский советский детский писатель. Писал рассказы о Москве, о природе, о мореплавателях, детские рассказы и повести. После окончания университета работал редактором в книжном издательстве, корреспондентом в газетах. Писал для детских журналов, в частности для журнала «Мурзилка». С этим журналом у Тихомирова была давняя дружба. Олег Николаевич Тихомиров написал много книг о прошлом нашей страны. Одна из них «Александр Невский». И сейчас мы побываем в далёком нашем прошлом, в Древней Руси. Князь Александр Ярославович был на Руси самой известной фигурой ХШ века. Имя Александра Невского — одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но и самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают потомки с таким тёплым чувством, как Александра. Он много потрудился для Русской земли и мечом, и головой, его вклад в становление Российского государства бесценен. Александр был младшим сыном Великого князя владимирского Ярослава Всеволодовича. Александр родился в 1219 году в Переяславле (по другим сведениям, в 1220 году в Новгороде) незадолго до страшного бедствия — нашествия монголо-татар на Русь. Уже с трёх лет Александра отлучили от матери, княгини Феодосии, и отдали на воспитание княжеским воинам.
Малыша посадили на коня и дали в руки оружие. Вскоре начали учить грамоте. Александр увлекался чтением русских летописей и переводами византийских хроник с описанием походов Александра Македонского. И в военном деле, и в чтении и письме Александр быстро преуспел. Он вырос, превратился в ловкого, сильного юношу, который любил читать и прекрасно писал. В те времена чтению учились по Священному Писанию. Александр полюбил слово Божие и хорошо его усвоил. Заповеди Христовы глубоко проникли в сердце мальчика. Когда Александру было 16 лет, новгородцы позвали его княжить вместо старшего брата. В Новгороде Александр был уже известен своим мужеством и волей, с великим пониманием долга перед родиной, землёй в годину тяжелых для неё испытаний.
Его представляют великаном. На самом деле Александр Ярославович
Невский был небольшого роста, но большой физической силы и выносливости. Он великолепно владел мечом и копьём, цепко держался на коне, стойко переносил тяжкие конные и пешие переходы. Он мог натянуть самый тугой
лук до отказа и пустить стрелу в зенит так, что она надолго скрывалась из глаз. И людям казалось, что она задержалась на белом облаке и никогда не вернется на землю...
В те давние времена князь не мог, не имел права быть физически слабым — иначе дружина не пойдет за ним. В лето 1223 года в небе появилась комета. Она настолько близко пролетала от Земли, что хвост её, озаряя небо, хорошо был виден даже днём. Поскольку в те времена научного объяснения этого явления не существовало, люди приняли комету за дурной знак, предвещающий беду и горе. И многие люди связывали появление кометы с трагическими событиями на Руси. И действительно, вскоре на Руси настали трудные времена. В ХII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. Сегодня на занятии мы поговорим о некоторых событиях, произошедших в трудные времена на Руси и описанные в книге Олега Тихомирова.
Обратите внимание на карту — Русь поделена на княжества, которые жили в то время обособленно, между ними не было согласия. Каждый был сам за себя. В некоторых княжествах и князя не было. В нём управляли богатые люди — бояре.
Кто такие бояре?
Боярин — крупный землевладелец, принадлежащий к высшему слою
господствующего класса.
О каких исторических событиях рассказывается в книге Олега Николаевича Тихомирова «Александр Невский»?
Ученики. О Невской битве и Ледовом побоище.
Учитель. Поговорим о содержании книги.
Дозорные
Учитель. Что означает слово «дозор»?
Ученики. Наблюдение с целью охраны, разведки.
Учитель. Кто был в дозоре?
Ученики. Пелсугий, Гришата, Онфим, Илья Кривой.
Учитель. Как вы думаете, почему прозвали Илью «Кривым»?
Ученики. Не было глаза.
Учитель. Кому поручил Александр Ярославович стражу морскую —
охранять пути к Неве со стороны моря?
Ученики. Пелгусию.
Учитель. В какой город посылал гонца Пелгусий?
Ученики. В Новгород.
Учитель. С какой целью?
Ученики. Чтобы усилить охрану.
Учитель. Прочитайте, как об этом говорится в тексте.
Ученики. «Два раза посылал он гонца в Новгород, просил прислать
людей, чтобы усилить охрану».
Учитель. Получил ли помощь Пелгусий?
Ученики. Нет.
Учитель. Почему? Прочитайте.
Ученики. «Но ни с чем гонец возвращался. Видно, нет лишних людей у воевод».
Учитель. Что же случилось на рассвете?
Ученики. Разбудил Пелгусия Илья Кривой и сообщил, что на «кораблях войско пришло».
Учитель. Сколько кораблей насчитал Пелгусий?
Ученики. Около двадцати кораблей.
Учитель. Какое решение было принято? Прочитайте.
Ученики. «В Новгород он отослал одного Гришату, а сам с товарищами стал дожидаться, что будет дальше».
Учитель. Что же произошло дальше?
Ученики. «Корабли один за другим стали входить в Неву. Долго шли за ними следом дозорные, пока не увидели, что корабли повернули к берегу. В этом месте в Неву впадала речка Ижора. Войско стало высаживаться с кораблей, сгружать какие-то тюки».
Учитель. Что такое «тюки»?
Ответы детей.
Учитель. Тюк — большой мягкий перевязанный сверток, большая связка чего-нибудь, обычно в упаковке.
Учитель. С какой целью высадилось на берег войско?
Ученики. Чтобы поставить лагерь.
Учитель. Кто направил войско?
Ученики. Шведский король Эрих Картавый.
Учитель. Что он хотел сделать?
Ученики. Захватить русские северные земли.
Учитель. Кого назначил король предводителем войска?
Ученики. Биргера.
Учитель. Биргер. Кто это?
Ученики. Знатный рыцарь.
Учитель. Прочитайте, почему Биргер был уверен в своих солдатах.
Ученики. «Суровые, беспощадные лица. С такими воинами можно хоть на край света. Куда против этих полудиким русским».
Учитель. Что делали воины в течение целого дня?
Ученики. Пировали.
Учитель. Прочитайте, какое послание написал Биргер новгородскому КНЯЗЮ.
Ученики. «Если можешь, сопротивляйся, знай, что я уже здесь и пленю землю твою».
Учитель. На что рассчитывал Биргер?
Ученики. Не осмелятся русские выступить против него.
Учитель. Как вёл себя посланец Биргера перед Александром Ярославичем?
Ученики. Нагло, чувствовал за собой силу.
Учитель. Что ответил послу князь?
Ученики. «Ступай, Биргеру я сам ответ пошлю».
Учитель. Почему автор называет этот период «тяжким»?
Ученики. «Вся Южная Русь была завоёвана Золотой Ордой — так называли своё ханство татаро-монголы. После этих набегов от городов и сёл оставались лишь голые пепелища.
Ученики. До последнего дрались русские воины в «злых сечах» с татарами. И большой урон был Орде от этих сражений. Но русские княжества поодиночке встречали врага. А татары шли на них такой ратью, что и числа ей не было — горели города, и лилась рекой кровь».
Учитель. Очень важно, что автор пишет о том, что княжества были разрозненные и поодиночке встречали врага. До Великого Новгорода не дошла ещё ордынская конница. Но с запада и севера наступал другой враг. Кто?
Ученики. «С запада и севера подбирались к княжеству то немцы, то
шведы. Немецкие рыцари ещё зимой захватили часть пограничных новгородских земель и жестоко разорили их».
Учитель. Какое решение принял князь?
Ученики. Он решил напасть на Биргера неожиданно, пока войско отдыхает.
Учитель. Какой план предложил князь Александр?
Ученики. Пока дружина будет сражаться со шведами в лагере, пешие ополченцы и несколько конных отрядов нападут на корабли. Тогда главное
войско Биргера будет отрезано от Невы и своих кораблей».
Сегодня на занятии мы начнём отмечать на ленте времени исторические события, о которых прочитаем в книге.
Назовите дату, когда Александр Ярославович напал на вражеский лагерь.
Ученики. 15 июня 1240 года.
Учитель. Прочитайте, как наступала русская дружина.
Ученики. «А русская дружина неслась без крика, без свиста. Лишь нарастал гул, лишь тряслась земля».
Учитель. Удался ли план князя Александра?
Ученики. Да, удался. «Первый корабль захватил Пелгусий со своими людьми. Три корабля захватил и поджёг отряд новгородца Миши».
Учитель. С какой целью князь Александр пробивался к шатру?
Ученики. Чтобы сразиться с Биргером.
Учитель. Как автор описывает битву двух ловких воинов?
Ученики. Тяжёлые доспехи на Биргере сковывали его, поэтому князь
Александр был подвижнее, легче уходил от удара шведа.
Учитель. Смог ли князь победить шведа?
Ученики. Князь ранил Биргера, но шведа окружили рыцари и поэтому
он не смог его достать.
Учитель. Что же произошло дальше?
Ученики. Увидели шведы дым и догадались, что горят корабли. По-
бежали они к реке.
Учитель. Удалось ли кораблям отчалить от берега?
Ученики. Лишь нескольким кораблям. На одном из них спасся Биргер.
Учитель. Как прозвал народ Александра за победу на реке Неве?
Ученики. Александром Невским.
Учитель. Как встречал народ победителей?
Ученики. «Повсюду слышалось: «Слава великому князю! Слава Александру Невскому!»
Учитель. Почему испугались бояре? Прочитайте.
Ученики. «... что же хорошего, если народ так восхваляет Александра, а про них, про бояр, никто и слова не скажет. Пожалуй, князь и вовсе над ними возвысится, один начнёт править городом, а их богатых, знатных бояр, и
слушать перестанет».
Учитель. Как повели себя бояре?
Ученики. Они стали всё делать наперекор князю.
Учитель. Как поступил князь?
Ученики. Он созвал бояр и сказал: «Вы меня на княжение поставили, а
теперь я вам неугоден. Сами управляйте городом или ищите другого князя. Ухожу я от вас».
Учитель. Бояре не стали отговаривать князя. Почему?
Ученики. Они подумали, что теперь никто не нападёт на Новгород.
Учитель. Правы оказались бояре?
Ученики. Нет.
Учитель. Почему?
Ученики. Двинулись на Русь отборные отряды тевтонцев.
Учитель. Какую крепость захватили шведы?
Ученики. Изборск.
Учитель. После этого двинулись отряды на Псков. Что же произошло далее?
Ученики. Псков сдали добровольно.
Учитель. Что рассказал Фома, который бежал из Пскова?
Ученики. «На каждом шагу в захваченном городе грабежи и убийства. Немецкие рыцари, как бешеные псы, не щадят никого. Кровью пропиталась
псковская земля».
Учитель. Теперь очередь была за Новгородом.
Учитель. В доме у кузнеца собрались люди. Чего опасались они?
Ученики. Что бояре и Новгород добровольно сдадут.
Учитель. Что решили в доме у кузнеца?
Ученики. Нужно волновать народ и посылать за князем.
Учитель. Что стал делать с того дня кузнец Яким для Александра?
Ученики. Меч.
Учитель. Как встречал народ князя Александра?
Ученики. «Звонили колокола в церквах. На площадях и у городских
ворот горели костры. И шум стоял по всему Новгороду. Давно такого не было», «Все новгородцы, и стар, и млад, высыпали на улицы».
Учитель. Кто приехал вместе с Александром?
Ученики. Его брат Андрей из Суздаля. К дружине Александра присоединились суздальские полки.
Учитель. Но и этого войска было мало. Что стал делать Александр?
Ученики. Собирать войско из новгородцев.
Учитель. Несколько полков прислал и отец Александра — владимирский князь Ярослав Всеволодович. «Росло войско. Спешно ковали в Новгороде мечи и сабли, вострили копья и секиры, потуже натягивали тетиву на луках, калили стрелы». Как действовал князь?
Ученики. Сначала князь пошёл на крепость Копорье, где засел гарнизон рыцарей. Эта крепость была рядом с Новгородом. В ней были рыцари.
Учитель. Удалось ли отсидеться рыцарям? Помогли ли толстые
стены?
Ученики. Нет. Не помогли.
Учитель. Следующий шаг — это Псков. Что сделал Александр после победы?
Ученики. Самых главных рыцарей Александр отправил в Новгород, а
двух рыцарей велел освободить и отпустить, чтобы они рассказали обо всё
магистру ордена.
Объясните значение слова «магистр».
Ответы детей.
Учитель. Магистр — титул главы средневекового монашеского и рыцарского ордена.
Учитель. Какое решение принял магистр после рассказа двух рыцарей?
Ученики. Молод, неопытен князь. А победы его — случайные удачи.
Не видел он ещё грозной силы. Против князя Александра магистр решил собрать все силы Тевтонского ордена.
Учитель. Узнал Александр о том, что выступило против него войско
крестоносцев, и стал думать, как бы лучше их встретить и где дать отпор врагу.
Учитель. Почему назвали воинов «крестоносцы»?
Ученик. Крестоносцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изображён крест.
Учитель. Как рассуждал князь?
Ученики. Он подумал, что немцы попытаются пройти короткой доро-
гой, иначе их застигнет весенняя распутица. А самый короткий путь — это по
Чудскому озеру.
Учитель. Назовите дату, когда произошла битва.
Ученики. 5 апреля 1242 года.
Учитель. Какой приём использовали крестоносцы в битвах?
Ученики. «Они выстраивали своё войско клином. Впереди ряд за рядом двигалась тяжёлая, закованная в латы конница. Сомкнуты щиты, выставлены длинные копья. Потом шли конники в более лёгких доспехах. За ними
пешие рыцари».
Учитель. Как называли русские этот строй крестоносцев?
Ученики. Свиньёю (клином).
Учитель. Можно сказать «железною свиньёю». А почему?
Ученики. «Если взглянуть на него с высокого холма: впереди острое
рыло, позади туша толстая».
Учитель. Как решил действовать Александр?
Ученики. Он решил не сдерживать «свинью», а ударить её по бокам.
Учитель. Что приказал князь войску?
Ученики. Отступить на лёд Чудского озера и подойти к восточному берегу.
Учитель. Как построил войско Александр?
Ученики. «В самом центре он поставил пеших воинов, лучшие же конные дружины он спрятал в засаде. Позади полков был крутой обрывистый
берег. Впереди — ровное ледяное поле».
Учитель. Расскажите, как автор описывает битву.
Ученики. Немецкие рыцари наступали, но вдруг перед ними появились русские воины. Ударили рыцари бронированным рылом. Стали раздвигаться русские воины. Рыцари двинулись в пробитую брешь, но никого не встретили за передними заслонами. Передние ряды хотели остановиться, но сзади напирали другие воины. Прижали передних к прибрежным глыбам льда и рассыпался строй «железной свиньи». Русские лучники стали атаковать захватчиков. В рядах крестоносцев начался беспорядок. Александр Невский дал знак — поднял руку с мечом — заиграли трубачи. И вот тогда слева и справа кинулись на крестоносцев засадные дружины. Крестоносцы были окружены. Началась битва. В битве участвовал и Александр Невский.
Учитель. Автор говорит: «Русские дрались яростно». Почему? Прочитайте.
Ученики. «Да и как же драться без ярости, когда позади остались дети
и жёны, остались сёла и города, осталась родная земля с коротким и звучным
названием — Русь. А крестоносцы пришли сюда за чужим добром, как воры
пришли, как разбойники».
Учитель. Что же произошло дальше?
Ученики. Испугались крестоносцы. Тяжёлым конникам не развернуться в давке. Русские пустили в ход крюки на длинных шестах. «Подцепят крюком рыцаря — и с коня долой. Грохнется он об лёд. А встать не может: неловок больно в толстых латах». И тут затрещал под рыцарями лёд и
треснул. Крестоносцы пошли ко дну, потянули их тяжёлые доспехи. Некоторые смогли вырваться из русского кольца. Но за ними долго ещё гнались воины Александра Невского. Такого поражения не знал до того времени Тевтонский орден.
Учитель. Какие слова сказал Александр Невский?
«Кто с мечом на русскую землю придёт, от меча и погибнет». Битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища. К. Симонов в поэме «Ледовое побоище» воссоздал полную драматизма картину боя, показал мужество и несгибаемую стойкость русских воинов, особенно крестьян, раскрыл полководческое искусство Александра Невского.
Подняв мечи из русской стали,
Нагнув копейные древки,
Из леса с криком вылетали
Новгородские полки.
По льду летели с лязгом, с громом,
К мохнатым гривам наклонясь;
И первым на коне огромном
В немецкий строй врубился князь.
И, отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев железные персты.
...Стоял суровый беспорядок
Железа, крови и воды.
На месте рыцарских отрядов
Легли кровавые следы.
Учитель. После этой знаменитой победы рыцари долгое время не нападали на Русскую землю, а князь Александр Невский стал любимым героем. Он и сегодня оберегает нас с вами от многих бед. Но особенно он помогает тому, кого родители при крещении назвали в честь него Александром. Память благоверного князя Александра Невского празднуется 12 сентября и 6
декабря. В 1547 году князь Александр был прославлен в лике святых за святую жизнь и защиту православной веры и Отечества. Как вы думаете, что значит «прославлен в лике святых»?
Учитель. Святые — это земные люди, достигшие обожествления.
Во многих городах Александру Невскому были поставлены
памятники. Например, в Москве.
Орден Святого Александра Невского был учреждён Екатериной [ в 1725 году и предназначался для награждения как военных, так и гражданских лиц. В 1917 году он был упразднён вместе с другими царскими орденами.
Учитель. 29 июля 1942 года в СССР был учреждён новый орден Александра Невского как военный орден для награждения командного состава Красной Армии. Он просуществовал по 1991 год. Девиз ордена «За мужество и героизм».
Учитель. С 7 сентября 2010 года орден Александра Невского вновь
входит в государственную наградную систему Российской Федерации. Знак
ордена Александра Невского Российской Федерации воспроизводит дизайн
дореволюционного ордена. Орден Александра Невского является единствен-
ной наградой, существовавшей (с определёнными изменениями) в наградных
системах Российской империи, Советского Союза и Российской Федерации.
Учитель. Прочитайте задание 3 под буквой «а».
Ученики. Составь и запиши вопрос по содержанию книги.
Самостоятельная работа. По окончании работы — проверка. Дети читают вопросы и отвечают на них.
Учитель. Задание 3 «б».
Ученики. Напиши, что ты думаешь о главном герое, как к нему относишься.
Самостоятельная работа. По окончании работы чтение текстов.
Учитель. Задание 3 «в».
Ученики. Напиши на карточках названия и даты исторических сражений, описанных в книге.
Самостоятельная работа.
По окончании работы — проверка: Битва на Неве 15 июня1!2940 2г.;
Чудское побоище 5 апреля 1242г.
Учитель. Прочитайте задание 4.
Ученики. Собери из слов пословицы. Запиши. Соотнеси их с рассказами об Александре Невском.
Учитель. Как вы понимаете слова «всяк», «кажда».
Ученики. Всякий, каждый.
Ученики. С родной земли — умри, да не сходи.
Ученики. На родном берегу легче биться, всяк камень — дружок, кажда палочка — сестрица.
Учитель. Соотнеси их с рассказами об Александре Невском.
Ответы детей.
Учитель. Молодцы! Со всеми заданиями справились!
III. Рефлексия. Итог занятия
Учитель. Подходит к концу наше занятие. Скажите, кому оно было посвящено?
Ученики. Александру Невскому.
Учитель. Ответьте на вопросы. Кто напал с северо-запада?
Ученики. Шведы.
Учитель. В каком году это произошло?
Ученики. В 1240 г.
Учитель. На какой реке произошло сражение?
Ученики. На реке Неве.
Учитель. Какой князь со своей дружиной выступил против них?
Ученики. Александр.
Учитель. Чем закончилась битва?
Ученики. Шведы были разбиты.
Учитель. Какое прозвище получил Александр после этой битвы?
Ученики. Невский.
Учитель. Верно. За победу на Неве князь Александр получил прозвание Невский. Русское войско потеряло всего 20 человек.
Учитель. Кто и в каком году напал с запада?
Ученики. Рыцари-крестоносцы, в 1242 году.
Учитель. Где это произошло?
Ученики. На льду Чудского озера.
Учитель. Какое название получила эта битва?
Ученики. Ледовое побоище (Чудское побоище).
Учитель. Итак, мы рассмотрели Александра Невского на примере рассказа Олега Тихомирова как личность, как полководца, как русского князя, княжение которого пришлось на самое трудное время в истории нашей страны. Его помнят благодарные потомки, его заслуги перед Родиной не забыты, это подтверждает и тот факт, что и в начале ХХI века его имя, выбранное голосованием народа, стало Историческим символом страны.
Александр Невский — настоящий патриот нашей страны.
Учитель. Давайте оценим себя на занятии:
- если вы были активны на занятии, отвечали с уверенностью, при выполнении заданий не испытывали затруднений и делали их самостоятельно — закрасьте кружок зелёным цветом;
- если вы проявили небольшую активность на занятии, отвечая, испытывали неуверенность в себе, при самостоятельном выполнении заданий возникали некоторые трудности — закрасьте кружок жёлтым цветом;
- если вы совсем не проявляли активности на занятии, не отвечали на вопросы учителя, не смогли самостоятельно выполнить задания — закрасьте кружок красным цветом.
К следующему занятию дома прочитайте повесть Георгия Шторма «На поле Куликовом».